Презентация на тему: Моделирование в экологическом образовании детей дошкольного возраста. Метод моделирования в экологическом воспитании дошкольников Моделирование в детском саду по экологии

Тема: «Применение моделей, схем, в экологическом образовании дошкольников»

В дошкольном детстве ребёнку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями.

По мере развития любознательности, познавательных интересов мышления детей, освоения ими окружающего мира всё чаше прибегаем к использованию моделей, схем, и т. д. Ребёнок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает о них и делает выводы.

Уже в 3-4 летнем возрастает активность детей, проявляясь в постоянной готовности к деятельности. Формируется способность к целеполаганию: он может более чётко представить результат, сравнить с образцом, выделить отличия.

У детей 4-5 лет активно развивается потребность в новых знаниях, впечатлениях и ощущениях, которая проявляется в любознательности и любопытстве ребёнка и позволяет ему выходить за пределы непосредственно ощущаемого. Большим шагом вперёд является развитие способности выстраивать умозаключения, что является свидетельством отрыва мышления от непосредственной ситуации. Продолжает активно развиваться фантазирование. Грамотное использование взрослыми этих возможностей ребёнка будет способствовать его познавательному развитию.


Кроме коммуникативной, развивается планирующая функция речи, т. е. ребенок учится последовательно и логически выстраивать свои действия, рассказывать об этом. Развивается самоконструктирование, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

У детей 6-7 лет попытки самостоятельно придумывать объяснение различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок активно интересуется познавательной природоведческой литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их самостоятельно.

В процессе игры, рисования, конструирования и других видов деятельности происходит развитие знаковой функции сознания ребенка, он начинает овладевать построением особого вида знаков – наглядных пространственных моделей, в которых отображаются связи и отношения вещей, существующих объективно, независимо от действий, желаний и намерений самого ребенка. Ребенок не создает эти связи сам, как, например, в орудийном действии, а выявляет и учитывает их при решении стоящей перед ним задачи. Отображение объективных связей – необходимое условие усвоения знаний, выходящих за рамки ознакомления с отдельными предметами и их свойствами.

Как известно, модель – это система объектов или знаков, воспроизводящих некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. Модель упрощает структуру оригинала, отвлекается от несущественного. Она служит обобщенным отражением явления. Модели могут представлять собой материальные предметы или быть математическими, информационными (наглядно-образными, логико-символическими).


В деятельности взрослых людей наглядные пространственные модели выступают в виде различного рода схем, чертежей, карт, графиков, объемных моделей, передающих взаимосвязь частей тех или иных объектов. В детской деятельности такими моделями служат создаваемые детьми конструкции, аппликации , рисунки.

Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет, дошкольники даже при однократном объяснении могут понять, что такое план помещения, и, пользуясь отметкой в плане, находят в комнате спрятанный предмет. Они узнают схематические изображения предметов, пользуясь схемой типа географической карты, чтобы выбрать нужный путь в разветвленной системе дорожек, и т. п.

Многие виды знаний, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослыми действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отображающими существенные черты изучаемых явлений.

Таким образом, при соответствующих условиях обучения образное мышление становится основой для усвоения старшими дошкольниками обобщенных знаний. К таким знаниям относятся представления о соотношении части и целого, о связи основных элементов конструкции, составляющих ее каркас, о зависимости строения тела животных от условий жизни и др. Усвоение такого рода обобщенных знаний очень важно для развития самого мышления.

Переход к построению модельных образов, дающих возможность усваивать использовать обобщенные знания, - не единственное направление в развитии образного мышления дошкольников.

Модельно-образные формы мышления достигают высокого уровня обобщенности и могут приводить детей к пониманию существенных связей вещей.

Наглядно-действенное и особенно наглядно-образное мышление тесно связаны с речью. При помощи речи взрослые руководят действиями ребёнка, ставят перед ним практические и познавательные задачи, учат способам их решения. Речевые высказывания самого ребёнка, даже в тот период, когда они ещё только сопровождают практическое действие, не предваряя его, способствуют осознанию ребёнком хода и результата этого действия, помогают поискам путей решения задач. Ещё более возрастает роль речи в тот период, когда она приобретает планирующую функцию. Здесь ребенок, казалось бы, думает вслух.

Для того чтобы слово стало употребляться как самостоятельное средство мышления, позволяющее решать умственные задачи без использования образов, ребёнок должен усвоить выработанные человечеством понятия. Это знания об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, закреплённые в словах, а чтобы дошкольнику было легче это усвоить, и используются схемы, модели.

Более подробно остановимся на вопросе «моделирование» в экологическом образовании дошкольников.

Моделирование рассматривается как совместная деятельность воспитателя и детей по построению (выбору или конструированию) моделей. Например, цель моделирования в экологическом воспитании дошкольников – это обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.


Моделирование основано на принципе замещения реальных объектов предметами, схематическими изображениями, знаками.

Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественные для данной деятельности их цвет, форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель помогает детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков, чем могут быть: графические схемы, какие-либо предметные образы-заместители или знаки.

Моделирование, как активная самостоятельная деятельность, используется воспитателем наряду с демонстрацией модели. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к совместному с воспитателем, а затем и к самостоятельному моделированию.

Обучение моделированию осуществляется в следующей последовательности:

Воспитатель:

1)предлагает детям описать новые объекты природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной ими;

2)организует сравнение двух объектов между собой, учит выделению признаков различия и сходства, одновременно даёт задание последовательно отбирать и выкладывать на панно модели, замещающие эти признаки;

3)постепенно увеличивает количество сравниваемых объектов до трех-четырех;

4)обучает детей моделированию существенных или значимых для деятельности признаков (например, отбор и моделирование признаков растений, определяющих способ удаления пыли с растений уголка природы);

5) руководит созданием моделей элементарных понятий, таких как «рыбы», «птицы», «звери», «домашние животные», «дикие животные», «растения», «живое», «неживое» и т. д.

В дошкольном возрасте для экологического воспитания детей используются разные виды моделей.

1. Предметные модели воспроизводят структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Примером такой модели может служить аквариум, моделирующий экосистему в миниатюре (биом водоема).

2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Например, полоски бумаги разных оттенков зелёного цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображения геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев; полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) – при абстрагировании и замещении характера поверхности части растений – листьев, стеблей и т. д. (Данные разработаны.) Модель-макет рекомендует использовать для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты от врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраски животных.

3. Графические модели (графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники) - в которых появляется приспособленность рыб к водной среде обитания.


Таким образом, модель как вид наглядности может быть использована во всех возрастных группах в том случае, когда необходимо выделить в объектах и явлениях природы существенные признаки и связи. Демонстрация модели используется при условии предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления о его признаках, свойствах, связях и отношениях. Рассматривание модели при этом является лишь частью занятия.

Материал подготовила преподаватель

Многие явления природы ребенок не может воспринять непосредственно. И здесь большое значение приобретает использование моделей и деятельности моделирования в работе с детьми.

Модель - это материальный заместитель реально существующих предметов, явлений природы, отражающий их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или отдельными компонентами.

В дошкольных образовательных учреждениях используются следующие виды моделей:

Л Предметные модели . Они воспроизводят структуру и особенности, внешние и внутренние взаимосвязи реально существующих объектов и явлений. Например, аквариум, моделирующий экосистему водоема (в миниатюре).

    Предметно-схематические модели. В них некоторые признаки представлены в виде предметов-макетов. Например, цвет листьев в виде полосок бумаги разного цвета, для характеристики поверхности листьев бумажные полоски разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая и т.д.)

    Графические модели. Они передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели может служить календарь природы и погоды. Примерные варианты модельного материала для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста даны в приложении 3.

Вначале ребенок рассматривает модель, затем может самостоятельно создавать модели. Процесс создания детьми моделей самостоятельно или с помощью воспитателя носит название деятельности моделирования.

Цель моделирования - обеспечить успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.

Процесс овладение навыками моделирования имеет несколько этапов:

    Освоение детьми действий замещения. Элементарные замещения доступны детям уже с 3-летнего возраста. В младшем дошкольном возрасте замещение в основном осуществляется на основе внешних признаков (цвет, величина и пр.). Постепенно «заместители» становятся все более условными;

    Использование самих моделей. На этом этапе модель в готовом виде дает детям сам воспитатель. Задача ребенка - с помощью предложенной модели решить познавательную задачу;

    Построение моделей самим ребенком. Первоначально ребенок создает модель на основе уже готовой (по образцу). Постепенно ребенок учится создавать достаточно сложные модели.

Таким образом, использование моделей и деятельности моделирования позволяет раскрыть важные особенности объектов природы и закономерные связи, существующие в ней. На этой основе у детей формируются обобщенные представления и элементарные понятия об объектах и явлениях природы.

Вопрос 16. Игровая деятельность как метод экологического воспитания дошкольников.

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра - это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен. То есть игра создает благоприятный эмоциональный фон для восприятия знаний о природе.

Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. ребенок не ограничен в игровой деятельности. Познание природы, требуют много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка. Именно поэтому игровое взаимодействие с живыми существами, познание природы игровым способом должны строиться по определенным правилам.

Необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр дошкольников: игры с правилами, творческие игры, дидактические игры.

Игра как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

ИОС - это специально организованная сюжетно-ролевая игра. Ее характеризуют следующие моменты:

Она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных

событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо

знакомо дошкольникам;

    оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для нее специально организуются пространство и предметная среда;

    игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношениями; насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая

Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

  • Воспитатель высшей категории
  • Авсеевич Ирина Михайловна МАДОУ ЦРР- детский сад №9 «Улыбка»
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
  • Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Определили цель экологического воспитания дошкольников: формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой.
  • Были намечены следующие задачи:
  • 1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;
  • 2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе;
  • 3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;
  • 4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
  • 5. Обучение азам элементарной экологической безопасности;
  • 6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развивали познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используем различные модели, схемы, знаки, символы. .
  • Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развивали познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используем различные модели, схемы, знаки, символы. .
Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе, по экологическому воспитанию детей используем разные виды моделей.
  • 1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов - макетов З. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование
  • Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование
Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр: - ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности; - имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности; - игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения; - дидактические игры, которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления. Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.
  • Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр: - ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности; - имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности; - игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения; - дидактические игры, которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления. Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.
Работа по экологическому воспитанию ведется в тесном взаимодействии с родителями, при этом используем различные формы:
  • - тематические беседы;
  • - библиотека для родителей;
  • - информационные доски;
  • - домашние задания;
  • - индивидуальные беседы;
  • - анкетирование;
  • - день сюрпризов (проведение и подготовка проходит при непосредственном участии родителей).
  • -экологические акции – конкурсы: «День Земли», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты».
Взаимосвязь с родителями обеспечивает гармонию эмоционально – положительных взаимоотношений воспитателя, детей и родителей. Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников. Друзья природы
  • СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Ирина Климко
Использование метода моделирования в экологическом воспитании дошкольников

Экологическое воспитание - это воспитание духовности , интеллекта, нравственности. Природа и человек - поэты, художники, философы всех времён и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме.

Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях. И у меня возникло желание охранять природу от её неоправданно варварского уничтожения и загрязнения, воспитывать в детях бережное к ней отношение. И начинать нужно с самых маленьких. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Влияние природы на ребёнка огромно : она встречает малыша морем звуков и запахов, тайнами и загадками, заставляет остановиться, присмотреться, задуматься. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, а уже потом и любовь к Отечеству.

«Рыбе - вода, птице - воздух, зверю - лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значит охранять Родину».

Наиболее успешным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст . Маленький ребенок узнаёт мир с открытым сердцем и душой. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть хорошим человеком, любящим и понимающим природу, будет воспринимать себя как её единой частью, во многом зависит от нас взрослых, которые его окружают.

Цель экологического воспитания дошкольников :

формирование у детей бережного отношения к живому, через обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой.

Систематизация и углубление представлений детей о явлениях и объектах неживой природы как части экологического благополучия .

В своей работе наметила следующие задачи :

1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования .

2. Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе.

3. Систематизировать знания детей о таких явлениях и объектах как свет, воздух, вода, почва, температура. Формировать основы понимания необходимости бережного отношения к объектам неживой природы.

4. Формировать представления о взаимосвязях живой и неживой природы.

5. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания.

6. Воспитание у детей любовного , заботливого отношения к природе через систематическое, целенаправленное общение дошкольников с природой .

В работе с детьми я использую метод моделирования .

Моделирование является одним из основных наиболее перспективных методов реализации экологического развития , так как мышление дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью.

Метод моделирования способствует развитию мышления у детей, так как открывает у ребёнка ряд дополнительных возможностей для развития его умственной активности, через ознакомлении с природой.

Так что же такое моделирование и модель ?

Моделирование в детском саду – это совместная деятельность воспитателя и детей , направленная на создание и использование моделей . Моделирование -это замещение реальных объектов предметами, схемами, знаками.

Цель моделирования в детском саду – обеспечение успешного усвоения детьми знаний об объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, готовить их к успешному обучению в школе. Для этого использую различные модели , схемы, знаки, символы.

Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе , по экологическому воспитанию детей использую разные виды моделей .

1. Предметные модели , воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. Это игрушки животных, растений, только в уменьшенном масштабе, в которых отображены характерные признаки. Например : домашние и дикие животные, животный мир разных широт.

2. Предметно-схематические модели . В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов - макетов Например : полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке – при абстрагировании и замещении формы листьев и т. д.

З. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Например : при формировании понятия «птицы» , «звери» , «деревья» , «рыбы» , «земноводные» , «насекомые» в старшей группе используется модель , в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных : среда обитания, своеобразное строение конечностей (плавники, крылья, форма тела, покров тела.

Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста .

В группе создан уголок природы, который знакомит детей с комнатными растениями, условиями необходимыми для их роста и развития, для наблюдений и труда в природе. На территории детского сада радует глаз цветущие растения на клумбе. И они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. Здесь дети стараются позаботиться о цветах : рыхлят, поливают.

Раскрыть перед детьми красоту природы и научить увидеть её дело сложное. Для этого я сама должна уметь жить в гармонии с природой, а дети очень наблюдательны и внимательны к словам воспитателя , хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность , искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты , но и её понимание и познание.

Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой я личным примером демонстрирую детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвую в природоохранной деятельности.

Экскурсии - особая форма организации работы по экологическому воспитанию , одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.

Прогулки также широко используются для экологического воспитания детей . Я знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды) . Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения «Найди по описанию» , «Что, где растёт» , «Узнай и назови» , «Вершки- корешки» , «Загадки о животных» на узнавание деревьев, кустарников, цветов, животных (по звукам, следам и т. д.)

Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.

В природе всё взаимосвязано. Если "теряет" неживая природа, то страдают растения, животные и люди. Навредить легко, исправить трудно!

Мы живём на планете Земля. Наша планета одна из самых прекрасных в космическом пространстве. Учёные пока не нашли ни одно другой планеты, на которой тоже были бы условия для жизни людей.

На Земле живёт много людей. Но у всех одна забота - сохранить нашу планету для дальнейшей жизни.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения.

Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, использую различные виды игр :

Ролевые экологические игры , основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности ;

Имитационные экологические игры , основанные на моделировании экологической деятельности ;

Игры – путешествия.

Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности , познанию её, развитию личностных качеств ребенка : самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.

Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьей .

Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную задачу-воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного .

Эффективной формой работы с родителями является, например, круглый стол «Воспитание доброты к природе » , оформление «Уголка природы» . В группе проводятся выставки детских рисунков» Времена года», «Мир глазами детей» ,» Как я провёл лето», «Листопад» , «Зимушка- зима» , «Тает снежок, ожил лужок» , конкурсы «Лучшая поделка из природного материала» . «Первоцветы» . Дети стараются дома привлечь родителей, бабушек, дедушек, сестёр и братишек в изготовление поделок.

Взаимосвязь с родителями обеспечивает гармонию эмоционально – положительных взаимоотношений воспитателя , детей и родителей.

Итак, в результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности , которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.

Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников .

Ведущим личностным достижением ребёнка становится подлинно гуманное отношение к величайшей ценности – Жизни.

Всё хорошее в людях - из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем :

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Актуальность.
В третьем тысячелетии человечество вступило в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой - " Эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходиться начинать думать по-иному, чем до сих пор...", - такого мнения придерживаются ученые-современники.
Экологическую культуру нельзя привезти в страну, как какую-либо вещь, экологическая культура - есть знание, понимание природы как необходимого основополагающего и незаменимого компонента существования всего человечества на Земле; она рождается как результат взаимодействия природы и человека. Хорошо известно, что в нашей стране, осталось слишком мало регионов с благоприятной экологической обстановкой. Согласно исследованиям экологов, в большей части территории России экологические проблемы существуют не один год и в ближайшее будущее положение дел в лучшую сторону не измениться.
Дошкольный возраст - оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания любви к природе, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в его воспитании.
Эффективность работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста зависит от особенностей реализации методов и использования разнообразных форм работы по экологическому воспитанию. Главная задача педагога - наглядно продемонстрировать причинно-следственную связь природных объектов, развивать такие стороны мышления, как умение прогнозировать, устанавливать общность предметов.
Цель: формирование у детей бережного отношения к живому, посредством обогащения чувственно – эмоционального опыта общения с природой.
Задачи:
1. Формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными путем моделирования;
2.Формирование экологически грамотного поведения в быту и природе;
3. Формирование у детей осознанного понимания взаимосвязей в природе с помощью моделей и учета этого в их практической деятельности;
4. Развитие творчества, воображения, мышления, внимания;
5. Обучение азам элементарной экологической безопасности;
6. Воспитание у детей любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Длительность проекта: январь-май 2014 года.
Этапы реализации проекта:
1.Подготовительный этап
А) Подбор литературы.
Б) Первоначальная диагностика.
В) Составление плана деятельности.
Г) Консультации с родителями.
Д) Организация предметно-развивающей среды.
2. Основной этап
А) Промежуточная диагностика.
Б) Блок развивающих игр.
3. Заключительный этап
А) Отчёт о проделанной работе.
Б) Итоговая диагностика.
Перечень основных мероприятий:
Процесс познания окружающего мира не прост для ребенка. Начинается он с чувственного восприятия. Однако многие явления природы невозможно воспринимать непосредственно. Часто на основе чувственного познания требуется построить в сознании абстрактное, обобщенное представление об объекте или целом явлении природы, составить схему изучаемого явления. Например, программа предусматривает формирование у детей понимания связи между развитием растений и условиями их существования, овладение людьми элементарными понятиями, такими как «рыбы», «птицы», «звери», «растения» и т. д. Решить успешно эти задачи воспитателю помогает метод моделирования.
Модели - это материальные заместители реальных объектов, явлений природы, отражающие их признаки, структуру, взаимосвязи между структурными частями или между отдельными компонентами.
Демонстрация моделей в экологическом воспитании занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности, абстрагировать существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности, а знаний, полнее осознать явление. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.
В действии с натуральными объектами нелегко выделить общие черты, стороны, так как объекты имеют множество сторон, не относящихся к выполняемой деятельности или отдельному действию. Модель дает возможность создать образ наиболее существенных сторон объекта и отвлечься от несущественных в данном конкретном случае.
Например, для выбора способа удаления пыли с растений важно выделить такие их признаки, как количество листьев, характер их поверхности. Безразличны, несущественные для данной деятельности их цвет и форма. Чтобы отвлечься от этих признаков, необходимо моделирование. Воспитатель поможет детям отбирать, использовать модели, свободные от ненужных свойств, признаков. Это могут быть графические схемы, какие - либо предметные образы - заместители или знаки.
Моделирование в экологическом воспитании дошкольников обеспечивает успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношения, существующих между ними
Формируя у детей восприятие, внимание, наблюдательность развиваются познавательные процессы, что является предпосылкой развития мышления и воображения. Научить детей анализировать синтезировать, абстрагировать, сравнивать, обобщать, проводить простейшие аналогии - это значит, в немалой степени готовить их к успешному обучению. Для этого используем различные модели, схемы, знаки, символы.
Учитывая психофизиологические особенности старших дошкольников в работе, по экологическому воспитанию детей используем разные виды моделей.
1. Предметные модели, воспроизводящие структуру и особенности, внутренние и внешние взаимосвязи реальных объектов и явлений. К ним относятся различные предметы, конструкции. Самая простая предметная модель - заводная игрушечная золотая рыбка, с помощью которой можно сформировать у детей представления о внешнем виде или движении рыбы.
2. Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов – макетов. . Например, полоски бумаги разных оттенков зеленого цвета можно использовать при абстрагировании цвета листьев растений; изображение геометрических фигур на карточке - при абстрагировании и замещении формы листьев; Полоски бумаги разной фактуры (гладкая, бугристая, шероховатая) - при абстрагировании и замещении характера поверхности частей растений - листьев, стеблей и т. д. (Данные модели разработаны Н. И. Ветровой). Модель - макет рекомендует использовать С. Н. Николаева для усвоения детьми понятия «мимикрия» как проявление одного из способов защиты врагов. Это лист картона, окрашенный в два цвета. Накладывая на него цветные изображения различных геометрических фигур, обращают внимание детей на то, что при совпадении цвета поля и геометрической фигуры она становится невидимой. Такая модель помогает детям понять значение покровительственной окраске животных.
З. Графические модели (графики, схемы и планы) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения природных явлений. Примером такой модели могут быть календарь погоды, таблица фиксации продолжительности дня и т. д. Например, при формировании понятия «рыбы» в старшей группе используется модель, в которой отражены существенные, наглядно воспринимаемые признаки данной систематической группы животных: среда обитания, форма тела, покров тела, жаберный способ дыхания, своеобразное строение конечностей (плавники), в которых проявляется приспособления рыб к водной среде обитания.
Все указанные виды моделей успешно используем в целях развития умственных способностей детей старшего дошкольного возраста. Демонстрацию модели используем после предварительного ознакомления детей с объектом природы при помощи других методов, обеспечивающих живые представления, о его признаках, свойствах, связях и отношениях: наблюдение, исследование, опыт, экспериментирование.
Уголок моделирования. Решает задачи развития способности овладения моделирующей деятельностью, систематизация познавательного опыта. Содержание деятельности: условные символы, модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, протоколы опытов, алгоритмы познавательной деятельности, опытов, экспериментов, схема строения модели взаимозависимостей), изобразительные средства. Деятельность детей - "чтение", составление, рисование моделей, действия в соответствии с ними.
Чтобы вызвать желание, заинтересованность у детей, используем различные виды игр:
- ролевые экологические игры, основанные на моделировании социального содержания экологической деятельности;
- имитационные экологические игры, основанные на моделировании экологической деятельности;
- игры - путешествия, с помощью которых дети попадают в те климатические зоны, которые находятся за приделами их поля зрения;
- дидактические игры, которые дают детям дополнительную информацию об окружающем мире, помогают закрепить имеющиеся знания и представления.
Перечисленные игры способствуют развитию интереса к экологической деятельности, познанию её, развитию личностных качеств ребенка: самостоятельности, целенаправленности, поисков действий, стремления к достижению положительного результата, находчивости.
Работа по экологическому воспитанию ведется в тесном взаимодействии с родителями, при этом используем различные формы:
- тематические беседы;
- библиотека для родителей;
- информационные доски;
- домашние задания;- индивидуальные беседы;
- анкетирование;
- день сюрпризов (проведение и подготовка проходит при непосредственном участии родителей);
-экологические акции – конкурсы: «День Земли», «Мое любимое дерево», «Елочка – зеленая иголочка», «Уроки доброты».
Взаимосвязь с родителями обеспечивает гармонию эмоционально – положительных взаимоотношений воспитателя, детей и родителей.
Результаты:
В результате освоения детьми дошкольного возраста моделирования значительно повышается уровень их экологической воспитанности, которая выражается, прежде всего, в качественно новом отношении к природе. Моделирование позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру, что придает его деятельности гуманный характер.
Итог работы по данному направлению показал высокую эффективность использования метода моделирования при формировании основ экологического сознания у дошкольников.