Оригами из бумаги проект. Творческий проект "чудесная страна оригами"

Выполнил ученик

5В класса

Качин Алексей.

Руководитель: Александрова И.А


Проблема

  • Однажды я увидел как ребята во дворе складывают бумагу и у них получается кораблик или самолётик.
  • Я решил тоже узнать не много о складывании фигурок из бумаги.

Средство решения моей проблемы.

  • Узнать что тако й складывание фигурок из бумаги и кто это придумал.
  • Научится складывать фигурки из бумаги.
  • Поделится моей информацией с одноклассниками о том, что я узнал и чему научился.

Немного об истории возникновения складывания фигурок из бумаги.

  • Оригами – японское искусство складывания из бумаги.
  • Оригами возникло в эпоху Хэйан (794-1185). Оригами появилось как церемониальное искусство. В храмах из бумаги изготавливали специальные коробочки санбо , в которые клали жертвоприношения – кусочки рыбы и овощей.
  • Европа познакомилась с оригами в 1853 году.
  • Взрыв популярности оригами произошел после Второй мировой войны благодаря Акиро Йошидзаве, который внес неоценимый вклад в развитие этого искусства.

Существует 3 вида оригами

  • – приверженцы используют в качестве основы традиционный квадрат.
  • Последователи этого течения складывают фигуры из листов треугольной, прямоугольной, шестиугольной и восьмиугольной формы.
  • – изготовление моделей из некоторого числа однотипных модулей.



Условные обозначения

Линии по которым, надо согнуть лист ребром внутрь (как полураскрытая книга)

Линия сгиба, по которой надо согнуть лист ребром наружу (как крыша дома)

Линии предыдущих сгибов

Направление сгиба

Согнуть и разогнуть

Разъединить слои бумаги

Крайние точки свести в одну (центральную)


Лягушка


Кузнечик

Перевернуть





Факт об оригами

  • Раньше складывали фигурки оригами чтобы разогнать скуку. Делали бабочек и клали молодожёнам на свадьбу на стол.

Информацию я брал со следующих источников…

  • 1) http://www.zonar.info/node/31
  • 2) http://paper-life.ru/
  • 2) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D0%BC%D0%B8
  • 3) http://anna-ostrov.my1.ru/publ/46-1-0-38

Так-же с этого сайта я скачивал фон для моей презентации.

http://easyen.ru/load/shablony_prezentacij/498

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 18"

города Ижевска Удмуртской республики

ПРОЕКТ НА ТЕМУ:

«МИР ОРИГАМИ»

Выполнил: ученик 2 «а» класса

Нелюбин Игорь

Руководитель: учитель нач. кл.

Агапова Д.А.

Ижевск 2015

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение

    Виды оригами

    Польза оригами

    Заключение

    Приложение 1 (эксперименты)

    Приложение 2 (схемы)

    Приложение 3 (мои работы)

    Список литературы

    ВВЕДЕНИЕ

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку. С древних времен оригами выполняло разную роль в жизни японцев. Бумажные фигурки сопровождали ритуальные шествия в синтоистских храмах, изящные бабочки украшали свадебный стол, самураи развлекали дам на средневековых балах, складывая нехитрые фигурки, заботливые родственники вывешивали магические бумажные шары над постелью заболевшего, чтобы изгнать злых духов. От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки. Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса. Искусство оригами увлекло меня еще в раннем детстве. Мы вместе с мамой складывали простые фигурки из бумаги, когда мне было всего три года! Конечно, это было не обучение, а игра – волшебное превращение простого листочка в игрушку! Оригами – это идеальный конструктор, который состоит из одной детали (листа), с помощью которой создается бесконечное разнообразие форм, складываются тысячи и тысячи разных фигурок.

Актуальность проекта – этот вид работы доступен каждому человеку, а также развивает мелкую моторику рук.

Цель – узнать об оригами и о том, насколько это искусство полезно для развития человека.

Задачи

1. Изучить историю возникновения искусства оригами.

2. Познакомиться с его видами

3. Выяснить, какую пользу приносит оригами.

4. Провести эксперименты.

5. Научить одноклассников изготовлять изделия.

2. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОРИГАМИ

История возникновения оригами тесно связана с историей бумаги. Она была изобретена в Китае более двух тысяч лет назад. Лишь пять столетий спустя она появилась в Японии. В Европу же бумага попала усилиями Марко Поло, он привез ее из путешествий в Азию. В Испанию бумага была привезена арабами, и именно в Испании в провинции Валенсия в городке Хатива была открыта первая бумажная фабрика в Европе. А испанцы уже привезли бумагу в Америку. Оригами - искусство складывания фигурок из бумаги - пустило корни в культуру Японии много веков назад. В Японии оригами связано с религиозной символикой, японцы наделяют бумагу и фигурки из нее особым значением. В эпоху Хэйан (794 - 1185) оригами приобрело важное значение в церемониальной жизни знати Японии. В то время бумага оставалась очень ценным и редким товаром, и складывать фигурки из нее могли себе позволить лишь богатые люди. Воины-самураи обменивались ими как подарками, украшали ноши. Ноши - это съедобные подношения, которые делались в буддийских храмах. Именно ноши дали толчок к развитию оригами. Для более привлекательного вида, ноши заворачивали в искусно сложенную цветную бумагу. Со временем сложность и замысловатость фигурок из бумаги возрастала, и они превратились в основную составляющую подношений, получивших сверхъестественное значение.

Когда бумага стала относительно дешевой, и приобрести ее мог каждый, оригами получило новую церемониальную функцию. Оно стало средством отличия разных социальных классов. Со временем появлялись все новые и новые фигурки. Японцы передавали искусство их складывания устно из поколения в поколение, от старших к младшим. Первые письменные инструкции датированы 1797 годом, когда была издана Хидэн сембадзуру ориката (Тысяча способов сложить журавля). Позже, в 1845 году, была напечатана книга Кан-но мадо (Окно в середине зимы).

В 1939 году доктор Немезио Монтеро опубликовал свой "Мир бумаги". Эта книга посвящена поделкам из бумаги полностью. Она переиздается даже в наши дни и содержит множество инструкций по складыванию бумажных фигурок. Во второй половине двадцатого века наблюдался расцвет оригами. Издание многих книг способствовало распространению увлечения оригами по всему миру.

Акира Йошизава создал международный устав обозначений и сгибов оригами . Это привело к унификации инструкций по складыванию фигурок оригами. Количество изданий по оригами с тех пор значительно выросло во всем мире, но особенно в Японии, Англии, соединенных Штатах. С каждым днем книг по оригами издается все больше и больше, на разных языках мира. В наши дни оригами любимо во всем мире, хотя в Японии оно наиболее распространено. Там занятия по оригами проводятся практически во всех школах для матерей. Более того в Японии открыты специальные центры по обучению оригами, где преподают настоящие мастера своего дела. Японец Акира Йошизава (1911-2005) известен как величайший оригамист современности. Опубликовано множество его книг, в которых он раскрывает некоторые секреты своего мастерства. В наши дни стало известно множество техник складывания оригами. В основе каждой из них лежит превращение листа бумаги без ножниц и клея в замысловатую фигурку только лишь посредством складывания определенным образом.

Оригами считалось всегда игрой, в которой рождаются достаточно простые фигуры, которые ассоциируются с живыми существами. Однако на сегодняшний день размеры этих фигурок варьируются от огромных слонов высотой 2,7 метра до махоньких птичек, сложенных из квадрата со стороной 0,004 сантиметра! Существуют также и фигуры на создание которых может понадобиться несколько часов (а иногда и дней) работы!

Одни люди любят создавать простые модели с несколькими сгибами, другие - очень реалистичные трехмерные фигуры, в которых нужно сделать несколько десятков последовательных сгибов. Кто-то делает миниатюры, а кто-то любит фигуры огромных размеров. В последнее десятилетие двадцатого века особо популярными стали модульные оригами. В основе модульной техники лежит создание трехмерных фигур путем соединения нескольких, (иногда нескольких сотен) бумажных деталек. Основной материал для оригами - бумага. Бумага сначала производилась из растительных волокон. В Японии делают рисовую бумагу.Ее называют татамигами орисуэ, ками-оримоно, оригата. И другую белую квадратной формы, ее называют ваши. В конце девятнадцатого века в Японию была привезена ранее неизвестная цветная бумага. Она существенно улучшила качество оригами и быстро стала популярна. Кроме того, со времени появления цветной бумаги стандартным форматом бумаги для оригами стал квадрат. В основном для фигур с большим количеством сгибов рекомендуется использовать тонкую и гибкую бумагу, а простые фигуры получаются лучше из плотной бумаги. Она позволяет фигуре надолго сохранить форму.

Почему же оригами так популярно сегодня? Бумага сегодня достаточно дешевый материал. Схемы для изготовления фигурок найти легко. Их многообразие позволяет подобрать фигурку в соответствии с вашими возможностями, уровнем подготовки и наличием свободного времени.

    ВИДЫ ОРИГАМИ

Классическое оригами:

Если говорить о классическом оригами, то в нем используется квадратный равномерно прокрашенный листочек бумаги без ножниц и клея. Но современники частенько отходят от этого правила.

Детское оригами:

Дети по своей натуре большие фантазеры и творцы. Они просто обожают волшебство и сказки, дружат с чародеями и магами. И, несмотря на то, что их шалости часто связаны с отсутствием важных дел, как у взрослых, дети продолжают узнавать мир, искать что-то новое. Оригами – отличная возможность подарить им волшебный мир, в котором они смогут проявить свою кипучую фантазию и отвлечься от шалостей. Это же так важно, стать хотя бы на часок волшебником маленькой страны! Детское оригами – это еще и полезное занятие, которое развивает моторику рук, логическое, пространственное мышление и ловкость.

Модульное оригами:

Этот вид оригами появился значительно позже, чем классический. Но, сегодня модульное оригами на первом месте по популярности, позволяя взрослым и детям делать удивительные гирлянды и составлять настоящие скульптурные композиции.

Искусство кусудамы:

Не менее популярная сегодня разновидность модульного оригами – кусудама, в котором вся фигура собирается из множества одинаковых модулей (частей). Каждая часть складывается по всем канонам классики из одного листа. Потому части соединяются через вкладывание их друг в друга. А сила трения, которая при этом появляется, не дает всей конструкции потерпеть фиаско и распасться. Часто это объемное тело шарообразного вида. В древности его делали в качестве лекарственных шариков, куда помещались травяные сборы, всевозможные смеси лепестков и благовония, с чем собственно и связывалось название. Однако такие шары сегодня используются как предметы декора, которые вносят в дом ощущение праздника и немножко восточных ноток.

Обычное оригами:

Обычное оригами – это стиль, который придумали британские оригамисты. Цель такого оригами – облегчить занятие людям, которые только вникают в удивительный мир бумажного искусства. Кроме того, простое оригами подходит и людям с ограниченными навыками движения. Данное выше ограничение означает, что в простом оригами нет сложных приемов, поэтому людям, которые уже хорошо освоили технологию, лучше использовать другие типы оригами.

Складывание по развертке:

Развертка – это тип диаграммы оригами, который представляет собой модель с чертежом, на которой изображены все складочки готового изделия. Складывать по развертке намного сложнее, чем по традиционным схемам, но этот метод дает не только информацию, каким же образом сложить модель, но и то, как она была задумана. Развертки часто используются при разработке каких-то новых моделей. Для «профи» складывание по развертке – самое то!

Мокрое складывание:

Эту технику разработала Акира Есидзава. Она использовала смоченную в воде бумагу, которую складывала и придавала моделям плавные изгибы, выразительность и некоторую жесткость. Особенно мокрое складывание актуально, если нужно сложить какие-то негеометрические фигуры, например, цветок или животное. Изделия, которые были выполнены в этой технике, максимально приближены к натуральному виду и выглядят почти оригинально.

    ПОЛЬЗА ОРИГАМИ

Задавались ли вы вопросом, почему оригами так популярно сегодня во всем мире? Да потому, что бумага является дешевым материалом, схемы оригами найти довольно просто, а многообразие уроков, мастер классов и видео инструкций позволяют по возможности, уровню подготовки и наличию свободного времени творить настоящие шедевры. Кстати, оригами полезно и для взрослых, и для детей. Если говорить о последних, то данное искусство позволяет деткам оценить и изучить возможности своих рук и пальчиков. К тому же, оригами дает возможность приобрести такие навыки, как трудолюбие, терпение и усидчивость, что очень полезно для гипер активных деток.

Кроме того, подчас создания оригами у ребенка развивается пространственное и креативное мышление, воображение и координация движений, моторика пальцев и психомоторика. Создавая фигурки оригами, ребенок на собственном опыте узнает, что такое диагональ, вершина фигуры, медиана, у него улучшается восприятие геометрических фигур, а соответственно, ему будет легче воспринимать знания в области геометрии.

Взрослые также находят много плюсов для себя в искусстве оригами. Это позволяет им расслабиться и отвлечься от будничной суеты, провести время с детьми за полезным и интересным занятием, а еще способом хорошенько потренировать мозги, если это требуется.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главный фактор возрастания популярности этого искусства - это

энтузиазм его приверженцев.

Оригами – и детская забава, и элемент дизайна, и неотъемлемый атрибут народных праздников во многих странах мира. Существуют театры, где персонажами и декорациями являются бумажные фигурки.

Занятие оригами оказывает положительное влияние на развитие детей. Специалисты-медики считают, что оно позволяет полнее использовать ресурсы психики, гармонично развивая оба полушария головного мозга. У ребят совершенствуются мелкая моторика рук, движения пальцев становятся более точными (что немаловажно для школьников начальных классов, овладевающих письмом), вырабатывается усидчивость. Ведь чтобы получилась красивая фигурка, нужны аккуратность, внимание, сосредоточенность. Кроме того, оригами развивает память, мышление, пространственное воображение, сообразительность. Неспроста это занятие применяют в своей практике врачи- логопеды. Помогает оно и людям с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с психическими расстройствами.

Но все – таки оригами прежде всего – искусство, призванное дарить

людям радость. Некоторые люди сделали изготовление бумажных фигурок своей профессией. Бумажные птицы и рыбы, звери и многогранники украшают витрины магазинов. Красивые и выразительные маски широко продаются как настенные украшения.

Многие предприниматели заказывают мастерам бумажные фигурки для использования в качестве символа фирмы. Муниципалитеты платят за оформление городских праздников, шоу и карнавалов. Бумажные фигурки используются при создании рекламных роликов и плакатов.

    ПРИЛОЖЕНИЕ 1. (ЭКСПЕРИМЕНТЫ)

Эксперемент 1: Зависит ли чёткость фигурки от цвета бумаги?

Цвета

Название поделки

Результат

Зеленый

Лягушка

Розовый

Поросёнок

Поделка чёткая,выразительная

Черный

Летучая мышь

Поделка чёткая, выразительная

Вывод: Чёткость фигурки не зависит от яркости цвета бумаги. Все фигурки получились чёткими, выразительными. Бумага для оригами может быть любого цвета. С помощью раскрашивания можно разнообразить фигурки и создавать целые серии.

Эксперимент 2: Какая бумага лучше подходит для изготовления поделок оригами?

Тип бумаги

Как сгибается

результат

Картон

Сгибается тяжело

Поделка не получится

Цветная бумага

Сгибается легко

Поделка получится яркая

Бумага для ксерокопий

Сгибается легко

Поделка получится

Вывод: Поделку можно делать из любой бумаги, кроме картона, но лучше всего подходит бумага для ксерокопий.

    ПРИЛОЖНИЕ 2 (СХЕМЫ)

    ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (МОИ РАБОТЫ)

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Мищенко И. В., Орлова Т. А. «Игрушки из бумаги» (оригами), книга 2, г. Санкт -Петербург, 2013 год;

    Сержантова Т.Б. «366 моделей оригами», г. Москва, 2010 год;

Муниципальный конкурс

ученических творческих исследовательских проектов

по технологии

«Мир глазами детей»

Оригами

Выполнила ученица 4 класса

МОУ « Подгорненская СОШ»

Ковешникова Татьяна

Руководитель

учитель начальных классов

Чиченкова С.И

Подгорное

2014 год

Оригами - это самобытное японское искусство создания моделей различных предметов, животных, птиц, цветов путем сгибания листа бумаги. Никто не знает, кто именно и когда придумал оригами и как были выработаны его неписаные правила. Есть даже мнение, что это искусство старше, чем бумага. Что первые фигурки оригами возникли из искусства драпировки ткани при изготовлении традиционной японской одежды. Многие поколения японцев внесли в оригами свой вклад, передавая умение складывать плоский лист в чудесную фигурку.

В переводе с японского «оригами» означает «сложенная бумага», в стране восходящего солнца искусство оригами называют искусством целого листа. Это одно из самых главных правил оригами - не прибавлять и не вычитать ничего лишнего. Это закон, которому следуют уже многие века все художники оригами. Благодаря этому данный вид искусства уже тысячелетия считается самым необычным и оригинальным.
Появилось оригами почти сразу после появления бумаги в Японии. Именно японцы, а не первооткрыватели нового писчего материала - китайцы, догадались использовать бумагу в качестве сырья для декоративных украшений и изделий.

Слова «бумага» и «Бог» на японском языке созвучны. Поэтому всем бумажным изделиям стал придаваться религиозный смысл. В храмах стены были украшены бумагой с изображением богов и записанными их заповедями. С помощью листов разжигались жертвенные костры. В особых бумажных коробочках было принято приносить дары в храмы.
В монастырях из бумаги впервые начали складывать необычные фигурки. Они символизировали различных богов, животных, людей, даже времена года и природные явления. А так как порвать лист бумаги считалось страшным грехом, лист всегда использовался целиком. Постепенно строго регламентированное число церковных фигурок начало возрастать, техника отшлифовывалась и становилась настоящим искусством.

От поколения к поколению совершенствовалось древнее искусство, отбирая для потомков самые изящные, самые выразительные фигурки.

Со временем оригами вышло из религиозных рамок и стало придворным искусством. Им могли заниматься лишь избранные, так как бумага была редким и весьма дорогим материалом. Умение сложить из квадратного листа фигуру считалось признаком хорошего образования, изысканных манер и утонченного вкуса.
Массовость искусства оригами приобрело лишь в двенадцатом-тринадцатом веках. Когда бумага распространилась по всему миру, когда цены на нее значительно упали и сделали этот материал доступными.

В какой-то момент по оригами устраивались целые соревнования и турниры. Богатые и знатные люди охотно брались спонсировать данные мероприятия. Любое отношение к оригами в те времена считалось значительным и престижным. Часто доходило до того, что фигурки оригами стали появляться на фамильных гербах знатных и богатых домов. Они стали символами и защитниками дома, семьи, очага, благополучия.

А вот сам термин «оригами» возник и закрепился значительно позже, сравнительно с самим искусством. Это произошло только в 1880 году, когда данное искусство стало частью аристократического общества, когда оно вошло в быт всех японских семей. Секреты складывания различных фигурок из бумаги передавались из поколения в поколение, и такое наследие веков постепенно стало не дешевле золота или фамильных драгоценностей

Существует определённый набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.

Сгиб долиной,
линия сгиба долиной.

Сгиб горой,
линия сгиба горой.

Перегнуть долиной.

Перегнуть горой,
существующая линия.

Складка-молния
(комбинация сгибов
долиной и горой).

Совместить
отмеченные
точки.

Перевернуть фигуру,
невидимая линия.

Повернуть фигуру
в одной плоскости.

Тянуть, тащить.

Двойная
складка-молния
(внутрь).

Двойная
складка-молния
(наружу).

Раскрыть
(обычно карман).

Вогнуть внутрь.

Выгнуть наружу.

Вогнуть внутрь,
утопить.

Повторить действие
(

Равные углы.

Равные части.

Завернуть.

Увеличение
изображения.

После некоторые мастера научились писать и прятать в фигурках послания, которые мог прочитать, не порвав, только человек, посвященный в тайну оригами. Такие послания часто принимали красивейшие формы птиц, бабочек, цветов или простых абстрактных геометрических фигур.

Но чаще всего использовалась форма журавля, который издревле в Японии считался символом долголетия и счастья. Такая фигурка называлась цуру. С тех далеких времен и по сей день журавлики являются для оригамистов очень важным и светлым знаком. Эта светлая птица, которую так не сложно исполнить в бумаге, является на протяжении многих веков изображением свободы и надежды. Возможно именно связь птицы с небом, а также ее величавость и грациозность послужили этому

Японцы всегда аккуратно и с любовью складывали оригами журавль на протяжении 2000 лет. Еще в 1797 году была выпущена книга, которая носила название "Складывание тысячи журавлей". В ней было опубликовано очень много вариантов складывания журавлей в различных интерпретациях. Для этого нужно было иметь только один квадрат бумаги.

После Второй Мировой Войны журавль принял еще одно значение, а именно символ мира. Много людей знает историю маленькой девочки С.Сасаки, которая родилась в 1943 году и осталась сиротой после атомной бомбы, что упала в Хиросиме. Девочка очень сильно облучилась и когда лежала в больнице, стала складывать бумажную модель журавля. Садако Сасаки очень верила в давнюю историю, что если она сделает 1000 журавлей, то исполнится её желание. Когда она только начала их делать, она очень хотела выздороветь, но позже её желания изменились. Садако начала мечтать о большом мире на всей планете Земля. Она смогла сделать 644 модели и умерла 25.10.1955 года. После этой истории все дети на земле начали присылать журавлей из бумаги в музеи мира, который находится в Хиросиме, в качестве символа мира.


Искусство оригами, в начале 20 века, начинает выходить за пределы Японии и свободно шествует по всему миру. Большинство людей очень заинтересовались и увлеклись этим простым и в то же время сложным искусством.

Моя работа





Сегодня же искусство оригами переживает второе рождение. Привлекает данное искусство своей оригинальностью и простотой. Ведь для того чтобы заниматься таким искусством ничего не нужно кроме рук и бумаги.

Оригами Автор: Каримов Эмиль Алмазович, 4 класс, МБОУ для ДДМШВ «Начальная школа- детский сад» с. Началово Учитель: Красильникова Рашида Курмашевна 2012 год. Цель: освоить технику оригами и использовать в жизни. Задачи: - изучить историю оригами; - ознакомление с техникой оригами; - научиться создавать изделия оригами; - выявить связь оригами и геометрии; - найти способы применения оригами в повседневной жизни. Актуальность: Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, все созданное творцом всегда было и будет неповторимым, оригинальным и ценным. Ручной художественный труд является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил. Это и есть основная актуальность данной темы. Немного об истории возникновения. Оригами – японское искусство складывания из бумаги. Оригами возникло в эпоху Хэйан (794-1185). Оригами появилось как церемониальное искусство. В храмах из бумаги изготавливали специальные коробочки санбо, в которые клали жертвоприношения – кусочки рыбы и овощей. В периоды Камакура (1185-1333) и Муромати (1333-1573) оригами носит символический характер (записки в виде бабочек…) В периоды Адзути – Момоями (1573-1603) и Эдо (16031867) оригами – способ времяпрепровождения. Европа познакомилась с оригами в 1853 году. Взрыв популярности оригами произошел после Второй мировой войны благодаря Акиро Йошидзаве, который внес неоценимый вклад в развитие этого искусства. Оригами сегодня. Направления и школы оригами разделились на три течения: 1. Традиционное оригами – приверженцы используют в качестве основы традиционный квадрат. 2. Последователи этого течения складывают фигуры из листов треугольной, прямоугольной, шестиугольной и восьмиугольной формы. 3. Модульное оригами – изготовление моделей из некоторого числа однотипных модулей. Заключение: Оригами: - учит различным приемам работы с бумагой; - развивает способность работать руками; - учит концентрации; - знакомит с основными геометрическими понятиями; - развивает пространственное воображение, художественный вкус и творческие способности. Список литературы: 1. Н. Г. Юрина. По книге “Я познаю мир” 2. http://www.origami.ru 3. Выгонов В.В.Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушек: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2002. 4. Выгонов В.В.Начальная школа: Трудовое обучение: Поделки, модели, игрушек: Книга для учителя.-М.: Издательство «Первое сентября», 2003. 5. Сержантова Т.Б. Оригами. Лучшие модели.-М.: Айрис-пресс, 2003. 6. Сержантова Т.Б. Оригами для всей семьи.-М.: Айрис-пресс, 2004. 7. Щеглов О. Оригами. Волшебный мир бумаги. Новая книга оригами. Ростов н/Д: Издательский Дом «Владис» М.: Издательский Дом «Рипол Классик», 2007.

Проект "Оригами - это математика!" участвовал в Неделе науки.

униципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа №3 г.Красный Кут Саратовской области.

Проект на тему:

«Оригами - это математика!»

Работу выполнили: ученицы 6 «А» класса Закора В.,

Мясникова В. и ученик 11 «А» класса Ульянов А.

Руководитель: учитель математики 1 категории

Родыгина Л.Н.

Цель и задачи проекта:

Цель: Изучить происхождение оригами и связь этого искусства с математикой.

Задачи:

1. Изучить понятие, виды, историю происхождения оригами.

2. Проанализировать связь оригами и математики на примере основных элементов азбуки оригами, решения математических задач.

Гипотеза: Помогает ли оригами изучать математику?

Актуальность: В последнее время ребята всё с большей неохотой относятся к учёбе, и в частности к математике. Чтобы привлечь внимание учащихся к математике мы решили в своём проекте показать, что математика – это творческая наука.

Введение 3

Глава 1. Понятие об оригами 4

1.1. История оригами 5

1.2. Виды и техники оригами 7

Глава 2. Азбука оригами 9

2.1. Оригами-это математика! 9

2.2. Оригаметрия. 11

Заключение 14

Использованная литература 16

Приложения 17

Введение.

Многие удивляются, услышав слово «оригами». «А что это такое?» - спрашивают они. Между тем каждый человек наверняка хоть раз в жизни создавал самое простенькое изделие из квадратного листа бумаги - это кораблик или самолетик. А в те времена, когда в магазинах не было такого выбора соломенных шляп и панам, люди летом нередко сооружали себе «пилотку» из газеты. И бумажные кораблики, и пилотка сделаны по принципу «оригами».

Оригами - удивительное искусство бумажной пластики. Оригами это японское искусство складывания бумаги, образовано от японского oru (складывать) и kami (бумага). Сегодня множество людей во всем мире увлекаются искусством «оригами». Бумажные фигурки делают дети и взрослые, художники и конструкторы. Его даже преподают в школах, о нем пишут книги и выпускают журналы с интересными статьями и описанием различных моделей. Мы заметили, что, складывая фигурки оригами, сталкиваемся с математическими понятиями. Нам стало интересно, как связаны таинственное искусство складывания фигурок из бумаги оригами и давно интересующая нас математика.

Глава 1. Понятие об оригами

Это искусство родилось в Японии. В «Японских хрониках» говорится, что его начало восходит к 610-му году. Кто бы подумал, глядя на простенький кораблик, что первоначально в изделия из бумажного квадрата вкладывался большой смысл! На востоке к квадрату относились с большим уважением. В буддизме он считался отражением Космоса, той великой Пустоты, из которой происходят все вещи. К бумаге японцы тоже относились с почтением, как ко всему недолговечному, непрочному, живущему один миг. Они считали, что в каждой такой вещи - бабочке, росинке, тонком листочке бумаги - живет дыхание вечности и надо уметь его уловить.

Так, квадрат - символ Космоса, из которого на Землю приходят и обретают форму вещи, и бумага - миг, в котором заключено дыхание вечности, стали родителями оригами. И, правда, разве не чудо: сделать без ножниц и клея, без каких-либо подручных средств, из простого бумажного листа все, что угодно: человека, зверя, птицу, цветок, сказочного дракона…

Со временем искусство «оригами» завоевало весь мир. Дошло и до нас. Еще великий Лев Толстой описывал в своей статье «Что такое искусство» случай, когда его научили «делать из бумаги, складывая и выворачивая ее известным образом, петушков, которые, когда их дергаешь за хвост, махают крыльями».

Описание простой, доступной ребенку, модели, можно найти в каждом номере журнала «Япония». А в российском журнале «Оригами», на который можно свободно подписаться, вы найдете и самые простые модели - для начинающих, и сложные - для знатоков, а также статьи об истории «оригами», и последние новости.

Сейчас первоначальный философский смысл этой игрушки забылся. Кроме традиционных поделок из квадрата, изобрели множество других способов создания бумажных фигур. Это могут быть модели, сложенные из правильного треугольника и половинки квадрата, оторванной по вертикали или диагонали, или даже из пяти-, шести-, восьмиугольников. Последняя «мода» - складывать оригами из листа обычной писчей бумаги стандартного формата.

Еще делают модели, сплетенные из бесконечной ленты - тут уж оригами переходит в макраме. Совсем отошел от традиционного «оригами» также способ делать модели из множества одинаковых деталей (модулей). Так, из нескольких квадратов можно сделать красивый браслет или даже диадему.

В наше время оригами перестало быть только игрушкой. Этим искусством заинтересовались ученые и конструкторы. Проходят научные симпозиумы по оригами. Уже создаются сложнейшие технические конструкции - бумажные модели…

Но детей, конечно, больше всего интересует оригами как возможность создать новую игрушку. А можно создать новые, свои собственные объемные фигурки из бумаги.

Итак, оригами – это искусство складывания из бумаги.

1.1. История оригами

Знакомство с оригами следует начинать с древней истории. Именно там, в Древнем Китае, в 105 году нашей эры появились первые предпосылки для возникновения оригами- искусства складывания любых фигурок из квадратного листа бумаги без использования ножниц и клея.

Как свидетельствует история, в том знаменательном году чиновник Цай Лунь сделал официальный доклад императору о том, что создана технология производства бумаги. Многие десятилетия под страхом смертной казни китайцы хранили тайну создания белого листа. Но со временем, когда монахи Китая начали свои путешествия в Японию, вместе с ними стали путешествовать, и некоторые тайны этой страны. В 7 веке странствующий буддийский монах Дан-Хо, о котором современники говорили, что он богат знаниями и умеет делать тушь и бумагу, пробирается в Японию и обучает монахов изготавливать бумагу по китайской технологии. Очень скоро в Японии сумели наладить свое массовое производство бумаги, во многом обогнав Китай.

Первые листочки бумаги, сложенные в необычные фигурки появляются сначала в монастырях. Иначе и быть не могло. Ведь в японском языке понятия "Бог" и "Бумага" звучат одинаково, хотя и обозначаются разными иероглифами. Фигурки из бумаги имели символическое значение. Они становились участниками религиозных церемоний. Украшали стены храмов. Помещались на жертвенный костер. До наших дней дошли одни из первых фигурок из бумаги - коробочки "санбо", в которые японцы вкладывали кусочки рыбы и овощей, поднося их в качестве жертвоприношений. Но это еще не было искусство. Просто лист бумаги, очень ценный и дорогой, несущий в себе имя Бога, становился неотъемлемой частью жизни японца.

В средние века, когда производство бумаги позволило снизить на нее цену, искусство складывания проникло в быт дворянства. И тогда появилось искусство самураев. В те времена считалось признаком хорошего воспитания умение богатого дворянина развлечь свою даму на балу складыванием бумажных фигурок. Тогда же возникло и искусство сворачивания тайных писем. Используя свое умение, самураи так складывали свои записки, что только посвященный мог развернуть его. Кроме того, оригамные фигурки часто использовали в свадебной церемонии, украшении домов или праздничных шествиях.

Со временем оригами (а этот термин возникает только в 1880 году) становится обязательным занятием во многих японских семьях. Мамы передавали свои знания дочкам, показывая немногие известные им фигурки.

Возрождение оригами так же тесно связано со страшной трагедией, произошедшей 6 августа 1945 года, когда «люди» решили испытать атомную бомбу на человеке, подписав смертный приговор городу Хиросима. Последствия чудовищного эксперимента были ужасны: из 420 тысяч жителей города погибло 80 тысяч. В течение 20 лет от последствий облучения умерло еще 200 тысяч человек. Среди погибших было много детей.

В память о жертвах атомной бомбардировки в Хиросиме заложили парк Мира. В мае 1958 года там был открыт монумент, посвященный погибшим детям. Памятник изображает бомбу, на вершине и по бокам которой размещены фигуры детей с поднятыми к небу руками.

Именно тогда среди детей, обреченных на гибель, возникло поверье о свободной птице, символе жизни - журавлике. Дети искренне верили, что, смастерив из бумаги 1000 журавликов, они исцелятся, останутся живы. Двенадцатилетняя девочка, чья смерть послужила поводом для сооружения памятника, успела сделать только 644 журавлика. Удивительная детская солидарность волной прокатилась по всем странам мира. Япония стала получать миллионы посылок со всех континентов с бесценным грузом - бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. Эти гирлянды и сегодня украшают памятник и являются протестом войне и укором взрослым.

1.2. Виды и техники оригами

Модульное оригами

Одной из популярных разновидностей оригами является модульное оригами, в котором целая фигура собирается из многих одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путём вкладывания их друг в друга, появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться. Одним из наиболее часто встречающихся объектов модульного оригами является кусудама, объёмное тело шарообразной формы

Простое оригами

Простое оригами - стиль оригами, придуманный британским оригамистом Джоном Смитом, и который ограничен использованием только складок горой и долиной. Целью оригами является облегчение занятий неопытным оригамистам, а также людям с ограниченными двигательными навыками. Данное выше ограничение означает невозможность многих (но не всех) сложных приёмов, привычных для обычного оригами, что вынуждает к разработке новых методов, дающих сходные эффекты.

Складывание по развёртке

Развёртка (англ. creasepattern; паттерн складок) - один из видов диаграмм оригами, представляющий собой чертёж, на котором изображены все складки готовой модели. Складывание по развёртке сложнее складывания по традиционной схеме, однако, данный метод даёт не просто информацию, как сложить модель, но и как она была придумана - дело в том, что развёртки используются при разработке новых моделей оригами. Последнее также делает очевидным факт отсутствия для некоторых моделей иных диаграмм, кроме развёртки.

Мокрое складывание

Мокрое складывание - техника складывания, разработанная АкиройЁсидзавой и использующая смоченную водой бумагу для придания фигуркам плавности линий, выразительности, а также жесткости. Особенно актуален данный метод для таких негеометричных объектов, как фигурки животных и цветов - в этом случае они выглядят намного естественней и ближе к оригиналу.

Не всякая бумага подходит для мокрого складывания, а лишь та, в которую при производстве добавляют водорастворимый клей для скрепления волокон. Как правило, данным свойством обладают плотные сорта бумаги.

Глава 2. Азбука оригами.

В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия. Условные знаки играют роль своеобразных "нот", следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике. Международные условные знаки вместе с набором несложных приемов и составляют своеобразную "азбуку" оригами, с которой должен быть знаком любой складыватель. Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине XX века известным японским мастером АкиройЙошизавой. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит "изобретать велосипед" и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки. (Приложение1.)

2.1. Оригами – это математика!

Многие считают, что оригами это забава, с помощью которой люди создают различные фигуры, но очень многое в оригами связано с математикой. Оригами связано с геометрией, оригами, как наука, способна изумить нас формами, о возможности существования которых, мы, может быть, и не догадывались.

В процессе складывания фигур оригами мы знакомимся с различными геометрическими фигурами: треугольником, квадратом, трапецией и т.д., учимся легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, находить вертикаль, горизонталь, диагональ, узнаём многое другое, что относится к геометрии и математике. Американский педагог Ф. Фребель уже в середине XIX века заметил геометрическую особенность оригами и ввел его как учебный предмет в школе.

Первые попытки использовать оригами в педагогической практике в Европе справедливо связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Вильгельма Августа Фребеля (1792-1852).Именно он в начале XIX века начал создавать детские сады, а затем и школу. Фребель считал Природу лучшим учителем. Он сам сначала был лесником, очень любил и ценил природу и поэтому не хотел, чтобы в школе дети занимались зубрёжкой. Фребель считал, что жизнь, движение и знание – есть три главные составляющие развития Человека. Его теория взглядов на образование и развитие личности включает в себя 4 главных компонента:

1. Свободная активность.

2. Творчество.

3. Участие в жизни общества.

4. Мышечная активность.

Например, основы геометрии он предлагал изучать не с помощью циркуля, линейки и некоторых понятий, а на примере фигур складывающейся бумаги. Он активно внедрял оригами в педагогический процесс. К сожалению тогда Фребель не владел такой, как в настоящее время, техникой складывания фигур. Но система его детских садов выжила, уже в 1892 году в Англии был основан специальный Фребелевский колледж, были они и в Америке, Японии, во многих странах Азии.

Идеи Фребеля и сегодня очень интересны. Не удивительно поэтому, что в наши дни оригами продолжает играть определённую роль в развитии и воспитании. Оригами способствует активности как левого, так и правого полушарий мозга, так как требует одновременного контроля за движениями обеих рук.

В конце XX века возник новый термин «оригаметрия», обозначающий область геометрии, в которой задачи решаются только методом складывания.

Одна из таких задач это деление исходного квадрата без предварительных чертежей и измерений. Как это сделать, не прибегая к карандашу? Приведём примеры деления квадратного листа бумаги на две, три, четыре, ... десять равных частей. (Приложение 2. )

В наше время оригами с математической точностью шагает по планете семимильными шагами. Ученные придумали использовать приёмы оригами в космосе, а именно Миура-ори - схема жесткого складывания, которая использовалась для развертывания больших установок солнечных батарей на космических спутниках .

Математика это одна из сторон оригами и наоборот оригами является одной из направляющих математики.

2.2. Оригаметрия.

Оригами используется в геометрии -для доказательства теорем и решения задач. Решение задач с помощью оригаметрии–способ необычный и интересный, так как многие понятия школьного курса геометрии просто и наглядно объясняются демонстрацией оригами. Оригаметрия –область очень молодая, и пока не существует ни соответствующих программ, ни учебников, которые давали бы подобный материал систематически. Вместе с тем многие понятия курса геометрии в школе гораздо проще и нагляднее объясняются с помощью оригаметрии.

Для построения теории используется система аксиом . Действительно, аксиомы оригаметрии существуют! Их предложил живущий в Италии японский математик ХумианиХузита.Таких аксиом, с его точки зрения, всего шесть.

Аксиома 1. Существует единственный сгиб, проходящий через две данных точки.

Аксиома 2. Существует единственный сгиб, совмещающий две данные точки.

Аксиома 3. Существует единственный сгиб, совмещающий две данные прямые.

Аксиома 4. Существует единственный сгиб, проходящий через данную точку и перпендикулярный данной прямой.

Аксиома 5. Существует единственный сгиб, проходящий через данную точку и помещающий другую данную точку на данную прямую.

Аксиома 6. Существует единственный сгиб, помещающий каждую из двух данных точек на одну из двух данных пересекающихся прямых.

В 2002 году японский оригамистКошироХатори обнаружил сгиб, который не описан в аксиомах Х. Хузита.

Аксиома 7. Для двух данных прямых и точки существует линия сгиба. Перпендикулярная первой прямой и помещающая данную точку на вторую прямую.

Доказательство теорем с помощью оригами.

Теорема 1. Суммауглов любого треугольника равна 180 градусов.

Доказательство. Возьмем лист бумаги, имеющий форму произвольного треугольника.

1) Проведем сгиб через одну из вершин треугольника, перпендикулярно противоположной стороне (высоту треугольника).

2) Совместим вершины треугольника с точкой у основания высоты треугольника.

3)Получаем, что углы 1, 2 и 3 треугольника совпали при наложении с развернутым углом, следовательно, сумма углов равна 180 градусов.

Теорема 2. Накрест лежащие углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых секущей, равны.

Доказательство . 1) Возьмем лист бумаги с двумя параллельными сторонами и секущей АВ. Сравним накрест лежащие углы- углы 1 и 2.

2) Совместим вершины накрест лежащих углов- точки А и В.

3)Углы 1 и 2 совпали при наложении, следовательно, угол 1 равен углу 2. Значит, накрест лежащие углы, образованные при пересечении двух параллельных прямых секущей, равны.

Задача: Прямая, проходящая через середину биссектрисы AD треугольника АВС и перпендикулярная AD, пересекает сторону АС в точке М.Доказать, что MD //AB.

Решение: Возьмем лист бумаги, имеющий форму производного треугольника. Проведем биссектрису AD, согнув лист так, чтобы сторона АС совместилась со стороной АВ. Наметим середину АD, совместив точки А и D. Проведем ОМ, перпендикулярнуюAD. Согнем лист по линии MD.Для доказательства параллельности MD и АВ сравним углы 1 и 3, для этого согнем лист по AD и совместим точки А и D. Углы 1 и3 совпали, а они накрест лежащие,следовательно, MD // AB.

Заключение.

Оригами и математика, словно две сестры, которые не терпят неточности и поспешности. Само оригами дает полет фантазии, а математика эту фантазию облачает в платье науки.

Японское искусство оригами очень широко вошло в нашу российскую жизнь и стало неотъемлемой частью для интеллектуального и познавательного развития. По результатам анкетирования в нашей школе как учителя, так и ученики считают, что оригами способствует в первую очередь развитию математических качеств (наблюдательность, внимание и произвольность, логическое и пространственное мышление, точность и аккуратность) человека. Это умение необходимо как на основных уроках - математика (геометрия, стереометрия), ИЗО, труд, так и на дополнительных элективных занятиях, кружках.(Приложение 4.)

В ходе изучения данной темы мы смогли прикоснуться к тайнам оригами, понять смысл математических принципов в бумажной пластике. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, учащиеся знакомятся с новыми геометрическими понятиями, основными определениями, и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трехмерном пространстве. Значит оригами, действительно, помогает изучать математику.

Оригами – это семейный, коллективный досуг, сближающий, улучшающий психологический фон семьи и коллектива. Каждая фигура оригами – это своя история, своя легенда и множество вариантов применения в жизни.

Использованная литература:

1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Все об оригами/Справочник. С-Пб: изд.Кристалл, М: «Оникс», 2005

2. Н. Г. Юрина. По книге “Я познаю мир”, 2004

3. О. В. ВесновскаяОригами: орнаменты, кусудамы, многогранники. -Чеб.: изд. «Руссика», 2003г.

4. С. Н. Белим Задачи по геометрии, решаемые методами оригами. – М.: изд. «Аким», 1998г.,

5. Ю.И. Дорогов, Е.Ю. Дорогова «Оригами шаг за шагом», 2008

6. Такахаси Коки «Оригами – это математика!»

http://www.origami.kulichki.ru/modules.php?name=Pages&go=page&pid=2