Виды детской мозаики. Роль пазлов и детской мозаики в развитии ребёнка

Мозаика (фр. mosaique, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

История, Древний Восток

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. — времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука, Ура, Эриду. Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигатти») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг.

Ранним примером техники инкрустации или получившей в античности название мозаичной техники opus sectile, впоследствии развившейся в технику флорентийской мозаики можно считать артефакт, условно называемый «Штандартом из Ура» (2600—2400 гг. до н. э.)

К 8 в. до н. э. относят ранние примеры применения техники мозаики из необработанной гальки, составившей один из этапов в развитии мозаичных техник и на своем излете пренебрежительно называвшейся римлянами opus barbaricum. При раскопках открыты орнаментированные галечные полы Алтын-тепе (вост. Анатолия) и дворца в Арслан-таше (Ассирия), однако самым богатым памятником являются галечные мозаики Гордиона (Анатолия).

Античность

Первые античные мозаики из необработанной гальки найдены в Коринфе и датированы кон. 5 в. до н. э. Это контурные изображения людей, животных, мифологических существ, декорированные геометрическим и растительным орнаментом, выполненные обычно белым по черному, стилистически близкие краснофигурной вазописи. Подобные образцы 4 в. до н. э. найдены также в Олинфе, Сикионе, Эретрии. Важный шаг к реалистичности был сделан в мозаиках Пеллы (кон. 4 в. до н. э.)

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма, когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (3в. до н. э.).

В Древнем Риме мозаикой выкладывались полы и стены вилл, дворцов и терм. Римская мозаика делалась из маленьких кубиков очень плотного стекла — смальты, однако нередким было использование мелких камешков и гальки.

Ранние христиане и Византия

Высочайшим расцветом мозаического искусства можно считать эпоху Византийской империи. Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

Средневековая Европа

Рококо

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры. В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера. Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало. В Германии с этим материалом в 1750—1770 гг. работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактура находятся в музеях Германии.

Ислам

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.

Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке — разноцветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Французская мозаика

Одной из достаточно известных французских мозаик в свое время была мозаика Эмо де Бриар. Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из Бриарской мозаики. Известный художник Эжен Грассе, одна из значимых фигур французского течения ар-нуво, использовал ее при создании многих своих работ.Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.

Мозаика в России: Древнерусская мозаика

На Руси мозаика появляется с принятием христианства, но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов. Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто. Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим — учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах, орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог. Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 г. она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове, становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

Мозаика бывает разной

Стеклянная мозаика представляет собой сплав кремнистого песка и других компонентов с добавками окрашивающих оксидов, порошкообразного золота, авантюрина. Эта мозаика обладает уникальными водоотталкивающими характеристиками. К главным достоинствам стеклянной мозаики относятся широкий выбор цветов и неограниченное число комбинаций цветов. Стеклянная мозаика имеет широкую область применения: это стены и полы в любых закрытых помещениях, от кухонь до бассейнов и ванных комнат, а также поверхности мебели, камины, фасады зданий. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров и орнаментов. Чрезвычайное разнообразие степени прозрачности, прочность и невосприимчивость к температурным воздействиям и агрессивным средам, лёгкость придания любой формы — те качества, которые делают стекло поистине потрясающим строительным и декоративным материалом. Благодаря своим уникальным водоотталкивающим характеристикам, стеклянную мозаику используют для отделки чаш бассейнов, аквапарков, фонтанов, стен бассейнов, помещений и ванных комнат.

Смальтовая мозаика отличается от обычной стеклянной мозаики особой прочностью. В состав смальты входят соли калия и другие природные соединения, придающие материалу цвет. Современную смальту получают в результате прессования мелких частичек плотно окрашенного стекла с добавлением оксидов. В результате материал приобретает отличные физико-химические свойства: ударопрочность, морозоустойчивость, стойкость к агрессивным средам. Смальта интересна тем, что непрозрачна, но будто бы светится изнутри. Кроме того, каждый кубик немного отличается от других оттенком. Из-за этого большая поверхность, выложенная смальтой одного цвета, не выглядит уныло. Современные технологии позволяют получать до 10 тысяч оттенков смальты. Смальтовую мозаику легко узнать по насыщенному цвету, даже самые светлые тона не имеют никаких белых включений. Кроме внешнего вида, смальта отличается от стекла по техническим характеристикам. Ей присуща устойчивость к абразивному износу, что делает её пригодной для укладки в местах с повышенной нагрузкой. Она отлично подходит для облицовки пола в помещениях с интенсивным движением: лестниц и лестничных площадок, холлов и коридоров.

Керамическая мозаика выполняется из кусочков керамической плитки разного оттенка, огромной цветовой гаммы, что позволяет создавать практически любые рисунки. Для укладки керамической мозаики пригоден клей для облицовки помещений керамической плиткой. Чрезвычайно интересный эффект создаёт комбинация полированных и не полированных поверхностей — под определённым углом зрения кусочки мозаики с полированным рисунком начинают поблёскивать. Керамическая мозаика может быть просто глазурованной, а может содержать всевозможные «спецэффекты» — кракелюры (мелкие трещинки по поверхности), разводы, вкрапления другого цвета, имитации неровной поверхности. Выложенная ей поверхность будет более рельефной, чем отделанная стеклянной мозаикой. Керамическая мозаика прочнее стеклянной, что сочетается с устойчивостью к абразивному износу и оригинальным внешним видом. Керамическая мозаика подходит для облицовки самых разных поверхностей, в том числе бассейнов, фасадов зданий, стен и полов ванных комнат и кухонь.

Каменная мозаика изготавливается из самых различных пород камня, начиная с туфа и кончая редчайшими породами мрамора, оникса и яшмы. Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение каменной мозаики уникально. Камень можно оставить полированным, шлифованным, а можно «состарить» — тогда цвет будет более приглушённым, а края более гладкими. Выпускаются элементы самой разной формы — от круглой до неправильной. Данный вид мозаики можно использовать для устройства полов в тех же помещениях, где обычно применяются покрытия из натурального камня. Каменную мозаику можно также использовать как фрагменты, в качестве декоративной вставки.

Металлическая мозаика может быть стального либо золотистого цвета в зависимости от применяемого в производстве металла. Кусочки такой мозаики напоминают миниатюрные бутерброды: на пластиковую основу сверху запрессовывается металлическая форма из нержавеющей стали или латуни. Кроме стандартных квадратных предлагаются элементы другой формы с различными фактурными поверхностями. Овальные, шестигранные, прямоугольные, ромбовидные и квадратные элементы позволяют выложить замысловатый ковёр на стене или на полу. Поверхность делают полированной, матовой, с насечками разных видов и, наконец, покрытой тонким слоем латуни или бронзы.

Золотая мозаика — бесспорный признак роскоши. Она состоит из золотой фольги 585-й пробы, заключённой между тонкими пластинками из специального стекла. Изготовление полностью ручное. Существуют коллекции с жёлтым, белым золотом или платиной. Очевидно, что и цена такого материала немалая. Поэтому чаще всего золотую мозаику используют поштучно, делая вставки. Золотую мозаику можно применять как для стен, так и для полов.

Помимо готовых модулей можно также приобрести и набор разрозненных плиток разного цвета и самостоятельно составить из них рисунок.

Мозаика — благодатный материал для творчества, с помощью которого можно создать бесконечное число декоративных решений. Абстрактные или орнаментальные мозаичные композиции могут быть фокусными точками в декоративном оформлении интерьеров, служить акцентами, разделять или объединять пространство. Богатство цветовой палитры представляет широкие возможности для создания декоративных панно, узоров, бордюров, мозаичных смесей, растяжек (переход от наиболее насыщенных тонов к более светлым).

К безусловным достоинствам мозаики относятся возможность декорировать поверхности сложной формы — криволинейные, сферические, а также высокие эксплуатационные характеристики наряду с богатыми декоративными возможностями.

Конечно, мозаичные панно чрезвычайно красивы, но профессионалы ценят их ещё и за практические свойства. Можно с уверенностью сказать, что материала, сравнимого по прочности и долговечности с мозаикой, не существует, она действительно способна пережить любые невзгоды.

Бумажная мозаика

Одни называют эту технику аппликацией, другие - бумажной мозаикой. Она имеет право и на то, и на другое название. Это - идеальный вариант творческого тренажёра для мелкой моторики детей до трёх лет, которые пока ещё не могут самостоятельно вырезать цветные детали для «взрослой аппликации».

Создание картины в технике «бумажная мозаика» доступно малышам старше двух лет.

Мозаика - средство развития

Мозаика - способ создания изображения или узора из мельчайших кусочков (цветных камней, керамических плиток и т. д.). Сегодня существует очень много разнообразных наборов мозаики для детей. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка. Во-первых, в нем участвует мелкая моторика рук, развивается образное мышление, воображение. Во-вторых, создавая изображение с помощью мозаики, у ребенка развивается целеполагание и целенаправленная деятельность, волевая регуляция поведения (произвольность). В-третьих, мозаика развивает художественный вкус ребенка, позволяет проявить ему творческую активность и служит особым средством познания мира.

Итак, мозаики - вещь крайне необходимая для малыша. Но в каком возрасте эта деятельность является актуальной для ребенка, когда она ведет за собой развитие и помогает строить личность? Чтобы ответить на этот вопрос, проследим особенности создания мозаичного изображения. Коренное отличие мозаики от рисования заключаются в том, что при рисовании актуализация образа происходит быстро и спонтанно (палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек), построение изображения из мозаики требует времени, а значит, нужно долго удерживать образ, как цель. Кроме того, мозаика - это особый вид познавательной деятельности, ведь она, наверное, еще более символична, чем рисование; по сути она представляет собой точечный рисунок, а "рисование" по точкам требует хорошо развитых, детализированных представлений. Все это говорит в пользу того, что мозаика актуальна для детей, начиная с 3-4, а то и 5 лет. Однако существующее сегодня многообразие мозаик позволяет использовать их с самых ранних лет жизни ребенка - с 1-2 лет.

Итак, мозаик на современном рынке игрушек великое множество. Как разобраться, что именно нужно вашему малышу?

Для самых маленьких

Сегодня продаются наборы для малышей от 1 года. Обычно они не имеют поля, на котором можно строить изображение и представляют собой довольно крупные фигурные фишки до 8 см, соединяющиеся друг с другом прорезями и выступами. Эту мозаику можно раскладывать на любой горизонтальной поверхности: на полу, столе и др. За счет крупного размера деталей ребенку удобно держать их в руках. Кроме того, такие фишки соответствуют и познавательному развитию ребенка - их можно просто соединять между собой, создавая таким образом доступные для ребенка изображения: дорожку, кружок, который может быть солнышком, цветочком и т. д. Однако важно отметить, что такому маленькому ребенку интересно не столько построение изображения, сколько изучение принципа соединения деталей, рассматривание формы и цветов фишек, а также цветовое сочетание, получающееся при создании чего-то целого. Поэтому не нужно ожидать от ребенка, что он с легкостью примет задачу и поймет смысл создания рисунка из мозаики: его пока, как истинного экспериментатора интересует, как это работает, поэтому просто покажите малышу, как сцепляются детали, удивитесь вместе с ним разнообразию цветов, сделайте вместе дорожку и походите по ней куколкой. Ваш малыш будет в восторге, если вы сделаете сплошное поле из фишек, на котором будет что-то изображено, например солнышко.

Этот вид мозаик может прослужить долго, вплоть до 4-5 лет. Необходимо будет только позаботиться о том, чтобы количество деталей росло вместе с малышом. Такие мозаики дети могут включать в сюжетные игры и, строя изображение прямо на полу или любой другой поверхности, давать волю воображению.

Для малышей в возрасте 1-3 лет хороши мозаики без ножек. Этот вид мозаик отличается тем, что ножки имеются на поле, а не на фишках. Обычно такие мозаики тоже делаются крупных размеров: фишки достигают 8 см, благодаря чему их удобно держать в руках и нет опасности, что малыш может нечаянно проглотить деталь. Часто этот вид мозаики можно встретить в варианте с вертикальным полем, достигающим метрового размера. Для малышей этот вариант замечателен тем, что не ограничивает его движений. Кроме того, иногда такие поля уже раскрашены, т. е. имеют какое-то изображение (например, бабочку), что позволяет малышу, соотнося цвета фишек и выступов на поле, создавать такие сложные рисунки, а ведь это так здорово - чувствовать себя создателем! Есть и обратная сторона: сложно будет оторваться от зафиксированного изображения и придумать что-то новое, свое. Правда, в защиту таких мозаик стоит сказать, что проблема эта относится к более поздним возрастам: когда ребенок уже способен что-то придумать сам.

В самом расцвете мозаичных сил

Ближе к 3-м годам малышей уже начинает интересовать построение изображения. Конечно, для этого немалое значение имеет влияние взрослого, вместе с ребенком создающего мозаичный рисунок. Ребенку в таком возрасте доступны простые знакомые предметные изображения: например те же солнышко, домик, цветочек и др. Однако исследования психологов показывают, что из поколения в поколение передается "традиция" использования детской мозаики почти исключительно для этих изображений. Это очень ограничивает продуктивную деятельность детей, может быть, поэтому многие родители, педагоги, психологи отмечают, что период увлечения мозаикой у детей очень недолог. Но ведь возможности мозаики гораздо шире! Мозаичные рисунки всегда впечатляют. Этот вид изобразительной деятельности очень красив, богат и требует творческого видения задачи, не зря он претерпел проверку временем. Поэтому важно показать малышу, что мозаика - один из способов изображения чего угодно, в том числе и сюжетов. Можно "нарисовать" какой-нибудь сюжет из знакомой сказки (например, "Колобок") и рассказать ребенку, что изображено. Так для него расширятся возможности использования мозаики. Или сделав из мозаики кораблик, придумать для малыша рассказ о том, как он плывет, качаясь на волнах, в поисках земли.

Около 3-х лет хорошо начинать использовать магнитные мозаики. Обычно они представляют собой магнитное поле и фишки, которые легко крепятся на него. Несомненным преимуществом такой мозаики является отсутствие всевозможных сложных и не очень креплений, благодаря чему фишки легко переставлять, а рисунок при этом хорошо фиксируется. Кроме того, детям очень интересен сам магнит и малыши с удовольствием экспериментируют с ним. Еще одним достоинством магнитных мозаик является то, что многие из них с легкостью крепятся к любым металлическим поверхностям (например, холодильнику), благодаря чему ребенок исследует свойства магнита: к деревянному столу фишки почему-то не крепятся, а к ключам так и липнут! Можно создавать шедевр не только на горизонтальной поверхности. Вертикально созданный рисунок (на том же холодильнике) не только выглядит иначе, но и требует других движений руки, глаз, что, безусловно, расширяет возможности действий ребенка.

Этот вид мозаик также может долго прослужить: скорее всего даже будучи уже младшим школьником (7-9 лет) ребенок с удовольствием будет иногда придумывать что-то необыкновенное, создавая шедевр из магнитной мозаики. Единственным для этого условием является уже упомянутое увеличение количества деталей с возрастом.

С 3-х лет можно предложить ребенку всем знакомую мозаику с ножками. Она обязательно имеет поле, на котором и строится изображение. Фишки этих мозаик бывают самых разных форм и расцветок, вплоть до полупрозрачных. Разноцветные детали, сквозь которые проникает свет, очень радуют детей, доставляют им эстетическое удовольствие. Ведь как здорово "нарисовав" такой мозаикой, например, лампу, пропустить затем через нее свет! Хочется отметить, что особую актуальность, все-таки эта мозаика приобретает в возрасте 4-6 лет. Это время расцвета всех продуктивных видов деятельности: рисования, лепки, конструирования и др. Мозаика в этом ряду не исключение. Более того, она занимает в нем особое положение в связи с упомянутыми особенностями: создание точечного рисунка - дело не простое, требующее и длительного удержания образа, как желаемой цели деятельности, и немалой произвольности и развитости представлений.

К сожалению, одним из недостатков современных мозаик с ножками является маленькое поле, на котором не так-то просто развернуться, и совсем небольшое количество фишек: их часто не хватает даже на то, чтобы покрыть все поле. А ведь так хочется, как на листе бумаги, не оставить ни одного белого пятнышка, "закрасить" всю поверхность цветом! А какое желание возникает у детей, как и при рисовании, изобразить какой-нибудь сюжет, например героя, победившего змея! Указанные недостатки во многом являются причиной того, что детям быстро надоедают мозаики, несмотря на вроде бы острую привлекательность этого вида деятельности для малышей. Поэтому оптимальным вариантом для детей дошкольного возраста будет покупка большого поля и большого количества фишек, причем разных цветов, с помощью которых можно будет изображать все, что захочется, а не только пресловутых бабочек и однообразные домики. Покупая мозаику с ножками, не поленитесь - проверьте сами: легко ли втыкаются фишки в поле и насколько просто их вынуть, держится ли созданный рисунок или стоит вам перевернуть поле и фишки выскальзывают; обратите внимание на качество изделия, поскольку деталями от мозаик можно иной раз поранить руки.

Одним из вариантов мозаик с ножками являются тетрис-мозаики. Их характерным отличием является специфическая форма фишек - они напоминают фигурки известной игры "Тетрис". Детали этой мозаики бывают довольно мелкими, при составлении изображения обычно получается гладкая, сплошная поверхность. В связи с тем что при работе с тетрис-мозаика-ми требуется уже достаточно хорошо развитая мелкая работа рук, высокий уровень произвольности, усидчивость, эти мозаики подходят для детей 5-6 лет и старше.

Выбирая эту мозаику для ребенка важно помнить о соответствии его возрастным особенностям. Нужно выбирать мозаику с деталями покрупнее и с простым полем для детей 3-4 лет и обязательно помогать малышу, не оставлять его один на один с такой кропотливой и сложной работой. Начиная с 5-6 лет ребенка уже можно оставить одного с набором термомозаики, однако зафиксировать рисунок утюгом ему, конечно, нужно помочь.

Мозаика по образцу

Почти в любом наборе мозаик имеются образцы от производителя - те рисунки, которые достоверно можно собрать с помощью этого набора (т.е. хватит и фишек, и поля). Образцы могут быть нарисованы или сфотографированы. Обычно, даже в нарисованных образцах отражено точное количество необходимых для изображения фишек. Однако, купив малышу мозаики и обнаружив в коробочке такую инструкцию, не спешите требовать от него создания изображения в соответствии с ней. Действие по образцу - это, безусловно, важное умение, которое, однако, доступно для детей не младше 5 лет. А сложные рисунки, создаваемые с помощью графических образцов, особенно представленных в виде схем, вообще поддаются ребятам с 6-7лет. Ведь понять, что обозначение крестиком - это и есть фишка и сколько зеленых крестиков, столько нужно и зеленых фишек, - это задача не из легких, требующая участия знакомо-символического мышления.

Не меньшую трудность представляют мозаики, состоящие из маленьких фишек, например тетрис-мозаики. Такая работа требует высокого уровня произвольности, действия ребенка должны быть целенаправленными, часто малыш уже должен уметь считать (иначе легко ошибиться с количеством фишек), на высоком уровне должен быть развит самоконтроль, умение проверять правильность сделанной работы и исправлять ошибки. Старший дошкольный возраст (5-7 лет) - это время, когда правило, образец начинают играть в жизни ребенка особую роль. Именно в этом возрасте мы можем слышать от детей, как бывает, а как не бывает, что можно, а что нельзя, что такое хорошо и что такое плохо. Мозаики - тот вид деятельности, который позволяет сверить свою работу с правилом именно благодаря наличию образца. Таким образом, этот вид деятельности дает возможность ребенку, с одной стороны, проявить творческое начало, актуализировать собственный образ, а с другой стороны, действовать в соответствии с образцом. Эти две, вроде бы противоположные по сути, деятельности замечательным образом сочетающиеся в мозаике, являются необходимыми для наилучшей подготовки к школе.

Еще задолго до школы, в возрасте 3 лет ребенку тоже можно задавать образец, только не конкретный, а абстрактный. Например, можно попросить малыша нарисовать с помощью мозаики цветочек. "Цветочек" - это и будет образец для малыша, причем обладающий обеими указанными выше характеристиками: "образцовостью" и в то же время свободой, ведь цветочек в результате окажется у малыша совершенно особый, соответствующий его представлениям и отражающий выбранный им образ. А умение действовать в соответствии с кем-то заданным правилом - это первый шаг к произвольности. Усложнять задачу можно с помощью уточнения задаваемого образца. Например, нарисуй красный цветочек, нарисуй красный цветочек с желтой сердцевиной и т.д.

НЕ мозаика

На сегодняшний день часто можно слышать, как ошибочно называют мозаиками по сути своей иную деятельность. Так, мозаиками нередко называют аппликации. Но аппликация - такой вид деятельности, где из заготовленных заранее частей создают целое изображение, в отличие от мозаик, в которых есть не части, а фишки, всего лишь "точки", с помощью которых и делается рисунок. Конечно, эти два вида деятельности очень схожи между собой, однако различия в них очевидны, а поскольку различия все же есть, то и стороны психики они формируют разные. Аппликации доступны для детей более раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики (например, гриб). Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребенку для создания изображения, а мозаику - нет. Конечно, можно заготовить раскрашенное поле.

Однако, во-первых, вариативность действий в мозаике будет все равно выше, а значит, выше будет и собственная активность ребенка, а во-вторых, мозаика требует очень высокой развитости представлений по сравнению с аппликацией. Между тем, это не значит, что аппликация - менее важная деятельность, чем мозаика. Более того, она также как и любой другой продуктивный вид деятельности может расти и развиваться вместе с ребенком и достигать очень сложных форм. Это важно учитывать при подборе игрушек для ребенка и организации его предметной среды: чем она разнообразнее и богаче, тем разностороннее будет развиваться его психика. Поэтому важно, чтобы в арсенале малыша были и аппликации, и мозаики (другие наборы для продуктивной деятельности, конечно, тоже), желательно качественно отличающиеся друг от друга.

Также в виде мозаик с ножками все чаще продают обучающий счету и чтению материал: фишки такой мозаики представляют собой цифры и буквы, которые, как и в указанном виде мозаик, имеют ножки для крепления на поле. Из таких фишек можно создавать узоры, но если мы говорим о мозаике как о некотором способе создания изображений, то такие наборы для этого не пригодны.

Мозаиками иногда ошибочно называют пазлы или другие составные картинки. Это совсем не верно, поскольку создаваемая из кусочков - частей целого картинка, с раз и навсегда неизменным изображением совершенно не предполагает творческой деятельности ребенка, актуализации его собственного образа, изготовления чего-то своими руками. Пазлы скорее задействуют образы восприятия, чем мышления, что, конечно же, говорит о разных уровнях активности ребенка. Именно поэтому сложные составные картинки иной раз доступны детям, даже не достигшим 2-х лет, в то время как самое простое мозаичное изображение отвечает возможностям ребенка ближе к 3-летнему возрасту. Часто можно наблюдать, как дети 3-4 лет с удовольствием просто втыкают фишки в поле по порядку, иногда по цвету, редко создавая какой-то узор, и при этом они считают, что это красиво, и не ставят себе задачу изобразить что-нибудь, хотя мозаика служит именно для этого. В этот же возрастной период собирание тех же пазлов может достигать удивительного размаха - до сотни и даже больше деталей! Это как раз говорит о том, насколько разные психические процессы задействованы в этих видах деятельности и насколько разных уровней психического развития они требуют. Опять же это не значит, что, покупая игрушку для малыша, надо делать выбор в пользу мозаики. Нужно стараться сделать среду ребенка максимально разнообразной и соответствующей потребностям и возможностям самого малыша.

Мозаика вокруг нас

К сожалению, как уже упоминалось выше, возможности мозаики сегодня редко используются в полной мере. Отчасти это связано с маленьким полем, ограничивающим действия ребенка, небольшим количеством фишек и бедностью цветовой гаммы. Показать малышу, что мозаичное рисование возможно не только с помощью купленных наборов, но и с помощью других подручных средств - значит открыть ему целый мир, подарить ощущение себя творцом этого мира. В качестве такой альтернативной мозаики (в чем-то может быть даже более традиционной, чем любая другая) выступают всевозможные мелкие предметы, из большого количества которых можно создавать целые рисунки. Кроме того, разнообразие этих предметов в одном рисунке сделают его только богаче, насыщенней, фактурней, а иной раз даже придаст определенный смысл.

Например, можно сделать мозаичную картинку "На дне океана", используя мелкие камешки, стекляшки, ракушки, монетки, пуговички и т.п. В данном случае камешки могут служить дном океана, ракушки - водорослями, пуговички - сундуком, а монетки и стекляшки сокровищами в этом сундуке. Созданное совместно с малышом великолепие можно при желании закрепить клеем, таким образом увековечив. Занимаясь рисованием с помощью такой мозаики вместе с малышом, вы поможете развитию всей его психической деятельности: и таких важных интеллектуальных процессов, как восприятие, мышление, воображение; и эмоциональности ребенка; и волевой регуляции; и заложите в нем стремление к творчеству и самостоятельности. Придумывайте, ищите, творите - и вы удивитесь, какой творческой личностью вырастет ваш малыш!

Как искусство стало известно человечеству еще в глубокой древности. Собранные из мелких кусочков картины повествовали о важнейших событиях в жизни и являли собой яркий образец культуры эпохи. Мозаика как вид художественного творчества развивается и в наши дни, а картины из мелких частей поражают воображение своей неповторимой эстетикой.

Пожалуй, сложно найти современного человека, который бы ни был знаком с мозаикой в детстве. И если раньше виды детской мозаики можно было пересчитать по пальцам, то сейчас мы сталкиваемся с настоящим многообразием мозаик для детей, ориентированных на самый разный возраст. Популярность этой игрушки вполне оправдана, ведь за внешней простотой игрового процесса скрывается целая вселенная: огромный и позитивный мир детского творчества и гармоничного развития.

Занятия с мозаикой очень хорошо стимулируют развитие мелкой моторики рук, формируют подвижность пальцев и дают навыки точных тонких движений, что очень важно не только для подготовки руки к манипуляции с такими предметами как ложка или вилка, ручка или карандаш, но и - для развития речи. Известно, что центр речевой активности напрямую связан с участками, находящимися на кончиках пальцев и ладонях, так что чем быстрее малыш разовьет подвижность пальцев, тем быстрее и правильнее он сможет научиться говорить.

Придумывая картинку, дети сначала формируют ее образ в сознании и, держа его в памяти, начинают постепенно воплощать его в реальность. Этим мозаика отличается от рисования, где по большей части ребенок действует спонтанно, перенося свои задумки на бумагу. Здесь для того, чтобы «нарисовать» картинку из кусочков, нужно гораздо больше времени, а это способствует развитию памяти, образного и наглядно-действенного мышления, ведет к формированию целеполагания.
Игра с мозаикой способствует выработке таких важных качеств, как терпеливость и усидчивость, способствует улучшению концентрации и устойчивости внимания.
Детская мозаика стимулирует развитие воображения и творческих способностей, закладывает основы художественного вкуса.

Разновидности детской мозаики

От разнообразия различных видов мозаик у современных родителей, зачастую, разбегаются глаза. Наряду с привычными нам мозаиками на ножке в витринах магазинов можно увидеть подчас, самые экзотические и неожиданные решения.

1. Напольная мозаика. Она отличается относительно большим размером деталей (6-8 см) и отсутствием поля для сборки. Рисунки и орнаменты дети будут создавать прямо на полу! Этот вариант можно предложить уже самым маленьким детишкам: в возрасте от 1 до 2 лет. Элементы такой детской мозаики легко крепятся друг с другом посредством специальных выступов и углублений, а окрашены они в насыщенные основные цвета: красный, синий, желтый и зеленый. Играя с напольной мозаикой, ребенок сможет сформировать эталоны цвета, потренировать подвижность пальцев. Особый интерес для малышей раннего возраста обычно представляет способ соединения деталей и получение целого из частей, а также - изучение цвета и формы фигурок.

2. Классическая мозаика на ножке. Разноцветные элементы ее имеют уже гораздо меньший размер по сравнению с напольной мозаикой и крепятся они на специальном поле с множеством отверстий. Этот вид подойдет для ребят в возрасте 3-4 лет. Играя с такими наборами, дети будут раз за разом придумывать новые сюжеты, фантазировать и творить.

3. Термомозаика . Очень интересная игра, которая появилась у нас относительно недавно. Прелесть такой мозаики в том, что из нее можно сделать оригинальные дизайнерские украшения и подарки для друзей. После сборки рисунка его необходимо прогладить утюгом через термобумагу, и стильный сувенир готов! Конечно, здесь не обойтись без помощи родителей, но включенность их в процесс творчества будет лишь дополнительным позитивным фактором, способствующим гармонизации отношений в семье. Термомозаика содержит достаточно мелкие детали -бусинки, так что лучше всего не предлагать ее малышам, а вот детям 4-5 лет игра доставит массу удовольствия и подарит уверенность в своих силах.

4. Мозаика из мягких полимеров . Это уже не мозаика в традиционном понимании, а скорее - некий симбиоз мозаики и конструктора. Прелесть такой игры в том, что собирать картинку можно в ванной, с легкостью приклеивая смоченные в воде детали к кафельной плитке. Эта мозаика абсолютно безопасна и ее можно предлагать малышам, начиная с 3 лет.

5. Самоклеющаяся мозаика. Здесь вы не найдете привычного поля с дырочками, а детали представляют собой маленькие частички с самоклеющейся бумагой на обороте. Ребенку предстоит отделить их от основы и прикрепить на поле с нанесенным на нем контуром рисунка. Процесс очень захватывает детей, а в его результате получаются очень красивые картинки.

6. Магнитная мозаика . Ее элементы имеют магнитную основу - их легко крепить на металлическом поле, раз за разом создавая разнообразные изображения. В виду того, что магнитной является вся задняя поверхность частичек, играть с такой мозаикой очень удобно: магниты не будут смещаться и выскакивать. Этот вид мозаики лучше всего подойдет для ребят 4-6 лет.

7. Мозаика-азбука. С ее помощью ребенок сможет без труда выучить алфавит, получив при этом много положительных эмоций. Фрагменты такой мозаики - это буквы, которые нужно составлять между собой так, чтобы получились слова или даже целые фразы. Мозаика-азбука подходит для детей старшего дошкольного возраста.

На сайте сайт представлены самые интересные и качественные мозаики различных видов. При выборе этой развивающей игры, обращайте внимание на рекомендуемый производителями возраст: мозаики с мелкими деталями недопустимо предлагать малышам 1-2 лет. Для них лучше всего выбрать напольную мозаику с крупными частями. Начинать знакомство с мозаиками, содержащими в себе мелкие детали, можно уже с 3 лет, но и в этом случае не забудьте провести ребенку инструктаж по технике безопасности.

Для тех, кто не в курсе о пользе мозаик опишу несколько моментов:

  • мозаики являются инструментом целенаправленного развития мелкой моторики. Само развитие мелкой моторики стимулирует отдел мозга, расположенный рядом с отделом ответственным за речь. Таким образом при игре в мозаику происходит косвенная стимуляция «речевого» отдела мозга.
  • игра с мозаикой приобщает детей к усидчивым и монотонным занятиям.
  • для детей с 3 лет мозаика предоставляет простор для творчества — составление узоров.

Детали мозаик можно использовать для развивающих занятий:

  • с цветами. Самое популярное упражнение сортировка по цветам;
  • со счетом, используя их в качестве счетного материала;
  • с формами, выкладывая геометрические фигуры;
  • о понятии симметрии. Выложите половину узора, затем попросите ребенка выложить вторую;
  • понятии параллельных и перпендикулярах для старших дошкольников.

Особенности игры с мозаиками в 1-2 года . При приобретении мозаик для детей второго и третьего года не ждите от мозаики многого. Мозаика для годовалых малышей предназначена не для выкладывания узоров, а для знакомства с цветами и получения навыков закреплять детали на основу. Ребенок в этом возрасте будет только учиться одевать детальки на выпуклости основы. Никакой речи о творческом рисунке из цветных фишек в год и даже в два еще не идет. К примеру, Яна только в 2 года научилась складывать первые цветочки по образцу и заполнять полотно целиком.

Лучшие мозаики для самых маленьких (1-2 года)

Мне бы хотелось начать этот обзор с башен Quercetti, но они постоянно исчезают из наличия поэтому начну со Stellar. Quercetti будут второй мозаикой.

Мозаика Stellar для малышей

Впечатления от мозаики: Мозаика Стеллар простенькая, а сложного в данном случае ничего и не требуется. Из минусов можно выделить слишком хлипкую основу — тонюсенький пластик, по качеству как у пластиковых бутылок. С другой стороны, за 4 года эксплуатации основа осталась в идеальном состоянии. Важный для малышей параметр мозаики — легкость сопряжения деталей с основой. У этой мозаики легкость сопряжения деталей на 5+, собственно, как и у следующей.
Наша модель содержит 80 деталей и это для детей 1-2 лет многовато. Из своего опыта сейчас я бы остановилась на 50 деталях.

Эта мозаика имеет очень привлекательное соотношение цены и качества. Сейчас такие можно встретить у многих. Но на текущий момент в продаже появились варианты гораздо интересней — с шаблонами, в том числе демократичные от Стеллар . Ссылки на них привожу ниже — .

Мозаики Quercetti для малышей


Впечатления: На мой взгляд, это лучшая мозаика для годовалых малышей! Башни из кубиков в год получаются неустойчивые и вечно падают. Обычные мозаики не предоставляют простора, ведь выкладывание узоров еще не доступно по уровню развития. Разработчики мозаики Quercetti все это предусмотрели и создали идеальную мозаику для возрастной категории 1+. Эта мозаика является по своей сути гибридом конструктора и мозаики:

  • за счет конструкции деталей из этой мозаики выходят устойчивые башни;
  • также можно выкладывать цветочки и другие рисунки в плоскости.

Конечно, со всеми плюсами к мозаике добавился высокий ценник. К тому же её сложно найти:-(. Временами она появляется на ozone. Мозаика существует в нескольких вариантах. Есть наборы поменьше. Они не включают пластиковый контейнер под детали. В общем если увидите, хватайте. Актуальной, на мой взгляд, она является с 10 месяцев до 2 лет. В 2,5 года, наверно, уже более актуальным будет Лего дупло.

Важно, чтобы не разочароваться в покупке: настоящее конструирование у детей развивается лет с 3. Не ждите после покупки, что малыш начнет усердно строить башни. Не ждите после того, как ребенок построил первую башню строительного бума. Зачастую это случается позже. Строительный бум приходит не сразу после момента постройки первой башни, а в момент, когда ребенок крепко усвоил принципы строительства башен. Это может произойти через несколько месяцев после первой башни малыша. Если ваш малыш в год не начал собирать башни из кубиков и использовать другие «развивашки» по назначению, наберитесь терпения и помните, что, перебирая и рассматривая детали «развивашек», ребенок тоже развивается.

При выборе этой мозаики я задавалась вопросом о том, «что лучше подобные мозаики или Лего Дупло?». По нашему опыту до 2,5 лет Лего Дупло для Яны был недоступен — сопряжение деталей ей практически не давалось. Исходя из этого, я считаю подобную мозаику значительно более удачным приобретением для ребенка до 2,5 лет.

Мозаики с шаблонами — игрушка, способная удерживать интерес детей

Две предыдущие мозаики очень хороши, но они не способны существенно задержать внимание ребенка. Мамы могут предлагать различные задания с деталями мозаик, но после завершения задания ребенок будет снова терять интерес. Так устроена психика ребенка: взял игрушку, рассмотрел в ней все, что интересовало, попробовал все доступные ему действия и все… пора переходить к следующей игрушке, предмету или объекту. Следовательно, чем младше ребенок, тем он быстрее теряет интерес и ему требуется смена деятельности.

У детей в 1-2 года, в силу возраста не работает еще фантазия, да и логика только набирает обороты. Следовательно, игры с мозаиками в этом возрасте имеют эпизодический и хаотичный характер.


Четырехлетняя Яна давно «переросла» эту мозаику, но с удовольствием включилась в игру на мою просьбу попозировать с разнообразием мозаик.

Самая любимая мозаика малышей — пуговицы с шаблонами. Эта мозаика предоставляет даже двухлеткам деятельность с результатом! Это очень важный момент. Ребенок, завершая складывать очередную картинку по шаблону, чувствует удовольствие от того, что он смог справится с задачей. У игр по шаблонам появляется конечная точка и чувство удовлетворения от результата. Когда ребенку выдают обычную мозаику, груду кубиков или конструктор для свободной игры, ребенок начинает подозревать, что эта деятельность бесконечна, а бесконечность необъятна . Когда твое занятие имеет конечный характер, то к нему проявляется больше интереса.

Кстати, у взрослого человека есть аналогичные свойства интереса:

  • Представляете, если вам кто-то скажет, что надо собрать клубнику с поля протяженностью до горизонта. Если соберете, то можете кушать ягоды с этого поля сколько угодно. В тот миг, когда вы представите или увидите это огромное поле, вы сразу же заскучаете, потеряете интерес и подумаете: «Ну её, целое поле! Лучше куплю сколько мне надо. Заплачу, но не буду надрываться».
  • А если вам покажут небольшую грядочку и скажут: «Соберешь всю ягоду, и она твоя». Отношение к такой задаче будет абсолютно другое. Сразу же проявится интерес.

Когда мы даем малышу большую груду деталей конструктора, кубиков или мозаики у него очень быстро проходит интерес. Для поддержания интереса важно чтобы предлагаемые игрушки в себе содержали дозированные задания. Например, заполнить одну картинку фишками по цвету. И если этих фишек не уйма, а количество соответствует возрасту 5-10, то задание по плечу малышу. Такие мозаики доступны детям с 2 лет. Причем в 3-4 года они продолжают держать интерес причем еще больший, чем в два года. У средних дошкольников внимание становится более концентрированным и качественным:

  • В 2 года Яна при игре с такой мойкой уставала за 2-3 картинки;
  • в 3 года мозаика с шаблонами её затягивала. Она могла складывать картинки по шаблонам одну за другой, иногда даже все. Обратите внимание на видео ниже. Там Яне 4 года. Я достала мозаику из кладовки, где хранятся игры не по возрасту, но шаблоны мгновенно зацепили ее интерес.

Варианты мозаик с шаблонами для малышей

Характеристики* (цены по состоянию на май 2018 года)

*Цены в таблице приведены по состоянию на май 2018 г без учета скидок.

Мозаики с шаблонами Djeco (Италия) для средних дошкольников

Как я уже выше писала, дети очень любят собирать картинки по шаблонам. В целом сбор по шаблонам для среднего дошкольника считает бесполезным занятием. По большому счету я согласна с этим мнением, но все-таки иногда мы должны давать ребенку не только полезную, но и вкусную еду интересную игру. А кроме того мозаика с шаблонами идеальный вариант уравновесить нервное состояние активного ребенка. Сбор мозаики можно предлагать перед сном или, когда ребенок возбужден. Я считаю, что в домашнем арсенале обязательны игрушки, в том числе, для разгрузки и отдыха.

В процессе подготовки обзора я наткнулась на пару мозаик с шаблонами для детей постарше и закинула в корзинку ту, в которой 230 деталей.

Характеристики* Фото
  • Количество деталей: 57
  • Количество шаблонов: 10
  • Материал: дерево
  • Качество бренда: премиум
  • Возрастная категория: 3+
  • Размер деталей: основа мозаики небольшая 190 х 130, скорее всего детальки достаточно миниатюрные
  • Где купить: сова (, my-shop) и рыбка (, my-shop)
  • Цена: 1800

Мозаика для ребенка - это игра, в процессе которой из отдельных фрагментов (пазлы, фишки, части) создаются фантазийные узоры, восстанавливаются картинки и изображения.

Виды мозаики

Современные родители считают, что игрушка должна нести не просто развлекательную функцию, но и развивать малыша, обучать его и даже воспитывать. А когда есть спрос, есть и предложение. Такой забавой стала мозаика. Детская мозаика представлена на рынке сегодня в огромном ассортименте. Неискушенному родителю будет непросто сделать выбор.

Вот основные виды этой игры:

На кого рассчитана?

Мозаика для детей от года должна быть крупной. Отлично подойдет, скажем, вариант для ванной. Однако такое деление весьма условно. При выборе игрушки следует ориентироваться на склонности ребенка, его способность к концентрации внимания и тип его мышления. Также малыши любят собирать большие несложные напольные пазлы.

Мозаика для детей 3 лет предпочтительна классическая, с перфорированной доской, а также на магнитной основе. Детишкам постарше нравится 3Д-вариант, мозаика-азбука и мозаика-аппликация. Школьники останавливают свой выбор на пазлах.

Какую мозаику выбрать?

Для того чтобы было проще сделать выбор, нужно отметить, какие способности развивает мозаика для детей. Это поможет вам определить, какие качества вы хотели бы совершенствовать в своем ребенке с помощью игры.

Как играть?

Как же начать заниматься с ребенком? Вряд ли малыш начнет создавать фигуры, если вы просто отдадите ему игрушку. Чтобы привлечь внимание ребенка к процессу игры, давайте ему задания постепенно, начиная с самых простых.

Для начала расскажите малышу о цветах фишек. Затем попросите его дать вам элемент нужного цвета. После чего можно сформировать все фишки по группам оттенков. После того как ребенок освоит цвета, переходите к изучению мозаики с геометрическими формами. Расскажите ему, где круг, а где треугольник. Показывая деталь, акцентируйте внимание малыша на специфических особенностях фигуры: остром уголке треугольника, способности кататься у круга, прямых ребрах квадрата. После этого попросите ребенка дать вам определенную фишку. Если вы поймете, что мозаика для ребенка не увлекательна, отложите игру на месяц, а затем попробуйте начать все сначала.

Ваша цель - научить малыша рассортировывать фишки по цветовой палитре и по их форме.

Следующий шаг - сборка картинок, создание узоров. Не требуйте четкого соблюдения схемы при сборке мозаики, подсказывайте малышу последовательность действий, однако не собирайте фишки вместо него. Анализируйте, что ему нравится больше всего, уделяйте этому занятию больше внимания, постепенно усложняя его. Со временем вы поймете, какая у малыша любимая мозаика. Игра для детей должна проходить в атмосфере ожидания чего-то нового, ведь дети очень любят обретать навыки.

Мозаика на память

Современная мозаика для ребенка настолько хороша, а готовые работы такие красивые, что порой разбирать модель совершенно не хочется. Если вы пожелаете сохранить композицию, созданную малышом, обратите внимание, что к некоторым наборам прилагается специальная рамка для перфорированной доски, плотный лист для наклеивания картонного пазла. Фотографируйте ваши работы и процесс творчества, ведь эти моменты уже никогда не повторятся вновь.

Стоимость

Цена этой игры не слишком велика в любом из ее исполнений. Однако разница между определенными видами может быть существенной. В среднем же мозаика для детей стоит около 150 рублей.

Детская мозаика - это игрушка с мелкими элементами, благодаря которым можно создавать целые картинки. Ее мало назвать просто игрушкой, ведь помимо развлекательных целей она выполняет еще много функций, в частности, развивает фантазию ребенка, мелкую моторику, усидчивость, терпение.

Также благодаря детской мозаике ребенку прививается способность к целенаправленной деятельности, умение регулировать свое поведение. Мозаика помогает в развитии эстетического и художественного вкуса, пробуждает творческую активность и помогает познавать окружающий мир.

Выбор мозаики

В прошлом мозаика была лишь одного стандартного вида, и мы с удовольствием собирали на круглой подставке свои картинки. Сегодня же выбор настолько обширен, что родители и сами не прочь поиграть в такие игрушки.

Исходя из возраста ребенка, родители могут выбирать соответствующую игрушку. Мозаика может складываться из абсолютно разных деталей: бусин, пластмассовых фишек, монеток, блоков, деревянных элементов, макарон, магнитных блоков и так далее. Прежде чем покупать, необходимо точно знать, как подобрать по возрасту подходящую мозаику.

Мозаика для детей от 1 до 3 лет

Для маленького ребенка мозаику надо подбирать особо тщательно. Детали должны быть размером от 4 сантиметров. Так вы точно будете уверены, что ребенок не проглотит ни одной. Тем более годовасик не сможет собирать слишком маленькие детали из-за еще не совсем развитой мелкой моторики.

Цветов на первом этапе должно быть немного, предпочтительно четыре самых основных, естественных: зеленый, синий, желтый и красный.

Количество деталей в комплекте мозаики бывает разное, но ребенку до трех лет вполне достаточно набора из 45-60 деталей.

При этом набор имеет полотно с полостями для того, чтобы ребенок мог помещать на нее сами детальки, которые, в свою очередь, не имеют штырьков и безопасны для малыша. Лучше всего в таком возрасте подходит напольная детская мозаика.

Мозаика для детей от 3 до 6 лет

В возрасте от трех лет ребенок способен осилить уже мозаику любой сложности, если, конечно, до этого он имел опыт игры с более простыми игрушками такого типа.

Уже смело можно выбирать мозаику «грибочки» или пазлового типа. В первом случае детали имеют площадку, а по размеру они достаточно мелкие, но детские ручки уже могут ими орудовать без проблем.

Площадка для сбора картинки может быть достаточно небольшой, но есть и варианты с большой площадью, на которой можно составлять целые сюжеты.

Мозаика пазлового типа очень понравится детям постарше, ведь собирают ее на любой поверхности, а делать можно все что угодно.

Детям от четырех лет можно предложить магнитную мозаику. В набор входят детали на магнитах и металлизированная доска. Хотя можно вместо доски использовать даже холодильник.

Мозаика для школьников

Для детей старшего возраста задачу необходимо усложнять, ведь развитие не должно стоять на месте. Таким образом, детям, которые уже знакомы с цифрами, будет интересно собирать мозаику высокой сложности.

В такой мозаике каждому цвету деталей соответствует цифра, на вкладыше рисунок, который можно собрать, не раскрашен, как мы к этому привыкли, а состоит из цифр. Задача ребенка - следуя числовым показателям, собрать цветную картинку.

Качество игрушки

Решая вопрос, как подобрать по возрасту хорошую мозаику, особое внимание надо уделять не только ее степени сложности, но и качеству, ведь ребенок контактирует с ней достаточно продолжительное время.

Мозаика не должна источать неприятного химического запаха. Каждая фигурка должна быть ровной, не иметь деформаций и острых заусенцев.

Где купить мозаику

Еще один очень важный вопрос - где купить мозаику? На самом деле выбор таких игрушек в интернет-магазинах просто огромен, вам лишь остается выбрать наиболее подходящую игрушку для своего ребенка.