Пальчиковые игры на количество и счет. Пальчиковые игры на занятиях по математике

Пальчиковые игры на занятиях.

Работая с детьми среднего дошкольного возраста важно отметить, что у детей недостаточно хорошо развита речь. Поэтому я уделяю большое внимание развитию речи, с помощью пальчиковых игр в разных видах деятельности. На занятиях по математике с помощью пальчиковой гимнастики обучаю детей счёту. На занятиях по развитию речи: «Путешествие колобка» (Приложение № 2), тоже использую пальчиковую игру «Колобок», формирую слуховое восприятие, память и мышление.

С помощью потешек и пальчиковой гимнастики обогащаю словарный запас детей, развиваю их воображение и речь.

На занятиях по рисованию использовала пальчиковые гимнастики: «Красивые цветы», «Наши ручки» (Приложение №2), они нужны для расслабления кисти руки.

Диагностика развития мелкой моторики у детей в средней группе.

Я провела диагностикуразвития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, используя пособия И. Светловой.

«Рубка» (движение прямыми ладонями, пальцы сомкнуты, поочередное постукивание по столу). Большинство детей точно воспроизводили движения по моему образцу. Неточность в выполнении заключалась в том, что ладони не были выпрямлены, пальцы полусогнуты. «Соление» (поглаживание всех подушечек пальцев большим).

В движение поглаживания не вовлекаются все пальцы следующие воспитанники:

Руслан. Ш. (5,3) - поглаживал пальчики, начиная с безымянного пальца, при этом мизинец был отодвинут в сторону.

Андрей. У. (4,10), Кирилл. К. (5), Катя. П. (4,11) - поглаживали большим пальцем - средним и указательным.

«Щепоть-ладонь» (соединяя все пальцы левой руки в щепоть, изображая клюв дятла, постучать по правой вертикально раскрытой руке, с разведенными пальцами, и перенести эти движения на другую руку).

Основная трудность детей с переносом движения с одной руки на другую. Затруднения наблюдались в искажении кисти, независимо от образца. Аня. С. (5,1) - при переносе постучала сначала по кулачку, потом кулачок о кулачок, и только потом, щепотью по раскрытой ладони.

«Поочередное постукивание» (всеми пальчиками, начиная с мизинца обеими руками по столу).

Ошибки, которые допускали дети:

Артём. Ж. (4,11) , Настя. С. (5,1), Камиль. Р. (4,10) -постукивали всеми пальчиками одновременно.

Руслан. Ш. (5,3) - пальчиками постукивал поочередно, не включая большой палец.

Результаты: использование пальчиковых игр способствует развитию речи, мышления, внимания, памяти, творческого воображения.

Вывод: Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Используют пальчиковый театр в свободное время от занятий.

Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.

Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во всех видах деятельности, т.к они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Я выбрала именно это направление не случайно, т.к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.

В данной работе я попыталась показать на занятиях, в играх как необходимы для развития речи ребенка пальчиковые игры. И с этой целью провела диагностику развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста, используя пособия И. Светловой.

Надеюсь, что моя работа поможет воспитателям в работе по развитию речи детей в разных возрастах.

Заключение.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются "пальчиковые игры". Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. "Пальчиковые игры" как бы отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе "пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Литература:

1.Бардышева Т.Ю. Умелые пальчики.- М.:ООО ТД Изд-во Мир книги,2008.
2. Елецкая О.В., Е.Ю. Вареница День за днем говорим и растем. М.:ТЦ Сфера,2005.-С.54-59.
3. Закревская О.В. Развивайся, малыш! . -М.: Изд-во ГНОМ и Д,2007.-С.60,65.
4. Козырева Л.М развитие речи. Дети до 5-ти лет. Ярославль Академия развития,2007.-С.41.
5.КольцоваС.146-148,с.149-154,с.173-181.
6. Рузина М.С. Пальчиковый игротренинг. -Екатеринбург: У -Фактория, 2006.-173-180с.,189с.,200с.
7. Янушко Е. Помогите малышу заговорить!.- М. : Теревинф, 2007.- 127с., с.162.

8.Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М.,«Олма Пресс», 2001.

Приложение № 1

Раз, два, три, четыре, пять -

Вышли в садик погулять.

Ходим-ходим мы по лугу,

Там цветы растут по кругу.

Лепесточков ровно пять,

1–2 строчки - пальцем одной руки считаем пальцы на другой, слегка нажимая на подушечки.

3–4 строчки - указательным пальцем одной руки выполняем круговые поглаживания ладони другой.

5–6 строчки - считаем пальцы в обратном порядке, поглаживая их.

Затем читаем стихотворение снова и повторяем все движения на другой руке.

Поиграли - отдохните,

Ваши пальчики встряхните.

Сгибайте ваши пальчики,

Совсем как ушки зайчики.

1–2 строчки - расслабляем руки и встряхиваем их.

3–4 строчки - обе ладони с пальцами, прижатыми друг к другу, приставляем к голове и сгибаем сомкнутые пальцы несколько раз.

Стихотворение и все движения можно повторить.

Волк раскроет свою пасть,

Хочет зайчика украсть:

Щелк да щелк, и снова щелк!

Не поймает зайца волк.

Пастью щелкает напрасно -

Заяц бегает прекрасно!

1–4 строчки - указательный, средний, безымянный и мизинец на обеих руках прижимаем друг к другу, а подушечку большого пальца то прижимаем к сомкнутым четырем пальцам, то отпускаем, изображая волчью пасть. Щелкаем «пастью» на обеих руках.

5–6 строчки - расслабляем пальцы на обеих руках и «бежим» ими по столу, прикасаясь к его поверхности подушечками.

В домике сидит волчок,

Он глядит на вас в глазок,

Может дверку приоткрыть

И за пальчик укусить.

Если больно, то немножко

Разотри свои ладошки!

1–2 строчки - из обеих кистей рук делаем «подзорную трубу» или «бинокль» и приставляем к глазам.

3–4 строчки - из одной ладони делаем «волчью пасть», как в предыдущей игре, а пальцы другой руки подносим к «пасти» и захватываем их ею, выполняя поглаживающие движения подушечками.

5–6 строчки - легкими движениями растираем ладони одна о другую.

Избушка на лужочке,

Двери на замочке.

Ключик быстро подберем

И избушку отопрем.

Отряхнем ладошки,

Отдохнем немножко.

1 строчка - делаем «домик» из обеих рук, соединяя их подушечками пальцев и основаниями ладоней.

2 строчка - соединяем пальцы в замок.

3–4 строчки - выполняем вращение большими пальцами обеих рук (один вокруг другого), не размыкая замка.

5–6 строчки - размыкаем пальцы, расслабляем ладони и легкими движениями встряхиваем их.

Крылья нашей мельницы

У ветерка как пленницы -

Как ветер переменится,

Так повернется мельница.

1–4 строчки - прижимаем друг к другу ладони и выполняем растирающие вращательные движения. Пальцы при этом не соприкасаются.

Всех помощников опять

Этот брат дрова рубил,

Этот братец щи варил,

Этот брат готовил кашу

На семью большую нашу.

Этот веником махал,

Чисто-чисто подметал.

Ну а этот маленький

Спал у нашей маменьки.

1–2 строчки - хлопаем в ладоши или растираем их одна о другую.

3–8 строчки - в соответствии с текстом стихотворения пальцами одной руки растираем пальцы второй руки, начиная с большого, так, чтобы у «маменьки» «спал» мизинец. Затем повторяем все для другой руки.

Нарядили ребятки

Свои пальчики в перчатки.

Раз, два, три, четыре, пять -

Десять пальцев - как отряд,

И костюму каждый рад.

Стать сильными стараются,

Спортом занимаются.

1–2 строчки - растопыриваем пальцы обеих рук (ладонями наружу).

3–4 строчки - повторяем дважды и во время счета сгибаем поочередно все пальцы.

5–6 строчки - сжимаем ладони в кулаки, а затем разжимаем. Действия выполняем обеими руками одновременно.

После завтрака мы с вами

В лес поедем за дровами.

Пилим-пилим, пилим-пилим!

Быстро мы бревно осилим!

Рубим-рубим, рубим-рубим!

Топором работать будем.

Привезем домой дрова,

Сложим посреди двора.

1–2 строчки - сомкнутыми пальцами обеих рук поочередно проводим по внутренней стороне предплечий.

3–4 строчки - ставим на стол обе ладони ребром и «пилим», совершая движения вперед-назад.

5–6 строчки - кулаком или ребром ладони «рубим», постукивая по столу.

7–8 строчки - выполняем собирающее движение, словно сгребаем все дрова в кучу, захватываем ее, приподнимаем и снова опускаем на стол, поглаживая его ладонями.

Скачет на коне Егорка

То на горку, то под горку.

Раз, два, три, четыре, пять -

Весело ему скакать!

Выезжает в чисто поле -

Есть где разгуляться вволю!

1–4 строчки - одну руку сжимаем в кулак, пальцами другой «переступаем» по косточкам и ямкам между ними.

5–6 строчки - разжимаем руку и пальцами другой руки круговыми движениями поглаживаем ладонь.

Повторяем все для другой руки.

Пляшут в кухне на стене

Солнечные зайчики,

А у Маши расшалились

Маленькие пальчики.

Быстро бегают они

По Машиной ладошке.

Успокойтесь, шалуны,

Отдохнем немножко!

1–2 строчки - подушечками пальцев обеих рук «бегаем» по столу или стене.

3–4 строчки - пальцами одной руки «бегаем» по ладони другой.

5–6 строчки - пальцами одной руки поглаживаем ладонь другой.

Повторяем все действия для второй руки.

Две ладошки - два домишки.

Там живут бродяги-мишки.

Вот поспят они немножко

И помчатся по дорожкам.

А дорожки - две руки.

Ну-ка, мишкам помоги:

Их на санки посади,

По дорожкам прокати!

1–4 строчки - сжимаем и разжимаем кулаки.

5–8 строчки - сомкнутыми пальцами одной руки поглаживаем внутреннюю сторону предплечья от локтевого сустава до запястья, затем делаем то же самое другой рукой.

Игру можно повторить несколько раз.

Раскатились по дорожке

Разноцветные горошки.

Птички весело клюют,

Нам горошки не дают.

Дайте мне горошинку!

Я такой хорошенький!

1–2 строчки - подушечками пальцев обеих рук выполняем легкие постукивания по поверхности стола, изображая раскатившиеся горошинки.

3–4 строчки - пальцы обеих рук собираем в щепоть и «клюем» воображаемые горошинки.

5 строчка - складываем руки лодочкой, вытягиваем их вперед и «просим» горошинку.

6 строчка - обеими ладонями гладим себя по щекам или по голове.

В море лодочка плыла,

В ней лиса веслом гребла.

Притомилася лиса,

Распустила паруса.

Теперь на лавочке сидит,

На море в бинокль глядит.

1 строчка - складываем ладони лодочкой и делаем несколько волнообразных движений.

2 строчка - разнимаем ладони и «гребем» обеими руками в разных направлениях.

3–4 строчки - поднимаем руки над головой и растопыриваем пальцы.

5–6 строчки - сжимаем ладони в кулаки и прикладываем к глазам, изображая бинокль.

Девочки и мальчики!

Расправьте свои пальчики!

Пополам согните,

В кулачок сожмите!

Раскройте ладошки,

Встряхните немножко!

Чтобы правильно писать,

Надо ручкам отдыхать!

Выполняем все движения согласно тексту стихотворения. Для занятий в детском саду можно менять текст 7 строки: «Чтоб красиво рисовать» или «Чтоб красиво вырезать».

Ежик Николка под елку свалился,

Ежик Николка по травке катился.

Брюшко решил он на солнце погреть,

Ну и конечно, слегка загореть.

Солнышко скрылось, ежик замерз,

Успел загореть только маленький нос.

1–2 строчки - сжимаем руки в кулаки и суставами пястных костей и фаланг пальцев совершаем перекатывающие движения по столу.

3–4 строчки - разжимаем кулаки и поглаживаем одной ладонью другую.

5–6 строчки - пальцами рук поочередно прикасаемся к кончику носа.

Пошла гулять Маринка

По узенькой тропинке.

У леса на лужочке

Рвала она цветочки.

Пока домой бежала,

Цветочки растеряла.

1–2 строчки - указательными и средними пальцами обеих рук «ходим» по столу.

3–4 строчки - соединяем подушечки пальцев на обеих руках и «рвем цветы», то раскрывая, то закрывая щепоть.

5–6 строчки - раскрываем обе ладони и, прикасаясь подушечками пальцев к поверхности стола, «бежим» домой.

Приложение № 2

Занятие по развитию речи в средней группе "Путешествие колобка"

Программное содержание:

    Развивать у детей разговорную речь - учить использовать глаголы, прилагательные, согласовывать их с существительными в числе, роде, падеже; умение использовать предлоги "над, под, около, с".

    Совершенствовать навыки общей и мелкой моторики, используя разные материалы.

    Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

    Формирование навыков учебной деятельности.

Предварительная работа:

    чтение сказок "Колосок", "Три медведя", "Колобок",

    обыгрывание на фланелеграфе,

    игры в настольный театр.

Материал для занятия:

    Демонстрационный: настольный театр "Колобок", сюжетное панно (рис.1), искусственная ель, волшебный мешок, пластиковые шары на каждого ребенка.

    Раздаточный: Основное поле (рис.1), карточки с изображением животных (рис.2), колобок (рис.3), спичечные палочки, цветные карандаши, зеленые треугольники по 3 на каждого ребенка.

Ход занятия

Дети под музыку по дорожке входят в группу и становятся полукругом.

Воспитатель:

По дорожке мы пойдем,
Прямо в сказку попадем.
Раз, два, три, четыре, пять -
Будем в сказку мы играть.

Дорогие мои ребятки! Вы любите слушать сказки? Я тоже очень люблю сказки, а вы мне поможете их рассказать.

(воспитатель подводит детей к столику, где выставлены персонажи настольного театра "Колобок")

Из муки он был печен,
На сметане был мешен,
На окошке он студился
По дорожке:(укатился)
Был он весел, был он смел,
И в пути он песню: (пел)
Кто же это?.. (Колобок)

Ребята! А какую же песню пел колобок?

Пальчиковая игра "Колобок"

Я, колобок, колобок! (катают в руках воображаемый колобок)
По сусекам скребён, (правой ладонью скребут по левой ладони)
По амбару метен, (имитируют подметание пола)
На сметане мешен, (делают круговые движения кистью правой руки)
В печку сажен, (показывают обе руки, вытянутые вперед)
На окошке стужен. (показывают руками окно)
Я от бабушки ушел, (перебирают средним и указательными пальцами правой руки по ладони левой)
Я от дедушки ушел.

А как вы думаете, куда покатился колобок по дорожке? (ответы детей)

Давайте вспомним, кого встретил колобок в лесу.

(дети садятся за столы, на которых лежат карточки с изображением зайца, волка, медведя, лисы (рис.3)и отдельно колобок (рис.4)).

Что-то я совсем забыла, кого колобок встретил первым?

Поставьте своего колобка возле зайца. Потом кого он встретил? (волка)

(Дети ставят своего колобка возле волка)

Что сказал ему волк? ("Колобок, колобок! Я тебя съем!") Встретился колобку медведь (дети ставят колобка возле медведя) и сказал ему тоненьким голосом: "Колобок, колобок! Я тебя съем!"

Или я что-то напутала, помогите мне. (медведь сказал толстым, грубым голосом)

Но наш колобок непростой, он после встречи с лисой убежал от нее и покатился дальше.

(У детей на столах лежит сюжетное панно)

На нашей следующей карточке нарисована дорожка, давайте вместе с колобком прокатимся по дорожке, колобок держим правой рукой. Катится колобок, катится, а навстречу ему: (еж).

Посмотрел колобок на ежа и удивился. Как колобок удивился, покажите.

(Ой! - дети показывают удивление) Ребята с нашим ежиком случилась беда -потерял он иголки, давайте поможем ему их собрать, сделаем их из спичечных палочек.(дети выкладывают колючки ежу из спичек)

Какие у нас с вами ежи замечательные получились! Колобок решил полюбоваться на ежа, но колобок у нас маленький, а еж большой. Давайте предложим колобку посмотреть на колобка с пенька. Подкатился колобок к:(пеньку), взобрался на: (пенек), посмотрел на ежа с: (пенька). Очень понравился колобку еж, и он улыбнулся. Я предлагаю нарисовать нашему колобку улыбку. Какого цвета карандаш нам для это будет нужен, как вы думаете? (красный) Какой получился у вас всех колобок? (радостный, веселый) А сейчас покажем колобку как мы умеем радоваться.

(дети выходят из-за столов и делают физминутку)

Ножками затопали, (топают ногами)
Ручками захлопали. (хлопают руками)
Хи-хи-хи, (руки в стороны)
Ха-ха-ха (руки вверх)
Вот какая красота! (хлопают)

(дети садятся за столы)

Да у ели тоже есть иголки. Молодцы! А давайте сделаем ели для каждого вашего колобка, я предлагаю использовать для этого треугольники желтого цвета (дети исправляют воспитателя, нужны треугольники зеленого цвета).

Я очень рада, что вы у меня такие внимательные! (дети выкладывают ель, используя нарисованный ствол) Наши ребята просто молодцы, целый лес еловый сделали! (В центре группы появляется искусственная ель).

Ребята мы все вместе сочинили продолжение сказки "Колобок". Понравилась вам она? (ответы детей)

Посмотрите, в нашей группе тоже выросла ель, давайте подойдем к ней.

(дети подходят к ели и становятся в круг)

Это, наверное, колобок нам сделал какой-то сюрприз сделал. Давайте его поищем. Где же он мог его оставить? Посмотрим сначала на: (ель), потом под: (ель). (Дети находят волшебный мешок) Вам хочется узнать что там? (Дети ощупывают, делают предположения, воспитатель высыпает из мешка разноцветные пластиковые шары) Шары и все они похожи на кого? (на колобка). Я предлагаю вам поиграть с ними (звучи музыка).

Занятия по математике в средней группе

Тема: План (карта путешествий)

Программные задачи:

    Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве

    Формировать умение составлять простейшие геометрические фигуры из палочек и ниток на плоскости стола, обследовать и анализировать их зрительно-осязательным способом

    Закрепить счёт в пределах 5, формировать представление об обратном счёте

Материал:
Демонстрационный – игрушки, билеты в театр, таблица с планом, набор цифр от 1 до 5.
Раздаточный – счётные палочки, нитки.

Ход занятия.

1. Игра «Театр»

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в театр зверей. Вначале надо купить билеты. Как вас много желающих. Мы будем заходить группами по несколько человек, по пять.
Задание первой группе: Кто в вашей группе первый, третий, пятый? (раздаю цифры)
Задание второй группе: посчитайте от 1 до 5 (раздаю цифры)
Задание третьей группе: назовите числа по порядку, начиная с «хвоста» (раздаю цифры)
Воспитатель: Молодцы! Переверните карточку с цифрой – это приглашение-билет в театр (изображены животные).
Рассаживайтесь на стулья, согласно купленным билетам.

2. Работа с планом.

Сказка «Заяц и лиса» (с использованием игрушек)

Воспитатель: Жили-были Заяц и Лиса. Надоело им ссориться, решили они жить дружно. Пригласила Лиса Зайца в гости. Жила она далеко, не сразу дойдёшь. Нарисовала Лиса Зайцу дорогу к своему дому (воспитатель помещает план на доске). Расскажите, как дойти до Лисы.

ПЯТЬ ПАЛЬЦЕВ

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки. На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

(Дети анализируют план совместно с воспитателем)

Воспитатель: Сколько дорог ведёт к домику Лисы?
Захотелось Зайцу искупаться. Помогите ему дойти до озера.
Решил Заяц угостить Лису грибами. Как ему попасть на грибное место?

3. Физминутка.

Воспитатель: представьте, что идём к Лисе в гости. А в лесу столько ягод. Давайте соберём Лисе земляники.
Дети шли, шли, шли
Землянику нашли!
Ах, какая ягода!

4. Игра «Составь фигуру»

У каждого ребёнка на столе по 2 верёвочки и набор счётных палочек.

Задания:

    Составьте □ и ∆. Сколько палочек вам потребуется?

    Покажите стороны □ и ∆. Сколько их? Сколько углов?

    Сделайте из ниток Ο и 0 (овал)
    Можно ли составить их из палочек? Почему? Чем похожи эти фигуры?

5. Игра «Верёвочка» (Даю толстую верёвочку, связанную в кольцо)

Воспитатель: Дети, возьмитесь за верёвочку руками и образуйте Ο, 0 (овал), □, ∆.

Приложение№3

Пальчиковая гимнастика (2-3лет).

Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
- То-то хорошенький, - 1
То-то пригоженький; - 2
Ходит бочком, - 3
Уши торчком, - 4
Нос пятачком! - 5


- Петушок, петушок, - 1
Золотой гребешок, - 2
Масляна головушка. - 3
Шелкова бородушка, - 4
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? - 5


Водичка-водиченька, - 1
Умой мое личико! - 2
Чтобы щечки алели, - 3
Чтобы глазки блестели, - 4
Чтоб смеялся роток, - 5
Чтоб кусался зубок!

Солнышко-вёдрышко! - 1
Взойди поскорей, - 2
Освети, обогрей -3
Телят да ягнят, - 4
Еще маленьких ребят - 5


Ножки, ножки, де вы были? - 1
- За грибами в лес ходили.
- Что вы, ручки, работали?
- Мы грибочки собирали. - 2
- А вы, глазки, помогали?
- Мы искали да смотрели – 3
Все пенёчки оглядели. - 4
Вот и Ванюшка с грибком, - 5
С подосиновичком!

ПАЛЬЧИК-МАЛЬЧИК

Пальчик-мальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

На первую строчку показать большие пальцы на обеих руках. Затем поочередно соединять их с остальными пальцами.

В прятки пальчики играли

И головки убирали.

Вот так, вот так,

И головки убирали.

Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках.

Капустка

Мы капустку рубим - рубим

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку трём-трём,

Мы капустку жмём-жмём.

1. Прямыми ладонями, пальцы зафиксированы, имитируем движения топора, вверх, вниз - движения повторяющиеся, ритмичные;

2. поочередное поглаживание подушечек пальцев, пальцы собраны в щепоть - имитация соления;

3. потирание кулачка о кулачок - движения вертикальные, вверх - вниз;

4. энергично сжимаем пальцы в кулак, сжимаем и разжимаем - движения ритмичные, одновременные.

Дятел

Тук-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне

Долбит клювом по коре.

1. 6-7 раз подряд постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой;

2. - наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой;

3. соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла и слегка ударять по ладони левой руки, пальцы которой развести в стороны, изображая дерево;

16 ) дают взаимооценку деятельности и её результативности...

  • Литература стр. 29

    Литература

    ... стр . 16 Социализация щенка стр . 19 Отработка начальных команд дрессировки стр . 21 Забота о здоровье стр ... немецкой овчарки стр . 28 Литература стр . 29 Для заметок стр . 30 НЕМЕЦКАЯ... Еще одна поездка в город. 16 недель. Возраст изучения щенком окружающего...

  • Литература стр. 17 (2)

    Литература

    Шеграскому району……………… …………………... ..стр . 11 7) По Томскому району…………………………………...........стр . 12 Заключение……………………………………………………...стр . 16 Литература ………………………………………………………стр . 17 Введение...

  • Зоя Несвитайло

    Тема : «Геометрические фигуры вокруг нас »

    Аннотация : Конспект непосредственно образовательной деятельности - «Познание » , для детей средней группы (4-5 лет) . Дети закрепляют названия геометрических фигур , умение определять фигуры на ощупь , находить геометрические фигуры в предметах окружающего мира. В основном решаются задачи образовательной области «Познание » , а также представлены области «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Физическая культура» , «Художественное творчество» .

    Поставленная проблемная ситуация создает мотивационную готовность дошкольников к взаимодействию с воспитателем, а успешное сочетание разных видов деятельности (коммуникативная, познавательная , двигательная) позволяет сохранить у детей познавательную активность на протяжении всей деятельности.

    Программное содержание :

    Цель : обобщить и систематизировать знания воспитанников о геометрических фигурах .

    Задачи :

    1. Обучающие :

    Учить устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;

    Продолжать учить действовать по словесной инструкции педагога;

    Закрепить знание свойств геометрических фигур , умение соотносить сенсорный образец с предметами окружающего мира;

    Повышать познавательную активность детей за счет привлекательности процесса обучения, его эмоциональной мотивированности, сюжетности;

    Продолжать учить составлять рисунок из готовых форм;

    Закреплять умение наклеивать готовые формы на картонную основу.

    2. Развивающие :

    Расширять представления детей о семье , как о людях, которые живут вместе; уточнить понятие «семья» , «родственники» ;

    Развивать связную речь;

    Развивать аналитическое, эстетическое восприятие, устойчивое внимание, память, воображение;

    Развивать интерес к аппликации как виду деятельности.

    3. Воспитательные :

    Воспитывать познавательный интерес ;

    Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу во время совместной деятельности;

    Воспитывать желание помогать другим, нуждающимся в нашей помощи.

    Методы :

    1. Игровые : мотивация, физкультминутка;

    2. Словесные : беседа, рассказ, объяснение, проблемные вопросы;

    3. Наглядные : рассматривание геометрических фигур , предметов ближайшего окружения, образца для аппликации;

    4. Практические : выполнение творческого задания - аппликация «Самолет» .

    Приемы : Погружение в игровую ситуацию, коллективная работа, беседа, голосовая и эмоциональная модуляция.

    Предварительная работа : чтение художественной литературы, беседы о профессиях, наблюдение за предметами ближайшего окружения, знакомство с техникой работы по образцу.

    Здоровье сберегающие технологии : гимнастика для глаз «Совушка» , физкультминутка, пальчиковая гимнастика.

    Аппаратное обеспечение : магнитофон.

    Программное обеспечение : аудиозапись (сл. Ю. Ким, музыка В. Дашкевич «В гостях у сказки» )

    Реализация Федеральных государственных требований : интеграция полученных навыков и умений воспитанника через образовательные области «Познание » , «Социализация» , «Коммуникация» , «Здоровье» , «Художественное творчество» .

    Образовательные ресурсы : программа «Детство» Бабаева Т. И., Ноткина Н. А. ; «Математика-это интересно. Игровые ситуации для детей » . Михайлова З. А., Чеплашкина И. Н. ; «Логика и математика для дошкольников» Носова Е. А.

    Ход НОД

    I. -Ребята любите ли вы сказки? Сегодня мы с вами придумаем свою сказку. Согласны? (ответы детей ) . Сказка будет необычная, а математическая. (звучит аудиозапись «В гостях у сказки» )

    В одном царстве-государстве геометрических фигур жил-был царь . Это был большой желтый квадрат (дети кладут перед собой фигуру ) . Царицей там был большой желтый круг (находят круг и кладут его рядом с квадратом) . Были еще царевич-маленький желтый квадрат и царевна-маленький желтый круг.

    Посмотрите внимательно на фигуры , которые вы положили. Чем они похожи? (Цветом) .

    Как одним словом назвать царя, царицу, царевича, царевну? (семья) .

    Кем в этой семье является царь? (царица) .

    Кем им приходится царевич и царевна?

    Кто между собой царевич и царевна?

    А у вас есть братья и сестры?

    А еще, ребята, всех членов семьи называют родственниками. Слово «род» означает «одна большая семья» . Родственники - это люди, родные друг другу : братья, сестры, мамы, папы, бабушки и дедушки.

    А как должны относиться люди друг к другу в семье? (уважать, защищать, дружить, ухаживать) .

    А еще у царской семьи были слуги, они выполняли разную работу.

    Как вы думаете, что делал лекарь? (лечил)

    А как называется сейчас человек, который лечит людей?

    (доктор, врач)

    Где работают врачи? (в больнице, поликлинике)

    Лекарем был маленький синий треугольник.

    Большой зеленый прямоугольник был парикмахером.

    Чем он занимался? (делал прически, стриг волосы) .

    Как вы думаете, кто готовил обед? (повар) . Поваром был маленький красный овал.

    II. - Жители этого государства жили дружно и счастливо, пока не случилась беда. Злой волшебник заточил всех жителей страны в темное подземелье. Вы хотите помочь геометрическим фигурам ? (Да)

    Физкультминутка

    Путь к подземелью долгий и трудный. Сначала нам придется идти по топкому болоту и, чтобы не провалиться в него, нужно наступать только на проложенные следы.

    1. «Топкое болото» На полу выложена дорожка из синих следов правой ноги и зеленых следов левой. Дети идут по дорожке, называя ногу.

    Вот и вход в подземелье. Чтобы добраться до двери, за которой спрятаны наши друзья, надо пройти по длинному коридору, у которого потолок становится все ниже и ниже.

    2. «Вход в подземелье» Дети идут по группе , сначала нагибая голову, затем прогнувшись, на корточках, ползком.

    III. – Дверь закрыта на хитрый замок. Чтобы открыть его,

    следует выполнить одно задание.

    Дид/игра «Найди пару»

    Каждый ребенок получает карточку и находит ей пару. (Карточки парные : на одной из них – цифра, на другой - соответствующее ей количество точек).

    IV. - Замок мы с вами открыли, можно заходить в подземелье и пытаться найти фигуры . Ребята в подземелье очень темно, чтобы наши глаза привыкли к темноте нужно сделать зрительную гимнастику.

    Гимнастика для глаз «Совушка»

    Закрыть глаза и держать закрытыми на счет 1-4.

    Широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль и держать открытыми на счет 1-5. (Повторить 4-5 раз) .

    Дид/игра «Найди на ощупь»

    «Подземелье» - муфта, сшитая по принципу рукава. В муфте находятся геометрические фигуры по количеству детей . Каждый ребенок двумя руками ощупывает какую-либо фигуру и , не вынимая ее из муфты, называет ее.

    Пальчиковая гимнастика

    И фигуры называть

    Вот квадрат, а вот кружок

    Треугольничек и ромб,

    А еще прямоугольник

    Их по счету ровно пять.

    Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца складывают пальчика обеих рук в виде геометрических фигур . Показывают раскрытую ладошку.

    v. Дид. / игра. «Подбери по форме» .

    Ребенок получает карточку, представляющую собой лист бумаги, разделенный, на пять квадратов. В среднем из них расположена какая-либо геометрическая фигура . Ребенок выбирает ту карту, на которой расположена фигура , которую он достал из муфты, и начинает подбирать картинки, напоминающие по форме эту фигуру .

    Молодцы, ребята! Вы справились со всеми трудностями, которые подстерегали вас на вашем пути, освободили геометрические фигуры из заточения . Наши друзья благодарят вас за это. Им очень хочется быстрее попасть домой, но как это сделать? А давайте отправим их домой на большом, красивом самолете. Вы, конечно, спросите где его взять? Конечно, сделать!

    Аппликация (коллективная работа) «Самолет»

    Дети собирают из геометрических фигур самолет и приклеивают на большой лист картона.

    Царская семья благодарит детей за подарок , за помощь.

    Заключительная часть.

    Молодцы, ребята! Я тоже хочу поблагодарить вас за то, что вы были смелыми, дружными, внимательными и старательными.

    Давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?

    Какое задание было самое интересное?

    Какое задание самое трудное? (ответы детей ) .

    Кому сегодня было интересно пусть возьмет себе улыбающийся смайлик, а кому было трудно, не интересно- грустный смайлик.

    Приложение :



    Пальчиковая гимнастика для детей

    Методические указания

    «Колечки»

    Подушечки больших пальцев не просто поочередно прикасаются к подушечкам остальных пальцев, а с силой надавливают на них.

    «Кулачки»

    С силой плотно прижимать согнутые пальцы к ладоням.

    «Лучики»

    При разжимании кулачков напрягать выпрямленные пальцы.

    «Веер»

    Прямые напряженные пальцы сдвигать вместе и раздвигать.

    «Замок»

    Соединить ладони обеих рук, пальцы скрестить и согнуть, прижимать их к тыльной стороне кистей.

    «Гребешок»

    Положение ладоней как в предыдущем упражнении, но скрещенные пальцы прямые и напряжены.

    «Клювики»

    Большой и указательный пальцы ритмично соприкасаются подушечками, остальные пальцы выпрямлены и прижаты друг к другу.

    «Коза»

    Соединить подушечки большого, среднего и безымянного пальцев; указательный палец и мизинец выпрямить и пошевелить ими.

    «Маятник»

    Прямой указательный палец наклонять влево и вправо, остальные пальцы согнуты в кулачок.

    «Кнопочки»

    Кисти рук держать параллельно друг другу, с надавливанием ритмично соединять подушечки одноименных пальцев («стучать» подушечками).

    «Коготки»

    Прямые пальцы разведены, напряжены – ритмично сгибать первые и вторые фаланги пальцев.

    «Белочка»

    Прыгает по веточкам

    Невеличка-белочка.

    Мелькает хвостик сред ветвей. Кто угонится за ней?

    Большим пальцем поочередно касаются остальных пальцев, выполняя упражнение сначала одной, затем другой рукой.

    «Кто спит зимой?»

    Медведь в берлоге крепко спит, Всю зиму до весны сопит.

    Спят зимою бурундук,

    Колючий ежик и барсук.

    Только заиньке не спится – Убегает от лисицы.

    Мелькает он среди кустов, Напетлял – и был таков!

    Сжимают пальцы в кулачок, начиная с мизинца. Показывают большой палец, вращая им. Соединяют большой палец правой руки с указательным пальцем левой и наоборот

    «В гостях у сказки»

    Раз, два, три, четыре, пять – Любим сказки мы читать.

    Царевна-Лягушка,

    Конек-Горбунок,

    Мышка-норушка и Колобок. Курочку Рябу назвать еще надо – Героев из сказок вспомнить мы рады.

    Разжимают пальцы из кулачка, начиная с мизинца. Сжимают пальцы в кулачок, начиная с большого пальца.

    Будем сказки называть:

    Эта сказка – «Теремок».

    Эта сказка – «Колобок».

    Эта сказка – «Репка»:

    Про внучку, бабку, дедку.

    «Волк и семеро козлят» -

    Этим сказкам каждый рад.

    Вытягивают руки вперед, играя пальчиками. Поочередно касаются большим пальцем остальных, начиная с указательного. Показывают большой палец.

    «Веселая встреча»

    Здравствуй, котенок!

    Здравствуй, козленок!

    Здравствуй, щенок!

    И здравствуй, утенок!

    Здравствуй, веселый, смешной поросенок!

    Разгибают пальцы, начиная с мизинца, пошевеливают каждым пальцем, приветствуя животных.

    «Смешные человечки»

    Бежали мимо речки смешные человечки.

    Прыгали, скакали,

    Солнышко встречали.

    Забрались на мостик

    И забили гвоздик.

    Потом – бултых в речку.

    Где же человечки?

    «Человечки»-пальчики бегут по «дорожкам»-рукам детей, стоящих напротив друг друга. Пальчиками «попрыгать» на плечах друг друга. Ласково положить руки на щеки друга. Сложить мостик из рук. Постучать кулачками. Наклониться и свободно покачать руками. Спрятать пальчики под мышки друг друга.

    Упражнения

    для развития мелкой моторики без речевого сопровождения

    1. Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца («пальчики здороваются»).

    2. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

    3. То же упражнение производится одновременно пальцами правой и левой руки.

    4. Пальцы правой руки дотрагиваются до пальцев левой руки по очереди («здороваются»): сначала большой палец - с большим, затем указательный - с указательным и т.д.

    5. Пальцы правой руки все одновременно «здороваются» с пальцами левой руки.

    6. Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им («оса»).

    7. Те же движения производятся указательным пальцем левой руки.

    8. Те же движения одновременно производятся указательными пальцами обеих рук («осы»).

    9. Указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу («человечек»).

    10. Те же движения производится пальцами левой руки.

    11. Те же движения одновременно производятся пальцами обеих рук («Дети бегают наперегонки»).

    12. Вытянуть указательный палец к мизинцу правой руки («Коза»).

    13. То же упражнение выполняется одновременно пальцами обеих рук («Козлята»).

    14. То же упражнение выполняется пальцами левой руки.

    15. Образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединив их («Очки»).

    16. Вытянуть вверх указательный и средний пальцы правой руки, а кончику безымянного пальца и мизинца соединить с котиком большого пальца («зайчик»).

    17. Те же упражнение выполняется пальцами левой руки.

    18. То же - одновременно пальцами обеих рук («зайцы»).

    19. Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставить пальцы («деревья»).

    20. Пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движение вверх-вниз («птички летят, машут крыльями»).

    21. Поочередно сгибать пальца правой руки, начиная с большого пальца.

    22. Выполнять те же упражнения, только сгибать пальцы, начиная с мизинца.

    23. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

    24. Согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца.

    25. Выполнять то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца.

    26. Выполнять два предыдущих упражнения пальцами левой руки.

    27. Все пальцы, кроме большого, соединить вместе, большой палец вытянуть вверх («флажок»).

    28. Согнуть обе руки в кулаки, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их («двое разговаривают»).

    29. Правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально («струя» - «кресло»).

    30. Правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку («стол»).

    31. Согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие оставить сверху отверстие («бочонок с водой»).

    32. Левая рука в том же полевении, указательный палец правой руки вставить в отверстие сверху («птичка пьет водичку»).

    33. Пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к другу («миска» - «гнездо»).

    34. Обе руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, а большие пальцы спущены внутрь («птичье гнездо с яйцами»).

    35. Держа пальцы вверх, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или вытянуть горизонтально внутрь («ворота», «дверь»). 36. Соединить под углом кончику пальцев правой и левой рук («крыша», «башня», «дом»).

    37. Руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить горизонтально перед «крышей».

    38. Пальцы в том же положении, что и в предыдущих двух упражнениях, только большие пальцы находятся по обеим сторонах «прилавка» (его изображают указательные пальцы, расположенные горизонтально) и «разговаривают» друг с другом.

    39. Поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук («мост», «дорога», «дом»). 40. Руки в вертикальном положении, ладони обеих рук прижать друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы («чашечка», «цветок»).

    41. Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз («корни растений»).

    42. Вытянуть указательный палец правой руки, остальные пальцы «бегут по столу» («бежит собака», «бежит лошадь»).

    43. Пальцы правой руки находятся в том же положении, что и в предыдущем упражнении, но расставить указательный и средний пальцы девой руки (они изображают «всадника»), посадить «всадника» на «коня» - указательный палец правой руки.

    44. Положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцу, расставить их («улитка с усиками»).

    45. Правая рука - как в предыдущем упражнении, а левую положить сверку («раковина улитки»).

    46. Средний и безымянный палец правой руки прижать большим пальцем к ладони, указательный палец и мизинец согнуть, поднять руку вверх («кошка»).

    47. Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палеи и мизинец, слегка согнув, поднять вверх («кошка», «собака»).

    48. Левую руку согнуть в кулак, большой палец поднять вверх, обвить его пальцами правой руки («птица в гнезде»).

    49. Концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их («лодочка»).

    50. Скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы («солнечные лучи»).

    51. Прижать тыльные стороны друг к другу, скрестив пальцы, поднять их («елка», «ветви»).

    52. Скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны рук обращены вверх. Опустить средний палец правой руки вниз и свободно вращать им («колокол»).

    53. Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук - вверх, большие пальцы вытянуты вверх («пассажиры в автобусе»).

    54. Катание пластмассовых шариков.

    55. Разрывание бумаги на мелкие куски.

    56. Нанизывание колец, крупных пуговиц, бусин.

    57. Застегивание пуговиц.

    58. Развязывание и завязывание узлов.

    59. Шнуровка ботинок.

    60. Складывание пирамидок, домиков и др.

    61. Игра «почтовый ящик».

    62. Лепка, рисование, штриховка, работа с мозаикой, палочками, конструктором и т.п.

    63. Пальчиковые игры («сорока-белобока», «индейская лесенка»).

    64. Теневой театр.

    Упражнения по коррекции стереогнозиса

    Стереогнозис (стерео + греч. gnosis познавание) - это способность узнавать предметы путем их ощупывания.

    а) определение фактуры различных предметов с закрытыми глазами, сначала «лучшей» затем «худшей» рукой;

    б) развитие способности определения формы различных предметов наощупь, сначала «лучшей», затем «худшей» рукой;

    в) определение формы различных геометрических тел по величине, толщине и др.;

    г) определение фактуры ткани наощупь;

    д) определение объемных цифр, букв наощупь;

    е) сортировка 2 и 3 видов предметов наощупь.

    Комплексы пальчиковой гимнастики

    1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь-вместе).

    2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет «раз, два, три»)

    3. Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т.д.)

    4. Человечек (указательный и средний пальцы правой, а потом левой руки бегают по столу, те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («дети бегут наперегонки»)

    5. Дети бегут наперегонки (движения, как и в четвертом упражнении, но выполняют обе руки одновременно)

    6. Кольцо (кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; то же упражнение выполнять пальцами левой руки; те же движения производить одновременно пальцами правой и левой руки)

    7. Бочонок с водой (согнуть пальцы левой руки в кулак, оставив сверху отверстие)

    8. Поочередное приподнимание и опускание пальцев (кисти рук лежат на столе):

    а) правой руки,

    б) левой руки,

    в) обеих рук одновременно.

    Пальчиковая гимнастика

    1.Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе)

    2. Птички (поочередно большой палец соединяется с остальными)

    3. Гнездо (соединить обе руки в виде чаши, пальцы плотно сжать)

    4. Цветок (то же, но пальцы разъединены)

    5. Корни растения (прижать корни-руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз)

    6. Рожки (руки в кулак, подняты вверх только мизинцы и указательные пальцы, синхронно)

    7. Свободное похлопывание кистями по столу поочередно и одновременно

    8. «Коготки» - сильное полусгибание и разгибание пальцев.

    1. Пчела (указательным пальцем правой, а затем и левой руки вращать вокруг)

    2. Пчелы (то же упражнение выполняется двумя руками)

    3. Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыв их)

    4. Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы)

    5. Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх)

    6. Ушки (показываем пальцами обеих рук латинскую букву «V», синхронно)

    7. Кулак-ладонь. Руки вытянуты вперед на уровне груди. Одна рука сжимается в кулак и сгибается в локте одновременно, другая выпрямленной ладонью вниз, затем положение рук меняется

    8. Ножницы - разведение пальцев в стороны и сведение вместе сначала одной, затем другой руки, затем обеих pyк вместе.

    Пальчиковая гимнастика

    1. Замок (на счет «раз» - ладони вместе, а насчет «два» - пальцы соединяются в замок)

    2. Лиса и заяц (лиса крадется - все пальцы медленно шагают по столу вперед;

    заяц убегает - перебирая пальцами, быстро движутся назад)

    3. Паук (пальцы согнуты, медленно перебираются по столу)

    4. Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе)

    5. Счет до четырех (большой палец соединяется поочередно со всеми остальными)

    6. Сгибаем, разгибаем (согнуть пальцы правой руки в кулак, поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только выпрямлять пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

    7. Кулак-кольцо. Пальцы одной руки сжимаются в кулак, а пальцы другой по очереди с большим образуют кольцо, затем положения рук меняются

    8. Разведение кистей в стороны, не размыкая запястий (руки вытянуты вперед)

    Потешка
    Hу-ка, братцы, за работу!

    Покажи свою охоту.

    Большому - дрова рубить.

    Печи все - тебе топить.

    А тебе - воду носить.

    А тебе - обед варить.

    А малышке - песни петь.

    Песни петь, да плясать,

    Родных братьев забавлять.

    Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулачок, поочередно загибая все пальцы.

    Пальчиковая гимнастика

    1. Сгибание-разгибание пальцев (поочередно сгибать пальцы правой руки, начиная с большого пальца; выполнить то же упражнение, только сгибать пальцы, начиная с мизинца; выполнить два предыдущих упражнения пальцами левой руки)

    2. Миска (пальцы обеих рук слегка согнуть и приложить друг к друг)

    3.Крыша (соединить под углом кончики пальцев правой и левой рук)

    4. Магазин (руки в том же положении, что и в предыдущем упражнении, только указательные пальцы расположить в горизонтальном положении перед крышей)

    5.Цветок (руки в вертикальном положении, прижать ладони обеих рук друг к другу, затем слегка раздвинуть их, округлив пальцы)

    6.Птички летят (пальцами обеих рук, поднятых к себе тыльной стороной, производить движения вверх-вниз)

    7. Надавливание поочередно подушечками пальцев на поверхность стола. Выполняется сначала одной, затем другой, а после этого обеими руками одновременно

    8. Упражнения с замком (пальцы переплетены, ладони сжаты): сдавливание ладоней, повороты, наклоны вправо-влево, разжимание пальцев, не расцепляя замка-"Солнечные лучи".

    Массаж рук

    Проводится сначала на одной руке, затем на другой.

    1. Поглаживание от кончиков пальцев до середины руки с внешней и тыльной стороны

    2. Разминание пальцев: интенсивные круговые движения вокруг каждого пальца

    3. Упражнение «Сорока-белобока»

    4. Интенсивные движения большого пальца вперед-назад, вверх-вниз, по кругу

    5. Сгибание-разгибание всех пальцев одновременно

    6. Сгибание-разгибание руки в кистевом суставе

    7. Интенсивное растирание каждого пальца

    8. Точечный массаж каждого пальца между фалангами с боковых и

    фронтально-тыльных сторон

    9. «Пальцы ложатся спать»: поочередное загибание пальцев, затем их одновременное выпрямление в сопровождении стихотворения:

    Этот пальчик хочет спать,

    Этот пальчик прыг в кровать,

    Этот пальчик прикорнул,

    Этот пальчик уж уснул.

    Тише, пальчик, не шуми,

    Братиков не разбуди.

    Встали пальчики, ура!

    В детский сад идти пора.

    10. «Пальчики здороваются»

    11. Повторить первое упражнение.

    Самомассаж кистей и пальцев рук

    1. Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.

    2. Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.

    3. Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

    4. Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.

    5. Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.

    6. Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.

    7. Надавливание не заточенных карандашом на болевые точки ладони, затем вращение карандаша вправо, влево.

    8. Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.

    Расслабление пальцев и кистей рук

    Ребенок воспроизводит действия с каким-либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.

    «Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.

    «Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюва; ритмичные наклоны рук вперед.

    «Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.

    «Солим суп» локти опираются о стол, пальцы обеих рук воспроизводят соответствующие движения.

    Делать мягкие кулачки, которые можно легко разжать и в которые взрослый может просунуть свои пальцы, и крепкие, которые не разожмешь.

    «Погода»
    Холодно. Осень. Пальцы мои

    Дружно ругают холодные дни.

    Пальчик-одуванчик (мизинчик) жалуется:

    Холод-то какой!

    Указательный палец шепчет едва слышно:

    А вдруг пойдет снег? Средний палец ворчит:

    От ветра я оглох! Безымянный палец кричит:

    Ай-ай-ай! Солнце, вылезай!

    Здоровяк большой палец восклицает:

    Жаль, я не в сапогах!

    Дайте мне кожух!

    Пальчики растираем и поглаживаем

    «Десять пальцев»
    Десять тонких пальцев ходили по грибы.

    Один под елкою заснул, и их осталось девять.

    Девять тонких пальцев ходили по грибы.

    Один под елкою заснул, И их осталось восемь.

    Восемь тонких пальцев ходили по грибы.

    Один под елкою заснул, И их осталось семь.

    Семь тонких пальцев ходили по грибы.

    Один под елкою заснул, И их осталось шесть.

    Шесть тонких пальцев ходили по грибы.

    Один под елкою заснул, И их осталось пять.

    Пять тонких пальцев ходили по грибы.

    Один под елкою заснул, И их осталось четыре.

    Четыре тонких пальцев ходили по грибы.

    Один под елкою заснул,

    И их осталось три………

    «Твои пальчики»
    Этот пальчик - самый большой.

    Самый веселый, самый смешной!

    (Показываете ребенку большой палец и потираете его.)

    Этот пальчик - указательный.

    Он солидный и внимательный.

    (Указываете на что-нибудь

    указательным пальцем.)

    Этот пальчик средний,

    Ни первый, ни последний.

    (Отгибаете средний палец.)

    Этот пальчик - безымянный,

    Он не любит каши манной.

    (Согните безымянный палец,

    как будто он не хочет каши.)

    Самый маленький - мизинчик,

    Любит бегать в магазинчик!

    (Оттопырьте мизинец, будто он

    хочет убежать от остальных пальцев.)

    «Пальчики»
    Пальчик толстый и большой

    В сад за сливами пошел.

    Указательный с порога

    Указал ему дорогу,

    Средний пальчик – самый меткий,

    Он сбивает сливы с ветки.

    Безымянный поедает,

    А мизинчик-господинчик

    В землю косточки сажает.

    «Белочка»
    (по мотивам народной песенки)

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт свои орешки;

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке косолапому,

    Заиньке усатому.

    (поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого)

    «Осенние листья»
    Раз, два, три, четыре, пять,

    (загибать пальцы, начиная с большого)

    Будем листья собирать.

    (сжимать и разжимать кулачки)

    Листья берёзы, листья рябины,

    (загибать пальчики, начиная с большого)

    Листья тополя, листья осины,

    Листики дуба мы соберём.

    Этот толстый поросёнок целый день хвостом вилял

    Этот толстый поросёнок спинку о забор чесал

    Этот толстый поросёнок носом землю ковырял

    Этот толстый поросёнок что-то сам нарисовал

    Этот толстый поросёнок лежебока и нахал

    Захотел спать в серединке и всех братьев растолкал

    По очереди поглаживайте пальчики малыша, сначала мизинец и безымянный, затем средний и указательный.

    Это большой пальчик,

    Он, как толстый мальчик,

    Десять порций каши съел,

    Оттого и растолстел.

    Это пальчик - указательный,

    Он самый внимательный,

    Всё увидит, но не скажет,

    Только в сторону покажет.

    Средний пальчик – это вот,

    Он в серёдочке живёт.

    А другому пальчику

    Имени не дали,

    Потому и безымянным

    Его все прозвали.

    Ну а этот пальчик -

    Маленький мальчик,

    Мизинец называется -

    На нём рука кончается.


    Туккаева Зарема Казбековна

    Игры и упражнения пальчиковой гимнастики, которые могут быть

    Использованы на занятиях математикой.

    Вышли пальчики гулять.

    Раз, два, три, четыре, пять Пальцы в кулаке, поочередно показываем пальцы.

    Вышли пальчики гулять . Сжимаем и разжимаем кулак.

    Раз, два, три, четыре, пять. Сжимаем по - очереди пальцы в кулак.

    В домик спрятались опять. Спрятать кулаки за спину.

    Дружба.

    Дружат в нашей группе Пальцы обеих рук ритмично

    Девочки и мальчики. Соединить в замок .

    Маленькие пальчики, Пошевелить пальчиками .

    1, 2, 3, 4, 5. Пальцы обеих рук касаются друг друга.

    1, 2, 3, 4, 5. Поочередное касание пальцев.

    Игра "Часы "

    Мышь полезла в первый раз Садимся на коврик на колени. Перебираем

    Посмотреть, который час. пальчиками "бежим" от коленок до макушки .

    Вдруг часы сказали: "Бом!", Один хлопок над головой . Мышь скатилась кувырком. Руки "скатываются" на пол.

    Мышь полезла второй раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: "Бом, бом!" Два хлопка

    Мышь скатилась кувырком.

    Мышь полезла в третий раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: Три хлопка .

    "Бом, бом бом!»

    Мышь скатилась кувырком .

    Покупал баран баранки.

    На базаре Выставляют кулак.

    Спозаранок Ставят ладонь на ребро .

    Накупил Показывают ладонь.

    Баран Показать рога

    Баранок Большой палец и указательный делают круг

    Для барашков Пальцы левой руки «играют»

    Для овечек Пальцы правой руки «играют »

    Десять маковых колечек Показывают 10 пальцев

    Девять сушек, Показывают соответствующее

    Восемь плюшек Количество пальцев,

    Семь лепешек,

    Шесть ватрушек,

    Пять коржей,

    Четыре пышки,

    Три пирожных,

    Две коврижки

    И один калач купил

    Про себя не позабыл Руки к груди, отрицательное движение головой.

    Червячки

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Червячки пошли гулять.

    Ладони лежат на коленях или на столе. Пальцы, сгибая, подтягиваем к себе ладонь (движение ползущей гусеницы), идем по столу указательным и средним пальцами (остальные пальцы поджаты к ладони .

    Вдруг ворона подбегает, складываем пальцы щепоткой

    Головой она кивает, качаем ими вверх и вниз.

    Каркает: "Вот и обед!" Раскрываем ладонь, отводя большой

    палец вниз, а остальные вверх .

    Глядь - а червячков уж нет! Сжимаем кулачки, прижимая их к груди .

    Котята.

    Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу. Локти опираются о стол.

    У кошечки нашей есть десять котят, покачиваем руками, не разъединяя их

    Сейчас все котята по парам стоят.

    Два толстых, два ловких, Постукиваем соответствующими

    Два длинных, два хитрых , пальцами друг о друга (от большого к мизинцу).

    Два маленьких самых

    И самых красивых.

    Игрушки.

    На большом диване в ряд Попеременно хлопают в ладошки

    Куклы Катины сидят:

    Два медведя, Буратино Загибают поочередно все пальчики.

    И веселый Чиполлино,

    И котенок и слоненок.

    Раз, два, три, четыре, пять. Разгибают поочередно пальчики.

    Помогаем нашей Кате Попеременно хлопают в ладошки

    Мы игрушки собирать. и стучат кулачками


    Ольга Мозгарева
    Пальчиковая гимнастика для дошкольников

    Пальчиковая гимнастика для дошкольников.

    Мозгарева О. А., воспитатель

    МБДОУ ДС №29 «Солнышко», г. Туапсе

    ЦЕЛЬ:

    Развитие речи детей, посредством пальчиковых игр.

    ЗАДАЧИ:

    Повысить речевую активность;

    Учить слушать и понимать речь взрослого;

    Создать благоприятный эмоциональный фон;

    Развивать умение подражать взрослому;

    Развивать воображение и память;

    Тренировать память ребенка.

    Пальчиковая гимнастика - комплекс упражнений для развития и совершенствования «тонких» движений пальцев рук.

    Движения пальцев и кистей рук ребёнка имеют особое развивающее воздействие. Основной ценностью пальчиковой гимнастики является то, что интеллект ребёнка при этом развивается самым естественным, здоровым образом.

    Ребёнок развивается в движении. Его речевая активность напрямую зависит от общей двигательной активности, и в частности от развития тонких движений его пальцев.

    Мелкая моторика тесно связана со зрением, вниманием, памятью, восприятием малыша, а также с развитием речи. Последнее объясняется довольно просто: в головном мозге ребёнка речевой и моторный центры находятся друг к другу очень близко. По этой причине стимуляция и развитие моторных навыков рук активизирует и речевой центр девочки или мальчика. Вот почему для развития речи важно уделять внимание и развитию мелкой моторики. Она непосредственно влияет на почерк, скорость реакций.

    Для развития мелкой моторики рук ребёнка родители могут использовать различные средства: для дошкольников это игры - упражнения (сортировка мелких предметов, нанизывание бусин, и т. д., пальчиковые игры, дидактические настольные игры (выкладывание мозаики, шнуровки и др.).

    Занятия с детьми нужно проводить не менее двух раз в неделю с дошкольниками от 15 до 30 минут. Процесс обучения ребенка родителям следует сделать трехступенчатым:

    1. Вначале ребёнку объясняют, что он должен делать.

    2. Затем при необходимости оказывают ту или иную помощь.

    3. Создают ситуацию успеха и поощряют за выполненное задание.

    Весь полученный двигательный опыт позволяет ребёнку чувствовать себя более уверенно и действовать целенаправленно, растёт чувство собственной

    значимости, что влияет на общее развитие личности. Родители должны хорошо представлять, что развивая моторику ребёнка, они в значительной степени стимулируют и его психическое развитие.

    Пальчиковая гимнастика - это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры - это упражнения пальчиковой гимнастики.

    Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика.

    Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребёнка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.

    Прежде всего, мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры - самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и не согласованы. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.

    Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребёнка, да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

    Я хочу построить дом,

    (Руки сложить домиком, и поднять над головой)

    Чтоб окошко было в нём, (Пальчики обеих рук соединить в кружочек)

    Чтоб у дома дверь была, (Ладошки рук соединяем вместе вертикально) Рядом чтоб сосна росла. (Одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

    Чтоб вокруг забор стоял,

    Пёс ворота охранял, (Соединяем руки в замочек и делаем круг перед собой)

    Солнце было, дождик шёл, (Сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены".Затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

    И тюльпан в саду расцвёл! (Соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики - "бутончик тюльпана")

    Пальчиковая гимнастика учит ребёнка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.

    В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

    Друзья - садоводы

    Палец толстый и большой

    В сад за сливами пошёл. (Ладошка собрана в "кулачок". Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)

    Указательный с порога

    Указал ему дорогу. (Отгибаем указательный пальчик, далее "сгибаем-разгибаем")

    Средний палец самый меткий,

    Он сбивает сливы с ветки. (Отгибаем средний пальчик, "сгибаем-разгибаем" его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)

    Безымянный подбирает, (Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)

    А мизинчик-господинчик

    В землю косточки бросает! (Отгибаем мизинчик

    А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».

    Лодочка

    Две ладошки прижму,

    И по морю поплыву. (Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)

    Две ладошки, друзья,

    Это лодочка моя. (Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")

    Паруса подниму, (У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)

    Синим морем поплыву. (Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")

    А по бурным волнам

    Плывут рыбки тут и там. (Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")

    После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.

    Таким образом, мы видим, что пальчиковые игры способствуют более тесному контакту взрослого с ребёнком. Они эмоционально окрашены, что позволяет их даже пропевать. У ребёнка развивается усидчивость, умение слушать, повышается речевая активность, развивается память. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз».

    Вот несколько интересных упражнений, которые может включать пальчиковая гимнастика для дошкольников. Эти упражнения можно предложить ребёнку в виде занимательной игры:

    Ёлка. Ладони поворачиваем в направлении «от себя», пальчики пропускаем между собой (ладошки повернуты друг к другу под углом). Пальчики выставляем вперед, при этом локотки к корпусу не прижимаем.

    Корзинка. Ладони поворачиваем на себя, пальчики переплетаем между собой, а локотки разводим в стороны. Слегка разводим ладони, чтобы между пальцами образовались зазоры. Большими пальчиками образуем ручку.

    Колокольчик. Тыльные стороны ладоней обращаем вверх, при этом скрещиваем пальцы обеих рук. Опускаем вниз средний палец правой руки и свободно им вращаем.

    Зайчик в норке . Обе ладони держим в горизонтальном положении. Мизинец и указательный палец левой руки упираем в мизинец и указательный правой. Безымянный и средний пальцы правой руки поднимаем и разводим в стороны (ушки зайчика). Большой палец крепко прижимаем к ладони.

    Домик. Ладони направляем под углом таким образом, чтобы кончики пальцев соприкасались между собой. Средний палец левой руки поднимаем вверх (труба, а кончики мизинцев соединяем друг с другом, выполняя прямую линию (балкон).

    Кораблик

    По реке плывёт кораблик, (Прижимаем нижние части ладошек друг к другу, верхние открыты - показываем "кораблик")

    Он плывёт издалека, (Приставляем горизонтально левую руку к глазам - "смотрим вдаль")

    На кораблике четыре очень храбрых моряка. (Показать 4 пальца)

    У них ушки на макушке, (Приставляем обе ладошки к своим ушам)

    У них длинные хвосты, (Кончики пальцев обеих рук соединяем вместе и далее медленно разводим руки в стороны)

    И страшны им только кошки, только кошки да коты! (Показываем две открытые от себя ладошки, затем пальчики слегка сгибаем - получаются "коготки")

    Мышка.

    Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения) На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)

    В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)

    На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)