«Алые паруса» - самый романтический праздник в году. Алые паруса (праздник выпускников) Из какой страны корабль алые паруса

Следуя установленным традициям, этим летом состоялся праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге, и в воды Невы снова вышло судно под алыми парусами. Ежегодно это мероприятие привлекает к себе более миллиона человек, причем большую часть из них составляют туристы из других стран. Посещение этого праздника становится частью тура, посвященного белым ночам.

Даты для проведения торжественного мероприятия изменяются каждый год, именно поэтому желающие увидеть этот превосходный праздник должны заранее поинтересоваться днями его проведения.

История появления праздника

История праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге достаточно длительная и берет свое начало еще с 60-х годов. У выпускников появилась традиция браться за руки и прогуливаться по набережной вдоль Невы. Именно здесь они наслаждались превосходным видом, разговаривали о будущем, вспоминали школьные годы. В 1968 году комитет Городского совета пионеров разработал сценарий проведения праздника, посвященного выпускному.

История праздника «Алые паруса» в Санкт-Петербурге очень интересная, так как он изначально представлял собой массовые мероприятия. Под его проведение была отведена обширная территория, ограниченная памятником "Медный всадник" и Летним садом. Эта территория была разделена на несколько отдельных секторов, каждый из которых оснащен сценой. На сцене выступали артисты. Выпускники также с большим желанием участвовали в различных конкурсах, так как хотели получить приз. Очень важно было правильно определить тематику проведения праздника. Появились идеи относительно проведения его по мотивам произведения Александра Грина «Алые паруса».

Подготовка к торжественному мероприятию оказалась очень сложной, а технические моменты - трудновыполнимыми. Однако были возведены высокие стены, украшена набережная, установлено требуемое оборудование. 7 июня 1968 года от Петропавловской крепости отчалил катер, на борту которого были парень с девушкой. Парень держал в руках зажженный факел. Это символизировало открытие праздника.

Самым трогательным моментом было появление судна с красочными алыми парусами. Это судно стало символом начала новой жизни выпускников. Под парусами все присутствующие увидели Ассоль, которая гордо и уверенно смотрела вдаль.

Целых 11 лет проводилось это торжественное мероприятие, а затем был длительный перерыв. До 2005 года этот праздник не проводился, однако затем традиция снова вернулась в Санкт-Петербург, и с каждым годом он становится все более ярким, масштабным и зрелищным. Дети начинают ждать его с первого класса, так как это действительно уникальное и незабываемое мероприятие.

Судно для проведения торжества

В торжестве участвовал не один корабль с алыми парусами, а несколько различных катеров, образуя тем самым настоящее уникальное представление. Начиная с 1970 года на воды Невы начали выпускать только одно судно. Впервые роль корабля с алыми парусами исполнила шхуна «Ленинград».

Затем в период 2005-2007 эту роль выполнял фрегат «Штандарт». Этот корабль представлял точную копию судна, построенного по приказу Петра Великого. В 2008 году был выпущен на воду парусник «Мир». Однако это судно оказалось достаточно крупным и вывести его на воду получилось только при помощи буксира.

В 2009 году на воду спустили судно «Юный балтиец». Однако этот корабль также был неподходящим по габаритам. Начиная с 2010 года в празднике начал участвовать парусник Tre Cronor, который был изготовлен по старинной технологии, но вместе с тем его маневренность и удобство делают этот корабль самым подходящим для проведения торжества.

Как именно проходит торжественное мероприятие

Сбор участников и гостей торжественного мероприятия проходит на Дворцовой площади, куда проходят только выпускники школ Санкт-Петербурга. Концертная программа составляется на основе интернет-голосования самими выпускниками. После полуночи начинается грандиозный фейерверк в Санкт-Петербурге. Вспышки огня буквально озаряют окрашивая при этом окружающие здания и небо в разные оттенки.

После этого под мелодию из фильма «Дети капитана Гранта» появляется корабль под алыми парусами. На палубе стоит девушка в белоснежном платье. Концертная программа продолжается до самого утра. Набережная на это время превращается в огромную танцевальную площадку.

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге внесен в список мирового туризма и рекомендован для посещения во многих европейских странах. Многие отмечают высокий уровень организации и обеспечения безопасности.

Когда будет проходить праздник в 2017 году

Праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурга в 2017 году прошел в ночь с 23 на 24 июня, так как именно на это время приходится пик белых ночей. В этот вечер на сцене выступили популярные коллективы и известные артисты. Пиротехническое шоу и салют восхитили всех присутствующих.

Салют во время торжественного мероприятия стал частью красочного шоу, которое ознаменовалось тем, что по Неве прошел знаменитый шведский бриг. В этом году бригантина смогла похвалиться новыми парусами, которые как всегда с алой подсветкой выглядели просто безупречно. Заключительным этапом праздника выпускников стала дискотека, которая продлилась до самого рассвета.

Как получить пригласительные билеты

Посетить праздник «Алые паруса» в Санкт-Петербурге могут выпускники школ, которые получают приглашения совершенно бесплатно. Кроме того, можно получить дополнительно еще один билет для сопровождающего. Бесплатные билеты могут получить лучшие выпускники региональных учебных заведений.

Для всех остальных, чтобы попасть на торжественное мероприятие, нужно будет приобрести билет.

Работа транспорта и ограничение движения во время праздника

Метрополитен в ночь проведения торжественного мероприятия работает без перерыва. Для пассажиров круглосуточно открыты все станции метро. Ходить поезда будут с увеличенным интервалом.

Кроме того, работают ночные автобусы и троллейбусы, именно поэтому есть возможность добраться до места проведения праздника в совершенно любое время. Во время праздника будет ограничено движение по центральным улицам города.

Зрелищный праздник выпускников Алые Паруса 2018 года в Санкт-Петербурге органично впишется в торжества, проводимые в городе в период белых ночей. Ежегодно на нем бывает около миллиона гостей.

Наш праздник выпускников Алые паруса внесен в реестр мирового туризма как мероприятие, заслуживающее внимания. Его посещают гости из зарубежья, он является “визитной карточкой” Санкт-Петербурга. Приглашения получат выпускники из других городов России. Всем учащимся 11 классов Питера, заканчивающих школу в 2018 году, вручат пригласительные билеты на праздник. Чтобы не пропустить торжество, следует заранее уточнить, какая дата намечается для проведения алых парусов в 2018 году.

Как это начиналось (История праздника Алые Паруса)

Это красивое мероприятие впервые провели в Ленинграде в 1968 году. С 1980 года на целые четверть века о празднике забыли. “Второе дыхание” он обрел в 2005 году и теперь традиционно проходит в ближайшие ко дню летнего солнцестояния выходные. День летнего солнцестояния, 22 июня, сопровождается самой короткой ночью в году.

Некоторые затруднения с выбором даты празднования дня выпускников в 2017 году возникли из-за проводимого параллельно в эти же сроки Кубка конфедераций по футболу. По этой причине празднования Алых парусов прошло с пятницы на субботу.
Для выпускников же 2018 года была утверждена дата проведения алых парусов 23 июня 2018 года в ночь с субботы на воскресение.

Название празднику дано в честь корабля с алыми парусами из повести Александра Грина. Появление этого необыкновенного судна символизирует надежду на исполнение всего, о чем мечтают наши юные сограждане, вступающие во взрослую сложную жизнь.

Корабль с Алыми парусами

Первоначально в праздничном представлении участвовала целая “флотилия” катеров. Только в 1970 году в воды Невы впервые вошел под видом галиота “Секрет” из повести Грина корабль с алыми парусами.

Сначала с этой задачей достойно справлялась шхуна “Ленинград”, учебное парусное судно, на котором ходили в море учащиеся Нахимовского училища.

С 2005 года в течение трех лет паруса алого цвета гордо носил на празднике фрегат ”Штандарт”, точная копия корабля с таким же названием, построенного Петром Первым. К сожалению, было признано, что этот прекрасный корабль не отвечает принятым в России стандартам. Ему запрещен вход в Неву, и мы в настоящее время лишены возможности любоваться алыми парусами на его высоких мачтах.

В 2008 году алые паруса “примерил” на себя трехмачтовый парусник “Мир”. С большим трудом это крупное судно удалось “завести” в Неву при помощи буксира. Поэтому в 2009 году организаторы остановили свой выбор на шхуне “Юный балтиец”. Однако хорошей маневренностью это судно также не отличалось, к тому же имело всего 2 мачты, оснащенные довольно незначительными по площади треугольными парусами.

С 2010 года на “Алые Паруса” постоянно приглашают шведский парусник “Tre Cronor”. Его корпус сделан из дерева по старинной технологии. Внушительные габариты двухмачтовика и хорошая маневренность сделали его желанным гостем на празднике выпускников. В прошлом году судно украсили новые паруса, сшитые из алой материи. Во время прохождения по Неве паруса подсвечивают специальными осветительными приборами.

Очень сложно управлять крупным парусным судном при прохождении Невы: слишком узкая река, много на ней мостов. Опытный экипаж шведского судна обязательно тренируется перед каждым праздником "Алые паруса".

Как будет проходить праздник выпускников

Ночь выпускников ” начнется на Дворцовой площади вечером в 10 часов. С концертными программами выступят гости праздника. Вторая концертная площадка будет работать на стрелке Васильевского острова. Список исполнителей организаторы торжества формируют на основании предварительных опросов. Предполагается, что программу будет вести Иван Ургант, который уже много лет с блеском выполняет обязанности ведущего этого торжества.

Концерт длится около двух часов, затем гостей порадует феерическое зрелище на Неве - светопиротехническое шоу мирового уровня с музыкальным сопровождением. Кульминация праздника – проход корабля с алыми парусами вдоль питерских набережных. А потом начнутся дискотеки на праздничных площадках, которые продолжатся до самого утра.

Обещают, что метро не прервет свою работу ночью. Будут работать бесплатные туалеты на улице. Вход на праздник с алкоголем запретят.

Как стать участником празднества

Стать непосредственным участником торжества позволит наличие специального билета. Бесплатные приглашения получат все выпускники питерских школ. Каждый из них сможет взять с собой одного сопровождающего. Лучших выпускников из регионов также обеспечат билетами. Проход на Дворцовую площадь будет разрешен только по приглашениям.

Гостям праздника будет доступна площадка на стрелке Васильевского острова. Насладиться красивым зрелищем можно с любой открытой для доступа крыши. В частности, поднявшись на открытую крышу Лофт Проекта Этажи.

Не пропустите праздник Алые паруса в 2018 году , это будет великолепное зрелище!

Идея возобновления традиции зародилась в Акционерном Банке «РОССИЯ», которую Пятый канал и Правительство Санкт-Петербурга поддержали, и все месте — претворили мечту тысяч школьников в жизнь. Так, волей людей, не утративших способность превращать сказку в жизнь, волшебная феерия вновь стала реальностью. Акционерный Банк «РОССИЯ» - Вместе с РОССИЕЙ!

Каждый год «Алые паруса» удивляют: и выпускников — главных героев праздника, и многомиллионную зрительскую аудиторию, внося новые, неожиданные элементы в программу самой романтической ночи года. Но кульминация всегда остается неизменной: под звуки торжественной музыки и залпы фейерверка в акватории Невы появляется корабль с алыми парусами.

За всю историю праздника роль парусника, символа надежды и любви, исполняли самые разные корабли. Одной из первых была шхуна «Ленинград», парусник с потрясающе интересной судьбой.

Шхуна «Ленинград» под алыми парусами
Фото: parusniki.info

В Петербурге, всего через 7 лет после основания города, вышел указ Петра Первого, адресованный состоятельным жителям новой столицы: «…Которые в Питербурге обретаются, во время ветра ездить Невою-рекой на судах парусами…»

Желающих ходить под парусом было немного, что расстраивало царя, и тогда именитым петербуржцам было безвозмездно роздано 141 судно. По специальному сигналу владельцы парусных и гребных судов должны были собираться в определенном месте и проводить совместные двух-четырехчасовые прогулки по реке. «Невский» флот, позже переименованный в Императорский речной яхт-клуб, стал первой в мире организацией такого рода.

Императорский яхт-клуб в дни празднования 200-летия Санкт-Петербурга. Май 1903 года
Фото К. К. Буллы

В 1728 году в Петербургском Императорском яхт-клубе появилась первая «Надежда» — трехмачтовый гукор, построенный на верфи братьев Бажениных. И с тех пор это имя передавалось как эстафета от судна к судну. «Надеждой» было названо и учебное судно Ленинградского Нахимовского училища — двухмачтовая шхуна со стальным корпусом, построенная в 1912 году. Затем она под новых названием «Ленинград» стала флагманом Центрального яхт-клуба областного совета профсоюзов.

Учебная шхуна «Ленинград»
Фото: hobbyport.ru

Восемь лет, начиная с 1971 года, вместе с «Ленинградом» в празднике принимала участие шхуна «Кодор». Моряки и корабелы старшего поколения помнят удивительный факт: после войны в советском флоте появились однотипные по корпусу парусные корабли — шхуны и баркентины, всего около 100 единиц. С тех пор в мире больше никогда не строились такие масштабные серии парусников.

В начале 50-х, этот «заказ века» Советский Союз передал Финляндии. Это был взаимовыгодный контракт: СССР получил суда, пригодные к использованию в малом каботаже, способные заходить в самые небольшие и мелководные порты. Лучше финских корабелов, больших знатоков деревянного судостроения, такие суда никто не строил. А для Финляндии этот заказ стал прекрасным шансом спасти от краха традиционную национальную отрасль — кораблестроение.

Чертежи типового проекта шхуны класса «Кодор»
Фото: korabley.net

Парусник «Кодор» был построен на верфи «Laivateollisuus» в Турку. В период с 1957 по 1960 годы, будучи учебным судном, он несколько раз прошел по маршруту Антверпен-Архангельск-Берген-Висмар-Гдыня-Гент-Гетеборг-Гибралтар-Копенгаген-Лидс-Мурманск-Неаполь-Одесса-Нирей-Росток-Саутгемптон-Тронхейм-Тромсё-Фалмут. Среди советских капитанов огромных морских судов многие прошли школу на этой и «родственных» ей баркентинах и шхунах.

Шхуна «Кодор», 1972 год
Фото: sailngstamps.ru

С 2005 по 2007 год в Неву под алыми парсами заходил фрегат «Штандарт» — точная копия первого корабля Балтийского флота, который был заложен по указу императора Петра Первого. Парусник, как многие реплики старинных судов, состоит из двух частей: подводная и внутренняя часть выполнена из современных материалов, а все, что выше пушечной палубы: штурвал и рулевое устройство, декоративное убранство, мачты, пушки, трапы и люки сделаны с максимально возможным приближением к историческому образцу.

Фрегат «Штандарт» под алыми парусами, 2006 год
Фото: Пятый канал

Самый быстрый парусник в мире — «Мир», также исполнял роль гриновского галиота «Секрет». Он был спущен на воду в 1987 году, и с тех пор неоднократно занимал призовые места на главных парусных регатах. «Мир» — самый большой среди «артистов», игравших роль корабля надежды и любви в акватории Невы. Его длина — 110 метров, а общая площадь парусов — без малого 3000 квадратных метров.

Фрегат «Мир» под алыми парусами, 2008 год
Фото: Пятый канал

В 2009-м алые паруса в Неву принесла учебная шхуна «Юный Балтиец». Она была построена 30 лет назад для Ленинградского дворца пионеров и школьников, принимала участие во многих европейских регатах, включая знаменитые «Катти Сарк».

Шхуна «Юный балтиец» под алыми парусами, 2009 год
Фото: Пятый канал

В этом году в Неву под алыми парусами зайдет бриг «Tre Kronor» — «Три Короны» в переводе со шведского. Роль главного парусника праздника он исполнит уже в восьмой раз.

Бриг «Tre Kronor» под алыми парусами
Фото: Пятый канал

Полное название корабля «Tre Kronor af Stockholm» — «Три короны Стокгольма». Так некогда называлась резиденция шведских королей. Парусник — точная копия брига «Gladan» — «Красный коршун», построенного в конце 19 века. Сначала это было учебное судно, а затем оно стало боевым кораблем полярных исследователей, ходило в экспедиции к Шпицбергену и Гренландии. «Три короны» были воссозданы по чертежам «Гладана», хранившихся в шведских военных архивах. Крестной матерью парусника стала Ее Королевское Высочество кронпринцесса Виктория.

Замок Tre Kronor, картина 1661 года
Фото: wikipedia.org

Экспедиция брига «Gladan»
Фото: onlinecoolgames.ru/bellabs.ru

Спуск на воду «Tre Kronor af Stockholm»
Фото: cont.ws

В Петербург парусник приходит под белыми парусами, и «переодевается» в алое только в дельте Невы. На мачтах устанавливаются 16 парусов общей площадью 735 квадратных метров. Паруса не декоративные — они сшиты по всем морским законам, только, из лишь чуть более тонкой ткани, чем настоящая парусина. И если вдруг в капризном — по части погоды — Петерурге дунет шквалистый ветер, бриг справится с натиском стихии, и, не потеряв управления, выполнит тот сложный танец, который ему надлежит исполнить в самой широкой части Невы, реки с мощным и непредсказуемым темпераментом.

Бриг «Tre Kronor» входит в акваторию Невы
Фото: архив Пятого канала

Прошло 50 лет с тех пор, когда в Ленинграде выпускники впервые пришли встречать алые паруса. Изменилось многое: название страны, имя города, сам парусник, который заходит в Неву в самую длинную из белых ночей. Неизменным остается одно — алые паруса по-прежнему остаются символом всепобеждающей любви.

Елена Утехина

В ночь на 26 июня в Санкт-Петербурге прошел традиционный праздник «Алые паруса», в котором приняли участие более 30 тыс. выпускников, 5 тыс. гостей из различных регионов страны, а за действом наблюдали более 80 тыс. зрителей.

Деревянный шведский бриг «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

За 11 лет после своего возрождения праздник выпускников уже стал одним из летних символов города на Неве. Главную роль в нем вот уже шестой раз подряд выполнял шведский бриг «Tre Kronor of Stockholm».

Первые праздник выпускников в Ленинграде провели в 1968 году. Тогда по Неве прошла целая флотилия из «Кораблей труда», на котором плыли рабочий Кировского завода, революционный матрос, солдат Великой Отечественной войны. А сами катера символизировали идею строительства общества, основанного на свободном труде: на первом судне был изображен громадный молот, на втором серп, на третьем атом.

С 1970 года праздник приобрел более романтический оттенок повести Александра Грина «Алые паруса». Галиот «Секрет» тогда исполняла шхуна «Ленинград», судьба которой заслуживает даже не статьи, а целой книги.


Шхуна «Ленинград / Алые паруса» / ПАРУСНИКИ ИНФО Будущая шхуна «Ленинград» была построена на верфи Геброудерся в Голландии в 1912 году, как парусное рыболовое судно «СН 374», а после - «Стерна». В 1927 году парусник приобрёл новый судовладелец из Гамбурга, который переоборудовал его в универсальное грузовое судно и переименовал в «Эдельгард». В 1936 году шхуну купил герой Первой мировой войны в Германии граф Феликс фон Люкнер (Felix Graf von Luckner). Он перестроил шхуну, изменив носовую часть установил новый, заменив старый двухтактный двухцилиндровый двигатель производства «Дойче Веерке» (Deutsche Werke) мощностью 70 л. с. на 140-сильный уже четырехтактный, и переоборудовал её в комфортабельную яхту. Шхуна получила новое имя ″Seeteufel″ – ″Морской дьявол″. Под этим названием и под командованием фон Люкнера шхуна в 1937-1939 годах совершила кругосветное плавание по маршруту: Норвегия - Панамский канал - Таити - Австралия - Индонезия - Аден - Суэцкий канал - Средиземное море - Италия - Англия. На самом деле, экипаж судна состоял из разведчиков и картографов, и основной целью путешествия был сбор информации о портах вероятного противника перед началом войны. С началом второй мировой войны шхуна числилась вспомогательным судном немецкого ВМФ. После войны шхуна по репарации была передана СССР и много лет служила учебно-парусным судном ВМФ и Нахимовского училища под именем "Ленинград".

В 2005 году, после 26-летнего перерыва праздник выпускников было решено возродить. И до 2010 года галиот «Секрет» в разное время играли историческое судно «Штандарт», парусник «Мир», шхуна «Балтиец». В 2010 году алые паруса впервые на себя примерил шведский парусник «Tre Kronor of Stockholm».


Бриг «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Гордость Швеции

В 1993 г. в Стокгольме стартовал проект «Стокгольмский бриг», и за основу нового деревянного «парусника мира» был взят учебный бриг «Gladan» 1857 года.

Бриг «Gladan» несколько раз принимал участие в полярных экспедициях к Шпицбергену и Гренландии известного полярного исследователя Адольфа Эрика Норденшельда. Позже «Gladan» использовался как учебный парусник ВМС Швеции. Его служба окончилась в 1924 году, когда он затонул в военной гавани г. Карлскрона. Мачты парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Это судно стало идеальной моделью для создания парусника по старинной технологии, поскольку в военных архивах нашлись подробные чертежи.

Киль «Tre Kronor of Stockholm» был заложен на верфи Скипхолмен (Skeppsholmen) в Стокгольме. Строилось судно на деньги благотворительных организаций и волонтеров – как теперь говорят по схеме краудфандинга.

27 августа 2005 году судно спустили на воду, причем крестной матерью судна стала принцесса Виктория. А в свое первое плавание «гордость Швеции» отправилась в 2007 году.

Технические характеристики парусника «Tre Kronor of Stockholm»:

полное водоизмещение,т 330
макс. скорость под двигателем, узл. 8
максимальная скорость под парусами, узл. 17
длина по палубе, м 35
ширина габаритная, м 8,25
осадка, м 3,25
высота мачт от ватерлинии, м 29,5
площадь парусов, кв.м 735
количество парусов, шт 16
экипаж штатный, чел 8—12
максимальное число людей на борту, чел 68

Основными материалами для строительства судна послужили дуб, сосна, сибирская лиственница. На корпус судна пошло около 544 куб. метров дуба, а это примерно тысяча взрослых деревьев. Палуба сделана из сибирской лиственницы, мачты и реи изготовлены из сосны и лиственницы.

При этом на судно построено с учетом всех правил классификационных обществ. Например на нем 8 водонепроницаемых отсеков, современная рулевая машина, навигационное оборудование. Для создания праздничного освещения судна используется специальный дизель-генератор.

Постоянный экипаж парусника - от 8 до 13 человек, остальные – волонтеры, курсанты или пассажиры, которые на коммерческой основе могут свободно попасть на судно. При этом требования к ним равные с практикантами.

Все члены экипажа свободно говорят по-английски, однако основная их часть – все-таки шведы, поэтому шведскую речь, особенно во время установки парусов можно услышать чаще.

Говорит Сергей Тимошков, командир-координатор брига «Tre Kronor» с российской стороны:


Сергей Тимошков, командир-координатор брига «Tre Kronor» с российской стороны

«Праздник состоит из нескольких основных составляющих: пиротехника, музыка, световое шоу, десятки тысяч зрителей на берегах Невы – все это вместе создает настоящую атмосферу праздника, кульминацией которого является появление парусника в пролете Троицкого моста.

В это время на борту судна идет колоссальная работа. В обычных условиях на выполнение таких, казалось бы, несложных маневров, как прохождение, поворот, швартовка нормы времени исчисляются десятками минут. У нас задача уложить все это в несколько секунд – ведь все выверено, согласовано с пиротехникой, музыкой. В прошлом году, например, мы отклонились от сценария всего на 3 секунды. Это, безусловно, верх профессионализма.

Поэтому несмотря на то, что «Tre Kronor» приходит на праздник уже шестой год подряд, экипаж проводит огромное количество тренировок».


Карл Бавнер (Karl Bavner) главный кок парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Всем известно, что на судне «главный человек» после капитана это кок, а «главное место» после капитанского мостика – камбуз. Надо признаться, что вкусно и вовремя приготовленная пища — это залог хорошего настроения экипажа. Судовой кок парусника «Tre Kronor» Карл (Karl Bavner) — энергичный молодой человек лет 25ти. Рассказывает, что один с легкостью справляется с приготовлением пищи на 20 человек команды. Система вахт на судне такая же, как и на российских парусниках 4 через 8, поэтому кормится экипаж 4-5 раз в день. Сложнее приходится, когда парусник делает коммерческие однодневные выходы, тогда к 20 членам экипажа прибавляется ещё 50 пассажиров, но Карл не жалуется, работа творческая. «Готовлю еду, смотрю в иллюминатор, а за бортом море плещется, романтика», – улыбаясь рассказывает Карл. Когда судно стоит дома в порту Карл подрабатывает в одном из местных ресторанчиков, но говорит, что на судне, конечно, интереснее.

В ответ на наши вопросы Карл спросил, есть ли в Петербурге заведение для моряков, куда можно сходить после вахты, отдохнуть, отведать разные напитки. И мы конечно посоветовали ему знаменитый портовый кабак «Fiddler’s Green» на Рубенштейна 5 , настоящее пристанище для моряков и людей влюблённых в море.

Капитан парусника «Tre Kronor» Аллан Палмер (Allan Palmer) не менее интересная личность. Потомственный моряк, сам вот уже 20 лет ходит на парусных судах, в проекте «Tre Kronor» он участвовал с самого основания. В свободное от морской деятельности время Аллан художник-оформитель. И особая его любовь - подготовка изображений для почтовых марок (подробнее об этом можно прочить здесь )


Капитан брига «Tre Kronor» Allan Palmer / ПАРУСНИКИ ИНФО

Все петербургские журналисты задают Аллану один и тот же вопрос об особенностях маневрирования на Неве. Задали его и мы. И как заверил опытный капитан, основная проблема на Неве – это ветер, поэтому надо координировать работу главного двигателя и парусного вооружения, и еще следить, чтобы на палубу не попали догорающие фейерверки.

А вот культурная жизнь на борту парусника не так развита. Например, что удивительно – нет традиционного шанти-хора. «Мой отец ходил на паруснике, у него на борту был шикарный шанти-хор, а вот у нас не получается, наверное, потому как большая часть экипажа – практиканты», – рассказывает Аллан.

После непродолжительной экскурсии капитан ушел по своим делам проверять паруса, высказав на прощание свои впечатления от уже шестого посещения «Алых парусов»:

«Выступление для нас - это не только работа. Потому что, когда приезжаем, мы стараемся немного погулять по городу. Петербург – очень красивый город. В некотором роде мы, как артисты – даем хорошее представление и радуемся, если все вышло хорошо и зрителям понравилось».

Наблюдая за выступлением шведского коллектива с берега мы можем сказать, что Аллану и его команде оно удалось на славу. Достаточно посмотреть на фото.



Рында парусника, «нечищенная». Год указан 1687. Происхождение и подлинность рынды неизвестна. Но как сказал капитан, это скорее всего «стилизация под старину». У нас бы все равно надраили.


Рында парусника «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Настоящие повседневные паруса парусника «Tre Kronor».


Настоящие паруса «Tre Kronor» / ПАРУСНИКИ ИНФО

Кстати, в этом году алые паруса, которыми оснащались все парусники, принимавшие участие в празднике, впервые за 12 лет поменяли. Старые паруса передали в музей Грина в Феодосии,

Каюта для пассажиров / ПАРУСНИКИ ИНФО

Швеция – нация пива. Специальный аппарат в кают компании парусника.


Швеция — нация пива / ПАРУСНИКИ ИНФО


Большинство матросов на паруснике «Tre Kronor» это красивые отважные шведские девушки / ПАРУСНИКИ ИНФО












Поэтому в знаменитом празднике выпускников в Петербурге роль галеона «Секрет» играет шведский бриг «Tre Kronor»

В России нет исторических парусников, которые могли бы пройти в акваторию Невы под алыми парусами, заявили корреспонденту «Вечернего Петербурга» организаторы праздника выпускников, который прошел неделю назад, и именно поэтому с 2010 года для участия в «Алых парусах» зовут шведский бриг «Tre Kronor». Праздник уже прошел, парусник вернулся в Швецию. Но журналисты решили проверить категоричное утверждение организаторов.

Итак, что у нас в потенциале?

Барк «Седов». Он огромный — четырехмачтовый. Это крупнейшее в мире учебное парусное судно! На нем учатся курсанты рыбопромышленных учебных заведений Росрыболовства.

Справка «ВП»

Барк «Седов» был построен на верфи Круппа в Киле (Германия) в 1921 году для перевозки навалочных грузов между портами Европы и Южной Америки, Австралии, Юго-Восточной Азии и Океании. Во время Второй мировой войны барк ходил в Балтийском море под германским военно-морским флагом. После войны Советский Союз получил «Коммондор Йонсон» по репарации.

Длина — 117,5 метра, водоизмещение 7320 тонн, экипаж — 230 человек, площадь парусов — 4192 квадратных метра. В Неву судно может войти разве что до набережной Лейтенанта Шмидта. О том, чтобы провести его за Благовещенский мост, и речи нет.

Барк «Крузенштерн». Также четырехмачтовый. И также учебное судно Росрыболовства. Принадлежит Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота.

Справка «ВП»

Барк «Крузенштерн» был построен в 1925 году на верфи Текленборга в Гестемюнде для компании «F. Laeizs». По традиции имена судам давали женщины из большой семьи главы фирмы, и эти названия должны были начинаться на латинскую букву «Р». Столь высокая честь досталась одиннадцатилетней Кристине Лайеш. Она назвала судно «Падуя». Также достался Советскому Союзу по репарации.

Он ненамного меньше «Седова». Длина — 114,5 метра, осадка по конструктивную линию — 7,2 метра, водоизмещение — 6400 тонн.

Следующий по величине — трехмачтовый парусник «Мир» . Он принадлежит Государственному университету морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова.

Справка «ВП»

Парусник «Мир» был построен в 1987 году в Польше в Гдань-ске на верфи имени Ленина. Вместе с ним были построены однотипные суда: «Дар молодежи», «Дружба» для Одессы, «Херсонес» для Севастополя, «Паллада» и «Надежда» для Владивостока.

Тем не менее «Мир» считается самым быстрым парусником в мире. Официально зарегистрированная максимальная скорость под парусами — 21 узел (38,9 км/ч). А в 2010 году «Мир» установил рекорд средней скорости — 11,3 узла.

Он достаточно большой. Его длина вместе с бушпритом составляет 109,6 метра, ширина — 14 метров, осадка — 6,5 метра, водоизмещение — 2256 тонн. Площадь парусов — 2773 квадратных метра. Тем не менее в 2008 году он участвовал в «Алых парусах». Из-за больших габаритов шел не сам, а с помощью буксиров. Нева — все-таки река с сильным течением и сложным фарватером. И недаром на Неве есть участки, где даже мосты ставить нельзя, поскольку из-за очень быстрого течения и малогабаритным судам будет сложно маневрировать. В общем, однажды «Мир» прошел — чудом. Ведь его грот-мачта высотой 50 метров, то есть выше поднятых крыльев мостов. И пройти, ничего не зацепив, очень сложно.

Справка «ВП»

Гафельная шхуна «Юный балтиец» создана ЦКБ «Балтсудопроект» и построена на Балтийском заводе в 1988 году. Это единственный парусник в России, построенный после 1914 года.

«Юный балтиец» участвовал в «Алых парусах» в 2009 году. Несмотря на то что шхуна все же не очень маневренная, а гафельные (треугольные) паруса не дают такой массы алого цвета, который хотелось бы видеть, она в принципе могла бы стать символом праздника. Но в августе 2012 года «Юный балтиец» был передан от Городского дворца творчества юных в управление Морскому техническому колледжу Петербурга. То есть теперь это государственное судно со своей программой. И у него, как, впрочем, и у «Мира», в июне, когда проходят «Алые паруса», — разгар учебной навигации. И не всегда наши парусники могут возвращаться из дальних походов для того, чтобы 25 минут постоять в акватории Невы под алыми парусами.

Следующий кандидат — бриг «Триумф» . Это двухмачтовое парусное частное судно.

Справка «ВП»

Бриг «Триумф» в 1988 году был перестроен из малого рыболовного траулера 1953 года постройки. Длина — 22 метра. Водоизмещение — 80 тонн. Бриг — «штатное» вооружение. Но по обстоятельствам может перевооружаться в шхуну, бригантину и прочая.

Попытки предложить его в качестве символа «Алых парусов» были. Но у него массивный корпус и плохая маневренность. А самое главное — низкие мачты, которые не видно над Невой из-за мостов и большого количества народа.

Есть еще два варианта, которые, возможно, могли бы составить конкуренцию «Tre Kronor».

Конечно, шхуна «Надежда» . Кстати, она стала первым парусником «Алых парусов» еще в те далекие годы. Только называлась она тогда «Ленинград».

Справка «ВП»

Шхуна «Надежда» была построена в Голландии в 1912 году как парусное рыболовное судно. И сначала называлась «Стерна». В 1927 году парусник приобрел судовладелец из Гамбурга, который переоборудовал его в универсальное грузовое судно и переименовал в «Эдельгард». В 1936 году шхуна куплена графом Феликсом фон Люкнером, национальным героем Германии времен Первой мировой войны. При нем шхуна получила новое имя «Seeteufel» — «Морской дьявол». После войны как трофей попала в СССР и была названа «Надежда». Потом ее переименовали в «Ленинград». Она была учебным парусником Нахимовского училища.

Наверное, ее участие в «Алых парусах» было бы самым логичным, как продолжение тех советских традиций, когда она играла роль галеона «Секрет», а режиссером праздника был Георгий Товстоногов. Но в год своего столетия, в 2012 году, «Ленинград/Надежда» попала в частные руки. Новый владелец смог ее отремонтировать и подарить ей новую жизнь. Но почему-то об участии в «Алых парусах» договориться не получилось. Кто-то говорит опять же о низких мачтах, которые уже не подходят для современной трактовки праздника. Но скорее всего, маневренный и хорошо выглядящий «Tre Kronor», который с 2010 года участвует в празднике, имеет полный комплект парусов. А шить его для судна заново — это больше полумиллиона рублей — нерационально, тем более что шведский бриг ни разу не подводил организаторов. А зачем подводить? Это судно строилось в Стокгольме, чтобы с его помощью зарабатывать деньги, что владелец и делает.

И еще один претендент на символ «Алых парусов» — трехмачтовый фрегат «Штандарт» . Он участвовал в празднике с 2005 до 2007 года.

Справка «ВП»

Фрегат «Штандарт» — точная копия боевого корабля, построенного Петром Великим в 1703 году для обороны Санкт-Петербурга. Это был первый корабль Балтийского флота. Он проектировался голландским кораблестроителем Выбе Геренсом, а строился на Олонецкой верфи. «Штандарт» совмещает две кораблестроительные школы — голландскую и английскую.

С водоизмещением 220 тонн, длиной 34,5 метра, шириной 7 метров и осадкой 3,3 метра он способен маневрировать на Неве не хуже шведского брига. Но юридические коллизии практически закрыли «Штандарту» путь в Россию, в Петербург. Здесь фрегат — вне закона.

Мы связались с капитаном «Штандарта» Владимиром Мартусем (на фото справа), который сейчас находится в Дании.

— У вас до сих пор проблемы с российским законодательством?
— Я бы сказал так: в российском законодательстве проблемы с существованием деревянных судов более-менее серьезного размера — больше 20 метров.

— Это все равно не объясняет, почему с существованием деревянного шведского парусника проблем нет, а с деревянным российским парусником проблемы есть…
— Шведский корабль приходит в Петербург с сертификатом о безопасности, выданным шведской морской администрацией. У них там, в Швеции, есть специальные правила, которые подразумевают, что корабль может быть построен из дерева. В России такие правила были введены в 1944 году, но сейчас они вроде как не действуют. Как результат Российский морской регистр отказывается рассматривать «Штандарт» на предмет мореходности. Там есть осложняющее обстоятельство: когда корабль строился, представитель Морского регистра не изучал, что у него внутри. Поэтому сейчас нам отвечают: «Не можем ничего сказать про мореходность судна, поскольку не знаем, что у него внутри». Ну я, конечно, упрощаю чуть-чуть, чтобы не цитировать длинные официальные письма.

— Может, вам порт приписки поменять?
— Петровский фрегат под флагом другой страны? Мог бы быть альтернативный вариант. Рассматривать «Штандарт» как спортивную яхту (большую, с большим экипажем), тем более мы постоянно участвуем в международных регатах учебных парусников. Но и здесь нет шагов навстречу. А в Европе «Штандарт» уже 6 лет. И за это время претензий по мореходности или вообще по каким-либо вопросам у морских властей не было.

В Российском морском регистре нам пока не смогли прокомментировать свою позицию, но вопрос мы им задали. Ждем ответа.

Что ж, заявление организаторов «Алых парусов» пока подтверждается. В России нет парусников, которые отвечали бы задачам современной трактовки праздника «Алые паруса».

Парусники в кино

Все описанные парусники очень хорошо известны нашему телезрителю.

«Седов» снимался в фильмах «Софья Ковалевская», «Сердце пирата», «Трагедия «Памира».

Барк «Крузенштерн» отметился в картинах «Мятеж на «Эльсиноре», «Сердце встает на якорь», «Рыцарь мечты», «Паруса», «Выше Радуги», в «Пассажирке» Станислава Говорухина. Засветился он и в фильме «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» (1986).

Шхуна «Надежда» снималась в фильмах «Война и мир», «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы», «Пеппи Длинныйчулок», «Матвеева радость».

Фрегат «Штандарт» стал героем приключенческого фильма «Слуга государев».

Бриг «Триумф» можно увидеть в эпизодах фильма «Узник замка Иф».

Конечно, это не все фильмы, где снимались наши парусники. И надеемся, что впереди у них будет еще много актерских ролей в кино.