Картотека кгн 2 младшая группа по фгос. Формирование культурно-гигиенических навыков младших дошкольников


Перспективный план по формированию культурно-гигиенических навыков
2 младшая группа
Сентябрь

Представление о человеке «Строение человека».
Цель: Закрепление знаний частей тела: голова, руки, ноги, туловище, шея, ориентировка на себе. Лицо: глаза, ресницы, брови, нос, рот, уши.
Цель: Закрепление знаний о частях тела, об их значении. Кожа: ногти, волосы.
Цель: воспитывать понимание того, что окружающие люди одобряют действия, связанные с соблюдениями правил гигиены, закреплять знания об уходе за кожей, волосами, ногтями. Нос, уши.
Цель: закреплять знания о бережном отношении к своему здоровью: правильное дыхание через нос, уход за ушами, нельзя засовывать предметы в нос и уши.
Умывание «Да здравствует мыло душистое»
Цель: Закреплять последовательность мытья рук(знакомство с алгоритмом умывания) «Три золотых правила мытья рук»:
а) перед едой
б) после туалета
в) после прогулки
Цель: Разучить «Три золотых правила», расширять и активизировать словарь: мыло, мыльная пена, намылили, смыли, мыльница, вода –чистая, теплая, холодная. Д/И «Умоем куклу Катю»
Цель: Закреплять знания о правильном мытье рук, лица, дать понятие о том, что у полотенец есть разное назначение: для рук, ног, тела. Рассматривание иллюстрации «Мама купает малыша».
Цель: Закреплять знания о предметах личной гигиены: мыло, полотенце, теплая вода.
Питание «Полезные и вредные продукты»
Цель: Дать знания о полезных и вредных продуктах, что можно есть много, а что ограниченно. «Правила поведения за столом»
Цель: Закреплять правила поведения за столом: есть аккуратно, пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой, нельзя использовать столовые приборы родителей, друзей. «Правила поведения за столом».
Цель: Закреплять знания о том, что за столом сидят с прямой спиной, ножки стоят рядом со стульчиком, на столе лежат только кисти рук, локти свисают. «Сервировка стола».
Цель: Учить накрывать на стол, дать понять детям, что необходимо помогать младшему воспитателю, познакомить со значением слова «дежурный».
Одевание «Для чего нужна одежда?»
Цель: Обогащать знания детей об одежде, познакомить с алгоритмом одевания закреплять последовательность одевания. Д/И «Оденем куклу Катю на прогулку».
Цель: Закреплять последовательность одевания, расширять представления детей о необходимости тепло одеваться. «Порядок в кабинках».
Цель: Знакомить с понятием «вещи стопочкой», дать представление о том, что в личных кабинках тоже должен быть порядок. Драматизация стихотворения «Митя и рубашка».
Э. МошковскойЦель: познакомить детей с новым стихотворением, обратить внимание на внешний вид рубашки, дать понять, что одежда должна быть чистой и опрятной.
Октябрь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке Д/И «Кукла Катя простудилась».
Цель: Закреплять знания детей о бережном отношении к своему здоровью: теплая шапочка, шарфик и т.п.
Д/И «Чем похожи, чем отличаются?»
Цель: Сравнить части тела человека и животного (дышат, видят, слышат, 4 лапы, хвост, шерсть и т.п.)
«Зубы»
Цель: Обогащать знания детей о назначении зубов у человека и животных, что полезно, что вредно для зубов. «Кожа».
Цель: Познакомить с правилами ухода и защиты кожи, закрепить знания о назначении кожи у человека и животного
Умывание Д/И «Какая вода».
Цель: Дать представления о свойствах воды, расширять словарный запас: теплая, холодная, чистая, грязная, мыльная, прозрачная.Д/И «Как мы купали Хрюшу».
Цель: Дать представление о том, что быть грязным плохо, для купания нужно использовать теплую воду, мыло, мочалку, полотенце.
«Тетушка Зубная щетка».
Цель: Познакомить детей с зубной щеткой, для чего она нужна? «Мыльные перчатки».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно намыливать ручки (до «мыльных барашков»), хорошо смывать, насухо вытирать ручки.
Питание Потешка «Глубоко-не мелко».
Глубоко-не мелко корабли в тарелках. Луку головка, красная морковка, петрушка, картошка и крупки немножко. Вот кораблик плывет, попадает прямо в рот.
Цель: Познакомить детей с новой потешкой, закреплять умение держать и пользоваться ложкой правильно. «Будем кашу варить, будем Ваню кормить».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно держать ложку в правой руке, кушать аккуратно, бесшумно. Д/И «Кормление кукол Кати и Вовы».
Цель: Развивать устойчивое внимание, умение манипулировать столовыми приборами: ложкой. Д/И «Вилки-ложки».
Цель: Закреплять умение детей пользоваться ложкой, познакомить с вилкой, ее назначением, сравнить отличия использования ложки и вилки.
Одевание Загадки про одежду.
Цель: Закреплять названия одежды, ее частей (ворот, рукав, карман и т.п.) Д/И «Кукла Катя показывает свой наряд».
Цель: Закреплять знания об одежде, формировать навыки одевания. Д/И «Оденем куклу на прогулку».
Цель: Знакомить с названиями и видами обуви: тапки, теплые сапоги, валенки, резиновые сапоги и т.д., закреплять алгоритм одевания, Ситуация «Кукла Катя упала и замарала платье».
Цель: Уметь находить решение проблемы, воспитывать умение сочувствовать человеку, попавшему в сложную ситуацию.
Ноябрь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке «Волосы» Загадка про расческу.
Целых 25 зубков, Для кудрей и хохолков.И под каждым, под зубком – Лягут волосы рядком.
Цель: Закреплять знания для чего нужна расческа, какие расчески бывают, можно пользоваться только своей расческой. «Зубы»
Цель: Дать представление о том, что после каждого приема пищи необходимо полоскать рот.
«Рот – орган речи».
Цель: Дать представление, что рот необходим не только для принятия пищи, но и как орган речи, познакомить с функциями языка и горла. «К нам пришел доктор Айболит».
Цель: Познакомить с правилами поведения во время болезни, закреплять знания об охране своего организма от травм и простуд.
Умывание Чтение сказки К. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: Воспитывать желание самостоятельно следить за чистотой своего тела, правильно совершать процессы умывания. Д/И «Полотенце пушистое».
Цель: Воспитывать умение правильно пользоваться полотенцем, руки вытирать насухо, снимать полотенце с крючка. Д/И «Чистоплотные дети».
Цель: Воспитывать желание быть чистоплотными и аккуратными, активизировать речь, внимание, умение называть как можно больше предметов гигиены. Потешка «Водичка, водичка».
Водичка, водичка, Умой мое личико - Чтоб глазки блестели, Чтоб щечки горели, Чтоб смеялся роток, Чтоб кусался зубок
Цель: Познакомить детей с потешкой, активизировать речь, воспитывать поведение в туалетной комнате(нельзя толкаться, брызгаться, намыливать глаза).
Питание Поручения дежурным.
Цель: Продолжать знакомить с дежурством – мыть руки перед дежурством, надевать фартук, ставить салфетницу, хлебницу, раскладывать ложки справа от тарелки и т.д. «Волшебное слово – «спасибо».
Один мой знакомый поесть обожает, но после «спасибо» сказать забывает. Зачем вам, друзья на него походить? И мамам и бабушкам и поварам, и тем, кто принес угощение вам, волшебное слово «спасибо» скажите свою благодарность за труд покажите.
Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова. Художественное-слово – напоминание перед принятием пищи.
Молчим мы во время еды не напрасно, жевать и беседовать очень опасно: никто вашу речь все равно не поймет, а вдруг «не в то горло» еда попадет? Один мой знакомый болтал, веселился, неловко вздохнул и куском подавился.
Цель: Формировать культуру поведения за столом по средствам художественного слова.
Д/И «Красивые салфетки для трех поросят».
Цель: Продолжать воспитывать умение пользоваться салфетками.
Одевание «Мы проснулись, потянулись»
Цель: Закреплять умение одеваться после сна в правильном порядке, развивать навыки самообслуживания, правильно надевать носочки, с помощью воспитателя выворачивать одежду, помогать другу. Д/И «Мальчик Дима и девочка Нина идут гулять».
Цель: Обогащать знания о предметах одежды, различать одежду для мальчиков и девочек. Д/И «Постираем кукле платье».
Цель: Дать представление о способах ухода за одеждой, воспитывать опрятность, аккуратность. Стихотворение Е. Благиной«Как у нашей Ирки».
Как у нашей Ирки, на чулках по дырке! Почему, почему, на чулках по дырке? Потому что неохота штопать нашей Ирке.
Как у нашей Натки штопка на пятке! Почему, почему, штопка на пятке? Потому что неохота быть неряхой Натке.
Цель: Уметь определять характер человека по внешнему виду, воспитывать желание быть опрятным, аккуратным.
Декабрь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке «Я за столиком сижу, спинку ровненько держу».
Цель: Учить детей за столом сидеть ровно, спинку держать прямо, ножки около стульчика. «Что такое закаливание?»
Цель: Познакомить детей с понятием «закаливание», для чего оно нужно, уточнить, любят ли дети закаливающие процедуры, почему? Д/И «Кукла Катя кашляет и чихает».
Цель: Учить детей по время кашля и чихания отворачиваться, закрывать рот платком (рукой). Д/И «Собери куклу».
Цель: Повторить названия частей тела, определить правильное расположение частей тела, где какая должна находиться (голова, руки, ноги, туловище, шея и т.д.)
Умывание Д/И «Чем я моюсь».
Цель: Уточнять представления детей о предметах для умывания: мочалка, зубная паста, мыло и т.д., уметь ориентироваться какое средство (предмет) нужен в разное время.
Д/И «Как Хрюша пошел умываться».
Цель: Закрепить навыки умывания, умение закатывать рукава, правильно намыливать руки, вытирать насухо. Разучивание потешки.
Из колодца принесла курочка водицы и ребята всей гурьбой, побежали мыться.
Цель: Познакомить детей с новой потешкой, вызвать желание мыть руки. Д/И «Какое полотенце».
Цель: Дать представление о том, что полотенце бывает разное: махровое, вафельное,
личное, ножное, банное, кухонное, расширять словарный запас.
Питание Потешка «Кашка из гречки».
Кашка из гречки, где варилась?- В печке сварилась, упрела, чтобы деточки ели, кашу хвалили, на всех разделили. Досталось по ложке гусям на дорожке, цыплятам в лукошке, синицам в окошке. Хватило по ложке собаке и кошке, и детки поели последние крошки!
Цель: Побудить детей съесть всю кашу, познакомить с новой потешкой. Д/И «Чашки - ложки».
Цель: Закрепить навыки сервировки стола, названия посуды и столовых приборов (ложка, вилка, нож). Д/И «Хрюша за столом»
Цель: Закреплять умение детей есть вторые блюда вилкой, отделяя небольшие кусочки от блюда, пережевывать пищу закрытым ртом. Чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха»
Цель: Закрепить навыки поведения за столом, обратить внимание на поведение героев сказки.
Одевание Беседа «Моя одежда».
Цель: Продолжать закреплять умение в правильной последовательности раздеваться перед сном, аккуратно развешивать вещи на стульчик. «Дружные сандали».
Цель: Продолжать закреплять умение правильно надевать обувь: правый сандаль на правую ножку, левый сандаль на левую ножку. Д/И «Кукла Маша проснулась».
Цель: Закреплять названия одежды, развивать умение действовать с предметами, одеваться в правильном порядке. Д/И «Маша - неряша».
Цель: Учить замечать непорядок в одежде, следить за своим внешним видом.
Январь
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке Д/И «Как у Кати заболели зубы».
Цель: Дать представление о том, что нужно следить за своими зубами и вовремя посещать зубного врача. Беседа «Зачем человеку витамины».
Цель: Познакомить с понятием «витамины», для чего они нужны человеку, где их взять? Д/И «Мальчики и девочки».
Цель: Обогащать представления детей о себе и своих сверстниках, учить различать людей по полу и возрасту. Д/И «Какие бывают прически?»
Цель: Познакомить детей с понятием «прическа», обратить внимание с какими прическами ходят дети.
Умывание Художественное слово.
Взглянуть в микроскоп ты на руки попробуй, увидишь там полчища вредных микробов. Они возбудители вредных болезней, их стряхивать с рук все равно бесполезно. От этих микробов есть средство простое: они погибают от мыла с водою. Запомни, пожалуйста, перед едой ты руки старательно с мылом помой.
Цель: Закреплять навыки мытья рук по средствам художественного слова. Д/И «Умоем куклу».
Цель: Закреплять умение правильно мыть руки и лицо: намыливать, смывать, отжимать воду, насухо вытирать полотенцем. Лицо с мылом мыть только при необходимости. Разучивание потешки: «Чистая водичка».
Чистая водичка
Моет Вове личико,
Танечке – ладошки,
Пальчики – Антошке.
Цель: Создание у детей потребности и привычки к гигиеническим процедурам. Стихотворение – шутка
В. Орлов
«Чистюли»
Маленькие мушкиИ большие мушкиУмывают лапкамиИ глаза, и ушки.
Чистые, умытые,Утром, на зареЗавтракают веселоВ мусорном ведре.
Цель: Познакомить детей с новым стихотворением, воспитывать желание соблюдать гигиену тела, доставить радость.
Питание Поручения дежурным по столовой.
Цель: Продолжать знакомить детей с посудой, ее расположением на столе. Д/И «Подарок для Мишки – новая чашка».
Цель: Обогащать знания детей о назначении чашки, ее частей (дно, стенки, ручка). «Наша посуда»
Цель: Помочь детям в освоении понятия «посуда», упражнять в умении классифицировать предметы по одному (двум) признакам (цвету, форме, назначению). Наблюдение «Няня моет посуду».
Цель: Способствовать формированию у детей представления о трудовом процессе, вызвать добрые чувства к человеку, проявляющему заботу о детях.
Одевание «Волшебный шнурок»
Цель: Учить вдевать и выдергивать шнурок в отверстия по сюжетной картинке, развивать мелкую моторику рук. Рассматривание иллюстраций «Шапки».
Цель: Уточнить название предметов одежды (шапки), из каких частей она может состоять, какие шапочки бывают (зимние, демисезонные, панамки и т.д.) Рассматривание иллюстраций «Зимняя одежда».
Цель: Уточнить названия предметов одежды (шубы, куртки, пальто и т.д.), из каких частей верхняя одежда состоит. Д/И «Кукла Катя идет в гости».
Цель: Создание у детей потребности быть опрятными, воспитывать желание одеваться со вкусом.
Февраль
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке «Носики - курносики».
Цель: Закреплять умение пользоваться индивидуальным носовым платком, уточнить, в каких случаях это необходимо. Д/И «Определи, здоров или болен».
Цель: Обогащать знания детей о возможном состоянии человека – здоров, болен, плохо себя чувствует и т.п. «Будь осторожен».
Цель: Закреплять правила здоровьесберегающего поведения в обществе (не толкаться, не драться, в туалетной комнате не брызгаться и т.д.) «Наши зубки».
Ситуативная игра «Фонтанчики».
Цель: Продолжать учить детей правильно полоскать рот после еды, создавать условия для поддержания элементарных гигиенических процедур.
Умывание Повторить потешку «Чистая водичка» (см. январь 3 неделя).
Цель: Создать у детей настрой на выполнение культурно-гигиенических процедур, развивать речь, память. «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки».
Цель: Развивать умение самостоятельно совершать процессы умывания, не мешать сверстникам. Д/И «Помой руки своей дочке».
Цель: Закреплять алгоритм умывания, способствовать становлению все более устойчивого интереса к выполнению гигиенических процедур. «Мое полотенце».
Цель: Продолжать закреплять у детей понимание того, что вытираться можно только своим, индивидуальным полотенцем, упражнять в правильном использовании полотенца (снимать с крючка, руки вытирать насухо, вешать обратно).
Питание Дежурство по столовой.
Цель: Воспитывать у детей потребность мыть руки перед дежурством по столовой, надевать фартук, колпачок, чистыми руками сервировать стол. Д/И «Катино угощение».
Цель: Расширять представления детей о полезных продуктах (фрукты, овощи, натуральные соки), рассмотреть модели или картинки с изображением фруктов. Сказка «Три медведя».
Цель: Закреплять правила поведения за столом, уметь анализировать поведение главного героя (героини). Беседа «Столовые приборы».
Цель: Напомнить детям правила пользования столовыми приборами, уточнить в каких случаях используется маленькая ложечка.
Одевание Д/И «Топ, топ - сапожок».
Цель: Закреплять у детей умение различать и называть разную обувь, ее предназначение (сапоги, туфли, валенки, ботинки и т.д.) Сюжетная игра «Погладим Кате платье».
Цель: Продолжать формировать у детей представление о необходимости ухаживать за одеждой, иметь опрятный внешний вид. Рассматривание картины «Дети на прогулке».
Цель: Обратить внимание на особенности зимней одежды, какая она (теплая, зимняя, красивая), активизировать речь детей. Д/И «Подбери куклам одежду».
Цель: Закреплять алгоритм одевания, названия предметов одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек.
Март
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке Д/И «Собери картинку».
Цель: Вспомнить с детьми названия частей тела человека, упражнять в умении составлять целую картинку из разрезных, развивать логику, мышление. Д/И «Наши лица».
Цель: Обогащать представления детей о том, что все люди разные, уметь сходство и различия в облике человека (глаза, губы, нос и т.д.) «Ногти».
Цель: Напомнить детям о том, что ногти у человека растут всегда и их необходимо подстригать каждую неделю, содержать ногти в чистоте. Встреча с «Тетушкой Зубной щеткой».
Цель: Закреплять знания детей о функциях зубной щетки, умение пользоваться ей, после использования тщательно промывать.
Умывание Беседа «Берегите воду».
Цель: Дать представление детям о том, что воду необходимо экономить, после умывания хорошо закрывать кран. «Рано утром, на рассвете умываются котята». Рассматривание иллюстраций к сказке К. Чуковского «Мойдодыр».
Цель: Обогащать знания детей о соблюдении гигиены, дать понять, что соблюдать культурно-гигиенические правила должны все. Д/И «Вымой кукле руки».
Цель: Поддерживать у детей желание соблюдать «три золотых правила мытья рук» - после прогулки, после туалета и перед едой. Чтение стихотворения «Мальчик Петя».
Мальчик Петя поздно встал
Просыпаться тяжко
Умываться он не стал
Он ведь замарашка?
Цель: Упражнять детей в умении анализировать поведение детей, можно ли так себя вести, почему?
Питание Д/И «Готовим обед для кукол».
Цель: Упражнять в умении различать продукты (мясо, рыба, овощи, фрукты), закреплять навыки дифференциации по назначению столовой посуды. Сюжетная игра «День рождения».
Цель: Закреплять навыки культурного поведения в гостях, за столом, активизировать речь, уметь поздравлять именинника, придумывать пожелания. Поручения дежурным.
«Научи чебурашку накрывать на стол».
Цель: Закреплять навыки дежурства, упражнять в правильной сервировке стола, названии столовых предметов. Рассматривание сюжетной картины «Дети обедают» и плаката «Не правильное поведение за столом».
Цель: Упражнять в умении анализировать поведение детей, на какой иллюстрации дети соблюдают правила поведения за столом, на какой нет, почему?
Одевание Потешка«Раз, два, три, четыре, пять».
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулятьЗавязали КатенькеШарфик полосатенький.
Ну, а Петеньке на ножки
Надеваем мы сапожки.
Чтобы детки поиграли
На участке погуляли.
Цель: Создать эмоциональный настрой для одевания на прогулку, закреплять навыки самообслуживания. Беседа «Что такое быть опрятным?»
Цель: Закреплять названия одежды, обуви, способах ухода за внешним видом, для чего это нужно? «Моя кабинка».
Цель: Закреплять умение складывать свои вещи аккуратно, соблюдать порядок расположения одежды в кабинке: обувь внизу, верхняя одежда на крючке, колготки, кофты, шапочки на полочках. «Снежки на улице лепили, рукавички замочили».
Цель: Закреплять умение и желание следить за своей одеждой, мокрые вещи размещать на просушку с помощью взрослого.
Апрель
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке Потешка «Расти коса до пояса».
Расти, коса, до пояса,Не вырони ни волоса.Расти, коса, не путайся,Маму, дочка, слушайся.
Цель: Познакомить детей с новой потешкой, развивать память, расширять представления детей об особенностях человека (у всех людей разный цвет волос). «Мои глазки».
Цель: Продолжать знакомить с особенностями строения человека, дать представления о том, что у всех людей разный цвет глаз, рассмотреть глаза друга. Наблюдение «Взрослые и дети».
Цель: Уточнить знания детей об особенностях физического развития разных возрастов людей, чем схожи, чем отличаются, развивать интерес к изучению себя. Беседа «Какой я был, каким я буду».
Цель: Воспитывать умение анализировать, рассуждать, мечтать, активизировать речь (был маленьким, слабым, стану большим, сильным и т.п.)Умывание Сюжетная игра «Доктор Чистюлькин».
Цель: Формировать особенное отношение к выполнению правил личной гигиены, активизировать словарь детей (мыло, зубная щетка, вода, полотенце). «Умывание холодной водой».
Цель: Расширять представления детей о пользе умывания холодной водой, как о процессе закаливания, чем это полезно. Д/И «Что нужно кукле для купания».
Цель: Закреплять знания детей о необходимых предметах для проведения водных гигиенических процедур. Д/И «Покажем кукле Кате, как мы умеем умываться и вытираться».
Цель: Закреплять полученные культурно-гигиенические навыки, вызвать интерес к процессу умывания.
Питание Сюжетная игра «Маленькие хозяюшки».
Цель: Закреплять названия продуктов, умение сервировать стол, воспитывать культуру поведения в игре. «Что мы кушаем на обед».
Цель: Обратить внимание детей, что обед состоит из нескольких блюд, дать представление о понятии – меню. Профессия «Повар».
Цель: Обогащать знания детей о профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых. Ситуация «Мы готовимся к обеду».
Цель: Закреплять умения подготовки к обеду(мытье, вытирание рук), правильное использование столовых предметов, бережное к ним отношение.
Одевание Ситуативная игра «Хрюша попал в лужу».
Цель: Обратить внимание детей на культуру поведения на улице весной, воспитывать аккуратность. Ситуация «Если я промочил одежду?»
Цель: Закреплять умения вежливого обращения за помощью, уметь определять необходимость просушки одежды, благодарить за помощь. «Одежда весной»
Цель: Упражнять в умении анализировать, сравнивать зимнюю и весеннюю одежду, в чем сходство и различия. «Постираем носовые платочки».
Цель: Закреплять представления о необходимости ухода за личными вещами, прививать трудолюбие, аккуратность.
Май
1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя
Представление о человеке Сюжетная игра «Покажем кукле Кате, как мы делаем бодрящую гимнастику после сна»
Цель: Побудить детей к выполнению гимнастики после сна, проведению закаливающих процедур, воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Рассматривание иллюстрации «Строение человека».
Цель: Закреплять названия частей тела, вспомнить способы поддержания своего здоровья (кушать фрукты, овощи, держать спинку ровно, ходить прямо, делать зарядку).
«Микробы».
Цель: Закрепить знания детей, чем могут быть опасны микробы, как избежать их попадания в организм (мыть руки, фрукты, овощи). Просмотр мультфильма «Доктор Айболит».
Цель: Закрепить желание детей сохранять (беречь) свое здоровье, доставить радость детям.
Умывание Чтение стихотворения С. Михалкова «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу».
Цель: Создать у детей настрой на выполнение гигиенических правил, познакомить детей с новым художественным произведением. Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
Цель: Закрепить желание детей соблюдать правила личной гигиены, поддержать любовь к водным процедурам, доставить радость. Беседа «Чистота - та же красота»
Цель: Закреплять у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, развивать основы социального взаимодействия, воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе.
Чтение стихотворения А. Барто «Девочка чумазая»
Цель: Вызвать эмоциональный отклик на поведение девочки, активизировать речь детей, выяснить в чем девочка была не права, и как нужно было себя вести.
Питание Беседа «Твое любимое блюдо в детском саду».
Цель: Воспитывать умение выражать свои вкусовые предпочтения, активизировать речь, память. Загадка «Мухомор».
Точки белые на красном
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор
Не срывайте... (мухомор).
Цель: Расширять представления детей об окружающем мире, дать понять, что нельзя ничего срывать на улице и есть.
Поручение дежурным.
Цель: Закреплять у детей желание помогать младшему воспитателю в сервировке и уборке стола. «Вспомним, как надо правильно кушать».
Цель: Совершенствовать умение правильно держать столовые приборы, есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть. Закреплять умение намазывать ножом масло на хлеб, отрезать кусочек мяса, сосиски.
Одевание Игра-путешествие «Наша раздевалка».
Цель: Закрепить названия оборудования раздевалки, ее назначение, порядок расположения в ней вещей.
Чтение рассказа М. Зощенко «Глупая история»
Цель: Познакомить детей с новым литературным произведением, закреплять у детей желание быть аккуратными, опрятными, беречь свои вещи. Д/И «Как я могу помочь другу».
Цель: Закреплять привычку следить за своим внешним видом, напоминать товарищам о неполадках в их внешнем виде, проявлять желание помочь им. Беседа: «Моя любимая одежда».
Цель: Упражнять детей в умении рассказывать о себе, своих предпочтениях в одежде, вспомнить времена года, кто как был одет.
Рекомендуемый список литературы для воспитания культурно-гигиенических навыков:
М. Вишневецкая «Милая тетушка манная каша»
И. Бурсов «Галоши»
С. Михалков «Я сам»
И. Ищук «Мои ладошки»
С. Махоткин «Завтрак»
Д. Крупская «Чистота»
Д. Грачев «Обед»
Е. Винокуров «Купание детей»
А. Жигулин «Потеряла в траве заколку»
О. Григорьев «Варенье»
Я. Аким «Неумейка»
С. Михалков «Все сам»
Т. Кожомбердиев «Все равно»

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшей группы

Актуальность проекта.

Выбранная тема показалась мне интересной и актуальной потому, что навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохраняются на всю жизнь. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие.

Сколько важных умений должен освоить малыш! Для него это целая наука. Поэтому так важно, чтобы рядом был взрослый, чуткий и отзывчивый, который бы учил, помогал, направлял ребенка.

Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, продиктована не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

А вот как они это будут делать — зависит от того, что малышам заложили с самого раннего детства сначала родители, а затем воспитатели в детском саду. И чем ярче и интереснее будут впечатления от обучения непростым для малышей навыкам, тем быстрее они им запомнятся, тем приятнее их будет выполнять и совершенствовать день ото дня.

Одна из задач воспитания детей младшей группы - формирование у них предпосылок нравственного поведения и культурно-гигиенических навыков. Дети 3-го жизни, пришедшие в детский сад, отличаются друг от друга уровнем воспитанности, владеют различными навыками и только начинают привыкать к новой для них обстановке.

Отсюда - особое значение в работе с малышами приобретает индивидуальный подход к каждому ребенку. Прежде всего, нам необходимо добиться доверия ребенка. Ребенок младшей группы испытывает особенно большую потребность в постоянных контактах с взрослыми. От того, как сложатся, и будут развиваться отношения малыша с взрослыми, во многом зависит его взаимоотношения и культура поведения при контактах с более широким кругом людей.

Одно из них - формирование умения играть и заниматься, гулять и принимать пищу, спать во время тихого часа, одеваться и умываться вместе с группой сверстников, рядом с товарищами, т. е. в коллективе.

Воспитание бережного отношения к игрушкам и вещам, умение преодолевать небольшие трудности и доводить дело до конца, чувство благодарности за заботу и уход, послушание и чувство симпатии, дружелюбие к детям и взрослым - все это основополагающие программные направления педагогической работы воспитателя в младшей группе детского сада.

Цель проекта:

Формировать культурно-гигиенические навыки у детей младшего дошкольного возраста (3 года) в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

. способствовать осмыслению детьми и родителями необходимости соблюдения правил личной гигиены;

. познакомить с алгоритмом выполнения культурно-гигиенических навыков;

. создавать условия для развития умений у детей самостоятельно использовать полученные навыки в повседневной жизни в детском саду и дома;

. формировать потребность у детей в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни в детском саду и дома.

Педагогические приёмы, обеспечивающие успешное решение поставленных задач:

. прямое обучение;

. показ;

. упражнения с выполнением действий в процессе дидактических игр;

. систематическое напоминание детям о необходимости соблюдения правил гигиены.

Ожидаемый результат:

. дети должны самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки салфеткой.

. с помощью взрослого приводят себя в порядок.

. пользоваться индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

. во время еды дети должны правильно держать ложку.

. при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивают пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

Навыки опрятной еды включают умение:

1. Правильное пользование столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

2. Не крошить хлеб;

3. Пережевывать пищу с закрытым ртом;

4. Не разговаривать с полным ртом;

5. Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

6. Благодарить;

7. Пользоваться только своим прибором.

На помощь воспитателем придёт и литература. Можно найти много, стихов, загадок, которые помогут сделать процесс обучения интересным и запоминающимся.

* * *

Я обед съедаю сам.

Открываю рот - и АМ!

Чтобы силы были

Супчик нам сварили.

Мой хороший аппетит

в животе один сидит.

Ножками топочет,

Он обедать хочет!

Вот несёт мне ложка

Супчик из горошка.

И котлету прямо в рот

Вилка шустрая несёт.

Шепчет тихо аппетит:

Сыт-сыт-сыт-сыт.

* * *

А у нас есть ложки

волшебные немножко.

Вот - тарелка, вот -еда,

не осталось и следа.

* * *

Вытирай салфеткой рот

И не капай на живот.

* * *

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:

1. Мыть лицо, уши, руки

2. Закатать рукава;

3. Смочить руки;

4. Взять мыло, намыливать до появления пены;

5. Смыть мыло;

6. Сухо вытереть руки, аккуратно сложить полотенце и повесить в свою ячейку;

7. Пользоваться расческой.

Для создания интереса у детей используются стихи, загадки.

* * *

Зайка начал умываться,

Видно в гости он собрался,

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо!

* * *

Руки надо чисто мыть,

Рукава нельзя мочить,

Кто рукавчик не засучит,

Тот водички не получит.

* * *

Моем, моем малыша,

Потихоньку, не спеша,

Носит воду черпачок,

Льёт на спинку, на бочок,

На живот, головоньку.

Расти, малыш, здоровеньким!

* * *

Обучая детей умыванию, можно использовать плакаты и картинки, помогающие ребенку вспомнить алгоритм умывания.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять рубашку и аккуратно её повесить на брюки;

5. Снять обувь;

6. Снять колготки, повесить на рубашку (платье);

7. Надеть в обратной последовательности.

Актуальны будут и стихи на тему одевания.

* * *

Лето красное настало,

За собою нас позвало

На полянку, на лужок

Выходи скорей, дружок!

В небе солнышко сияет,

Светит, греет, припекает…

Надо бы легко одеться,

Чтоб в жару не перегреться.

Одеваем Мишке

Шортики-штанишки

И нарядную футболку,

А на голову бейсболку.

Чтоб удобно было ножкам -

Обуваем босоножки.

В кармашек - чистенький платочек,

С собой ведёрко и совочек!

Лето ждёт, идём играть,

Прыгать, бегать, загорать!

* * *

В штанишки ножки: раз и два,

Да обе ручки — в рукава!

Но кто ответит на вопрос:

Куда от ветра спрятать - нос?

* * *

Кошка ходит без одежки,

Не справляется с застежкой —

Вместо рук у бедной кошки

Только лишние две ножки.

Использование носового платка.

1. Ребенок должен знать назначение носового платка и не использовать его как предмет игры. То есть, не заворачивать в него игрушки и другие предметы.

2. Носовой платок — предмет личной гигиены, поэтому его нельзя давать пользоваться другим детям.

3. Необходимо формировать умение самостоятельно его использовать. Если ребенок ещё не умеет пользоваться платком, побуждайте его просить помощи у взрослого.

* * *

Коль случайно простудился,

То бери его с собой.

Видишь, как он пригодился,

Твой платочек носовой!

* * *

Должен быть всегда в кармане

У Надюши, Бори, Тани,

Тети Веры, дяди Пети

И у всех людей на свете.

Без него никак нельзя!

Надо брать с собой, друзья,

В театр, парк иль на каток

Чистый носовой платок.

* * *

Лёг в карман и караулю -

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос.

* * *

Для более успешного формирования и закрепления навыков гигиены на протяжении периода дошкольного детства целесообразно сочетать словесный и наглядный способы, используя специальные наборы материалов по гигиеническому воспитанию в детском саду, разнообразные сюжетные картинки, символы. В процессе гигиенического воспитания и обучения детей педагог сообщает им разнообразные сведения: о значении гигиенических навыков для здоровья, о последовательности гигиенических процедур в режиме дня, формирует у детей представление о пользе физкультурных упражнений.

Гигиенические знания целесообразны и на занятиях по физической культуре, труду, ознакомлению с окружающим, с природой. Для этого используются некоторые дидактические и сюжетно-ролевые игры. На их основе можно разыгрывать маленькие сценки, распределив роли между детьми. Все сведения по гигиене прививаются детям в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха, т. е. в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения. Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий, (кто-то стал значительно опрятнее и т. д.).

С течением времени, наблюдая за каждым ребёнком, каждодневно при гигиенических процедурах надо замечать, кто из детей, в какой степени уже овладел тем или иным навыком, и постепенно предоставлять таким детям всё больше самостоятельности. Переходить от прямых указаний к напоминанию, от показа к совету, от примера к методам, позволяющим развивать у ребёнка осознанное отношение к правилам, убеждению, разъяснению смысла правил.

Таким образом, формирование культурно-гигиенических навыков — это необходимое условие успешного развития личности ребенка. Чем раньше ребенок освоит эту непростую науку, тем комфортнее ему будет в детском саду, тем увереннее он будет развиваться.

Проверка эффективности проделанной работы.

К концу года планирую провести повторное наблюдение за детьми с целью выявления сформированности культурно - гигиенических навыков и навыков самообслуживания, после проведения мероприятий по их формированию.

В дальнейшем работа с детьми должна продолжаться, когда они перейдут в среднею, а потом в старшую группу. Для закрепления правил и их усвоения, в средних и старших группах целесообразно будет больше внимание уделять беседам о гигиене, которые будут построены так, чтобы дети не только называли, перечисляли действия и их порядок, но и делали обобщения, которые помогают понять целесообразность действий, убеждают детей в их необходимости.

Одно из направлений работы педагога ДОУ с дошкольниками - это развитие культурно-гигиенических навыков. Это ключевая составляющая, с одной стороны, культуры поведения, а с другой, здорового образа жизни малыша. Эта деятельность должна планомерно проводиться с самого начала пребывания ребёнка в детском саду. Особенно важна она во второй младшей группе, ведь многие ребята начинают посещать дошкольное учреждение не с яслей, а именно с трёх лет.

Какие КГН следует развивать в младшем дошкольном звене

Культурно-гигиенические навыки (КГН), прививаемые в дошкольном учреждении - это навыки поддержания чистоты тела, приёма пищи, соблюдения порядка в своём внешнем виде. Дошкольники с самого начала должны усвоить, что от соблюдения простейших правил во многом влияет на их здоровье, опрятность и красоту внешности, культурное взаимодействие с другими людьми.

Конечно, формирование КГН начинается в семье: многие заботливые родители едва ли не с рождения приучают сына или дочь к самостоятельности и аккуратности. Однако и роль воспитателя ДОУ в этом очень велика.

В период своей рабочей деятельности в детском саду я сталкивалась с такими родителями, которые всю ответственность за гигиеническое развитие своего чада перекладывали на сотрудников ДОУ. В частности, некоторые трёхлетние малыши не понимали, что такое горшок, и приходили из дома в памперсах (мама рассчитывала на то, что воспитатель и няня никуда не денутся и всему научат). Были ребята, не понимавшие в младшей группе, как самостоятельно кушать ложкой или пить из кружки (дома родители вместе с бабушками их кормили с ложечки и поили посредством бутылки).

Мудрые и заботливые родители с самых ранних лет приучают своего ребёнка к самостоятельности и самообслуживанию

За время пребывания во второй младшей группе ребята должны хорошо овладеть такими навыками:

  1. Правильно и быстро умываться, мыть руки: пользоваться мылом, тщательно вытираться полотенцем, а затем вешать его на крючок.
  2. Уметь расчёсываться.
  3. Уметь пользоваться индивидуальным носовым платком: доставать его из кармана, разворачивать и обратно сворачивать после использования, аккуратно класть обратно в карман.
  4. Уметь элементарно вести себя сидя за столом в процессе приёма пищи: правильно пользоваться ложкой (как столовой, так и чайной), вытираться салфеткой, жевать пищу с закрытым ртом, не разговаривать во время еды, не крошить хлеб на стол и на пол.
  5. Самостоятельно одеваться и расчёсываться в нужной последовательности с минимальной помощью взрослого, аккуратно снимать одежду, вешать её на стульчик или в шкафчик, выворачивать вещи на лицевую сторону, замечать неполадки в своём внешнем виде (грязь, отсутствие пуговицы на одежде и пр.) и обращаться к взрослому за помощью.

К концу учебного года воспитанники младшей группы должны овладеть рядом навыков, например, самостоятельно умывать лицо и мыть руки

Методы и приёмы обучения, актуальные для работы в младшем дошкольном звене

Для успешного становления КГН у дошкольников необходимо задействовать массу педагогических приёмов. Делать это нужно с обязательным учётом возраста воспитанников. Так при работе с малышами четвёртого года жизни самыми актуальными будут следующие приёмы.

Показ с подробным объяснением

Каждое действие воспитатель обязательно показывает. При этом оно разделяется на отдельные операции: выделяются наиболее важные и вспомогательные. Например, в процессе мытья рук самым важным будет процесс намыливание и смывание моющего средства. Всё остальное - уже дополнительные манипуляции: взять мыло из мыльницы, положить его обратно, снять полотенце, тщательно вытереть руки, затем повесить его на крючок.

Каждое действие педагог показывает и подробно объясняет

Не нужно часто использовать запреты, например, «Нельзя брызгать водой!», «Нельзя кидать одежду на стул!». Ведь многим младшим дошкольникам свойственно упрямство и своеволие (проявления пресловутого кризиса трёх лет). У ребёнка может сложиться понятие, что взрослый препятствует его интересным действиям. А действовать детям просто необходимо: задача воспитателя - только переключить ненужные манипуляции на полезные.

Упражнение и контроль

Чтобы у малышей младшей группы сформировался устойчивый культурно-гигиенический навык, определённые действия должны повторяться многократно. Ведь это те же привычки, и они должны стать очень прочными.

В этом плане крайне важно соблюдать единство требований всех сотрудников, работающих в группе. Ведь когда в разные смены к детям приходят два воспитателя, нередко они ведут себя по-разному. Например, один педагог приучает малышей обязательно вытирать ротик салфеткой после приёма пищи, а другой не уделяет этому особого внимания. Естественно, в таком случае навык будет формироваться гораздо медленнее.

На начальном этапе создания навыков важен контроль. Педагог должен проверять, как каждый воспитанник выполняет определённое действие, равно как и всё задание целиком.

Личный пример взрослого

Дошкольники, особенно младшего звена, весьма наблюдательны, всегда стремятся подражать взрослым. Вот почему воспитатель (а также его помощник) всегда должен быть образцом для детей: в поведении, манере разговаривать, одежде и пр. Его пример может быть и прямым («Повторяй за мной»), и косвенным (используются разные способы для привлечения детского внимания). Так, во время приёма пищи педагог демонстрирует красоту этикета, сидит с ровной спиной, не обсуждает свои проблемы с помощником.

Вообще, совместный приём пищи всегда способствует сближению, возникновению тесных взаимоотношений. Малыши воспринимают педагога как часть родственного коллектива, доверяют ему, следуют его замечаниям.

Аналогично после возвращения с прогулки воспитатель аккуратно снимает верхнюю одежду и обувь, стараясь, чтобы дети непременно это заметили. Можно прямо акцентировать внимание малышей.

Обязательная похвала

Обязательно нужно поощрять дошкольников, которые хорошо справились с заданием. Например, «Какой же у нас Ваня умница! Не брызгался водой, а вымыл ручки аккуратно, быстро. И мыло положил на своё место». Другой пример: «Как же красиво и аккуратно Катя повесила свою курточку в шкафчик! Я надеюсь, что и остальные наши ребята смогут так же сделать». Подобное ободрение поступка ребёнка вызовет у остальных малышей желание поступать подобным образом, ведь им тоже хочется, чтобы их хвалили. При этом педагог должен показывать свою искреннюю заинтересованность, уверенность в возможностях детей.

Сопровождение гигиенических процедур художественным словом

Все гигиенические манипуляции малышей желательно поддерживать художественным словом. Очень хорошо использовать фольклор. Например, в процессе расчёсывания уместно рассказывать потешки: «Расти коса до пояса», «Петушок, петушок, подари мне гребешок», «Нету краше нашей Глаши» и пр. Во время умывания это будут потешки «Водичка, водичка…» или «Ай, лады, лады, лады…». Также следует активно использовать загадки: про банные принадлежности, одежду и пр.

Наглядность

При работе с маленькими дошкольниками наглядность (тематические картинки, плакаты и пр.) имеет крайне важное значение, поскольку абстрактное мышление у них ещё не развито - оно наглядно-образное. Картинки будут постоянно напоминать им о важных вещах. Причём они должны висеть на видном месте, всё время быть перед глазами ребят.

Воспитание культурно-гигиенических навыков 2 младшая группа

I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Закреплять умение:

  • есть вилкой второе блюдо,





  • Учить

  • Закреплять

Совершенствовать умение:

  • правильно держать ложку,

  • есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром,

  • доедать пищу до конца.
Учить:

  • держать вилку большим и средним пальцами правой руки, придерживая сверху указательным,

  • есть мясо, рыбу, котлеты.

Одевание-

раздевание


Совершенствовать умения:



Закреплять умения :



Упражнять в умении застегивать молнии, липучки.

Закреплять умения:


  • надевать обувь, рейтузы,

  • вешать в шкаф одежду.

  • просьбу о помощи выражать словесно.

  • снимать платье или рубашку, затем обувь,

  • правильно снимать колготки,

  • вешать одежду на стульчик.
Учить выворачивать вещи налицо.

Приучать соблюдать правила поведения в раздевалке:

- не сорить,

- помогать товарищам,

- не мешать другим,

- вытирать ноги при входе в помещение.


Упражнять:


Учить

Закреплять умение:



Учить

Закреплять


Умывание

Закреплять навыки:


  • тщательно смывать,


  • вешать полотенце на место,



Продолжать учить :

  • намыливать руки до образования пены,

  • мыть их круговыми движениями,

  • тщательно смывать мыло,

  • отжимать воду.
Учить:

  • мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями;

  • проявлять аккуратность:
- на мочить одежду,

Не разбрызгивать воду.

Закреплять умение:


  • пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирать сначала лицо, затем руки, вешать на место;

  • пользоваться расческой,

  • своевременно пользоваться носовым платком, развернув его.

Закреплять умение:




  • не разбрызгивать воду.
Приучать Учить расчесывать волосы.

Содержа

в порядке

одежды

и обуви


  • Учить замечать непорядок в одежде,


  • Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей.

  • Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.



Методические приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры (Расскажем мишке: 1.как правильно кушать, 2.как складывать одежду, 3.как вытирать руки, 4.как полоскать рот после еды, 5.как кушать вилкой и т.д.), художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото».

^ Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. I квартал


Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

1. Д.и. «К нам гости пришли», 2.Д.и. «Поучим мишку знакомиться», 3.Д.и.


^

2.Д.и.


^ 1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. «

3.Д.и.


Положите

льные моральные качества


1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»


^ 1.Рассматривание иллюстраций

2.Д.и.


1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и.

4. Д.и.


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. II квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

4. С/р игра «Детский сад»


2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»



Положите

льные моральные качества



2.Рассказ воспитателя


2.Беседа «Кто я»


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. III квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

1. Рассказ воспитателя

4. С/р ига «Семья» (гости)


2. Беседа «Хорошо и плохо»



Положите

льные моральные качества



Воспитание культурно-гигиенических навыков средняя группа

^ I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Закреплять умение:

  • есть вилкой второе блюдо,

  • есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее;

  • брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками;

  • пережевывать пищу с закрытым ртом;

  • пользоваться салфеткой по мере необходимости.

  • Учить полоскать рот после приема пищи.

  • Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учит есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть

Одевание-

раздевание


Совершенствовать умения:

  • быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности,

  • правильно размещать свои вещи в шкафу,

  • аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.
Закреплять умения :

  • пользоваться всеми видами застежек,

  • узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.

  • Учить просушивать мокрую после прогулки одежду в сушильном шкафу.

  • Закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь.

Упражнять:

  • в одевании и раздевании в определенной последовательности,

  • в умении застегивать пуговицы.
Учить собирать гольфы, носки в гармошку, прежде чем надеть их, начиная с носка.

Закреплять умение:


  • аккуратно складывать вещи в шкаф,

  • вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.
Учить наводить порядок в своем шкафчике.

Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.


Умывание

Закреплять навыки:

  • намыливать руки до образования пены,

  • тщательно смывать,

  • насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем,

  • вешать полотенце на место,

  • пользоваться индивидуальной расческой,

  • своевременно пользоваться носовым платком.

Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате:

  • не шуметь

  • не толкаться

  • не разбрызгивать воду.
Учить:

  • перед умыванием засучивать рукава

  • мыть руки после пользования туалетом

Закреплять умение:

  • самостоятельно засучивать рукава,

  • не мочить при умывании одежду,

  • мыть кисти и запястья рук, лицо,

  • не разбрызгивать воду.
Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Учить расчесывать волосы.

Содержа

в порядке

одежды

и обуви


Учить:

  • замечать непорядок в одежде,

  • обращаться за помощью к взрослым.

  • Учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид:
- подтянуть колготки и носки

Расправить рубашку и т.д.


Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь.

Процесс формирования всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Но наибольшее внимание нужно обращать на последовательность работы, запланированную в каждом квартале.

^ Методические приемы : показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры (Расскажем мишке: 1. «Как правильно кушать», 2. «Как складывать одежду», 3. «Как вытирать руки», 4. «Как полоскать рот после еды», 5. «Как кушать вилкой» и т.д.), художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото».

^ Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. I квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

Учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании.

1. Д.и. «К нам гости пришли», 2.Д.и. «Поучим мишку знакомиться»,

3.Д.и. «Подскажем мишке, как надо прощаться»


Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

^ 1.Создание проблемных ситуаций

2.Д.и. «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой»


Учить правильно вести себя в группе: не толкаться, не отнимать игрушки. Закреплять умение благодарить за еду, помощь.

^ 1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. « Научим мишку делиться с товарищами»

3.Д.и. «Расскажем мишке, как надо играть с товарищами»


Положите

льные моральные качества


Воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища.

1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»


Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками.

^ 1.Рассматривание иллюстраций об играх детей, рассказ воспитателя.

2.Д.и. «Как зайка играет с товарищами»


Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам.

1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и. «Поможем мишке попросить зайку помочь»

4. Д.и. «Как правильно попросить о помощи»


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. II квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

Закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате.

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

3.Расскажем мишке, как мы укладываемся спать»

4. С/р игра «Детский сад»


Закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть.

1.Беседа «Как играют воспитанные дети»

2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»

5.Чтение Л.Толстой «Был у Пети и Миши конь»

Д.и. «Что мне делать, если нужно убрать игрушки»


Приучать детей общаться спокойно, без крика.

1.Беседа «Как мы разговариваем друг с другом»


Положите

льные моральные качества


Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга.

1.Чтение Н.Калинина «Как петух утащил Васин хлеб»

2.Чтение «Н.Калинина «Разве так играют?»

3.Чтение Я.Тайц «Кубик на кубик»

Д.и. «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней»


Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, товарищам.

1.Рассматривание картин и иллюстраций

2.Рассказ воспитателя

3.Чтение РНС «Петушок и бобовое зернышко»

4.Чтение эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

5.Чтение В.Берестов «Больная кукла»

6.Чтение О.Высотская «Холодно»

7.Чтение К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»


Формировать у детей образ Я, помочь осознать себя.

1.Рассматривание иллюстраций (части тела)

2.Беседа «Кто я»

3.Беседа «Что для чего» (части тела)

4.Чтение Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра»

5.Рассматривание себя в зеркале.


Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. III квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.


Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

1. Рассказ воспитателя

2. Создание проблемных ситуаций

3. Д.и. «Расскажем мишке, как надо встречать гостей»

4. С/р ига «Семья» (гости)


Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства.

1.Беседа «Как ведут себя воспитанные дети»

2. Беседа «Хорошо и плохо»

3.Чтение Т.Карамаренко «Капризка»


Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.

1. Беседа «С кем мне нравится играть и почему»

2. Беседа «Как поступают добрые дети»

3. Д.и. «Расскажем мишке, как играют воспитанные дети»

4. «Поможем мишке быть вежливым»


Положите

льные моральные качества


Продолжать работу по формированию образа Я, сообщить детям некоторые сведения об их прошлом (был маленьким, ел из бутылочки, не умел рисовать и т.д.).

1. Рассматривание фотографий, рисунков детей 1 младшей группы

2. Беседа «Какими мы были, какими мы стали»

3. Беседа «Как надо помогать малышам»

I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Закреплять умение:

  • есть вилкой второе блюдо,
  • Учить
  • Закреплять

Совершенствовать умение:

  • правильно держать ложку,
  • есть второе блюдо, чередуя мясо с гарниром,
  • доедать пищу до конца.

Учить:

  • держать вилку большим и средним пальцами правой руки, придерживая сверху указательным,
  • есть мясо, рыбу, котлеты.

Одевание-

раздевание

Совершенствовать умения:

Закреплять умения :

Упражнять в умении застегивать молнии, липучки.

Закреплять умения:

  • надевать обувь, рейтузы,
  • вешать в шкаф одежду.
  • просьбу о помощи выражать словесно.
  • снимать платье или рубашку, затем обувь,
  • правильно снимать колготки,
  • вешать одежду на стульчик.

Учить выворачивать вещи налицо.

Приучать соблюдать правила поведения в раздевалке:

Не сорить,

- помогать товарищам,

- не мешать другим,

- вытирать ноги при входе в помещение.

Упражнять:

Учить

Закреплять умение:

Учить

Закреплять

Умывание

Закреплять навыки:

  • тщательно смывать,
  • вешать полотенце на место,

Продолжать учить :

  • намыливать руки до образования пены,
  • мыть их круговыми движениями,
  • тщательно смывать мыло,
  • отжимать воду.

Учить:

  • мыть лицо обеими руками прямыми и круговыми движениями;
  • проявлять аккуратность:

На мочить одежду,

Не разбрызгивать воду.

Закреплять умение:

  • пользоваться своим полотенцем, развернув его, вытирать сначала лицо, затем руки, вешать на место;
  • пользоваться расческой,
  • своевременно пользоваться носовым платком, развернув его.

Закреплять умение:

  • не разбрызгивать воду.

Приучать Учить расчесывать волосы.

ние

в порядке

одежды

и обуви

  • Учить замечать непорядок в одежде,
  • Продолжать учить замечать непорядок в одежде и устранять его с помощью взрослых или других детей.
  • Воспитывать опрятность, бережное отношение к вещам.

Методические приемы: показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры (Расскажем мишке: 1.как правильно кушать, 2.как складывать одежду, 3.как вытирать руки, 4.как полоскать рот после еды, 5.как кушать вилкой и т.д.), художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото».

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. I квартал

Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

1. Д.и. «К нам гости пришли», 2. Д.и. «Поучим мишку знакомиться»,

3. Д.и.

2.Д.и.

1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. «

3.Д.и.

Положите

льные моральные качества

1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»

1.Рассматривание иллюстраций

2.Д.и.

1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и.

4. Д.и.

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. II квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

4. С/р игра «Детский сад»

2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»

Положите

льные моральные качества

2.Рассказ воспитателя

2.Беседа «Кто я»

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. 2 младшая группа. III квартал

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

1. Рассказ воспитателя

4. С/р ига «Семья» (гости)

2. Беседа «Хорошо и плохо»

Положите

льные моральные качества

Воспитание культурно-гигиенических навыков средняя группа

I квартал

II квартал

III квартал

Питание

Закреплять умение:

  • есть вилкой второе блюдо,
  • есть котлету, запеканку, отделяя вилкой кусочки по мере съедания, не дробить заранее;
  • брать пирожки, хлеб из общей тарелки, не касаясь других кусочков руками;
  • пережевывать пищу с закрытым ртом;
  • пользоваться салфеткой по мере необходимости.
  • Учить полоскать рот после приема пищи.
  • Закреплять умение пользоваться салфеткой по мере необходимости.

Учить есть разные виды пищи, не меняя положения вилки в руке, а лишь слегка поворачивая кисть

Чтение:

С.Капутикян

«Кто скорее допьет?»,

«Маша обедает».

Д.и.:

«Расскажем Мишке как надо правильно кушать»,

«Зайка пригласил в гости мишку и ежика»

Одевание-

раздевание

Совершенствовать умения:

  • быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности,
  • правильно размещать свои вещи в шкафу,
  • аккуратно складывать и развешивать одежду на стуле перед сном.

Закреплять умения :

  • пользоваться всеми видами застежек,
  • узнавать свои вещи, не путать с одеждой других детей.
  • Учить просушивать мокрую после прогулки одежду в сушильном шкафу.
  • Закреплять навыки вежливого обращения за помощью, благодарить за оказанную помощь.

Упражнять:

  • в одевании и раздевании в определенной последовательности,
  • в умении застегивать пуговицы.

Учить собирать гольфы, носки в гармошку, прежде чем надеть их, начиная с носка.

Закреплять умение:

  • аккуратно складывать вещи в шкаф,
  • вешать платье или рубашку на спинку стула, шорты, колготки класть на сиденье.

Учить наводить порядок в своем шкафчике.

Закреплять навык вежливо обращаться за помощью к взрослому.

Чтение:

И.Муравейкина «Я сама»,

Н.Павлова «Чьи башмачки?»,

С.Прокофьева «Сказка про башмачки».

Д.и.:

«Покажем, как нужно складывать одежду перед сном», «Покажем мишке, как складывать вещи в раздевальном шкафчике»

Умывание

Закреплять навыки:

  • намыливать руки до образования пены,
  • тщательно смывать,
  • насухо вытирать лицо и руки своим полотенцем,
  • вешать полотенце на место,
  • пользоваться индивидуальной расческой,
  • своевременно пользоваться носовым платком.

Формировать умение правильно вести себя в умывальной комнате:

  • не шуметь
  • не толкаться
  • не разбрызгивать воду.

Учить:

  • перед умыванием засучивать рукава
  • мыть руки после пользования туалетом

Закреплять умение:

  • самостоятельно засучивать рукава,
  • не мочить при умывании одежду,
  • мыть кисти и запястья рук, лицо,
  • не разбрызгивать воду.

Приучать пользоваться своим носовым платком, разворачивая его. Учить расчесывать волосы.

ние

в порядке

одежды

и обуви

Учить:

  • замечать непорядок в одежде,
  • обращаться за помощью к взрослым.
  • Учить самостоятельно или с помощью взрослого приводить в порядок внешний вид:

Подтянуть колготки и носки

Расправить рубашку и т.д.

Учить видеть непорядок в одежде товарища, предлагать ему свою помощь.

Процесс формирования всех навыков осуществляется постоянно и практически одновременно. Но наибольшее внимание нужно обращать на последовательность работы, запланированную в каждом квартале.

Методические приемы : показ с подробным объяснением действий, подробное словесное объяснение, частичный показ, игровые приемы, дидактические игры (Расскажем мишке: 1. «Как правильно кушать», 2. «Как складывать одежду», 3. «Как вытирать руки», 4. «Как полоскать рот после еды», 5. «Как кушать вилкой» и т.д.), художественные произведения; беседы «Почему нужно полоскать рот после еды», «Как и когда мы пользуемся салфеткой», «Дети умываются» (с рассматриванием картинок), настольные игры «Лото».

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. I квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Культура поведения

Учить приветливо здороваться при встрече, прощаться при расставании.

1. Д.и. «К нам гости пришли», 2. Д.и. «Поучим мишку знакомиться»,

3. Д.и. «Подскажем мишке, как надо прощаться»

Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой, называя взрослых по имени отчеству.

1.Создание проблемных ситуаций

2.Д.и. «Учим мишку обращаться к воспитателю с просьбой»

Учить правильно вести себя в группе: не толкаться, не отнимать игрушки. Закреплять умение благодарить за еду, помощь.

1.Рассматривание картинок из серии «Дети играют»

2.Д.и. « Научим мишку делиться с товарищами»

3.Д.и. «Расскажем мишке, как надо играть с товарищами»

Положите

льные моральные качества

Воспитывать желание выражать сочувствие, утешить, пожалеть товарища.

1.Чтение А.Барто «Мяч»,

2.Чтение «Лошадка»

3.Д.и. Как утешить куклу Нину»

Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками.

1.Рассматривание иллюстраций об играх детей, рассказ воспитателя.

2.Д.и. «Как зайка играет с товарищами»

Учить помогать друг другу и обращаться за помощью к товарищам.

1.Чтение М.Ивенсон «Кто поможет?»

2.Чтение Н.Павлова «На машине»

3. Д.и. «Поможем мишке попросить зайку помочь»

4. Д.и. «Как правильно попросить о помощи»

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. II квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Декабрь

Январь

Февраль

Культура поведения

Закреплять умение правильно вести себя в спальне, раздевальной комнате.

1.Д.и. «Можно-нельзя»

2.Д.и. «Уложим куклу спать»

3.Расскажем мишке, как мы укладываемся спать»

4. С/р игра «Детский сад»

Закреплять знания и навыки поведения в группе: не обижать детей, не отнимать игрушки, вежливо просить, дружно играть.

1.Беседа «Как играют воспитанные дети»

2.Беседа «Как мы дружим»

3.Чтение Я.Тайц «Поезд»

4.Чтение Я.Тайц «Карандаш»

5.Чтение Л.Толстой «Был у Пети и Миши конь»

Д.и. «Что мне делать, если нужно убрать игрушки»

Приучать детей общаться спокойно, без крика.

1.Беседа «Как мы разговариваем друг с другом»

Положите

льные моральные качества

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание дружно играть, пожалеть, помочь; продолжать учить не отнимать игрушки друг у друга.

1.Чтение Н.Калинина «Как петух утащил Васин хлеб»

2.Чтение «Н.Калинина «Разве так играют?»

3.Чтение Я.Тайц «Кубик на кубик»

Д.и. «В группу принесли новую игрушку, все хотят играть с ней»

Продолжать воспитывать доброжелательное отношение к родным и близким, товарищам.

1.Рассматривание картин и иллюстраций

2.Рассказ воспитателя

3.Чтение РНС «Петушок и бобовое зернышко»

4.Чтение эскимосская сказка «Как лисичка бычка обидела»

5.Чтение В.Берестов «Больная кукла»

6.Чтение О.Высотская «Холодно»

7.Чтение К.Ушинский «Вместе тесно, а врозь скучно»

Формировать у детей образ Я, помочь осознать себя.

1.Рассматривание иллюстраций (части тела)

2.Беседа «Кто я»

3.Беседа «Что для чего» (части тела)

4.Чтение Г.Зайцев «Уроки Мойдодыра»

5.Рассматривание себя в зеркале.

Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств. Средняя группа. III квартал.

Для воспитания культуры поведения и положительных моральных качеств ежедневно используются приемы (прямое обучение, напоминание, предложение помочь, пожалеть, объяснение). Кроме этого используются приемы для каждого конкретного случая: беседы, поручения, дидактические и сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы.

Темы

Март

Апрель

Май

Культура поведения

Учить детей встречать гостей, здороваться, приглашать в группу, предлагать присесть.

1. Рассказ воспитателя

2. Создание проблемных ситуаций

3. Д.и. «Расскажем мишке, как надо встречать гостей»

4. С/р ига «Семья» (гости)

Закреплять умение оценивать поступки, показать на примере отрицательные стороны капризов и упрямства.

1.Беседа «Как ведут себя воспитанные дети»

2. Беседа «Хорошо и плохо»

3.Чтение Т.Карамаренко «Капризка»

Подводить к осознанию некоторых правил культуры поведения и нравственных качеств: быть вежливым хорошо; вежливых, добрых и внимательных любят, с ними хорошо играть и дружить.

1. Беседа «С кем мне нравится играть и почему»

2. Беседа «Как поступают добрые дети»

3. Д.и. «Расскажем мишке, как играют воспитанные дети»

4. «Поможем мишке быть вежливым»

Положите

льные моральные качества

Продолжать работу по формированию образа Я, сообщить детям некоторые сведения об их прошлом (был маленьким, ел из бутылочки, не умел рисовать и т.д.).

1. Рассматривание фотографий, рисунков детей 1 младшей группы

2. Беседа «Какими мы были, какими мы стали»

3. Беседа «Как надо помогать малышам»