Дагестанский костюм мужской. Национальный костюм Дагестана: виды и описание

По этнической пестроте Дагестан представляет собой исключительное явление даже на фоне многонационального Кавказа. И столь же богат и самобытен костюм разных народностей, населяющих нашу республику. Еще совсем недавно, костюмы, сохранившиеся до наших дней, надевались по случаю различных праздников.

Их передают из поколения в поколение как произведения искусства и фамильные ценности. Рассказать и показать нашим читателям, какую красивую одежду носили предки, мы попросили Диану Гамзатову, начальника экспозиционного отдела Музея-заповедника Этнографического комплекса «Дагестанский аул», который является подразделением Министерства культуры РД. Следует отметить, что Минкультуры в этом году отмечает свой 60-летний юбилей, в его функции входит также развитие и пропаганда именно национальной культуры, в том числе в последнее время особое внимание уделяется материальному наследию народов Дагестана, к которому относится и национальная одежда.
Мужской костюм
У всех народов Дагестана мужской национальный костюм практически одинаков и схож с одеяниями других народов Кавказа – Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии. Состоял он из рубашки кавказского типа, штанов из плотной черной или серой ткани, суконной черкески приталенного силуэта с газырями, раньше под черкеску надевали бешмет. Длина черкеска могла быть разной – до щиколоток или до колена, рукава расширялись книзу. Колпачки газырей могли быть из серебра или из слоновой кости, раньше они имели утилитарное значение, в каждом газыре была порция пороха на один выстрел. Поверх папахи в непогоду надевали башлык, он украшался золотыми галунами. Обувью мужчинам служили мягкие сафьяновые сапоги – ичиги, состоящие из двух элементов. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором, с кинжалом, иногда и пистолетом. На Кавказе папаха – это честь и достоинство мужчины, и сбить или снять ее считалось большим оскорблением. Папаху знатные люди шили из каракуля, а остальные из овчины, таким образом, по папахе можно было определить социальный статус ее хозяина. В непогоду в качестве верхней одежды носили бурку – оригинальное изобретение наших народов. Особенно ценились андийские бурки, их войлок был с изнанки гладкий, снаружи – с длинными прядями, по которым стекала вода. В холод в бурке было тепло, в жару – прохладно, в ней можно было ночевать прямо на земле.
Женская одежда
Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, форм покроя, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, больше отражала зональные, этнические особенности, древние родоплеменные различия, нравы и обычаи народов.
Декор и цветовая гамма одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые – из более ярких тканей или с рисунком.
Нагорный Дагестан
Основу наряда жительниц Нагорного Дагестана – аварок, даргинок, лачек – составляло длинное и широкое платье-рубаха туникообразного покроя. Оно могло быть прямое или трапециевидное с втачными рукавами, обязательно с ластовицей контрастного цвета подмышками, которые выполняли обереговые функции. Поверх надевали кушак или пояс, молодые девушки носили кушаки ярких расцветок, а замужние несколько скромнее.
Рубаха служила основным видом платья, в нем горянка могла быть дома, работать в поле и даже находиться в общественных местах. Штаны шили из ситца, бязи, сатина. Они были, как правило, темного цвета, с широким или узким шагом, по низу украшались каймой. Платья подтыкали с боков в штаны или под специально завязанный пояс, так что оно укорачивалось почти да колен. Чухта прикрывала голову, плотно охватывая верхнюю часть лба и, как правило, свисала с затылка вниз. Шили ее из пестрых и гладких тканей. Поверх носили покрывало – кIаз. Чохто у разных народов носили по-разному.
В чохто аварок – гидатлинок, багулалок, андиек – налобная богато украшенная часть была видна из-под покрывала. По нему можно было определить социальный статус женщины. У багулалки к чохто прикреплялись височные парные кольца – одно витое и одно цельное, и поверх него покрывала не носили. Если у женщины умирал сын, то она снимала одно кольцо – и всем было понятно, что она в трауре. Головной убор андийки представлял собой коронообразный чепец, набитый шерстью или ватой. Такой головной убор не позволял делать женщине резких движений, придавая плавность походке, и надевался только по праздникам. Скорее всего, эта форма головного убора дошла к нам из глубокой древности, она напоминает коровьи рога – символ плодородия. Поверх него надевали покрывало. А, к примеру, кубачинки и акушинки прятали свое чохто под покрывалом полностью, хотя и украшено оно было богато, их прятали от посторонних глаз, видимо, потому, что этому придавался сакральный смысл. У кубачинок покрывало было богато украшено золотой и серебряной нитью, у незамужних девушек рисунок был мелкий, у молодых женщин – крупнее, а пожилые носили покрывала без вышивки. Особенно тщательно вышивалась кайма покрывала, ее могли заменить привозной узорной каймой.
Позже даргинки начали шить платье на кокетке. Снизу платье украшали цветной вставкой, рукава на манжетке. Край подола для прочности нередко обшивался шнуром или тесьмой, особенно ценились офицерские галуны. Характерными для даргинок являлись большая красочность, наличие в верхней одежде приталенных форм, нарядность общего вида усиливалась многочисленными украшениями.
Характнерным платьем лачки было платье-бузма. Молодых лачки предпочитали одежду ярких расцветок, пожилые – темных. Нательной одеждой женщин, нередко заменяющей верхнюю, было длинное платье – рубаха, как у всех горянок, туникообразного покроя, а также длинные узкие штаны. В некоторых села, граничащих с Аварией, лачки рубаху по талии подтыкали в штаны. Особую прелесть и своеобразие придавали костюму серебряные украшения, которые пришивались к платью и к головному убору.
Обувь могла быть кожаная, взаная, но непременно с загнутым носиком, так как это было более практично в горах – носок не оббивался. Одновременно это было еще и очень красиво.
Южный Дагестан
В целом костюм народностей лезгинской группы отличался пышностью, наличием многочисленных драпировок и складок, многоцветностью и в какой-то мере отражал влияние азербайджанского костюма. Отрезные по талии наряды шили все народы Южного Дагестана, основное отличие их – многослойность. Платье-валчаг было распашным, снизу одевалось другое платье, шелковое прямого кроя или отрезное, иногда с длинными пышными рукавами. Зачастую вместе верхнего платья носили кафтанчики-архалуки. Отличительной особенностью женского костюма было то, что он был богато украшен ювелирными изделиями с крупными орнаментами, в украшениях использовались и монеты царской чеканки. Лезгинская группа народностей предпочитала ткани в основном ярких цветов – красного, желтого, зеленого, фиолетового. Платки тоже были шелковые, газовые. На головных уборах также было много украшений.
Кумычки и чеченки
В Дагестане платье-къабалай носили кумычки и чеченки-аккинки, по всему остальному Кавказу оно было распространено намного шире – у черкесов, осетин и др. Шилось оно распашным, с отрезной талией, с плотно облегающим талию лифом, с широкой длинной юбкой, пришитой к лифу по линии талии легкими складками и сборкой. В то же время къабалай имело и ряд отличительных черт, делающих его более нарядным – так этот наряд отличали двойные застежки, на талии носили серебряный филигранный пояс. Къабалай шилось с двойными рукавами: нижние – узкие, по руке на манжете, и верхние – широкие, длинные, откидные, расширяющиеся книзу. На голове кумычки носили кружевные платки-тастары и шелковые гюльменди. Платок набрасывали на голову, оставляя концы его свободно висящими спереди. Затем правый, а за ним и левый конец забрасывали на левое плечо. Носили, откинув концы на правое плечо.
Как вариант къабалай появилось платье-бузма, у которого не было парных застежек, оно могло быть прямого кроя или отрезным, а верхний рукав шился не откидным, а расширенным книзу, иногда более коротким, чем нижний. Это платье носили и основном лачки, аварки и даргинки.
Ногайки
Ногайцы сохранили самобытность среднеазиатского костюма. Отличительной особенностью являются украшения из серебра с крупным орнаментом, характерным для Средней Азии. Ногайки носили стеганый кафтан-бешмет, молодые девушки носили красиво украшенные тюбетейки, а взрослые женщины – платки. Зимой надевали шапку из выдры, похожую на казахский головной убор.
Казачки
Казачки носили юбку с воланом, блузку с баской и воротником-стойкой, на голове – белый платок, наряд дополнял шерстяная павлово-посадская шаль. Существовал и еще один вариант женской одежды терских казаков, более близкий кавказским народам, – это распашное платье, похожее на къабалай. Из украшений носили коралловые бусы, тем самым привив любовь к кораллам практически всем дагестанским женщинам. В экспозиции Музея-заповедника «Дагестанский аул» представлены костюмы практических всех народов Дагестана, и каждый желающий, посетив выставочные залы, сможет оценить красоту и изящество одежды наших предков.

Детали очень важны

Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя. Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским , которые были значительно более монотонны, и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями. Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.

Дагестан - это больше 70 народностей - аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы. Впрочем, несмотря на то, что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок , чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей. Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка. Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом. Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями - браслетами , кольцами , металлическими поясами, монетами, бляхами и т. д.

О цвете

Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, чёрный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причём, как у женщин, так и у мужчин. Красный имел значение достатка и благополучия, а чёрный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение чёрному цвету, как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды тёмных тонов. Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды - красные, зеленые, оранжевые, синие и т. д.

У всех немного своё

Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах - многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.

Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана - аварцев, женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определённый смысл. Родоплеменные различия аварцев, особенности их формиррования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно лёгкими и удобными. В то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своём носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками. В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью - эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.

Национальные костюмы Дагестана

Народности

Особенности традиционной одежды народов Дагестана Традиционная одежда народов Дагестана имеет длительную историю и характеризуется разнообразием исторически сложившихся форм. Женская одежда народов Дагестана представляет собой наиболее сложную часть материальной культуры. Ее характеризует многообразие материалов, форм покроев, цветовой гаммы, отделок, украшений. Она больше, чем мужская, сохраняла самобытность, архаические черты, отражала этнические особенности, нравы и обычаи народов. Так же некоторые особенности декора и цветовой гаммы одежды могли указывать на возраст, социальный статус и благосостояние их обладательницы. Женщины старшего возраста носили однотонную одежду темных цветов. Молодые – из более ярких тканей или с рисунком, зачастую дополнявшуюся некоторыми деталями в зависимости от региона проживания. Костюм горянки комплектовался из обязательных составляющих - нижнее платье-рубаха, штаны, верхнее платье, головной убор (чохто и покрывало или платок) и обувь (кожаная, вязаная и войлочная). Одежда шилась из привозных и домотканых тканей, дополнявшихся декором (аппликации, вышивка, декоративные обстрочки и т.д.) в рамках каждой этнической группы.

Аварцы Мужская традиционная одежда аварцев большим разнообразием не отличалась. Она состояла в основном из длинной туникообразной рубахи, штанов с узкими штанинами на вздержке, овчинной папахи, чувяк из сыромятной кожи (в Тляратинском и Цумадинском районах была распространена вязаная обувь). Верхней одеждой был бешмет (гужгат), похожий по покрою на известную на Кавказе черкеску. Обязательный элемент мужской одежды - кинжал. Черкеска, каракулевая папаха, сафьяновые сапоги распространились во второй половине XIX столетия и стали элементами парадной одежды и признаком состоятельности хозяина. С такой одеждой носили оружие и головки газырей в серебряной оправе, часто с позолотой, украшенные слоновой костью, гравировкой, чернью, пояс с набором серебряных пуговок, пластинок, подвесок. Зимой повсеместно надевали шубы, войлочные сапоги на толстой войлочной же подошве, шерстяные носки. Последние вязали в Аварии повсеместно. Во время дождя на плечи накидывали бурку, ее носили с собой чабаны и путники. список

Аварцы Женская одежда аварцев отличалась большим разнообразием, почти каждое общество имело свои особенности. Одежда была по существу этническим признаком, различительным элементом. По способу ношения платья и платка, по форме и расцветке, по виду шубы, обуви и украшения, особенно по головному убору, аварцы определяли, из какого общества или селения та или иная женщина. Женский костюм менялся с переходом из одной возрастной группы в другую. Девушка надевала платье из цветной ткани (желтой, зеленой), пояс (кушак) красный, около 3 м длиной. Женщины старшего возраста предпочитали носить одежду однотонную и темных цветов. В прошлом имелась рубаха без грудного выреза и штаны, связанные из темных шерстяных ниток без швов. Иногда рубаха и штаны вязались вместе и получалось нечто похожее на комбинезон. Подобную одежду шили и из подстриженной овчины шерстью вовнутрь. список Шамильский район

Головной убор и украшения Гунибский район, с Ругуджа Чохто, Советский район аварцев Головной убор имел многочисленные варианты, создаваемые чохтой (чепец или капюшон с мешком для волос) и способом ношения покрывала. Покрывало носили так, чтобы видна была налобная часть чохты, сшитая из парчи, шелка и украшенная галунами, бисером, серебряной цепочкой, ажурными бляшками, кольцами. Традиция украшения чохты уходит в глубокую древность. Особое внимание уделяли височным украшениям. В обществе Карах к комбинированной из кожи и ткани чохте на висках прикреплялись серебряные кольца или крупные монеты. Нарядную чохту украшали еще толстой цепью, идущей вдоль лба от виска до виска. В Гидатлинском обществе на уровне висков пришивали филигранные круглые бляхи диаметром 8-10 см, в Келебском - бляхи из концентрических кругов, в Андалалском (Ругуджа, Чох) - вся налобная и височная часть были покрыты вышивкой, аппликацией, с концов свисали подвески в виде колокольчиков. По представлениям людей, кольца и бляхи служили не только украшением, но и оберегом. Наряду с многочисленными и разнообразными украшениями для головного убора женщины с нарядной одеждой надевали кольца, серьги, браслеты, пояса, нагрудники из монет, подвески. Украшения эти стоили дорого, камни привозились издалека, их покупали, но лучшие по художественному оформлению образцы изготавливались местными ювелирами на заказ. список

Аварские национальные женские костюмы Гунибский район, Ругуджа Аварка, Цунтиский район список Чародинский район, с. Тлярош

Агулы Традиционная одежда у мужчин она состояла из нательной рубахи бергьам туникообразного покроя и штанов шалвар, поверх которых надевались бешмет валжаг и черкеска чохъай. Черкески и нарядные бешметы носили с дорогими покупными кожаными поясами с серебряным набором. Теплой одеждой были нагольные меховые шубы двух видов: кул - с обычными рукавами, слегка приталенная, с небольшим шалевым воротником, хIякул - шуба-накидка большого размера трапециевидной формы с длинными ложными рукавами и большим шалевым воротником- Принадлежностью одежды путника, чабана явилась бурка лит местной выделки или привозная. Головным убором служила папаха бармак двух видов: с высокой тульей и круглым верхом и с более высоким центром и покатыми краями - "чабанская папаха". список

Агулы Рабочей обувью были поршни из одного куска сыромятной кожи шумар, имевшие форму ботинок, ишаламар в форме низких чувяк со шнуровкой на носочной части. В быту носили мягкие сафьяновые чувякимяхсар с обувью без задника башмакъар, яхул калушар (лакские калоши) - кожаные чувяки с грубой подошвой. Элементом парадной одежды были хромовые сапоги чакмавур. Теплой обувью являлись вязаные сапоги гивянар с отогнутым назад носком, которые по характеру орнамента и его композиционному решению отличались от подобных же изделий у других народов Южного Дагестана. список Традиционный костюм агулки

Агулка Традиционной одеждой агульских женщин являлись платье-рубаха туникообразного покроя, штаны с неширокими штанинами, распашной валжаг с узким, облегающим фигуру лифом и широкой юбкой. С нарядным валжагом надевали серебряный пояс камар. Теплой плечевой одеждой была овчинная шуба кулв форме трапеции с узким шалевым воротником или без него, но с отделкой горловины кусочками сафьяна. Носили еще всевозможные безрукавки из овчины, а также матерчатые, подбитые ватой или шерстью. Обувь была вязаной, с отогнутым назад носком, а также кожаной типа чарыков - чурукъяр, яхул калушар. И женщины, и мужчины с кожаной обувью носили вязаные носки. список

Агулы Головной убор состоял из наволосника къуч и покрывала- полотнища к1ев (ашмагъ, майзар). Агулки, особенно молодые, носили серебряные украшения, которые, отличаясь разнообразием, имели вместе с тем особый агульский колорит. Обилием украшений отличалась свадебная одежда. Головной убор агулки список

Азербаджайджанцы Традиционная одежда дагестанских азербайджанцев отражает этнокультурные связи с их соплеменниками из Кубы, Ширвана, Баку и с соседями: кумыками, кайтагцами, табаса ранами и лезгинами. Мужскую нательную одежду составляли рубаха туникообразного покроя (кеннег) и штаны; поверх рубахи одевали бешмет, черкеску, бурку (в непогоду) и меховую нагольную шубу (зимой). Головным убором были овчинная папаха и суконный башлык, обувью служили чарыки, сафьяновые сапоги, башмаки, галоши, которые носили с шерстяными или хлопчатобумажными обмотками. Украшением костюма мужчин были пояса и оружие, изготовленные, как правило, в Кубачах: кинжал, реже - список

Азербаджанцы Женская одежда также состояла из нательной (широкая длинная рубаха и штаны) и верхней (длинное распашное платье с откидными рукавами - дон, украшенное галуном, ажурной тесьмой, подвесками). Распространенными головными уборами женщин были повязка - чутгу, поверх которой надевали будничные или праздничные платки (фте, шал, гюльменди); обувью служили однотонные и орнаментированные шерстяные носки, чувяки из черного или красного сафьяна, на которые надевали кожаные галоши или башмаки, расшитые дербентскими золотошвейками. Специфической чертой одежды азербайджанок являлось женское покрывало, которое закрывало фигуру. список

Украшения и обувь азербаджанок Большим разнообразием отличались женские украшения: серебряные серьги различных форм, кольца, браслеты, шейные и нагрудные ожерелья из ажурных пластинок (бугаз арты), кораллов, мелких монет, янтаря, сердолика, реже - жемчуга, золота, а также серебряные пояса к выходному костюму Женские сапоги,19 в Женская обувь, 19в Серьги(золото, эмаль) Женский пояс (серебро) список

Андийцы Андии́йцы (андии, самоназвание андал, Гъагъодрал) - народ на западе Дагестана. Исторические аулы расположены на южных отрогах Андийского хребта, по левым притокам Андийского Койсу. Этноним по крупному аулу Кванхидатли (Ботлихский район Дагестана). Одежда в основном общедагестанского типа. Мужчины носили туникообразные рубахи, узкие штаны, бешмет, черкеску, бурку, овчинные шубы и папахи. Обувь из сыромятной кожи, из хрома домашней выделки, войлока, деревянная. Женская одежда: овчинные шубы, платки и шали, чепец- накосник чухту, несколько разновидностей туникообразных отрезных и распашных платьев-рубах, узкие штаны; обувь преимущественно та же, что и у мужчин. Разнообразные серебряные украшения. Горец,с Анди список

Андийцы Украшения женские, с Анди Женский наиональный костюм список

Арчинцы Арчи (лакское), аршиштиб (самоназвание), рочисел (аварское), народ в России, коренное население Дагестана. Живут в бассейне реки Хатар. Численность свыше 1 тыс. человек. В переписях, начиная с 1939, включались в состав аварцев. Язык арчинский нахско- дагестанской группы северокавказской семьи. Распространены также аварский, лакский, русский языки. Письменность на аварском языке на основе русской графики. Верующие - мусульмане- сунниты. Одежа имеет много общего с одеждой аварцев. Из традиционных элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - головной убор с серебряными украшениями (чухта), головное покрывало, длинные прямые штаны и матерчатые пояса яркой расцветки. список

Ахвахцы Ахвахцы (самоназвание ашвадо) один из малочисленных народов Дагестана, исторически ассоциированный с аварцами. Традиционная одежда ахвахцев складывалась под воздействием географических, природно-климатических и хозяйственно-экономических условий и этнокультурных традиций. Одежда в общем была подогнанной по фигуре, не стесняющей движений, теплой, влагостойкой, способной защитить от жары и холода, простой в эксплуатации. У мужчин это главным образом шерстяные штаны, зауженные книзу и без ширинки, туникообразная рубаха, бешмет, безрукавки (войлочные и овчинные), куртки и пальто из войлока, черкеска, несколько разновидностей шуб, войлочная бурка, конусообразная или полусферическая овчинная папаха. На ногах носили чарыки (постолы) из одного куска сыромятной кожи, обувь типа кожаных галош и типа войлочных (или комбинированных, с кожаным низом) чувяк, башмаки без задника, сапоги с мягкой подошвой (с конца XIX - начала ХХ в. - с твердой подошвой и каблуком), а также ноговицы (кожаные, войлочные). На поясе носили кинжал (до ХХ в.). Голову мужчины брили, оставляли бороду и усы. Суконные ткани для одежды с XIX в. стали вытесняться привозными - фабрично-заводскими (ситец, сатин, полотно и др.). Женская одежда состояла из туникообразных и отрезных по талии рубах нескольких разновидностей, нарядных платьев типа "полуша" и "къабалай", безрукавок, платков и теплых шалей, чепца-накосника - чухту, узких и длинных штанов. Обувь женщин была та же, что и у мужчин, за исключением сапог и ноговиц. Костюм женщины дополняли бусы, серебряные кольца, перстни, серьги, браслеты, височные, налобные, нашейные, нагрудные украшения с полудрагоценными камнями (бирюза, коралл, жемчуг, сердолик, агат, гранат, янтарь и др.). Волосы заплетались в косы, женщины старшего поколения стригли волосы на затылке. список

В современном мире люди одеваются как им удобно, но раньше каждый народ составлял свой национальный костюм, по которому его можно было узнать в чужих землях. Разнообразие в национальных костюмах дагестанцев позволяло определить, откуда человек родом вплоть до аула по различным чертам его одежды. Еще такой костюм мог рассказать о возрасте, богатстве и положении в обществе его хозяина. У женского пола такая разница в костюмах была более заметна, чем у мужчин, предпочитающих носить более скромную одежду. Сейчас национальные костюмы можно увидеть на сценах театров или торжественных событиях.

Немного истории

Современный национальный костюм претерпевал множество изменений в течение времени. В средние века сложился образ, который изменялся, но в целом суть его оставалась неизменной. Мужчины носили костюм, состоящий из белой рубашки, штанов темного цвета, бешметы, суконной черкески с газырями, сапог и меховой папахи. Черкеску подпоясывали узким ремнем, на который крепился кинжал или пистолет.

У женских костюмов был более свободный крой. При жизни в равнинной местности предпочиталась одежда, сшитая из шелка. Это были штаны, рубаха, длинное платье с откидными рукавами и чувяк из красного сафьяна – обувь, сшитая из кожи козы. Голову покрывал шелковый платок.

В районах гор женщины надевали широкое платье, похожее на рубаху, длинное до икр и штаны, по краям которых шел красивый золотой узор. На ноги надевались сапоги или чувяк, а на голову головной убор, который отличался в разных селениях. Все волосы убирались под чухту, а сверху нее накидывалось покрывало. На покрывало надевался платок с узорами, который не завязывался, а просто был сложен треугольником.

Особенности

В Дагестане очень много различных народностей, более 70. Все они имеют свой отличительный костюм, однако, несмотря на особенности каждого, всех их объединяют определенные детали. Это использование в своей одежде различных туник, туникообразных рубах, платьев-рубах, платков, чухты, бешмека, чалмы. Все это сшито из ярких тканей, украшено узорами, расшито орнаментами, вышивкой.

Узоры могли вышиваться как оберег, так и для красоты, например, природа, животные. Праздничные наряды обязательно украшались драгоценными камнями, золотом, серебром. Все это очень красиво блестело и переливалось на солнце. Помимо одежды, женщины украшали себя браслетами, кольцами, монетами, поясами, ремнями.

В цветах, несмотря на кажущееся разнообразие красок, преобладали белый, красный и черный оттенки. Белый символизировал чистоту, применялся на свадебных мероприятиях. Красный оттенок символизировал достаток и благополучие, а черный придавал магический смысл, давал связь с предками.

Отличительной чертой дагестанских костюмов является их многослойность. К примеру, головной убор состоял из нескольких платков, а под платье надевали еще и штаны. Прибавьте к этому множество украшений, которые были обязательным составляющим образа.

Описание наряда

Мужской костюм состоит из светлой рубахи, штанов темного цвета и плотной ткани, суконной черкески с газырями. Черкеска может быть длинной до колена или щиколотки, рукава расширяются к низу. Поверх нее надевается тонкий ремень, на который можно прикрепить кинжал или пистолет.

Особой деталью является головной убор - папаха, которая считается символом чести и достоинства у народов Кавказа. Богатые носили папаху из каракуля, а простые люди из овчины.

Женский костюм различается гораздо сильнее у разных народностей. В южном Дагестане предпочитали носить богатые и многослойные наряды. Под верхнее распашное платье-валчаг надевалось прямое платье из шелка. Сверху наряд расшивался драгоценными камнями и золотом, широким узором. Отдавали предпочтения красным, зеленым, фиолетовым оттенкам. Головным убором был шелковый платок.

Современные модели

В современном мире молодые дагестанки пытаются создать образ, чтобы выглядеть более привлекательными. Если женщины постарше носят бесформенные платья-балахоны, то молодые девушки стараются подчеркнуть стройность фигуры благодаря приталенным платьям, длинной до колен, но с разрезом. С помощью драгоценностей и обуви на каблуках украшают наряд. В цветах больше преобладают черные оттенки, которые выгодно оттеняют внешность.

Женщины, работающие в поле и по хозяйству, надевают удобные халаты, дополняя их меховыми жилетками в холодное время, а летом ходят в свободных платья из тонких тканей.

Современные дагестанцы носят штаны, рубашки, мало отличаются от обычного образа современного человека.

Когда наш новый президент Рамазан Абдулатипов объявил по телевизору о своём предложении, чтобы все высокопоставленные чиновники на праздник Дня Конституции Дагестана оделись в дагестанскую национальную одежду, то от удивления и восторга мне очень захотелось не пропустить этот праздник. Было очень интересно, что же всё- таки из этого получится. Дома мы много дискутировали на тему костюмов, какими они будут, во что оденется наш президент. Задумка очень хорошая, а как же это будет на деле? И каково же было наше удивление, когда все вышли в красивых, ярких дагестанских, традиционных национальных костюмах – в черкесках и папахах, как мы и предполагали, во главе с нашим президентом!!! Все такие стройные и подтянутые, любо-дорого смотреть! Машааллах!

А знаете, на самом деле восхищение вызывают не музыка и не танцы! Восхищает нас красивая осанка тех, кто в этих костюмах так грациозен! Эта одежда обязывает быть стройными и подтянутыми. А ведь наши бабушки и дедушки носили эту самую одежду и выглядели они тоже стройными и подтянутыми. И не могли они по-другому выглядеть! Образ жизни у наших предков горцев был таким, что они жили в суровых условиях, и их жизнь была наполнена трудностями и физической работой. Вот и были они стройными и грациозными! И как только увидела по телевизору в день праздника наше руководство, такая радость появилась в душе за наш народ, за нашу культуру, за нашу религию, ведь он со своей культурой неразрывно связан с нашей религией.

Национальная одежда народов Дагестана очень красивая. С этим никто не может поспорить. Хотя повседневную одежду и шили из простых недорогих тканей, и её не украшали драгоценностями, но и эта одежда была красивой и удобной. Горцы всегда вызывали уважение своей одеждой, и своим нравом!

Вот же, эту одежду и носят наши мусульманки! Присмотритесь повнимательнее те, кто упрекает нашу молодёжь в том, что они переняли арабскую моду и носят одежду, непривычную для Дагестана! Большинство наших мусульманок носят наши традиционные дагестанские наряды! Почему-то некоторые люди, говоря о нашей дагестанской моде, вспоминают лишь своих родителей, живших в советское время и носивших одежду советских времён. Они почему-то не берут в расчёт своих бабушек и дедушек, живших чуть раньше наших родителей! Бывали ситуации, когда в разговоре на эту тему мне приходилось напоминать им о том, что наши дагестанские народы носили мусульманскую одежду. Лишь небольшая разница была между одеждой разных населённых пунктов. В одних сёлах женщины покрывали свои головы поверх чохто большими платками, а в других красиво обматывали головы большими шарфами. Никогда ни одна уважающая себя женщина не показывала своих волос посторонним людям. И платья все горянки носили длинные, свободного покроя и с длинным рукавом. Различия были лишь в ювелирных украшениях, в каких-либо узорах и орнаментах.

Не нравится некоторым из старшего поколения, что молодёжь сама по собственному желанию одевается по нормам Шариата. Они так и ищут, к чему бы придраться. Эти придирки оказались напрасными. Одеваются-то наши девушки в красивую дагестанскую национальную одежду! Да, немного другие украшения, другие узоры на платках, платья сшиты из более дорогих тканей! А почему бы и нет? Во все времена женщины хотели выглядеть красиво!

Одно удивительно у некоторых из старшего поколения не возникает никаких претензий к тем, кто одевается в стиле «мини», никаких придирок к их нарядам у них нет. Со ссылкой на жару некоторые люди носят что попало и как попало.

Да откроет нам Всевышний сердца, покажет нам истинное истинным, а ложное ложным! Амин!