Шумбрат, Сабантуй, Акатуй. В Ульяновске наступила пора народных праздников

Мордовский праздник “Шумбрат”

Как пишет “Национальный акцент”, представители мордовских общин из разных уголков России станут участниками третьего областного мордовского праздника “ “, который пройдет в Ульяновске 28 мая. Об этом сообщает пресс-служба правительства Ульяновской области.

На территории парка “Владимирский сад” развернутся сразу несколько развлекательных площадок. Пришедшие на праздник станут гостями мордовских подворий, примут участие в конкурсе “Играй гармонь” и побывают на выставке изделий народных мастеров. Состоятся соревнования по национальным видам спорта, пройдут мастер-классы по народным ремеслам, будет организован конкурс юных чтецов.

В рамках фестиваля состоится праздничный концерт, участниками которого станут лучшие самодеятельные и профессиональные коллективы из Ульяновской области, а также артисты из Мордовии, Татарстана, Чувашии и Самарской области.

По словам председателя региональной мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова, основная идея праздника это демонстрация лучших национальных культурных традиций мордовского народа. “Сегодня как никогда общество нуждается в сохранении и укреплении народных традиций. Этот праздник важен не только для мордовского населения Ульяновской области, но и для всех ее жителей”, – подчеркнул Сафонов. Первый мордовский праздник “Шумбрат” состоялся в Ульяновской области в 2014 году.

Сезонные обряды мордвы связаны с трудовой деятельностью народа. Делятся на обряды с определенными и нефиксированными датами.

Зародились и сформировались в глубокой древности: приурочивались к началу или завершению сельскохозяйственных работ (пахота, сев, уборка урожая, выгон скота в поле и т. д.). Эти дни были насыщены религиозно-магическими ритуалами. Через обрядовую атрибутику (дары, молитвы, заговоры) люди пытались воздействовать на природу, чтобы обеспечить плодородие полей, приплод скота, обезопасить от несчастий семью, жилище, сельскохозяйственные угодья.

Зимний обрядовый цикл начинался с Роштувань куд (Роштовань кудо), в котором особое место занимали игры ряженых. Использовались также заклинания, колядование (см. Колядка). На Новый год комплекс рождественских обрядов (в расширенном либо измененном виде) повторялся. Так, в обряде гадания наряду с молодёжью участвовали старики; гадали не только о суженых, но и о приплоде скота, погоде, об урожае.

В ночь под Новый год во многих сёлах жгли костры и прыгали через них. Этот обряд связывали с верой в очистительную силу огня. На Крещение катались на лошадях по улицам и вокруг села.

Последний зимний праздник в сельскохозяйственном календаре мордвы - Масленица. Строили карусель, имитирующую солнце: вбивали на горе большой кол, надевали на него колесо, к нему лучеобразно прикрепляли жерди, к которым привязывали салазки. Несколько человек крутили эту карусель, остальные катались. На Масленицу специальный обряд посвящался «выходу в общество» молодожёнов.

В канун Вербного воскресенья (первый христианский праздник весенне-летнего календаря) девушки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. В обрядах этого праздника просматривается особенно сильное смешение христианских и язычеких элементов. Большая группа обрядов проводилась на Пасху.

В середине 19 в. в некоторых мордовских сёлах Пасху встречали в Великую субботу. Празднично одетые девушка и молодой человек, олицетворявшие Пасху, обходили село.

Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. В этот день мордва устраивала поминовение предков, просила у них содействия в получении хорошего урожая, размножении скота, ограждении от болезней и зла. В некоторых местах на Пасху собирались мужчины и варили пасхальное пиво (м. Очи жинь пуре, э. Ине чинь пуре). Перед началом сева устраивали семейные и родовые озксы. Последним большим праздником весеннего цикла, приуроченным к концу сева, была Троица.

Мордовские крестьяне совершали моления, которые должны были обеспечить благоприятную погоду, хороший урожай, здоровье людям, приплод скота, благополучие в хозяйстве (м., э. атянь озкс, велень озкс, бабань озкс, или бабань каша, и др.). Этот праздник впитал дохристианские обычаи, связанные с почитанием растений: ими украшали дома, улицы, церкви.

Главным предметом обрядового цикла была нарядная берёзка, которую проносили по селу. В конце праздника устраивали традиционные гулянья, посвященные проводам весны (м. тундань прважама, э. тундонь ильтямо; до сих пор бытуют во многих мордовских селениях).

Летом проводились обряды, которые должны были обеспечить сохранность посевов, необходимое количество осадков (м. пиземонь анама озкс, э. пиземе озкс - «моление о дожде», эрзянский грань озкс «моление на меже»). Осенние обряды приурочивались к периоду созревания хлебов и фруктов. Перед сбором урожая устраивались моления в честь богов - покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). С помощью магических действий, молений, ритуальной еды, молитв, жертвоприношений люди надеялись заручиться поддержкой богов в получении необходимых благ для общины (рода) и каждой семьи.

Матрена Садыкова

Проведение праздника "Шумбрат , Мордовия !",посвященного 1000-летию единения мордовского народа с народами Российского государства

Цель мероприятия : -способствовать формированию у детей чувства любви, уважения к культуре мордовского народа ;

Вызвать интерес детей к прошлому, истории своего края, познакомить с мордовским национальным костюмом, народными обрядами и традициями мордовского народа ;

Формировать музыкально-слуховые представления,навыки интонирования мордовских народных песен и исполнения мордовских танцев ;

Знакомство с особенностями национального характера мордовского народа .

Музыкальный праздник "Шумбрат , Мордовия !"

Музыкальный зал украшен национальным орнаментом, костюмами и предметами быта мордовского народа

Ведущий : Шумбратада кельгома инжихть ! Шумбратада шабат ! Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались здесь на праздник , посвященный нашей республике , нашей малой Родине. Дети, скажите, как называется республика, в которой мы живем?

Дети : - Мордовия !

Ведущий : А как называется город, столица Мордовии ?

Дети : - Саранск!

Ведущий : Правильно.

Ведущий. Ребята, а как называется город, в котором ты родился,

живешь, ходишь в школу?

Дети : -Рузаевка!

Ведущий : Правильно. Это и есть наша малая родина.

Ведущий :

Знаю, есть на земле города

Интересней, красивей, крупней,

Но связала судьбу навсегда

Я с Рузаевкой доброй своей.

Здравствуй, Мордовия , здравствуй,

Славься, родная земля!

Щедрой Мордовии , светлой Мордовии

Добрая песня моя!

Республика!

Твой гость - твой сын и брат

Его как друга чествуешь

«Шумбрат » -все вместе.

Шумбрат ! Шумбрат , Мордовия !

Гайняк! Гайняк, Мордовия !

Кельгома краеньке-най панжи маеньке

Мокшеэрзянь шачема-касома край!

Ведущ. Сейчас Мордовия – многонациональная гостеприимная республика. Все народы республики осознают , что основы их хорошей жизни в братской семье народов России .

Земля моя! Мордовия родная !

Здесь родились мы, здесь живем

Твои богатства всюду прославляя

О красоте мордовской мы поем

Здесь в Мордовии поля без края ,

До небес богатые леса,

От весенних лучиков играя –

Зацвела Мордовская земля !

Кругом звенят капели.

Ручьи поют, шумят.

О солнечной Мордовии

Ребята петь хотят.

Песня «Роман Аксясь»

Ведущий : В нашей республике живут люди разных национальностей : мордва , русские, татары, и другие, и все они живут очень дружно, как в одной семье.

7уч : Мордовия ! Земля моя,

Отчизна роз и соловья.

Мордовия ! Страна певцов,

Страна стихов и храбрецов!

Здесь небо всюду ясное

И солнце горячей

Я знаю, нет прекраснее

Мордовии моей !

9уч. А как легко здесь дышится,

Какой простор лесной

Родные песни слышатся

Над Мокшей и Сурой.

Наш край родной - мордовская земля ,

Тебе все наши песни и стихи

И любим мы раздольные поля,

Суры и Мокши чистые пруды!

Земли есть и красивей,

Мне не надо иной.

Ты ведь тоже Россия ,

Край Мордовский мой !

Выступать мы мастера.

Все мы русские и мордва .

Пели песни русские

Теперь поем мордовские .

Песня «Луганяса келунясь» - исполняют средняя группа

Мордовия моя – леса и пашни ,

Цветов и птиц привольная страна.

Ужели стороны родимой краше

На свете есть другая сторона?

Времени счастливая пора

Реки дружбы - Мокша и Сура!

Чтоб звенели песнями слова

Породнились с русскими мордва !

Етась тялось сась тундась

Ванды ули мазы майсь

Сембе нармоттне сайхть меки,

Конат тушендсть лямбе крайс.

Песня «Нармоннятне лиеда»

Ведущий : Родина! Какое слово! Могучее слово! От этого слова веет земляникой, припеченной солнцем, и речкой журчащей по камушкам, и сеном, и хлебом, весною,

которая начинается с треска набухающих почек.

Мордовия ! Зову тебя я милой

И самой дорогою стороной,

Ведь ты меня вспоила и вскормила

И мне земли не надобно иной.

Ни с чем ты несравнимая

Пленяешь красотой,

Земля моя любимая

Горжусь твоей судьбой.

Во Франции, в Италии

В Америке –везде!

Мордовские матрешки

В большой, большой цене.

19уч. Мордовские умельцы

Те чудеса творят,

О деревянных куклах

повсюду говорят.

Песня «Матрешки»

На мордовских посиделках

Наши бабушки давно

Пели песни и плясали,

Ткали тонкое сукно.

Дружно ткали, вышивали,

Поиграть не забывали.

Ребята! Сегодня мы поиграем в мордовскую игру «Ацинят, ацинят» («Ладушки, ладушки» )

Ацинят, ацинят

Сараз вацихть кяднянза

Эшиняса штазень (моем в речке)

Парьхциняса нардазень (вытираем руки)

Проводим пальчиковую гимнастику для рук : Тя сурнесь –бабаце

Тя сурнесь –атяце,тя сурнесь-аляце,

Тя сурнесь –тятяце, тя сурнесь - монць!

В России , средь березовых просторов,

Полянка есть - Мордовия моя !

Она, как песня матери, с которой

За горы уходил и за моря.

На той полянке город есть красивый,

Кормилец мой и вдохновитель мой.

Над Мокшею там наклонились ивы,

Такие же, как рядом над Окой.

Волну к волне соединяют реки :

И вот уже журчит одна струя.

Мордовия ! Любимая навеки!

Моя полянка - сторона моя.

Песня «Шачем крайняй» - исполняет Балясникова Настя

Ребенок :

Цветут сады, горят Рузаевские огни,

И мирный день шагает по планете.

Сегодня праздник , радостный такой :

Танцуйте, пойте, веселитесь дети!

Танец «Сударушка»

Ведущий :

Наша республика богата лесами, где живут звери, растут ягоды и грибы. А какие прекрасные луга, где растет сочная трава, цветут красивые цветы, жужжат пчелы, стрекочут кузнечики, а какие вкусные Красносельцоские, Арх-Голицинские, и Левженские яблоки, ягоды и фрукты.

Ведущий : А сейчас, ребята, отгадайте загадки.

1. Не дерево, а с листочками. Аф шуфта, а лопав,

Не рубашка, а сшита. Аф панар, а стаф,

Не человек, а разговаривает. Аф ломань а корхтай (книгась)

2. Поле белое Паксясь акша

Семена черные. Видьмотне равчт.

Кто умеет сеять, Кие машты видемост,

Тот умеет собирать ся машты кочкамост

(Чтение книги) (книгань лувомась)

А сейчас послушаем пословицы – валмуворкст

Ялгатне содавихть зиянцта - Друзья познаются в беде.

Виде кись инь нюрьхкяняс - Правдивая дорога самая короткая.

Шачема вастфтома ломанць, кода пизофтома - Без родного места,человек как без гнезда.

Шачема вастта питни мезьге аш - Дороже родного места – ничего нет.

Эсь кудсот стенатневок лездыхть - В своем доме и стены помогают.

Ведущий : В старину, да и сейчас, и русские, и мордва очень любили веселиться. На всех праздниках они пели свои национальные песни.

Песня «Лайме порась»

Ведущий : Прощаясь, мне бы очень хотелось пожелать вам :

«Пусть город начинается с тебя,

В его объятья ты на свет родился

В народе говорят совсем не зря :

Где ты родился, там и пригодился!

Средь дочерей и славных сыновей

Учись, взрослей и силы набирайся,

И стань хозяином Рузаевки своей.

И в реку жизни ручейком вливайся!»

Ведущий. И закончить наш праздник , я бы хотела такими словами : «Наш мордовский народ очень гостеприимный , и встречая своих гостей, он всегда угощает мордовскими блинами и мордовским напитком –позой »

Озак, озак, сими шову поза, ярхцак суронь пачат

Сяда мялезд ладят.

Мордовский народ вспоминает и поддерживает свои национальные традиции во время этого фестиваля, чтобы передавать их из поколения в поколение.

Со сцены сегодня звучали поздравления от первых лиц региона, а также от председателя межрегиональной общественной организации мордовского народа Юрия Мишанина и председателя областной Мордовской национально-культурной автономии Владимира Софонова. Артисты в национальных костюмах исполняли народные песни и танцы.

На Шумбрат в Ульяновск приехали гости из восьми субъектов Приволжского федерального округа, в том числе из Саратовской и Самарской областей, из республики Татарстан.

Поздравить мордву с праздником пришли представители национально-культурных автономий Ульяновской области. Татарскую национально-культурную автономию представлял Рамис Сафин. Он поздравил всех присутствующих с праздником Шумбрат и отметил, что посещает торжество каждый год. Пять лет подряд он вместе со своей семьей приходит на место празднования этого события и окунается в атмосферу дружелюбия и хорошего настроения, которая всегда царит на таких мероприятиях.