Что делать в конце учебного года. Как помочь ребенку хорошо закончить учебный год? Как проверить, готов ли ребенок к школе

1 сентября начинается новый учебный год. Подготовиться морально к нему нужно не только детям, но и родителям.

О том, чего боятся родители и почему страхи вредно передавать детям, как настроить ребенка на новую жизнь и помочь сохранить интерес к учебе, Эволюция Юга.ру узнала у детских психологов Елены Стешенко и Алины Едрышовой.

аналитически ориентированный психолог, клинический психолог, детский психолог. Руководитель детского развивающего центра «Карандаши»

Начало учебного года — это стресс. И это нормально

У взрослых и детей любая перемена места жительства или смена социальной роли вызывает фрустрацию — все новое пугает, выбивает из колеи, выводит из зоны комфорта. Период привыкания к новому — это нормально. Любое развитие идет через фрустрацию, через столкновение с чем-то незнакомым и пугающим.


детский и семейный психолог-консультант, психотерапевт, сертифицированный специалист в области индивидуального и семейного консультирования

Для младшеклассников самый действенный способ привить интерес к учебе — это взаимодействие с миром. Например, можно выкладывать свое имя из камешков. Посмотреть на созвездия, поискать их названия. Понаблюдать рассветы и закаты. Собрать листья, посмотреть в книжке или в интернете, что это за деревья. Потом в школе у него будет ощущение, что ему это уже знакомо, и будет проще.

Если ребенок идет в первый класс, стоит рассказать ему, как и что будет происходить. Просто описать картину: есть учитель, есть детки, их там будет примерно столько, вы будете заниматься до такого-то часа, я буду тебя забирать, спать как в садике вы в школе не будете.

Всем родителям страшно

Первое, с чем сталкиваются родители, особенно родители первоклассников, — это свой новый статус, связанный со взрослением ребенка. Теперь он родитель школьника, который уже должен быть немного самостоятельным. Как раз в это время у ребенка происходит кризис семи лет — он хочет делать что-то сам, сам одеться, выбрать себе рюкзак и канцтовары. Родитель, сталкиваясь с этим, боится упустить ребенка. Я очень часто слышу на приемах: «А если я дам ему свободу, не упущу ли я его?».

Другой страх — это когда родители, особенно мамы, видят в ребенке свое продолжение. Поэтому возможные неудачи ребенка приравниваются к личным неудачам. Ребенок как бы вынужден отдуваться в этом мире за маму. «Если он не справится, что обо мне подумают люди?», — рассуждают родители. И это же автоматически транслируется ребенку — а вдруг ты не справишься, а вдруг ты получишь не пятерку. И ребенок боится подвести родителя, чувствует груз ответственности и старается вообще меньше делать что-либо, лишь бы не ошибиться.

Неудачи ребенка приравниваются к личным неудачам. Ребенок как бы вынужден отдуваться в этом мире за маму

Вообще, для родителей совершенно нормально переживать за своего ребенка, нормально бояться, что он может кому-то не понравиться, что не справится с чем‑то. Но важно не наполнять этим страхом ребенка.

Страхи ребенка

Самый глубинный страх — страх быть отвергнутым, быть не принятым в коллективе. Это связано с младенческими переживаниями о том, насколько безопасно ребенок чувствует себя в мире. Чувство безопасности формируется в отношениях с матерью в течение первого года жизни. И если страх отвержения проявляется в школе, страх вступить во что-то новое, познакомиться с другими детьми, то, вероятно, эта привязанность не очень надежна. При этом нужно учитывать, что страх отвержения бывает не только у первоклассников, об этом могут переживать и дети постарше: вдруг все изменились за лето, вдруг меня не примут, вдруг я больше не нужен друзьям.

Хорошо ли адаптируется ребенок к новому коллективу и к новым занятиям, будет понятно уже к октябрю. Если с этим будут проблемы, не нужно стесняться обращаться за помощью к специалистам.

Для понимания того, как ребенок относится к учебе, хорошо помогает игра «в школу» дома. Родители могут притвориться, что сидят на уроке, капризничают, не хотят ничего читать и учить. А ребенок пробует выступить в роли учителя, стать возле воображаемой доски, попросить открыть учебники, задавать домашние задания. Во-первых, это поможет ему увидеть свою роль со стороны, присоединиться к учителю и понять его мотивы, во-вторых, покажет его отношение к процессу. Такую игру мы часто используем для диагностики, не только в начале учебного года.

Как понять, что ребенку психологически тяжело в школе

Это довольно заметно — ребенок плохо спит, ночами просыпается, ему снятся плохие сны. Начинаются психосоматические проблемы, когда внутреннее состояние выражается через болезни: болит живот, голова, появляется тошнота.

Дома он не рассказывает о друзьях, не произносит никаких имен, с кем он ходил на перемене перекусить, с кем шел домой после школы.

Как перестроить ребенка на новый распорядок дня

Любой организм довольно легко перестраивается. Ребенок плавно входит в новый ритм и привыкает. Но психологи рекомендуют родителям не держать детей до 12 ночи и на каникулах. Есть книжки, сказки, когда родитель садится рядом и помогает уснуть примерно в 10 часов вечера. Редко кто меняет этот режим на лето. Но если ребенку приходится все-таки вставать заметно раньше, можно подбадривать и говорить: «Ты становишься старше, это нормально, мы утром едем на работу, а ты идешь в школу, ты привыкнешь».

Если ребенок чуть постарше, в предподростковом возрасте, и хочет читать книгу допоздна или посидеть за компьютером, и из-за этого у него сбивается режим, тут нужно понимать, кто вводит правила в семье. Плохо, когда мир полностью сосредоточен вокруг ребенка, когда он становится центром, по правилам которого живет вся семья. Если он всегда сам устанавливает правила, это ему не только не помогает, но и мешает.

Родитель может договариваться с ребенком: «Хорошо, сейчас 10, ты можешь до 11 книжку еще почитать, но не дольше». Ну и к тому же десятилетки уже не первый год в школе, они говорят: «Ой, да нормально начну в сентябре вставать» — и начинают. Да, сначала сложно, как нам после отпуска, но дети перестраиваются.

Начало учебы само корректирует режим дня, и ребенок постепенно привыкает. Я не знаю взрослых людей, которые неделю, даже три‑четыре дня своего отпуска посвящают тому, чтобы настроиться на работу. Практически все взрослые отдыхают, пытаясь насладиться каждой минутой, так зачем же отнимать это драгоценное время у своих детей?

Какие слова от родителей ранят, а не помогают

Прежде всего не должно быть сравнений с другими: с соседом, с Васей, с Петей. Нельзя говорить: «Вот ты не решил пример, а Вася справился. Вот ты не подтянулся на турнике, а Петя подтянулся». Любые сравнения очень больно ранят ребенка, у него отбивается инициатива что-то пробовать — зачем что-то делать, если я и так хуже.

Или страхи, когда родители сами говорят: «Ой, лучше бы ты в садике остался, школа — это так трудно». Все, что родители говорят вслух, впитывается ребенком и работает как программа. «Школа — это страшно. В школе над тобой будут смеяться. Будешь плохо себя вести, учитель тебя линейкой ударит». Таких слов нужно избегать.

«Я в тебя верю» — это самый главный посыл. Говорите ребенку, что верите в него, что он со всем справится

Стоит говорить: «Мы всегда с тобой, мы тебя защитим в любом случае, мы будем тобой гордиться, что бы с тобой ни случилось» — и говорить про школу что-то хорошее. «Я в тебя верю» — это самый главный посыл. Говорите ребенку, что верите в него, что он со всем справится.

Школа, дополнительные занятия и продленки

В адаптационный период важно сохранить те занятия, от которых ребенок получает удовольствие. Если у него получается рисовать — пусть занимается, это его отдушина. То, что будет его разряжать и стимулировать. Он будет знать, что он придет, сделает уроки и после сможет заняться любимым делом, поедет на акробатику или на танцы.

А вот сразу заваливать новыми дополнительными занятиями, английским, спортивными секциями, музыкальной школой не стоит, это может привести к перегрузке. У ребенка должно быть свободное время. Хочет первоклассник играть — пусть играет, он еще ребенок.

Продленки тоже бывают разные. Часто они помогают лучше адаптироваться к школе. Продленка нужна для того, чтобы ребенок не был предоставлен сам себе дома слишком долго. Надо смотреть программу продленки. Хорошо, если продленка предполагает прогулки на свежем воздухе, секции, связанные с творчеством, на которых бы ребенок отдыхал.

Если в такую продленку ребенок начинает ходить и вы чувствуете, что ему хочется там заниматься, то почему нет. Это очень индивидуально.

Как понять, что ребенок перегружен

От чрезмерных нагрузок в учебе появляется апатия, постоянное «я устал, мне тяжело». Конечно, к концу учебного года все дети начинают это чувствовать, но в начале это нехороший признак. Ребенок будет часто болеть: когда снижается эмоциональный фон, снижается и иммунная система, поэтому ребенок начинает хватать все простудные заболевания. Появляются тики, заикание. Это все говорит о высоком внутреннем напряжении.

Если учителя нагружают слишком сильно

Родитель должен держать связь с учителем. Как правило, учителя начальных классов не отдаляются от родителей. Учитель наблюдает ребенка в коллективе, и услышать его мнение очень важно, поэтому не стоит стесняться спрашивать.

Сейчас есть чаты с мамами или учителями, и если требованиями возмущен весь класс, то это вопрос, который поднимают все вместе. Но если проблемы только у одного ребенка, то тут вопрос к его психоэмоциональному состоянию.

Иногда мы видим, что ребенок как будто отсутствует, находится в фантазиях. Часто это связано с тем, что происходит дома в семье. Он переваривает какую-то ситуацию — ссоры и развод родителей, смерть родственников, рождение брата или сестры. Первые дети в семьях тяжело переживают появление младших и могут даже регрессировать, играть в маленьких, чтобы им уделяли больше внимания. Это может отражаться и на учебе.

Если вы считаете, что вашему ребенку нужно больше времени, чтобы влиться в учебу, лучше пойти и поговорить об этом с преподавателем. Только вы знаете своего ребенка лучше всех, и только вы можете его поддержать и защитить перед учителем.

Сложности при переходе из одной школы в другую

Это не только ситуация, которая должна вызывать тревогу, но и способ понаблюдать, как ребенок вписывается в новый коллектив. Иногда в подростковом возрасте (с 11 лет) переход в новую школу означает жизнь с чистого листа и возможность стать популярным. Родители могут помочь ребенку адаптироваться: предложить пригласить новых друзей домой, сходить вместе в кафе, как-то помочь ребенку наладить контакт. Кроме того, ребенок смотрит, как мы общаемся со своими друзьями, есть ли традиции собираться вместе по праздникам. Говорим ли мы за спинами у наших друзей хорошие или плохие вещи. Все это впитывается и отражается на том, как ребенок будет вести себя с новыми друзьями.

Если ребенок переходит в другую школу, то надо понимать, что кроме того, что ему придется потратить силы на адаптацию к новому, у него еще могут оставаться печальные, грустные, гневные чувства по поводу того, что он расстался со своими старыми друзьями и учителями, которые ему нравились. Поэтому надо разговаривать, спрашивать, как он себя чувствует в новой школе.

У меня был случай с девочкой, у которой появились проблемы с адаптацией в новой школе. Когда мы начали с ней работать, оказалось, что она стесняется даже спросить, где в этой школе туалет. Вроде простая вещь, которой можно было бы избежать, если бы родители вместе с ней прошлись по школе и изучили ее.

Коротко о главном

Переживать, что ребенок идет в школу, — это нормально. Главное, не транслировать ему свой страх. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, пугать школой, рассказывать про злых учителей и конфликты с одноклассниками.

Нужно разделить себя и ребенка и перестать воспринимать его неудачи как свои личные. Это снимет с него психологический груз. Вера в его силы и поддержка от родителей гораздо важнее и эффективнее.

Больше всего в школе дети боятся быть отверженными группой сверстников. Если ребенку трудно адаптироваться, есть смысл обратиться к специалисту.

Дополнительные занятия не должны перегружать ребенка. В начале учебного года лучше оставить те занятия, которые приносят ему удовольствие, — например, танцы или рисование.

Важно спрашивать ребенка о том, как он чувствует себя в школе, обращать внимание на усталость, на то, о чем он не рассказывает, — например, о друзьях. Нужно поддерживать контакт с учителями, потому что им хорошо видно, насколько хорошо ребенок адаптируется. Защищать интересы ребенка перед учителем — это нормально, ведь только вы знаете его лучше всех остальных.

Солнце светит ярче, природа расцветает, а вот с человеком - все наоборот. Особенно заметен весенний спад самочувствия у детей: они хуже учатся, жалуются на головную боль, усталость. Причины понятны: за долгую зиму организм израсходовал ресурсы, овощи и фрукты почти потеряли полезные витамины, нагрузка у многих детей непомерно велика. А ведь впереди еще конец учебного года с его трудными контрольными, а у кого-то на носу экзамены - переводные, выпускные, вступительные... Как помочь маленьким и большим в этот период? Об этом рассказывают заместитель директора Института возрастной физиологии РАО профессор Валентин Сюнькин и заведующая лабораторией здоровьесберегающих технологий того же института Евгения Бабенкова.


1. Чаще всего утомление накапливается у детей, которые плохо соблюдают режим дня. Весной не поздно выстроить его — чтобы работа чередовалась с отдыхом, чтобы ребенок вовремя, причем в одно и то же время, ложился спать и вставал не в полдень, даже если учится во вторую смену. Соблюдению режима надо научить, а не контролировать его, подобно надзирателю. Тут важны три «само» — самоконтроль, самоанализ, самооценка. Это пригодится на всю жизнь.

2. Вторая причина весеннего недомогания — недостаток движения. Зимой день короток, многим просто не хватает времени погулять, поиграть на воздухе. Сейчас светлого времени прибавилось, поэтому подвижные игры на воздухе, прогулки должны быть ежедневными.

3. У детей физически некрепких или часто болеющих весной нередко возникает сонливость. Не препятствуйте желанию ребенка поспать днем в выходные. Но помните: для младших школьников наиболее благоприятное время сна — от 13 до 15.

Продолжительность отдыха должна быть кратна 45 минутам — таков физиологический цикл сна.

4. Еще одна причина весеннего недомогания — непомерное честолюбие, причем чаще даже не самого ребенка, а его родителей. Такие дети непременно должны все делать наилучшим образом, везде и во всем быть первыми — а резервов не хватает. Снизьте планку своих требований, дайте ребенку возможность от чего-то отказаться, а что-то выполнять по минимуму. Невозможно везде быть первым.

5. Дети, как и взрослые, делятся на два основных психологических типа: «спринтеры» и «стайеры». Эти особенности формируются уже лет в 7—8. Первые все делают быстро, часто меняют занятия, импульсивны, порывисты. Вторые медлительны и основательны, если врабатываются в какое-то дело, то не могут быстро выйти из него. Понаблюдайте за своим чадом и выстройте его режим в соответствии с индивидуальностью. Если будете требовать поведения, противоположного его природе, то добьетесь того, что ребенок станет невротиком. Уважайте его индивидуальность. Старайтесь его понять.

6. Многие родители жалуются на то, что ребенок ленив. Однако проблема не так проста. В принципе лень ребенка, появляющуюся время от времени, надо уважать. Возможно, ему просто неинтересно то, чем он должен заниматься, и протест выражается в форме лени. Возможно так же, что это — желание оградить себя от чрезмерных энергетических затрат. А вот если ребенок ленится всегда и во всем — это тревожный симптом. Значит, что-то неправильно в условиях, которые его окружают. Проанализируйте, каковы ваши требования к нему, когда и в связи с чем он стал лентяем. Если самим понять причину не удается, стоит обратиться к специалисту.

7. Нередко в конце учебного года у детей возникает или обостряется конфликт с каким-то педагогом. Далеко не всегда повинен в этом ученик. Учителя — живые люди, они тоже устают, иногда могут быть несправедливы, но ребенку понять это трудно. Дети чрезвычайно остро воспринимают несправедливость. Ваша задача — помочь выйти из этой ситуации достойно. Наилучший вариант — избежать обострения конфликта, погасить его разумным компромиссом. Но ребенок должен хорошо знать, что он может рассчитывать на вас, что за него заступятся.

8. Весной важно правильно организовать питание. В рационе детей должны быть овощи, фрукты, зелень, бобовые, орехи, мясо. Лучше не привлекать ученика к соблюдению постов, для детского организма это небезопасно. Стоит ввести в рацион поливитамины, чай из шиповника, витаминные напитки из клюквы, брусники и т.п.

9. Не стоит в этот период ограничивать ребенка в сладком, если у него нет избыточного веса или аллергии на конкретные продукты. Сладкое — поставщик углеводов, которые необходимы интенсивно работающему мозгу. Во-первых, шоколад — источник калорий, а во-вторых, вещества, со держащиеся в натуральном шоколаде, снимают стресс.

10. Если у ребенка нарушен сон, ни в коем случае без консультации с врачом не давайте ему снотворного. Лучше 30—40 минут погуляйте вместе перед сном. Потом пусть он примет теплый душ, выпьет стакан теплого молока с ложкой меда. Посидите рядом с ним, когда он ляжет в постель, поговорите, приласкайте. Больше всего ребенок в это время, как и вообще, нуждается в «витамине Л» — в вашей любви.

Светлана Томенко
Родительское собрание в подготовительной группе детского сада. Конец учебного года. Часть 2.

Сам по себе школьный период обучения – это определённого рода стресс не только для будущего первоклассника, но и для его семьи. Адаптационный период наступит у всей семьи и к нему можно и нужно готовиться. Прежде всего – через осознание родителями всей ответственности этого момента и умения подготовить к нему ребенка и самих себя. Прежде всего Вы должны проработать режимные моменты семьи (в какое время вставать, проводить гигиенические процедуры и как организовывать приём пищи, в какое время помогать ребенку в учебной и организационной деятельности, основной фактор которых должен быть направлен на профилактику возникновения стрессовых состояний у ребёнка и родителей . Врачи-неврологи советуют обратить пристальное внимание на общее состояние ребенка. Приучайте его к режиму дня. Особенно это важно для детей, которые по какой-либо причине долгое время пропускали посещение детского сада . Пусть ребенок летом, перед тем как пойти в первый класс, встает в 7 или 8 часов утра и обязательно чередует отдых с занятиями. Соблюдение режима позволит первокласснику плавно войти в режим учебы , и на один стрессовый фактор у ребенка станет меньше. После школы ему нужно отдыхать, гулять не менее часа и только потом садиться за уроки.

Не будет лишним перед школой обратиться к специалистам, если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. Если заболевания нет, то можно у педиатра получить рекомендации по оздоровлению ребенка, а также пройти курс витаминотерапии и курс по укреплению иммунной системы, чтобы стрессовая нагрузка, связанная с первым классом, была меньше.

В первые месяцы школьной жизни необходимо пристальное наблюдение за ребёнком. Возможно, он стал агрессивным, вспыльчивым или плаксивым. Это повод задуматься о том, какие проблемы возникли у вашего первоклашки. Если это связано с адаптацией к новым условиям, то поможет психолог. Если же это касается того, что ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, тогда необходимо обратиться к неврологу. А если ваш ребенок соматически ослаблен, физически не переносит существующие нагрузки, устает или мучается головной болью, это тоже повод для визита к врачу.

Незадолго до 1 сентября следуйте простым рекомендациям. Познакомьте ребенка с его учителем до начала занятий. Посетите его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору. Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Расскажите ребенку о расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед. Спросите ребенка о его чувствах и впечатлениях от первого дня в школе. Успокойте его волнение и скажите, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Большинство детей не сразу адаптируются к изменениям, произошедшим всего за какие-то полгода . Они еще не успели осознать, что период игр и беззаботности закончился. Теперь нужно немножко больше самостоятельности умения адаптироваться к переменам.

В первые учебные дни обсуждайте с ребенком, что ему понравилось, а что – нет. Важно знать, какое эмоциональное отношение к учителям и одноклассникам у него вырабатывается. Это поможет избежать многих проблем и недоразумений в дальнейшем. Кроме того, общение – универсальный рецепт избавить ребёнка от дефицита внимания. Важно в эти моменты не обесценивать эмоции ребёнка шаблонными фразами и междометиями «да-да» , «ничего страшного» , «они не специально» , «тебе показалось» и т. п., а включить активное слушанье : «тебе было интересно» , «ты огорчился/разозлился/обрадовался» .

Не запугивайте ребёнка : «Никто не любит двоечников» , «Не будешь мыть руки и уши – учительница будет ругать» , «Плохо напишешь – обязательно два получишь!» . Этим вы только отобьёте желание ходить в школу. Но существует так же и опасность сформировать представление о школе «в розовом свете» . Не говорите ему, что в школе все добрые и милые, что все уроки интересные, а задания легкие. В таком случае, столкнувшись с трудностями, ребёнок может впасть в панику. Другой реакцией его может быть возникновение обиды на родителей за обман . Ведь родители пока ещё остаются для школьника «значимыми людьми» , практически «идеалом» . А когда идеал подводит и обманывает – он перестает быть идеалом.

Составьте вместе расписание дня. Пусть ребенок подумает, когда бы ему хотелось делать домашние задания. Некоторые дети предпочитают быстрее решить этот вопрос : по приходу домой, они тут же выполняют все задания. Другим детям нужно дать немножко отдохнуть и собраться с силами . Помните, что каждый ребенок – индивидуален и кроме уроков и домашних заданий в жизни первоклассника должно быть еще что-то. И пусть этим чем-то не станут компьютерные игры или телевизор. У ребенка должно быть увлечение : от игры в футбол до собирания пазлов. Он пока что не знает о своих возможностях, но Вы имеете шанс его заинтересовать.

Добавьте в жизнь ребенка момент творчества. Школьная жизнь после игровой жизни детсада может показаться ребенку нудной и рутинной. Этот момент нужно постараться не упустить, т. к. иначе у ребёнка может выработаться отвращение к школе и учёбе в целом. Вместе подумайте, в каком порядке первоклассник будет выполнять заданное. Пусть у него будет возможность выбрать. И помните, что к любому занятию можно подойти творчески : при изучении стихов «разбиться по ролям» , научить ребёнка составлять мемо-карты и т. п.

Воздержитесь от оскорблений. Даже если ребенок был в детском саду очень способным и быстро усваивал информацию, в школе всё может перевернуться с ног на голову. Вдруг ребенок станет раздражительным и капризным, не сможет внимательно слушать на уроках учителя, домашние задания станут для него пыткой. Не пугайтесь. Причин такому развитию событий может быть несколько : от стресса в процессе адаптации до страха перед переменами, который может принадлежать не только дошкольнику, но и быть присоединённым от родителей . Ни в коем случае нельзя ругать ребенка и даже повышать на него голос, если он не понимает суть какого-то задания. Лучше лишний раз объяснить задание, не выполняя само упражнение за ребёнка, лишая его, тем самым, умения постигать новые знания. Тогда и удовольствия от выполнения этого задания школьник получит больше! И важно, чтобы школьник почувствовал любовь и поддержку от всех членов своей семьи.

Публикации по теме:

Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса (ОО «Развитие речи») на конец учебного года Аналитическая справка по результатам мониторинга образовательного процесса (ОО «Развитие речи») на конец учебного года (Подготовительная.

Родительское собрание «Итоги года» в подготовительной группе Протокол № 4 Родительского собрания в подготовительной группе От 20.04. 2018г. Тема: «Формирование информационной компетентности дошкольников.

Цель собрания: создание комфортных условий для моделирования перспектив взаимодействия родителей-детей-педагогов на новый учебный год.

Родительское собрание в первой младшей группе «Адаптация детей и взаимодействие детского сада с семьёй» Цель: Помочь познакомиться друг с другом, снять психологические барьеры в общении. Вызвать у родителей потребность к педагогическим знаниям.

Проблема перехода детей из детского сада в школу. Родительское собрание в подготовительной группе (апрель) Ход собрания: Добрый вечер, уважаемые родители! Рада приветствовать вас сегодня в этом зале! Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению.

Родительское собрание в средней группе «Начало учебного года-новый этап в жизни детского сада и его воспитанников» Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической.

«Здоровый образ жизни». Родительское собрание в старшей группе детского сада Тема: «Здоровый образ жизни» Задачи: познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению здоровья дошкольников.

Родительское собрание в старшей группе детского сада «Что должен знать и уметь ребенок 5–6 лет» Тема: «Что должен знать и уметь ребенок в 5-6 лет». Цель: - ознакомление родителей с особенностями развития детей 5-6 лет. Задачи: 1. Формировать.

Караул, устал!

Как сохранить здоровье ребенка в конце учебного года: 10 советов родителям

Солнце светит ярче, природа расцветает, а вот с человеком - все наоборот. Особенно заметен весенний спад самочувствия у детей: они хуже учатся, жалуются на головную боль, усталость. Причины понятны: за долгую зиму организм израсходовал ресурсы, овощи и фрукты почти потеряли полезные витамины, нагрузка у многих детей непомерно велика. А ведь впереди еще конец учебного года с его трудными контрольными, а у кого-то на носу экзамены - переводные, выпускные, вступительные... Как помочь маленьким и большим в этот период? Об этом рассказывают заместитель директора Института возрастной физиологии РАО профессор Валентин Сюнькин и заведующая лабораторией здоровьесберегающих технологий того же института Евгения Бабенкова.


1. Чаще всего утомление накапливается у детей, которые плохо соблюдают режим дня. Весной не поздно выстроить его - чтобы работа чередовалась с отдыхом, чтобы ребенок вовремя, причем в одно и то же время, ложился спать и вставал не в полдень, даже если учится во вторую смену. Соблюдению режима надо научить, а не контролировать его, подобно надзирателю. Тут важны три «само» - самоконтроль, самоанализ, самооценка. Это пригодится на всю жизнь.

2. Вторая причина весеннего недомогания - недостаток движения. Зимой день короток, многим просто не хватает времени погулять, поиграть на воздухе. Сейчас светлого времени прибавилось, поэтому подвижные игры на воздухе, прогулки должны быть ежедневными.

3. У детей физически некрепких или часто болеющих весной нередко возникает сонливость. Не препятствуйте желанию ребенка поспать днем в выходные. Но помните: для младших школьников наиболее благоприятное время сна - от 13 до 15.

Продолжительность отдыха должна быть кратна 45 минутам - таков физиологический цикл сна.

4. Еще одна причина весеннего недомогания - непомерное честолюбие, причем чаще даже не самого ребенка, а его родителей. Такие дети непременно должны все делать наилучшим образом, везде и во всем быть первыми - а резервов не хватает. Снизьте планку своих требований, дайте ребенку возможность от чего-то отказаться, а что-то выполнять по минимуму. Невозможно везде быть первым.

5. Дети, как и взрослые, делятся на два основных психологических типа: «спринтеры» и «стайеры». Эти особенности формируются уже лет в 7-8. Первые все делают быстро, часто меняют занятия, импульсивны, порывисты. Вторые медлительны и основательны, если врабатываются в какое-то дело, то не могут быстро выйти из него. Понаблюдайте за своим чадом и выстройте его режим в соответствии с индивидуальностью. Если будете требовать поведения, противоположного его природе, то добьетесь того, что ребенок станет невротиком. Уважайте его индивидуальность. Старайтесь его понять.

6. Многие родители жалуются на то, что ребенок ленив. Однако проблема не так проста. В принципе лень ребенка, появляющуюся время от времени, надо уважать. Возможно, ему просто неинтересно то, чем он должен заниматься, и протест выражается в форме лени. Возможно так же, что это - желание оградить себя от чрезмерных энергетических затрат. А вот если ребенок ленится всегда и во всем - это тревожный симптом. Значит, что-то неправильно в условиях, которые его окружают. Проанализируйте, каковы ваши требования к нему, когда и в связи с чем он стал лентяем. Если самим понять причину не удается, стоит обратиться к специалисту.

7. Нередко в конце учебного года у детей возникает или обостряется конфликт с каким-то педагогом. Далеко не всегда повинен в этом ученик. Учителя - живые люди, они тоже устают, иногда могут быть несправедливы, но ребенку понять это трудно. Дети чрезвычайно остро воспринимают несправедливость. Ваша задача - помочь выйти из этой ситуации достойно. Наилучший вариант - избежать обострения конфликта, погасить его разумным компромиссом. Но ребенок должен хорошо знать, что он может рассчитывать на вас, что за него заступятся.

8. Весной важно правильно организовать питание. В рационе детей должны быть овощи, фрукты, зелень, бобовые, орехи, мясо. Лучше не привлекать ученика к соблюдению постов, для детского организма это небезопасно. Стоит ввести в рацион поливитамины, чай из шиповника, витаминные напитки из клюквы, брусники и т.п.

9. Не стоит в этот период ограничивать ребенка в сладком, если у него нет избыточного веса или аллергии на конкретные продукты. Сладкое - поставщик углеводов, которые необходимы интенсивно работающему мозгу. Во-первых, шоколад - источник калорий, а во-вторых, вещества, со держащиеся в натуральном шоколаде, снимают стресс.

10. Если у ребенка нарушен сон, ни в коем случае без консультации с врачом не давайте ему снотворного. Лучше 30-40 минут погуляйте вместе перед сном. Потом пусть он примет теплый душ, выпьет стакан теплого молока с ложкой меда. Посидите рядом с ним, когда он ляжет в постель, поговорите, приласкайте. Больше всего ребенок в это время, как и вообще, нуждается в «витамине Л» - в вашей любви.

материал подготовила