Балерина малика сабирова была визитной карточкой советского таджикистана. Танцор из Таджикистана, сменивший пол: «Обожаю высокие шпильки! Пусть говорят: Артур стал Самирой

Малика Каландарова, биография которой интересна многим людям, - человек с непростой судьбой. На родине, в СССР, все складывалось более чем удачно. Но когда она эмигрировала в США, дела семейные пошли наперекосяк.

Детство

Малика Каландарова, биография которой в нашем изложении начинается, родилась в теплых краях, в Средней Азии, точнее, в Душанбе в 1950 году. Семья была большая и простая, не имевшая отношения к искусству. Отец, бухарский еврей, был парикмахером. Вообще-то, ее звали по-разному, в документах Мазол Яшуваевна, во дворе Маргаритка, а позже - Малика Каландарова. Биография, национальность на которую не особенно повлияла, поначалу не имела ни особых взлетов, ни падений. Она танцевала во дворе и получала от соседей свои первые аплодисменты. Но танцевать хотелось правильно, и ребенок пошел заниматься танцами в Дом Культуры, а потом - в детскую студию театра им. Маяковского. Это был еврейский театр, то есть от родных корней девчушка не отрывалась. И это, конечно, правильно: человек всегда должен ощущать свою причастность к определенной нации и культуре. А у еврейского народа она насчитывает уже четыре тысячи лет.

Ансамбль «Лола»

В 14 лет Малика Каландарова, биография которой отмечена проявлением воли и настойчивости, начинает учиться в государственном ансамбле «Лола». Ее не хотели даже смотреть при наборе, но она быстро побежала к музыкантам и попросила их сыграть. На нее руководитель даже не взглянул, когда она начала танцевать. Однако звуки музыки привлекли внимание хореографа к танцующей девочке, и ее взяли в танцевальный коллектив. Уже через полгода, когда Мазол исполнилось пятнадцать лет, ансамбль дал первое представление на сцене театра оперы и балета. У Маргаритки был сольный танец, название которого можно перевести как «Разбитое сердце». В вихре музыки молоденькая танцовщица показала строгие отточенные движения.

Танцевало все - глаза, плечи, руки. Даже удары ногой были выразительны. Она произвела большое впечатление на министра культуры, который сказал ей за кулисами, что теперь ее имя будет - Малика.

Развитие

Учиться в обычной средней школе из-за напряженных репетиций было невозможно. Поэтому Малика Каландарова, биография которой продолжается, перешла в вечернюю школу, а на гастролях занималась самостоятельно. Ансамбль объехал всю страну и в 1969 году впервые выехал за рубеж. Им аплодировали и на Западе, и на Востоке. У Малики был всего один танец.

Но руководство ансамбля заметило, как бурно ее принимают зрители, и ей поставили еще несколько танцев. Одним из лучших был «Шодиёна», в котором были и высокие прыжки, и полеты, и точные приземления. Этот танец очень высоко ценил Игорь Моисеев и попросил Малику, которую он считал чудом с Востока, поставить у него в ансамбле несколько танцев, которые передадут национальный колорит. Шел 1979 год. Биография Малики Каландаровой начала складываться не только как танцовщицы, но и постановщика, и репетитора. У Моисеева она создала танец «Горянки Таджикистана», с которым мэтр объездил весь мир. К этому времени она уже была народной артисткой Таджикской ССР, позже к этому званию прибавится еще одно - народная артистка СССР.

Эмиграция

Годы развала страны для многих разделили жизнь на до и после. В 1993 году в Таджикистане началась гражданская война. Жить в стране было просто страшно. В квартиру могли зайти люди с оружием. И заходили. И не веря, что перед ними известная и любимая страной танцовщица, требовали доказательств танцем, а после этого уходили. Поэтому пришлось покинуть родину и отправиться в неизвестное. Ведь даже семью знаменитой танцовщицы на Западе и в Соединенных Штатах никто не ждал с букетами. Они были простые эмигранты, которым пришлось для начала выживать, торгуя посудой. Танцовщица Малика Каландарова, биография которой претерпела столь странные изменения, жила мечтой создать школу танцев.

Восток и США

Несмотря на трудности, более десяти лет назад Малике при поддержке всей семьи удалось открыть Международную школу танцев в Нью-Йорке. В ней занимаются около ста пятидесяти человек, которые погружаются в волшебный мир Востока, постигая все тонкости таджикских, хорезмских и индийских танцев. Кроме школы у Малики, которая известна в Штатах как Майя, есть еще ансамбль, который дает выступления, исполняя танцы народов СССР. Это экзотика, которая привлекает внимание зрителей.

Малика Каландарова: биография. Дети

В 1972 году Малика вышла замуж, изрядно помучив ожиданием этого счастливого события влюбленного в нее музыканта-домбриста Исхака Гулькарова. У них родилось два сына - Марк и Гулькаров оказался очень артистичен и пластичен.

Он органично вошел в мир танца. Впервые он вышел на сцену, когда ему было всего пять лет. Мама, которую он боготворит сейчас, поставила танец, а папа аккомпанировал, играя на домбре. В шесть лет он танцевал перед который был другом их дома. Малыш понравился танцору настолько, что уникальный танцовщик пообещал когда-нибудь передать свои костюмы этому юному преемнику. Артур выступал много и в разных странах. Его гастроли проходили то в США, то в Таджикистане, то в России. Но на родине, в Душанбе, состоялся самый запомнившийся ему концерт, когда он после долгого перерыва там появился. Он исполнил попурри из разных танцев, закончив свое выступление «Калинкой». Выступал Артур до 2009 года. А затем он сделал и теперь появилась девушка, которую зовут Самира. Для всей семьи это было непростое событие. Отец и брат так и не приняли Самиру, но мать есть мать, и она поддержала своего ребенка.

Вот так складывалась жизнь талантливой танцовщицы и педагога Малики Каландаровой.

22:44 / 23 апр. 2015

Пять лет назад сын танцовщицы с мировой славой родом из Таджикистана Малики Колонтаровой Артур исчез. Зато у нее появилась дочь.

Сегодня, 23 апреля, в эфире «Пусть говорят» с Андреем Малаховым на «Первом канале» народная артистка СССР Малика Колонтарова и ее дочь Самира, которая еще два года назад была хорошо известным в России и в мире танцовщиком Артуром Колонтаровым.

Андрей Малахов представляет героиню передачи «Пусть говорят» - народная артистка СССР Малика Колонтарова, сильная женщина, которая потеряла одного из двоих сыновей и обрела дочь.

Пусть говорят: Малика Колонтарова

Во времена СССР танцовщица из Таджикистана Малика Колонтарова в 34 года удостоилась звания народной артистки Советского Союза и гастролировала по всему миру. Ее муж, известный музыкант Исхат Вулькаров, гастролировал вместе с супругой. После развала Союза в Таджикистане начинается гражданская война, и семья с двумя сыновьями – Марком и Артуром – уезжает в США.

Они начинали буквально с нуля. Квартирка в Бруклине. Малика ходила по домам и продавала посуду.

Но очень скоро жизнь вновь пошла в гору. Танцевальный коллектив Малики Колонтаровой заработал известность и в Америке. Старший сын увлекался спортом – карате, бокс. Устроился на работу и обзавелся семьей. Сейчас у него четверо детей.

Младший сын Артур стал солистом в ансамбле Малики Колонтаровой. В 2005 году Артур переехал в Москву и сам шел к тому, чтобы стать великой звездой танца.

Анита Цой, в шоу которй он выступал, до сих пор восхищается его талантом.

Но неожиданно Артур возвращается в Нью-Йорк. А потом и вовсе исчезает из поля зрения поклонников. А спустя пару лет у Малики внезапно появляется взрослая и прекрасная дочь Самира.

Пусть говорят: Артур стал Самирой

Малика Колонтарова, сегодня, 23 апреля впервые решилась публично рассказать историю своей семьи. Она и ее дочь Самира по очереди вспоминают, какой путь им пришлось пройти. Сначала с экрана в студии «Пусть говорят» показывают репортаж из Америки.


Я думала: пожила она до 25 лет, поживет и дальше. Понимала, что общество будет осуждать. Вы представить себя не можете на моем месте, когда он кричал мне «Я не сын твой, я дочь твоя. Ты слышишь, мама! Услышь меня!». Я смотрела и не могла ничего ответить.

Самира:

Меня звали Артур. Мне никогда это имя не нравилось. Я никогда не была мальчиком, я жила в теле мальчика. Я росла в Таджикистане, в семье очень известных людей. Признаться и сказать об этом - я даже не знала как. Но так как я была очень женственна, маме всегда очень часто говорили: он как девочка.

Не знаю, что было бы, если я сказала это раньше. Может, женили, может, избили. Они конкретно думали, что я с ума сошла. Мама просто думала, что я гей. Гей – это ориентация. Я же психологически всегда ощущала себя женщиной. Сказала: «Мама, ты же всегда мечтала о дочке. Вот тебе Бог дочку подарил в 60 лет. Через год Артура не станет». К тому времени я уже была на гормонах. Я была известна, популярна, всего добилась, но я была несчастна. Пыталась покончить с собой.

Мама спросила, сколько стоит операция, и сказала – я тебе помогу. Она оплатила всю операцию. Около 30 тысяч долларов обошлись смена пола и грудь. Я не меняла лицо – все свое.

Я решила, что буду рядом с ней и помогать. Это лучше, чем потерять ребенка. Искала везде поддержки, но ее не было. Легко обсуждать: «мы прочитали, у вас, оказывается, дочка». Что только не говорили, что мы с мужем не живем, что в семье раскол. Конечно, это беда. Первое время сын и муж не могли принять это. Они сильно страдали. Не хотели говорить об этом. Муж гордился двумя сыновьями, говорил, что это два крыла. Он обвинял меня в том, что второго сына я держала при себе, поэтому он стал таким. Меня многие обвиняли в том, что я слишком любила сына. Со всех сторон был удар. Но кто бы что ни говорил – я люблю ее.

Самира:

Последний раз папа меня даже назвал женским именем.

Самира: я всегда была женщиной

В студии «Пусть говорят» Самира неожиданно откровенно и очень пронзительно вспоминает, что она пережила. Ее монолог не прерывают ни гости, ни ведущий Андрей Малахов.

Самира:

Я пыталась покончить с собой. Раньше не понимала самоубийц. Но я к тому времени уже как овощ была: встаю, пью снотворное, сплю, просыпаюсь, пью таблетки, сплю... Я потеряла день-ночь, какая неделя или месяц. Для меня жизнь не существовала, я не танцевала. Это было невыносимо.

Мама меня ведь тоже не понимала. Я запиралась в комнате, орала на маму: «убью тебя или себя». Я маме сказала, что не буду записку оставлять - при жизни тебе все скажу.

А она мне ответила: «Что ты хочешь кому доказать? Справим поминки годовые, и забудут про тебя. И меня это подтолкнуло. Зачем я буду убивать себя? Взяла маленькую сумочку и ушла к друзьям.

Я в клубы ходила как женщина. Уезжала далеко, заходила в «Старбакс», переодевалась в туалете, потом обратно также.

До этого у меня было все – деньги, признание. Я подписала отличный контракт, но по нему я была мальчик. Я вызвала продюсера, он такой консерватор, и призналась во всем. И он сказал: «Мы взяли не мальчика или девочку. Мы взяли тебя - за талант».

Пусть говорят: я стеснялась своего ребенка

После операции прошло уже два года. Мама с дочкой идут по району, где жили первое время после эмиграции. Малику узнают.

Самира вспоминает:

Друзья у меня были одни девчонки. Воспоминания сладко-горькие сейчас. Здесь дурачились, играли. А с другой стороны, детства и не было. Вот моя школа - для меня был ад. Меня парни все время дразнили: «Вон телка идет, баба». Вот мама сейчас идет по району и спокойна. Я жила здесь в женском облике, но еще до операции, и мама стеснялась.

Малика:

Да, я стеснялась, что она в женском платье. Думала, что скажут знакомые, когда увидят.

Заходят к соседке. Самира видит ее смущение и то, что муж соседки не поздоровался, словно не узнал. И комментирует этот его поступок так: «Когда стала жить женской жизнью, убедилась, что мужики очень часто ведут себя как трусы».

А вот бруклинские подруги детства встречают объятиями. Некоторые из них также приехали из Душанбе.

Анита Цой в «Пусть говорят»: Артур творил на сцене волшебство

Андрей Малахов приглашает в студию «Пусть говорят» Аниту Цой. Артур выступал в 2007 году в ее шоу «На Востоке».

Анита Цой:

Восемь лет назад мне показали видео с Артуром. Сказали, что он делает такое… И это оказалось правдой. Помню, 15 тысяч людей смотрели на одного танцора. Он творил волшебство на сцене. Я вспоминала твой талант все эти годы.

Андрей Малахов:

А если бы твой сын вот так пришел и сказал…

Анита Цой:

Сложный вопрос. Наверное, материнское сердце примет. Но вот что с мужьями делать?! Нет, я серьезно, у меня вот такой муж – Муж. С крепкими корейскими традициями…

Семья Малики не смогла пока принять ее дочь Самиру

Семья Малики Колонтаровой тоже с крепкими восточными традициями, но она верит, что в семью вернется мир.

Один стул за обеденным столом в нашем большом красивом доме держу для своей доченьки. Потому что она всю жизнь была со мной. Самира с нами не живет, она уехала 5 лет назад. Потому что мы ее не понимали. Она запиралась одна в комнате. Плакала. Сейчас я ее жду. Но она не приходит.

Андрей Малахов:

Спасибо вам за мужество. Принять ребенка таким, какой есть, не всегда хватает смелости.

Еще в в 5-6 лет было невозможно. Я его силком заставляла стричь волосы – это всегда была война. Зайдет в спальню, на ней браслеты, бусы. И начинает повторять мои движения. Старший сын забежит, зовет – пойдем драться с пацанами. А он кричит: "Мама, спаси меня, я не хочу драться", - и убежит в комнату.

Андрей Малахов:

А ты со скольки лет чувствуешь себя женщиной?

Самира:

Я еще в садике спросила нянечку, почему я сплю с мальчиками - хочу к девочкам. Она наорала на меня. После этого я молчала.

Андрей Малахов:

Есть люди, которые ушли из твоей жизни после изменений?

Самира:

Да конечно.

Андрей Малахов:

Я так понял, что сейчас брат с сестрой не общается?

Малика:

Да, они пять лет не общаются. Но он спрашивает, «где твоя любимица», как у нее дела. То есть не разговаривает с ней, но помнит о ней. Я думаю, еще год-два - и они начнут общаться.

Андрей Малахов:

Что бы ты сегодня сказала своей маме?

Самира:

Я бы никогда не могла подумать, что мама сможет меня принять. Спасибо мама (встает на колени) за то, что ты такой сильный человек.

В семье Народной артистки СССР Малики Калонтаровой необычно всё. Начну с того, что у нее есть и другое имя, данное ей родителями при рождении – Мазал. Ибо она еврейка. Когда в 90-х годах я в Нью-Йорке сделал с ней интервью, то назвал его «Мазал – по-еврейски счастье».

Даже фамилия Малики пишется по-разному: то Калонтарова, то Калондарова. У ее мужа, Заслуженного артиста Таджикистана, играющего на дойре, имя Исаак, но все его знают как Ильяса Гулькарова. Ну, а младшего сына Малики и Ильяса, известного танцора Артура, и вообще сегодня зовут Самира. Потому что он уже не парень, а… девушка. Если хотите – женщина. Кажется, это первый случай в Средней Азии, когда человек поменял пол.
Но всё с начала…
Звезда Востока, как её называли, Народная артистка СССР, блистательная Малика Калонтарова прославилась своими танцами. Ей рукоплескали во всех странах, где она выступала. В 34 года она становится Народной артисткой СССР. По приглашению Игоря Моисеева Малика солирует в его знаменитом на весь мир ансамбле. Без нее не проходят правительственные концерты. В начале 90-х годов, спасаясь от среднеазиатских катаклизмов тех лет, артистка с семьей переезжает из родного Душанбе в Соединенные Штаты.
В Нью-Йорке она основывает школу танцев, которая вскоре становится известной на всем континенте. Естественно, что звездой в театре стал ее сын Артурчик. Когда Махмуд Эсамбаев еще в Душанбе впервые увидел маленького танцора, он сказал: «Наконец-то у меня появился наследник». Прошло несколько лет. Артур стал блистать на сценах Европы и Америки, Азии и России. Говорят, сам Лужков подарил ему квартиру в Москве. Не знаю, вполне может быть.
Я не раз брал в Нью-Йорке интервью у Артура Гулькарова, с восторгом следил за его успехами. Меня, да и не только меня, завораживала его пластика и чувственность, необычные танцевальные па, энергетика и фуэте, бесконечные рискованные пируэты и… женственность…
Потом Артур исчез.
В конце апреля 1915-го года его мама Малика неожиданно появилась в передаче у Андрея Малахова «Пусть говорят». То, что там произошло, стало для всех шоком. Малика рассказала, что после своего первенца Марка она мечтала о девочке, но родился сын. «Он был странный, мой Артурчик. Еще в детстве он пытался меня убедить, что он не сын, а дочка. Да и дружил он в детстве только с девочками, надевал мои украшения, примерял мои платья.
Талант Артура был виден невооруженным глазом. Он много работал, изучал мои движения, с успехом выступал на подмостках – от Москвы до Лас-Вегаса. И в то же время я видела, что его что-то мучает. В конце концов, сын признался мне, что он не может носить свою мужскую оболочку, мол, правду не скроешь – она всё равно выйдет наружу. Ибо в душе он… девушка. И однажды сказал, что хочет изменить… пол. Иначе он наложит на себя руки...
– А сейчас к нам выйдет Самира, дочь Малики, – объявил Андрей. И все ахнули: в студию вошла красивая, стройная девушка. Она и продолжила рассказ Малики.
– Я несчастлив, – сказал я тогда маме. – Через год Артура не будет. Помоги мне, мама сделать операцию.
– Будь что будет – решила я, – но я буду со своим ребенком… Операций было две.
– Я устала жить двойной жизнью, – перебила ее Самира. – Я чувствовала себя девочкой, с ними и только с ними в детстве играла. Школа была для меня адом. Мальчишки надо мной смеялись. Когда однажды мой брат Марк забежал домой и позвал на улицу драться с мальчишками, я смертельно перепугалась, – признаётся девушка. – А потом и вообще бросила школу.
И Самира в студии смеётся и одновременно плачет: «Какое счастье, что рядом со мной была мама». И публика сопереживает ей.
А потом в студии показали ролик: Самира с мамой, а то и одна, идет по улицам Квинса и рассказывает, в каких магазинах она покупала туфли. Причем только на высоких каблуках.
– Я люблю высокие каблуки, – говорит она. В другом бутике Самира рассматривает платья и говорит, что всю жизнь любила блестящие платья. Да и вообще блестящие вещи. Самиру узнают, обнимаются с ней, дарят подарки. В том числе и молодые люди. И это в традиционной бухарской общине, где впору поступить как Тевье-молочник из мюзикла «Скрипач на крыше» – поднять к небу палец и закричать: «Традишн!!!»
– Не признал меня только папа, – продолжает Самира. – Он переживал, ему было перед всеми стыдно. Но и папа постепенно оттаял и даже стал здороваться. Еще год-другой – и он, наверное, со мной заговорит. А вот брат Марк и слышать обо мне не хочет. Но сегодня я счастлива, танцую в женском ансамбле. У меня есть друг, который во всем меня поддерживает…
…На прошлой неделе я встретил Самиру на Брайтоне. Увидев меня, она бросилась ко мне. Мы обнялись, и Самира познакомила меня со своим другом, симпатичным молодым американцем…
Мы с фотографом Колей Комиссаровым провели фотосессию. На прощание я сказал ей на ушко: «Будь счастлива, Самира».
– Буду, – серьезно ответила девушка.
Между прочим, сегодня у Самиры и новая фамилия – Мазал…

письмо для Малики Каландаровой
Здравствуйте, редакторы программы Пусть говорят. Прошу Вас передать вот эту притчу Маликие Каландаровой, а
она пусть прочтет ее своему мужу и старшему сыну.

Один правоверный пришёл как-то к к пророку Элиасу. Его очень волновало, что такое ад и рай, потому что он хотел
жить праведно.

Где ад и где рай?

С этим вопросом человек обратился к пророку, но Элиас не ответил. Он взял вопрошавшего за руку и повёл
тёмными переулками во дворец. Через железные врата они вошли в большой зал со множеством народа, бедными
и богатыми, в лохмотьях и драгоценных одеяниях. Посреди зала стоял на огне огромный котёл, в нём кипел суп. От
варева шёл приятный запах по всему залу. Вокруг котла толпились люди с впалыми щеками и бессмысленными
глазами, стараясь получить свою порцию супа.

Спутник пророка Элиаса поразился, когда увидел у них в руках по ложке, величиной с них самих. Вся ложка была из
металла, раскалённая от супа, и лишь на самом конце черенка имелась деревянная ручка. С жадностью голодные
люди тыкали своими ложками в котле. Каждый хотел получить свою долю, но никому это не удавалось. Они с трудом
вытаскивали тяжёлые ложки из супа, но так как те были слишком длинными, то и сильнейшие не могли отправить
их в рот. Слишком ретивые обжигали руки и лицо и, охваченные жадностью, обливали супом плечи соседей. С
руганью они набрасывались друг на друга и дрались теми же ложками, которыми могли бы утолить голод.

Пророк Элиас взял своего спутника за руку и сказал: «Вот это - ад»

Они покинули зал и вскоре уже не слышали адских воплей. После долгих странствий по тёмным коридорам они
вошли в другой зал. Здесь тоже было много людей, сидящих вокруг. Посреди зала стоял котёл с кипящим супом. У
каждого было по такой же громадной ложке в руке, какие Элиас и его спутник уже видели в аду. Но люди были
упитанными, в зале слышались лишь тихие довольные голоса и звуки окунаемых ложек. Люди подходили парами.
Один окунал ложку и кормил другого. Если для кого-нибудь ложка оказывалась слишком тяжёлой, то сразу же
другая пара помогала своими ложками, так что каждый мог спокойно есть. Как только насыщался один, его место
занимал другой.

Пророк Элиас сказал своему спутнику: «А вот это - рай!»

P.S.: «Ад» - это работа рядом друг с другом, но против друг друга; каждый - только за себя самого и против других.
«Рай», напротив, предполагает готовность вступать в позитивные отношения с другими. Обе группы - люди в раю и
люди в аду - имеют одинаковые или похожие проблемы. Но живут ли они в раю или в аду, зависит от того, как они
эти проблемы пытаются решить. Рай и ад - в нас самих. Мы имеем возможность выбирать!

Гражданство:

СССР СССР

Профессия: Карьера:

1965 - наст. время

Награды:

Мазол (Малика) Яшуваевна Колонтарова (Каландарова) (тадж. Малика Қаландарова ; род. 2 сентября , Сталинабад , СССР) - советская таджикская танцовщица , актриса , педагог . Народная артистка СССР ().

Биография

Гастролировала с ансамблями по городам СССР и за рубежом: Афганистан , Япония , Испания , Турция , Индия и др.

Снималась в кино.

С 1993 года живёт и работает в Нью-Йорке (США). Продолжила свою танцевальную карьеру, открыв «Международную Школу танцев Малики» («Malika’s International Dance School»), где учит молодых девушек танцам.

Семья

Награды и звания

  • Заслуженная артистка Таджикской ССР ()
  • Народная артистка Таджикской ССР ()
  • Народная артистка СССР ()
  • Государственная премия Таджикской ССР им. Рудаки ()

Фильмография

  • - Зумрад - эпизод
  • - Жених и невеста - Гульнора
  • - Сказание о Рустаме - эпизод
  • - Ураган в долине - Гульчехра
  • - И еще одна ночь Шахерезады… - эпизод
  • - Новые сказки Шахерезады - эпизод
  • - Последняя ночь Шахерезады - эпизод
  • - Шерали и Ойбарчин - эпизод

Напишите отзыв о статье "Колонтарова, Мазол Яшуваевна"

Примечания

Ссылки

  • (тадж.)
  • (тадж.)
  • (тадж.)

Отрывок, характеризующий Колонтарова, Мазол Яшуваевна

Пьер, сделавшись неожиданно богачом и графом Безухим, после недавнего одиночества и беззаботности, почувствовал себя до такой степени окруженным, занятым, что ему только в постели удавалось остаться одному с самим собою. Ему нужно было подписывать бумаги, ведаться с присутственными местами, о значении которых он не имел ясного понятия, спрашивать о чем то главного управляющего, ехать в подмосковное имение и принимать множество лиц, которые прежде не хотели и знать о его существовании, а теперь были бы обижены и огорчены, ежели бы он не захотел их видеть. Все эти разнообразные лица – деловые, родственники, знакомые – все были одинаково хорошо, ласково расположены к молодому наследнику; все они, очевидно и несомненно, были убеждены в высоких достоинствах Пьера. Беспрестанно он слышал слова: «С вашей необыкновенной добротой» или «при вашем прекрасном сердце», или «вы сами так чисты, граф…» или «ежели бы он был так умен, как вы» и т. п., так что он искренно начинал верить своей необыкновенной доброте и своему необыкновенному уму, тем более, что и всегда, в глубине души, ему казалось, что он действительно очень добр и очень умен. Даже люди, прежде бывшие злыми и очевидно враждебными, делались с ним нежными и любящими. Столь сердитая старшая из княжен, с длинной талией, с приглаженными, как у куклы, волосами, после похорон пришла в комнату Пьера. Опуская глаза и беспрестанно вспыхивая, она сказала ему, что очень жалеет о бывших между ними недоразумениях и что теперь не чувствует себя вправе ничего просить, разве только позволения, после постигшего ее удара, остаться на несколько недель в доме, который она так любила и где столько принесла жертв. Она не могла удержаться и заплакала при этих словах. Растроганный тем, что эта статуеобразная княжна могла так измениться, Пьер взял ее за руку и просил извинения, сам не зная, за что. С этого дня княжна начала вязать полосатый шарф для Пьера и совершенно изменилась к нему.
– Сделай это для нее, mon cher; всё таки она много пострадала от покойника, – сказал ему князь Василий, давая подписать какую то бумагу в пользу княжны.
Князь Василий решил, что эту кость, вексель в 30 т., надо было всё таки бросить бедной княжне с тем, чтобы ей не могло притти в голову толковать об участии князя Василия в деле мозаикового портфеля. Пьер подписал вексель, и с тех пор княжна стала еще добрее. Младшие сестры стали также ласковы к нему, в особенности самая младшая, хорошенькая, с родинкой, часто смущала Пьера своими улыбками и смущением при виде его.
Пьеру так естественно казалось, что все его любят, так казалось бы неестественно, ежели бы кто нибудь не полюбил его, что он не мог не верить в искренность людей, окружавших его. Притом ему не было времени спрашивать себя об искренности или неискренности этих людей. Ему постоянно было некогда, он постоянно чувствовал себя в состоянии кроткого и веселого опьянения. Он чувствовал себя центром какого то важного общего движения; чувствовал, что от него что то постоянно ожидается; что, не сделай он того, он огорчит многих и лишит их ожидаемого, а сделай то то и то то, всё будет хорошо, – и он делал то, что требовали от него, но это что то хорошее всё оставалось впереди.