Конспект занятия по экологическому воспитанию фгос. Конспект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по страницам книги

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №15

Конспект по экологическому воспитанию в подготовительной группе «Путешествие по страницам книги»

Воспитатель I категории

Город Сарапул УР

2017 год

Конспект основной образовательной деятельности по экологическому воспитанию «Путешествие по страницам книги»

Цель: формировать у детей основы экологической культуры.

Задачи:

Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о живой и неживой природе; формировать представление о взаимосвязи обитателей леса – растений и животных, о том, как создаются в природе пищевые связи; показать, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки; формировать интерес к проблеме охраны природы, познакомить детей с правилами поведения в природе.

Развивающие: развивать у детей желание вносить посильный вклад в природоохранное воспитание населения, развивать кругозор, мышление, связанную речь.

Воспитательные: воспитывать навыки коллективного взаимодействия в ходе решения проблемной ситуации, заботливое отношение к природе.

Ожидаемые результаты:

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью педагога; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

Регулятивные УУД: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материалы и оборудование: книга «Экология», ноутбук, проектор, экран, дидактическая игра «Живая и неживая природа», дидактическая игра «Сортировка мусора», презентация «Лес», запись пения птиц, обручи красного, синего и зелёного цвета, цветные карандаши, акварельные краски, фломастеры на выбор детей

Словарная работа: экология, эколог, экосистема, экологические цепочки, экологические проблемы

Предварительная работа:

Экскурсии в лесопарковую зону

Проведение опытов с неживой природой: воздух, вода, снег, ветер, песок, глина

Чтение детской литературы о природе

Беседы о лесе и природе

Рассматривание иллюстраций по теме «Природа»

Отгадывание загадок о животных и растениях

Разучивание стихов о жителях леса, о природе

Ход основной образовательной деятельности:

Воспитатель. Здравствуйте, дорогие ребята. Я очень рада вас видеть. (Стук в дверь. Посыльный приносит посылку, на которой написано: «Кому: ребятам подготовительной группы детского сада №15. От кого: королевы Природы».

Воспитатель: Какая красивая посылка! Ребята, вы хотите её раскрыть? (Дети раскрывают посылку, в которой находится книга и диск с видео посланием. Воспитатель вставляет диск в дисковод ноутбука и выводит изображение через проектор на экран. На диске записано видео обращение королевы Природы к детям)

Королева Природа: Здравствуйте дорогие ребята! Я - королева Природа. В моём королевстве происходит что-то странное: воздух стал загазованным, начинают гибнуть деревья, не слышно пения птиц. Я вас очень прошу выяснить в чём причина, а в помощь я вам высылаю очень познавательную книгу, которую написала я специально для вас. До скорых встреч. Ваша королева Природа.

Воспитатель. Ребята, а кто нам прочитает как называется книга, которую для нас написала королева Природа? (Читающие дети читают название книги «Экология»)

Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в необычное путешествие по страницам этой удивительной книги.

Ответы детей.

Воспитатель: А как вы думаете, что означает слово «экология»?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно! Экология – это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой. От слова «экология» произошло слово «эколог».

Эколог – это человек, который занимается экологией, изучает и защищает природу. И первая глава этой книги называется «Живая и неживая природа». Ребята, а кто помнит, что такое «природа»?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Природа – это цветы, реки, деревья и кустарники, животные, человек, воздух, вода, камни, звёзды, планеты и многое другое. Всю природу можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. А кто расскажет нам о живой природе?

Дети: Мир живой природы – это растения, животные, насекомые, птицы, рыбы и человек. Все живые организмы не могут жить без воздуха, без воды, без солнца и питания. Живая природа – это всё, что растёт, дышит, питается и развивается. (Воспитатель выкладывает на доске модель живой природы в виде картинок: питание - рот, дыхания - нос, размножения -цыплёнок, роста - курица)

Воспитатель: А что же означает неживая природа?

Дети: Неживая природа – это всё то, что не дышит, не растёт, не развивается. Это всё что нас окружает – звёзды, луна, солнце, вода, камни и т.д. И человек, и все живые организмы не могут жить без неживой природы.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Воспитатель: Ребята, в моём волшебном лукошке лежат картинки, которые мы должны разложить по группам «живая природа» и «неживая природа» (дети раскладывают картинки на группы). А почему у нас остались лишние картинки? В какую группу их можно отнести?

Ответы детей.

Воспитатель: Вы абсолютно правы. Это предметы, сделанные руками человека.

Воспитатель перелистывает страницу книги.

Воспитатель: Следующая глава книги называется «Экосистема». Ребята, а как вы думаете, связаны ли между собой представители живой природы?

Ответы детей.

Воспитатель: А чтобы проверить свои ответы, мы с вами прогуляемся по лесу. (Детям предлагается просмотр слайдов с изображением леса, звучит фонограмма пения птиц)

Воспитатель берёт картинки с изображениями представителей живой природы, которые дети только что разложили, и предлагает выбрать все картинки с изображением растений с плодами и семенами и положить их в синий обруч.

Воспитатель: Молодцы! А теперь положите в зелёный обруч картинки с изображениями животных, которые питаются растениями. А как называются животные, которые питаются растительной пищей?

Дети: Животные, которые питаются растительной пищей называются травоядными.

Воспитатель: А как называются животные, которые питаются не растениями? Почему их так называют?

Дети: Таких животных называют хищниками, потому что они поедают других животных.

Воспитатель: Изображения таких животных положите пожалуйста в красный обруч. (Дети выкладывают картинки с изображением хищных животных.) Вы всё сделали правильно! Теперь подумайте и скажите, что нужно животным для жизнеобеспечения? Кто чем питается?

Ответы детей.

Воспитатель: Растения «кормят» насекомых и мелких животных. Насекомые и мелкие животные «кормят» хищников. Все сыты? А кто же «кормит» растения?

Ответы детей.

Дети выкладывают перед синим обручем модели необходимые для роста и развития растений: модель солнца, тепла, воды и воздуха. После того, как дети вспомнили, какие животные относятся к хищным, а какие к травоядным, педагог предлагает детям дидактическую игру «Что произойдёт, если …».

Воспитатель: Ребята, посмотрите на карточку и скажите, что на ней изображено?

Дети: На карточке изображено дерево, заяц и лиса.

С помощью наводящих вопросов воспитатель наводит детей на мысль, что изменение одного звена ведет к изменению всей цепочки.

Воспитатель: А что произойдёт, если мы «нарушим» пищевую цепь и уберем из этой цепи деревья? Зайцев? Лисиц?

Воспитатель: Ребята, в природе всё взаимосвязано. Нарушение одного звена способствует изменению всей пищевой цепочки, в результате начинает страдать окружающая среда, природа, а в итоге и сам человек.

Физминутка.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

В сторону руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Как они тихо садятся

Покажем - крылья сложим назад.

Воспитатель: Наше путешествие по страницам книги продолжается и третья глава книги называется «Экологические проблемы». Экологическая проблема - это изменение природной среды, в результате отрицательного влияния деятельности человека на природу или стихийных бедствий, ведущее к нарушению структуры и функционирования природы. Экологические проблемы возникают чаще всего из-за влияния человека на природу. Сегодня мы рассмотрим наиболее важные из них.

(1 слайд) - Заводы и фабрики выбрасывают в воздух много вредных веществ.

(2 слайд)- Машины загрязняют воздух выхлопными газами.

Что происходит с нашим воздухом? (Воздух становится грязным, им трудно дышать, можно даже отравиться.)

(3 слайд) – Отходы предприятий сбрасываются в водоемы.

(4 слайд) – При аварии танкеров нефтяная пленка покрывает обширную поверхность воды.

Чем это опасно для обитателей морей и океанов? (Нефтяная пленка загрязняет воду. Из-за нехватки воздуха и самой нефти гибнут рыбы, морские животные, водоплавающие птицы.)

(5 слайд) – От оставленных без присмотра костров в лесах возникают сильные пожары, от которых погибают растения, звери, птицы, насекомые

(6 слайд) – Так же из-за необдуманной деятельности человека погибло много животных, например, морская корова. А некоторых животных осталось очень мало, таких как гималайский медведь, зубр, уссурийский тигр. Таких животных заносят в «Красную книгу»

(7 слайд) На экране изображена «Красная книга Удмуртии»

Воспитатель: Ребята, а почему эта книга называется «Красная»?

Дети: Потому что красный цвет – цвет опасности.

Воспитатель: Правильно! Мы обязательно рассмотрим и изучим эту книгу на следующем нашем занятии.

(8 лист) Следующая экологическая проблема заключается в том, что люди вырубают большие территории деревьев, в том числе и редкие.

(9 слайд) – Люди очень много мусора оставляют в лесах, выбрасывают в водоемы. На нашей планете огромное количество мусорных свалок.

Природа может справиться с таким количеством мусора?

Дети: Нет, не может, его очень много. Стекло и пластик не разлагаются.

Все эти проблемы возникают под влиянием человека. Никогда человек не имел такого влияния на окружающую его природу, как теперь, никогда это влияние не было так разнообразно и так сильно.

Книгу мы листаем,

Следующую главу открываем.

А следующая глава называется «Наш вклад». Ребята, мы тоже с вами люди и должны охранять и беречь окружающую природу. А какой вклад мы можем с вами внести в охрану окружающей среды?

Ответы детей.

Дидактическая игра «Можно-нельзя»

Воспитатель: Ребята, возьмите пожалуйста ладошки красного и зелёного цвета, которые лежат у вас под стульчиками. Если вы согласны с высказыванием, то поднимаем зелёную ладошку, если не согласны – красную.

Ломать ветки деревьев и кустарников - нельзя.

Сажать больше деревьев – можно.

Ходить и топтать на лугах цветы – нельзя.

Ходить только по тропинкам – можно.

Рвать большие букеты цветов – нельзя.

Любоваться ими – можно.

Оставлять мусор в лесу – нельзя.

Собирать мусор в яму и закапывать его – можно.

Разжигать костры в лесу – нельзя.

Беречь лес от пожара – можно.

В лесу шуметь – нельзя.

Разорять птичьи гнёзда, муравейники и норы зверей – нельзя.

Быть другом животных – можно.

Молодцы! Хорошо знаете правила поведения в природе. Так давайте будем беречь зелёный лес, птиц, животных, насекомых, цветы, реки. Ведь все они живут на нашей прекрасной Земле. А Земля – наш мир, наш общий дом. Человек должен быть добрым!

И последняя глава нашей книги называется «Экологические знаки», но посмотрите, страницы этой главы чистые. Королева Природы просит вас помочь ей и нарисовать на этих страницах знаки, которые напоминали бы жителям её королевства о правилах поведения, чтобы такие экологические проблемы в её королевстве не возникали.

Дети садятся за столы и начинают рисовать экологические знаки, которые они затем поместят в книгу. Во время рисования звучит запись песни «Милый лес» (слова – Л. Чадовой, музыка – Н. Лукониной). Таким образом, воспитатель получает возможность не только творчески закончить занятие, но и обозначить связь содержания занятия с жизнью, что является одним из главных требований к планированию образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, я думаю королеве очень понравятся ваши знаки и она обязательно их развесит их в своём королевстве. Но кто из вас догадался, почему в королевстве королевы Природы происходят такие странные вещи?

Ответы детей.

Рефлексия:

Воспитатель: Мои юные друзья, мне очень понравилось, как вы сегодня думали, выполняли задания и отвечали на вопросы. Я очень рада за вас! Спасибо! Но у нас с вами осталось одно не выполненное задание. У нас в группе появилась необыкновенная полянка. Я прошу вас посадить на неё цветочек, если вам на занятии было интересно и понятно, увядающую травинку – если вам было что-то не понятно и засохшее дерево – если вам было не интересно.

Программное содержание:

Создать целостное представление о воде как о природном явлении, о ее значении в природе и в жизни человека;

Учить детей правильно отвечать на вопросы;

Расширить знания о животных, обитающих в воде;

Развивать связную, диалогическую речь, подбирая определения, глаголы, грамматический строй речи, правильно согласовывая существительные и прилагательные;

Обогащать словарный запас словами: лаборатория, фильтр, развивать воображение, фантазию.

Материал:

- “волшебная палочка”, указка;

Учебная картина на тему “Кому нужна вода” (Рисунок 1)

Дидактическая игра “Удивительный круг” с набором картинок (Рисунок 2)

Уголок экспериментирования (Рисунок 3)

- “экран настроения” (Рисунок 4)

Магнитофон, аудиозапись “Звуки воды” (Приложение 1)

Телевизор, видеозапись “Обращение грязной воды к детям” (Приложение 2),

“Обращение чистой воды к детям” (Приложение 3)

Стаканчики с грязной и чистой водой (20 штук), марля, вата, салфетки;

Предварительная работа:

Беседа на тему “Вода в природе и жизни человека”;

Рассматривание иллюстраций, наблюдения в природе;

Чтение произведений художественной литературы: Н. Рыжова “Волшебная вода”, А. Введенский “Песенка о дожде”, Н. Заболоцкий “На реке”, К. Чуковский “Федорино горе”, “Мойдодыр”;

Сочинение сказки “Веселые капельки”;

Разучивание потешек, отгадывание загадок;

Дидактические игры “Волшебный зонт”, “Времена года”, “Собери картинку” и др.;

Экспериментирование с водой.

Ход занятия

Воспитатель (В.) – Ребята, сегодня мы отправимся в удивительный мир знаний. Узнаем много нового и интересного. Делать это мы будем с нашим Знайкой, который приготовил для нас задания, они лежат в этом замечательном сундучке. У Знайки есть волшебная лаборатория, где происходят чудеса с водой, песком, воздухом. Чудеса – дело непростое, чудеса делают волшебники. А вы хотите стать волшебниками? Становитесь в круг. Я возьму “волшебную палочку”, буду говорить слова, а вы выполните то, о чем я говорю.

Чики – чики – чикалочка,

Вокруг себя повернитесь,
В волшебников превратитесь.

(Дети выполняют)

Воспитатель дотрагивается палочкой до каждого ребенка.

Закончилась наша игра – превращалочка. Теперь вы волшебники!

В. Надевает каждому ребенку на шею медаль с изображением волшебника.

В.: Присядьте на коврик, пришло время выполнить первое задание Знайки. Воспитатель из сундука вынимает конверт и читает письмо:

“Дорогие ребята, прошу вас прослушать эту кассету и определить, что за звуки вы услышали”.

В. включает аудиозапись “Звуки воды”. Дети слушают и определяют.

В.: Молодцы! Сегодня мы будем говорить о воде, кому и зачем она нужна. Послушайте стихотворение “Волшебная вода”:

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Без нее нам не умыться,
Не поесть и не напиться,
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить!

Вы согласны, что без воды нам с вами обойтись просто нельзя. А Знайка приготовил нам интересное задание.

Воспитатель достает из сундучка конверт, читает задание:

“Дорогие ребята, с первым заданием вы справились, правильно догадались, что на аудиокассете были звуки воды. А сейчас вы должны рассказать, кому нужна вода и почему без нее нельзя прожить”.

В. подводит детей к наглядному пособию “Кому нужна вода”. Дети по очереди рассказывают о том, что вода нужна человеку, птицам, животным, насекомым…

В. задает наводящие вопросы.

В.: Настало время для третьего задания. Посмотрим, что на этот раз приготовил нам наш Знайка.

В. достает конверт, читает:

“- Ребята, вы правильно рассказали, кому нужна вода. А сейчас предлагаю вам игру “Удивительный круг”. Разместите картинки так, чтобы стало понятно, кто живет в воде”. (Дети подходят к столу, садятся, выбирают нужные картинки и крепят)

Краткая беседа: в воде живут рыбы, морская звезда, морской конек, рак, дельфин.)

В.: Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием Знайки. А сейчас я вам предлагаю отдохнуть. Все выходим на физкультминутку.

Физкультминутка:

Как приятно в речке плавать! (плавательные движения)

Берег слева, берег справа (повороты влево и вправо)

Речка лентой впереди (потягивание – руки вперед)

Сверху мостик – погляди. (Потягивание – руки вверх)

Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами? (Плавательные движения)

А теперь пора уж, братцы,
Всем нам к Знайке возвращаться. (Ходьба на месте)

В.: Теперь посмотрим, остались ли еще в сундучке задания от Знайки. (Достает конверт, читает):

“Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию видеописьмо. Посмотрите на экран телевизора”. (На экране сюжет: вода просит детей о помощи – сделать ее вновь чистой).

В.: Настало время делать чудеса. Вам надо очистить воду. Из грязной превратить в чистую. Если мы это сделаем, то докажем, что мы – настоящие волшебники. Хочу напомнить, что люди не всегда ведут себя правильно в природе – загрязняют воду в реках, озерах, тем самым наносят вред не только природе, но и своему здоровью.

Воспитатель проводит детей в лабораторию. Садятся за столы, где стоят стаканы с грязной водой, вата, марля, пустой стакан на каждого ребенка.

В.: Как можно очистить воду?

(Ответы детей)

В.: Я вам помогу. Воду можно очистить через фильтр. (Дети повторяют слово фильтр) У нас это вода и марля. Вместе с детьми проводит очистку через фильтр (вату, марлю). (Во время опыта звучит мелодия воды)

В.: Покажите свои стаканчики, посмотрим, очистилась ли вода?

Чистая вода получена. Всю воду в мире нельзя так очистить, как это сделали мы сейчас, поэтому необходимо вести себя так, чтобы ее не загрязнять. Надеюсь, когда вы вырастите, будете правильно вести себя в природе и научите этому других.

Возьмитесь за руки, обнимите друг друга, улыбнитесь друг другу. Вы доказали, что настоящие волшебники, все задания Знайки выполнили. Теперь нам снова пора стать ребятами. В. берет волшебную палочку и говорит:

Чики – чики – чикалочка,
Помоги мне, волшебная палочка,
Вокруг себя повернитесь,
В ребят снова превратитесь.

Итог: В. – Чем вы сегодня занимались?

Что вам понравилось?

Дети отражают свои впечатления по “экрану настроения”. Воспитатель дает оценку, отмечая каждого ребенка.

В.: До свидания, до скорой встречи!

Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе

«Давайте сохраним животных и птиц».

Подготовила и провела воспитатель

2017 год

Конспект проведения непосредственной образовательной деятельности

Образовательная область – познание

Вид НОД : экологическое воспитание

Тип НОД: интегрированное

Тема НОД: «Давайте сохраним животных и птиц»

Цель: формирование полного представления о причинении человеком вреда живому миру планеты Земля.

Задачи:

1. Образовательная:

Дать детям полное представление о «Красной книге».

Выявить причины вымирания животных.

Формировать экологическую культуру у детей.

2. Развивающая:

Развивать умение логически мыслить, делать выводы, умозаключения, развивать коммуникативные умения.

3. Воспитательная:

Воспитывать бережное отношение и сочувствие к живой природе.

Принципы воспитания и обучения

1. Воспитание через взаимодействие

2. Принцип наглядности

3. Принцип доступности

4. Принцип систематичности и последовательности

5. Принцип сознательности

Методы воспитания и обучения:

Художественное слово

Поощрение и порицание

Игровые ситуации

Словесные

Наглядные

Практические

Формы организации: групповая.

Связь НОД с другими образовательными областями:

«Социально - коммуникативное», «Физическая культура».

Предполагаемый результат: любознательно-активный, физически развитый, обладает необходимыми умениями и навыками.

План НОД:

1. Организационный момент

2. Мотивационно – целевой этап

3. Основная часть:

3.1 Обсуждение «Древний мир»

3.2 Рассказ «Морские коровы»

3.3 Подвижная игра «Море волнуется»

3.4 Рассказ-объяснение «Красная книга»

3.5 Дид. игра «Найди опасные предметы»

3.6 Опыт «Загрязнение воды»

3.8 Игра «Изобрази природу будущего»

4. Подведение итогов

Ход НОД

1. Организационный момент

Воспитатель говорит закличку:

Здравствуй солнце золотое!

Здравствуй небо голубое!

Здравствуй милая земля!

Здравствуйте мои друзья!

В. – Ребята, посмотрите пожалуйста, и скажите что у меня в руках!

Дети обращают внимание и отвечают.

В. - Правильно, это глобус – модель нашей планеты Земля.

Кто населяет нашу планету?

Да ребята, нашу планету населяют мир людей, мир животных, растительный мир.

В. - Очень давно планета Земля выглядела совсем не так, как сейчас. И животные были совсем другие.

Вы хотите поближе познакомиться с древним миром планеты?

Я приглашаю вас в небольшое путешествие в прошлое. Садитесь в нашу машину времени. (Кручу глобус)

Дети усаживаются на стульчики перед экраном.

3.1 Обсуждение «Древний мир»

Просмотр слайдов с древними животными.

В. -Раньше на планете росли совсем другие деревья, обитали другие животные: динозавры, мамонты.

В. -Все эти древние животные вымерли. Как вы думаете, почему они вымерли? Начался ледниковый период, было очень холодно, животные лишились воды и питания. Это и привело к их вымиранию.

3.2 Чтение рассказа «Морские коровы».

(показ слайдов)

В рассказ об одном виде животных, которые вымерли по вине человека.

Читаю рассказ «Морские коровы»

Много лет тому назад у далёких, никому неведомых островах в Тихом океане потерпел крушение русский корабль.

Моряки спаслись, но им грозила голодая смерть. И тут они увидели, что у берегов целыми стаями плавают огромные морские животные,

похожие на больших китов. Они были мирные и настолько доверчивые, что позволяли себя трогать руками.

Из обломков разбитого корабля они смогли построить лодку и уплыть домой.

Прослышав об удивительных животных, другие люди стали приплывать на эти острова и запасаться мясом. Но никто не подумал о том, что морских коров надо поберечь, и меньше чем за 30 лет их всех перебили. Учёные долго надеялись, что где-то ещё водятся морские коровы, искали их, но так и не нашли.

Ни одной морской коровы не осталось на Земле.

3.3 Подвижная игра «Море волнуется»В. - Ребята, это очень грустный рассказ, я смотрю вы все загрустили, я хочу поднять вам настроение и приглашаю вас на игру: надо изобразить фигуру какого-нибудь древнего морского животного.

В. - Ребята, нам необходимо вернуться обратно в наше время, чтобы больше узнать о том, как живут животные сейчас. Занимайте места в машине времени.

(Кручу глобус)

Очень много видов разных животных и птиц были уничтожены людьми. Одних истребили охотники или браконьеры . Люди выстраивают большие города и заводы на земле, где обитают животные. Ради красивых перьев исчезают птицы. Немало исчезло и растений. В конце концов, люди поняли: что животные, птицы, растения могут совсем исчезнуть. Чтобы этого не случилось ученые решили внести редкие виды животного мира в Красную книгу. Вы уже знаете немного о ней. Вспомним, что в ней записано? Почему она красного цвета?

Дети активно демонстрируют свои знания

В. - Для нашего хабаровского края тоже составлена красная книга. Это означает, что и у нас в крае есть вымирающие виды животных и птиц.

В. - Предлагаю вам посмотреть какие животные уже начинают исчезать с наше планеты и занесены в Красную Книгу России. (Просмотр слайдов)

В. - Ребята, как и с помощью чего человек может навредить живой природе и животному миру?

Дети отвечают и поясняют свой выбор.

3.5 Дид. игра «Опасные предметы»

В. - Сейчас на экране будут появляться картинки, если вы увидите на экране опасные предметы или действия людей, то вы закачаете головой, а если не опасные, то будете делать приседания.

Дети выполняют задание.

В. - Да, все верно. С помощью всех этих предметов люди загрязняют водоемы , моря, океаны, которые необходимы для жизни подводных обитателей и водоплавающих. Огромные киты, дельфины выбрасываются на берега. Водоплавающие птицы погибают от нефти и масла которые вытекают из затонувших кораблей.

Но, самое главное, что эти предметы так же наносят огромный вред и самому человеку. Если люди не будут соблюдать правила безопасности в лесу, на дорогах, водоемах, то в скором времени они тоже будут относиться к вымирающему виду. Назовите пожалуйста что является самым необходимым для жизни человека, животного мира, мира растений.

Да! Конечно это вода!

3.6 Опыт «Загрязнение воды».

На столе 2 емкости с чистой водой, мусор, чернила, масло растительное.

В. -Предлагаю провести эксперимент, по загрязнению воды.

Предложить детям самостоятельно опустить предложенные предметы в одну из емкостей. Вылить масло и чернила. Обратить внимание детей что произошло с чистой водой. Выяснить будет ли она пригодна для жизнедеятельности.

Опустить перышко в емкость с чистой водой, второе в емкость с грязной водой. Обратить внимание детей на то, птица которая попадет в грязную воду в скором времени погибает и морские жители тоже.

3.7 Знакомство с природой будущего.

В. - А сейчас я предлагаю перенестись в будущее, присаживайтесь на машину времени. (Просмотр слайдов)

3.8 Игра «Придумай свой мир»

Задача: развивать воображение, воспитывать умение действовать в команде, воспитывать любовь к природе.

В. - Ребята, вам понравилась природа в будущем? Мне тоже нет. Мы можем с вами это исправить, если буде беречь ее и любить.

Предлагаю вам сейчас разделиться на команды, и придумать свой мир, используйте те картинки, которые вам необходимы.

На столах предложены на выбор детей картинки цветов, деревьев, насекомых, птиц и животных. С обратной стороны наклеены кусочки фланели. Картинки раскладывают на фланелеграфе картины будущей природы.

4. Подведение итогов

Задача: выявить результаты от проведенной работы.

В. - Ребята, вам понравилось путешествие?

В. – Ребята, расскажите пожалуйста как некоторые виды животных попали в Красную книгу! Как люди могут им помочь?

В. - Предлагаю вам каждому нарисовать свое любимое животное, которое бы вы хотели сохранить. Потом из ваших рисунков мы составим свою «Красную книгу».

(просмотр слайдов)

Лебедева Оксана Евгеньевна
МБДОУ "Детский сад № 67" компенсирующего вида г.Дзержинск
Воспитатель

Конспект занятия по экологическому образованию в средней группе на тему «Кто живет в лесу?»

Цель: Закрепление представлений детей о жизни животных леса (медведь, белка, заяц, лиса), их местах обитания, подготовке к зимнему времени года.

Задачи:

Образовательные: совершенствовать умение детей классифицировать объекты.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к природе, творческое воображение, мышление.

Воспитательные:Прививать чувство ответственности за жизнь окружающих животных.

Средства: шапки-маски: медведя, зайца, белки, лисы; изображения жилищ животных большого размера, д/и «Собери картинку», материалы для аппликации, клей, салфетки, презентация «Назови одним словом», аудиозапись «Звуки природы».

Способы:

Словесные: Вопросы к детям, загадки про лесных жителей.

Наглядные: Рассматривание изображений лесных животных и их жилищ.

Практические: Дыхательная гимнастика, д/и «Назови одним словом», д/и «Собери картинку», п/ и «Зайка серенький сидит».

Игровые: Игровая ситуация.

Словарная работа: Дупло, берлога, нора, логово.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций диких животных.

Вводная часть:

(Дети проходят в группу, воспитатель надевает каждому ребенку шапочку лесного животного: медведь, белка, заяц, лиса. Звучит музыка леса.)

Воспитатель: Здравствуйте, лесные жители! Медвежата, зайчата, бельчата, лисята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, послушайте я вам загадки загадаю, а вы попробуйте отгадать их.

Любит кушать он малину

И в берлоге спать всю зиму.

Страшно может он реветь,

А зовут его... (медведь)

Пушистая и рыжая

На дереве живет.

Сильными зубками

Орешки все грызёт.

(Белочка).

Эта рыжая плутовка

Может влезть в курятник ловко,

С петушком в лесок умчится.

Как зовут ее? (Лисица)

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его? (Зайчишка)

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня я пришла к вам в гости в лес. Вы расскажите мне как вы живете в лесу?

Дети: Расскажем.

Воспитатель: Белки, как называется ваш домик?

Дети: дупло.

Воспитатель: Зайцы, а где живете вы?

Дети: Мы живем под кустом.

Воспитатель: Лисы, как называется ваше жилище?

Дети: Мы живем в норе.

Воспитатель: Медвежата, где вы живете?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Милые лесные животные, расскажите мне, что вы делаете осенью?

Дети: запасаем пищу, нагуливаем жир и т.д.

Воспитатель: Как много у вас забот осенью! Даже нет времени отдохнуть. Предлагаю вам исполнить веселую зарядку (звучит музыка, дети выполняют движения под музыку).

Подвижная игра «Зайка серенький сидит»

(Дети стоят)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так и вот так

Он ушами шевелит.

(Дети присели, ручки подняли, как ушки у зайки и двигают ими)

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть.

Вот так и вот так

Надо лапоньки погреть.

(Дети встают и хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.

Вот так и вот так

Надо зайке поскакать.

(Дети прыгают на месте)

Волк зайчишку испугал,

Зайка прыг и убежал.

(Дети бегают и садятся на свои стульчики)

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Педагог: Посмотрите на экран (включается презентация). Давайте назовем одним словом все, что увидим.

1. бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза - это... (насекомые);

2. берёза, дуб, ель - это... (деревья);

3. скворец, снегирь, сова, сорока - это... (птицы);

4. брусника, земляника, малина, смородина - это... (ягоды).

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Внимание, внимание! Объявляю соревнование среди лесных животных! На столе стоят птички-невилички, надо сделать так, чтобы они полетели. (Дети выстраиваются в две колонны, подходят к столу, каждый ребенок дует на птичку только один раз. Результат: чья птичка улетит дальше.)

Дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель: Следующее задание, каждая группа лесных животных должна собрать картинку других животных. (Белки собирают изображение зайцев, зайцы - медведей, медведи - лисиц, лисицы - белок). Кто справляется первый, поднимет руки вверх.

Воспитатель: Лесные ребята-зверята, вы очень интересно рассказали мне о себе, показали, чем занимаетесь осенью. А теперь предлагаю вспомнить тех животных, которые сегодня не смогли прийти к нам на полянку. Каких животных не хватает?

Воспитатель: Слушайте загадки.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это...

Дети: Волка, ежа.

Воспитатель: Верно, посмотрите на картину. У волка жилище - логово. А детеныши - волчата. Еж на зиму зарывается в норку и впадает в спячку. А сейчас лесные животные могут снова превратиться в деток. (Дети снимают маски)

Заключительная часть:

Воспитатель: Дети, вам понравилось сегодня у меня в гостях? Если понравилось, то похлопаем сами себе, а если что-то не понравилось, то посидим тихо. Кем вы сегодня были?

Дети: Мы были лесными животными.

Воспитатель: Как называется жилище медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Правильно, а белки?

Дети: Дупло.

Воспитатель: А Лисы?

Дети: Норка.

Воспитатель: А кто вспомнит жилище волка?

Дети: Логово.

Воспитатель: А зайца?

Дети: Куст.

Воспитатель: А как зимует ёжик?

Дети: Ёжик зарывается в норку.

Воспитатель: Молодцы всё вспомнили.

Воспитатель: А вы любите животных?

Дети: Любим.

Воспитатель: Животные - это наши братья меньшие. Их нужно любить и беречь! Приносить из леса животных не стоит, ведь вы теперь знаете, что у каждого животного есть дом в лесу и свои родные мамы, папы или детки!

План-конспект интегрированного занятия по экологии в средней группе «Мы посадим деревцо».

Цель:

Формирование экологической воспитанности детей средней группы.

Обогащать знания детей о деревьях (польза природы в окружающем мире).

Задачи:

Вызвать у детей чувство восторга перед красотой родной природы;

Учить эмоционально воспринимать содержание художественного текста;

Прививать бережное отношение к природе;

Развивать познавательную активность; воображение; коммуникативные навыки;

Развивать логическое мышление через создание проблемной ситуации в игре

Методы и приемы:

    игровой;

    наглядный;

    словесный.

Материалы: Иллюстрации с изображением деревьев (яблоня, береза, дуб, клен, тополь, рябина, ель, каштан), макет с изображением строения дерева, иллюстрация с изображением завода и автомашины.

Оборудование: Спички, топор, пила, мяч, мусор, нож для игры «Что нельзя брать в лес?», цветные карандаши, альбомные листы.

Предварительная работа: Чтение сказки «.Красота природы» рассматривание различных деревьев на прогулке или в иллюстрациях, беседы с целью обогащения художественных впечатлений.

I. Психогимнастика «Дружные ребята»

Собрались все дети в круг

Я твой друг, и ты мой друг

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

(Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и мне, чтобы у нас с вами было хорошее настроение).

II. А сейчас присаживайтесь, пожалуйста, поудобнее и посмотрите, какой интересный альбом я принесла для вас. В этом альбоме живёт очень дружная семья, как мы с вами. Но для того, чтобы увидеть её героев, необходимо отгадать загадки про каждого из них.

В этой книге –

Увидите сами! –

Картинки живые:

С хвостами, с усами.

Бегать умеют они и летать,

Ползать и плавать,

Кусать и хватать…

Есть здесь мохнатые,

Есть и пернатые,

Стройные очень и даже горбатые,

Добрые, злые,

Наземные, водные –

Кто же они?

Догадались?...(животные).

Да, ребята, эта книга о животных. В ней поселились звери, птицы, насекомые. Слушайте внимательно загадки и вы обязательно отгадаете, о ком идёт речь.

Лесом катится клубок

У него колючий бок,

Он охотится ночами

За жуками и мышами (ёж ).

Что за зверь такой лесной

Встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы –

Уши больше головы (заяц ).

Здесь рыжая красавица

Вышла на тропинку,

Хочет всем понравиться –

Выгибает спинку (лиса ).

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? (Волк ).

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет?

Кто сушит на зиму грибы (белка ).

У неё глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днём (сова ).

Ну, а это что за птица?

Не ворона, не синица.

Примостилась на суку

Раздалось вокруг: «Ку-ку!» (Кукушка ).

Молодцы, ребята, вы правильно отгадали загадки о животных и теперь знаете, кто поселился в этой книге. А скажите, пожалуйста, все эти животные постоянно где живут? (в лесу). Так как они постоянно живут в лесу, как мы их называем? (дикие). Ребята, подумайте, пожалуйста , что такое лес? Да, лес – это много деревьев, кустарников, трав, растущих в одном месте. Но не только…В лесу ещё живут звери, птицы, насекомые. Поэтому лес – это огромная дружная семья растений и животных.

Ой, а это что такое? (из книги выскальзывает письмо). Письмо для ребят-волшебников от диких животных. Давайте прочитаем, что они нам пишут:

« Здравствуйте, ребята! У нас в лесу случилось несчастье. Из-за того, что кто-то очень неосторожно обращался с огнём, начался пожар. Растения сгорели, и теперь нам негде жить. Помогите нам, пожалуйста».

Лесные жители.

Ребята, как мне жалко диких животных. Как вы думаете, можем ли мы помочь лесным жителям? А как? (Посадить лес, ведь это их дом).

Дом со всех сторон открыт.

Он резною крышей крыт.

Заходи в зелёный дом –

Чудеса увидишь в нём.

Ребята, такое под силу только настоящим волшебникам, закроем сейчас глаза и скажем волшебные слова: «Повертелись, покружились и в лесу мы очутились» (кружатся). Открыли глаза. Вот мы с вами и в лесу. Ой, что это за лес? Как грустно… Не слышно шелеста листьев, шороха трав, не слышно песен птиц, стрекотанья насекомых. Я думаю, если мы с вами правильно посадим лес, подует ветерок, лес зашумит листвой и сюда обязательно вернутся и звери, и птицы и насекомые, ведь это их дом.

    Психогимнастика «Прогулка в лес».

Ребята, давайте вспомним, сколько лесных этажей или полочек (как мы их называем) мы знаем.

Есть в лесу три полочки.

Ели – ёлки – ёлочки.

Лежат на елях небеса,

Внизу на ёлочках – роса.

(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.

«Ёлки» - полуприсед, руки в стороны.

«Ёлочки» - присесть, руки вынести вперёд.)

Вот мы с вами вспомнили, что в лесу три этажа: деревья, кустарники, травы.

    Практическая работа.

Какие деревья растут в лесу? (Берёза, ель, дуб – выставляем на мольберт или фланелеграф). Одни животные используют эти деревья, как столовую (для них это еда), для других животных дерево – это дом.

Ребята, знаете ли вы, с кем дружит ель? Кто живёт в этом дупле? (Белка). Правильно, ель для белки – это дом. Давайте поселим здесь белку.

А чем питается белочка? (Орехи, жёлуди, грибы).

На каком дереве растут жёлуди? (На дубе).

А орехи на чём растут? (На орешнике).

Скажите, пожалуйста, орешник – это дерево, кустарник или трава? (Кустарник). Молодцы, давайте посадим здесь орешник для белочки.

А какие ещё кустарники вы знаете? (Шиповник).

Ой, ребята, что это за колючий шар под шиповником лежит? (Ёж – выставляем ежа). Как вы думаете, из чего ёж строит себе гнездо? (Из сухой травы, мелких веточек, листьев). Ну, конечно, в лесу трава растёт.

Какую траву вы знаете? (Подорожник, крапива – сажаем). Ребята, в лесу растёт ещё мох, папортник. А цветущие ландыши, ну просто чудо – крошечные белые горошки на зелёной ножке. Попробуйте вдохнуть их аромат.

А кто в траве такой маленький?

Больше собственного веса

Тащит этот житель леса

Груз родной семье своей

Он зовётся … муравей.

Ребята, слышите, мне кажется, что за орешником прячется кто-то и дрожит? (заяц – выставляем).

От кого прячется заяц? (От лисы – вот она крадётся. Давайте поселим её подальше от зайчика – там за деревьями).

А от кого ещё прячется заяц? (От волка). Давайте-ка мы его тоже подальше от зайца поселим.

Ребята, а почему так тихо в лесу? Кого не хватает? (Птиц).

Каких птиц вы знаете?

Застучал дятел (выставляем на ель), закуковала кукушка (на берёзу). Кто спит днём в том дупле на дубе? (Сова).

( Звучит аудиозапись «Голоса птиц »)

V. Итог занятия.

Коллективная работа (иллюстрация) – «Берегите лес!»

Воспитатель: - Спасибо большое Вам ребята, теперь мы будем знать, что нужно брать с собой в лес, а что нельзя. Сейчас мы с вами оформим выставку на тему «Берегите лес!»