Содержание ребенка в детском саду. Порядок и размер оплаты пребывания ребенка в детском саду

В данной статье подробно рассказывается на что выделяются деньги детскому саду, и все что об этом надо знать. Каждого родителя волнует вопрос о финансирование детских садов. Ведь им приходится ежегодно вносить свои собственные деньги на ремонт, покупку моющих средств, игрушек и тому подобное. В каждом дошкольном учреждении требования разные, поэтому родители обеспокоены правомерностью требования с них денег. Насколько законно вносить денежные средства для обустройства детского сада или этого можно избежать. Данный вопрос следует детальному изучению.

Права детских дошкольных учреждений на получение материальных средств

В настоящее время в России почти все детские сады требуют с родителей на их содержание некоторые суммы денег, что является незаконным. Правительством Российской Федерации принят закон, который устанавливает правила для получения денежных средств от родителей детскими дошкольными учреждениями. Он определен в федеральном законе под номером 273, принятого в 2012 году, в статье 65. На основании его с родителей сотрудники ДОУ имеют право требовать средства на:

  • Осуществление деятельности присмотра и ухода за ребенком;
  • Приобретение подарков, на которые правительством средства не были выделены.

Кроме того, семья, которая имеет ребенка-инвалида и он посещает ДОУ, может не платить за его присмотр и уход. Так же к этой категории относятся дети - сироты, дети без родителей, дети, которые больны туберкулезом.

Каждый родитель имеет право получить компенсацию в размере 20% от оплаты соответствующей суммы, если доход семьи ниже прожиточного минимума.

Этим же законом запрещено вносить денежные средства родителями на следующие виды деятельности, осуществляемой ДОУ:

  • Разработка, внедрение и реализация программы обучения детей в садике;
  • Осуществление расходов, связанных с содержанием детского сада, таких как покупка моющих средств, посуды, ремонта;
  • Осуществление расходов, связанных с покупкой игрушек, средств гигиены и тому подобное.

Дошкольное учреждение имеет право получать любую благотворительную помощь, как от родителей воспитанников, так и от чужих организаций, людей. Данное правило принято в соответствии с федеральным законом под номером 135 от 1995 года.

На какие нужды детские сады получают средства из бюджета

Каждый детский сад в России получает ежемесячное обеспечение от государства. Родители должны платить только за услуги воспитателей и питание детей. Каждый год, заведующая детским садом составляет смету, которую направляет в государственные органы власти для формирования бюджета. В соответствии со статьями бюджета осуществляется финансирование детского сада. Как правило, государством выделяется чуть меньше средств, чем заявлено в смете.

Надо заметить, в связи с тем, что государственных средств на содержание детских садов не хватает правительством отдельных регионов, могут быть приняты соответствующие региональные законы, которые дают право взимать дополнительные денежные средства с родителей на оплату следующих услуг:

  1. На заработные платы воспитателям и другим работникам данного дошкольного учреждения;
  2. На оплату телефонной связи, коммунальных услуг;
  3. На косметический ремонт и содержание детского сада в соответствующем санитарным нормам образе;
  4. На покупку питания и содержание детей, если стоимость данных видов продуктов увеличилась.

Представителями региональной власти данный список может быть уменьшен или увеличен, поэтому родителю, который желает разобраться в законности оплачиваемой суммы на содержание ребенка в детском саду, следует ознакомиться с региональными законами, регламентирующими деятельность ДОУ. Надо заметить, что данные расходы должны быть равномерно распределены между всеми воспитанниками, а так же включены в сумму основной оплаты за детский сад и уплачивается через отделение банка на расчетный счет ДОУ.

Как правило, выделяемых средств из бюджета, на содержание детского сада не хватает, поэтому заведующие всеми силами пытаются собрать нужную сумму, начиная с заинтересованных в этом лиц, родителей. Что бы знать свои права и иметь представление, на что тратятся деньги, необходимо ознакомиться с региональным законом, а так же просмотреть статью расходов, за которую родитель вносит свои деньги через банк. Если заведующий детским садом требует средства на приобретение того, на что родители уже вносили деньги, то это может значить только одно, незаконное использование средств.

Детским садам помогать нужно, но только надо быть уверенным в том, что эта помощь не напрасна, не будет направлена по карманам сотрудников, а пойдет на улучшение жизни и содержания детей. Благотворительную помощь ДОУ родитель так же оказывает через расчетный счет в банке, в котором обслуживается данное учреждение.

Не надо бить тревогу, если сотрудники садика требуют с родителей деньги, необходимо разобраться, правомерно ли это. Но ни один детский сад не имеет право на получение живых, наличных средств. Они могут получать помощь на расчетный счет и в виде продуктов, средств обеспечения.

В этой статье вы узнали, на что выделяются деньги детскому саду. Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок». Просто оставьте на нашем сайте заявку, и наши юристы вам перезвонят.

Редактор: Игорь Решетов

В автономном уреждении учредитель определил размер родительской платы за содержание ребенка в ДОУ в размере 1778 рублей. Учредитель разрешает использовать данные средства только на питание детей. В Постановлении №5593 от 06.11.2015 Администрации городского округа город Бор Нижегородской области сказано, что родительская плата может использоваться дополнительно к средствам, запланированным в бюджете на соответствующий год на оплату расходов, исходя из перечня затрат, установленного Правительством РФ. Где можно найти этот перечень? Везде говорится, что родительская плата идет на содержание ребенка в ДОУ. Что подразумевается под словом "Содержание" ребенка в ДОУ. Что еще кроме оплаты питания возможно оплатить с родительской платы?

Ответ

Конкретный перечень расходов, покрываемых за счет средств родительской платы, устанавливает учредитель с учетом ограничений, закрепленных в ч. 4 ст. 65 Закона об образовании. Перечень таких расходов Правительством Российской Федерации не устанавливается.

Перечень затрат, включаемых в финансовое обеспечение осуществления за детьми в ДОО за счет средств соответствующего бюджета, определяется органами власти субъекта РФ (органами местного самоуправления).

Внимание:

Модельная методика расчета нормативных затрат на оказание услуг по присмотру и уходу за детьми в образовательных организациях предложена Минобрнауки России в письме от 17 октября 2014 г. № НТ-1153/08 "О размере платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми".

По мнению Минобрнауки России нормативные затраты на оказание услуг по присмотру и уходу должны включать расходы на оплату труда и начисления по оплате труда работников, обеспечивающих создание условий для присмотра и ухода, в т.ч. доставку и хранение продуктов питания, приготовление продуктов питания (повара, водители, грузчики, кладовщики, подсобные рабочие, кастелянши, рабочие по стирке белья и пр.).

Устанавливаемые органами государственной власти субъектов РФ (органами местного самоуправления) нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг по присмотру и уходу за детьми в ДОО должны покрывать:

  • затраты на приобретение продуктов питания, складывающиеся из стоимости суточного рациона питания одного ребенка в соответствии с установленными нормами СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26;
  • прочие расходы, связанные с приобретением расходных материалов, используемых для обеспечения соблюдения воспитанниками режима дня и личной гигиены.

Направления расходования средств родительской платы определяет учредитель ДОО с учетом целевого характера взимания родительской платы - на питание, хозяйственно-бытовое обслуживание детей, обеспечение соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Внимание:

Государственные (муниципальные) ДОО не вправе расходовать средства, полученные в качестве родительской платы, на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также на содержание недвижимого имущества (ч. 4 ст. 65 Федерального закона № 273-ФЗ).

Обращаем внимание, что указанный выше акт Минобрнауки носит рекомендательный характер, конкретный перечень расходов, покрываемых за счет средств родительской платы, устанавливает учредитель с учетом ограничений, закрепленных в ч. 4 ст. 65 Закона об образовании. Перечень таких расходов на уровне Правительства Российской Федерации не утвержден.

Актуально сейчас:

НОВОКУЗНЕЦКИЙ ГОРОДСКОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

О внесении изменений в решение Новокузнецкого от 24.12.2013 №16/194 «Об установлении платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования»

Новокузнецким городским

Советом народных депутатов

В соответствии со статьей 65 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 01.02.2016 №33 «Об установлении максимального размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях для каждого муниципального образования в зависимости от условий присмотра и ухода за детьми», руководствуясь статьей 28 Устава Новокузнецкого городского округа, Новокузнецкий городской Совет народных депутатов

  1. Внести в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 24.12.2013 №16/194 «Об установлении платы за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования» следующие изменения:

1.1. Пункты 1, 2 изложить в следующей редакции:

«1. Установить с 01.02.2017:

1.1. Норматив затрат за присмотр и уход за детьми на одного ребенка в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в размере 5448,14 (пять тысяч четыреста сорок восемь) рублей 14 копеек в месяц .

1.2. Плату, взимаемую с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования (далее – родительская плата), в размере 2220 (две тысячи двести двадцать) рублей в месяц , за исключением муниципальных дошкольных образовательных организаций, указанных в подпункте 1.3 настоящего пункта.

1.3. Родительскую плату в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях «Детский сад №123», «Детский сад №274» в размере 2000 (две тысячи) рублей в месяц.

  1. Утвердить:

2.1. Категории граждан, которые освобождаются от родительской платы, согласно приложению №1 к настоящему решению.

2.2. Категории граждан, для которых снижен на 50% размер родительской платы, согласно приложению №2 к настоящему решению.».

1.2. Дополнить новыми пунктами 3, 4, 5 следующего содержания:

«3. Родительская плата не начисляется за дни отсутствия ребенка в образовательной организации по уважительной причине.

Уважительной причиной отсутствия ребенка в образовательной организации является:

— болезнь ребенка, санаторно-курортное лечение ребенка (при наличии справки медицинской организации);

— отдых ребенка на период отпуска родителей (законных представителей) не более 75 календарных дней в год при наличии заявления одного из родителей (законного представителя);

— закрытие образовательной организации на ремонтные работы, карантин и др. (при наличии приказа образовательной организации);

— прохождение ребенком реабилитации после перенесенного заболевания (при наличии выписки из стационара, справки медицинской организации, заключения врача-специалиста, направления на медицинскую реабилитацию).

В случае несвоевременного (после 9.00 первого дня отсутствия) уведомления родителями (законными представителями) образовательной организации об отсутствии ребенка по уважительной причине, а также в случае отсутствия ребенка без уважительных причин родительская плата за указанные дни начисляется в полном объеме.

Уведомление направляется способом, позволяющим зафиксировать факт его получения образовательной организацией (письменно, посредством электронной почты и т.д.). Электронная почта МБ ДОУ «Детский сад №196»: [email protected]

Родители (законные представители) обязаны вносить родительскую плату до 10-го числа текущего месяца.

  1. Родительская плата не взимается (снижается) со дня поступления от родителей (законных представителей) заявления с приложением документов, подтверждающих право на освобождение (снижение) родительской платы согласно приложениям №№1, 2 к настоящему решению.
  2. Родительская плата направляется образовательными организациями:

— на приобретение продуктов питания в размере 85 (восемьдесят пять) процентов;

— на организацию комплекса мер по хозяйственно-бытовому обслуживанию детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены, на оплату прохождения медицинского осмотра работниками образовательных организаций в размере 15 (пятнадцать) процентов.

Расходование родительской платы на иные цели не допускается.».

1.4. Пункты 7, 8 изложить в следующей редакции:

«7. Настоящее решение вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования, и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.02.2017.

  1. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на администрацию города Новокузнецка и комитеты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по бюджету, экономике и муниципальной собственности (Р.В. Завацкий) и по развитию социальной сферы и межнациональным отношениям (М.А. Евса).».

1.5. Приложение №1 изложить в новой редакции согласно приложению №1 к настоящему решению.

1.6. Приложение №2 изложить в новой редакции согласно приложению №2 к настоящему решению.

1.7. Приложения №№3, 4 признать утратившими силу.

  1. Признать утратившим силу решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 23.09.2014 №12/102 «О мере социальной поддержки отдельных категорий граждан по плате за присмотр и уход за детьми в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих образовательную программу дошкольного образования».
  2. Настоящее решение вступает в силу с 1 февраля 2017 года.
  3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на администрацию города Новокузнецка и комитеты Новокузнецкого городского Совета народных депутатов по бюджету, экономике и муниципальной собственности (Р.В. Завацкий) и по развитию социальной сферы и межнациональным отношениям (М.А. Евса).

г. Новокузнецк

Приложение №1

к решению Новокузнецкого

городского Совета народных депутатов

от 27.12.2016 № 6/39

Приложение №1

Совета народных депутатов

от 24.12.2013 №16/194

Категории граждан, которые освобождаются от родительской платы


п/п
Категории граждан Основание для освобождения от родительской платы Документы,
дающие право на
освобождение от родительской платы
Периодичность предоставления документов в образовательную организацию
1. Законные представители детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Заявление законных представителей;

документы, подтверждающие статус ребенка – сироты, ребенка, оставшегося без попечения родителей

При приеме ребенка;
2. Родители (законные представители) детей с туберкулезной интоксикацией Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

направление врача-фтизиатра
(при контакте с больным активной формой туберкулеза
справка из тубдиспансера)

При приеме ребенка;
3. Родители (законные представители) детей-инвалидов Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Заявление родителей (законных представителей);

документы, подтверждающие установление инвалидности ребенку

При приеме ребенка;
4. Студенты, аспиранты (полная студенческая семья, где оба родителя студенты или аспиранты,
неполная студенческая семья, где один студент или аспирант – родитель воспитывает ребенка)
Постановление Администрации Кемеровской
области от 22.03.2002 №28 «О мерах по социальной поддержке
студенческой молодежи»
Заявление родителей (законных представителей);

справка с места учебы

При приеме ребенка;

Приложение №2

к решению Новокузнецкого

городского Совета народных депутатов

от 27.12.2016 № 6/39

Приложение №2

к решению Новокузнецкого городского

Совета народных депутатов

от 24.12.2013 №16/194

Категории граждан, для которых снижен на 50% размер родительской платы


п/п
Категории граждан Основание для снижения родительской платы Документы,
дающие право на снижении родительской платы
Периодичность предоставления документов в
образовательную организацию
1. Родители (законные представители) – работники муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования (кроме административно-управленческого и педагогического персонала). Заявление родителей (законных представителей);

справка с
места работы

При приеме ребенка;
2. Семьи, признанные в соответствии с Законом Кемеровской области от 18.11.2004 №75-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка» малоимущими с месяца, в котором ребенку исполняется 3 года. Настоящее решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов Заявление родителей (законных представителей);

справка из органов
социальной защиты

При приеме ребенка;

Уважаемые родители!

1.Копия свидетельства о рождении ребенка 2.Копия паспорта одного из родителей(законного представителя ребенка)

3.Справка о посещении ребенком детского сада

4.Копия сберегательной книжки одного из родителей (законного представителя)ребенка

Адрес Управления социальной защиты населения по Ленинскому округу г. Иркутска: 664040,г. Иркутск, ул. Розы-Люксембург,150 кабинет 54, тел.44-82-95

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

родителем

ВНИМАНИЮ

получателей компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования

1. С 1 января 2017 года право на предоставление компенсации родительской платы имеют родители (законные представители) ребенка (детей) в семьях со среднедушевым доходом ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленной в целом по Иркутской области в расчете на душу населения.

2. Для назначения компенсации родительской платы необходимы следующие документы:

— копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя);

— копия документа, подтверждающего статус законного представителя (акт о назначении опекуна, договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью);

— копия свидетельства о рождении ребенка (детей);

— копия договора между образовательной организацией, которую посещает ребенок (дети), и родителем (законным представителем), обратившимся за установлением компенсации;

— документ, подтверждающий совместное проживание родителя (законного представителя) с ребенком;

— документы, подтверждающие доходы членов семьи за шесть последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления.

3. Родители (законные представители) ребенка (детей), получающие компенсацию родительской платы, должны подтвердить право на ее дальнейшее получение до 31 марта

2017 года, обратившись в областное государственное казенное учреждение «Управление социальной защиты населения» по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания), предоставив вышеуказанные документы.

В случае неподтверждения до 31 марта 2017 года права на получение компенсации родительской платы выплата будет прекращена

Уважаемые родители!

Оформите компенсацию части родительской оплаты за содержание ребенка в ДОУ!

Документы для оформления компенсации:

1.Копия свидетельства о рождении ребенка

2.Копия паспорта одного из родителей (законного представителя ребенка)

3.Договор,копия договора

4.Копия сберегательной книжки одного из родителей (законного представителя ребенка)

Или № карточки

Адрес Управления социальной защиты населения

по Ленинскому округу г. Иркутска:

664040, г. Иркутск, ул. Розы-Люксембург,184

тел.44-82-86

" О ежемесячном пособии на ребенка в Иркутской области" право на получение пособия

Имеет один из родителей, усыновителей (законный представитель) на каждого рожденного,

Усыновленного совместно проживающего с ним ребенка до достижения им возраста

Шестнадцати лет(на учащегося образовательного учреждения общеобразовательного

Типа -до окончания им обучения) в семьях со среднедушевым доходом, размер которого

Не превышает утвержденную величину прожитого минимума в целом по области в расчете

На душу населения и подтверждается законными представителями ребенка один раз в

Года со дня предыдущего подтверждения права.

Для подтверждения права на дальнейшее получение ежемесячного пособия на

Ребенка необходимо предоставить в управление министерства социального развития,

Опеки и попечительства Иркутской области по месту жительства заявления, в котором

Указать размер доходов каждого члена семьи за три календарных месяца,

Предшествовавших подаче заявления.

Обращаем Ваше внимание, что в целях своевременной выплаты ежемесячного пособия

Необходимо обратиться в управление министерства не позднее 1 декабря 2013 года.

В случае не предоставления заявления с декабря 2013 года выплата ежемесячного

Пособия прекращается.

Заявление о подтверждении права на дальнейшее получение ежемесячного пособия

На ребенка может быть подано лично при обращении в управление министерства,

Направлено через организации федеральной почтовой связи, либо через много-

Функциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Дополнительно информируем, что размер ежемесячного пособия на ребенка

В южных районах — 270 рублей в месяц;

В северных районах — 292,5рублей в месяц;

На детей одиноких матерей:

В южных районах — 540 рублей в месяц;

В северных районах 585 рублей в месяц;

на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других

случаях,предусмотренных законодательством, когда взыскание алиментов

невозможно, а также на детей, военнослужащих,проходящих военную службу

по призыву:

В южных районах — 405 рублей в месяц;

В северных районах — 438,75 рублей в месяц.

Прием заявлений получателей ежемесячного пособия по Ленинскому району

Г. Иркутска осуществляется по предварительной записи по телефону: 44-72-59.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

Согласно ПРИКАЗ от 9 декабря 2009 года N 1429-мпр МИНИСТЕРСТВА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ, ОПЕКИ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

П. 14(1). Компенсация в текущем месяце не выплачивается в случае:

1) получения учреждением информации о том, что родителем (законным представителем) ребенка (детей) не внесена родительская плата или имеется задолженность по ее оплате (либо ребенок (дети) не посещал образовательную организацию в календарном месяце

ПРИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В 0,01 РУБЛЬ РЕБЁНОК В РЕЕСТР ДЛЯ ОРГАНОВ СОЦ.ЗАЩИТЫ НЕ ВЫГРУЗИТСЯ.

Убедительная просьба оплачивать родительскую оплату в срок указанный в договоре с МБДОУ.

Вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ) содержит новшества, которые касаются системы дошкольного образования, в частности раскрывает вопросы оплаты родителями (законными представителями) присмотра и ухода за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях. Рассмотрим в статье, изменился ли порядок внесения родительской платы.

Возможность взимания платы с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, предусмотрена в ст. 65 Закона N 273-ФЗ. В соответствии с данной статьей дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. За названный вид государственных (муниципальных) услуг учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер. К его же компетенции относятся право и порядок снижения размера родительской платы или освобождения от нее отдельных категорий родителей (законных представителей).
Как видим, ограничение максимального размера взимаемой родительской платы за присмотр и уход за детьми федеральным законодательством не предусмотрено.
Некоторые разъяснения по этому вопросу дало Минобрнауки России в своем Письме от 24.04.2013 N ДЛ-101/08.
Законом N 273-ФЗ разделены функции предоставления бесплатного и общедоступного дошкольного образования и осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность.
Обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных и государственных дошкольных и общеобразовательных организациях, а также финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных и общеобразовательных организациях отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ (пп. 3 и 6 п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ). Указанные полномочия в отношении частных образовательных организаций позволяют полностью компенсировать затраты семей, имеющих детей, на получение дошкольного образования в данных образовательных организациях в пределах федерального государственного образовательного стандарта.
Создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми в организациях, ведущих образовательную деятельность, отнесено к полномочиям учредителей соответствующих организаций (пп. 5 п. 1 ст. 8 и пп. 3 п. 1 ст. 9 Закона N 273-ФЗ).
Присмотр и уход за детьми в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по существу являются деятельностью, замещающей функции и обязанности родителей по заботе о детях. Так, родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (п. 1 ст. 63 СК РФ).
Следовательно, родители не могут устраняться от бремени несения расходов на содержание детей (на присмотр и уход за детьми), в том числе в образовательных организациях. При этом Минобрнауки ссылается на Постановление Конституционного Суда РФ от 15.05.2006 N 5-П, в котором подтверждена такая позиция.
С учетом вышесказанного учредитель устанавливает размер платы за присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Под присмотром и уходом за детьми в Законе N 273-ФЗ понимается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня (п. 34 ст. 2 Закона N 273-ФЗ). Присмотр и уход за детьми осуществляются образовательными организациями на основании договора об оказании соответствующих услуг между родителями (законными представителями) ребенка и организацией.
В родительскую плату не могут включаться расходы на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходы на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования.
Это связано с тем, что обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных и общеобразовательных организациях отнесено к полномочиям субъектов РФ. На данные цели местным бюджетам предоставляются субвенции, которые включают в себя расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов РФ (пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 273-ФЗ).
Кроме того, при установлении размера родительской платы за присмотр и уход за детьми необходимо учитывать, что согласно Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства, что предполагает установление государством мер социальной поддержки семьям, имеющим детей. В силу Закона N 273-ФЗ такие меры социальной поддержки семье, имеющей детей, со стороны государства реализованы следующим образом:
- установлено право, а не обязанность учредителя образовательной организации вводить плату, взимаемую с родителей за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях (п. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ);
- при введении родительской платы учредитель вправе снизить ее размер или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке (п. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ);
- установлено, что за присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается (п. 3 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация. Ее размер устанавливается нормативными правовыми актами субъектов РФ, но он должен составлять не менее 20% среднего размера родительской платы в данном субъекте на первого ребенка, не менее 50% размера такой платы на второго ребенка, не менее 70% размера этой платы на третьего ребенка и последующих детей. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации (п. 5 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
Порядок обращения за вышеназванной компенсацией и порядок ее выплаты устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ.
Так, например, Постановлением Правительства Нижегородской области от 03.05.2006 N 151 утверждено Положение об упорядочении родительской платы за содержание детей в государственных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Нижегородской области (далее - Положение). В соответствии с ним в названном субъекте РФ плата за содержание детей в дошкольных учреждениях снижается на 50% от установленной родительской платы:
- с родителей (законных представителей), состоящих на учете в органах социальной защиты населения и имеющих среднедушевой доход ниже 50% величины прожиточного минимума на душу населения, установленной правительством Нижегородской области;
- с родителей (законных представителей), у которых двое и более детей посещают дошкольные учреждения;
- с родителей (законных представителей), являющихся инвалидами I и II групп;
- с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей.
Родители (законные представители) детей, у которых по заключению медицинских учреждений выявлены недостатки в физическом и психическом развитии, а также детей, находящихся в туберкулезных дошкольных образовательных учреждениях, освобождаются от оплаты за содержание детей в дошкольных учреждениях на основании вышеназванного Постановления.
Для установления льготной родительской платы согласно п. 3.3 Положения один из родителей (законных представителей) ребенка должен подать в дошкольное учреждение письменное заявление со следующими документами: паспортом, свидетельством о рождении ребенка, а также документами, подтверждающие право на льготу:
- для детей из малоимущих семей, имеющих среднедушевой доход ниже 50% величины прожиточного минимума на душу населения, установленной правительством Нижегородской области, - справку из органов социальной защиты населения по месту жительства о размере среднедушевого дохода семьи;
- для детей из многодетных семей - удостоверение многодетной матери (многодетной семьи) установленного образца;
- для родителей (законных представителей), у которых двое или более детей посещают дошкольные учреждения (при условии посещения детьми разных дошкольных учреждений), - справку из дошкольного учреждения, подтверждающую содержание ребенка в дошкольном учреждении;
- для родителей (законных представителей), один из которых является инвалидом I или II группы, - справку установленного образца, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.
Право на эту льготу родители должны ежегодно подтверждать.
Для реализации указанных мер поддержки органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов как учредителям образовательных организаций следует принять правовые акты, определяющие категории родителей (законных представителей), для которых с 1 сентября 2013 г. размер родительской платы будет снижен либо которые будут освобождены от родительской платы.
Одновременно органам государственной власти субъектов РФ рекомендуется установить с названной даты средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях на уровне, не превышающем действующий в настоящее время на соответствующей территории фактический размер родительской платы, и утвердить порядок обращения за получением компенсации родительской платы и порядок ее выплаты.
При этом учредителям государственных и муниципальных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, необходимо будет также предусмотреть средства на возмещение затрат образовательной организации на осуществление присмотра и ухода за детьми.
Следует обратить внимание, что субъекты РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные меры поддержки и для семей, имеющих детей, и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (на основании ст. 26.3.1 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").