Осенние народные гуляния. Осенние обряды

Отсчет осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота земледельца – уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд – без усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешел дроги, пробиралась она к своей полосе, связывала три снопика и укладывала их крестом. А на утро собирались в поле все жнецы. Закончив свою делянку, шли помогать одиноким, слабосильным, многодетным.

В деревнях собирали «братчину». Это был общий праздник урожая. Варили «мирское» пиво, т.е. всем «миром» (селом). Все, что было в полях, теперь на столах, а самым главным именинником был хлеб.

Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября – первый праздник встречи осени – первые осенины. В восьмой день – вторые осенины, а третьи – на Воздвижение, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла (двинулась).

В первый день сентября праздновали Семенов день, называли его в народе «Семеном - летопроводцем». Появился этот праздник с первых лет Христианства на Руси и был посвящен памяти Симеона Столпника (христианский свято, знаменит тем, что провел на столпе 37 лет в посте и молитве). Под Семенов день во всех избах гасили лампады и из печи добывали новый огонь, от которого вечером впервые с лета, зажигали лампады, свечи, лучины и начинали вечерние дела «при огне». В Семенов день справляли новоселье. Если день Симеона Столпника не приходился на воскресенье, то с утра женщины в каждом доме принимались за основательную уборку.

Особенно весело и озорно отмечала этот день сельская молодежь. Интересен обряд «похорон мух». В народе верили, что если «злую муху закопать осенью в землю - прочие кусать не будут». Вместе с похоронами мух и лето уходило. Деревенские девушки, разодетые в лучшие наряды, собравшись вместе, распределяли роли в спектакле «похороны мух». В нем принимали участие только девушки, а парней приглашали в качестве зрителей. Девушки ловили мух и комаров и помещали в «гробики» - углубления в моркови, репе, свекле. Пародийные похороны совершались по всем канонам этого обряда: отпевали, устраивали похоронную процессию, несли на «кладбище», причитали, копали «могилы», хоронили, насыпали холмики и ставили крестики. Во время этого спектакля девушки старались показать все свои достоинства: веселый характер, выдумку, находчивость, юмор.

Разыгрывая потешную церемонию, девушки фактически устраивали себе смотрины. Ведь близился Покров – пора свадеб, сватовства.

Затем устраивались веселые «поминки», к которым присоединялись и парни. Во время церемонии, игр, плясок пары, приглянувшиеся друг другу могли сойтись поближе. А так как после Семенова дня начинались посиделки, то у них была возможность закрепить свои симпатии.


Сентябрь – месяц заготовок самых разных даров леса: грибы, ягоды, орехи, целебные корни. Рябина – одна из самых поздних ягод. 23 сентября – день Перта Рябинника, к этому времени ягоды, прихваченные морозцем, теряют свою терпкость. В этот день девушки, взяв корзинки, шли в лес. Сбор осенней ягоды превращался в настоящий праздник. Девушки водили хороводы у рябины, доверяли ей свои тайны. Собирая ягоду, обязательно оставляли часть плодов на дереве, не забывая о птицах, ведь зима – долгая.

Были в сентябре и другие праздники: в день Ивана Постного (11 сентября) затевали артельную рубку капусты, работали весело, с шутками и песнями. В день Святого Луки – Луков День (20 сентября) – устраивали луковые ярмарки.

Весь сентябрь шли праздники во славу нового урожая, собранного в поле, в лесу, в огороде.

В октябре тоже было немало праздников, но более значим был праздник Покрова (14 октября). История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что это спасительный покров. Белое покрывало она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несет им любовь и радость.

День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой. К этому времени кончалась тяжелая страда, и народ мог передохнуть, поехать на базар поторговать, купить обновы. С Покрова начинали играть по деревням свадьбы. К Покрову – дню девушки ткут «обыденную пелену». Собравшись вместе, они с особыми песнями трепали лен, пряли и ткали льняное полотно, стараясь непременно окончить всю работу в один день. Затем эту пелену несли к иконе Покрова Пресвятой Богородицы и шепотом просили жениха.

Начало ноябрю дает «зимний Кузьма и Демьян» (14 ноября). Этот день установлен Православной церковью в честь памяти святых Космы и Дамиана. Кузьму – Демьяна считали покровителем ремесел.

Кузьминками (так называли этот день в народе) девушки начинали череду девичьих праздников. Праздновались они несколько дней. На эти дни девушки откупали в деревне самый просторный дом, приносили угощение, накрывали стол. На вечеринку приходили парни, тут – то и начиналось веселое действо. Из соломы и ухой травы делали чучело, рядили в мужскую одежду, нарекали Кузьмой. «Кузьма» был участником игр и хороводов, общими усилиями ему подбиралась невеста. Устраивали потешную свадьбу, где девушки пели, как полагается свадебному обряду, величальные песни, провожали в опочивальню. Неожиданно по неизвестным причинам «Кузьма» заболевал и умирал. Все также устраивали потешные похороны по всем правилам настоящих. Чучело укладывали в деревянное корыто и несли через всю деревню за околицу, там сжигали (иногда топили в реке). При этом громко кричали, свистели, били в тазы. Этими действиями, по древнему поверью, прогоняли нечистую силу, злых духов со всей деревни, чтобы они не мешали пережить долгую холодную зиму. Затем все возвращались в село и продолжали веселиться до утра.

Осень – пора молодежных посиделок, свадеб, народных игрищ, театрализованных представлений, это время прощания с прошедшим летом и встречи наступающей зимы.

Публикации раздела Традиции

Сентябрь покажет: праздники и традиции первого месяца осени

В славянском календаре было много обрядов и ритуалов, посвященных смене времен года. Люди зависели от природы и строили свою жизнь в согласии с ее ритмами. С приходом православия христианские праздники тесно переплелись с языческими обычаями и традициями. В материале портала «Культура.РФ» читайте, почему днем наши предки ходили в церковь, а вечерами гадали и общались с домовыми .

Лилиана Расторгуева. Урожай (фрагмент). Изображение: artchive.ru

Наталия Гончарова. Покос (фрагмент). 1910. Частное собрание

Алексей и Сергей Ткачевы. В сентябре (фрагмент). 1963. Изображение: wanderlord.com

Особым временем на Руси считалось начало осени. 1 сентября крестьяне заканчивали уборку урожая на поле помещиков, в этот же день хозяин собирал подать и оброк с крепостных. В первый день осени проводили личные суды и разборы споров между крестьянами.

В старину крепостные были обязаны работать на хозяйских полях от трех до шести дней в неделю. Кроме барских запашек, у крестьян были свои небольшие участки земли. На таких наделах они выращивали злаки и овощи, которыми потом питались целый год. Чтобы засеять свое поле, сначала крепостной должен был выполнить норму на участке помещика. Урожай со своих полей крестьяне собирали весь сентябрь.

До 1492 года начало нового года праздновали 1 марта - именно в это время на Руси начинались полевые работы. А вот с конца XV века по конец XVII века начало нового года стали отмечать 1 сентября (14 сентября по новому стилю) . Перенести празднование решили церковнослужители на Первом Вселенском соборе в греческой Никее. В библейском Ветхом Завете 1 сентября было ежегодным праздником, в этот день в древнем Израиле было принято отдыхать от всех житейских забот. По аналогии с ветхозаветной церковью православные святые отцы предложили перенести главный светский праздник на эту дату. Царь Иван III поддержал священников и издал соответствующий указ.

С этого момента 1 сентября стали праздновать не только окончание сбора урожая, но и начало нового года. С середины XVI века в этот день народу представляли наследника царского престола, когда ему исполнялось 14 лет. Так происходило венчание на царство. Будущий правитель выступал на Соборной площади в Москве с публичной речью.

Что в лесу родится - дома пригодится

Андрей Кусаченко. По грибы (фрагмент). 2004. Изображение: m24.ru

Юрий Петров. Грибы и брусника (фрагмент). 1980-е. Частное собрание

Наталия Гончарова. Урожай (фрагмент). 1911. Изображение: avangardism.ru

5 сентября в деревнях праздновали день cвятого Луппа Солунского - христианского святого, который жил в начале IV века. В народе этот праздник получил название Брусничник, или Лупов день. В это время поспевала брусника, и крестьяне шли с туесами - берестяными коробами и корзинами по ягоды. С брусникой пекли пироги , из нее варили варенье и компоты , делали пастилу . Существовала в народе примета: если брусника сладкая и сочная, пришло время жатвы. Собрать овес спешили до наступления первых заморозков.

7 сентября почитали Тита Листопадника. В этот день крестьяне шли в лес по грибы. На Руси говорили: «Святой Тит последний гриб растит» . Если грибов много, зима будет холодной.

Восьмого сентября в Православной церкви отмечали день великомученицы Наталии, которую на Руси прозвали Натальей-овсяницей. На Наталью начинали косить овес. По традиции первый сноп несли домой и ставили под иконами - в красный угол. Все домочадцы садились за стол и угощались овсяными блинами и холодным толокном, замешанным на молоке или квасе, - деженем.

Сентябрь покажет: посеешь жито наспех - оно родит на смех

Давид Бурлюк. Жатва (фрагмент). 1915. Частное собрание

Александр Тышлер. Праздник урожая. 1934. Кемеровский областной музей изобразительных искусств, Кемерово

Юрий Беззубов. Банка с огурцами (фрагмент). 1980-е. Изображение: artchive.ru

Главным народным праздником сентября были осенины. В разных губерниях этот праздник называли по-своему: Оспожинки, День благословения хлебов, Богородицкая, Матушка-осенина, Праздник урожая, Огородичен день. Осенины отмечали три раза: 14, 21 и 27 сентября. Они символизировали прощание с летом, встречу с осенью и подготовку к зиме. До 14 сентября заканчивали работы в поле: жатву, уборку льна, вывоз пшеницы в овины, сушили снопы перед молотьбой.

С 15 сентября полевые работы прекращались. В это время начинали заниматься домом. Заготавливали овощи на зиму, сушили собранные лук и чеснок, убирали пчел. От того, сколько хлеба было в амбаре, зависело благосостояние целой семьи на весь год. 14 сентября шли в церковь и благодарили Богородицу за собранный урожай. В народном сознании языческие и православные традиции были тесно переплетены между собой. Богоматерь воспринимали как продолжение языческой богини Мокоши, которая покровительствовала плодородию и земледелию.

После церкви в каждом доме накрывали стол, полный разнообразных угощений. Во главе стола ставили пирог, который хозяйка пекла из муки нового урожая. Специально для этого дня закалывали овцу или барана и варили пиво и ягодные морсы.

Владимир Пентюх. В избе (фрагмент). 1965. Изображение: livemaster.ru

Николай Рерих. София Премудрость (фрагмент). 1932. Музей Николая Рериха, Нью-Йорк, США

Николай Горский-Чернышев. Утро в деревне (фрагмент). 1988. Изображение: kirpichiki.pro

Вечером 14 сентября проводили обряд по обновлению огня. Он символизировал начало осени и всеобщее обновление. Обряд совершал глава семьи. Он гасил в печи старый огонь, который обозначал уходящий год, и зажигал новый. В некоторых губерниях огонь добывали ударами кремня, в некоторых - трением двух кусков дерева, обычно липы и дуба, реже - сосны и березы.

Дымом от добытого огня окуривали дом, чтобы задобрить домового. Обязательно заходили в хлев - так прогоняли злых духов от скота. Иногда этим огнем зажигали свечи в церкви перед молебном.

Филипп Малявин. Деревенский танец (фрагмент). 1920. Частное собрание

Наталия Гончарова. Богородица с младенцем (фрагмент). 1911. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Иван Куликов. Убор невесты (фрагмент). 1907. Муромский историко-художественный музей, Муром, Владимирская область

21 сентября наступали вторые осенины, которые на Руси встречали песнями и плясками. В Православной церкви 21 сентября празднуют Рождество Пресвятой Богородицы. По народным поверьям считалось, что в этот день осень официально вступает в свои права. Вторые осенины объединяли в себе праздник урожая и женский день. Женщина как продолжательница рода была олицетворением матери-земли, которая щедро одаривала людей всем необходимым для жизни. Говорили, если погода в этот день будет хорошая, то и вся осень будет теплая, сухая.

В этот день навещали новобрачных . Молодая жена готовила круглый пирог и встречала с ним гостей: «К нашей хлеб-соли милости просим!» После угощения глава дома показывал гостям хозяйственные постройки, скот и собранный урожай. Старшие давали советы молодым и благословляли их на долгую и счастливую жизнь.

Осень встречали у воды. Девушки и замужние женщины в праздничных сарафанах рано утром выходили из дома и шли к реке или озеру. На берегу водоема они угощали богиню Мокошь - языческий прообраз Богоматери - киселем и овсяным хлебом. Для этого девушки оставляли кисель возле воды со словами: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!» Все собирались в хоровод , в центре которого стояла самая старшая женщина, и пели песни. Овсяный хлебец разламывали и кормили им домашний скот.

В этот день бездетные женщины шли в церковь с молитвами о чадородии. После литургии они накрывали богатый стол и приглашали всех нищих в селе, чтобы те помолились Богородице и святая заступница послала ребенка. На вторые Осенины поминали умерших и навещали родителей.

Викентий Трофимов. Прополка капусты (фрагмент). 1930-е. Изображение: shishkin-gallery.ru

Петр Кончаловский. Натюрморт. Красный поднос и рябина (фрагмент). 1947. Частное собрание

Николай Пимоненко. Девушки гадают (фрагмент). 1893. Национальный художественный музей Украины, Киев, Украина

23 сентября наступал праздник Петра и Павла Рябинников. В этот день крестьяне собирали рябину. Обязательно оставляли немного ягод для птиц. Если рябины было много, осень ожидалась дождливой, а зима холодной. Небогатый урожай означал сухую теплую погоду. Чтобы рябина стала слаще, ветки с ягодными гроздьями развешивали под крышами домов. По народным поверьям это также защищало избу от злых духов. Из рябины хозяйки варили излюбленный напиток на Руси - рябиновый квас. А девушки делали куклу-рябинку, которая считалась оберегом . Тряпичная фигурка с красной шапочкой была символом женской мудрости и семейного счастья.

День третьих осенин совпадал с праздником Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня. В народе говорили: «Воздвиженье - осень навстречу зиме двигает» и «Птица в отлет двинулась» . Люди верили , что 27 сентября все птицы, змеи и насекомые переселялись до весны в ирий - подобие рая в славянской мифологии . Их торжественно провожали с посланиями для умерших предков. В этот день не ходили в лес. Считалось, что в эту пору медведи устраивают себе берлогу, а змеи могут затащить нежеланного гостя под землю.

На Воздвиженье проводили крестовый обряд, чтобы защитить дом и двор от нечистой силы . Прообразом знака креста в славянской традиции была свастика - символ солнца, которое разгоняет тьму. По народным поверьям на третьи осенины этот знак обладал особой силой. Крестьяне складывали крестом ветки рябины и вырезали кресты из дерева. Эти обереги развешивали в избах, амбарах и хлевах.

В этот день начинали рубить капусту - священную пищу богов. В народе говорили: «На Воздвиженье у доброго молодца - капуста у крыльца» . В деревнях организовывали капустники, которые продолжались две недели. Молодежь собиралась толпой и ходила по дворам рубить капусту для закваски. Нарядно одетые девушки - капустницы - пели веселые песни. Русский этнограф Иван Сахаров в XIX веке писал: «В домах, где приготовлена для гостей капуста, убирается особенный стол с закусками. За девицами является молодежь со своими гостинцами высматривать невест. Вечером по всему городу разыгрываются хороводы» .

Вечером этого дня девушки гадали на суженых. Это происходило в овине. В народе верили, что там живет овинник - самый зловредный из всех домовых, который заправлял хозяйственными постройками. Его представляли в образе огромного черного кота с горящими глазами.

Алексей Степанов. Журавли летят (фрагмент). 1891. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Елена Вилкова. Валенки. 2014. Изображение: history-lib.ru

28 сентября отмечали день Никиты Гусятника. В этот день стригли овец. Овечью шерсть смазывали жиром и делали из нее валенки и шерстяные чулки - онучи. До наступления сильного холода овцы успевали обзавестись новой шерстью.

На Никиту Гусятника провожали птиц, которые улетали в теплые края. Крестьяне поднимали головы к небу и приговаривали, глядя на стройные клины журавлей и гусей: «Колесом дорога, колесом дорога! Возвращайтесь весной обратно!»

Вход под русскую народную музыку «Комаринская»

Хозяйка встречает гостей – «красных девиц» в дверях.

ХОЗЯЙКА :

Проходите гости дорогие!

Милости просим на вечерочку.

Красному гостю - красное место. Проходите, будьте как дома.

Звучит "Комаринская" (плясовые наигрыши по материалам Г. В. Емельяновой).

Хозяйка ведёт девочек "змейкой". Каждый раз на повороте" змейки" с одной и той же стороны последние 2-3 девочки садятся вдоль боковой стены - и так, пока не сядут все девочки.

МУЗ. РУК: Подул ветер-осенщик,

Принёс с собой осеницу- пасмурную, холодную, дождливую погоду.

А уж дождь полил - все лунки залил.

Солнце взялось засыпаться.

Журавли на юг потянулись.

Вот и пословицы сложили.

ДЕТИ:

1) "В осень и у вороны копна, не только у тетерева".

2) "Осень-матка: кисель да блины".

3) Весна - красна цветами, зима - белыми снегами,

Лето - солнцем и грибами, а осень - житом

И снопами, да румяными пирогами.

Окончив жатву, убрав последнюю копну с поля и сложив хлеб в одонья и клади, праздновали "Осенины".

МУЗ. РУК: Дети забирали последний сноп себе, делали из него маленькие снопики и обходили дворы. Хозяевам дарили "осененные снопики", желали добра и сытости на весь год. Ни что в полюшке не колышется, лишь осенний напев слышится.

Осенняя закличка "ОСЕНЬ":

Осень, осень, в гости просим,

Осень, осень, погости недель восемь:

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождём, с перелётным журавлём.

ХОЗЯЙКА: Ох, и хорошо же у нас осенью в деревне!

Урожай собран, убран в закрома по амбарам, по погребам! Особых дел нет. За окном ветер задувает, дождь такой, что все звери попрятались по норам, птицы на юг улетели.

СТИХИ ДЕТЕЙ:

1. Осень тихо по лесу ходила,

Чудо - кистью листья золотила.

Над полями осень пролетала-

Птичьи стаи в небе провожала.

2. Летят высоко журавли

Над опустевшими полями.

Лесам, где лето провели,

Они кричат: "Летите с нами".

3. А в роще сонной и пустой,

Дрожат от холода осины.

И долго листик золотой

Летит за статей журавлиной.

Песня "Журавушка" муз. Г. Вихаревой.

ХОЗЯЙКА: А вы, красны девицы, не скучайте -

Хоровод веселый начинайте.

Хоровод с платочками (Мелодия "Краковяк", плясовые наигрыши по материалам Г. В. Емельяновой, движения С. С. Трошкиной).

Входит соседка (Взрослый).

СОСЕДКА: Здравствуй, Михайловна (обмен приветствиями и поклонами)

Как красиво в твоей горнице! Полы намытые, сама нарядная - ох, справно!

Больно любо! Светленько! Чистенько! Гостей что ли ждёте?

ХОЗЯЙКА: Красны девицы напросились на вечерку, на весёлое играньице.

Всё намыли, пирогов с капустой напекли, да вот за хороводами, да за песнями коротаем вечерок.

СОСЕДКА: Тогда и меня на весёлое играньице принимайте!

ХОЗЯЙКА: Ну что же! Гость на гость - хозяину радость. Милости просим.

Что расскажешь нам, Соседушка,

В весёлой во беседушке.

СОСЕДКА: С моря-океана, с острова Буяна

Летний день уходил - осенний приходил.

С великой милостью:

Со стеблем высоким, с корнем глубоким.

ХОЗЯЙКА: С того дня по сёлам возня,

По деревням суетня.

А в лесах-то шумит, в кустах-то трещит

Какая осень нынче удастся?

СОСЕДКА: Ну, в осеннее ненастье семь непогод на дворе.

ДЕВИЦЫ (с места по очереди) :

1-я: СЕЕТ…

2-я: ВЕЕТ…

3-я: КРУТИТ…

4-я: МУТИТ…

5-я: РВЁТ...

6-я: СВЕРХУ ЛЬЁТ.

ДЕВИЦА: Быстрей бы дождик прошёл!

СОСЕДКА: А что?

ДЕВИЦА: Потанцевать бы с дролечкой на пригорочке.

ХОЗЯЙКА: Ну ладно, ладно, плясуньи вы эдакие!

Потанцуете ещё, девоньки! Ох и поболят ваши ноженьки.

Ну что ж! Нынче нет серьёзных дел!

ДЕВИЦА: Мы вечерку начинаем

Всех, кто весел и умел

На капустник приглашаем.

СОСЕДКА : Постой-постой, Михайловна! А и то верно, твоя, правда.

Как и почитай Воздвиженье пришло - первая барыня на деревне - капуста, верно говорю?

ДЕВИЦА: Расселась барыня на грядке,

Одета в пышные шелка.

Мы для неё готовим кадки

И крупной соли пол мешка!

Сегодня - …

ВСЕ: КАПУСТНЫЕ ИМЕНИНЫ!

СОСЕДКА: А вы капусты нарубить, насолить не забыли?

ВСЕ: Нет!

ХОЗЯЙКА : А сама-то много ль капусты нарубила, насолила?

(к соседке) В день капустных именин, пирогов румяных да поджаристых ты напечь побольше не забыла?

СОСЕДКА: Как же, как же.

В день капустный, в именины

Я капусты нарубила

И, конечно, напекла

Очень-очень вкусные

Пироги с капустою!

СТУК. Входят добры молодцы (под музыку "Барыня").

ХОЗЯЙКА: А вот и гости на пирожки пожаловали!

МОЛОДЕЦ: Ехали было мимо, да заглянули до дыму!

(к хозяйке)

С днём капустным! Со свиданьицем!

Заглянули к вам, Хозяюшка,

На веселье да на играньице.

ВСЕ МАЛЬЧИКИ: ЗДРАВСТВУЙТЕ! (кланяются Хозяйке)

ХОЗЯЙКА: Здорово живёте! Милости просим! Проходите!

МОЛОДЕЦ: Чего скучаете?

Наверно нас дожидаете?

ДЕВИЦА: Говорят, что не придут, говорят, не явятся.

Двери отворяются, с улыбочкой являются!

МОЛОДЕЦ: Что вы, девицы сидите, губки зажимаете?

Своих ребят не любите - чьих же дожидаете?

ДЕВИЦЫ: Своих,…своих!

ДЕВИЦА: Хватит уж лясы точить, да языком молоть.

Пора, пора, ребятушки поиграть -

Свои ноженьки поразмять!

МОЛОДЕЦ: Много танцев нам известно,

Мы их любим танцевать.

А на этих посиделках

Кадриль хотели бы сплясать

МОЛОДЕЦ: Эх, кадриль хороша,

Развернётся душа.

Танец "Кадриль" (в постановке СУВОРОВОЙ).

СОСЕДКА: Что за молодёжь пошла?

Что за танцы, вот те на!

Эдак наше было время!

Танцевали мы умело,

Правой ручкой поведёшь,

Левой ручкой разведёшь.

Бровкой молодцу моргнёшь,

И, как Пава, поплывёшь.

Танец СОСЕДКИ и ХОЗЯЙКИ (р.н.м. "Из-под дуба").

МУЗ. РУК: В старину на весёлых посиделках не только пели и танцевали, но и шутили, рассказывали смешные истории, небылицы.

МОЛОДЕЦ: Небылицы в лицах

Сидят в теремка-светлицах,

Щёлкают орешки,

Да творят насмешки.

Ни коротки, ни длинные,

А такие, что в самый раз:

Как от меня до вас.

ДИАЛОГИ ДЕТЕЙ:

Пойдём в поле пахать?

Грязно!

Ну, так идём на посиделки.

Уж разве как у забора пройти.

Вставай, Дунюшка, уж день занимается.

Пусть занимается, у него до вечера много дел.

Вставай, Дунюшка, вставай, петушок поёт!

Пусть поёт, Петушок маленький, ему и ночь долга!

Вставай, Дунюшка, уж солнышко всходит.

Пусть всходит, ему далеко бежать нужно.

Вставай, Дунюшка, каша готова.

А я уже за столом сижу!

Где ты, брат Иван?

В горнице!

А что делаешь?

Помогаю Петру!

А Пётр что делает?

На Печи лежит!

Песня "На заборе чепуха".

ХОЗЯЙКА: А сейчас поиграем.

Как песню мы начнём играть,

Надо ниточку в клубочек намотать.

А как кончим мы играть,

Значит, хватит вам и ниточку мотать.

Понятно ли вам задание?

Начинаем соревнование!

Родители ходят по кругу и поют куплеты.

РОДИТЕЛИ:

1. Акулина пироги пекла,

Угорела, под пирог легла.

Веник в голову ложила,

Про любимого песнь сложила.

2. Мой миленький-то броско ходил,

Полосатую рубашку носил.

Полосатую, косые ворота

На ней пуговки нашиты в два ряда.

3. Поглядите-ка скорей на старика:

Не умеет опоясать кушака.

Наперёд узлы завязывает,

Да назад концы забрасывает.

ХОЗЯЙКА: Ну- ка, как вы потрудились?

Чей же клубочек больше и тяжелее?

Хозяйка хвалит детей.

МУЗ. РУК: Молодцы. Поиграли. А теперь посмотрим, как родители поиграют.

Есть у меня ленты атласные. Из них нужно заплести косу.

Игра: "Кто быстрее заплетёт косу".

ХОЗЯЙКА: А сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.

Знаю, знаю наперёд, вы - смекалистый народ.

Деревянная подружка

Без неё мы как без рук,

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот,

И обжечься не даёт.

Дети: Ложка.

Дети читают стихи:

1. При царе, да при Горохе

Озорные скоморохи

По дороге в балаган

Потеряли барабан.

Бубен потеряли,

В ложки ударяли.

Ой, жги - говори,

Заиграли ложкари!

2. В синем море-океане

Кит улёгся на диване,

Только ложки услыхал -

Плавниками замахал.

Под китом-плясуном

Ходит море ходуном.

3. Возле печки паучиха

Пляшет важно, как купчиха,

И сверчки-весельчаки

Отбивают каблучки:

С каблучка на носок,

А потом ещё разок.

4. Пляшет эхо, пляшет тень,

Пляшут все, кому не лень.

Ой, жги - говори

Заиграли ложкари.

Оркестр. "Я рассею своё горе". (р. н. м.)

СОСЕДКА: Ух, ребята хороши!

Веселили от души.

Я сама сплясать бы рада,

Да уж очень я устала.

ХОЗЯЙКА: Ты соседка, посиди.

Да немножко отдохни.

Посмотрим, как молодёжь наша танцует.

Хоровод "Аннушка".

СТУК, входит огородное пугало.

ПУГАЛО: Во саду ли в огороде

Пугало стояло.

Шустрых галок и ворон

Лихо разгоняло.

ХОЗЯЙКА: Молодцы удалые, девицы красавицы!

Да кто же это к нам с таким шумом пожаловал? (дети отвечают)

ПУГАЛО: Я живу на огороде,

И хоть безобидный вроде,

Тряпки, ветошь надеваю,

Видом страшным всех пугаю.

ХОЗЯЙКА: Ах, пугало огородное, как тебе не стыдно.

Ты в садах и огородах всех птиц разогнал, а к нам, зачем пожаловал, кого пугать надумал?

ПУГАЛО: Летом жарким я тружусь

И трудом своим горжусь.

Как увижу птичью стаю -

Так лохмотьями махаю. (размахивает руками)

ХОЗЯЙКА: Не "махаю", а " машу" -

По-русски говорить прошу.

ПУГАЛО : Я учиться не ходил

Все по жизни пропустил.

Но работаю умело:

Меньше слов, побольше дела.

СОСЕДКА: Ой! Работничек, сам себя хвалишь.

А почему же сейчас не на работу, а на праздник к нам пришёл?

ПУГАЛО: Урожай уже собрали.

Птицы (у-у-у! - грозит ) в Африку удрали,

С неба каплет, ветры дуют,

Носом длинным зиму чую!

СОСЕДКА: А, понятно теперь, почему ты к теплу поближе жмёшься.

ПУГАЛО: Мне тепло не так уж важно.

Я бывалый и отважный.

Мне бы к обществу поближе,

Тут у вас веселье, вижу.

ХОЗЯЙКА: Тут не просто праздник,

Мы капустные именины справляем.

Пироги печём, делаем кто что умеет. А вот ты чем нас удивишь?

ПУГАЛО: Удивить? Ну что ж... (думает 2-3 секунды)

Готово!

Соглашайся, кто не трус!

Если ты не видишь овощ -

Отгадай его на вкус!

Проводится аттракцион: дети (желающие) с завязанными глазами определяют на вкус овощи: морковь, огурец, помидор, лук).

ПУГАЛО: А вот ещё аттракцион –

"Кто умеет собирать урожай".

Урожай собрать нам надо

Вызову сюда бригаду.

Трое с ложкой

Носят картошку.

Проводится аттракцион: хозяйка выбирает по 3 человека от группы, даёт им ложку. В обруч на полу высыпана картошка. Кто больше соберёт картошку ложкой в корзинку, тот и побеждает.

ХОЗЯЙКА: Ох, и шустрый ты Пугало в играх огородных.

ПУГАЛО: Работа у меня такая, специфическая.

(Пугало с высока, посматривает на Хозяйку).

ХОЗЯЙКА: Пугало, а ты загадки любишь?

ПУГАЛО: (уклончиво) Загадки?..

Люблю! Очень люблю!

ХОЗЯЙКА: Тогда слушай наши загадки с грядки!

1-й ребёнок :

Под кустом копнешь немножко -

Вылезет на свет...

ПУГАЛО: Антошка, гармошка, лукошко, окошко… А что же?

Ребёнок: Картошка!

2-й ребенок : Кто, ребята, не знаком

С белозубым…

ПУГАЛО: Мужиком, сапогом, утюгом… Сдаюсь!

Ребёнок: Чесноком!

ХОЗЯЙКА: Нет, Пугало, не получается что-то у тебя отгадывать огородные загадки.

Послушай, что у нас на огороде выросло.

Хоровод: "Угощайтесь, детки" (Г. Вихарева).

ПУГАЛО: Ну, тогда я буду петь весёлые куплеты!

ХОЗЯЙКА: А ты умеешь?

ПУГАЛО: Конечно! (Поёт, подыгрывая на двух деревянных ложках).

Ты зачем меня ударил балалайкой по плечу.

Я затем тебя ударил - познакомиться хочу!

ХОЗЯЙКА: Ну, у тебя и частушки, Пугало!

Послушай, как наши дети поют!

Эй, девчонки - хохотушки,

Запевайте-ка частушки.

И вы, парни, не зевайте,

Девчатам тоже помогайте.

ДЕТИ:

1. Мы частушки будем петь,

Чтоб со смеху помереть!

2. Ох, частушки мы споём,

Кости все перемоём.

3. Не моём, а моем!

4. Ну, тогда пропоем!

Частушки:

1. Балалайка заиграла,

И пустились ноги в пляс.

Мы весёлые частушки

Пропоём сейчас для вас.

2. Разрешите поплясать,

Разрешите топнуть.

Неужели в этом доме

Половицы лопнут.

3. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

Балалайка заиграла,

Я не удержалася.

4. Выйду, выйду я плясать,

В новеньких ботинках.

Все ребята говорят,

Что я как картинка.

5. Не глядите на меня-

Глазоньки сломаете.

Я совсем не с вашей группы.

Вы меня не знаете.

6. Уж я так устроена

Петь, плясать настроена.

Один день не попляшу -

На другой с ума схожу.

7. Хороши наши частушки,

И напев у них простой.

На сегодня петь кончаем-

Ставим точку с запятой.

8. Хорошо частушки пели,

Хорошо и охали.

Мы бы очень все хотели,

Чтоб вы нам похлопали.

ХОЗЯЙКА: Пугало, ты нам очень понравился. Оставайся у нас на вечерке.

ПУГАЛО: Мне бы лучше в огород!

В общем, как решит народ.

ХОЗЯЙКА : Есть у нас огород, а помощника нет.

ПУГАЛО: На довольствие возьмёте?

Лучше всех вы заживёте!

Как завою, как залаю,

Всех воришек распугаю.

ХОЗЯЙКА: Спасибо, Пугало.

Мы тебе подарим шляпку,

Яркую наденем тряпку,

Швабру новую дадим,

Ты такой у нас один.

ХОЗЯЙКА: Что-то мне захотелось чаю ароматного, да душистого.

Пойду самовар поставлю, а вы песню запевайте, чай русский прославляйте.

Песня "Русский чай".

ХОЗЯЙКА : А ну, молодые хозяюшки!

Несите пироги скорей,

Чтоб порадовать гостей!

Девочки несут пироги.

1-я девочка :

На сметане из муки

Испекли мы пироги.

Очень-очень вкусные

Пироги с капустою!

2-я девочка :

Надо тесто замесить,

А потом пирог лепить.

В печь их утром мы снесли,

Поскорей их испекли.

ОБЕ девочки:

И пирог нам на сметане

Стал и вкусным и румяным!

ХОЗЯЙКА: Пироги пекли с любовью

И старались мы не зря.

Угощайтесь на здоровье,

Гости наши и друзья.

Девочки угощают гостей пирогами.

ХОЗЯЙКА: Гостю почёт, хозяину радость!

СОСЕДКА: Гость доволен - хозяин рад!

ХОЗЯЙКА : Всех гостей теперь зовём

Угощаться пирогом.

СОСЕДКА: До свиданья, гости дорогие!

Чем богаты, тем и рады!

Милости просим побывать у нас ещё раз!

УХОД.

Первые Осенины – это праздник, который отмечается 14 сентября. К этому дню крестьяне уже собрали урожай с полей. Наступило время, когда нужно поблагодарить Мать-Землю за её щедрые дары. Во всех домах пекли пироги, замешанные на муке из недавно собранного урожая. С этого дня на Руси начинали праздновать осенние свадьбы. Этот праздник соединяет два праздника: духовный и земной. По своей духовной природе – это праздник «Рождество Пресвятой Богородицы», а по земной сути — праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями. По народному календарю в этот день начинается золотая осень, которая продлится до 14 октября.

Осенины встречают у воды. В этот день рано утром женщины выходят к берегам рек, озёр и прудов встречать матушку Осенину с овсяным хлебом. В старые годы существовал обычай угощения новобрачными своей родни, почему 8 сентября называлось ещё «Поднесеньев день». К новобрачным сходились все родные и знакомые. Сегодня у нас с вами праздник под названием Осенины. С 21 сентября считалось, что всякому лету — Аминь. Осень вступила в свои права. По сути это религиозный праздник астрономического осеннего равноденствия. В земледельческом календаре славян этот день называли «осенинами» или «оспожинками» и отмечали как праздник урожая. По народной традиции начинались капустницы, девичьи вечеринки, когда молодежь ходила из дома в дом рубить капусту. Осенины первая встреча осени. В этот день полагалось “вытереть” с помощью двух дощечек “новый” огонь и с этим чистым огнем начинать засидки, или посиделки. Подметили: если Семен — день ясен, то все Бабье лето будет теплым, да и зиму надо ждать теплую.

Народное название дней памяти святых Параскев, которых в православной традиции насчитывается четыре. У восточных славян особо почиталась Параскева Пятница, покровительница одноименного дня недели. В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Кузьминки (Кузьмодемьянки) — девичий праздник, отмечаемый по всей России девушками в осенний день памяти Кузьмы и Демьяна — 1/14 ноября.

Корейские осенние традиции

После Рождества наступали так называемые святые дни, длившиеся до Крещения, во время которых было принято ходить по домам и славить Иисуса Христа молитвами и песнопениями. Одним из самых значительных праздников лета был Иван Купала или Иванов День, названный в честь Иона Крестителя и отмечавшийся в день с 6 на 7 июля, в летнее солнцестояние. Только с его наступлением древние славяне могли есть яблоки с нового урожая, обязательно освященные в церкви. Одни из самых почитаемых праздников осени, пришедшим к древним славянам из Византии, был Покров день, отмечаемый 14 (1) октября. В этот день накрывались столы с угощениями, приносились дары убогим и сиротам, обязательно было посещение церковной службы, начиналась пора свадебных торжеств.

Осеннее равноденствие приходится на 22 сентября, иногда 23. День и ночь в это время становятся равны. Испокон веков этому дню придавали мистическое значение многие народы. Проводят древний обряд буддийского праздника Хиган. Японцы в этот день готовят еду только из растительных компонентов: бобов, овощей.

Православный мир празднует Святки - две недели зимних каникул

Полные закрома и свободное время давали людям возможность и отдохнуть.

Рождество Богородицы (8.09 ст.ст/21.09 нов.ст.). В этот день вспоминают Симеона Столпника – основателя столпничества. Это день связан с окончанием работ в полях и началом зимы. Считается в народе девичьим праздником и покровом свадеб.

Праздник отмечают хождением в гости, широким хлебосольством. 18/06, что примерно через 9 месяцев после этого праздника. Спасаясь от змей, можно прочитать стишок. Руси Осень изображали в виде маленького сухонького мужичка. ОСЕНЬ: А вы знаете, ребята, что в народе эти месяцы называли по-другому? Бабьего лета, которое длится в некоторых областях до трех недель.

Так, в Израиле 19 сентября проходит Суккот. Евреи в этот день совершают обряд вознесения лулава.

Осеннее равноденствие у славян

День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Овсень – название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу – небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках.

Яркие и оптимистичные народные праздники — прекрасная база не только для морального и физического расслабления, но и источник самовыражения, возможность духовного единения, рождения сплоченности. Но насколько лучше провести народное гулянье с красиво одетыми людьми, хороводами и песнями, с традиционными игрищами или тайными гаданиями.

В Юрьев день отмечали полное успокоение от осенних трудов. Коляда имеет исконно языческое происхождение и связана с зимним солнцестоянием. С 6 января и до самой Масленицы в старину продолжались Свадебные недели.

При видимо благополучном результате жатвы „оспожинки“ справляются иногда в течение целой недели: чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник. У поляков в этот день было принято делать первый посев озимых: высевают несколько горстей ржи из колосьев, освящённых в венке на Обжинки. Чехи, моравы и словаки освящали в костёле пшеницу для посева или освящали букетики первых колосьев; и то и другое украшали цветами. По словацким поверьям, в этот день змеи уходят в землю - до Юрия. Верили, что какая погода будет на Рождество Богородицы, такая потом продержится ещё четыре недели.

21 января отмечается Просинец — Середина Зимы — считается, что холод начинает спадать и возвращается по велению Богов в Земли славян Солнечное тепло. Славят Небесную Сваргу. Название праздника «Просинец» происходит от «про-сиять», что означает возрождение солнца. 16 февраля. отмечаются Именины Кикиморы — день, когда люди творят обереги дому. У христиан на эту дату приходился день Маремьяны Праведной, прозванной в народе Меремьяной-Кикиморой. 22 марта проводят вторые Заклички Весны (Богини Живы), творимые с вершин холмов, с которых уже начал сходить снег, называемых в народе «ярилиным плешами». Главным яством великого праздника Масленицы является блин — в славянской языческой традиции символизирующий Солнце. 16 — 22 апреля Русалии — с наступление тепла по высокой воде начинают свои игрища русалки. Поэтому в русской народной традиции день Ярилы Вешнего также известен как Юрьев день – день «волчьего пастыря».

22 октября Осенние Деды, 27-й День от Овсеня. 26 октября Мокоша Смещается на 8-ю пятницу от Рожаниц. 1 ноября. День Сварога. 4 декабря праздник Зари (Ушас и Весты). 23 декабря — Святой Вечер. Сочельник. Праздники лета — это праздники культа рождения, урожая и защиты этого урожая от различных напастей.

Празднуются в России и религиозные праздники. Они также являются народными, потому что православную веру невозможно отделить от ценностей, которыми богата культура страны.

В декабре людям уже можно было отдохнуть от тяжелых работ и стоило подумать о более приятной весенней подготовке к новым делам. Любили наши предки 25 декабря (Спиридон-солнцеворот). В ночь на него по их верованиям сходили к людям их предки в образе духов- святок. Желавшие хозяевам всех земных благ. Если же те были скуповаты и не благодарили певунов, то могли получить на праздник и злое пожелание. Все дни недели Масленицы со своим именем и обрядами. Во многих деревнях традиция все еще существует, фигурки зовутся жаворонками, из-за желания увидеть именно эту птаху. Да, и праздник часто носит название Жаворонки. Прося снисходительности и мягкой зимы. Радовались и благодарили природу, если в этот день поля были заснежены.

1. Систематизировать и обогатить знания детей о праздниках и традициях русского народа. Вечером на Рождество все отправлялись в церковь, народ во главе со священником совершал крестный ход. Его обязательным атрибутом был рождественский фонарь. Крещение считалось в народе особым днем, который может принести счастье. На Руси их всегда любили, они способствовали сближению людей, укреплению родственных связей.

Сохранились праздники, которые мы продолжаем соблюдать, привыкнув к ним, даже не раздумывая об их происхождении. А ведь существуют праздники, которые вновь применимы и в нашей современной жизни. Возрождаются древние славянские традиции с их неповторимым этническим багажом. По окончании хоровода, женщины приносили кувшины браги и угощали девушек. На Руси в Семенов день (1 сентября) бывали постриги и сажание на коня. Этот древний обряд совершали в одних семьях с каждым сыном, в других – только первенца. Там, в Толмачевском переулке, за Москвой-рекой, женщины собирались вокруг церкви Козьмы и Дамиана с курами и после обедни служили молебны. В селах женщины приходили с курами на боярский двор и с челобитьем подносили их своей боярыне «на красное житьё». В ответ боярыня отдаривала крестьянок лентами на убрусник (головной убор). Таких «челобитных кур» содержали особо: их кормили в основном овсом и ячменём и никогда не убивали.

Наши предки верили, что веселье и сытость рождают особую энергетику. Они, пройдя сквозь временные пласты, органично влились в правила христианских празднеств. Православная Церковь в особые дни запрещает прихожанам работать, ругаться и скорбеть.

Обряды и обычаи – часть культуры каждого народа, будь то огромная нация или малочисленное сообщество. Предлагаем вам познакомиться с осенними обрядами, историей их возникновения и сутью. Традиции, связанные с наступлением осени, в разных странах интересны и разнообразны.

Существуют еще праздничные дни, когда народ не просто отдыхает, но веселится, танцует и поет, совершает ритуальные действа, связанные с тематической составляющей. В чем их отличие и единство, когда они зародились и как празднуются сегодня?

Русские народные праздники не только красивы и веселы, они наполнены смыслом и духовностью, тематическое содержание каждого несет идейную нагрузку, что особенно важно для молодежи. Атмосфера общности, единого корня и приобщение к народным сакральным ценностям способствуют формированию национальной гордости и патриотизма.

Сбор винного урожая

Осенние праздники у белорусов схожи с осенними обрядами и праздниками у других славянских народов. В дожинки проводили один из главных осенних обрядов. Аналогично Осенинам в Беларуси отмечали праздник сбора урожая – богач. Символом праздника считался лубок с зерном и свечой внутри. Дзяды означает «деды», «предки».

В Европе традиционными считаются праздники сбора виноградного урожая.

Считалось, что в этот день надо провести первый покос, тогда и сена будет вдоволь. Если шел дождь, то ждали богатого сбора меда. Афиноген знаменовал собой начало жатвы. Первый сноп хранили в избе как оберег. В этот день проводили магические обряды для хорошего приплода и от падежа скота. Лошадей купали, расчесывали им гриву, угощали отборным сеном и овсом, освобождали от любой работы.

Овсяный каравай разламывали на такое количество частей, которое было равно количеству присутствующих на ритуале. Этим хлебом по возвращению домой кормили скот - это должно было привлечь в дом материальный достаток. На Осенины обязательно устраивалась большая трапеза, в которой принимали участие все жители села. Обязательными атрибутами праздничного стола была кутья из крупы и меда, хлеб, блюда из молока.

Этому дню относятся следующие приметы: «Иван постный пришел, лето красное увел», «Иван постный — осени отец крестный», «С постного Ивана не выходит мужик без кафтана». Успенский пост, он же — споженки; по созвучию и совпадению времени смешивается со спожин­ками — осенины, именинный сноп, окончание и празднование конца жатвы). 21 сентября — осенины, вторая встреча осени. Продолжали уборку лука, начатую днем раньше. В деревнях Воздвижение связано с окончанием уборки урожая, это третья встреча осени, первые зазимки. Эти дни называли рас­путица, кисельница, октябрь — грязник. В быту Покров связывают с окончанием полевых работ, сбором последних плодов, с первыми заморозками и снежным покровом земли. Покров традиционно является временем привлечения женихов и свадеб. Среди других примет о погоде выделялись еще и такие: «Дмитров день перевоза не ждет», «Дмитрий на снегу — весна поздняя».

Велесень — седьмой месяц ведославного года, первый месяц осени, посвящённый богу Велесу. Девять домов Майи. Прежде чем родить Коляду, Майя прошла девять знаков Зодиака, побывала в девяти небесных домах: дом Майи (Девы), дом Велеса (Весы), в день Велеса — рябинкина собирали рябину. Память о Златогоре и Бусе. В этот же день поминают бога ветров Стрибога и его птицу Стратим (страуса). Старинный рецепт был такой: «Для излечения порчи у детей надо сходить на заре на три озера или на три ключа, молча, не оглядываясь. Праздник подведения итогов сельскохозяйственного года. С Покрова начинают играть свадьбы.

Славяне-земледельцы началом года считали сентябрь – месяц, когда собирали урожай. Крестьяне проводили обряд прославления Рода и Рожаниц, приносили жертвы предкам и прославляли семейное благополучие. Осенины 14 сентября в языческом календаре называли Змейником осенним – пора змеиных свадеб. Например, надо было при помощи двух сухих дощечек высечь огонь. Этим огнём окуривали землю. Также полагалось возносить благодарение земле за урожай.

Есть еще несколько названий праздника — Аспожок, Спасов или Аспосов день — троякое производное от слов Спас, Госпожа и пожни — после жатвы. Аспосовой зовется и вся эта неделя. 9 декабря – Юрьев день. Юрий холодный. Вот тебе, бабушка и Юрьев день!» — стали говорить в народе после его отмены царём Борисом Годуновым.

Люди поклонялись небу и просили его напоить землю для хорошего урожая. Языческим богам приносились богатые жертвы, возносились молитвы и благодарения, ритуальными танцами люди старались привлечь их благосклонность. Боясь прогневить их суетой и недостаточным вниманием, древние славяне готовились к ритуалам заранее и отводили для этого не только целые дни, но иногда целые недели, если вопрос был уж очень важным.

Дмитровскую субботу всегда проводили торже­ственно: ходили на могилы и служили там панихиды, устраивали богатые угощения. На 27 ноября — день Николая Угодника, Николы зимнего, холодного. Раньше во многих местах России с Николина дня справляли так называемую никольщину.

Оглянуться в прошлое и вернуть в настоящее

Первый перелом произошел в 988 году, когда князь Владимир окрестил Русь. Это эпохальное по значимости деяние изменило календарь и характер языческих обрядов. Когда ремесленничество и мануфактура стали основой благополучия горожан, еще дальше в тень отступили народные праздники и обряды, тесно связанные с земледельческим календарем. В этот сложный период смены эпох язычество отодвинулось в самые отдаленные части России.

Сегодня народные праздники России в их естественном виде — экзотика. Только в сельских глубинках, которые еще не поглощены массовой урбанизацией, можно отыскать живой фольклор. Люди с удовольствием берут участие в красочном действе, которое имеет под собой исключительно исторически подлинную основу.

Уже где-то с Ильина дня, а где-то с Успеньева во многих поселениях начинали водить осенние хороводы. Стоит отметить, что хоровод – самый древний из танцев русского народа, корнями уходит в обряды поклонения богу Солнца. Обновляли огонь, тушили старый, добывали новый. С этого же времени вся деятельность на поле заканчивалась и начинались работы в доме и во доре, на огороде. В этот день не ходили в лес, потому что считалось, что змея может утащить.

Календарная обрядность, возникнув в глубокой древности, отражала мировоззрения народа, она изменялась в соответствии с развитием общества. Славяне не создали собственных гадательных систем, но «свято место пусто не бывает»: у них был свой способ предвидения будущего. Формирование и утверждение в быту новых праздников и обрядов у народов нашей страны рассмотрела Л. А. Тульцева. В настоящее время практические потребности выдвинули задачу развития современных календарных праздников русских с учетом тех особенностей, которые появились в новом регионе. В настоящее время большинство обычаев и традиционных действий, связанных с осенней обрядностью, ушло в прошлое. В некоторой мере прежние обрядовые действия удерживаются в играх детей тех семей, где старшее поколение рассказывает об этом молодым.

В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо. Так и был установлен праздник Воздвижения. В третий день ноября праздновали «Казанскую».

Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает. Воздвижение осень зиме навстречу двигает. На Воздвижение птица в отлет двинулась.

Еще Гоголь писал: «Какой русский не любит быстрой езды?» И сегодня в гулянья очень популярна разудалая езда на санях, запряженных русской тройкой!

Слово «мать» свято для каждого человека, но именование Божией Матери — еще святее… Божию Матерь открылась всем нам и даруется Жизнь вечная — Христос.

Конец февраля — начало марта — Масленица. Дата начала праздника «плавает», она связана с лунным календарем, начинается за 8 недель до первого весеннего полнолуния.

Традиционные осенние праздники русского народа

24 сентября – Федора-Обдирала. Две Федоры в гору – одна осенняя, одна – зимняя, одна с грязью, другая – со стужей. В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна».

Проделанная работа завершена составлением программы «Праздники и обряды русского народа, как часть факультативного курса Народное творчество», и подборкой дидактического материала. Троица Троицкие игры и песни. Репродукция картины Рублева «Троица».

В девятнадцатом веке этот праздник отмечался повсеместно у славян, только в разное время, в основном в зависимости от климата. Например, последний сноп жали молча, а потом женщины катались по жниве с определенными словами-песнями. Этот обряд называли «завиванием бороды».

пирамиде Кукулькана. Объект устроен так, что в дни равноденствия солнечные лучи создают на пирамиде треугольники света и тени. Чем ниже солнце, тем отчетливее контуры тени, по форме напоминают они змею. Такая иллюзия длится чуть больше трех часов, за это время нужно успеть загадать желание.

Осеннее равноденствие у славян

День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Названия у него были разные: Таусень, Овсень, Радогощь. Обряды и ритуалы тоже совершали в разных местностях.

Овсень - название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Справляли день осеннего равноденствия (с обрядами и ритуалами) в течение двух недель. Основным праздничным напитком был медовый, сделанный из свежего хмеля. Пирожки с мясом, капустой, брусникой - вот основное лакомство на столе.

Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу - небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Славяне в день равноденствия почитали еще и богиню Ладу. Она была покровительницей свадеб. А свадьбы чаще всего справляли после окончания полевых работ.

В день осеннего равноденствия проводили специальные осенние народные обряды. Для привлечения удачи и счастья пекли пироги с капустой и яблоками круглой формы. Если тесто быстро поднималось, значит, в будущем году должно было улучшиться финансовое положение.

Все старые вещи в этот день выносили во двор и сжигали.

Специальные обряды на осеннее равноденствие совершали с водой. Считалось, что она обладает особой силой. Умывались утром и вечером с верой в то, что детям водица сохранит здоровье, а женщинам - привлекательность.

Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках. Так, дом и себя защищали ветками рябины. Считалось, что рябина, сорванная в этот день, имеет огромную энергию и не пустит дурного в дом. Девушки использовали ветки ореха. Клали вторую подушку на кровать, чтобы скорее выйти замуж, сжигали ветви ореха, а пепел развеивали на улице. По гроздьям рябин судили о зиме. Чем больше ягод, тем суровей зима.

Особым осенним обрядом на Руси было жертвоприношение. В благодарность за хороший урожай в языческие времена славяне приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Делали это перед сбором урожая. После жертвоприношения связывали снопы и ставили "бабки". После уборки урожая накрывали богатый стол.

Православные осенние праздники, традиции, обряды

Самый большой праздник - Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Праздник совпадал со вторыми осенинами.

27 сентября - Воздвижение Креста Господня. В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо. Так и был установлен праздник Воздвижения. С этого дня начинали заготовку капусты на зиму. А молодые парни и девушки собирались на капустницы. Накрывали стол, парни присматривали невест.

14 октября - Покров Богородицы. Праздник установил Андрей Боголюбский. На Руси верили, что Богородица взяла под защиту Русь, поэтому всегда уповали на ее защиту и милосердие. В это время заканчивали работы в поле, собирали последние плоды. В Покров женщины изготавливали кукол-десятиручек, которые, как верилось, должны были помогать по дому, так как женщина все не успевала.

В третий день ноября праздновали "Казанскую". Это День иконы Казанской Божьей Матери.

Осенние приметы на Руси

11 сентября - Иван Полетний, Полетовщик. Через день приступали к выдергиванию корнеплодов, копали картошку.

24 сентября - Федора-Обдирала. Две Федоры в гору - одна осенняя, одна - зимняя, одна с грязью, другая - со стужей.

1 октября - журавлиный лет. Считалось, если в этот день журавли полетят, то на Покров будет первый мороз. Если нет, морозов не стоит ждать раньше 1 ноября.

14 ноября - Кузьминки. На Кузьминки отмечали петушиные именины. Девицы устраивали пир-беседу, приглашали парней.

В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки изготавливали из соломы чучело, наряжали его в парня и проводили шуточное венчание. Усаживали это чучело посередине избы и «женили» на какой-нибудь девушке, затем уносили в лес, сжигали и плясали на нем. Делали кукол Кузьму и Демьяна. Их считали хранителями семейного очага, покровителями женского рукоделия.