Блог об искусстве и дизайне. Типы парфюмерных флаконов Кто создает флаконы для духов

Уникальные флаконы для духов ручной работы в стиле Ар-Нуво и Ар-Деко и история парфюмерного искусства

Духи создают вокруг тебя неповторимую ауру, а изящный флакон радует глаз и подчеркивает стиль.

Начало ароматной истории

Парфюмерное искусство зародилось еще в 2800 году до нашей эры, судя по первым историческим справкам о духах. Древние народы Египта, Греции, Рима и Китая использовали ароматы как в эстетических, так и в медицинских целях. Целебные силы эфирных масел применялись в личной гигиене для устранения неприятных запахов и придания аромата телу и жилью. Распад Римской Империи губительно сказался на парфюмерном деле, которое возродилось лишь в 16 веке. Тогда стали популярными ароматические шарики. Большинство же современных парфюмерных фабрик, таких как Yardley, были основаны уже в 18 веке.

Когда мы ищем «свой запах», не последнюю роль играет и «наряд» духов. Флаконы создают не только для хранения, но и для эффектной демонстрации аромата. Их дизайн стал настоящей манией множества коллекционеров.

Сегодня некоторые такие шедевры уходят «с молотка» за сотни тысяч долларов. Например, недавно эксклюзивный флакон духов «Сокровища моря», дизайн которого разработал легендарный Рене Лалик, был продан на аукционе за 216 тысяч долларов коллекционеру, пожелавшему остаться анонимным.

В преддверии 20-го века. Стекло, серебро и керамика

К 18 веку завоевали признание флаконы для нюхательной соли и туалетного уксуса, похожие на миниатюрные сундучки, умещающиеся на ладони или в дамской перчатке. Сейчас бы в таком аксессуаре правоохранительные органы заподозрили что-то неладное.

Тогда же пользоваться популярностью стали эфирные масла и цветочная вода в привлекательных стеклянных емкостях. Их могли себе позволить не только знатные особы, но и обычные люди. Только представь: Наполеон Бонапарт заказывал в месяц по 60 флаконов цветочной воды.

Середина 19 века привнесла богатство и насыщенность викторианского стиля в парфюмерную промышленность. Флаконы, чеканенные из серебра, были украшены замысловатыми рисунками, керамические - инкрустированы цветами, а стеклянные - огранены так, что сверкали на свету. От такого великолепия дамы приходили в восторг.

Также на протяжении 18 и 19 веков признаком хорошего вкуса считалось иметь фарфоровые флаконы.

1900 - 1920. Рождение первой легенды дизайна

В 1905 году Рене Жюль Лалик открыл свой первый магазин стеклянных флаконов. Договорившись с фирмой Coty, он начал массовое производство. Лалик использовал оригинальнейшие дизайнерские разработки. Ему было, что предложить любителям ароматов. Ведь он создавал драгоценности для звезды Сары Бернар, у него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Этот ювелир и мастер работы по стеклу считается одним из главных художников стиля ар нуво. За многие годы Рене выпустил тысячи флаконов для более чем 60 фабрик. Ар Нуво и Ар Деко оказывали тогда огромное влияние на парфюмерную промышленность. Отголоски этого влияния можно находить и по сей день.

1920 - 1930-е. Господство Ар-Деко

Использование духов приобретало все большее распространение, парфюмерная индустрия продолжала расти, и все быстрее. В дизайне становится заметно влияние кубизма, сюрреализма и модернизма.

Известнейшая стеклодельная фабрика Baccarat, основанная еще в 1764 году во Франции, выпустила множество экспериментальных флаконов для известных парфюмеров (в том числе Elizabeth Arden), выполненных в этих новых стилях.

С начала 1920-х годов и до начала Второй Мировой рельефные, угловатые формы, присущие стилю Ар-Деко, широко использовались в дизайне парфюмерных упаковок.

В 1922 году в мире духов произошла очередная революция. Тогда рынок представлял представлены, в основном, натуральные цветочные ароматы. Коко Шанель выпустила совершенно новый, непривычный запах, сочетающий в себе наряду с натуральными - синтетические субстанции. Кстати, его создал выходец из России, парфюмер Эрнест Бо, эмигрант, происходящий из семьи знаменитых парфюмеров. Chanel №5 стал великим ароматом 20 века, а его флакон - эталоном элегантной простоты. А в 1930 году, во времена Великой депрессии в Америке, Жан Пато представил духи под названием "Радость", Joy, ставшие известными как самый дорогой аромат в мире. В наиболее мрачные для страны времена Пато решил сыграть на отчаянном желании жить красиво не смотря ни на что. Для создания 30 мл Joy используют больше 10000 цветков жасмина и 360 роз. Флакон был выдержан в том же модном стиле, на его дизайнеров явно повлиял успех Chanel №5.

Знаменитое богемское стекло получило «второе дыхание» после Первой мировой войны. Яркие, разноцветные флаконы, выполненные в стиле Ар-Деко, стали популярными во всем мире. Искусный ремесленник Генрих Гоффман представил вниманию любителей духов поразительные флаконы из богемского стекла. Геометрические формы, классические мотивы и непропорционально большие пробки - все это было характерно для того времени.

HOFFMAN (Czech)

CZECH Perfume bottle

LANGLOIS "Duska"

LANGLOIS "Shari"

YARDLEY & CO. "White Roses"

CORYSE "Rose d"Ispahan"

GODET Three-perfume bottle set, "Cuir de Russie"

COTY "L"Aimant"

ARYS "Promenade Matinale" J. Viard

GUELDY "Le Prestige" J. Viard

HARRIET HUBBARD AYER "Muguet" J. Viard

GRAVIER "Cascade" Baccarat

BRECHER "Sous la Charmille" J. Viard

LA VALLIERE "Jasmin D"Or"

LA DUCALE "Egizia"

YBRY "Les Fleurs"

YBRY "Desir du Coeur"

DUBARRY "Blue Lagoon" J. Viard

LUBIN "Enigma" J. Viard

MARQUIS "Niradjah" Depinoix

PIVER "Astris" Baccarat

PIVER / RENAUD Two perfume bottles: "Astris" in Baccarat

FRENCH Two Art Nouveau perfume bottles

CORDAY "L"Heure Romantique" Baccarat

GUERLAIN "Sillage"

DRALLE "Ora e Sempre"

COLGATE "Picante," and "Lilas" Lucien Gaillard

KESMA "Larmes de Nuit"

SCHIAPARELLI "Shocking," "Sleeping," and "Zut"

Способы хранения различных жидкостей известны давно. Человек издревле был вынужден придумывать, как хранить воду, мед, молоко или вино. Для этого использовались различные материалы, такие, например, как кожа, глина, дерево, камень. Для хранения жидкостей, которые человек использовал в пищу или в домашнем хозяйстве, требовались сосуды большого размера. И, зачастую, было не очень важно, как выглядит тот или иной сосуд для хранения жидкости. Главное, чтобы он выполнял свою основную функцию - сохранял от порчи и испарения помещенные в него жидкости. Совсем другое дело, когда у древних людей появилась потребность в хранении парфюмерных масел или ароматических жидкостей.

Использование человеком парфюмерии известно с древнейших времен. При чем, эта тенденция прослеживается на всех континентах. Люди очень давно используют различные ароматические жидкости для создания приятной атмосферы в своем жилище, для создания приятного аромата от одежды, а также для того чтобы украсить запах человеческого тела. С появлением первых ароматических жидкостей, естественно, стал вопрос об их длительном хранении и удобстве использования.

Исследования исторических источников показывают, что создание и эволюция парфюмерного флакона (или по-другому, флакона для духов) представляет собой отдельный пласт человеческой культуры и истории.

Например, известно, что древние люди на разных континентах использовали кости и зубы животных для хранения ароматических жидкостей. Для таких целей хорошо подходили зубы бегемотов и слонов. Технология изготовления такого флакона или сосуда для хранения была следующей: в кости или в зубе животного проделывали отверстие, глубиной примерно от 3-х до 5-ти сантиметров, верх флакона обматывали кожей. Кожа служила элементом, который закрывал флакон и не давал жидкости улетучиться.

Сосуды такого рода были обнаружены при раскопках могильников в северной Африке и на юге Индии. Первоначально археологи предполагали, что обнаруженные ими предметы использовались в виде пробок для других сосудов, но потом выяснилось, что основное назначение этих предметов это хранение парфюмерных жидкостей и именно для этого они использовались в древности.

При раскопках на арамейской полуострове, а именно на месте, где располагалась древняя Иудея, были обнаружены очень интересные сосуды (флаконы) для парфюмерии, выполненные из рогов диких и домашних животных. Эти флаконы для древних духов были украшены резьбой, оплетены кожей и, судя по всему, могли очень долго хранить в себе желанный аромат.

Известно также, что древние славянские племена использовали для хранения парфюмерных масел и ароматических жидкостей сосуды, выполненные из плотно дубленой кожи. Для этого использовалась кожа рогатых и вьючных животных. Кожа подвергалась обработке специальным составом (вытяжка из внутренностей животного), который делал кожу пригодной для хранения парфюмерных жидкостей и отдушек.

Также славянские племена использовали камень и дерево для создания парфюмерных флаконов. Так, например, широко распространены были височные украшения для девушек, которые крепились к головному убору. В украшения такого рода вставлялись специальные деревянные сосуды с ароматическими жидкостями. Когда девушка двигалась или танцевала, украшения раскачивались, и вокруг девушки распространялся приятный аромат.

До некоторого момента, флаконы для духов (ароматических жидкостей, парфюмерных композиций) носили сугубо утилитарный характер. То есть, предназначались исключительно для хранения жидкости, и к форме флакона не предъявлялось никаких требований. Однако с развитием парфюмерного производства и появлением моды на ароматы, начинается постепенная эволюция парфюмерного флакона.

В средние века, во Франции, в Граасе, зарождается парфюмерная промышленность в том виде, в котором мы ее знаем сейчас. Средневековые парфюмеры начинают использовать опыт предыдущих поколений и стремятся создавать различные ароматы, которые могут удовлетворить любого человека. Парфюмерия, как промысел, начинает приобретать промышленные масштабы.

Соответственно, сразу встает вопрос о производстве флаконов для духов для различных парфюмерных мануфактур. К тому моменту истории, человечество уже отлично освоило производство стеклянной посуды и тары. И первые парфюмерные композиции в Граасе начинают разливать именно в стеклянные флакончики. И постепенно процесс производства флаконов для духов оформляется в отдельный промысел.

Стеклодувы начинают использовать самые передовые (на тот момент) технологии при производстве флаконов для парфюмерных композиций. Флакон становится уникальным продуктом сам по себе. Мануфактуры, производящие такие флаконы, начинают использовать лучшие сорта кожи, лучшие породы дерева, позолоту, тиснение серебром и украшение драгоценными камнями. Продукция такого рода производится массово и на заказ.

Флакон для духов, как предмет, становится уникален сам по себе. Ценители парфюмерии специально заказывают у фабрикантов флаконы для хранения своих парфюмерных коллекций. Флаконы того времени сейчас можно встретить на аукционах и в коллекциях знатоков.

Эта тенденция активно развивается и приобретает популярность по всему миру. В Европе, в каждой стране, есть своя известная стеклодувная мастерская по производству флаконов для духов. Парфюмерия постепенно становится продуктом массового потребления. К началу XIX века парфюмы продаются по всей Европе в специализированных магазинах, и все известные парфюмерные дома считают обязательным заказывать флаконы для своих парфюмов у именитых мастеров-стеклодувов.

В начале двадцатого века в производстве парфюмерных флаконов появляется новая тенденция, которая приобретает массовый характер. Постепенно парфюмеры начинают задумываться о том, что и сам флакон и его содержимое должны представлять из себя единое целое. Парфюмерные компании начинают создавать целые парфюмерные произведения искусства, которые несут в себе какую-то идею и этой идее подчинены и сам аромат, и парфюмерный флакон, в который он помещен и упаковка духов. Одним из первых воплотил эту идею в жизнь, основатель парфюмерной торговой марки Эрнест Далтрофф. Он начал проводит эксперименты с различной формой флакона, а для упаковки стал использовать различные материалы: кожу, ткани, дерево и дорогую упаковочную бумагу. Во многом благодаря ему, парфюмерные композиции начали становиться целыми произведениями искусства.

В настоящее время парфюмеры и дизайнеры создают такие парфюмерные композиции, которые способны поразить своей красотой и гармоничностью любого человека. Так, например, модельер производит два типа ароматов: для мужчин и женщин. Женские ароматы помещены во флакон по форме напоминающий женскую фигуру. Мужские ароматы, наоборот, помещены в сосуд, по форме напоминающий мужской торс. При этом флаконы помещены в коробку цилиндрической формы, напоминающей коробку из под детского печенья или консервную банку.

Ароматы серии Rocabar , от известной компании помещены в шерстяную ткань с клетчатым узором (аналогия с теплым пледом), упакованы в коричневую оберточную бумагу и обвязаны по кругу тонкой кожаной лентой.

Парфюмерный флакон сегодня - это отличный предмет дизайна, роскоши, который может быть хорош сам по себе.

История парфюмерного флакона началась одновременно с появлением первых ароматических субстанций и благовоний. Самой древней и единственно возможной формой флакона долгое время оставалась конфигурация splash (сплэш). Современная парфюмерия чаще разливается во флаконы со спреем. Но обо всем по порядку.

Содержание:

От древности до современности

Античность по праву славиться находчивыми мастерами, которые сумели создать емкости для бережного хранения жидкости. В то время, как до изобретения пластика и стекла оставались целые столетия, люди с легкостью нашли выход из сложившейся ситуации, чтобы бережно хранить жидкости. Сосуды делали из:

  • Глины;
  • Камня;
  • Рога;
  • Слоновой кости;
  • Кости бегемота.

Их умели изготавливать еще древние египтяне и ханаанеи (древние семитские племена). Для закрывания и герметизации емкостей по верхнему краю изделия делали сужение, закрывали его кожей или тканью, и туго стягивали ремешком. На Древнем Востоке сосуды для ароматических жидкостей делали с таким узким горлышком, что даже при их переворачивании оттуда выливалось по капельке.

Средневековые традиции

На протяжении многих веков флаконы представляли собой универсальную емкость для духов. Парфюмеры разливали благоуханную продукцию в простенькую тару, а покупатели уже самостоятельно переливали содержимое в собственные стеклянные, хрустальные, керамические или фарфоровые бутылочки с винтовым колпачком или пробкой.

Новая эра

Лишь в начале XX века аромат, название и флакон, объединенные одной идеей, стали неразлучны. Все флаконы, независимо от материала, из которого были изготовлены, имели крышку со сплошной поверхностью, которая оберегала ароматную жидкость от испарения. Самыми известными на сегодня типами флаконов для парфюмерных композиций являются splash, spray, roll-on : расскажем о них подробней.

Splash (сплэш) в переводе с французского означает «всплеск», что полностью объясняет название флаконов такого типа. Это емкости с притертой стеклянной пробкой, стоппером или винтовой крышкой, которые предоставляют пользователю непосредственный доступ к парфюмерной жидкости.

Все винтажные духи продаются именно в такой посуде. Если флакон сплэш опрокинуть, из него могут вылиться духи (исключение составляют флаконы с завинчивающей крышечкой). Флаконы сплэш используются преимущественно для концентрированных композиций: духов, парфюмированной воды, а также для больших объемов селективов (от 250 мл), как у Creed.

Во имя целостности аромата

В современном варианте под стеклянной пробкой можно обнаружить пластиковую прокладку-«гармошку». В целях особой герметичности и препятствования испарению ценной влаги стеклянные стопперы покрывают пластиковой оболочкой, а винтовые колпачки изнутри обклеивают тонкой бычьей кожей. Бывают сплэши со стеклянной палочкой-стоппером внутри флакона: ей очень удобно наносить парфюм.

Оставаясь в прошлом

Этот формат сейчас уже не пользуются популярностью, поскольку современный ритм жизни не оставляет времени на длительный ритуал облачения в аромат. Кроме того, считается, что духи во флаконах сплэш плохо хранятся, так как окисляются от контакта с воздухом, а вовнутрь попадают частички пыли и кожи после нанесения аромата намазом.

Гениальным изобретением в парфюмерии считается пульверизатор, появившийся в 1870 году. Сначала распылительное устройство представляло собой выведенную наружу эластичную трубку с «грушей»-помпой на конце, которая крепилась к колпачку флакона. Постепенно жутко неудобная конструкция совершенствовалась и, в конце концов, превратилась в очень компактный механизм.

Абсолютные фавориты

Справедливости ради, нужно отметить, что современные флаконы с пульверизатором-помпой скорее несут декоративную функцию и крайне непрактичны в сохранности парфюма. Сегодня самыми распространенными, удобными и востребованными являются флаконы спрей, которые по своей структуре и принципу работы подобны пульверизаторам.

Как это работает?

Флаконы spray запаянного или разборного типа заполнены газом под давлением, вследствие чего после нажатия на клавишу и происходит распыление аромата. Они идеальны для парфюмерных композиций невысокой концентрации. Их главное преимущество - возможность длительного хранения парфюма. Только не забудьте сделать воздушную пробку в трубочке пульверизатора, перевернув флакон и сделав несколько «пшиков».

Флаконы roll-on

Третий, наименее популярный, тип флаконов - roll-on. Часто используется для маслянистых духов. В горлышко флакона вмонтирован специальный пластиковый или металлический шарик, который вращается по принципу роликового дезодоранта. Из-за того, что шарик попеременно соприкасается с парфюмом и кожей, духи в таких флаконах долго не хранятся, хоть и расходуются экономно.

Ноу-хау в парфюмерном дизайне

Технологии дизайна флаконов и нанесения парфюмов не стоят на месте и постоянно развиваются. Вот всего лишь несколько примеров инновационных подходов в деле создания пузырьков:

  • Для флаконов с шикарными старомодными помпами, которые изрядно подтекали, французская компания Aptar разработала механизм Eternelle, решающий проблему испарения духов закрытием спрея с помощью поворота на 90 градусов.
  • Устройство Precious, позволяющее распылять парфюм ленточным способом в три раза дольше, чем обычным спреем.
  • Невидимый спрей внутри флакона, как у .
  • Для флаконов с ароматными маслами придумали винтовые крышки со встроенными капельницами или пипетками, как, например, у .

Казалось бы, ничего нового в дизайне парфюмерных флаконов изобрести уже невозможно, однако разработчики не перестают нас удивлять…А какой формат наиболее комфортен для вас? Имеет ли столь важное значение наличие удобного пульверизатора, или изящные крышки привлекают вас больше?

Духи создают вокруг тебя неповторимую ауру, а изящный флакон радует глаз и подчеркивает стиль. Когда мы ищем "свой запах", не последнюю роль играет и "наряд" духов. Флаконы создают не только для хранения, но и для эффектной демонстрации аромата. Их дизайн стал настоящей манией множества коллекционеров. Сегодня некоторые такие шедевры уходят "с молотка" за сотни тысяч долларов. Например, недавно эксклюзивный флакон духов "Сокровища моря", дизайн которого разработал легендарный Рене Лалик, был продан на аукционе за 216 тысяч долларов коллекционеру, пожелавшему остаться анонимным.

Начало ароматной истории

Парфюмерное искусство зародилось еще в 2800 году до нашей эры, судя по первым историческим справкам о духах. Древние народы Египта, Греции, Рима и Китая использовали ароматы как в эстетических, так и в медицинских целях. Целебные силы эфирных масел применялись в личной гигиене для устранения неприятных запахов и придания аромата телу и жилью. Распад Римской Империи губительно сказался на парфюмерном деле, которое возродилось лишь в 16 веке. Тогда стали популярными ароматические шарики. Большинство же современных парфюмерных фабрик, таких как Yardley, были основаны уже в 18 веке.

В преддверии 20-го века: стекло, серебро и керамика

К 18 веку завоевали признание флаконы для нюхательной соли и туалетного уксуса, похожие на миниатюрные сундучки, умещающиеся на ладони или в дамской перчатке. Сейчас бы в таком аксессуаре правоохранительные органы заподозрили что-то неладное. Тогда же пользоваться популярностью стали эфирные масла и цветочная вода в привлекательных стеклянных емкостях. Их могли себе позволить не только знатные особы, но и обычные люди. Середина 19 века привнесла богатство и насыщенность викторианского стиля в парфюмерную промышленность. Флаконы, чеканенные из серебра, были украшены замысловатыми рисунками, керамические - инкрустированы цветами, а стеклянные - огранены так, что сверкали на свету. От такого великолепия дамы приходили в восторг. Также на протяжении 18 и 19 веков признаком хорошего вкуса считалось иметь фарфоровые флаконы.

1900 - 1920: рождение первой легенды дизайна

В 1905 году Рене Жюль Лалик открыл свой первый магазин стеклянных флаконов. Договорившись с фирмой Coty, он начал массовое производство. Лалик использовал оригинальнейшие дизайнерские разработки. Ему было, что предложить любителям ароматов. Ведь он создавал драгоценности для звезды Сары Бернар, у него заказывала украшения русская императрица Александра Федоровна. Этот ювелир и мастер работы по стеклу считается одним из главных художников стиля "ар нуво". За многие годы Рене выпустил тысячи флаконов для более чем 60 фабрик. Ар Нуво и Ар Деко оказывали тогда огромное влияние на парфюмерную промышленность. Отголоски этого влияния можно находить и по сей день.

1920 - 1930-е: господство Ар Деко

Использование духов приобретало все большее распространение, парфюмерная индустрия продолжала расти. В дизайне становится заметно влияние кубизма, сюрреализма и модернизма. Известнейшая стеклодельная фабрика Baccarat, основанная еще в 1764 году во Франции, выпустила множество экспериментальных флаконов для известных парфюмеров (в том числе Elizabeth Arden), выполненных в этих новых стилях. С начала 1920-х годов и до начала Второй Мировой Войны рельефные, угловатые формы, присущие стилю Ар Деко, широко использовались в дизайне парфюмерных упаковок. В 1922 году в мире духов произошла очередная революция. Тогда на рынке были представлены, в основном, натуральные цветочные ароматы. Коко Шанель выпустила совершенно новый, непривычный запах, сочетающий в себе наряду с натуральными - синтетические субстанции. Chanel №5 стал великим ароматом 20 века, а его флакон - эталоном элегантной простоты.

В 1930 году, во времена Великой депрессии в Америке, Жан Пату представил духи под названием "Радость" (Joy), ставшие известными как самый дорогой аромат в мире. В наиболее мрачные для страны времена Пату решил сыграть на отчаянном желании жить красиво не смотря ни на что. Для создания 30 мл Joy используют больше 10000 цветков жасмина и 360 роз. Флакон был выдержан в том же модном стиле, что и Chanel №5.

Знаменитое богемское стекло получило "второе дыхание" после Первой мировой войны. Яркие, разноцветные флаконы, выполненные в стиле Ар Деко, стали популярными во всем мире. Искусный ремесленник Генрих Гоффман представил вниманию любителей духов поразительные флаконы - геометрические формы, классические мотивы и непропорционально большие пробки. Легендарный итальянский дизайнер Эльза Скиапарелли экспериментировала не только с новыми материалами в одежде, но и нестандартными решениями в упаковке духов. В 1936 году вышел аромат Shocking в виде женского торса,

а позже - обворожительный Le Roi Solei с колпачком в виде солнца, созданный Сальвадором Дали.

Кстати, именно сотрудничество Дали и Скиапарелли вдохновило американского певца Мэрилина Мэнсона на выпуск собственного парфюма, о чем он не преминул заявить.

1940 - 1950-е: пластик - начало дизайнерского бума

Послевоенное время привнесло в производство флаконов промышленное стекло и пластиковые колпачки. Дешевизна материалов компенсировалась новыми броскими формами и рисунками. Знаменитая Лили Даше, модельер шляп и других аксессуаров, создала флакон в виде пуделя для аромата Dashing, и в виде женского бюста - для Drifting. А выпущенные в 1947 году New Look от Christian Dior, и позднее - Miss Dior стали символами элегантности и утонченности.

Изящный флакон в виде сердца для первого аромата, выпущенного Nina Ricci, был разработан домом Lalique, так же как и классических L’Air du Temps.

На крышке флакона L’Air du Temps нашли приют два голубя - символ мира и надежды. Хрустальный флакон был изготовлен в стеклодувных мастерских, принадлежавших известному во Франции семейству Лалик.
Изобретение бельгийско-американским химиком нового материала бакелита (нерастворимой искусственной смолы) дало производителям возможность создавать флаконы по еще более низкой цене.

1960-е - настоящее время: под влиянием маркетинга

В 1960-1970-е годы роскошные упаковки сменились недорогими маломерными флаконами. Впервые в магазинах появились бумажные ароматизированные полоски. Этот ход был придуман Giorgio Beverly Hills, дабы увеличить продажи.

Сегодня некоторые такие шедевры уходят "с молотка" за сотни тысяч долларов. Конец 20 века, когда конкуренция на рынке парфюмерной продукции стала особенно серьезной, был урожайным на оригинальные дизайнерские решения флаконов. Все новые и новые формы создаются с использованием стекла и новоизобретенных материалов. Насыщение парфюмерного рынка стимулирует известные дома моды выпускать так называемые limited-edition духи, как например, Remember Me от Dior в 2000 году.

Изобрести что-то новое становится все трудней. Недавно разгорелся настоящий скандал, вызванный появлением нового аромата Insolence от Guerlain, дизайн флакона которого французский суд счел слишком похожим на флакон, созданный ранее парижской компанией Cardiet Design.

Каких только флаконов не изобрели наши современники, стремясь поразить покупателей и подчеркнуть особенности аромата. Например, для парфюма J’S от Жака Каваллье испанский дизайнер Хуан-Карлос Рустаразо в центре прямоугольного флакона «продел» серебристое кольцо. Выглядит так, как будто духи носят пирсинг.

Винтажные флаконы для духов сами по себе являются предметов искусства.

Они появились примерно тогда же, когда начала появляться парфюмерия. Первые флаконы были изготовлены египтянами и рога, слоновой кости и камней. Они были больше современных и могли иметь высоту до 20 сантиметров. Благовоний в такой емкости хватало на целый год. Мастера вырезали на них животных, женщин и мифических персонажей национального эпоса. После этого стали появляться сосуды в форме охотничьего рога. Делали их из зубов бегемотов. Древние греки и римляне делали емкости для хранения духов в форме амфор. В России это были специальные украшения в виде маленькой бутылки, которая вместе с духами внутри подвешивалась на шею. Они назывались ладанки и украшались изображениями православных святых.

В Средние века ювелиры начали делать флаконы из золота и серебра, украшая из драгоценными камнями. С 17 века емкости для духов украшают тонким фарфором, перламутровыми инкрустациями, цветным стеклом и хрусталем. Их геометрическая форма становится более разнообразной. Мастера научились работать со стеклом, а из него можно отлить любую экзотическую форму. Стеклянные флаконы обрамляли в металл с прожилками. В 18 веке главным мотивом украшений были романтические и пасторальные образы: лебедь, пастух, влюбленные, купидон, фонтаны и сердца. После этого стали модными богемские флаконы из опалового или непрозрачного стекла самых нежных тонов, украшенные арабесками и золотой филигранью. Одним из первых современных художников, придумавших свой флакон для духов стал Сальвадор Дали. Он выпустил стеклянный флакон в виде губ.

В мире моды Пако Рабан представил флакон в виде киборга, а Соня Рикель в виде вязанного свитера. Один из самых известных дизайнеров современных флаконов является Рене Лалик. Вот как выглядят его работы:

В 19 веке флаконы в основном делались из хрусталя и художник-ювелир Рене стал отливать из него оригинальные формы. Его партнером, производящем духи был Франсуа Коти. Коти однажды прогуливался по Парижу и заметил лавку со скульптурными работами Рене. Ему пришла идея применить его талант для того, чтобы украшать свою продукцию. В то время Рене Лалик был бедняком, у которого умер отец. С детстве от обучался в Лондоне ювелирному делу и привык зарабатывать своим трудом, даже успел поработать в доме Картье. Сейчас его дело продолжают предки в составе огромной семейной компании.