Что такое здравый смысл. Здравый смысл

Термином «здравый смысл» обозначают систему общепринятых представлений о реальности , накопленную многими поколениями в рамках данной культуры.

Под здравым смыслом также понимают способность принимать правильные решения и делать правильные предположения, основываясь на логическом мышлении и накопленном опыте. В этом значении термин зачастую акцентирует внимание на способности человеческого разума противостоять предрассудкам , заблуждениям , мистификациям .

См. также

Примечания

Литература

  • Мур, Дж. В защиту здравого смысла 1925
  • А. М. Эткинд, М. Г. Ярошевский . Социальная психология. Словарь / Под. ред. М. Ю. Кондратьева. - М.: ПЕР СЭ, 2006 г. - 176 с. ISBN 5-9292-0141-2

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Здравый смысл" в других словарях:

    Общее, присущее в той или иной мере каждому человеку чувство истины и справедливости, приобретаемое с жизненным опытом. З.с. в основе своей не является знанием. Скорее, это способ отбора знания, то общее освещение, благодаря которому в знании… … Философская энциклопедия

    В социальной психологии этим термином обозначают систему общепринятых представлений о реальности, накопленную многими поколениями в рамках данной культуры, и необходимую каждому человеку для объяснения и оценки встречаемых явлений. В философии… … Википедия

    Здравый Смысл - Здравый Смысл ♦ Sens Commun Устоявшаяся точка зрения на какой либо предмет. Здравый смысл – это не столько способность к суждению, сколько легко доступный и признанный обществом результат этой способности, иначе говоря, комплекс очевидных… … Философский словарь Спонвиля

    Реалистичность, трезвость, разум, ум, рассудок, рассудительность, здравомыслие, благоразумие Словарь русских синонимов. здравый смысл сущ., кол во синонимов: 9 благоразумие (18) … Словарь синонимов

    См. Здравомыслие (Источник: «Афоризмы со всего мира. Энциклопедия мудрости.» www.foxdesign.ru) … Сводная энциклопедия афоризмов

    Англ. common sense; нем. gesunder Menschenverstand. Основанные на повседневном опыте знания, взгляды людей на окружающую среду и самих себя, используемые в различных сферах человеческой жизни. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    здравый смысл - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. З. с. суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его повседневной жизни, фрагменты исторически доступного опыта.… … Большая психологическая энциклопедия

    Здравый смысл - это практический способ мышления, построенный на обобщении наблюдений и результатов личного жизненного опыта с элементами природной интуиции. Здравый смысл – это соотношение суждений и действий с массовой практикой, учет конкретной ситуации,… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Здравый смысл - (англ. common sense) укоренившаяся совокупность взглядов общества на окружающую действительность и самое себя, используемых в повседневной практической деятельности и лежащих в основе моральных принципов. Здравый смысл не поднимается, как правило … Начала современного естествознания

    ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ - совокупность общепринятых, часто неосознанных способов объяснения и оценки наблюдаемых явлений внешнего и внутреннего мира. Здравый смысл суммирует значимые, необходимые каждому человеку в его повседневной жизни, фрагменты исторически доступного… … Профессиональное образование. Словарь

Книги

  • Здравый смысл в шахматной игре , Ласкер Эмануил. Перед вами - одна из наиболее знаменитых работ в шахматной литературе, настоящий путеводитель для многих поколений шахматистов. Эта книга представляет собой содержание двенадцати публичных…

Что такое «здравый смысл»?

Иногда кажется, что «здравый смысл» - это умение рассуждать разумно. Но ведь важно не то, что человек рассуждает разумно, а то, на чем он основывается, строя свои «разумные рассуждения». Разве не разумно ведет себя человек, который, находясь в приступе «белой горячки», атакуемый своими галлюцинациями - чертями, змеями и прочими монстрами, бросается наутек или даже выпрыгивает из окна? Нет, право, он ведет себя абсолютно разумно! Если на тебя нападают черти, то вполне разумно взять ноги в руки и делать ноги. Не стоять же и не ждать, пока они утащат тебя в ад! Конечно, нужно спасаться. Очень разумно… Иными словами, разумное действие и действие, продиктованное здравым смыслом, это отнюдь не одно и то же. Разве создатели атомной бомбы ваяли свой знаменитый продукт без участия разума? Нет, конечно, с участием, и еще каким! Но здравого смысла в создании атомной бомбы нет и быть не может, хотя бы потому, что радиация распространяется на тысячи километров и поражает территории на многие сотни лет. Поэтому если вы хорошенько атакуете военные базы на Аляске, то, во-первых, радиационные облака покроют весь российский Дальний Восток, Сибирь и далее по списку. Во-вторых, возникнет экологическая катастрофа, а завоеванную таким образом Аляску невозможно будет использовать; считай, что и не завоевывали. Как ни крути, ничего более бессмысленного и абсурдного, чем применение атомного оружия, нет и быть не может. Однако разум (и еще какой!) участвует и в разработках нового оружия, и в создании военных планов. Но здравый смысл…

Итак, разумность и здравый смысл - вещи, мягко говоря, разные. Иллюзии - это, как ни странно, тоже плод нашего разума. Левое полушарие, хотя оно и называется «разумным», играет в формировании наших иллюзий не меньшую, а может быть, даже и большую роль, нежели правое. И лишь здравый смысл - это единственное противоядие, способное избавить нас от иллюзий, предупредить ошибочные поступки и наладить нашу жизнь.

Я бы хотел уповать на разум. Но что мой разум, если ему задают направление, в котором он обязан двигать ся? Какой в нем прок, если он вынужден следовать в русле случайной, по сути, оценки событий? Я бы хотел разобраться, я бы хотел изучить, понять, уяснить суть и принять решение. Я бы хотел дать возможность про явить себя моему здравому смыслу. Но… Но факт остается фактом: все возможности своего разума я трачу не на то, чтобы быть объективным и освоить реальность, а лишь с тем, чтобы усилить сво: взбалмошный субъективизм и удалиться от реальности как можно дальше.

Вот почему мы должны разобраться в том, какие иллюзии господствуют в нашем правом полушарие и поддерживаются нашим левым полушарием. Мы должны знать их по именам, чтобы иметь возможность вовремя озаботиться, дистанцироваться от этой игры изучить вопрос, стоящий на повестке дня, и дать ему объективную оценку.

Только уяснив для себя суть и содержание данной жизненной ситуации, мы можем принять в ней правильное, действительно нужное нам решение, согласованное с нашим здравым смыслом. В противном случае мы будем постоянно совершать одни и те же ошибки, наступать на одни и те же грабли.

Здравый смысл - величайшая мыслительная ценность. Нормальное мышление, здравомыслие, здравый смысл - это всё чрезвычайно важные понятия, обозначающие мыслительную норму. Вообще здоровье характеризует нормальное состояние человеческого организма, а здравомыслие - нормальное состояние человеческого мышления.

Могут спросить: в чем разница между здравомыслием и мышлением вообще? Понятие здравомыслия указывает на то, что мышление, как и человек вообще, может быть здоровым, нормальным, а может быть нездоровым, больным, ненормальным, патологическим. Если есть здравомыслие, то есть и ненормальное, болезненное, больное, патологическое мышление. В последнем случае я имею в виду не столько больное мышление в психиатрическом, медицинском смысле, сколько ненормальное мышление, существующее в пределах психического здоровья или на грани психического здоровья и болезни. Психически здоровый человек может мыслить (размышлять, рассуждать), опираясь не на здравый смысл, а на что-то другое, например, подчиняясь воле чувств, предаваясь безудержной фантазии или желая удивить, поразить воображение обывателя.

Здравомыслящее поведение - ядро осмысленного поведения. Осмысленным мы находим все то, что освещено светом разума, мышления. Здравый же смысл мы видим не в том, что является просто осмысленным, а в том, что соответствует нашим представлениям о жизни-здоровье как в масштабах отдельного “я”, так и в масштабах коллективного “я” разных уровней (семьи, коллектива, нации, человечества). Человек, например, может осмысленно (из-за тягот жизни) пойти на самоубийство, но оправдать этот его поступок с позиции здравого смысла никак нельзя. Лишающий себя жизни - тем более лишается здоровья, а это отнюдь не здравое поведение.

Здравый смысл - величайшая мыслительная ценность, обозначающая границы нормального, здорового мышления, здравомыслия. Регулирующая роль здравого смысла очевидна. Опираться на здравый смысл - значит держать в узде свое мышление, эмоции, воображение, волю, т. е., с одной стороны, направлять мышление в нужное русло, а, с другой, не позволять ему “растекаться по древу”.

Здравомыслие - это когда человек не торопится делать выводы и одновременно не затягивает с выводами, в меру рассудителен и в меру безрассуден, в меру осторожен и в меру смел, в меру верит и в меру не верит, в меру сомневается и в меру не сомневается, в меру надеется и в меру не надеется, в меру боится и в меру не боится.

Здравомыслие - это самооценка в меру, не выше, но и не ниже.

Здравомыслие - это трезвый взгляд на вещи, на жизнь, не через розовые очки, но и не через черные; это взгляд глазами с нормальным зрением, ни опьяняюще-романтический, прекраснодушный, ни цинически-разочаровывающий, мрачный.


Здравомыслящий человек по возможности мыслит логически, не любит парадоксы. Парадоксальное мышление - это либо манерное, либо больное мышление, либо то и другое. В первом случае человек играется, играет в мышление, работает на публику. Ж. Лабрюйер чисто по французски высмеял такое мышление. “Парадоксальный ум, - говорил он, - относится к уму оригинальному так же, как жеманство к грации”. Во втором случае человек находится на грани психического заболевания, его мышление-сознание близко к тому, чтобы быть разорванным, раздвоенным.

С другой стороны, здравомыслящий человек не увлекается логикой до последнего, оставляет место для интуиции, фантазии, полета мысли. Исключительно логично мыслящий человек - рассудочен, нуден в общении (зануда), педант, пунктуалист, действующий как автомат-робот и попадающий от этого обычно впросак.

Здравомыслие - мера во всем, даже в том, чтобы соблюдать меру.

Разница между здравомыслием и здравым смыслом не по содержанию, а в их отнесенности к разным объектам. Здравомыслие, здравая мысль - это непосредственная нормативная оценка мышления, мысли. Здравый смысл - это опосредованная нормативная оценка мышления, мысли - через оценку того, что человек говорит, делает. Здравый смысл мы ищем не в самом мышлении, а в словах и поступках человека. На это указывают такие выражения: “в том, что он говорит, есть здравый смысл”; “в делах своих, в решениях и предложениях опираться на здравый смысл”; “выступать с позиции здравого смысла”; “он делает так вопреки здравому смыслу”; “противоречит (не противоречит) здравому смыслу”.

К истории вопроса. В. Шаповаловым недавно была предложена такая версия происхождения понятия здравого смысла:

“Понятие здравого смысла восходит к понятию “общее чувство”, впервые разработанному древнегреческим философом Аристотелем (384-382 гг. до н.э.). Аристотель считал, что помимо пяти чувств - зрения, осязания, слуха, вкуса, обоняния - существует еще одно. Его он назвал общим чувством. Этот термин впоследствии был переведен на латинский язык как sensus communis, - откуда он и вошел в европейские языки. Согласно Аристотелю, существуют такие восприятия, которые рассчитаны на прием не одним из пяти чувств отдельно, а всеми. Это, например, фигура, движение или покой, величина и др. Движение мы можем воспринять зрением, осязанием (по создаваемым колебаниям воздуха), слухом и т. д. Общее чувство координирует восприятия отдельных органов чувств. Оно собирает восприятия, общие для всех. Благодаря действию общего чувства, мы воспринимаем не отдельные свойства предмета, а весь предмет целиком. Общее чувство согласует данные отдельных чувств между собой. Оно не дает впасть в крайность или односторонность, - как случилось бы, если бы мы целиком доверились только одному из чувств. Таким образом, общее чувство, в понимании Аристотеля - это основа согласованности и сбалансированности восприятия”.

Эта версия, как мне кажется, является несколько узкой и односторонней. Несомненно, аристотелевское “общее чувство” сыграло свою роль в становлении понятия здравого смысла. Но не оно только. Понятия здравомыслия и здравого смысла имеют свою историю. И эта история связана скорее с формированием понятий здоровья и мышления (мысли). Во всяком случае, русский язык указывает на это совершенно недвусмысленно: слова “здравый смысл”, “здравомыслие” соединяют понятия здоровья и мышления, мысли, смысла (последнее понятие, несомненно, является мыслительной категорией, очень близкой по своему значению понятию мысли; “смысл” и “мысль” буквально сливаются в словах “осмысление”, “осмыслить”).

Древние греки, да и другие древние народы задолго до Аристотеля имели достаточно ясное представление о том, что такое здравомыслие, здравый смысл. В псевдоплатоновских “Определениях” мы находим, по крайней мере, три термина, характеризующие с разных сторон указанные понятия. Это прежде всего термин “здравомыслие” (ennoia): “Здравомыслие (ennoia) - стройность мысли”. Затем “рассудительность” и “разумность”:

По свидетельству Диогена Лаэртского стоик Гекатон в книге “О добродетелях” утверждал, что “здоровье сосуществует и последует такой умственной добродетели как здравомыслие (sophrosyne), подобно тому, как свод бывает крепок, когда он умело возведен” (VII, 90. C. 274)

В Новое время понятие здравого смысла как бы заново рождается и прежде всего как критерий для отличения разумного от неразумного (иррационального).

Так у Д. Локка “здравый смысл” противопоставляется безудержной фантазии, “естественному суеверию”, странным мнениям, нелепым религиозным обрядам, религиозному исступлению, фанатизму.

Д. Локк еще не проводил различия между разумом и здравым смыслом. В самом деле, “разум” и “здравый смысл” - близкие по смыслу понятия и в ряде случаев могут использоваться как синонимы. Между мышлением вообще (а слово “разум” употребляется нередко Локком, да и многими другими философами, именно в этом значении) и здравомыслием не очень большая разница. В своей основе человеческое мышление является здоровым, буквально, здравомыслием. И лишь в некоторых ситуациях оно может давать сбои, быть болезненным, больным, патологическим.

Д. Юм в своих работах часто использовал понятие здравого смысла и именно как нормативную, мерную категорию, с помощью которой человек избегает крайностей в своих суждениях и оценках, старается держаться золотой середины.

Юм вслед за Локком рассматривал здравый смысл как защиту-преграду от иррационалистических измышлений. В одном месте он язвительно замечает:

“Если бы это богословие не выходило за пределы разума и здравого смысла, его доктрины казались бы слишком легкими и общеизвестными. По необходимости приходится возбуждать изумление, прибегать к таинственности, стремиться к темноте и неясности и представлять возможность проявлять свои качества тем благочестивым приверженцам, которые желают воспользоваться случаем, чтобы укротить свой непокорный разум с помощью веры в самые непостижимые софизмы”.

В русском языке, как я уже говорил, существует целое семейство слов, словосочетаний, характеризующих в разных аспектах понятие здравого смысла: это и здравомыслие, и здравая мысль, и больной, гнилой смысл, и т. д.

То же мы наблюдаем в английском языке. Это и common sense, и judic iousness (здравомыслие), и gut sens...

Во французском языке здравый смысл звучит как bon sens (буквально: хороший, добрый, благой смысл) - так еще у Декарта в “Рассуждении о методе”.

Здравый смысл никоим образом нельзя оценивать как чувство. В основе здравого смысла лежит мысль, мышление. Чувство в двух своих основных значениях - как эмоция и как ощущение - ничего общего с мыслью, мышлением не имеет. В переносном смысле, конечно, возможно употребление слова “чувство” в значении, близком к “мысли”, “мышлению” (например, в выражении “у меня такое чувство”, которое означает догадку, чутье, наитие). Но переносное значение - слишком нетвердая почва для определения понятий.

Здравым смыслом обладает подавляющее большинство людей. Если человек дожил до взрослого возраста, то он по определению обладает здравым смыслом. Без здравомыслия и шагу нельзя сделать во взрослой жизни. Человек нездравомыслящий очень быстро попадает в ситуацию, делающую его больным, инвалидом или даже лишающую его жизни.

Против оценки здравого смысла как действующего лишь в “стенах домашнего обихода”. Здравый смысл порой оценивают как нечто сугубо ограниченное, действующее лишь “в стенах” домашнего обихода... Длительное время в нашей стране господствовала точка зрения Ф. Энгельса, отождествлявшая здравый смысл с метафизическим (т.е. антидиалектическим) мышлением. Ф. Энгельс писал:

“Этот (метафизический - Л.Б.) способ мышления кажется нам на первый взгляд совершенно очевидным потому, что он присущ так называемому здравому смыслу. Но здравый человеческий смысл, весьма почтенный спутник в четырех стенах своего домашнего обихода, переживает самые удивительные приключения лишь только он отважится выйти на широкий простор исследования. Метафизический образ мышления, хотя и является правомерным, и даже необходимым в известных областях, более или менее обширных, смотря по характеру предмета, рано или поздно достигает тех пределов, за которыми он становится односторонним, ограниченным, абстрактным и запутывается в неразрешимых противоречиях, потому что за отдельными вещами он не видит их взаимной связи, за их бытием - их возникновения и исчезновения, из-за их покоя забывает их движение, за деревьями не видит леса...” (Анти-Дюринг. Введение.)

Это пренебрежение здравым смыслом дорого обошлось нашей стране. Безумные утопические проекты последователей К. Маркса - Ф. Энгельса в России, большевиков-коммунистов, стоили гигантских материальных и людских жертв. Ф. Энгельс был безусловно неправ, когда оценивал здравый смысл столь односторонне. Пренебрежение здравым смыслом - это пренебрежение умственным здоровьем. Ведь здравый смысл - отнюдь не нечто ординарное, обыденное, консервативное. Здравый смысл - здоровое мышление! А здоровое мышление, здравомыслие действует везде! И в “стенах домашнего обихода”, и в незнакомых ситуациях, и в экстремальных условиях. Руал Амундсен первым дошел до Южного полюса и остался жив. А Роберт Скотт дошел лишь вторым и на обратном пути погиб. Почему? Потому что в действиях Амундсена было больше здравого смысла, чем в действиях Скотта. Амундсен воспользовался испытанным средством передвижения в полярных странах - собачьими упряжками. Скотт же решил попробовать таких экзотических животных как пони (карликовые лошади).

К сожалению, подобное понимание здравого смысла (как чего-то ординарного) проникает в справочные издания.

Большое заблуждение представлять здравый смысл как что-то поверхностное. Здравый смысл нужен и при разработке абстрактных научных теорий, и в глубокомысленных философских рассуждениях. Относительно последних можно даже сказать: нет глубокомыслия там, где нет здравого смысла. А то, что считают глубокомысленным, но противоречащим человеческому здравому смыслу, на самом деле не является таковым. Ведь глубокомыслие путают порой с туманными, неясными, сложными выражениями, рассуждениями.

Здравый смысл бывает ординарным и неординарным. Ординарно здравомыслящий человек может не понять неординарно здравомыслящего. И наоборот, для неординарно здравомыслящих людей ординарное здравомыслие может показаться пресным, скучным, серым.

В любом случае пренебрежительно-уничижительное отношение к здравому смыслу как таковому - симптом нездравомыслия, того, что у человека не всё в порядке с головой.

Пределы здравого смысла. Здравомыслие - фундамент, основа для принятия разумных решений. Как здоровье нужно человеку для полноценной, деятельной жизни, так и здравомыслие нужно ему для полноценного, деятельного мышления.

С другой стороны, здравомыслие необходимо, но недостаточно. Здесь опять можно сравнить его со здоровьем вообще. Здоровье само по себе не гарантирует человеку полноценной, полнокровной жизни. Оно лишь условие, предпосылка такой жизни. Если здоровый человек ведет себя очень скромно, “не хватает звезд с неба” (субъективный фактор) или “в тисках обстоятельств”(объективный фактор), то он не реализует себя в полной мере как творческое, деятельное существо. Точно так же и здравомыслие. Оно лишь условие, предпосылка для творческого мышления, для полета мысли. Оно отнюдь не гарантирует принятие разумных решений, не защищает в полной мере человека от ошибок.

Можно продолжить аналогию здравомыслия со здоровьем. Как здоровье не бывает абсолютным, идеальным (а лишь практическим), так и здравомыслие не бывает идеальным. Абсолютно здравомыслящих людей не бывает!

Разнокачественность и разноколичественность здравомыслия. Далее, как здоровье разное у разных людей, индивидуализировано и типологизировано, так и здравомыслие разное у разномыслящих людей, индивидуализировано и типологизировано. Говорят о разном качестве и разном количестве здоровья. Точно также можно говорить о разном качестве и количестве здравомыслия.

Разнокачественность здравомыслия обнаруживается прежде всего в следующем. У одного человека оно логически ориентировано (хороший “логик”), у другого - интуитивно ориентировано (с хорошей интуицией), у третьего - одинаково (сильно, средне, слабо) выражены логическая и интуитивная составляющие мышления. Сравните: здоровье Аполлона и здоровье Геркулеса, здоровье крестьянина и здоровье горожанина.

Далее, разнокачественность здравомыслия выражается в различном соотношении конструктивной (позитивной, утвердительной) и критической (скептической) составляющих мышления. У одних здравомыслящих людей больше выражена конструктивная (утвердительная) составляющая мышления, а у других - критическая, скептическая составляющая мышления. Конечно, при нарушении баланса конструктивного и критического мышления мы можем наблюдать нездравомыслие: в одном случае догматизм, легковерие, фанатизм, в другом - всеразрушающий скептицизм, недоверчивость, болезненная мнительность.

(Когда говорят о здоровом скептицизме, то имеют в виду, что человек, с одной стороны, не догматик, не фанатик, а, с другой, в меру скептичен, не злоупотребляет скепсисом).

Разноколичественность здравомыслия выражается в том, что один человек в большей степени здравомыслящ, другой - в меньшей. Сравните: крепкое и слабое здоровье.

Далее, один и тот же человек может быть здравомыслящим в решении относительно простых задач, касающихся, например, быта, удовлетворения органических потребностей, и нездравомыслящим при решении сложных задач, требующих от человека широты мышления, обширных познаний. Верующий-фанатик может нормально мыслить в пределах своего дома, семьи, хозяйства и патологически мыслить в более широком контексте социального поведения, например, делая выбор в пользу террора, убийства, самоубийства и т. п.

Здравомыслие можно развивать и корректировать . Здравомыслие не является чем-то данным от природы, от бога. Это - развивающаяся категория. Оно может развиваться и само по себе, и в результате сознательных усилий.

Естественным образом здравомыслие развивается по мере взросления человека. Здравомыслие ребенка весьма ограничено, неразвито, буквально является комнатно-домашним. Такого здравомыслия не хватает для того, чтобы вести самостоятельную жизнь. Здравомыслие взрослого человека - это развитое здравомыслие. Благодаря ему взрослый человек способен к самостоятельной жизни.

В свою очередь, у взрослых людей здравомыслие может быть развито в большей или меньшей степени и в разных направлениях. У всех взрослых имеется некоторое базовое здравомыслие (как основной обмен веществ в организме). Над ним надстраиваются и развиваются специализированные здравомыслия - в зависимости от того или иного вида профессиональной деятельности. Здравомыслие философа - одно, здравомыслие ученого - другое, здравомыслие художника - третье, здравомыслие политического деятеля - четвертое и т. д. Очень разнятся между собой здравомыслие крестьянина и горожанина.

Здравомыслие нуждается в постоянной подпитке и тренировке. Оно уменьшается как шагреневая кожа, если человек бездействует, не эксплуатирует свой мозг. Для здравомыслия нужен труд мысли! Вместе с тем, чем образованнее и культурнее человек, тем при прочих равных условиях развитее его здравомыслие.

Нездравомыслие, больной смысл (non compos mentis (лат.) - не в здравом уме). Как помимо здоровых людей есть много болеющих, больных, инвалидов, так и помимо здравомыслящих есть много людей с болезненным, больным или даже инвалидным мышлением. Мыслительные патологии также многообразны, как многообразно здравомыслие. В количественном плане патологическое мышление можно подразделить на болезненное, больное и инвалидное. В качественном плане патологическое мышление можно подразделить на догматическое и сверхкритическое, сверхлогическое (рационалистическое) и сверхинтуитивное (иррационалистическое).

Пример иррационального мышления - мистическое умонастроение.

Нездравомыслие не всегда бывает выражено явно. Порой его трудно распознать. Человек может обладать литературным талантом, красно говорить и при этом источать ядовитые мысли. Известен также феномен ложной мудрости.

Говорят: рыба гниет с головы. Последствия от нездравомыслия бывают весьма печальные. В наше время, когда взаимовлияние людей значительно усилилось, нездравомыслие отдельных философов, писателей, политиков может быть губительным для многих людей, чревато негативными социальными последствиями...

Отслеживать, изучать, изобличать различные формы больного мышления и, напротив, развивать, пропагандировать философию здравого смысла - двуединая задача, от решения которой зависит судьба человечества.

Как мы думаем, так и живем. Наша жизнь зависит от качества и направления наших мыслей. Как мы думаем, так и живем. Лучше думаем - лучше живем.

Что значит лучше думать?

1. Лучше думать - это значит соблюдать баланс между логикой и интуицией; по возможности мыслить логически, не скачками и озарениями, а анализом и рассуждением.

2. Лучше думать - это значит научиться управлять своими мыслями.

3. Лучше думать - это значит настраивать себя на хорошее и лучшее, быть оптимистом.

4. Лучше думать - это значит ничего не принимать на веру и не отвергать с порога, в меру сомневаться и в меру верить-доверять.

Умные люди не всегда поступают умно; иногда поступки умных людей иррациональны: они в азартных играх проигрывают все свои сбережения, или, путешествуя в малонаселенный пункт, забывают взять соответствующую одежду в изменчивую погоду. Независимо от вашего происхождения, обучения, интеллектуального коэффициента или опыта – здравый смысл должен присутствовать всегда. Предположение, что умные люди не руководствуются здравым рассудком, подчеркивает то, что у каждого могут быть провалы со здравым смыслом. Чем больше мы учимся думать однобоко (на рабочем месте, в семье, культуре), тем больше шансы того, что иногда небрежные или на автопилоте мысли могут взять верх над здравым рассудком. Здравый смысл – это не билет в одну сторону; это способ мышления, который нужно постоянно подпитывать и применять. В этой статье вы узнаете об одном способе развития здравого смысла.

Шаги

    Ознакомьтесь с целями и значением здравого смысла. Согласно Merriam Webster, здравый смысл подразумевает «здравое и разумное суждение, основанное на обычном восприятии ситуации или фактов». ». Это определение предполагает, что здравый смысл зависит от того, насколько вы просто оцениваете ситуацию (не усложняя ее), обращаясь к опыту и общей осведомленности о ситуации (здравое и разумное суждение), уверены в себе, и применяете ли полученный опыт в будущих ситуациях. Карл Альбрехт называет здравый смысл практическим интеллектом. Он определяет его как "умственную способность справляться с проблемами и возможностями жизни». Он объясняет, что здравый смысл зависит от ситуации, обстоятельств, и что ваш здравый смысл это в одном из аспектов жизни может проявлять себя безупречно, а в другом – отсутствовать. Что касается цели здравого смысла, это в основе своей мысли, которые позволяют предотвратить вас от иррациональных ошибок или решений, и дает возможность увидеть картину в целом, а не маленькую ее часть.

    • Здравый смысл также помогает не ограничивать себя устаревшими правилами, теориями, идеями и указаниями, которые могут препятствовать или сдерживать ваши лучшие решения в различных ситуациях. Другими словами, из-за того что кто-то говорит делать так, а не иначе, потому что всегда все делалось именно так – не причина отбрасывать здравый рассудок касательно текущих потребностей и измененных обстоятельств.
  1. Поймите, с какой легкостью человеческий разум убеждается в том, о чем другие факторы ясно демонстрируют противоположное. Все мы люди и все мы совершаем ошибки. И наш мозг работает в определенном направлении, находя лучшие способы выживания в мире, где преследуемые хищники могут решить твою жизнь. В современном мире, где пещеры и саблезубые тигры уже не атрибуты текущего времени, некоторая доля секунды может окунуть нас в горячую воду, в то время как мы действуем, а не раздумываем, предполагаем, а не раскладываем по полочкам ситуацию, и следуем привычкам вместо того, чтобы направлять свои силы в полезное русло. Вот некоторые вещи, благодаря которым наш удивительный мозг вытесняет здравый смысл:

    • Сохранение нашего собственного чувства реальности без связи с идентифицируемой реальностью. В то время как каждый из нас создает реальность из своего собственного опыта и воспринимает мир через свои собственные очки, по большей части, мы понимаем, что наше чувство реальности это лишь малая часть гораздо более широкой картины. Для некоторых людей, однако, их чувство реальности становится единственным чувством реальности, и они считают, что они могут манипулировать или волшебным образом менять ситуации в своих интересах. На этапах иррационального поведения это кажется безумием.
    • Рефлексивное или ассоциативное мышление. Реактивное мышление основано просто на том, что мы узнаем по жизни, воспроизводя выученные модели и применяя их к каждой новой ситуации, которая происходит, без применения изменения мыслительных процессов. Этот тип мышления приводит к ошибкам в мышлении, потому что мы отказываемся выходить за пределы своего стандартного восприятия, так как в нашем сознании уже сформировано мнение, как "должно быть". Когда мы применяем то, что мы знаем, к текущей ситуации ссылаясь на аналогичную ситуацию в прошлом, мы просто применяем шаблон нашего разума без учета других обстоятельств, мы отбрасываем здравый смысл. Даже там где этот шаблон сидит неудачно, настойчивый или предвзятым ум просто игнорирует неподходящие его части, игнорируя их в уме; и рассматривает те части шаблона, которые подходят для данной ситуации. Таким образом, наша проблема решается без полного обдумывания. Этот тип мышления, как правило, управляется текущими популярными теориями и причудами, к примеру, общественное мнение иногда контролируется путем раздутия информации об опасности микробов, преступников и террористов, безработицей.
    • Абсолютная уверенность. Оценка мира и событий сквозь призму черного и белого, не оставляет места для сомнений, что часто является причиной, по которой здравый смысл не применяется. Для человека с таким мышлением существует только "один истинный путь", который ошибочно можно спутать со здравым смыслом.
    • Упрямство. Простое нежелание быть неправым. Никогда. Основана на любом ряду причин, включая неуверенность, страх, непонимание, гнев и опасение насмешек, упрямство является причиной многих иррациональных и неоправданных решений и поступков.
  2. Отделите себя от реальности. Нет, это не предложение стать безумным. Представьте, что ваш здравый смысл на самом деле таковым не является. Вы видите то, что вы запрограммировали мозг видеть. И когда вы ступите на скользкий путь и поймете, что реальность – это только то, что вы видите, вы поймете, что фанатизм, эгоизм, нетерпимость и предубеждение часто мешают нам видеть ситуацию реально. Люди часто хотят, чтобы все вокруг соответствовало их стандартам реальности, той реальности, которую они считают правильной. Но постарайтесь отбросить однобокую реальность и понять, как люди воспринимают мир и свое место в нем, тогда вы дадите место для здравого рассудка, потому как ваше восприятие будет строиться на «общем» опыте, а не только личном.

    • Начните с анализа своих собственных эмоций, убеждений и практически удостоверьтесь, что они не вытесняют здравый смысл. Представьте различные ситуации и установите практические последствия вашего решения или поступка, к которому вы больше склоняетесь. Это практически исполнимо? Вы учли все, даже если обстоятельства изменяться? Если обстоятельства изменяться, сможете вы справиться с ситуацией, и если вы не сможете, каковы будут последствия?
    • Проконсультируйтесь с другими. Если ваша реальность слишком сильно омрачает суждение, обратитесь за помощью и обсудить ситуацию с другими, чтобы получить более широкое признание своих перспектив и идей. Это особенно важно, если исход ситуации зависит от вас, и любое решение или действие, которое вы предпримете, может принести ущерб.
  3. Узнайте больше о рефлексивном мышлении. Это та часть мышления, где рождается здравый рассудок. Та часть, которая делает вас одаренным, способным, определяет важность ситуаций, которые происходят прямо сейчас, и предлагает окунуться в холодную воду, взбудораживая мысли. Рефлексивный подход помогает отойти несколько в сторону и увидеть картину во всем объеме, чтобы реалистично оценивать ситуацию вокруг, а не принуждать себя соответствовать чему-либо и не стремиться принимать желаемое за действительное. После точной оценки ситуации, рефлективное мышление позволяет вам ставить цели, которые являются выполнимыми при данных обстоятельствах и совершать разумные поступки для их выполнения. Даниэль Виллингхэм рассказывают о людях, которые теряли деньги на фондовых рынках; людях, которые поступили нерационально в жизненных ситуациях, которые принимали решения или действовали без рефлексивного мышления. Рационализация, в которой внешне все кажется превосходным, но полностью игнорируется несоответствие вашей личности или взглядам, является отвержением здравого смысла. Другими словами, только потому, что другие люди делают что-то эффективно, не значит что это «что-то» необходимо вам; вы должны воспитать свое собственное рефлексивное мышление, чтобы оценивать каждую ситуацию по отношению к себе, своему образу жизни, и по отношению к тем людям, которых коснется принятое вами решение.

    Пересмотрите быстрое познание. Предыдущие шаги только предлагали, что вам необходимо больше поразмыслить перед принятием решения или поступком. Но очевидная обратная сторона размышления в том, что в жизни многие вещи необходимо обдумывать быстро и быстро принимать решения для получения видимых результатов. Быстрое познание - это тип мышления, который говорит вам, что вы не вступите в разговор с человеком, которого встретили, или что дряхлая лестница рано или поздно упадет, а потому требует замены, или что вам необходимо прямо сейчас отойти с дороги, по которой мчится неконтролируемый автомобиль. Как вы свяжете быстрое познание с рефлексивным мышлением под заглавием «здравого смысла»? Это просто – проводите свое время раздумий с умом, чтобы вы так же с умом отвечали, когда ситуация требует быстрого ответа. Здравый смысл развивается путем размышлений о пережитом, позволяя вам совершенствовать свое понимание мира. Это полная противоположность человеку, который только руководствуется своим внутренним инстинктом, предубеждениями и не руководствовался здравым рассудком перед поступками. Обдумывание развивает "внутренний инстинкт» и быструю оценку ситуации, ведь ваша реакция основывается уже на пережитых падениях и успехах, над которыми вы уже поразмыслили.

  4. Познайте основы здравого смысла. Есть вещи, которые каждый человек должен уметь делать, а не надеяться на других, эти вещи связанные с выживанием, самопознанием, здоровьем и самосохранением. Вы развиваете здравый смысл, получая практические знания и применяя их, так что вы точно осведомляетесь о трудностях и о необходимости быстро реагировать. Вот некоторые основы здравого смысла, которые должен знать каждый человек:

    • Умение готовить и понимание того, как пища попадает вам на стол. Каждый человек, который гордо заявляет, что не знает, как правильно готовить, может стать жертвой другого человека, который убедит, что ему подойдет любая еда независимо от того, на сколько она здоровая, на сколько этично приготовлена или какие продукты использованы. Если вы не можете себе приготовить еду, это не признак почета; это признак лени или восстания против домашней работы. Знание того, как готовиться пища является основой здравого рассудка, так как она обеспечивает ваше физическое здоровье при любых обстоятельствах. И не важно, насколько часто вы пользуетесь своими навыками, это приятное занятие, которое стоит познать.
    • Осведомленность о том, как выращивать собственную еду. Умение выращивать собственные продукты – гарантия самовыживания. Научитесь этим навыкам, если вы еще не умеете, и передавайте эти знания детям.
    • Изучайте питание. Если вы будете самостоятельно готовить для себя и заниматься выращиванием своей собственной пищи, вы будете лучше понимать свои потребности в еде. Питайтесь преимущественно здоровой пищей и в умеренных количествах, следите за удовлетворением организма во всех необходимых продуктах питания в зависимости от вашего возраста, пола, роста, и личных условий.
    • Знайте и уважайте свое окружение. Достаточно известно, что местные условия (погода, живая природа) имеют влияние на вашу жизнь. Уделяйте время местным новостям и реагируйте на них соответственно, чтобы как минимум защитить свой дом от атмосферных осадков и ограничить свой сад от агрессивных насекомых.
    • Знайте, как жить экономно и не тратить денег больше, чем вы зарабатываете. При здравом смысле вы тратите только то, что имеете. К сожалению, многие умудряются забывать об этом, часто тратя лишние деньги, и поступая так, как будто деньги не лимитированы на их счете. Тратить больше, чем получать – это нерациональная привычка, так же как и прятать в дальний угол шкафа нераскрытые счета на оплату. Сдерживать себя бюджетом и самоограничение – это нормальное поведение для здравого рассудка. Не забывайте, что все важные финансовые решения и соглашения должны быть в письменной форме, даете ли вы кому-то взаймы или занимаетесь продажами. Невозможно быть слишком осторожным, когда дело касается денег.
    • Знайте возможности своего организма. Это включает осведомленность о том, какие продукты оказывают разрушительное влияние на ваш организм, а какие – восстановительное; сколько часов вам необходимо для сна и какие физические упражнения будут способствовать вашему обмену веществ. Читайте как можно больше, но решите для себя, что вредит, а что помогает вашему организму – будьте экспертом для себя. Более того, ты не супер герой - игнорируя телесные повреждения, вы идете на страх и риск; например, когда с больной спиной вы продолжаете переносить тяжелые грузы, или отказываетесь признаться себе о постоянных болях.
    • Знайте о том, как анализировать ситуации и думать за себя. Вместо того чтобы впитывать в себя новости, которые медиа стараются ежедневно вас накормить, так что вы оказываетесь запуганным из-за ежесекундных новостях о преступлении или катастрофе, начните думать о реальной жизни, а не о ленте новостей. Начните думать о вещах связанных со здоровьем, развивайте свое мышление. Помогите освободиться другим от страха перед медиа, рассказывая о тактике, которую медиа используют.
    • Узнайте, как починить предметы. Когда мы выбрасываем предметы, вместо того чтобы их ремонтировать, мы увеличиваем бремя Земли. Мы признательны тем, кто производит предметы с запланированным износом, потому что мы утратили способность чинить и исправлять вещи самостоятельно. Осведомленность о том, как исправить или починить одежду, технику, предметы быта, автомобильные двигатели и многие другие предметы, которые важны для нашей повседневной работы, не только делают нас более свободными, но также является важным способом для осуществления нашего здравого смысла.
    • Планировать заранее. Чтобы вам не приходилось делать необдуманные вещи, тратить больше и не учитывать последствия, научитесь планировать заранее. Продумывание наперед всегда признак хорошего здравого смысла, который дает возможность рассмотреть последствия различных исходов.
    • Будьте изобретательным. Изобретательность это искусство что-то создавать; вы берете что-то небольшое, долго и старательно работаете с ним, проявляя свою фантазию. Это даст возможность вам преуспевать даже при сложных обстоятельствах и не чувствовать себя обделенными. Изобретательность является ключевой частью, которым пользуется здравый смысл, и опять-таки, это навык, который делает вас более свободным во всепоглощающей жизни.
    • Будьте осведомленным в том, как вести себя в сообществе. Ваш здравый смысл проявляется, когда вы являетесь частью своего сообщества; к сожалению, многие люди предпочитают засесть в убежище, оставаться в стороне и не отягощать свою жизнь другими людьми. Коммуникация с другими людьми в обществе является частью человеческого бытия, привязанности, и позволяет выявлять качества коллективизма и великодушия у человека.
    • Знайте, как себя обезопасить. Выступаете ли вы публично или сидите дома, безопасность является вопросом здравого смысла. Когда вы беретесь за ручку кастрюли на включенной плите, смотрите по сторонам, переходя улицу, гуляет с другом или друзьями в темных переулках города в ночное время, а не в одиночестве, и т.д. - все эти вопрос безопасности здравого смысла. Ситуации в жизни можно спланировать и предупредить, прежде чем они произойдут; осознавая опасность и предпринимая действия, вы можете предотвратить множество проблем в целом. Думайте о том, как избежать, а не о том, как лечить.
  5. Выработайте новые привычки думать со здравым рассудком. Почитайте философию, психологию и популярные теории о том, как мы думаем и на практике пользуйтесь полученными знаниями. Почитайте о том, как думать «за пределами своего «я», познавая новые идеи и создавая что-то новаторское в уме. Карл Альбрехт предполагает, что следующие методы помогут сохранить ваш практический интеллект (здравый смысл) в отличной форме (мы рекомендуем прочитать его книгу полностью):

    • Тренируйте гибкость ума. Это способность оставаться открытым и выслушать представления и идеи других людей, даже если они вас пугают или полностью противоречат вашим мыслям. Это помогает вашему уму быть эластичным и выходить за пределы вещей, которые вы думали, что вы знаете.
    • Позитивно мыслите. Это способ восприятия себя и других в позитивном ключе, всегда старайтесь найти лучшее в других и в себе, и принимайте сознательные решения о том, под чьим влиянием вы позволяете себе находиться, и чему, вы считаете, следует посвящать свое время. Это не так просто, как петь аффирмации или думать о счастливых моментах; умственная работа требует поддерживать положительные и сознательные мысли. Это трудно, но полезно.
    • Положитесь на семантическое здравомыслие. Поддерживайте ясное мышление и освобождайте себя от догм.
    • Цените идеи. Эта концепция ведет вас к принятию новых идей, а не отбрасывания их как несуразных, или невыполнимых. Как вы поймете, что они не совпадают с вашей точкой зрения, если вы еще не работали над ними? Также, оцененные идеи сохраняйте и возвращайтесь к ним периодически, ведь у вас не всегда будет возможность придумать свои собственные идеи.
  6. Если вы возьмете за правило все тщательно обдумывать для себя, а также изучать все факторы и учитывать другие мысли касательно ситуации, тогда вы на верном пути. Вам не обязательно иметь высшее образование; но вам необходимо быть открытым и любознательным. И поймите, что это процесс, а не точка назначения. По жизни вам следует прикладывать умственные усилия на то, чтобы выбирать, какие сообщения вам принимать и каким людям разрешать влиять на вас. Даже эта статья является лишь одним из ориентиров для развития здравого смысла - проанализируйте ее, критически оцените ее применимость к вашим собственным обстоятельствам, и сделайте выбор, отказаться или принимать идеи. В конце концов, это касается просто здравого смысла.

    • Манипуляционные и контролирующие стратегии не приравниваются к здравому смыслу. Это признаки людей, которые хотят изменить реальность и сделать так, чтобы другие люди вписались в их понятия реальности. Вы не можете изменить таких людей, поэтому, если вам не платят за то, что вы случаете чьи-то беды, пользуйтесь своим здравым смысл и держитесь на расстоянии от них.
    • Слушайте мир и людей вокруг себя, прежде чем говорить - особенно если вам есть что сказать, и это может вызвать осуждение. Если вы не можете добавить что-то значимое, ничего не говорите. Это может сразу не увеличить и не развивать ваш здравый смысл, но даст другим отчетливо понять, что вы, в самом деле, обладаете здравым смыслом.
    • Спросите людей, почему они предполагают, что что-то должно быть именно так. Мы настолько привыкли к обычному киванию головой и принятию штампов в культурных предопределениях, что мы забыли о том, что это нормально спрашивать, почему они заявляют о том, что что-то должно быть именно так. Например, если ваш друг говорит вам, что не безопасно выходить на улицу ночью, потому что только у 1 процента людей ночью имеют хорошие намерения, в то время как все остальные - разбойники, спросите его, почему он так думает. Если он просто обобщает, попросите привести факты и примеры. Даже получив факты и примеры, спросите его, почему проблема существует именно там, где вы живете, куда собираетесь, когда вы идете с группой, когда вы идете один, когда вас сопровождают и т.д. В конце концов, вы доберетесь до сути вопроса, основанной на серии историй через средства массовой информации. Тогда спросите друга, лучше бояться опасности или быть готовым к ней? Риск для жизни будет всегда, даже не выходя из дома можно умереть и травмироваться. Лучше готовиться к худшему в здравой и разумной манере (например, заниматься тренировкой по самообороне, знать, где можно ходить в темное время суток, а где - только с другими, брать такси, когда подвыпивший и т.д.), чем ограничивать свою жизнь страхом.
    • Здравый смысл подсказывает, что все важные договоры, финансовые и брачные соглашения следует делать в письменной форме. Не полагайтесь на превратности судьбы и забывчивую память.
    • Старайтесь не говорить и не писать о пустых вещах, которые составляют нашу повседневную жизнь, говорите то, действительно имеет суть. Вы будете не только восприниматься как человек со здравым смыслом, но и в самом деле будете его применять.
    • Популярность не приравнивается к здравому смыслу. Подумайте о пословице, которая гласит, что прежде чем упасть, нужно прыгнуть с обрыва.
    • Узнайте как можно больше о тех частях Вселенной, которые вам интересны, прежде чем вы умрете. Это позволит вам развивать здравый смысл в контексте. "Здравый смысл" без каких-либо практических знаний сродни животному инстинкту.
    • Здравый смысл познается через опыт. Ваши друзья и семья будут более чем рады поделиться своим опытом, если будут знать, что от этого зависит ваша безопасность.

    Предупреждения

    • Не будьте параноиком; будьте мудрым, но не скучным! Хорошенько подумайте перед тем, как браться за дело.
    • Будьте сострадательным. Хотя здравый смысл может иногда проявлять нетерпение в глупостях, совершаемых другими. Отложите свое желание до завтра, иначе некоторое время спустя вы можете осудить свой поступок за недостаток здравого смысла. Мы все одинаково глупы в одно время жизни, так же, как и все одинаково умны и в другое время. Все воспринимается в контексте и становится неловко или не по себе в том случае, если мы отказываемся учиться.

    Что вам понадобится

    • Ресурсы для изучения - читайте книги, сайты и прочее, чтобы улучшить свое понимание мире, других культур, убеждений, и прочее.

-чувство правильности и общего блага. Понятие «здравый смысл» восхо-дит к Аристотелю, которым было разработано понятие «общее чувство», что в переводе на латынь впоследствии было названо sensus communis. Общее чувство, по Аристотелю, координирует и согласует между собой данные
пяти известных органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха, вкуса. Благодаря общему чувству наши восприятия приобретают сбаланси-рованный характер: данные одних органов чувств проверяются и корректируются другими. В понятии здравого смысла момент согласованности и сбалансированности со-хранился. Тот, кто обладает здравым смыслом, редко впадает в крайности. Он умеет согласовывать свои слова и поступки. Поскольку он ко-ординирует свои действия, не теряет головы, о нем говорят, что он человек «здравый». Обладающий здравым смыслом не даст легко увлечь себя легкомысленными идеями и предложениями. Гуманисты италь-янского Возрождения определяли здравый смысл как «умеренный и надлежащий человеческий разум, который всячески печется об обще-ственных делах, а не обращает все к своей пользе, и также имеет уважение от тех, с кем общается; о себе полагает скромно и мягко». Для традиции британской мысли характерно подчеркивание значения здравого ума, который призван служить коррекции преувеличений. Здравый ум выступает в качестве средства против излишних крайностей, запу-танности и усложненности. Мо-ральные мотивы характерны для того оттенка здравого смысла, который обозначается как добрый смысл. В этом случае акцент делается на естественных склонностях людей, для которых не требуется специальных теоретических до-казательств. Это, например, склонность родителей заботиться о детях. Здравого смысла самого по себе недостаточно для науки и философии, но с его утратой наука и философия становятся невозможны.
ЗЕНОН ИЗ КИТИОНА (333-262 гг. до н. э.) - древне-греческий философ, основоположник стоицизма. Учение о происхождении мира из огня и периодически повторяющемся возвра-щении мира в огонь заимствована Зеноном из философии Геракли-та. Зенон в своем учении о мире как организме и в учении о дыхании (пневме) отождествил природный и нравственный закон, представив реальность как нечто благое и разумное. Введенное Зе-ноном деление философии на логику - физику - этику исходило из представления о том, что задача философии - научить человека правильно жить, т.е. ставить жизненные цели сообразно тому, что предписывается космическим законом, логосом, судьбой. Путь к познанию космоса начинается с чувственного восприятия. Чувства обманывать не могут. Истинными или ложными могут быть лишь высказывания, которые разум о них выносит. Акт разумной «оценки» содержания «впечатлений» передается термином «соппасие» или «одобрение» смысла впечатлений. В этом понятии суммируется способность разума к от-ветственному самоопределению. Зенон впервые положил принцип «ты должен» и понятие «долга» в основание этики. Сообразно с долгом то, что внушается разумом. Страсть - душевное волнение, порожденное ложными суждениями и противное природе. Мудрец - бесстрастен, он сознает всекосмиче- ское единство, обладая внутренней свободой по отношению ко всему внешнему. Идеи Зенона были развиты и переосмыслены в период «средней» и «поздней» Стой.
ЗЕНОН ИЗ ЭЛЕИ, Южная Италия (ок. 490 г.-430 г. до н. э.) - представитель школы элеатов, ученик Парменида. Зенон известен своими апориями (неразрешимые за-труднения). Оппоненты элеатов спорили с постулатами о единстве бытия и его неподвижности, апеллируя к чувственно-конкретной реальности, которая многообразна и изменчива. Зенону удалось построить такие логические модели, которые впоследствии были названы апория-ми, направленными в защиту основных идей элеатов. Доказательство строится «от противного», т.е. ис-следуется логическая структура «мира мнений» и выводятся следствия из них. Поскольку следствия оказываются противоречивыми, понятия сводятся к абсурду и отбрасывают-ся. Известны апории против движения: «Дихотомия» (разрубание надвое), «Ахилл и черепаха», «Стрела» и «Стадион». В основу апорий легла идея различения, выражаясь современным языком, континуальности пространства (его бесконечной делимости, когда между двумя максимально близкими точками можно поста-вить еще точку) и его квантиро- ванности (прерывности, оформ- ленности, отграниченности). Движение, по Зенону, оказывается невозможным ни при допущении непрерывности пространства (две первые апории), ни при его прерывности (две следующие). Сохранились апории, направленные на доказательство единства бытия. С Аристотеля пошла традиция считать, что от Зенона Элейского берет начало диалектика.
ЗЕНЬКОВСКИЙ Василий Васильевич (1881-1962) - русский религиозный философ, психолог, богослов. Окончил Киевский университет (истори- ко-богословский и естественно-математический факультеты). Занимался на философском и классическом отделениях. Для написания магистерской диссертации «Проблемы психической причинности» выезжал в Германию. В период с 1915 по 1919 гг. - доцент, затем профессор Киевского университета. В 1918 г. министр культуры в правительстве
гетмана Скоропадского. В 1919 г. покидает Россию. С 1920 по 1923 гг. - процессор философии Белградского университета, с 1923 по 1926 гг. возглавлял основанный им педагогический институт в Праге, руководил кафедрой экспериментальной и детской психологии. С 1925 г. - профессор философии и психологии в Православной бого-словской академии в Париже, заведующий кафедрой философии. В 1939 г. был арестован французскими властями и больше года находил-ся в концлагере. В 1942 г. принял сан священника. Зеньковский - автор наиболее полного на сегодняшний день исследования по истории философии в России - «История рус-ской философии» (тт. 1-2, 1948-1950). Наряду с преемствен-ностью русской философии от за-падноевропейской, Зеньковский отмечает ее связь со своей религиоз-ной стихией, со своей «религиозной почвой», усматривая в этом главный корень своеобразия русской мысли, получившей развитие как в рели-гиозных, так и материалистических, позитивистских концепциях. Зеньковский констатирует сосредо-точение интересов русской философии в области онтологии и антропологии и второплановость вопросов теории познания. Признавая влияние европейской философской традиции, настаивает на тезисе о самобытности и оригинальности русской философии.
Философия для Зеньковского неотделима от религиозного опыта и интуиции. По его собственному признанию, в начальный период творчества он находился под сильным влиянием В. С. Соловьева и JI. М. Лопатина. Осмысление христианского понятия первородного греха, объясняющее наличие в человеке свободы и од-новременно ограниченность ее, привело Зеньковского к пересмотру основных начал метафизики и гносеологии. Зеньковский приходит к метафизическому ис-толкованию субъекта познания, т. е. к утверждению, что источником светоносной силы, созидающей разум, и регулятором позна-вательных процессов является Бог. Антропология Зеньковского также основана на обосновании догмата о первородном грехе, ис-казившем первоначальную це-лостность человеческой личности, восстановление которой и является смыслом индивидуальной человеческой жизни и человеческого общества в целом. Значителен вклад Зеньковского в области психологии и педагогики. ЗИММЕЛЬ Георг (1858- 1918) - немецкий философ и социолог, один из главных пред-ставителей поздней «философии жизни». Разрабатывал преимущественно проблемы философии культуры и социологии. По Зим- мелю, жизнь есть поток переживаний, но сами эти переживания культурно-исторически обусловлены. Как процесс непрерывного творческого становления, жизненный процесс неподвластен рассудоч-но-механическому познанию. Только через непосредственное переживание событий истории, многооб-разных индивидуальных форм реализации жизни в культуре и интерп-ретацию на основе этого переживания прошлого можно постичь жизнь. Исторический процесс, по Зиммелю, подчиняется «судьбе», в отличие от природы, в которой господствует закон причинности. В этом понимании специфики гума-нитарного знания Зиммель близок выдвинутым Дильтеем методологическим принципам. «Трагедия культуры», ее судьба состоит в вечном конфликте между творческой пульсацией жизни и застывшими, объективированными формами культуры. Культурно-исторические формы обречены бесконечно рождаться, поддерживая жизнь, и отмирать, становясь ее тормозом. Борьба жизни против принципа формы вообще - характерная, с точки зрения Зиммеля, черта современного ему этапа развития культуры. В социологии он стремился сформулировать такие теоретические суждения, которые в своей совокупности уловили бы форму базисных социальных процессов - подход, который он назвал «формальной социологией». Предмет социологии, таким образом,- неизменные формы социального взаимодействия индивидов, неза-висимые от конкретно-историче- ской обстановки. Основные произведения: «Проблемы философии истории», «Социальная дифференциация», «Конфликт совре-менной культуры» и др.