Вышивка крестиком индийский индус медитирует. Вышивка — зеркало индийской культуры: техника, мотивы и сюжеты

В Индии обитают слоны, женщины носят сари, а мужчины - дхоти, все умеют танцевать, едят острою и очень острую пищу, здесь есть Болливуд, Тадж-Махал, аюрведа, йога… А ещё это родина красивейшего искусства - вышивки «шиша».

Блистательный наряд

В древние времена богатые индийцы расшивали свои одеяния серебряными и золотыми нитями. Это считалось признаком достатка. Нити переливались и блестели на солнце, добавляя нарядам шика. Бедняки не могли позволить себе такой роскоши. Но кто не хочет выглядеть красиво и дорого? Те, у кого не было золота, расшивали свою одежду яркими нитками и добавляли кусочки слюды. Слюда блестела так, что получалось ничем не хуже дорогих нарядов. Но это весьма хрупкий материал, поэтому к вещам, расшитым слюдой, нужно было относиться бережно. Именно индийская вышивка с элементами слюды и называлась «шиша» - «небольшое стекло», в переводе с хинди. Некоторые искусные мастерицы вместо этого материала могли использовать лоснящиеся крылья насекомых, что, конечно, добавляло изделиям ценности.

Позже, в XVII веке, жена известного правителя Мумтаз-Махал возродила традицию индийской вышивки «шиша». Вместо слюды она применяла небольшие кусочки зеркал - обычные стёклышки, с одной стороны покрытые серебрянкой. Расшивалась таким способом не только одежда, но и аксессуары - сумки, повязки, декоративные предметы интерьера.

Традиционно для украшения изделий использовались натуральные нити ярких цветов. Кусочки зеркал разных размеров закреплялись на полотне вразнобой. Следовало пришивать их ровными тугими стежками по периметру, а затем по кругу цепной вышивкой. Зеркало непременно обрабатывалось напильником, чтобы края его не были острыми. А вот форма могла быть любой, ведь в итоге она скрывалась под нитками.


«Шиша» сегодня

В современном рукоделии традиционная индийская вышивка всё так же популярна. Сегодняшние «шиша»-мастерицы применяют не только зеркала, но и кусочки прозрачного пластика, стеклянные бусины, бисер - в общем всё, что будет блестеть и переливаться на солнце! Нити используются преимущественно хлопчатобумажные, реже - шёлковые. Организовать серийное производство изделий с вышивкой «шиша» практически нереально, такие вещи - исключительно ручная работа, которая ценится очень высоко. А в зависимости от используемых материалов цена на изделия с такой вышивкой может возрастать до заоблачной. В любом случае сейчас, как и в давние времена, вещи с традиционной индийской вышивкой считаются признаком достатка и вкуса.

Дивали в ЭТНОМИРе

Калужская область, Боровский район, деревня Петрово

Традиционный индийский праздник света и огня знаменует начало Нового года: заканчивается сезон дождей, люди зажигают огни – как символ света, освобождения от всего плохого, устремления в будущее, восхищения красотой мира.

Отмечается в ЭТНОМИРе ежегодно и считается одним из самых зрелищных и ярких праздничных этнособытий в парке.

Гости участвуют в традиционной церемонии зажжения огней, могут посетить ремесленные, танцевальные и кулинарные мастер-классы, позаниматься йогой с профессиональными инструкторами, поучиться игре на музыкальных инструментах, проконсультироваться у специалистов по аюрведе…

В уютном зале Культурного центра Индии в ЭТНОМИРе всех ждёт большой концерт: много музыки, танцев и бесконечное очарование традиций этой удивительной страны. В 2019 году «Дивали» в ЭТНОМИРе приходится на 26-27 октября.

Своего расцвета искусство вышивки достигло под покровительством падишаха из династии Великих Моголов Акбара. В 17 веке Аурангзеб отказался от покровительства, это привело к тому, что искусство перестало развиваться и могло исчезнуть, вообще. Материалы для вышивки стоили чрезвычайно дорого, и мастера просто не имели возможности заниматься делом самостоятельно.

Много мастеров в поисках работы уехали из Дели в Раджастан и Пенджаб. С конца 18 века и в 19 веке с наступлением эпохи индустриализации искусство вышивки потерпело ещё одну неудачу. Лишь в середине двадцатого века индийское правительство предприняло шаги для восстановления и продвижения уникального искусства, наряду с другими многими традиционными вышивками. Зардози главным образом в течение десятилетий делали в Мадрасе и Хайдарабаде. В наши дни главный центр вышивки находится в Лакхнау. Бхопал, Дели, Агра, Мумбаи, Аджмер, Ченнай и Кашмир также среди мест, где мастера вышивают в технике Зардози.

Главная проблема географической ограниченности зардози состояла в том, что золото и серебро не было доступно в большом масштабе. Препятствие преодолели путем комбинирования медной нити и золотого покрытия, и окрашивания шелковой нити золотом. Не меньшей проблемой было и совсем небольшое количество квалифицированных мастеров, способных передать свои знания.

Начать хочу с представления техники вышивки зардози и о Великом мастере Шамсуддине из Индии.

Мастер Шамсутдин из города Агра в Индии не только освоил в совершенстве искусство зардозино и создал свою, совершенно уникальную технику вышивки. Шамсуддина, вышивальщика в тринадцатом поколении уже давно нет в живых, но картины навечно обессмертили его имя: шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц. Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком. Основная часть его работ находится в специальном музее в городе Агра. Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!

За всю жизнь у Шамсуддина - прославленного мастера вышивки под названием зардози было около пяти тысяч учеников. Но лучшим из них стал его старший сын Раисуддин. Ему-то он и передал свое дело.Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем. Аметисты, сапфиры, изумруды, нефриты, тонкость работы и изящество рисунка. «Высшим пилотажем» здесь считают вышивку, изображающую животных – стежками и цветом нити нужно передать фактуру кожи, направления шерстинок, или, например, тонкие волоски на морде лошади. До такой работы допускают только самых опытных профессионалов.В президентском музее в Лос-Анжелесе висит портрет американского президента Рональда Рейгана работы Шамсуддина, в дар президенту Форду его сын преподнес вышитого Авраама Линкольна. Раисуддин очень гордится, что портрет Линкольна висит где-то на стене в Белом доме. Но намного больше наследник Великого мастера гордится своим знаменитым отцом: ведь ему удалось сделать настоящее чудо – поднять искусство вышивки шелком на новую, ещё небывалую высоту

"Хороший пастух". Размер картины примерно 2,52 м на 1,90 м, художнику потребовалось 18 лет для того, чтобы ее закончить.

"Букет цветов", ее размер около 2,30 м на 1,68 м. На создание этой великолепной работы Шамсуддин потратил 1000 часов, а делал он ее в течении 11 лет.

Вышивка Зардози применялась для украшения одежды, обуви, интерьера, покрывал для слонов и т.п. И по сей день в Индии используют вышивку Зардози для создания шикарных нарядов, и каждая модница мечтает заполучить вышитое сари в свой гардероб.

Интересно, какие картины появляются в вашем воображении, когда вы слышите слово "Индия"? Слоны, джунгли, священные коровы, сари, сокровища Агры, Тадж-Махал.... И все это вместе составляет удивительный красочный калейдоскоп.

Культура Индии испытала на себе влияние традиций самых разных народов и завоевателей, сменявших друг друга. В мире найдется не так много стран, которые смогли сберечь свою самобытность, традиции и богатейшее культурное наследие. Помните времена, когда индийские фильмы можно было увидеть только в кинотеатрах? Хотелось научиться петь и танцевать, как индийские актеры, а еще мечталось о таких же удивительных костюмах и украшениях. Сегодня нам не нужно ехать за три моря и проводить в путешествии месяцы, а то и годы, чтобы приблизиться к этой удивительной стране и ее культуре. Можно купить туристическую путевку, увидеть собственными глазами эту страну пряностей, а можно и не делать этого, и тем не менее, соприкасаться с индискими чудесами когда душа запросит. Кстати, для этого совсем не обязательно уезжать из дома. Не верите? А зря.

Если освоить несколько стилей индийской вышивки, что вполне вам по силам, Индия может навсегда подружиться с вашим домом и с вами.

Вышивальные индийские традиции удивительно богаты, что позволит вам найти себе дело по душе. Остается только разобраться в стилях и техниках. Начнем?

Кантха – своеобразный секонд-хенд. Всем известно, что самой популярной женской одеждой в Индии является сари. И конечно, климат и условия жизни подразумевают наличие своеобразных коллекций сари на все случаи жизни. Понятно, что рано или поздно наряды эти теряют свою былую свежесть и привлекательность, но поскольку сари - прямоугольник длиной в несколько метров, понятно, что выбросить такое богатство рука не поднимется. Самый лучший вариант утилизации - использовать старые сари для чего-нибудь еще. Кантха - настоящий гимн бережливости и умениям индийских женщин. Старые сари сшиваются друг с другом, образовывая некое подобие стежки. Получаются замечательные покрывала, накидки, чехлы для подушек, коврики и одеяла. Даже нитки для прошивки не покупаются, а выдергиваются также из старых ненужных сари. Индийские модельеры используют эту технику в своих коллекциях и надо сказать, курточки и пиджачки, выполненные в такой технике, способны внести особую изюминку в ваш гардероб.

Еще один вид традиционной индийской вышивки, называется чинкари. Для вышивки используют самые тонкие хлопковые и шелковые ткани - муслин, батист, шифон. Чаще всего вышивка белым на белом фоне со множеством цветочных элементов. Считается, что появилась эта вышивка благодаря жене императора Джахангира. Эта женщина умела вышивать цветы так, что у нее появились последователи. Впрочем, так до конца и не выяснено, из какой страны чинкари перекочевала в Индию. Цветы лотос и жасмина, розы и манго, ветки лиан - вот, основные мотивы этой вышивки.

Еще одна техника, о которой стоит рассказать, называется "шиша". Основная отличительная особенность - использование зеркал или слюдяных пластинок, отражающих солнечный свет. Эти зеркальные элементы обшиваются шелком, золотыми и серебряными нитями. Ткань, расшитая таким образом, выглядит так, как-будто бы ее расшили драгоценными камнями. Есть в этом что-то цыганское, но ведь, красоты не может быть много... В такой технике обычно расшивают одежду, сумки и кошельки, но не менее интересно будут выглядеть панно или ширмы. По-моему, стоит попробовать.

Самой известным стилем в индийской вышивке по праву считают - зардози. Эта вышивка самая богатая как по части материалов, используемых в работе, так и в плане разнообразия узоров. Золотые и серебряные нити, канитель, тонкая проволока, свернутая в пружинки, драгоценные, полудрагоценные и поделочные камни, бархат, атлас, шелк - вот, ваш арсенал вышивальщика-зардози.

Зардози используют для украшения одежды, обуви, деталей интерьера, упряжи для слонов. В свое время, мне повезло оказаться в Ташкенте. Город удивительный и колоритный. Понятно, что не обошлось без похода по самым популярным торговым точкам, среди которых особо выделялся магазин "Ганг". У меня тогда глаза разбегались от индийского изобилия, никак не могла остановиться на чем-то одном. Хотелось все и сразу, но все же остановилась на подарке для мамы - вышитом бархатном чехле для очков. Это сегодня я знаю, что вышит он был в технике "зардози", а в те времена, об этом даже не слыхали. Надо ли говорить, что этот очечник до сих пор жив и здоров, и мама не собирается с ним расставаться ни за какие сокровища?

Чтобы вам было легче осваивать индийскую вышивку, предлагаем воспользоваться материалами из нашей подборки:

Желаю вам, творить с удовольствием!

Один из величайших мастеров индийской вышивки «зардози» («вышивка золотом») , вышивальщик в тринадцатом поколении и автор уникальной техники трехмерной вышивки Шейх Шамсуддин (Sheikh Shams Uddin, Padma Shri Shams, Shams) родился 7 сентября 1917 года в древней столице Великих Моголов городе Агра (Индия).

Наверное, стать знаменитым вышивальщиком Шамсуддину было предначертано самой судьбой. Во-первых, Агра, к моменту его рождения, вот уже около 300 лет была всемирно известным центром вышивки «зардози», а, во-вторых, он родился в семье знаменитого вышивальщика Late habib Buksh, прославившегося тем, что дважды вышивал парадные одежды для членов Британской королевской семьи (коронационное платье для жены Эдуарда VII Королевы Александры в 1902 году и парадный костюм для Короля Георга V во время его посещения Дели в 1911 году) .

Именно в мастерской отца, мальчик шаг за шагом начал осваивать технику древнего искусства «золотого шитья», а став опытным мастером, создал свой собственный современный вариант старинной вышивки «зардози», и, доведя его до совершенства, превратил в настоящее искусство.

О секретах техники трехмерной вышивки , разработанной Шейхом Шамсуддином известно очень мало. «Работа над картиной начинается с рисунка на кальке. Сперва его пришивают к ткани, обозначая контуры изображения, а затем вышивают, придавая цвет и объем... Работы сделаны с помощью нитки, иголки и ничего более. Начав с простого рисунка, он накладывал стежки хлопковыми нитями один слой поверх другого, чтобы придать картине объем, движение, мускулы. А поверх тончайшими стежками он вышивал всю картину шелком» (Molly ). «Шитье сделано так, что все детали представляются объемными, словно в стереоизображении, придавая полотну особую экспрессию. Они вышиты с такой точностью, что дух захватывает. Когда стоишь рядом, кажется, что чувствуешь дуновение ветра, запах цветов и пение птиц» (ntv.ru ). Высота отдельных «участков» рельефных картин достигает 5 дюймов (12,7 см).

Кроме того, это самые тяжелые и дорогие вышивки в мире . Украшенные тысячами самоцветов и сотнями драгоценных камней, не говоря уже о километрах золотых, серебряных и шелковых нитей, эти картины весят более 200 килограмм и стояли бы десятки (а может быть и сотни) тысяч долларов, если бы их когда-либо решили продать.

Рекордсменом стоимости среди работ Шамсуддина стали его знаменитые «Шахматы», цена которых сопоставима, разве что, с ценой знаменитых . В 1983 году Король Саудовской Аравии Фейсал предложил за них два миллиона восемьсот тысяч долларов (по другим данным 2,3 млн.) , но Шамсуддин, как и большинство самых обычных вышивальщиков и вышивальщиц, со своими работами расставаться не любил и шейху отказал.

С весом и ценой этих грандиозных вышивок может поспорить только время и труд, затраченные на их изготовление. Так, например, на создание тех же «Шахмат», мастер истратил 30 лет своей жизни, и это, кстати, отлично объясняет его отказ продать работу арабскому шейху.

Вообще, нежелание Шейха Шамсуддина расставаться со своими работами сыграло на руку не только всем поклонникам его искусства (иначе работы разлетелись бы по закрытым частным коллекциям) , но и ювелирному дому Kohinoor Jewellers , который при жизни мастера был его эксклюзивным поставщиком (драгоценные камни и нити) , а после смерти Шамсуддина (1999 год) открыл у себя галерею его работ (Shams Gallery).

«Теперь эти шедевры охраняются так же строго, как самые дорогие коллекции ювелирных украшений. Ведь ничего подобного во всем мире не найти!» Доступ в галерею открыт для всех желающих (по предварительной записи и после тщательной проверки) и все, кто там побывал, говорят, что это незабываемое зрелище. Музей оснащен по последнему слову техники с климат-контролем, световыми эффектами и мобильными стенами, приходящими в движение с помощью пультов.

Устроители экспозиции не просто показывают неповторимые гобелены Шамсуддина, но устраивают целое шоу, которое многократно усиливает впечатление от увиденного.

Вот, например, как описывает это зрелище некоторые посетители: «Пройдя все контроли, мы очутились в кондиционированном холле, стены которого были увешаны трехмерной вышивкой. Рельеф на некоторых из них возвышался до 5 дюймов (12,7 см ).

Хранитель музея г-н Матур объяснил, что эта высота достигается не внутренним заполнением, а техникой, придуманной Падма Шри-Шамс. Объем наращивается за счет многократного прохождения хлопковой нитью, поверх которой вышивается тонкий шелковый слой.

Он также добавил, что все эти картины – работы учеников Шамсуддина, которые выставлены на продажу, а сейчас мы пройдем в отдельное помещение, где хранятся шедевры великого мастера. Их оберегают как зеницу ока, и не продают ни за какие деньги. Комната, в которую мы зашли, выглядела пустой, но г-н Матур нажал кнопку на пульте, и на одной из стен поднялся занавес. На стене в лучах света висел огромный персидский ковер вышитый драгоценными и полудрагоценными камнями (30000 карат).


Все замерли от восторга, но это было только начало шоу. Поднялась следующая штора, и мы увидели квадрат с шахматной доской в обрамлении картин дикой природы.



За следующими шторами скрывался удивительно яркий леопард с павлином в зубах,


сияющий белым мрамором Тадж-Махал


и выразительно рельефный Иисус с отарой овец («Добрый пастырь», 18 лет, 6570 дней, 2,52 на 1,91 м) .


Когда первое оцепенение прошло, мы попросили разрешение сфотографировать работы, и нам разрешили это сделать без вспышек» www.craigandstephsvacations.com

«Мы вошли в темную комнату, и вдруг луч света выхватил из темноты великолепный яркий букет в драгоценной вазе. Казалось, он висел в воздухе. Хранитель музея Ghanshyam Mathur рассказал, что это последняя работа мастера, которую он, уже практически слепой (потерял зрение в 1985 году), сделал в подарок к 50-летию своей жены. Букет был вышит гладью в несколько этапов. Каждый цветок вышивался отдельно, а потом все они были собраны в единую композицию. Размеры картины 2,27 м на 1,68 м, работа заняла 4170 дней, а общий вес драгоценных камней и золотой нити составляет 22000 карат.

Затем луч света переместился на другую, не менее прекрасную и масштабную картину, изображавшую схватку двух бойцовых петухов, на которой мастер трудился 1475 дней,

потом на ягура с павлином в зубах («Ягуар», 620 дней, 10000 карат, 2,72 на 1,93 м) .

Потом мы посмотрели все представленные работы. Их было около 20-ти, и все они изображали сцены дикой природы. Например, охотившегося на куропаток гепарда или настигшего африканскую зебру льва, гуляющих павлинов или сидящих на ветках попугаев. Все было сделано с высочайшим талантом, отличалось сочностью красок и точностью изображения. Ghanshyam Mathur объяснил, что благодаря фокусировке луча света только на одной работе, достигается максимальный драматический эффект. И мы не могли с ним не согласиться» (www.taipeitimes.com ).


Работа учеников, стоимость 600$-800$

Индийская вышивка – это вид традиционного для этой страны ремесла и ее национальное достояние. Узоры, продуманные давным-давно древними мастерами, сегодня очень узнаваемы по всему миру. В этом материале вы узнаете о самых популярных техниках индийской вышивки, об интересных орнаментах и сюжетах.

Немного истории

Вид искусства вышивка упоминается в ведической литературе V в. до н.э. Созданные вручную из ниток и украшений элементы декорировали древнюю одежду, подчеркивая ее богатство. Примечательно, что в вышивках и ее сюжетах воплощена самая что ни на есть история Индии. В этой стране до сих пор ассимилируются новые понятия и навыки в базовые ценности и фундаментальные основы, в том числе и в вышивку. Ее уникальность заключается в великолепии узоров, нанесенных на ткань в самых разных оттенках. Кстати, изделия с вышивкой здесь считаются традиционным подарком. Во многих регионах Индии принято оформлять таким образом свадебное платье и приданое невесты, которое она будет носить в новом доме. Техник вышивания огромное множество, но мы расскажем о наиболее популярных из них.

Шиша. Маленькое зеркало

Если говорить о визуальном самовыражении страны, индийская вышивка шиша является как раз таким базовым элементом. В переводе с хинди название техники звучит как «маленькое зеркало», а работа над созданием элементов ведется как раз с использованием круглых зеркал. Когда зародился этот прием, никто уже не скажет, но еще в XVII веке эта разновидность вышивки активно популяризировалась. Считается, что такими вышитыми элементами обычные люди стремились подражать богатым, ведь в Индии издревле любят золото, яркие и избыточные украшения. Но дорогую одежду позволить себе могли далеко не все. Поэтому в ход шли золотые нитки для вышивания, стекло, слюда и другие украшения.

О технике шиша

Шиша является классической индийской вышивкой с зеркалами, которая популярна еще в Пакистане, Афганистане. Как уже было отмечено, простой люд очень хотел выглядеть богато, но золота у них не было. В ход шли зеркала, которые разбивались на маленькие кусочки. Их края аккуратно обрабатывали, красили серебрянкой, а затем аккуратно нашивали на одежду. Считалось, что такая индийская вышивка способна защитить от злых духов и косых взглядов. В современной традиции маленькие осколки зеркал заменяются блестками, пайетками, которые также стоят совсем недорого.

Вышивка ведется с использованием шелковых, хлопковых, шерстяных тканей, которые имеют плотную структуру переплетения нитей. Нитки можно брать любые, но самое главное – сначала стоить попробовать свои силы на лоскуте. Этапы работы следующие:

  1. Сначала нужно обработать края декоративных зеркал, а затем начать их крепление к ткани. Для удобства можно сначала приклеить кусочки декора на двухсторонний скотч.
  2. Обшивка зеркал выполняется обычными стежками, чтобы получилась перпендикулярная решетка.
  3. Затем начинается создание узора с выполнением обметочного шва и с захватом нитей, которые уже есть на зеркале.

В качестве заготовок можно использовать старые диски, металлизированный картон – все, что блестит и отражает свет.

Зардози

Самая шикарная вышивка создается с помощью золотой нити. Время расцвета этой техники пришлось на эпоху Великих Моголов, когда вышитыми элементами украшалась не только одежда, но и покои императора, покрывала для коней и слонов. Кроме золотых нитей, сегодня в этой технике используются металлические нити. Главное – выбрать дорогую ткань: шелк, вельвет, парчу. Удивительно, но занимаются этой работой в основном мужчины.

Вышивка зардози широко используется при оформлении местных свадебных нарядов. Так, самые дорогие сари на это торжество создаются на шелковых тканях золотыми нитями, причем весь процесс выполняется исключительно вручную. С помощью таких элементов выполняется отделка покрывал, подушек, занавесей, скатертей, сумок и даже туфель.

Техника зардози

Вышивка золотом начинается с создания рисунка на кальке. Он пришивается непосредственно на ткань с четким обозначением контура изображения, а затем начинается его оформление. Высшим пилотажем считается дополнение вышитых элементов драгоценными камнями. Особенность техники в том, что чаще всего используются именно растительные мотивы. Считается, что их создание вдохновлено сюжетными формами, которыми радует природа Индии. Нанесение вышивки выполняется специальным крючком, что не очень просто и требует обучения. Популярным узором в этой технике является индийский огурец, который сегодня часто используется дизайнерами ведущих мировых брендов.

Мало кто знает, но самым известным мастером, работающим по технике зардози, был Шамасуддин из Агры. Вышитые им картины являются самыми тяжелыми художественными вышивками в мире, так как их вес более 200 кг! Такой вес объясняется украшением готовых изделий самоцветами. Примечательно, что многие шейхи из Саудовской Аравии были готовы заплатить немалые деньги, чтобы заполучить такое произведение искусства. Но Шамасуддин был непреклонен и свои картины не продавал ни за какие деньги.

Кантха

Данная техника широко применяется в случаях, когда нужно сшить вместе несколько слоев сари. Изначально орнамент на них выполнялся старыми нитками и использовался не только для украшения, но и для более прочного крепления материалов между собой. В зависимости от количества слоев индийская вышивка кантха могла выполняться как на зимних одеялах, так и на маленьких молитвенных ковриках. Примечательно, но создаваемые этим способом изделия никогда не продавались, чаще всего они делались для личного пользования или в качестве подарка. Традиционные цветовые решения простые – от синего и коричневого до красного и зеленого.

Как выполняется кантха?

Техника предполагает нанесение на поверхность мелким ручным стежком вперед иголкой различных узоров – решеток, волн, зигзагов. Сам рисунок получается рифленым и рельефным. Техника очень трудоемкая, поэтому на изготовление одной вещи могло потребоваться от нескольких месяцев до нескольких лет. В современной традиции стежки часто дополняют специальные стразы для вышивки, которые придают изделиям индивидуальный вид. В качестве украшений используются и ракушки, пуговицы, маленькие зеркальца, аппликации.

Чиканкари

Не самой характерной для Индии является вышивка чиканкари. Ее особенность – в максимальной простоте и отсутствии красочных узоров или золотых нитей. По сути, это орнамент белыми нитками на белом полотне. Индийская вышивка чиканкари украшает традиционные местные наряды Kurtas Chikan – длинные белые рубахи, которые каждый турист считают честью для себя приобрести как сувенир. Для нанесения узоров используется петельный стежок и шов вперед иголкой. Нитки для этой техники выбираются на основе хлопка, а сама вышивка наносится не только на одежду, но и на постельное белье, скатерти.

О технике чиканкари

Перед выполнением вышивки создается дизайн с учетом типа ткани. Стежки подбираются уже под рисунок, выбранный для конкретного изделия. Узор обязательно вырезается на деревянной заготовке или наносится вручную. После подготовки формы выполняется печать узора на ткани, причем все краски легко смываются с нее. Уже после этого рисунок обшивается по узору разными видами стежков. Как только вышивка закончена, ткань стирают, отбеливают, обрабатывают кислотой и гладят.

Популярные узоры и мотивы

Мы рассказали о самых востребованных техниках индийской вышивки. Важную роль и определенную духовную ценность играют и выбранные узоры и мотивы, которые для каждого региона могут быть своими. Даже самый простой рисунок, например, огурец имеет свой смысл, создаваясь из множества отдельных элементов и помогая сделать узор единым и гармоничным. Кстати, пейсли является самым известным индийским орнаментом, история которого начинается еще в древнем государстве Сасанидов.

Какой истинный смысл имеет данный рисунок, никто точно не скажет. По преданиям, узор огурец напоминает языки пламени, которые являются олицетворением жизни человека. С другой стороны, пейсли говорит о развитии, динамичности, энергии, поэтому часто используется как декор нарядов для молодоженов Индии. Примечательно, что сегодня этот принт популярен далеко за пределами Индии. Многие дизайнеры используют его при создании модных коллекций. Кроме того, узор огурец часто применяется для росписи посуды или оформления интерьера, выдержанного в восточном стиле.

Растительные орнаменты

Индия – страна, которая привлекает волшебностью и экзотичностью. Но это еще и многоконфессиональная страна, что выражается и в народном творчестве. Основой основ среди декора являются растительные и цветочные орнаменты, которыми украшаются сари. В Индии запрещено изображение лика Аллаха, людей, животных, поэтому чаще всего выбираются рисунки на растительную тематику. Самый популярный мотив – лотос, который почитается в этой стране и считается священным. Он выступает символом творческого начала, мудрости, гармонии. Часто выбираются и узоры манго, граната, гвоздики, кипариса. Что бы ни использовали индийские мастера для создания вышивок, каждая из них получается самым настоящим произведением искусства.

Геометрия

Геометрические узоры также пользуются популярностью среди орнаментов в Индии, причем каждая фигура имеет свое значение. Так, звезда является символом божественности и надежности, квадрат говорит о стабильности и честности, восьмиугольник – о надежности и защищенности. Множество вариаций у круга, которые символизируют целостность и развитие жизни.

Символика цвета

Индийская вышивка – это целое искусство, которое требует не только мастерства, но и грамотного подбора материалов, ниток, рисунков. Этот вид ремесла всегда был одним из наиболее доступных, поэтому им могли заниматься даже бедняки. Каких-то единых правил в вышивании также не было, поэтому местные мастерицы могли дать волю фантазии и создавать уникальные узоры. Примечательно, что в индийских костюмах преобладают оттенки красного, желтого, зеленого, розового цветов, каждый из которых имеет свою символику:

  • красный показывает чувственность и чистоту, поэтому выбирается для оформления свадебных нарядов;
  • желтый символизирует разум, силу мысли;
  • синий подчеркивает мужественность;
  • зеленый выступает символом плодородия и перерождения.

Каждая мастерица в Индии уделяет большое внимание правильности подбора цвета ниток с учетом назначения наряда или изделия, его символичности. В этой стране важную роль играет гармония, которая выражается во всем. И готовое изделия, кроме красивого внешнего вида, должно быть сбалансированным по цвету и форме, а главное — нести в себе определенный смысл, символику.

Вышивка в современной моде

Модные дома всего мира все чаще возвращаются к старинным традициям, воплощая в своих коллекциях самые необычные тенденции. Так, техники индийской вышивки используются дизайнерами для декора свадебных нарядов, а также остальной одежды, причем как отдельно, так и в комбинации с другими видами данного рукоделия. Благодаря этому наряды получаются по-настоящему колоритными, яркими, аутентичными.

Отдельного внимания заслуживает индийский огурец, который пережил ряд метаморфоз, но все равно остался одним из самых узнаваемых принтов. Он используется многими марками мира на самых разных видах одежды. Сегодня для создания изделий в стиле индийской вышивки используются самые простые материалы, которые могут себе позволить мастера. Однако наиболее ценными считаются вышитые золотыми или серебряными нитями изделия на парче, шелке или бархате, особенно если они дополнительно декорируются драгоценными камнями.