Какие дети 21 века. Старт в науке

Дети 21 века. Кто они? Какие они? Чем они отличаются от предыдущих поколений? Каковы их особенности и возможности? Много вопросов возникает, когда начинаешь думать на тему детей 21 века. А ответ очевиден: они просто другие, они более сообразительные и умные, более талантливые и разносторонние, и воспитывать их можно по-разному. Но, в любом случае, будьте уверены, что при правильном подходе воспитания и развития детей в 7 лет они уже могут свободно говорить на нескольких языках.

Первые шесть лет жизни ребенка являются ключевыми в его развитии. На этой стадии подготавливается почва для его будущих успехов в нашем современном интернациональном мире.

Директор английского частного детского центра дошкольного образования OC «Our children-Our school» Элейн Подовиникофф открыла некоторые тайны воспитания детей.

Элейн 25 лет преподавала в Западной Канаде, где получила опыт работы с детьми от 3 до 18 лет. Помимо преподавания в классе, координировала курсы по обучению второго языка, возглавляла комитет по изучению и созданию новых программ обучения для младшего дошкольного возраста, подбору академических материалов, а также организовывала студенческие группы для туров в Россию. За последнее 15 лет 3 из 5 ее книг (2 тома поэтической трилогии и биографическая повесть) были изданы в США. В России изданы третий том трилогии ‘Russian Routes’ и вегетарианские рецепты. На данный момент уже 12 лет Элейн работает в образовательной системе в России и возглавляет английский частный детский сад OC «Our children-Our school». Все материалы для обучения, воспитания и раскрытия способностей у детей в раннем возрасте, Элейн разрабатывает самостоятельно. Кстати, Элейн имеет трех детей и 9 внуков. А дети в центре зовут ее просто – Mrs. Pod.

Что такое OC? И почему там всегда царит атмосфера счастья?

OC «Наши дети – Наша школа» — детский центр, основанный командой Канадских учителей, которые с 2000 года живут в Москве и преподают английский язык детям. Наша цель сделать процесс погружения ребенка в английский язык легким и комфортным, наполнить радостью каждый его день с нами. В садике мы общаемся с детьми исключительно на английском языке, и, даже если ребенок не говорит на английском, он понимает универсальные жесты и чувствует нашу любовь, чувствует, что мы принимаем его и уважаем его мнение. Через неделю он начинает произносить свои первые фразы, а еще через неделю поет песни на английском языке. Дети очень быстро учатся, копируют поведение других детей, учатся друг у друга. OC – это три просторных светлых помещения для трех возрастных групп: Tots – для детей от 2,5 до 4-х лет, Preps – с 4-х до 5-ти лет и Grads – с 5-ти до 7-ми лет. Большой спортивный зал, библиотека и комната для творчества, а также современная площадка для игр на улице на охраняемой территории жилого комплекса. В каждой группе есть старший учитель (носитель языка) и ассистенты из расчета 5 детей на одного взрослого, 2 няни, говорящие на английском языке и психолог. Летом мы занимаемся с детьми в нашем летнем лагере в Греции.

Главное в жизни и в нашей профессии — это, конечно, любовь! Всегда показывайте ребенку свою любовь и давайте понять, как Вы его цените и понимаете

Мысли детей и их развитие:

  • С рождения до 3 месяцев – Я вижу, слышу, чувствую запах и вкус. Я плачу, чтобы сказать Вам, когда мне что-то нужно.
  • От 3 до 6 месяцев – Я двигаю ручками и ножками. Я пытаюсь говорить с Вами.
  • От 6 до 9 месяцев – Я замечаю, когда Вы покидаете комнату. Незнакомые лица, вещи и места могут напугать меня.
  • От 9 до 12 месяцев – Я знаю, что Вы там, даже, когда Я не вижу Вас. Я уже личность.
  • От 1 до 2 лет – Я узнаю себя. Я хочу изучать мир вокруг. Я толкаю и тяну вещи, грызу все, пробую все на вкус. Я учусь.
  • От 2 до 3 лет – Я люблю рисовать и играть. У меня очень много энергии. Я думаю, что другие думают так же, как я.
  • От 4 до 5 лет – Я сам одеваюсь. Я люблю сам принимать решения. Я взрослею.

В диснеевском мультфильме у Скруджа Макдака была комната для размышлений, у Вас в центре есть подобный стул для размышлений?

О, Да! (смеется Элейн) Это один из психологических моментов влияния на ребенка, который позволяет ему самому понять, что он сделал, обдумать свои действия и поступки. Очень важно не объединять ребенка и его поступок в одно целое; есть ребенок, который всегда является воплощением «чистоты и невинности», и есть его выбор, поступок за который он отвечает. Стул есть, и дети очень любят этот стул, так как считают, что после него они становятся мудрее и взрослее, поэтому мы ограничиваем время сидения на стуле в зависимости от возраста ребенка. Например, если ребенку 4 года, то он может сидеть на стуле от 4 до 8 минут, не больше.

Способы поднять самооценку ребенку:

  • Отмечайте способности ребенка и его успехи;
  • Постарайтесь в любой ситуации дать ребенку почувствовать, что у него что-то получается;
  • Создайте ребенку ощущение стабильности в жизни;
  • Замечайте все положительные и особенные черты, присущие только Вашему ребенку, и обращайте на них его внимание;
  • Вмешивайтесь, когда у Вашего ребенка что-нибудь не получается, когда он расстроен и не верит, что он сам справится с ситуацией;
  • Реалистично относитесь к детской самооценке и помогайте справляться с неудачами;
  • Прививайте ребенку оптимизм и положительное отношение к себе.

Элейн, кроме занятий с детьми, Вы еще проводите занятия\семинары с родителями детей. Почему Вы считаете, что это необходимо?

Да, провожу, так как семьи бывают разные, и иногда между, казалось бы, самыми близкими людьми, между детьми и их родителями существует глухая стена взаимонепонимания.

Отрывок из семинара на тему «Ты не слушаешь…» (От Ребенка к Родителю)

Ты не слышишь меня, когда….

  • Ты не заботишься обо мне
  • Ты говоришь, что понимаешь меня еще до того, как узнаешь меня лучше
  • Ты называешь мне решение моей проблемы еще до того, как я объясню до конца, в чем она заключается
  • Ты прерываешь меня, не давая возможности договорить
  • Ты находишь меня скучным и не говоришь об этом
  • Ты критикуешь мой словарный запас, грамматику или акцент
  • Ты краснеешь, чтобы мне что-то сказать
  • Ты говоришь мне о своем опыте так, что мой опыт кажется неважным
  • Ты общаешься с кем-то еще, кто находится в комнате
  • Ты отклоняешь мои благодарности, говоря, что на самом деле ничего не сделал

Ты слышишь меня, если….

  • Ты тихо заходишь в мой собственный мир и позволяешь мне быть собой
  • Ты действительно стараешься понять меня, даже если в том, что я говорю, мало смысла
  • Ты принимаешь мою точку зрения, даже если это идет вразрез с твоими убеждениями
  • Ты понимаешь, что тот час, который я провел с тобой, оставил тебя немного уставшим и опустошенным
  • Ты позволяешь мне такое проявление чувства собственного достоинства как самостоятельное принятие решений, даже, если ты считаешь, что они могут быть неверными
  • Ты не берешь решение моих проблем на себя, но позволяешь мне справиться с ними моим способом
  • Ты сдерживаешь свое желание дать мне хороший совет
  • Ты не предлагаешь мне религиозные утешения, когда ты чувствуешь, что я не готов к этому
  • Ты даешь мне достаточно пространства, чтобы я мог раскрыть для себя, что происходит
  • Ты принимаешь мои слова благодарности, говоря мне, как хорошо ты себя чувствуешь от сознания того, что ты был полезен

В моей практике было много интересных психологических моментов, как направить ребенка. Главное, научить его КАК думать, а не ЧТО думать.

— Расскажите, пожалуйста, как Вы направляете детей на примере конкретного случая.

Однажды дети разбили вазу, которая, предположим, стоила 20 долларов. Но здесь не важна цена самой вазы, здесь важно другое – как показать ребенку, что он сам отвечает за свои поступки, к чему могут привести его действия и как он может решить проблему самостоятельно. Есть факт — разбитая ваза, мы этот факт принимаем как данное. И есть проблема: как компенсировать стоимость вазы? А любая проблема может быть решена. Мы собрали детей, которые разбили вазу и озвучили проблему: «Итак! Дети! Мы с Вами разбили вазу, которая стоит 20 долларов, как мы можем исправить проблему, не прибегая к помощи родителей? Какие будут Ваши предложения?» Решение было таким: дети пекли печенье дома и продавали его соседям, собрали нужную сумму и гордо принесли ее нам. В итоге получилось следующее: дети решили проблему самостоятельно, поднялась их самооценка, они получили опыт.

Очень часто дети учат родителей, а не наоборот. Мне, например, они не разрешают разговаривать с ними на русском языке в садике. Как только это происходит, они упирают свои ручки в бока, с детским милым осуждением смотрят на меня и кричат: «Mrs. Pod, English, please!»

Воспитатели должны быть последовательными в своей работе, осознавая разницу между дисциплиной и наказанием. Одно повышает самоуверенность ребенка, другое унижает самооценку. Все должно быть последовательно, понятно и просто для восприятия ребенка.

Как помочь ребенку вырасти в обществе, и научить его уважать окружающих и сочувствовать им:

  • Общайтесь лицом к лицу
  • Давайте ребенку возможность играть с другими детьми
  • Создайте твердый фундамент
  • Научитесь уважать характер вашего ребенка
  • Внимательно относитесь к ребенку и окружающим сами
  • Чтобы ребенок чувствовал себя полноправным членом семьи, придумайте ему обязанности, которые он мог бы сам выполнять
  • Поощряйте и хвалите ребенка, если он что-то сделал правильно
  • Готовьте ребенка к вступлению в общество и помогайте ему
  • Вместе фантазируйте
  • Вовлекайте ребенка в свои повседневные дела
  • Вместе решайте возникшие проблемы и вместе ищите пути решения конфликта
  • Не давайте ребенку смотреть телевизор слишком много и смотрите вместе с ним
  • Давайте ребенку выбрать вещи, чтобы пожертвовать на благотворительность
  • Будьте мягкими, любящими и заботливыми
  • Установите четкие правила
  • Позволяйте ребенку делать ошибки
  • Будьте хорошим примером для своего ребенка
  • Научите ребенка понимать, как его действия отражаются на окружающих
  • Пусть у Вас будет общая семейная цель, например «Благотворительность»
  • Каждый день говорите ребенку, что Вы им гордитесь!

Никита Соколов, редактор журнала «Отечественные записки», историк

Дети, появившиеся на свет в XXI веке, не знают примеров из прошлого. Для них новый мир – единственный возможный. Поэтому с раннего возраста современные дети готовы к конкуренции, к борьбе за выживание.

Вторая перемена, повлиявшая на изменение ребенка, менее глобальна, но не менее важна. Из жизни современных детей исчез двор, как один из важнейших социальных институтов советской эпохи.

Если раньше ребёнок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важен.

Теперь, сидя за компьютером, ребёнок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но с другой – ребёнок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми.

Наталья Кириллина, психиатр, кандидат медицинских наук, директор Института гармоничного развития и адаптации (ИГРА)


Дарья Халтурина, социолог, руководитель группы мониторинга стратегических рисков и угроз Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН

Игорь Конь, доктор медицинских наук, профессор, руководитель отдела детского питания ФГБУ НИИ питания РАМН

В последние 30-40 лет в рационе россиян появились продукты, о существовании которых раньше и не знали. С одной стороны, пищевая ценность повысилась, с другой – большую популярность приобрел фастфуд и прочие продукты быстрого питания: чипсы, сухарики. Распространились сладкие газированные и негазированные напитки.

С этими продуктами ребенок получает избыток насыщенных жиров, сахара и соли, способствующих развитию сердечно-сосудистых заболеваний. В обществе появилась тенденция к уменьшению потребления домашнего питания. Женщины стали эмансипированными и больше не хотят готовить.

Дети вынуждены переходить на пельмени, сосиски и другие продукты быстрого приготовления. Конечно, уход от натуральных продуктов сказывается на здоровье ребёнка. Другой негативный фактор – отсутствие достаточных физических нагрузок.

Специалисты в разных областях знания рассказали, какой он, ребенок нашего времени.

Педагог: Взгляд в себя

Сегодняшний ребенок - это новый человек. Его главной чертой является то, что взрослые зачастую принимают за эгоизм. На самом же деле ребенок XXI века просто устремил взгляд внутрь себя, чтобы там найти ответ на вопрос самоидентификации в нынешнем мире. Ответ этот дети ищут и, что самое интересное, находят самостоятельно.

Ребенок XXI века, в отличие от ровесников из предыдущих поколений, не задает вопросы о мире. Он видит, что летают самолеты, звонят телефоны, а электронные письма приходят спустя несколько секунд после отправки, - и это норма. Однажды с учениками 9–10-летнего возраста мы пошли в музей, где представлены артефакты прошлой эпохи. В частности, там находился телефон 1930-х годов, на диске которого были изображены не только цифры, но и буквы. Я рассказывал, что раньше телефоны были стационарными, что нельзя было звонить с улицы. А один мальчик, указав на нарисованные буквы, заметил: «Но SMS"ки они уже отправляли». Дети не могут себе представить, что когда-то люди жили в другом мире. Им важнее узнавать новое о современной жизни. Просто этот запрос нужно удовлетворять несколько иначе, с учетом эпохи.

Историк: Мир без прошлого


Дети, появившиеся на свет в XXI веке, не знают примеров из прошлого. Для них новый мир - единственный возможный. Поэтому с раннего возраста современные дети готовы к конкуренции, к борьбе за выживание. Вторая перемена, повлиявшая на изменение ребенка, менее глобальна, но не менее важна. Из жизни современных детей исчез двор как один из важнейших социальных институтов советской эпохи.

Если раньше ребенок приходил из школы и бежал на улицу, где общался со сверстниками, учась таким образом взаимодействовать с социумом, то для современных детей этот опыт оказывается менее важен. Теперь, сидя за компьютером, ребенок сам решает, с кем ему общаться, а с кем нет. С одной стороны, это неплохо. Но с другой - ребенок, попадая в реальный, а не виртуальный мир, оказывается беспомощным и неспособным нормально взаимодействовать с другими людьми.

Психиатр: Погоня за успехом

С первого класса, а иногда и с дошкольного возраста ребенок зациклен на достижении результатов. Недавно ко мне на консультацию привели пятиклассника, который заявил, что он плохо учится. В разговоре выяснилось, что «плохая учеба» - это две четверки в четверти. Под влиянием социума родители давят на детей, требуют от них высоких результатов, забывая о других ценностях - уважении к самому себе, свободном времени, игре, семейном досуге. Если человеку постоянно завышать планку и не формировать позитивной самооценки, он никогда не будет удовлетворен результатами. Не достигая желаемого, человек испытывает чувство вины. Отсюда неврозы, с которыми тяжело справиться даже взрослой сформировавшейся личности, не говоря уже о детях.

В погоне за успехом люди не задаются вопросом: а счастливы ли те, кого им ставят в пример? Находиться в условиях непрекращающейся гонки невозможно. Ребенок лишается обычных радостей и постоянно думает только о том, как бы оправдать надежды родителей. Если ситуация не изменится, нам на смену придет поколение несчастных людей. Хочется верить, что этого не произойдет.


Социолог: Личная свобода

Современный ребенок может рассчитывать только на себя. Поэтому и пути адаптации в обществе дети вынуждены искать самостоятельно. Но не все так мрачно. На мой взгляд, положительным фактором, повлиявшим на изменение сегодняшнего ребенка, стало возникновение цифровых технологий и Интернета. Едва научившись читать, дети XXI века становятся интернет-пользователями. Дети сами выбирают, на какой сайт зайти, что прочитать или посмотреть. Благодаря уходу детей более взрослого возраста в интернет-среду снизилась преступность. Все подростковые субкультуры достаточно мирные. Любители аниме, хипстеры и другие сообщества совершенно безобидны. А значит, постепенно исчезает противостояние «подросток - мир». В Интернете современные дети могут анонимно или открыто общаться с такими же детьми, решая схожие проблемы. Недавно наткнулась на подростковый форум, где дети делятся переживаниями. Советы, которые они дают друг другу, вполне адекватны. Нет никакой агрессии в общей массе, дети сочувствуют и сопереживают. Разве это не прекрасно?

Современный ребенок - независимая личность, в раннем возрасте способная самостоятельно принимать решения. Ребенок сегодня взрослеет на порядок раньше, чем 10–20 лет назад. Конечно, многие родители откажутся принимать этот факт во внимание и, возможно, не согласятся с тем, что их ребенок стал другим. Но с течением времени разница между детьми прошлого поколения и современным ребенком станет все очевиднее. Нынешние дети смогут создать общество профессионалов, ценящих личную свободу.

Врач: Слабое здоровье

В последние 30–40 лет в рационе россиян появились продукты, о существовании которых раньше и не знали. С одной стороны, пищевая ценность повысилась, с другой - большую популярность приобрел фастфуд и прочие продукты быстрого питания: чипсы, сухарики. Распространились сладкие газированные и негазированные напитки. С этими продуктами ребенок получает избыток насыщенных жиров, сахара и соли, способствующие развитию сердечно-сосудистых заболеваний. В обществе появилась тенденция к уменьшению потребления домашнего питания. Женщины стали эмансипированными и больше не хотят готовить. Дети вынуждены переходить на пельмени, сосиски и другие продукты быстрого приготовления. Конечно, уход от натуральных продуктов сказывается на здоровье ребенка. Другой негативный фактор - отсутствие достаточных физических нагрузок. Даже оставляя компьютеры и выходя на улицу, дети редко играют в энергозатратные игры, а в большинстве случаев увлечены теми же телефонами или планшетами. Отсюда рост количества детей с плохим зрением и проблемами с позвоночником. Ребенок XXI века слабо развит физически и подвержен большому количеству заболеваний.