Свойства бумаги для детей 2 младшей группы. Занятие по экспериментальной деятельности во второй младшей группе «Свойства бумаги

Татьяна Щукина
Конспект НОД «Знакомство со свойствами бумаги»

Итоговая работа

по курсу повышения квалификации по ИОЧ

познавательно-исследовательской деятельности

детей дошкольного возраста»

на тему :

«Разработка содержания познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

в непосредственно образовательной деятельности

«»

время обучения :

06. 04. – 10. 04.2015г.

Выполнила :

Щукина Татьяна Николаевна

Воспитатель

МБДОУ № 400

г. о. Самара

Самара, 2015г.

План-конспект непосредственно образовательной деятельности

с дошкольниками

среднего возраста

Тема : «Знакомство со свойствами бумаги »

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи :

1) Познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги ; научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает) ; развивать, воображение, познавательную активность, любознательность детей(«Познавательное развитие» ).

2) Формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками; развивать общение и взаимодействие ребёнка со взрослыми, самостоятельность, целенаправленность собственных действий; развивать отзывчивость, сопереживание и уважительное отношение к окружающим («Социально-коммуникативное развитие» ).

3) Расширять словарный запас детей; развивать диалогическую и монологическую речь, высказывать предположения об ожидаемом результате («Речевое развитие» ).

4) Развивать эстетическое отношение к окружающему миру («Художественно – эстетическое развитие» ).

5) Развивать крупную и мелкую моторику рук («Физическое развитие» ).

Методы и приемы :

Практические (проведение опытов, экспериментов)

Наглядные (рассматривание, наблюдение)

Словесные (загадки, беседы, рассказы, вопросы)

Материалы и оборудование : небольшие листочки бумаги разных видов на каждого ребёнка (салфетки, картон, фольга, бархатная бумага , цветная обычная белая бумага ,ёмкости с водой, ножницы, клей, индивидуальные подносы для раздаточного материала, гномики из различных видов бумаги , снежинки, вырезанные из салфеток, нарисованное солнце на ватмане, мольберт.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Игровые упражнения, двигательные паузы.

Игровая Игровые ситуации.

Познавательно-исследовательская Наблюдения, решение проблемных ситуаций, экспериментирование,

моделирование, познавательно-исследовательские проекты

Коммуникативная Беседы, речевые проблемные ситуации, отгадывание загадок, ситуативные разговоры, вопросы

Изобразительная Аппликация, деятельность в изостудии.

Конструирование Изготовление макетов, моделирование

Элементарный бытовой труд

Самообслуживание Поручения, совместный (коллективный) труд

Логика образовательной деятельности

№ Деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты

1 Воспитатель держит лист бумаги : Я – белая, как снег Дружу с карандашом

Где он пройдёт – Заметочку кладёт. Дети отвечают, что это бумага . Дети заинтересованы.

2 Это не простая бумага , а телеграмма, в которой нас просят о помощи. Оказывается в Бумажном городке не светит солнце и нас просят помочь его зажечь. Хотите вы помочь жителям волшебного городка и отправиться в путешествие? Дети с удовольствием соглашаются, садятся на стульчики и иммитируют езду в поезде. У детей развито воображение, они умеют различать реальную и условную ситуацию.

3 А вот и Бумажный городок . Здесь всё из бумаги : и дома, и мебель, и одежда и даже люди здесь бумажные . Первая остановка «Разноцветная» и на ней нас встречает разноцветный гномик. Из какой он бумаги и где мы её применяем? Этот гномик из цветной бумаги . Мы её используем в аппликации и для изготовления различных поделок. Дети владеют устной речью и могут выражать свои мысли.

4 Берём этого гномика с собой и отправляемся дальше. Следующая остановка «Белая» и на ней нас встречают 2 белых гномика. Они предлагают нам пройти к ним в мастерскую и определить, чем они отличаются друг от друга. Дети подходят к столам. На тарелочках лежат листы белой бумаги и картона . У детей сформирована готовность к совместной деятельности.

5 Воспитатель предлагает взять бумагу , погладить её, помять, порвать и сказать чем она отличается. Дети берут тонкую бумагу , гладят её, мнут, отрывают полоску и говорят, что это обычный альбомный листочек. Он гладкий, тонкий, хорошо мнётся и рвётся. Берут в руки картон, гладят, пытаются помять и порвать его. Говорят, что это картон, он толстый, твёрдый, плохо мнётся и с трудом рвётся. Дети умеют выявлять качества и свойства бумаги через исследовательскую деятельность (мнётся, рвётся) .

6 Белые жители благодарят детей и вместе с ними отправляются дальше. Следующая остановка «Блестящая» . Здесь всё сделано из фольги и живут здесь блестящие гномики. Воспитатель предлагает повторить новое слово «фольга» , объясняет, что эта бумага сделана из тоненького слоя металла, предлагает согнуть её пополам и разрезать ножницами. Дети повторяют слово – фольга, сгибают её пополам, разрезают ножницами и делают заключение, что она блестит, легко сгибается и легко режется, хоть и сделана из металла. Дети легко запоминают новые слова, анализируют, делают умозаключения.

7 Следующая остановка «Снежная» . А называется она так потому, что здесь живут снежинки и они хотят, чтобы мы с ними поиграли. Из чего они сделаны и как сними можно играть? Дети находят снежинки, подбрасывают их вверх, дуют на них, снежинки летят. Дети говорят, что они из салфеток, красивые, лёгкие и могут летать, если на них подуть. Дети умеют играть, взаимодействовать друг с другом.

8 Следующая остановка «Бархатная» и всё здесь сделано из бархатной бумаги . Давайте рассмотрим её. Дети трогают бархатную бумагу , говорят, что она не похожа ни на какую другую, она шероховатая, потому что с ворсинками. Дети проявляют любознательность, склонны наблюдать и экспериментировать.

9 Следующая остановка «Опытная» и на ней нам белые гномики предлагают провести опыты с водой. Что произойдёт с бумагой при встрече с водой ? На столе лежат листочки бумаги , картона, салфетки и тарелочки с водой. Дети опускают все листочки в воду, наблюдают, объясняют, что салфетка утонула первая, потому что она мягкая, тонкая и размокла быстрее всех. Затем размокла обычная бумага и последний картон , потому что он самый толстый. Дети сделали вывод, что бумага боится воды . Все бумажные предметы портятся от встречи с водой. Бумага материал непрочный .

10 Следующая остановка «Солнечная» . На ней было много разных гномиков, но все они были грустными, потому что не светит солнце. Давайте поможем Бумажному городку . Дети берут жёлтые салфетки, сминают их в комочки округлой формы и наклеивают на изображенное на мольберте солнышко. У детей развита крупная и мелкая моторика. Они умеют помогать ближнему. Солнышко ярко светит, бумажные гномики довольны и счастливы.

Итоговое мероприятие : Совместно с родителями сочинить сказку : «Бумажное волшебство » .

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 216 «Полянка»

Конспект занятия по экспериментальной деятельности во второй младшей группе с бумагой

«Подарок для Мышонка»

подготовила воспитатель

Лейком Ирина Александровна

Кемерово 2014г.

Цель : развитие экспериментальной деятельности, активизацию и обогащение словаря.

Образовательные задачи:

    Познакомить детей со свойствами бумаги, бумажных салфеток;

    Формировать умение делать открытия и выводы;

    Обучать плавному направленному выходу на предмет.

Развивающие задачи:

    Развивать экспериментальную деятельность;

    Развивать речь детей;

    Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;

    Развивать внимание, мышление, память.

Воспитательные задачи:

    Воспитывать самостоятельность и активность в течение всего занятия;

    Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.

    Воспитывать аккуратность в работе.

Демонстрационный материал:

салфетки, бумага, бассейн с водой, игрушка Мышонок, солнышко, клей.

П/И «Солнечные лучики»;

Физминутка «У кого выше».

Раздаточный материал: салфетки, бумага на каждого ребёнка.

Ход занятия

Воспитатель: У меня есть дружок, у которого скоро День Рождения. Он очень хотел с вами познакомиться. Так, где же он? Ребята, смотрите домик, давайте постучим. В окошко выглядывает Мышонок.

Мышонок: Здравствуйте!

Дети: Здравствуй, Мышонок!

Мышонок: Я - Мышонок, а вас, как зовут? Давайте познакомимся (дети называют свои имена).

Воспитатель: Мышонок, что случилось, почему ты такой грустный и дрожжишь.

Мышонок: Ой, ребята, солнышко спряталось за тучку, поэтому мне так грустно и холодно.

Воспитатель: Не печалься, Мышонок, мы знаем, как тебе помочь.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько на столе лежит салфеток. Они бумажные, разного цвета. Назовите, какого цвета салфетки? (дети рассматривают салфетки и называют цвета салфеток).

Воспитатель: А теперь положим салфетки на стол и проведём по ним пальчиком, салфетка шершавая. А теперь посмотрим, какая бумага? Бумага гладкая (дети проводят пальцем по салфетке и бумаге).

Дети: Вывод: Салфетки бумажные – красные, жёлтые, зелёные, синие, белые; салфетки шероховатые, а бумага гладкая.

Воспитатель: А сейчас попробуем смять салфетку. Мнётся? Теперь сомнём листок бумаги (дети мнут салфетку и бумагу). Посмотрите, ребята, салфетка и бумажный листок смялись. Возьмём в руку комочек из салфетки. Какой он? Он (дети сжимают руку) мягкий и не шуршит. А из бумаги комочек твёрдый, шуршит.

Дети: Вывод: Бумага и салфетки мнутся, салфетки мягкие, не шуршат, а бумага мнётся с трудом – шуршит.

Воспитатель: Мышонок, давай посмотрим, можно ли наши бумажные комочки разгладить. Станут ли они такими, как были (дети разглаживают салфетки и бумагу).

Дети: Вывод: Салфетки и бумага не разгладилась, они мятые.

Воспитатель: Салфетку можно порвать на мелкие кусочки, а попробуйте разорвать бумагу, легко ли это сделать? (дети рвут салфетки и бумагу). Что рвётся легче салфетка или бумага? Покажите обрывки бумаги, которую мы порвали легко, а какая бумага порвалась с трудом.

Дети: Вывод: Салфетки тонкие, рвутся легко, а бумага плотная - труднее.

Воспитатель: Ребята, мы наши салфетки помяли, порвали, а теперь давайте подуем на наши маленькие салфетные кусочки и понаблюдаем за их движением. Будем дуть сильно и слабо.

На листочек дуй легонько Он будет двигаться тихонько На листочек дуй сильней Полетит он веселей. (Дыхательное упражнение) М. Михайлова

Дети: Вывод: Салфетные кусочки лёгкие, летят.

Воспитатель: Что же станет с нашими салфетками и бумагой, если мы их попробуем намочить, для этого опустим их в наш бассейн с водой. (Дети опускают салфетки и бумагу в воду). Салфетки быстро намокли, а бумага нет. Ребята, давайте вытащим из воды салфетки, что с ними случилось? Салфетки тонкие размокли и порвались. А бумага? Бумага только намокла, не порвалась, бумага толстая, плотная.

Дети: Вывод: Салфетки тонкие – быстро мокнут, а бумага плотная, толстая – мокнет плохо.

Воспитатель: Ребята, расскажите Мышонку, что нового вы узнали о бумаге и бумажных салфетках?

Дети: Вывод: Салфетки разного цвета: красного, зелёного, синего, жёлтого, белого; мягкие, мнутся, легко рвутся, тонкие, быстро намокают.

Бумага – белая, плотная, толстая, гладкая, шуршит, мнётся, рвётся с трудом, мокнет.

Мышонок: Молодцы, ребята!

Воспитатель: Мышонок! Мы знаем, что у тебя День Рождения и хотим для тебя сделать сюрприз. Как ты думаешь, что это будет?

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у меня есть. Это большой лист бумаги, он плотный. Сейчас мы на него наклеим наши жёлтые комочки (салфетки). Мышонок, посмотри, что у нас получилось? (коллективная работа).

П/И «Солнечные лучики»

Мы солнечные лучики,

Озорной народ.

(Дети стоят в кругу и показывают лучики – ладошки)

Мы с весёлым солнышком

Водим хоровод.

(Водят хоровод)

То спрячемся, то выглянем,

Нас просто не унять.

(Закрывают глаза ладонями, открывают)

Эй, солнышко весёлое,

Попробуй нас догнать.

(Дети разбегаются)

А.Бродский

Мышонок: Спасибо вам, ребята, мне было у вас очень весело, и я узнал много интересного о салфетках и бумаге. До свидания, ребята. До новых встреч.

Список использованной литературы

    Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М.: Просвещение, 1999 (методическое пособие).

    Иванова А. И «Методика организаций экологических наблюдений и экспериментов в детском саду». М.: ТЦ Сфера, 2004

    Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада» М.: Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).

    Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром» (экспериментирование). Санкт-Петербург. Детство-пресс 2011.


  1. Кандидат педагогических наук профессор доктор педагогических наук профессор кандидат педагогических наук профессор 3 А Михайлова 3 А Михайлова JI К Ничипоренко

    Документ

    ... ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАТЕЛИ ПО ОСВОЕНИЮ ДЕТЬМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ГОД ЖИЗНИ. ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА ... по мотивам знакомых сказок, подготовить концерт для ... А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего... конспекты занятий . - СПб.: ДЕТСТ­ВО - ...

  2. Г. Б. Горбашева главный специалист Управления образов

    Документ

    Условий для эффективного труда воспитателей по успешному развитию эксперимен­тальной деятельности дошкольников. I КОНСПЕКТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ...

  3. Приказ № от 20 года основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения

    Образовательная программа

    Движения Гарнышева Т.П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий , игры. Социализация Программа... деятельности Наименование возрастных групп ГКП (вечерняя) ГКП (утренняя) Первая младшая Вторая младшая Средняя Старшая Подготовит ...

  4. Методические материалы предшкольной подготовки детей по программе «Мой мир»

    Документ

    ... во всех видах деятельностей в соответствии с сензитивностью периода, тем самым создавая базу для ... младший – ... конспект первого занятия по ... для театра из бумаги ... подготовить ... экспериментальным ... Мышонок ... словом второй

Занятие по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе

Подготовила воспитатель Николаевская М.О.

Тема: «Что лучше: бумага или ткань?»

Программное содержание:

Закрепить знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах;

Учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;

Учить детей делать умозаключения и выводы;

Продолжать учить детей отвечать, не выкрикивая и не перебивая товарища;

Воспитывать доброжелательность и желание помочь.

Активизация словаря: бумага, ткань, гладкая, твердая, шуршит, ткань не издает звуков, шарф бумажный размокнет, шарф из ткани намокнет, мятый, состоит из ниток, увеличительное стекло.

Оборудование и наглядные материалы: пальчиковая кукла Шалтай-Балтай, стаканы с водой, ларец, клеенки (по кол-ву детей), полотенца тканевые (по кол-ву детей), шарфы из бумаги (по кол-ву детей), шарфы из ткани (по кол-ву детей), вещи из ткани и бумаги, 2 подноса.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, Вы знаете кто такой Шалтай-Балтай? Хотите познакомиться с ним? (Да!)

II. Вводная часть:

Шалтай-Балтай в слезах (воспитатель, одев пальчиковую куклу играет роль Шалтая-Балтая) и рассказывает о своем несчастье…..(о том, как его подруга Кнопочка попросила его помочь ей разобрать вещи на те, что сделаны из бумаги, и на те, что сделаны из ткани, а он ни про бумагу, ни про ткань ничего не знает).

Воспитатель: Дети, поможем Шалтай-Балтаю? (Да!)

Воспитатель: Но для того чтобы помочь ему мы и сами должны многое узнать о бумаге и ткани. У меня для вас сюрприз: сейчас мы вместе с Шалтай-Балтаем отправимся в мастерскую. Пожалуйста, проходите в эти волшебные ворота и рассаживайтесь, но руками пока ничего не трогайте. Договорились? (Да!). (Дети рассаживаются по местам).

III. Основная часть:

Воспитатель: Дети посмотрите на столе так много предметов: это вода в стаканчике, листочек бумаги, ткань. Сейчас для нас начнутся чудеса - открытия. Для того чтобы они получились нужно очень внимательно меня слушать.

Воспитатель: А сейчас каждый из вас подойдёт и потрогает ткань и бумагу, нужно потереть их

пальчиками. А теперь закроем глазки и «запомним», какая на ощупь бумага, и какая ткань. (Ткань - мягкая, теплая. Бумага - жесткая, холодная.)

Воспитатель: Молодцы, ребята!! Мне очень понравились ваши ответы, а тебе Шалтай-Балтай понравились? Что ты запомнил?

Шалтай-Балтай: Мне понравились, как дети весело отвечали, потому что я веселый! А запомнил я то, что бумага теплая, мягкая, а ткань жесткая! (Дети поправляют ответ Шалтай-Балтая).

Воспитатель: А теперь следующий эксперимент, у меня в руках стекло. Оно не простое, а стекло, которое может увеличивать предметы, например, посмотрите, как увеличивается лепесток у цветка на этой картинке. Это стекло называется увеличительное. Давайте повторим его название: увеличительное (дети повторяют за воспитателем).

Воспитатель: Сейчас мы с вами возьмем это увеличительное стекло и рассмотрим сначала ткань: что мы видим? (Ниточки, серый цвет).

Воспитатель: Правильно ребята, мы с вами видим ниточки, из которых состоит ткань. А сейчас рассмотрим бумагу. Что мы можем сказать о ней? (Не видим ниточек).

Воспитатель: Правильно, когда мы смотрим на бумагу через увеличительное стекло, ниточек мы не видим, а видим только желтый цвет. Давайте еще раз повторим, чтобы Шалтай-Балтай запомнил, что ткань состоит из ниток, а бумага нет.

Воспитатель: Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать? (Да!)

Воспитатель: Но для этого нужно, чтобы к нам пришла тишина. Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок? (Дети рассказывают все вместе):

Тишина у пруда, не колышется вода,

Не шумят камыши, засыпают малыши.

Молодцы, детки хорошо рассказали, а теперь открываем глазки, сидим тихо - тихо и берем сначала бумагу, вот так и начинаем мять. Что вы слышите? (Она разговаривает, шуршит).

Воспитатель: Правильно она шуршит. Давайте повторим - бумага шуршит. Положите бумагу и возьмите ткань и давайте, послушаем, а разговаривает ли ткань. Начинаем все вместе мять ткань ткани. Что мы слышим? (Ничего).

Воспитатель: Правильно ткань не разговаривает, не издает никакого звука. Значит, что мы можем объяснить Шалтай-Балтаю? Шалтай-Балтай, запомни, что когда мнешь, бумагу он шуршит, а ткань - когда мнешь, она молчит, не издает звука.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие наши листочки стали мятыми, давайте попробуем их расправить, сначала разглаживаем руками бумагу. Что у вас получается? (Не получается разгладить).

Воспитатель: Да, вы правы, бумага у нас настолько мятая, что не распрямляется. Сейчас, давайте посмотрим, распрямится ли ткань, если будем делать то же самое, разглаживать ее руками. Отвечайте, что вы видите? (Она выпрямляется).

Воспитатель: правильно ткань распрямляется при разглаживании.

Шалтай-Балтай: Ой, что то я устал……. Хочу поиграть!

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем. Встаем, задвигаем стульчики и отдохнем.

Физкультминутка (под музыку).

Буратино потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Три - нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

Воспитатель: Молодцы, хорошо играли! А теперь нас ждет еще один эксперимент – теперь мы узнаем, если наши бумага и ткань испачкаются, и мы решим их постирать, что с ними будет.

Воспитатель: Берем сначала ткань, погружаем её в воду, отжимаем. Что мы видим? (Она стала мокрой).


Воспитатель: Расправьте её и покажите Шалтай-Балтаю. Видишь Шалтай-Балтай, ткань стала мокрой. Сейчас попробуем погрузить в воду листочек бумаги. Отжимайте его. Попробуйте его распрямить. Что вы видите? (Он размок и стал рваться).

Воспитатель: Правильно, давайте разъясним Шалтай-Балтаю, что если мы решим постирать ткань, она намокнет, а если постираем бумагу, то она размокнет, начнет рваться и её придется выбросить. Значит, что прочнее ткань или из бумага? (ткань).

Воспитатель: Шалтай-Балтай, теперь ты понял, что такое бумага и ткань? Ребята, давайте еще раз для него повторим:

Бумага Ткань

Жесткая Мягкая

Не состоит из ниток Состоит из ниток

Если ее мять шуршит Если ее мять не издает звуков

При разглаживании не распрямляется При разглаживании распрямляется

В воде размокает и рвется В воде намокает и становится мокрой

IV. Заключительная часть

Воспитатель: Вот теперь, когда мы все знаем о бумаге и ткани мы сможем Шалтай-Балтай тебе помочь! Да ребята? (Да).

Воспитатель: Вставайте полукругом, около ларца и ты Незнайка будь рядом. Сейчас мы откроем ларец и посмотрим, что там лежит (воспитатель открывает ларец). Ой, здесь так много вещей из бумаги и из ткани. Я раздам каждому из вас по одному предмету, и вы разложите их на эти два подноса: если предмет сделан из ткани – то, пожалуйста, положите его на этот поднос, а если предмет сделан из бумаги - то на этот! (Дети выполняют задание)

Воспитатель: А сейчас мы посмотрим, как вы помогли Шалтай-Балтаю! (воспитатель проверяет, а ошибки исправляют вместе с детьми).

Шалтай-Балтай: Спасибо вам ребята, вы настоящие друзья!

Конспект занятия социализация

Тема: «Знакомство со свойствами и качествами бумаги и ткани»

Цель. Познакомить детей со свойствами бумаги (непрочная, рвется, мнется, ее можно склеить) и ткани (прочная, ее трудно порвать, мнется меньше, чем бумага, ее можно сшить). Воспитывать бережное отношение к окружающим предметам, особенно к книгам.

Задачи:

1.«Познавательное развитие»: сформировать интерес к экспериментальным действиям; закрепить представления о свойствах бумаги и ткани: гладкость-шершавость, ворсистость-отсутствие ворсистости, прочность, намокание-размокание; развивать тактильные ощущения в процессе практических действий с разными материалами; закрепить представление о функциональном назначении утюга;

2. «Речевое развитие»: расширить активный словарь по теме; сформировать умение рассуждать, делать выводы;

3. «Социально-коммуникативное развитие»: сформировать умение действовать в коллективе согласно правилам.

5. «Физическое развитие»: развивать координацию движений согласовываясь с текстом физкультминутки;

Материал. Кукла Маша, бумажные ленты и ленты из ткани у воспитателя и на каждого ребенка; предметы, сшитые из ткани и склеенные из бумаги.

Ход занятия.

Воспитатель приносит в группу куклу Машу.

Воспитатель: Посмотрите, к нам пришла кукла Маша. Она сегодня идет в гости и хочет, чтобы мы завязали ей бантик. Она принесла вот такую бумажную ленту и просит завязать из нее бантик. Я ей говорю, что из бумажной ленты бантик не получится, а она не верит, говорит, что эта бумажная лента очень красивая. Как вы думаете, ребята, получится из бумажной ленты бантик или нет?

Ответы детей.

Воспитатель: Чтобы Маша убедилась, что из бумажной ленты бантик не получится, давайте попробуем его завязать.

Ребята, что произошло с бумажной лентой?

Дети предлагают свои ответы

Воспитатель: Почему порвалась бумажная лента?

Ответы детей.

Воспитатель: Бумажная лента порвалась, потому что она непрочная.

Воспитатель: Матвей, почему порвалась бумажная лента? А ты, Алена, как думаешь?

Ответы детей

Воспитатель: Вот, видишь, Вика, не получился бант из бумажной ленты, потому что бумага непрочная, она рвется. Но ты не расстраивайся, у меня есть лента из ткани. Давайте, ребята, попробуем завязать бантик из этой ленты. Ребята, лента из ткани порвалась?

Ответы детей

Воспитатель: А как вы думаете, почему бумажная лента порвалась, а лента из ткани не порвалась?

Ответы детей

Воспитатель: Бумажная лента порвалась, потому что бумага какая?

Ответы детей

Воспитатель: А лента из ткани не порвалась, потому что ткань какая?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, посмотри, у вас на столах лежат ленточки. Давайте вместе найдем бумажную ленточку.

Воспитатель: Максим, какую ленточку ты взял? (Бумажную). А ты, Линара?

Ответы детей

Воспитатель: Теперь, ребята, возьмите бумажную ленту за края и потяните ее.

Что произошло с бумажной лентой?

Ответы детей

Воспитатель: Почему бумажная лента порвалась?

Ответы детей

Воспитатель: А теперь возьмите ленту из ткани и потяните ее. Лента из ткани порвалась?

Ответы детей

Воспитатель: А почему?

Дети предлагают свои ответы

Физкультминутка: Я платочек постираю,
В кулачках его потру,
А потом прополоскаю,
Крепко-крепко отожму.
Я встряхну платочек ловко,
Чтобы высох быстро –
Прищеплю его к веревке.

Воспитатель: У вас на столах есть еще одна бумажная лента. Положите ее на ладошку, сожмите в кулачок, потом разожмите. Что произошло с бумажной лентой?

Ответы детей

Воспитатель: Да, бумага не только рвется, она еще и сильно мнется. Попробуйте ее разгладить. Получилось?

Ответы детей

Воспитатель: Не разглаживается бумажная лента.

А теперь положите на ладошку ленту из ткани, сожмите кулачок, разожмите. Лента из ткани помялась?

Ответы детей

Воспитатель: Ткань почти не помялась. Вот, Лера, теперь ты будешь знать из какой ленты лучше завязывать бантик. Из бумажной ленты не завязывай. Почему, ребята? Ответы детей

Воспитатель: А вот из ткани бантик получится очень красивый, потому что ткань прочная, не рвется, а если мнется, ее легко можно разгладить утюгом.

Воспитатель: Посмотрите, у меня в руке две короткие бумажные ленточки, а мне нужна одна длинная. Кто знает, как мне их соединить?

Дети предлагают свои ответы

Воспитатель: Да, бумагу можно склеить. Мы же клеим бумагу на занятии по аппликации.

А как мне соединить две короткие ленточки из ткани, чтобы получилась одна длинная?

Ответы детей

Воспитатель: Ленточки из ткани можно сшить.

Сегодня вы узнали, что бумага очень не прочная, она мнется, и поэтому с предметами из бумаги надо обращаться очень осторожно, чтобы их не смять и не порвать.

Воспитатель: Ребята, сейчас вы пройдете по группе, каждый найдет и принесет нам с Сашей один предмет из бумаги.

Дети расходятся по группе и приносят предметы из бумаги.

Воспитатель: Бумажные предметы вы нашли. А сейчас принесите мне по оному предмету из ткани.

Дети расходятся по группе и приносят предметы из ткани.

Воспитатель: Ребята, книга сделана из бумаги, значит, она не прочная и ее легко можно порвать, если неаккуратно с ней обращаться. Порванную книгу уже не хочется смотреть, ее нельзя будет читать. Поэтому вы теперь знаете, что бумага непрочная, легко рвется, и будете с книгами обращаться бережно. И в нашем книжном уголке книги всегда будут красивые, и их приятно будет читать.

Литература.

1) Н. В. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью во второй младшей группе» Москва.

Светлана Овчинникова

Образовательная область : Познавательное развитие.

Вид деятельности : Познавательно-исследовательская.

Возрастная группа : вторая младшая группа .

Тема : Знакомство со свойствами бумаги .

Цель : Расширение знаний и представлений о бумаге , развитие активного и пассивного словаря по теме.

Программное содержание :

Образовательные задачи : Познакомить детей с качествами и свойствами разных видов бумаги ; научить выявлять общие качества и различия бумаги в исследовательской деятельности (рвётся, мнётся, размокает) .Обогащать и словарный запас детей за счет слов определяющих свойства бумаги : картон, толстая, гладкая, тонкая, шероховатая.

Развивающие : Развивать у детей тактильную чувствительность; познавательную и творческую активность; эмоциональную сферу детей, уметь устанавливать причинно – следственные связи в процессе выполнения с бумагой различных действий (мнется, рвется, впитывает воду) ;развивать мелкую моторику рук;

Воспитательные : Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, бережное отношение к книге, любознательность. Воспитывать у детей любовь к родному городу,доброжелательность, желание помочь.

Материалы и оборудование : Бумага разного качества и вида, панно улица города, раздаточный материал бумаги на каждого ребенка , предметы из бумаги , цветные салфетки, елочные игрушки, магнитофон, сундучок, ИКТ.

Ход деятельности:

Звучит сказочная музыка (Дети заходят в группу )

(На столе в мишуре елочные игрушки. Воспитатель обращает внимание на игрушки)

Воспитатель : Ой, ребята! Посмотрите, что это?

Дети : Игрушки, шарики.

Воспитатель : Какие это игрушки?

Дети : Елочные игрушки.

Воспитатель : Да, это елочные игрушки, ими мы украшали елочку на Новый год.

Воспитатель : Кто приходил на праздник к нам в гости?

Дети : Дедушка Мороз, Снеговик, Снегурочка.

Воспитатель : Что мы делали с Дедушкой Морозом?

Дети : Пели, танцевали, стихи читали, играли.

Воспитатель : Давайте вспомним нашу «Веселую разминку»

Воспитатель : Дети! Игрушки не простые- волшебные, вот я только прикоснусь к ним рукой и совершится чудо. (Снять салфетку с сундучка)

Воспитатель : ребята! Появился волшебный сундучок. Давайте посмотрим, что в этом сундучке. (Показываю цветную бумагу , картон, лист белой бумаги )

Воспитатель : Что это?

Дети : Это бумага .

Воспитатель : Какого цвета бумага ?

Дети : Красная, синяя, желтая.

Воспитатель : Посмотрите, какая это бумага : толстая или тонкая, потрогайте ее руками. Как вы думаете?

Дети : Тонкая.

Воспитатель : А теперь пощупайте вот эту (картон)

Воспитатель : Какая это бумага , толстая или тонкая?

Дети : Толстая.

Воспитатель : Эта бумага называется картон . Как называется бумага ?

Дети : Картон.

Воспитатель : Теперь возьмите тонкую белую бумагу и сожмите вот так в комочек. Что получилось?

Дети : Шарик, мячик, снежок…

Воспитатель : Что мы с вами сделали с бумагой ?

Дети : Смяли.

Воспитатель : значит бумага мягкая , она мнется. Какая бумага ?

Дети : Мягкая, мнется.

Воспитатель : Ребята! Бумага может быть и гладкой и шероховатой. Давайте найдем шероховатую бумагу . Погладьте рукой вот этот листок, посмотрите как хорошо скользит рука, какая бумага : гладкая или шероховатая?

Дети : Бумага гладкая .

Воспитатель : то можно сказать об этой бумаге ? Пощупайте ее. Так же скользит рука?

Дети : Нет

Воспитатель : Значит эта бумага какая ?

Дети : Шероховатая бумага .

Воспитатель : Дети! Теперь возьмите в руки цветную бумагу и давайте сделаем из нее красивые дорожки. Вот так. (Путем обрывания) Что мы делали?

Дети : Рвали дорожку.

Воспитатель : Как вы сделали ее?

Дети : Рвали бумагу .

Воспитатель : Значит бумага еще и рвется . Итак мы узнали, что бумага рвется , мнется. Что мы узнали?

Дети : Бумага рвется , мнется.

Воспитатель : Сейчас подойдите к этому столу возьмите кусочки бумаги в руки и опустите их в воду. Что произойдет с бумагой ? Давайте понаблюдаем. Какая стала бумага ?

Дети : Бумага стала мокрая .

Воспитатель : Правильно бумага стала мокрая , она может размокнуть и порваться.

Воспитатель : Ребята! Как вы думаете, что можно сделать из бумаги ?

Дети : Можно сделать книги, газеты, журналы, альбомы…

(Воспитатель обращает бережное отношение к книге)

Воспитатель : Молодцы ребята! Теперь я опять прикоснусь к волшебным игрушкам. Чтобы чудо произошло закройте глазки. Ой, ребята! Посмотрите бумажные белые салфетки превратились в снежинки. Давайте с ними поиграем. Положите снежинку на ладошку. Посмотрите какая она красивая, воздушная, легкая. Чтобы убедиться, что она легкая, давайте на нее подуемДети дуют на снежинки.

Воспитатель : Что произошло?

Дети : Снежинки полетели

Воспитатель : Значит какие снежинки?

Дети : Легкие

Воспитатель : Давайте покружимся как снежинки. (Слайд1)

Физминутка под музыку «Снежинки»

Воспитатель подходит к игрушкам.

Воспитатель : Спасибо вам волшебные игрушки, что вы порадовали нас. Ребята! Волшебные игрушки нам еще приготовили сюрприз. (Обращает внимание на панно)

Посмотрите какой красивый наш город, а на праздник бывает яркий, искрящийся разноцветными огнями салют. (Слайд2)

Давайте и мы сейчас сделаем салют над нашим городом, а делать салют мы будем из салфеток. Салфетки эти не простые. Они разноцветные.

Воспитатель : Какого цвета эта салфетка.

Дети : Красного

Воспитатель : Эта?

Дети : Синего.

Воспитатель : Как ты думаешь, а эта какого цвета?

Дети : Зеленого.

Воспитатель : И еще одна, какого цвета?

Воспитатель : Из каждой салфетки можно сделать красивые огоньки. Посмотрите, надо взять салфетку, смять ее в комочек и получится красивый желтый комочек.

Теперь возьмите салфетки и сделайте много разноцветных салютиков огоньков. (Дети выполняют работу)

Воспитатель : Молодцы ребята! Много огоньков сделали. Давайте покажем как огоньки взмывают в небо. Подбрасывают салюты.

Воспитатель : Давайте возьмем огоньки и украсим ими наш город, приклеим их высоко в небе над нашим городом (Дети наклеивают огоньки на панно)

Когда заканчивают работу звучит музыка «Сюрприз» .

Воспитатель : Какой красивый у нас салют. Давайте ему порадуемся.

Воспитатель : Из чего мы сделали огоньки?

Дети : Огоньки сделали из салфеток, бумаги .

Воспитатель : Почему мы смогли сделать из салфеток огоньки салюта?

Дети : Потому что бумага мягкая , легко мнется.

Воспитатель : Молодцы! Давайте еще раз порадуемся нашему салюту.

Звучит музыка. Дети прощаются. Уходят.