Home
Up

«Вестник цветовода» — Журнал для тех, кто любит сад

 Журнал "Цветоводство"

 

 

 

 

 

"Фитон+" Ведущее издательство книг по цветоводству

 

 

 

 

 

Павильон ВВЦ "Цветоводство и озеленнение"

 

 

 

 

Продажа горшечных комнатных растений

 

 

Грин Лайн - ведущий импортер срезанных цветов в России

 

 Журнал «Тепличные технологии» №1 2007 г.


Интервью Ирины Комаровой.

    На встречу с А.И.Фитисовым я приехала в начале марта. Словно иллюстрация полузабытого предпраздничного ажиотажа, у входа в цветочное хозяйство змеилась длинная очередь покупателей: накануне 8 марта цветы расходятся, как горячие пирожки. Впрочем, в цветочном «закулисье» - в теплицах – тоже царила волнительная деловая атмосфера. «9 марта вы нам не нужны», - как к живым существам обращались тепличники к тюльпанам…

«Живой» бизнес»: особенности российского производства

            Говоря о цветочном бизнесе, в первую очередь, следует разделять производство цветов и их продажу. Особенность процесса производства в том, что это сельскохозяйственная деятельность, это работа с живым материалом, с живыми растениями. Работа очень гибкая, тонкая, требующая искренней любви к цветам: как все живое, они всегда чувствуют отношение к себе. Люди, которые занимаются выращиванием растений, как правило, добрые и мягкие, по характеру едва ли ассоциирующиеся с жестким словом «бизнес»…

- Анатолий Иванович, горячая пора у вас сейчас?

            Да. Весна – время, о котором мы мечтаем весь год. Порой наш рабочий день продолжается с семи утра до десяти вечера.

- Как к празднику увеличивается производственная мощность предприятия?

- к 8 марта мы дополнительно высаживаем 600 000 тюльпанов. Естественно, наша традиционная продукция – роза – тоже начинает больше плодоносить. Это связано с увеличением светлого дня. Сейчас это уже 10 часов 46 минут, а еще совсем недавно день длился только 7 часов. Увеличение – почти на 4 часа! Это ведь еще и снижение энергозатрат.

- Какова совокупная производственная мощность?

- 10,5 миллионов цветов в год. Это всех видов, хотя «Ульяновский», конечно, специализируется на розах. Больше, чем мы, никто в России этих цветов не выращивает: из оговоренной мощности 8,5 миллионов приходится именно на розы. Мы опробовали более 50 сортов, однако наиболее активно используются 15 из них, примерно 10 000 роз.

- Вы являетесь дистрибьюторами иностранных производителей цветов – расскажите об этом.

Мы работаем с французами, голландцами, с финнами. Особенно большой опыт выращивания роз в климатических условиях, приближенных к российским, накоплен в Финляндии. Страна находится еще на 700 км севернее нас, но при этом финские цветоводы достигают урожайности от 300 до 500 штук с квадратного метра.

- А у вас какая урожайность?

- В пределах 200 роз с одного  квадратного метра.

- Тяжело работать с иностранцами?

- Мне кажется, что им с нами работать тяжелее. По статистике опроса инофирм, легче всего сотрудничать со шведами и канадцами, Россия в этом списке занимает одно из последних мест. В области селекции цветов ситуация осложняется тем, что отечественных поставщиков саженцев практически нет. Любая отрасль народного хозяйства должна иметь свою историю, культуру, технологии, кадровую политику. Если французские селекционеры имеют профессиональны опыт, исчисляемый сотней лет, то на современном рынке я могу назвать еще сразу несколько сильных селекционных компаний: серьезные фирмы есть и в Германии, и в Голландии. Наш совхоз работает с иностранными селекционерами с 1994 года, с тех самых пор, как отечественным производителям разрешили это делать официально.

...как не существует вечного двигателя, так нет и цветочного философского камня…

- Совхоз «Ульяновский» - это не только срезка?

- Это еще и более 200 000 горшечных растений, более 500 00 цветочной рассады. Подобная диверсификация обусловлена тем, что мы пытаемся заработать деньги, обеспечить работой и зарплатой коллектив, платить налоги, оплачивать гигантские энергозатраты. Горшечными растениями мы занимаемся примерно 10 лет. Начиналась эта инициатива с черенкования роз. Сейчас работать стало легче, потому что в основном мы закупаем за рубежом укорененные черенки. Специализированные иностранные компании поставляют нам растения. Это процесс достаточно технологичный, простроенный на принципе разделения труда. Черенки укореняются на Канарских островах, где тепло и влажно, затем доращивание происходит в Германии, Голландии. И только после этого совхоз получает укорененный черенок в возрасте от одного до полутора месяцев. В условиях нашей местности мы доводим их до цветения – это еще три-четыре месяца.

            Другое направление нашей деятельности – это посевы семян. Мы выращиваем примулу, цветочную рассаду. Часть продукции поставляется по договору Москве на озеленение города. Другая часть идет на продажу. Большой объем рассады у нас забирает население. Совхоз «Ульяновский» расположен на западной окраине Москвы, здесь рядом Киевское, Боровское шоссе. Поэтому множество людей, отправляющихся на дачные участки, заезжают по пути в наш розничный магазин.

            Кроме того, одну из теплиц мы оборудовали под садовый центр. Там забетонированы дорожки, по которым можно проезжать с тележками, там есть стоянка для машин, удобный подъезд. В садовом центре покупатели могут посмотреть, подержать в руках и, наконец, выбрать растения. Без ложной скромности могу сказать, что наш садовый центр пользуется большой популярностью: особенно по выходным дням там выстраиваются огромные очереди. Горшечные растения, несомненно, очень рентабельны.

- А что развивается лучше: оптовая или розничная торговля?

- Мы – оптовое предприятие. Массовую продукцию, миллионы цветов, мы реализуем именно через систему оптовых продаж. Розница для нас – сопутствующее направление: это примерно 30% реализуемой продукции.

- Есть ли в «Ульяновском» свой питомник?

- Питомника как такового мы пока еще не создали, хотя хвойные растения в контейнерах продаем. Откровенно говоря, нам хватает забот и проблем с основным нашим продуктом, с розами. Кроме того, нынешний уровень развития предприятия пока не позволяет настолько диверсифицировать деятельность, чтобы создать питомник.

- Чем «Ульяновский» отличается от других подобных предприятий?

- Насыщенностью современными средствами выращивания цветов. Среди старых совхозов, которым не один десяток лет, технологическая составляющая у нас, пожалуй, наивысшая. Я не сравниваю сейчас «Ульяновский» с недавно построенными теплицами, оснащенными всеми технологическими инновациями, от современных узлов подкормки до герметичных стеклопакетов, позволяющих экономить энергоресурсы. Все перечисленные технологические новинки для современного предприятия являются нормой, но наше хозяйство было спроектировано около 40 лет назад: конструкции 1973 года, проект предусматривает однослойное остекление, фрамуги закрываются «металл на металл». Морально и физически наши конструкции устарели, но мы постоянно проводим модернизацию. Например, уходим от натуральных, органических грунтов, переходя на субстрат, на агроперлит. Это позволяет в десятки раз уменьшить расход торфа, органики.

- Какова себестоимость одного цветка?

- Себестоимость розы с учетом растущих затрат на энергоносители, с учетом ежегодного роста зарплаты и налогов, стремится к отпускной цене, к валовым доходам. У нас рентабельность в среднем такая же, как по народному хозяйству: от 5 до 15%. Возможно, питомники, о которых мы уже упоминали, более рентабельны в связи с тем, что там нет масштабных расходов на газ, отопление, электроэнергию. Естественно, рентабельны они при хорошей организации продаж. А цветочные хозяйства не столь доходны. Кроме того, мы находимся в Москве, и, по сравнению с регионами, столица с ее высоким уровнем жизни и высоким уровнем зарплат заставляет нас также поддерживать соответствующий уровень заработной платы. Наши сотрудники в среднем получают 20-22 тысячи рублей. В регионах оплата труда тепличника значительно ниже.

- Но столичная локализация позволяет вам продавать цветы по московским ценам?

- В предпраздничный сезон цветы стоят дорого. Но в остальное время себестоимость лилии – 39рублей, средняя цена розы -23рубля. И это очень хорошая цифра! Раньше, когда доллар стоили 6рублей, у нас роза стоила 2 рубля, т.е. треть доллара; «выйдя» на полдоллара, мы были счастливы! Сейчас средняя оптовая цена приближается к доллару. Для опта это просто отлично! Но не стоит забывать о расходах. Вы были в наших теплицах, видели, какое количество светильников мы используем. Ламы теряют силу светового потока примерно на 10% в год. Следовательно, через 5 лет их надо менять. Требуют ухода и капитальных вложений трансформаторы – список первостепенных, обязательных расходов можно продолжать Отсюда вывод: как не существует вечного двигателя, так не существует и «цветочного философского камня», который бы приносил тепличникам горы денег и золота. Порой мне кажется, что производство цветов на срез имеет нулевую рентабельность. А ту небольшую прибыль, которую мы все-таки получаем, мы имеем на продажах кустов роз, луковиц лилий – но не на срезке.

- Низкая урожайность – причина низкой рентабельности

- Причина низкой урожайности в технологическом несовершенстве. Например, в «Ульяновском» проектом предусмотрено использование воды из артезианской скважины. Зачем? Растения в природе никогда не увлажняются подобным способом. Для этого предназначена влага с небес. У дождевой воды соответствующая кислотность, а содержание удобрений, солей близко к нулю. Знаете ли вы, что дореволюционные рекомендации по выращиванию цветов советовали использовать воду из водоемов, причем поливать растения во второй половине дня, когда насыщенность воды кислородом максимальная. Представляете, какие тонкости учитывались при выращивании декоративных культур до революции! А нынче создается проект среднестатистического тепличного предприятия с использованием артскважины. Но я не знаю, насколько  теряется урожайность от такого полива. Ведь, по сути, это мертвая вода, которая на глубине 200 метров существовала многие сотни лет. А мы поливаем ею растения! Совхоз ежедневно использует сотни кубов воды. Раньше мы поливали водой из пруда, использовали старые форсунки, а теперь, при капельном поливе, предусматривающем тщательную систему фильтрации, использовать воду из пруда невозможно: моментально засоряются фильтры. Голландцы для полива собирают дождевую воду, возможно, это выход. Но мы не можем воспользоваться их опытом, потому что это сопряжено с большими затратами.

- Анатолий Иванович, каковы перспективы и стратегия развития предприятия?

- Мы хотим завершить перевод предприятия на малообъемные технологии всех площадей цветочных растений. Постоянно отслеживать наиболее эффективные сорта, избавляться от убыточных, высаживать пользующиеся спросом цветы. Планов строительства у «Ульяновского» на сегодня нет, т.к. нынешнюю площадь теплиц (8,3 гектара) мы используем недостаточно эффективно. Я думаю, что при грамотном подходе с единицы площади мы сможем получать в 2-3 раза больше продукции, нежели сейчас. Так что, планов строительства нет, есть планы по повышению урожайности.

- Роль государства?

- Это непростой вопрос. Сколько существует Россия, столько ее жители занимаются сельским хозяйством. ХХ век – это время постоянных ошибок. На заре эпохи была попытка «оживить» отрасль, внедрив реформы Столыпина, избрать фермерский путь развития. Однако с началом коллективизации фактически наступил крах сельского хозяйства. Колхозный строй подорвал развитие отрасли, сделав всех наемными работниками. Тогда как зарубежный опыт показывает, что сельскохозяйственным производством должен заниматься лично хозяин, человек, который знает все тонкости своего хозяйства. Мы живем в стране, где основная часть населения выросла при социализме, поэтому я с недоверием отношусь к всевозможным опытам и экспериментам в отрасли. Я знаком с казусами, когда под маркой помощи сельскому хозяйству выделялась определенная сумма, но реально деньги, выделенные на его развитие, на счету совхоза находились ровно полчаса, затем их переводили энергетикам или газовикам в счет погашения долгов. За историю существования нашего предприятия мы привыкли отвечать сами за себя, не рассчитывая на помощь со стороны. Хотя, если ситуация изменится, отказываться от помощи не станем.

- Нужно ли российским цветоводам с пиететом относиться к голландцам?

- Я считаю, что сравнивать себя с Голландией не совсем справедливо. Это все равно, что сопоставить успехи голландцев и россиян в освоении космического пространства, в области балета или производства оружия. Голландия – страна, которая столетиями специализировалась на выращивании цветов. Там соответствующий климат, наконец, соответствующий менталитет! Оценивать ситуацию надо реально и спокойно. Голландцы в цветоводстве нас опережают, хотя временный запрет на ввоз их продукции в Россию значительно стимулировал продажи отечественных цветов. Это могу подтвердить на примере нашего предприятия.

- Какой у вас любимый цветок?

- Роза, красная роза.

- Что вы обычно дарите своим близким?

- Я дарю разные цветы, выращенные в Ульяновском совхозе декоративного садоводства. 8марта преподношу жене тюльпаны, потому что в весенний праздник хочется дарить весенние цветы.

 

 
Send mail to postmaster@usds.ru with questions or comments about this web site.
Copyright © 2005 Ульяновский СДС
Web design: Leontyev O.
Last modified: 30 декабря, 2011