Проблемы детства в современном мире. Дети и современный мир

Об актуальных проблемах современного детства

Э. Ш. Камалдинова (Национальный институт бизнеса,

Московский гуманитарный университет)

В статье анализируются социально-философские, правовые, теоретико-методологические, социально-педагогические, психологические аспекты проблемы детства: статуса детей, возрастных границ, особенностей социального положения в современном обществе, социального становления. Ключевые слова: Конвенция ООН о правах ребенка, права ребенка, государственные нормативные акты, феномен детства, социальное становление.

Принятие Генеральной Ассамблеей ООН в ноябре 1989 г. Конвенции о правах ребенка, подписание ее главами 190 государств мира, ратификация конвенции Верховным Советом СССР в июне 1990 г. ознаменовали складывание новой ситуации в мире и конкретно в России по отношению к детям.

Проблема прав ребенка, его полноценной жизни, воспитания, образования и развития всегда волновали человечество. Ее решение означает обеспечение государственных гарантий в социальном становлении личности, в его вступлении в самостоятельную жизнедеятельность, реализацию его прав и законных интересов.

Разработка социологической концепции реального представления о детстве и моделей социализации ребенка в современное общество относится 70-80-м годам XX в. В основе этой концепции образ детства, конкретного ребенка раскрывается в контексте полноценного участника социальных действий, социальной деятельности в целом. Возникла потребность пересмотра исследовательской теории и практики социализации детства (И. С. Кон, Е. М. Рыбинский, С. Н. Щеглова) в рамках современной теории социализации. Это затрагивало определенную совокупность проблем: а) основы и структуры социализации, детство и повседневность как его нормативный контекст; б) анализ аспектов социального неравенства детей в рамках определенных обществом возможностей для освоения образовательного и профессионального статуса; в) рассмотрение социализации как специфического межпоколенного процесса, органически обусловленного, пересекающегося с политическим и социальным порядком и вы-

ступающего естественным механизмом следования поколений друг за другом.

Обозначенный подход базируется на концепции поколенческой упорядоченности, характеризует контекст социальной, взаимно конструированной и структурированной природы категорий ребенка и взрослого, их социального взаимодействия.

В этом смысле целесообразно выделить теоретико-прикладную актуальность оптимального конструирования и регулирования отношений между поколениями самых разных возрастных групп как центрального элемента, важнейшей составляющей общества в контексте функциональной связи с гендерными, экономическими, социально-политическими отношениями.

Общество, в котором плохо детям, - больное общество. Излечение такого общества, и нашего конкретно, может и должно начинаться с утверждения в нашем общественном сознании и жизни фундаментальной идеи: нашу жизнь можно и должно оценивать через современное детство. Приоритет движения от детей к обществу фактически есть предпосылка нашей сегодняшней и завтрашней культуры. Эта идея в своем содержательном смысле утверждает общественную значимость, социокультурные детерминанты воспитания, существования детства.

В условиях коренного общественного переустройства актуально стоит вопрос обновления традиционной парадигмы подготовки и включения подрастающего поколения в жизнедеятельность общества. В этом контексте возникает большая совокупность проблем теоретико-методологического характера, в том числе: детство как элемент культуры;

социализация детей как способ существования и трансмиссии культуры; детство как особая субкультура общества.

Традиционно в науке представление о категории детства (И. С. Кон и др.) характеризуется как инвариантная стадия развития человека или как демографическая категория. Но по своей исторической и социальной сути детство есть культурно-исторический феномен, который можно системно осмыслить лишь с учетом возрастного символизма, т. е. системы представления и образов в определенные периоды развития. В этом случае в культуре индивида проявляются воспринятые, осмысленные и легитимированные ценности в разные периоды социализации, его жизненного пути, в условиях многообразных характеристик возрастной стратификации общества.

В этом контексте принципиальный смысл обретают категории, характеризующие процесс развития личности (в период детства) - социальное становление детей, что, в свою очередь, предполагает обоснование и воплощение в общественную практику целостной теории социального развития вступающего в жизнь нового поколения.

Прежде всего речь идет о признании детства не как подготовительного этапа жизни, а как полноценного, нормального, обязательного периода жизни каждого ребенка и о гарантировании со стороны государства условий для его полноценной и качественной социализации.

Вопрос о правах ребенка (детей) в истории сообщества возник сравнительно недавно. В XIX в., особенно в его второй половине, резко актуализировалась необходимость защиты детей, в том числе от произвола родителей, от эксплуатации работодателей. В рамках демократических движений в тот период внимание прогрессивных сил было привлечено к признанию самоценности ребенка, к содействию реализации им основных прав и свобод. Об этом в России писали Л. Н. Толстой, К. Д. Ушин-ский, К. Н. Вентцель и многие другие.

К. Н. Вентцель одну из своих статей так и назвал - «Ребенок настоящего момента есть самодовлеющая цель воспитания» и сформулировал в ней следующий тезис: «Ребенок на-

стоящего момента есть самодовлеющая цель воспитания. Воспитание должно добиваться того, чтобы каждый настоящий момент жизни ребенка был полон и имел значение сам по себе, а не как переходная ступень к зрелому возрасту» (Вентцель, 1993: 18). 25 сентября 1917 г. он осуществил «Провозглашение Декларации прав ребенка» (там же: 138-143). Один из ее пунктов гласил: «4. Каждый ребенок, какого бы возраста он ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни собственностью общества, ни собственностью государства».

На рубеже XIX-XX вв. проблема социальной самоценности и признания значимости ребенка как социального субъекта, как человеческого существа, находящегося в условиях особой опасности (военной, политической, социальной - бедности, нищеты, болезней, неграмотности), справедливо актуализировала вопрос о правовом признании ребенка как личности в обществе. До образования ООН в 1924 г. Лига Наций приняла Женевскую декларацию прав ребенка. И хотя она не содержала для государств-участников обязательных предписаний по ее реализации, но в соответствии с данным документом ребенок признавался объектом международной правовой защиты.

Одним из первых актов созданной в 1945 г. Организации Объединенных Наций явилось образование Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ). Принятая в 1948 г. ООН Всеобщая декларация прав человека признала особым приоритетом защиту и помощь детям. В 1959 г. Организацией Объединенных Наций принимается уже Декларация прав ребенка. В ней провозглашены десять социальных и правовых принципов защиты и обеспечения благополучия детей на национальном и международном уровне. Но документ этот лишь формулирует ведущие принципы и рекомендации.

Продолжающееся ухудшение положения детей во многих государствах мира потребовало принятия такого международного документа, который бы в рамках подписанных главами государств - участников ООН фиксиро-

вало важнейшие международные правовые нормы в государстве защиты основных жизненных прав и интересов детей. Подготовка и проведение в 1979 г. Международного года ребенка означали начало работы над проектом соответствующей международным нормам конвенции, гарантирующей основные права в сфере защиты жизни и разностороннего развития детей. 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН принимает Конвенцию ООН о правах ребенка. 25 января 1996 г. Совет Европы принимает Европейскую конвенцию об осуществлении прав детей, реально подтверждающую и провозглашающую гарантированные конвенцией нормы.

Концепция Конвенции о правах ребенка построена на фундаментальном положении, признающем равные права детей, юношества (от рождения до 18 лет) на существование, выживание, развитие, на самореализацию себя в современном мире. Жизнеустройство детей на этой основе требует принятия и реализации всеми структурами общества новой этики отношения к детям, к детству как уникальному социальному феномену.

ООН в целях активизации внимания мирового сообщества к Конвенции провела в 1990 г. Всемирную встречу на высшем уровне в интересах детей. Историческое значение такого форума состояло в том, что участники встречи - главы государств приняли Всемирную декларацию об обеспечении выживания, защиты и развития детей, План действий по осуществлению декларации в 1990-е годы. Главы 159 делегаций договорились о принятии экстренных мер, национальных планов, ориентированных на решение неотложных проблем детства. Это не только знаменовало принципиально новую ситуацию в области выработки и гарантированной государственной политики в интересах детей, но и обозначило для решения сообществом взрослых огромное количество актуальных проблем в сфере детства, требующих их долгосрочного и оперативного решения для сегодняшнего и завтрашнего подрастающего поколения.

Впервые в мировой практике был принят международный документ, утверждающий приоритет интересов детей в сфере политики,

необходимость гуманного, перспективного решения всеми государствами, ратифицирующими его, вопросов обеспечения полноценной жизни, здоровья, образования и развития, подготовки детей к самостоятельной жизнедеятельности в соответствии с нормами международного права.

Генеральная Ассамблея ООН в ноябре 1989 г. принятием Конвенции о правах ребенка подтвердила свою приверженность гуманистическим принципам, а международное сообщество назвало ее Великой хартией вольностей для детей, мировой конституцией прав ребенка. Ее ратификация Верховным Советом СССР состоялась в июне 1990 г., что определило соответствующие обязательства и правопреемницы России в сфере защиты прав детей.

Одним из первых шагов стало принятие Российской Федерацией в 1995 г. Национального плана действий в интересах детей до 2000 г., реализуемого в рамках президентской, а впоследствии долгосрочной федеральной программы «Дети России», включающей в себя в различные годы различные подпрограммы - «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Одаренные дети», «Дети и семья», «Профилактика безнадзорности и правонарушений» и другие. Целевое предназначение и особенности реализации их в разных регионах по отношению к разным группам детей, несомненно, имели и имеют позитивный смысл, хотя технологии и формы обеспечения мероприятий существенно дифференцированы в отдельных субъектах Российской Федерации.

Начало 90-х годов в России отмечено активным становлением нормативно-правовой базы защиты прав и законных интересов детей: Конституция РФ (1993 г.), Гражданский кодекс РФ (1995 г.), Семейный кодекс РФ (1995 г.), Уголовный кодекс РФ (1995 г.), Трудовой кодекс РФ (2002 г.), Закон РФ «Об образовании» (1992 г.) и другие, а также федеральные законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» (1995 г.), «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (1995 г.), «Об основных гарантиях прав ребен-

ка в Российской Федерации» (1998 г.), «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолет-них»(1999 г.), Закон г. Москвы «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве», законы субъектов РФ...

Современное российское законодательство содержит соответствующие базовые нормативные положения, позволяющие реализовать приоритетные интересы детей. Вопрос заключается в том, чтобы их осуществление стало повседневной нормой для всех структур государства, общества и граждан.

Государство избрало программно-целевой метод реализации мер по решению проблем детей в обществе. Одним из механизмов государственной поддержки детей с 1995 г. у нас выступает федеральная целевая программа «Дети России». Приоритетами в решении задач определены снижение младенческой и материнской смертности, снижение инвалидности среди детей с хронической патологией, укрепление здоровья ребенка на всех этапах его развития, повсеместное гарантирование достаточных условий для решения задач выживания, полноценного развития, воспитания, образования.

За последние годы существенно активизировались финансовая поддержка, укрепление материально-технической базы учреждений. Однако система профилактики устойчивости жизнедеятельности детей (особенно в подростковом возрасте) недостаточно эффективна.

В этой сфере не отрегулированы меры оперативной компенсаторной помощи, стабильного функционирования обозначенных учреждений. К актуальным острым социальным проблемам следует отнести решение вопросов сокращения детской смертности, недоедания, преодоления неграмотности миллионов детей в мире, обеспечения всех семей питьевой водой, нормальными условиями жизни, оказание помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации (дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды, дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии, дети - жертвы вооруженных конфликтов, экологических и техно-

генных катастроф, стихийных бедствий, дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев, дети - жертвы насилия и другие категории детей из социально уязвимых групп).

Согласно вышеупомянутой Конвенции о правах ребенка государства-участники каждые пять лет представляют периодические доклады о реализации Конвенции о правах ребенка. Россия представляла в 1993 и 1998 гг. обстоятельные аналитические доклады для обсуждения и принятия мер поддержки.

С 1993 г. по настоящее время Правительством РФ готовится и представляется Федеральному Собранию Российской Федерации ежегодный доклад «О положении детей в Российской Федерации». В представленных к настоящему времени более десяти докладах анализируется положение различных групп детей России, а также меры, направленные на его улучшение.

Полноценное системное решение обозначенных вопросов требует значительного повышения законодательных обязательств государства, действий общества, всех его структурных подразделений для создания элементарно достаточных условий для полноценной и здоровой жизни каждого ребенка, для осуществления и стимулирования социального, личностного развития каждого юного гражданина, для воспитания свободного, творческого, созидательного, духовно богатого поколения людей.

Это требовало выработки и принятия к реализации концепции, базирующейся на признании самоценности детства, на ответственности взрослых за судьбу каждого ребенка. Возвращение деформированного, пораженного глубоким кризисом нашего общества к его исконной гуманной сущности требует признания детства, юности, молодости как фундаментальной, а не подготовительной части жизни.

Излечение может и должно начинаться с утверждения в нашем общественном сознании, в профессиональной деятельности во всех сферах жизни общества фундаментальной идеи - оценивать жизнь через самочувствие детей и характеристики современного детства. Приоритет оценки и движения общества

в развитии от детей фактически есть базовая предпосылка общественной, гуманистической сущности социокультурных детерминант существования и развития общества.

Одна из глубинных причин долговременного кризиса общества состоит в том, что весь предшествующий взрослости период детства рассматривался и рассматривается как период подготовки к жизни во взрослом сообществе. Все виды деятельности (традиционно образования, воспитания) строятся на необходимости адаптации детей к миру взрослых, на игнорировании самоценности детского сообщества как одного их важных условий развития общества в целом, развития его культуры, менталитета, экономической и политической сфер жизнедеятельности. Государственная политика в интересах детей должна быть кардинально активизирована, она сегодня в основном реализуется по остаточному признаку.

Сегодняшние поколение детей по существу находится на периферии государственной политики, общественных интересов, на обочине законодательного и административного решения жизненно актуальных проблем детства. Жизнеобитание детей и подростков проходит в современных условиях фактически вне правовых ориентаций, норм. Статистика, характеризующая основные тенденции общественной жизни, подтверждает тот факт, что быт, установки, поведение, вся субкультура сегодняшних детей зеркально отражают, усугубляют глубинные противоречия современного российского общества. Всплеск самоубийств подростков - одна из драматичных примет остроты и драматичности сегодняшней ситуации.

На нынешнем этапе общественного развития России актуально стоит вопрос обновления традиционной парадигмы (системы идей, положений, лежащих в основе теории и практики решения проблемы) подготовки и включения подрастающего поколения в жизнедеятельность общества. Диалектика обновления общества осуществима на основе системы «дети - общество», «молодежь - общество». В этом случае фундаментальное значение приобретает процесс развития, сти-

мулирование процесса социального самодвижения вступающих в самостоятельную взрослую жизнедеятельность. Особое значение в государственной политике в этой связи приобретает содержание работы детских и юношеских общественных объединений, направленное на развертывание субъектной, социально активной позиций детей, подростков, юношества в различных сферах общественного проявления.

Реальное признание прав ребенка характеризуется различными аспектами: юридическим, социально-психологическим, социально-педагогическим и др. Сложности их разрешения сегодня очевидны, но торможение оборачивается еще более драматичными последствиями. Важный смысл в этой связи приобретает социально-педагогическое решение вопроса.

Особого внимания также заслуживают некоторые психологические вопросы взросления детей и подростков. Усложнение социальных условий резко отрицательно сказалось на содержании и механизмах их социального развития. Элементы деструкции традиционных механизмов социализации детей проявляются во многих показателях, но весьма существенными становятся характеристики возраста. Ускорение биологического созревания (акселерация), рост напряженности психического самочувствия, неадекватность форм проявления самосознания, неподтверж-дение усиливающегося чувства взрослости у подростков их реально низким статусом приводят к значительному снижению социального возраста.

Маргинальность юношества в этих условиях выступает не только отрицательным атрибутом возрастного развития, но и существенным фактором торможения социокультурного движения общества в целом.

Наиболее драматичным фактором несрабатывающих условий полнокровной социализации выступает недостаточность в законодательстве нормативов, которые являлись бы правовыми «вешками», фиксирующими этапы взросления детей, обретения различными возрастными группами все больше гражданских прав и обязанностей, их юридическое оформ-

ление постепенного вступления в мир взрослых граждан.

Фактическая неразработанность ювенальной юриспруденции затрудняет постановку и решение глобальных по смыслу и значению достаточных юридических оснований для субъектного самовыражения сообществом 14-18-летних себя во всех сферах жизнедеятельности. Такое положение способствует углублению негативных процессов, связанных с социальным отчуждением, нарастанием криминогенности, девиантного поведения подростков и юношества, усложнением процесса самовыражения юношества в многообразных формах социально значимой деятельности. По оценкам экспертов-специалистов, за прошедшие два десятилетия уже произошли невосполнимые потери в ресурсах поколений России.

Недооценка активизирующихся социально-возрастных процессов, потребности социальных переходов в статусе у значительного числа подростков оборачивается углублением разрыва между потребностью интенсивного включения подрастающих в жизнь общества и задержкой их социально зрелого проявления. Правовой статус детей и подростков различного возраста в детских общественных объединениях (с 8 до 18 лет включительно) нуждается в конкретизации.

Признание прав ребенка в период его образовательной деятельности означает прежде всего отказ от традиции патернализма, решения за ребенка взрослыми всех его проблем. Это предполагает новую конструкцию, ориентированную на построение процесса воспитания во всех социальных институтах через вза-

имодействие, сотрудничество, через доверие и уважение. В такой среде созидательного взаимовлияния взрослый стимулирует самодвижение ребенка, помогает детскому коллективу принять свое решение, помогает в реализации программы, принятой этим коллективом, дает возможность свободы поиска, свободы экспериментов, свободы решения и совершения ошибок.

Создание соответствующих условий, стимулирование, поддержка статуса субъекта как объединения, так и отдельных его участников - актуальная задача, которую в общении с детьми предстоит ежедневно решать взрослому сообществу.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Вентцель, К. Н. (1993) Свободное воспитание: сб. избр. тр. М. : Профессиональное образование.

ON THE TOPICAL PROBLEMS OF CONTEMPORARY CHILDHOOD E. Sh. Kamaldinova (The National Institute of Business,

Moscow University for the Humanities)

The article analyzes the socio-philosophical, legal, theoretical and methodological, social and pedagogical, and psychological aspects of the problem of childhood: the status of children, age brackets, the features of social position in the contemporary world, and social formation.

Keywords: the UN Convention on the Rights of the Child, rights of the child, state regulatory enactments, the phenomenon of childhood, social formation.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION) Venttsel’, K. N. (1993) Svobodnoe vospitanie: sb. izbr. tr. M. : Professional’noe obrazovanie.

ПРОБЛЕМА ДЕТСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Луцева Ирина Юрьевна
Таганрогский институт имени А.П.Чехова (филиал) "Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)"


Аннотация
В данной статье раскрыта проблема детства, показано отношение к детству в разные исторические периоды времени и на современном этапе развития общества. А так же рассмотрен современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

THE PROBLEM OF CHILDHOOD IN THE MODERN WORLD

Luceva Irina Yurevna
Taganrog Institute named after A. P. Chekhov (branch "Rostov state economic University (rinkh)"


Abstract
This article considers the problem of childhood shows the relationship to childhood in different historical time periods and at the present stage of development of society. As well as considers the current stage of construction of new forms of relationships children and adults, the dominant indicator of which is the gap between the lives of children and adults.

Детство – один из важнейших периодов в жизни человека. В этот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии от беспомощного существа до адаптированной к природе и обществу личности, способной брать на себя ответственность .

На сегодняшний день существует множество определений понятия «детство», а также разграничения его временных рамок.

Так, с точки зрения социологии детство есть не что иное, как постоянная и сменяемая естественным образом часть общества, которая выполняет ряд специфических функций, а также активно взаимодействует с обществом и отдельными его элементами. В физиологии и психологии детство представляет стадию жизненного цикла, в период которой начинает и продолжает развиваться организм, формируя свои важнейшие функции. А в социальной педагогике данный период жизни рассматривается как начальный этап социализации личности, включающий усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, освоение социальных ролей, которые позволяют ребенку развиваться и функционировать в обществе .

Проблемой детства и закономерностями психического и личностного развития ребенка занимались такие ученые, как Л.С. Выготский П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, А.Ф. Лазурский, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович и др.

Авторы предлагают большое количество концепций и принципов психофизического развития ребенка в этот период жизни, однако, на сегодняшний день нет единого мнения и ответа на вопрос о том, каким же должно быть детство и как нужно воспитывать подрастающее поколение.

Эволюция статуса детства прошла долгий и сложный путь. Еще в средние века положительной чертой детства считалась восприимчивость к воспитанию. Яркий представитель того времени, Филипп Наваррский, отмечал, что этот период является фундаментом для всей дальнейшей жизни, на котором можно построить хорошее и крепкое будущее. Позже большой вклад в отношение к детству внес ученый Эразм Роттердамский, определявший, что крайне важно учитывать возраст и не допускать того, что может превосходить силы ребенка в любом виде деятельности .

С точки зрения науки, понимание детства как особого и своеобразного феномена начало формироваться во второй половине XIX века, но лишь в XX веке возник интерес к детству как к особому социальному феномену благодаря усилиям М. Монтессори, Н.Ф. Песталоцци и другим реформаторам педагогики.

Стремительное развитие современного мира имеет огромное влияние на детство. На сегодняшний день ребенок признается самостоятельным субъектом права и имеет особый социальный статус. Однако активная технологизация и внедрение инноваций во все сферы жизнедеятельности выдвигают острую необходимость взаимосвязи мира детей с миром взрослых .

С одной стороны, мир взрослых и мир детей сблизился, что связано с тем, что ребенку стало доступно все то, что ранее было запретно: он имеет почти не ограниченный доступ к информации, все больше становится дозволено, от этого появилась определенная независимость детей.

С другой стороны, взрослые отдалились от детей и не только потому, что первые перестали заниматься детьми. В последнее время дети остаются в стороне от деятельности общества в обсуждении различных проблем взрослых .

Сегодня все чаще говорят о дискриминации детей. Мир детства так или иначе деформирован миром взрослых.

Современный этап построения новых форм взаимоотношений детей и взрослых обозначен учеными как кризис детства, главенствующим показателем которого является разрыв между жизнью детей и взрослых.

Ученые выделяют ряд характерных черт для данного кризиса.

Во-первых, меняются отношения взрослых и детей, в которых взрослые выступают как учителя и воспитатели, где их усилия направлены не на взаимодействие с ребенком, а на воздействие.

Во-вторых, разрушаются ранее сложенные представления о развитии мира как о взрослении, и наступает период ломки образа взрослого мира. Если же раньше детям не терпелось войти в мир взрослых, то сегодня появляется некий страх взросления.

В-третьих, дети вовсе оказались за пределами социально значимых дел. На сегодняшний день становится популярнее тенденция отстранения мира взрослых от мира детей. Однако и в этом есть несколько сторон рассмотрения такой черты кризиса детства. С одной стороны, детям предоставлены все блага, но при этом взрослые не впускают их в свой мир, вследствие чего первые прибегают к крайним мерам, чтобы отстоять свои права на пребывание в мире взрослых – алкоголь, курение, наркотики и др. С другой стороны, они вовсе исключены из реальной социально значимой деятельности, чаще балуются родителями и дольше остаются под их опекой, но это все приводит к не менее неприятным последствиям. Дети становятся не способны делать что-либо, что в свою очередь приводит к затяжному инфантилизму.

Также происходит распад специфических видов деятельности детей – «псевдошкольные» формы обучения вытесняют игру из жизни детей. Распространение в подростковом возрасте деятельности, специфичной для младшего школьника, приводит к обострению подросткового кризиса, его затяжному и деструктивному характеру. Игра и детские пирушки претерпели колоссальные изменения, ввиду активной информатизации и компьютеризации общества, особенно в последние десятилетия.

Все это происходит под мощным натиском инноваций современного мира. СМИ, телевизор и неуправляемый поток информации с мониторов наших компьютеров вытесняют традиционные формы детской деятельности и общения со взрослыми, что приводит к искажению мировоззрения детей и их жизненных ценностей, а также становятся не редки случаи нарушения психического здоровья ребенка.

Все это говорит о том, что ребенок намного быстрее приобщается к взрослой жизни, нежели несколько лет назад, еще в дошкольном возрасте он начинает активно знакомиться с современной техникой, а в школьном вовсе становится ее уверенным пользователем. Родители все чаще требуют от ребенка дисциплинированности и послушания, ограничивая право выбора и возможность быть самим собой. Все это влечет за собой необратимые последствия: ослабленность физического и психического здоровья, утрата навыков активной коммуникации, искажение морально-нравственных представлений, обмеление внутреннего мира.

Как считал Д.Б. Эльконин, детство возникает именно тогда, когда ребенка невозможно включить в систему общественного производства из-за того, что он не в силах в полной мере овладеть орудиями труда по причине их сложности, вследствие чего естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Однако эта мысль была актуальна пару десятков лет назад, а на сегодняшний день мы видим абсолютно противоположную картину.

Несмотря на множество педагогических исследований и статистических данных, свидетельствующих о том, что в современном мире усилился рост таких детских проблем, как социальное сиротство, девиантность в детской сфере, проблема здоровья, социальной адаптации и свободы выбора, повысилась активность государственной политики в области детства.

Сегодня именно ребенок стоит в центре многочисленных обсуждений и прений, именно в отношении детства в столь крупном масштабе ведутся разработки новых законов и подзаконных актов. Все это свидетельствует о том, что детство имеет огромную значимость для государства, а значит и для будущего.

Каждый из нас когда-то был ребенком, а сегодня, имея возможность рассмотрения проблемы детства через научную призму, может осознать, насколько сложно быть ребенком и как велика задача педагогики в этом непростом времени жизни каждого человека. На сегодняшний день основная задача каждого из нас – помочь подрастающему поколению, ведь именно от нас будет зависеть их будущее и будущее нашей страны. И если сегодня ребенок – это лишь крохотное зарождение новой жизни в утробе матери, то завтра он станет новым вершителем истории, человеком, способным открывать новые горизонты.


Библиографический список
  1. Боровикова Л.В. Мир взрослых и мир детства: тенденции развития взаимоотношений //Академический вестник Института образования взрослых Российской академии образования// Человек и образование №1 (26) 2011, Санкт-Петербург [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://obrazovanie21.narod.ru/Files/2011-1_p069-073.pdf
  2. Гайсина Г.И. Мир детства как социально – педагогическая проблема //Психолого – педагогические проблемы образования// Педагогическое образование в России.2011.№5 [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://journals.uspu.ru/i/inst/ped/ped16/ped_17.pdf
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогическая антропология: учеб. пособие для студ. вузов. –– М.: Гардарики, 2005. – 287 с.
  4. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. – 7-е издние., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 456с.
  5. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 384 с.

Л.С. Выготский предложил использовать термин новообразование, которое представляет собой «новый, тип строения личности и ее деятельности, те психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в самом главном и основном определяют сознание ребенка, его отношение к среде, его внутреннюю и внешнюю жизнь, весь ход его развития в данный период». По его мнению, новообразования можно использовать в качестве критерия деления развития на от­дельные возрасты.

Особенности течения I возрастного криза (2-4 года). Выготский различает пять основных психологических признаков I возрастного криза: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие и ревнивое отношение к другим детям.

Негативизм - такое поведение, при котором ребенок не хочет что-то сделать только потому, что это предложил взрослый, т.е. это реакция ребенка не на содержание сделанного предложения, а на само предложение. Как считает Выготский, «негативизм вынуждает ребенка поступать вопреки своему аффективному желанию».

Упрямство - такое поведение ребенка, при котором он настаивает на чем-то не потому, что ему сильно хочется, а потому, что он потребовал (Л.С. Выготский).

Строптивость, в отличие от негативизма, безлична и скорее направлена против норм воспитания; отличается тенденциозностью.

Своеволие, отражающее тенденцию к самостоятельности, - еще один кризовый признак. Важно его своевременное установление, так как отсутствие самостоятельности типично для инфантилизма.

Особенности течения II возрастного (детского) криза. II возрастной (детский) криз (6-7 лет) - период рождения социального «Я» (Л.И. Божович) - совпадает по времени с началом обучения в школе. С утратой интереса к игре как деятельности у ребенка в этом возрасте начинает формироваться новая деятельность - учебная.

Важнейшим показателем этого кризового периода является готовность или неготовность ребенка к школе, поскольку именно к этому возрасту относится формирование биологической основы такой готовности, а именно: созревание наиболее сложных лобных областей (А. Р. Лурия) и усиление процессов торможения коры головного мозга над инстинктивными и эмоциональными реакциями (Н.Й. Красногорский).

Особенности течения пубертатного криза. Пубертатный период при­ходится на возраст 11-20 лет и характеризуется бурными морфофункциональными перестройками, особенно выраженными в половой сфере (начало функционирования половых желез). Отчетливые психологические особенности подростков нередко называют «подростковым комплексом».

В настоящее время общепризнано, что пубертатный криз по своей структуре неоднороден (Ш. Бюлер, О. Кро, М. Трамер, Л.С. Выготский, А. Е. Личко, Э. Кречмер и др.). Существуют различные градации пубертатного возраста. Обычно выделяют две фазы этого периода (Ш. Бюлер, М. Трамер и др.): негативную (11-15 лет) и позитивную (16-20 лет), которые имеют и общие, и отличительные признаки.



Кроме того, выделяется так называемая III фаза (постпубертатная - Е. Е.Сухарева), которая практически лишена общих черт критического периода и трактуется как стабильный возраст (посткритическая фаза - Л.С. Выготский).

Общие черты пубертатного кризового периода условно объединены в пять групп признаков:

а) отчетливо выраженная аффективная неустойчивость, определяющая все поведение подростков, - «пубертатная лабильность настроения» (М. Трамер);

б) противоречивость отдельных сторон психического склада подростков;

в) обращенность психической деятельности к внешнему миру, стремление к расширению контактов (Л.И. Божович и др.);

г) признаки созревания влечений;

д) разнообразные нарушения поведения (девиантное поведение) в виде антидисциплинарного, антисоциального, делинквентного (противоправного) и аутоагрессивного (А.Г. Амбрумова, ЛЯ. Жезлова, В.В. Ковалев и др.) поведения. Это констатируют как ту или иную степень нарушения социальной адаптации.

Наряду с общими признаками каждой фазе пубертатного кризиса свойственны свои, особенные черты. Негативная фаза (фаза отрица­ния - В.Е. Смирнов; негативистическая - В. Вилингер; протеста, против отцов - Э. Кречмер, Г. Ниссен) отличается преобладание неустойчивого настроения, повышенной возбудимостью, стремлением к самостоятельности, протестом против старших (А. Валлон и др.). Позитивная фаза (философская - М. Трамер; ведущего интеллектуального возбуждения - В.Е. Смирнов) характеризуется выраженным стремлением к творчеству, ростом самосознания, превращением влечений в интересы (Л.С. Выготский).

Л.И. Божович , изучая возрастные особенности развития личности вместе со своими сотрудниками пришла к выводу, что формирование личности ребенка определяется соотношением того места, которое занимает в системе доступных ему человеческих отношений (следовательно, и соответствующих требований к нему), и тех психологических особенностей, которые у него уже сформировались в результате его предшествующего опыта.

Именно из этого соотношения возникает та внутренняя позиция ребенка, т.е. та система потребностей и стремлений (субъективно представленных в соответствующих переживаниях), которая, преломляя и опосредуя воздействия среды, становится непосредственной движущей силой развития у него новых психических качеств.

Божович считала, что эти положения имеют силу не только для понимания условий формирования индивидуальных особенностей личности ребенка, но и для понимания движущих сил возрастного развития детей и причин, обусловливающих типичные особенности их возрастного психологического облика.

Таким образом, развитие человека обусловлено (детерминировано):

Внутренними противоречиями и психофизиологическими особенностями;

Социальной ситуацией развития;

Типом ведущей деятельности;

Мерой его собственной активности в процессе становления и совершенствования личности;

Половозрастными и индивидуальными особенностями.

Процесс возрастного развития человека связан с сензитивными периодами - периодами онтогенетического развития, в которых развивающийся организм бываем особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды; периодами оптимального сочетания условий для развития определенных психических свойств и процессов.

На­ступление сензитивного периода определяется функциональным созреванием мозговых структур, внутренних связей, необходимых для реализации механизмов тех или иных функций.

Например: 1,5-3 года - речь; 3-6 лет - восприятие, мышление, воображение и др.; 5- 6 лет - координация движений (балет, фигурное катание и т.п.), чтение и т.д. Обучение оказывает наибольшее влияние на те психические функции, которые только начинают развиваться, но преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным, что в целом неблагоприятно сказывается на развитии психики.

Ряд ученых считают, что неиспользованные возможности, заложенные в организме, довольно быстро угасают.

Так, например, известны случаи, когда дети, попавшие к животным и оставшиеся живыми, будучи возвращенными в человеческое общество, практически не восстановились как представители человеческого рода, так как оказывались безвозвратно упущенными те возможности, которые были в соответствующих сензитивных периодах их развития.

Всякая возрастная периодизация достаточно условна (растущий организм развивается индивидуально, проходит свой неповторимый путь), но она необходима для комплексного анализа меняющихся в процессе онтогенеза свойств организма, для разработки научно обоснованной системы охраны психического и физического здоровья, для создания адекватных каждой возрастной ступени приемов и методов обучения и воспитания, оптимального развития физических и психических возможностей.

ЗАДАНИЯ

1. Составьте обобщенную таблицу приведенных в параграфе вариантов возрастной периодизации. Сделайте общий вывод.

2. Охарактеризуйте основные возрастные кризы.


Главными проблемами, от решения которых зависит освещение всех других вопросов педагогической антропологии, являются проблемы детской природы.

На протяжении многих столетий ребенок воспринимался как маленький взрослый, который в соответствии с этим и должен понимать все почти как взрослый.

Показателен в этом плане диалог отца с сыном в одном из древнеегипетских источников. Отец недоволен школьными успехами сына и выговаривает ему в том духе, что, например, осел - животное, ему объясняют, что от него хотят, на человеческом языке, и он в конце концов понимает, что ему требуется делать, а сын - человек, и как это он не может понять объяснение учителя, который разговаривает с ним на его же, человеческом языке.

У народов, живущих на стадии родоплеменных сообществ, детство очень короткое - в 8-11 лет (у разных народов) после обряда инициации ребенок становится полноправным членом племени. Во многих культурах на протяжении многих веков существовала инфантицида - разрешенное уничтожение детей. В мифах древности нет детских персонажей. Ребенок не является предметом духовной культуры. Исключение составляют некоторые мифологические герои, однако их детство оценивается по законам взрослого поведения. Наглядной иллюстрацией невосприятия детской специфики являются полотна средневековых авторов, на которых ребенок изображался с пропорциями взрослого, но небольшого роста. Определить, что это ребенок, можно лишь по игрушке, яблоку в руках или другим деталям принадлежности к детству.

«Открытие» детства происходило постепенно. Рассуждая о периоде детства, средневековая мысль выделяла черты, присущие всем детям вообще: восприимчивость, греховность и неразумность, и особенные, присущие разным этапам детства и разным индивидам.

Положительной чертой детского возраста считалась его по сравнению со всеми другими возрастами восприимчивость к воспитанию.

Филипп Наваррский в сочинении «Четыре возраста человека» утверждал, что детский возраст является фундаментом жизни, а на хорошем фундаменте можно построить большое и хорошее здание.

Значительный вклад в изменение отношения к детству был сделан Эразмом Роттердамским (1467-1536). В процессе воспитания ребенка, считал он, надо учитывать возраст и не допускать ничего такого, что превосходит силы ребенка, даже игры.

Воспитателю необходимо как можно раньше распознать склонности и способности ребенка и опираться на них, потому, что человек легче схватывает то, к чему предрасположена его природа.

Он утверждал, что внутренний Мир ребенка - это божественный мир и к нему нельзя относиться с той жестокостью, которая царила по отношению к нему всюду.

Научное понимание своеобразия детской природы начало формироваться только во второй половине XIX в. на основе утверждения самоценности ребенка, его включения в гражданско-правовое и моральное сообщества, предоставлявшие детям юридические и нравственные права.

Но лишь в XX в. возникает устойчивый интерес общества к детству как социальному феномену и формируется целая «детская» индустрия, охватывающая и материальную и духовную сферы.

Именно в это время усилиями Ф. Фребеля, Н.Ф. Песталоцци, М. Монтессори и других реформаторов педагогики получили развитие социально-психологические и культурологические идеи об особом статусе детства, в том числе о праве ребенка на игру и игровое сознание, имеющие особую роль в развитии человека и общества в целом.

В связи с этим перед философско-педагогической антропологией встали специфические вопросы:

1. если особенности природы ребенка обусловлены его возрастом, то какова взаимосвязь между детством и общей природой человека;

2. выражает ли детская природа изначальную сущность человека или человеческие свойства приобретаются в процессе ин­дивидуальной социализации и воспитания;

3. допустимо ли оценивать свойственные детям искренность, открытость, доверчивость и другие черты как нравственно идеальные качества человека;

4. состоит ли задача воспитания в сохранении и укреплении этих черт или состояние «мораль­ной невинности» характеризует нравственный инфантилизм личности?

Понятие детства на современном этапе связывается не с биологическим состоянием зрелости ребенка, а с определенным социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни с набором доступных для него видов и форм деятельности - так определяют детство историки.

Психологи трактуют детство как сложный, многомерный феномен, который, имея биологическую основу, опосредован многими социокультурным факторами. «Ребенок присваивает общество, - писал Д. Б. Эльконин. - Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции».

В.А. Сухомлинский считал, что детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь.

Известный психолог и педагог Ф. Дольто писала, что ребенок не будущий человек, а просто человек, обладающий свободой быть и стать, правом быть понятым и принятым другими, способностью принимать и понимать других, совершать ответственные выборы, строить отношения с взрослыми не как с хозяевами и менторами, а как с равноправными, хотя и не одинаковыми партнерами по жизни.

Педагоги-гуманисты подчеркивали, что понимание сверхценности взрослой жизни приводит к выводу о том, что мир детства полностью посвящается задачам адаптации ребенка к миру взрослых.

Адаптация, основанная на полном повиновении, ведет, в конечном счете, к отрицанию личности ребенка.

Признание самоценности детства стало ключевой идеей воспитательных концепций гуманистической направленности: детские дома Я. Корчака, Саммерхилл А. Нейла, новая французская школа С. Френе, свободная школьная община в Виккерсдорфе Г. Вине-кенаидр.

По мнению выдающихся, педагогов, именно признание самоценности детства приводит к мысли о ценности сегодняшнего дня ребенка.

Педагогигуманисты утверждали, что в основе воспитательной деятельности педагога должна лежать идея абсолютной ценности детства и потребностей ребенка.

В современном, российском законодательстве права ребенка трактуются как права человека, имеющего возрастные ограничения в дееспособности.

Они представляют собой совокупность законодательных норм, направленных на защиту интересов ребенка во всех сферах жизнедеятельности.

Отмечается, что ребенок является самостоятельным субъектом права, что дети как граждане государства должны пользоваться всеми правами и свободами человека и иметь соответствующие гарантии их осуществления, что они не могут действовать наравне со взрослыми и нуждаются в специальной охране и защите.

Государство при правовом регулировании общественных отношений законодательно устанавливает особые права для детей и нормы их обеспечения для всех детей в целом, и в частности для детей, лишенных по разным причинам родительского внимания и заботы.

Права ребенка представлены в "Конвенции ООН - международном договоре, обязательном для подписавших его сторон. Конвенция ООН о правах ребенка ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июля 1990 г.

Появление Конвенции сыграло определенную роль в процессе гуманизации образования.

Конвенция призывает взрослых к ответственности за судьбы детей, подчеркивает, что детство - это время самого интенсивного развития человека, становления его личности, но именно в детстве человек наименее защищен и нуждается в помощи и поддержке старших.

Конвенция привлекает внимание общественности к правовой защите детей от всех форм физического, психического и сексуального насилия.

Ребенок имеет право быть защищенным от оскорблений, грубого обращения, он имеет право на заботу взрослых.

В Конвенции подробно излагаются права детей, неполноценных в физическом и умственном отношении, детей-сирот и беженцев, детей, привлекаемых к уголовной ответственности за пра­вонарушения.

Важное место занимают статьи о защите детей от эко­номической эксплуатации, запрещающие привлечение детей к труду, который опасен для их здоровья.

Особое место в Конвенции уделено проблеме школьной дисциплины.

Подчеркивается необходимость дисциплины для безопасности детей, привлекается внимание к мето­дам ее достижения.

В нескольких статьях речь идет о равных старто­вых возможностях детей в процессе получения образования, которое должно быть направлено на воспитание уважения к национальным ценностям собственной страны, а также к другим цивилизациям.

В современной педагогической науке впервые систематизированы права ребенка:

1-я группа прав - «социальная подсистема» - представляет права ребенка на более высокий социальный статус.

Сюда отнесены права детей на равенство с взрослыми в обсуждении общих проблем, на участие в рассуждениях и приговорах себе, на жалобу, на протест, на свободный обмен мнениями и высказываниями по любому вопросу, на защиту от произвола взрослых (самодурства и деспотизма).

Право на защиту своего здоровья, на тайну и на отклонения тяжелой работы роста, на самоуправление, на самостоятельное управление собственной жизнью, на собственность как на уважение к личным вещам и деньгам, на уважение сегодняшнего дня и текущего часа (ребенок живет сегодня, и он ценен как индивидуальность именно сегодня).

2-я группа прав - это физическая, или «средовая». Включает в себя требования контроля над окружающей ребенка средой.

3-я группа прав - «личностные права», связанные с внутренней жизнью ребенка, носящие субъективный характер.

Главное из них - право быть самим собой. Признание этого права не означает педагогической пассивности - речь идет о ненасилии над природой ребенка, об отказе подводить его под стандарт или приводить в соответствие с целями, которые поставили перед собой взрослые.

Признавая право ребенка быть тем, кто он есть, воспитатель создает условия для развития ребенка, проявляя доброжелательность и понимание.

ЧЕЛОВЕК,

ОБЩЕСТВО,

КУЛЬТУРА

А. А. Бесчасная

ДЕТСТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

В статье рассматривается феномен детства с точки зрения социологии. Детство выступает в качестве динамично развивающегося явления жизни общества, а семья как необходимое условие эюизни ребенка. Сравнительный анализ современных и традиционных представлений о детстве и семье раскрывает причины трансформаций и характеристики современного образа детства и семьи.

Стремительное развитие современного мира изменяет во времени и пространстве те атрибуты человеческой жизни, которые в предыдущие эпохи казались постоянными и придавали в общественном сознании стабильность и вечность существованию человеческого рода. XIX и XX века привнесли трансформации не только в материально-технические сферы, но и в социально-культурные компоненты общества. Взаимопроникновение культур, трансформации в религиозном сознании, изменение системы ценностей, социальных ролей, самосознания индивида, функций семьи - это лишь немногии перечень явлений, отличающихся динамизмом. В этот список можно добавить и детство. Детство представляется как период жизни человека, характер которого определяется устройством общества и особенностями его развития.

Мы привыкли думать, что детство - самый беззаботный и счастливый период жизни человека. В детстве человека окружают нежностью, лаской, ребенку рассказывают сказки о «добре и зле», учат «уму-разуму», помогают «встать на ноги», а затем еще долгое время патронируют «великовозрастное дитя», комментируя при этом свою опеку: «Для меня ты все равно ребенок». И часто положение ребенка у «ребенка» самого заканчивается в глубоко зрелом возрасте. Современное отношение к детям и потомству со стороны взрослых декларируется как отношение, пронизанное любовью и бескорыстием. И если встречаются прецеденты противоположного отношения к детям, то это вызывает недоумение, неодобрение и осуждение со стороны общества. В современном обществе господствуют идеи детоцентризма и индивидуализма, ценности и неповторимое! и каждой детской души.

Но всегда ли было так? Всегда ли дети были центром мироздания и «мир вращался» вокруг детей? И всегда ли ребенок и детство имели тот смысл, который мы вкладываем в них сегодня? С полной уверенностью нельзя ответить ни

«да», ни «нет». „о „

На основе изучения этнографических материалов российскии ученый

Д. Б. Эльконин показал, что на самых ранних ступенях развития человеческого общества, когда основным способом добывания пищи было собирательство с применением примитивных орудий для сбивания плодов и выкалывания съедобных корней, ребенок очень рано приобщался к труду взрослых, практически усваивая способы добывания пищи и употребления примитивных орудий. При таких условиях не было ни необходимости, ни времени для стадии подготовки детей к будущей трудовой деятельности. Как подчеркивал Д. Б. Эльконин, детство возникает тогда, когда ребенка нельзя непосредственно включить в систему общественного производства, поскольку ребенок еще не может овладеть орудиями труда в силу их сложности. В результате этого естественное включение детей в производительный труд отодвигается. Удлинение возраста детства во времени происходит не путем надстраивания нового периода развития над уже имеющимися (как считал, например, Ф. Ариес), а путем своеобразного вклинивания нового периода развития, приводящего к «сдвигу во времени вверх» периода овладения орудиями производства.

По мнению Д. Б. Эльконина, заявлявшего о существовании парадоксов в развитии детей, необходим исторический подход к пониманию этих парадоксов и детства в целом. Парадоксы заключаются в следующем. Человек, появляясь на свет, наделен лишь самыми элементарными механизмами для поддержания жизни. По физическому строению, по организации нервной системы, по типам деятельности и способам ее регуляции человек - это наиболее совершенное существо в природе. Однако по состоянию в момент рождения в эволюционном ряду заметно падение совершенства - у ребенка отсутствуют какие-либо готовые формы поведения. Как правило, чем выше стоит живое существо в ряду животных, тем дольше длится его детство, тем беспомощнее это существо при рождении. Таков один из парадоксов природы и человеческого развития, который предопределяет историю детства.

Как свидетельствуют многочисленные исследования антропологов и археологов, этнографов и культурологов2 у первобытного человека и у современных людей отсутствуют отличия биологического характера. Анатомоморфологическое сходство, естественно, присутствует и между младенцами. азличия в жизни древних и современных людей наблюдаются на социальном уровне. В ходе истории непрерывно росло богатство материальной и духовной культуры человечества. За тысячелетия человеческий опыт увеличился во много раз. оэтому эти количественные изменения никак не могли не сказаться на содержании понятия и феномена детства в различные эпохи у разных наро-3X0 П6РИ0Д ЖИЗШ человека’ продолжающийся от рождения до на-122 м^7°ТОг П0Л0В0Г° С°3реВаНЙЯ’ Фазирования мировоззрения и по-подвепженнпй гя-м СТ6 вьшолнения общественно необходимой деятельности,

И социальной- При продолжительность детства

к31“щ;сГэтГости яегс™в эпоху средаве-етоль же подвержены юменеяшо""Ги шсящ^ет „адР0ДУКТ ИСТ0РШ’ И 0НИ

Возникновение современного образа детства, отличного от «традиционных» представлений произошло по следующим причинам, которые одновременно и характеризуют новый образ детства в информационном обществе.

Завоевание женщиной, а следом за ней и детьми равных прав с мужчинами. При этом одновременно общественное сознание не наделяет женщин и детей равными обязанностями по сравнению с мужчинами. В результате в семьях возникает диссонанс, когда женщина либо по исторической инерции исполняет полный цикл семейно-бытовых обязанностей и по социальной необходимости общественную нагрузку, либо женщина переключается полностью на реализацию собственного общественно значимого социального статуса, а мужчина ввиду сложившихся исторических условий добровольно передает женщине инициативу, права и обязанности нести ответственность за семью, саму женщину и детей. Итогом подобных исторических коллизий явились проблемы, которые сформировали рискогенное для существования человеческого общества положение детей. Это, например, культы самодостаточности существования отдельной личности, бездетности, безбрачия, однодетных семей, распространение неполных семей, социальных детей-сирот, возникновение и нарастающее омоложение детской преступности, проституции, бродяжничества и других девиаций.

Распространение идей равноправия людей независимо от пола и возраста, демократии и плюрализма мнений. В отношении детей это проявилось в возникновении целого ряда правовых документов о защите прав ребенка, согласно которым дети провозглашаются «полноправными участниками общественной жизни». В результате утверждения и использования на практике подобного рода документов родители и другие взрослые, которые в силу социальных и профессиональных обязанностей выражают неравнодушие к действиям и мыслям детей, в современной юриспруденции трактуются как потенциальные носители разного рода злоупотреблений в отношении к детям. К сожалению, это вовсе не способствует укреплению семьи и защите детства от социальных катаклизмов. Вмешательство государства в приватные отношения и мир семьи оказывают обратный эффект в отношении к самому государству со стороны молодого поколения. Дети и молодое поколение восстают не только против родителей, но и против государства. Это проявляется в детском бандитизме, формировании политических организаций антиобщественной направленности (тоталитарные секты, группировки скинхедов, политические движения националистического и экстремистского толка, привлечение и психолого-идеологическая обработка в террористических группировках), перекладывании забот о престарелых родителях на плечи государства.

Особенности семейных позиций и взаимоотношений отцов и детей, старших и младших членов современной семьи, ее система ценностей находят определенное отражение и символизацию в обновленных «обычаях» и «обрядах», в новых формах социализации. Вследствие социокультурных сдвигов происходит падение значения семьи как транслятора традиций в обществе и расширение круга и усиление роли институтов вторичной социализации, большинству из которых свойственен спонтанный характер. К ним принадлежат группы сверстников, а также средства массовой информации и коммуникации. Эти влияния создают благодатную почву отступления детей от традиционных ценностей, что впоследствии приведет к конфликту молодежи с обществом, сохраняющим культ этих ценностей. Молодое поколение является носителем инноваций, разрушающих старые традиции, и этот процесс не проходит бесконфликтно.

Ускорение темпов технологических революций, в результате которых дети в качестве собеседников, друзей и социализаторов в обществе получили такие технические средства, как интерактивные игрушки, телевизор, радио, компьютерные игры, интернет-общение и т. д. Например, трехлетний: ребенок является «продвинутым пользователем компьютера» по сравнению с большинством 65летних людей. В результате дети не приобретают и не отшлифовывают навыки общения и взаимодействия с окружающими.

Повышение требований к уровню образования каждого последующего поколения, что, по бытующему мнению, является залогом будущего успеха человека. Программы образовательных учреждений ежегодно уплотняются, усложняются за счет «забегания вперед», попытки форсировать возрастные психологические возможности детей и обогащаются дополнительными образовательными услугами. Вследствие этого дети не имеют временных возможностей для укрепления физического здоровья, формирования психологического равновесия, установления прочных дружеских отношений со сверстниками. Во взрослое общество входит физически и психически ослабленное депривированное поколение.

Популяризация идеологии личного успеха, индивидуализации и уникальности «Я», достижения целей, невзирая на методы и средства достижения, низвержение ценностей коллективизма, взаимопомощи, общности и единства с семьей, нацией и обществом. Эта идеология формирует в молодом поколении мотивы соревнования, независимости, индивидуализации образа жизни и образа мысли. Поэтому современные дети отличаются нестандартными (нетрадиционными) взглядами, решениями, свободой действий и мыслей. Они руководствуются собственными представлениями о мире, каким он должен быть.

Распространение демократии в обществе перетекло в демократичные и открытые отношения в семье. Произошло эмоциональное раскрепощение отношений между супругами, родителями и детьми. Если раньше основой семьи было рождение детей и вокруг этого предназначения строились последующие сексуальные и эмоциональные отношения членов семьи, то в настоящее время эмоциональные связи внутри семьи являются основой для всех остальных аспектов жизнедеятельности и отношений внутри семьи. Фундаментом благополучных отношений и между супругами, и между родителями и детьми, и между самими детьми выступает благополучный эмоциональный контакт между равноправными партнерами. При таких отношениях родители и дети уважают друг друга и желают друг другу самого лучшего. Беседа, диалог или договор - это основа, на которой эти отношения реализуются. Современная модель договорных отношений с детьми предполагает внутренний контроль со стороны ребенка в противовес внешнему со стороны других людей или социальных посредников.

В результате распространения идей гуманизма, демократии, равноправия, индивидуализма и попытки заглянуть в душу ребенка, современное общество крайне негативно относится к физическому воздействию на ребенка, т. е. к физиИ воздайсгвшм" “Д*®0 Воспроизведение общественных от-сГп^^Г1™ стандаРтн№! Н°Р«. контроля и регуляции «отюганяющих-ШэТом™™лНИЯ нев03м°“° без санкций и воздействий на о&ь-ческое насилие нятт п ^онтроль за повеДением детей и легальное прежде физи-глаз - во внутоентптл еНК0М ПеРеШЛ0 в плоскость невидимую и скрытую для насилие пеоешло в пп-л психологическУю- Следовательно, внешнее (физическое)

поХ даже“^е пГСТЬ ШЧНОстаого (психологического), которое бывает подчас даже тяжелее. Последнее сопровождается глубокими психотравмами и

стойкими негативными переживаниями у детей, что нередко сопровождается выходом из неразрешимой ситуации через суицидальное поведение. Таким образом, общество и взрослые инфантицид, бытовавший в прошлом как способ разрешения собственного бессилия в отношении обстоятельств жизни, переложили на плечи и ответственность детей в виде детского суицида.

Особо хотелось бы отметить экологическое окружение современных детей. Промышленный рост, технические и технологические открытия и прогресс часто создают неблагоприятную обстановку для полноценного физического и психического развития детей. Современное и каждое последующее поколение рождается и в последующем под воздействием экологической обстановки и образовательных нагрузок становится все более ослабленным, чем предыдущее. Дети лишены полноценного общения и развития на лоне чистой, неиспорченной человеческим вторжением природы. Усугубление неблагоприятной экологической обстановки является одной из причин ухудшения здоровья детей. Следует отметить, что о замедлении развития детей, даже о децелерации ученые разных стран начали говорить в конце 80-х годов прошлого века. В качестве причин ослабления физического и психического здоровья детей ученые определили совокупный социальноэкономический статус родителей (чем он выше и престижнее, тем лучше показатели здоровья детей) и неблагоприятную экологическую обстановку4.

Последней общей причиной и характеристикой современного положения детства и нашего отношения к детям является глобализация современного мира. В процессе взаимопроникновения культур, взаимодействия людей, народов, обществ и государств формируется единое культурное пространство и человеческое сообщество, которое функционирует согласно одинаковым принципам и которому характерны одинаковые способы жизнедеятельности. Западная цивилизация распространяется по всему миру, переплетается в симбиозе с восточными и азиатскими культурами, что в целом формирует единый общий образ детства для большинства государств и обществ с небольшими региональными особенностями. К примеру, мальчики в Таиланде, подобно своим английским сверстникам, вовлечены в движение бойскаутов5, или, например, традиции японской педагогики свободного воспитания до 5 лет получили распространение в большинстве педагогических систем западного мира, а современная система высшего образования в рамках Болонских договоренностей позволяет детям обучаться в различных зарубежных странах по единой сквозной программе образования.

Таким образом, если пытаться охарактеризовать общее положение детей в современном мире, то оно обусловлено процессами глобализации и изменения роли традиций в жизни людей. Современная жизнь приобретает новую динамику, ускоряется ее ритм, по мере этого меняется и роль традиций. С одной стороны, условия современной жизни требуют от современных детей большей открытости, произвольности, свободы действия, с другой стороны, в силу усложнения социально-экономических условий жизни и удлинения периода социализации, дети длительное время вынуждены находиться в зависимом положении и подчиняться традиционному образу жизни. Таким образом, ребенок испытывает на себе большую нагрузку и череду внутриличностных кризисов6, так как взрослые одновременно предъявляют ребенку требования действовать согласно своим традиционным представлениям как залог стабильности отношений, и проявлять (желательно как можно раньше) себя как личность, способную показывать свои успехи, быть не похожей на окружающих, нестандартно мыслить. Ребенок как бы сочетает в себе прошлое и будущее, что естественно вызывает внутриличностый конфликт и

недоверие ко взрослым. Разные дети из этой ситуации выходят по-разному. Кто-то выбирает путь подчинения общественным, еще раз подчеркну, противоречивым требованиям, кто-то отказывается вообще подчиняться чему-либо и уходит в девиантное поведение, где-то родители затевают равноправные договорные отношения со своими отпрысками. Но, так или иначе, ребенок, благодаря пошатнувшемуся традиционному укладу жизни, трансформирующейся традиционной семье и отношению к детям, довольно часто оказывается в ситуации выбора между зависимостью и самостоятельностью, в ситуации выбора ответственности за свой жизненный путь. Современный окружающий мир для ребенка открыт и закрыт одновременно. Открыт, так как можно формировать жизнь согласно своему свободному выбору, а закрыт, так как в свободном от традиций мире отсутствуют незыблемые ориентиры организации совместной жизни с другими людьми. Поэтому дети в современном мире, в каком бы обществе или государстве они ни проживали, испытывают на себе весь груз успехов и ошибок, накопленных обществом. В социальном восприятии детства интегрированно отражаются экономические показатели, технические достижения, социальные характеристики, культурные ценности и идеологические представления, господствующие в обществе.

Примечания

1 См.: Обухова, Л. Ф. Детская (возрастная) психология / Л. Ф. Обухова. -М.: Роспедагентство, 1996. - С. 5.

2 См.: Арутюнов С. А., Арьес Ф., Бреева Е. Б., Бронфенбреннер У., Кон И. С., Мид М., Плескачевская А. А., Сергеенко, М. Е., Тейлор Э., Щеглова С. Н.

Термины «традиции» и «традиционная» заключены нами в кавычки, т. к. представляют собой характеристики явлений, имеющие относительно длительные сроки существования во времени, следовательно, константные, но все-таки подверженные динамизму в историческом аспекте.

См.. Максимова, Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективные оценки здоровья населения - Т. М. Максимова. -М.: ПЕРСЭ, 2002.- С. 61-75; Орешкина, С. Г. Особенности социального положения детей в условиях реформирования российского общества (на материалах Иркутской области) : автореф. дис.... канд. социол. наук / С. Г. Орешкина. - Улан-Удэ, 2004. - С. 5.

См.. Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков ^ народов Южной и Юго-Восточной Азии. - М.: Наука, 1988. - С. 79. десь, думается, детским психологам предстоит еще не раз обратиться к вопро-

н^мГ™ Критериев КРИЗИС0В в ста™ши личности ребенка в современ-целью уточнения периодизации жизни человека (и детского возраста).

От редакции "Летидора": предлагаем вашему вниманию текст доклада вице-президента Российской академии образования Давида Фельдштейна , представленный в июле этого года на заседании Правления Российского книжного союза. Полное название доклада - " Характер и степень изменений современного детства и проблемы организации образования на исторически новом уровне развития общества ". В нашей публикации мы сократили название не только потому, что оно длинное. Нам кажется, что в докладе действительно больше рассказано об изменениях детей, но конкретных предложений по изменению системы образования здесь не видно. Кроме того, отмечаемые в статье изменения детства в основном носят негативную оценку, и в некоторых случаях эта оценка довольно спорна. Также автор недооценивает роль родительского сообщества в развитии новых форм образования. Однако нам кажется, что нашим читателям всё равно будет интересно услышать оценку современных детей с точки зрения такого известного деятеля советской педагогической психологии, как академик Д.И. Фельдштейн .

Проблема Детства, всегда обострявшаяся в напряженной ситуации развития Общества, особую сложность приобретает в современных условиях. Определение состояния Детства как основания воспроизводства и носителя будущего общества имеет особый смысл, порождая множество вопросов.

Что представляет собой современное Детство?
Какие факторы обусловливают его реальное состояние?
Каковы возможности, стратегия конструктивных действий?

Необходимо понимание Детства не как совокупности разновозрастного множества детей, а как особого целостно представленного социального явления воспроизводства общества. Проведенный учеными Российской академии образования анализ показывает достаточно серьезные разноплановые, разнохарактерные, разноуровневые изменения, происходящие в Детстве – и положительные, и отрицательные. Ребенок стал не хуже или лучше своего сверстника двадцатилетней давности, он просто стал другим.

Во-первых , в минимально короткий пятилетний период, с 2008 года начиная, резко снизилось когнитивное развитие детей дошкольного возраста.

Во-вторых , снизилась энергичность детей, их желание активно действовать. При этом возрос эмоциональный дискомфорт.

В-третьих , отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.

В-четвертых , обследование познавательной сферы старших дошкольников выявило крайне низкие показатели в тех действиях детей, которые требуют внутреннего удержания правила и оперирования в плане образов. Четко фиксируется неразвитость внутреннего плана действия и сниженный уровень детской любознательности и воображения.

В-пятых , обращает на себя внимание неразвитость тонкой моторики руки старших дошкольников, отсутствие графических навыков. Дефицит произвольности - как в умственной, так и в двигательной сфере дошкольника является одним из наиболее тревожных, достоверно установленных фактов.

В-шестых , отмечается недостаточная социальная компетентность 25% детей младшего школьного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.

В-седьмых , как показывают полученные за 15 лет данные (с 1997 г. по 2012 г.) существенно (почти в 2 раза) увеличилось число детей 6, 7, 8, 9, 10 лет с нарушениями речевого развития (от 40 до 60% варьируясь в разных регионах). Все у большего числа детей отмечаются серьезные проблемы с умением читать, понимать текст.

В-восьмых , серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних школьников учиться.

В-девятых , активизация на подростковом этапе онтогенеза процесса общения и возросшая потребность предъявить себя миру блокируются отсутствием соответствующих структур, адекватных потребностям и возможностям растущего человека.

В-десятых , неблагоприятной тенденцией выступает обеднение и ограничение живого, тактильного общения детей, в том числе и детей подросткового возраста, со сверстниками, рост явлений одиночества, отвержения, низкий уровень коммуникативной компетентности. Если в начале 90-х годов многие подростки отличались чувством одиночества, но при этом их тревожность стояла на 4-5 местах по силе проявления, то в 2012 году тревожность у 12-15-летних вышла на 2-е место.

В-одиннадцатых , все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

В-двенадцатых , у детей подросткового возраста происходят регрессивные изменения в мозговом обеспечении познавательной деятельности, а обусловленная гормональным процессом повышенная активность подкорковых структур приводит к ухудшению механизмов произвольного регулирования.

В-тринадцатых , наблюдения в динамике за физическим развитием детей выявили тенденцию к прогрессивному снижению темпов их продольного роста, нарастанию астенизации телосложения, отставанию в приросте мышечной силы.

В-четырнадцатых , в популяции современных растущих людей большую группу составляют дети, для которых характерно неблагоприятное, проблемное течение психического развития в онтогенезе.

Значительные подвижки произошли в процессе индивидуализации и социализации детей, особенно четко проявляясь в подростковом возрасте. С 2007 г. начиная, на первый план у подростков выдвигаются волевые и соматические ценностные ориентации. Наблюдается негативная динамика культурных и общественных ценностных ориентаций. Подростки, предъявляющие уже свой взгляд на мир, свой голос, позиционируют себя по отношению к миру детей и миру взрослых, создавая разнообразные неформальные объединения, удовлетворяющие их потребность в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру.

Факторы влияния

В ряду факторов, определяющих кардинальные изменения детей, выступает, во-первых, маркетизация, этика рынка, усиливающая ориентацию детей на потребление, а также адопция, отрывающая ребенка от культурных традиций общества.

Во-вторых, маргинализация, рост девиаций. Детям ставят диагнозы, которые ранее ставили взрослым, при использовании антидепрессантов для агрессивных детей. Умеют сегодня сострадать другим детям мальчики лишь в возрасте до 8 лет, девочки до 9-10 лет. А сорадоваться могут мальчики примерно до 7 лет, девочки же практически не умеют этого делать. В самом Детстве рухнули многие образующие его структуры, изменились отношения между детьми, в том числе заметно усложнились «горизонтальные связи».

Следует отметить, что изменения современного ребенка связаны не только с социокультурными процессами, преобразовавшими общество, но и с интенсивным эволюционным саморазвитием современного человека. Все увеличивающуюся составляет категория одаренных детей. Нынешние дети позднее проходят через два ростовых скачка или два кризисных периода развития.

Первый скачок, называемый подростковым, в наши дни, судя по имеющимся данным, приходится не на старший дошкольный возраст - шесть - шесть с половиной лет, как тридцать лет назад, а на семь - восемь лет.

Второй скачок, называемый пубертатным, связанный с процессом полового созревания, также отодвинулся с пятого-шестого на восьмой-девятый класс для девочек и девятый-десятый для мальчиков.

Наличествует неблагоприятный прогноз дальнейших изменений в сфере общего психического развития и формирования личности растущего человека.

Во-первых , низкий уровень развития родительской мотивации. Сегодня дети, в том числе и подросткового возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть.

Во-вторых , сегодня взрослые люди стали безразличны к чужим детям.

В-третьих , главное, налицо потеря ответственности взрослого общества за детей, потеря общественного контроля и причастности Взрослого Мира к Детству. Все это происходит на фоне деградации воспитательного компонента в образовании.

Важнейшим активно психологически воздействующим фактором развития Детства является изменение жизненного пространства, в которое сегодня вступает ребенок, начиная с младенческого возраста. Сегодня Интернет объективно во всё большей степени «охватывает», прежде всего, растущих людей. 93% (!) подростков постоянно не просто пользуются, но, по сути, живут посредством Интернета.

Последствия введения новых систем информации создают огромные проблемы разного уровня и плана, воздействуя на рост - развитие человека. Современная электронно-коммуникационная система отличается способностью конструировать реальную виртуальность, достоверно имитируя действительность на экранах видеотехники. Возникшая экранная зависимость при отсутствии дифференцированного отношения приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком- либо занятии, гиперактивности, повышенной рассеянности. Дети «схватывают» лишь отдельные фрагменты многообразной разорванной информации, что прессингует на процесс их мышления, формируя, в частности, так называемое «клиповое» мышление.

«Опасность, - как пишет Сидни Дж. Харрис, - не в том, что компьютер однажды начнет мыслить как человек, а в том, что человек однажды начнет мыслить как компьютер» .

Риски не просто ухода детей из реального мира в виртуальный, но риски подвергнуться в том же Интернете травле, агрессии, издевательству («кибербуллингу», «троллингу»). Риски, связанные с заполненностью Интернета массой сайтов, пропагандирующих анорексию, наркотики, экстремизм, национализм, призывающих детей не только к ненависти к другим, но и агитирующих за причинение боли и вреда самим себе.

Требования к новой системе образования

Важным фактором, требующим учета и изучения, выступает сама переходность современной эпохи, которая ставит всех нас в чрезвычайно сложную ситуацию из-за отсутствия общенациональной идеи. Необходимо вырабатывать соответствующие концептуально-теоретические схемы нового содержания образования, и новые методы, формы, средства побуждения детей к действенному добыванию знаний. Это требует серьезной модернизации исторически изжившей себя системы образования - пересмотра всех её составных частей - целей, принципов, содержания, технологий, критериев оценки качества и эффективности, направленных на творческую самореализацию растущего человека, формирование его как личности, адаптированной к постоянным изменениям в развитии общества.

Образование, хорошо работавшее в прежние времена, не способно далее в должной мере готовить человека творческого. Реально выросла опасность, о которой предупреждали еще великие русские философы, начиная с Владимира Соловьева, опасность вырождения человечества в «зверочеловечество», обусловленная тем, что рост материальных потребностей опережает рост потребностей духовных.

«В сущности, почти чудо, - говорил полвека назад Альберт Эйнштейн, - что нынешние методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность человека» .

Сегодня общие и специальные знания и навыки, приобретаемые детьми, должны не только обеспечивать соответствующий современному историческому состоянию уровень их развития, готовность к продуктивной деятельности, но и укреплять способности растущих людей к своему самосовершенствованию. В проводимом сегодня поиске главным становится определение условий, обеспечивающих выход общества, его растущих членов на исторически другой уровень развития.

Ориентация на развитие Человека, способного активно действовать в XXI веке, объективно требует введения новых структурно-содержательных компонентов в процесс образования, изменения системы отношений внутри образовательного пространства.

Решение всего комплекса чрезвычайно сложных, но архиважных задач предполагает, во-первых , выявление, раскрытие особенностей и границ той среды, в которой реально функционирует сегодня Детство.

Во-вторых , разработки и осуществления программы сплошного анализа состояния самого Детства, по всей вертикали его развития (на разных периодах, этапах), с целью определения характера и степени изменений, выявляя и прослеживая намечающиеся тенденции.

В-третьих , определения особенностей современного детского социума, при поиске новых форм организации дошкольного и школьного Детства в их горизонтальных и вертикальных связях.

В-четвертых , разработки новых принципов организации процесса образования, при сочетании коллективных и индивидуальных форм его структурирования.

В-пятых , поиска технологий и механизмов, способов построения образовательного процесса, включая использование разновозрастных возможностей детей.

В-шестых , построения стратегии подготовки учителей, воспитателей и других специалистов - детоводителей.

В-седьмых , наряду с широкими исследованиями возможностей и механизмов использования Интернета, развертывания специальной работы по выявлению его действия, воздействия на психическое развитие детей.

В-восьмых , исходя из объективной воспитательной роли книги как мощного средства, несущего важнейшую информационную нагрузку, проведение глубокого психологического, психофизиологического, дидактического анализа, направленного на поиск новых схем, методов построения книги. Особенно книги учебной, с учетом глобальных изменений в восприятии, мышлении современного ребенка.

В-девятых , проведения сравнительных исследований особенностей получения визуальной (Интернет, TV) и книжной информации, определения возможностей их взаимодействия.

В-десятых , рассмотрения специфики современной информационной базы во всей сложности ее организации.

Решение вышеназванных и десятков других, не названных за неимением времени, задач предполагает совместные усилия не только государственных, научных, но и общественных структур.

Некоторые термины, использованные в тексте:

Адопция - искусственное включение индивида в какую-либо группу.
Астенизация - бессилие, слабая мускулатура, нервно-психическая слабость.
Андрогиния - двуполый, наличие у особи одного пола половых признаков другого пола (бисексуализм).
Грацилизация - изящество.
Деселерация - замедление, неравномерность.
Маркетизация - усиление ориентации на потребление.
Маргинализация - рассогласование в системе отношений.
Милитаризация - подчинение военным целям.
Соматический - телесный, связанный с телом.
Секулярный тренд (вековой) - высокие темпы акселерации; различия между группами населения по телосложению.
Ювенилизация (от юношеский) - неполовозрелый.
Спут - рывок, резкое усиление.