Презентация на тему вологодские кружева. Русское кружево, история развития, основные виды и технологии

Кружевоплетение Разновидности кружев Коклюшки Плетение кружев – чрезвычайно красивое народное ремесло. Разнообразие и причудливость кружевных узоров целиком определяется фантазией и умением мастерицы. Кружево В Рязанской губернии издавна известно Михайловское кружево (изготавливавшееся в г. Михайлове), промысел которого получил большое развитие и известность в 1870-е гг. Михайловское кружево отличается от других видов русского кружева яркой расцветкой и плотными узорами (они носят местные названия: "бубенцы", "мысы", "городки" и др.). По традиции кружево применяется в отделке изделий в сочетании с вышивкой счетной гладью и крестом.


Кружевоплетение Кружевоплетение как один из видов рукоделия было известно на Руси издавна. Им, подобно вышиванию, занимались женщины всех сословий. Производство кружев пришло к нам из Франции в связи с распространением в России европейской моды. Но если платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотных, серебряных и шелковых нитей, то в народной одежде использовалось льняное, а с конца XIX века – хлопчатобумажное кружево. В деревнях Не учи безделью, а учи рукоделью Плетение кружев – чрезвычайно красивое народное ремесло. Разнообразие и причудливость кружевных узоров целиком определяется фантазией и умением мастерицы. Кружево им украшали только праздничную одежду, но в основном кружева плели на продажу, т.к. на них имелся большой спрос у богатых людей и за границей. Этим промыслом занимались в монастырях, специальных артелях и в помещичьих усадьбах, как правило, в тех районах, где выращивался лен. Для плетения кружев использовали коклюшки – точеные или резные деревянные палочки, а материалом служил лен, цветной шелк, золотая и серебряная нити. Рисунок кружева, как правило, был близок орнаменту крестьянской вышивки, богатой растительными и геометрическими узорами. Постепенно некоторые деревни и даже целые районы стали специализироваться на производстве кружев. Кружевницы разных деревень пользовались своими особыми приемами плетения, и работу каждой часто можно было узнать по характерному орнаменту и особому качеству. Хорошо известно вологодское и елецкое кружево. Этим ремеслом занимались в Ростове, Балахне, Торжке, Рязани, Галиче, Клязине. Кружева, произведенные в этих местах, отличалось особо тонкой работой, изяществом и четкостью рисунка, живописным сочетанием различных материалов.


Разновидности кружев В кружевоплетении можно выделить несколько разновидностей: плетеное, шитое, вязаное. Плетеное кружево бывает численное и осколочное. Численное кружево выполняется по числу переплетений без предварительного рисунка, для него характерны простые геометрические узоры. Сколочное кружево ("парное" и "сцепное") делается по "сколку" – рисунку, наколотому на картон или плотную бумагу. Парное кружево выполняют множеством (до 200) пар коклюшек и применяют в основном при создании мерных кружев – прошивок и фестончатых краев для отделки. В сцепной технике плетут штучные изделия: скатерти, накидки, покрывала и др. Их выплетают по частям, которые затем соединяют небольшими скреплениями-сцепами с помощью вязального крючка. Все бесчисленное множество узоров кружева строится на их разнообразном рисунке и вариациях сочетаний, часто оригинальных и неповторимых в каждой местности. Не учи безделью, а учи рукоделью Плетение кружев – чрезвычайно красивое народное ремесло. Разнообразие и причудливость кружевных узоров целиком определяется фантазией и умением мастерицы. Кружево


Не учи безделью, а учи рукоделью Для плетения кружев употребляются весьма несложные приспособления и инструменты: подушка, пяльцы, коклюшки, колодка, булавка, вязальный крючок и сколки кружев. Основным сырьем для плетения кружев служат нитки. Подушка представляет собой круглый валик, туго набитый мякиной, опилками или сенной трухой. Пяльцы представляют собой деревянную подставку для подушки высотой в 75 см и шириной в 40 см. Коклюшки – это точеные круглые деревянные палочки с углублением для намотки ниток, как на катушках. Коклюшки также служат отвесом для ниток во время плетения. Поскольку кружева плетутся парами коклюшек, то и нитка наматывается на пару коклюшек (примерно около трех метров нитки на каждую); при намотке нитки на коклюшки нить идет снизу вверх. Таким образом, получается, что один конец трехметровой нитки намотан на одну коклюшку, а другой – на другую. Это позволяет при плетении кружева петлей надеть середину нитки на булавку, которая вкалывается в валик для формирования рисунка кружева. Кружевница, перебирая в руках коклюшки, переплетала нити вокруг булавок, воткнутых в определенном порядке, образующем узор. Готовое кружево легко снималось с булавок. Коклюшки Плетение кружев – чрезвычайно красивое народное ремесло. Разнообразие и причудливость кружевных узоров целиком определяется фантазией и умением мастерицы. Кружево

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

История города Вологда Старинный русский город Вологда, история которого началась в 12 веке, можно по праву считать хранителем древних традиций культуры Севера. Заслуженную известность и широкое признание за высокую художественность, декоративное богатство, совершенство техники исполнения снискало вологодское кружево.

Современный город Вологда

Вологодские кружевные изделия

Вологодские кружевные изделия

Вологодское кружево состоит из крупного, выразительного узора, исполненного плотной, непрерывной, одинаковой по ширине плавной полотнянкой, чётко вырисовывающейся на фоне узорных решёток. Скань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.

Материалы и инструменты для плетения кружев Для выполнения кружевных изделий прежде всего требуются коклюшки - деревянные палочки с шейкой, на которую наматываются нитки. Коклю́шка, также кока, коко, коклюха - деревянная палочка, на которую наматываются нитки, для плетения кружева. Плетение на коклюшках также называют «подушечным кружевом». Коклюшки бывают разные, короткие и толстые, длинные и тонкие. Дерево может быть разным. Береза, ёлка, клён, - самые популярные материалы для легких коклюшек.

Чтобы удобно было работать, подушку надо класть на подставку. Подставка может быть небольшой сборной для установки валика на столе. Для закрепления переплетённых ниток в кружеве используют булавки.

Сколок - рабочий рисунок кружева. Его наносят на плотную и достаточно эластичную бумагу или картон в виде точек. Подушка, в виде валика, на которой производится плетение кружев.

Элементы кружев Плетешок Сетка-решётка, которая служит фоном.

Элементы кружев Тесьма-полотнянка (вилюшка). Насновки – небольшие фигурки очень плотного плетения.

Цветовое решение Белый Голубой Чёрный Кремовый Серый

Образцы кружев

Образцы кружев

Необходимые материалы Черный или фиолетовый матовый картон. Шаблон кружева. Простой карандаш. Белый корректор в карандаше.

Технология рисования Наложить шаблон кружева на картон, закрепив их скрепкой между собой. Простым карандашом обвести рисунок на шаблоне, сильно надавливая на карандаш. Убрать шаблон, на картоне останется видимый оттиск. Обвести полученный оттиск белым корректором. Рисунок кружева готов.

Список использованных материалов http:// www . etoretro . ru / pic 26229. htm http:// lubimoe - delo . ru / index . php / archives /200 http:// fototerra . ru / Russia / Vologda / Westa -4003. html http://fototerra.ru/Russia/Vologda/Westa-4003.html http:// www . snejinka . ru / index . php ? cPath =194_174 http://www.linens.ru/catalogue/vologda_laces/


Cлайд 1

Cлайд 2

Вологодское кружево, один из видов русского кружева, плетeнного на коклюшках. Непрерывная и неперекрещивающаяся плавная линия, образующая узор Вологодского кружева выступает в виде выплетенной тесьмы ("вилюшки") на фоне тонкой ажурной "решeтки" ("сцепная" техника)

Cлайд 3

История появления и развития кружев полна загадок и противоречий. Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».

Cлайд 4

Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам.

Cлайд 5

Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения. В 1893 году в Вологодской губернии кружевным промыслом занимались 4 000 мастериц, в 1912 году - 40 000.

Cлайд 6

В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. Школа много сделала для возрождения традиционных приемов кружевоплетения, восстановления характерных для этого центра орнаментальных решений.

Cлайд 7

В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. Форма организации труда в артелях была, в основном, надомная. В помещении артелей мастера приходили для получения задания и сдачи готовой продукции. И только в 1932 году Союз создал коллективные мастерские, что позволило усовершенствовать технологию изготовления кружев, усилить контроль за качеством кружевных изделий.


Послушайте удивительную историю, не сказку, а быль. Царь Пётр частенько ездил в заморские страны. Любил он своими глазами посмотреть, как и что в мире делается. Прикидывал, где чему хорошему можно научиться. Однажды приезжает он к Лазоревому морю. Заморский король его встречает, во дворец ведёт, показывает ему всякие диковинки.

- Жаль мне тебя, царь Пётр, - говорит он. – Живёшь ты среди тёмных людей. Ничего-то они не знают, ничего не умеют. Взгляни вот, какие мастерицы в моём королевстве имеются. - Показывает он кружевную скатерть.


Царь Пётр посмотрел на скатерть и засмеялся:

- Где же вы в своей стране видели берёзки да ромашки. Это русское кружево, из моего государства.

Быть того не может! – вскричал король. Стал скатерть в увеличительное стекло рассматривать. Смотри, не смотри – берёза берёзой и останется. Рассердился король, приказал позвать к себе купцов. Те бросились королю в ноги и признались во всём:

Виноваты, ваше королевское величество! Ох, виноваты! Не вели казнить, вели миловать. Не наших это мастериц дело, у русских кружевниц куплено – у семи Катерин. Лучше них никто кружево не плетёт, богаче узора нигде не найдёшь…


  • Что ещё за семь Катерин? Опять меня обмануть хотите? - Разгневался заморский король. Тут уж Петру пришлось за купцов заступиться. - Есть в моём царстве такие кружевницы. Слышать я о них слышал, хоть видеть никогда не видел. А заморский король разошёлся – царю Петру веры нет.
  • Не поверю, - кричит, - пока своими глазами не увижу! Покажешь мне этих Катерин! Едем к ним сию же минуту!

Ну, царям сборы недолги. Приказали лошадей запрячь да поехали. Впереди – стража, позади – стража на тот случай, если разбойники нападут.


Едут, едут, Смотрят – навстречу возок ползёт. В нём – купец с узлом на коленях. Спрашивает его королевский страж:

- Добрый человек, не укажешь ли нам путь к семи Катеринам-кружевницам?

Купец рассказал, как проехать, да и говорит:

Я от них возвращаюсь. Занавески купил. Можете взглянуть. Развернул купец занавески. Все так и ахнули. На каждой из них целая сказка выплетена. На одной - про Морозко, на другой – про Сивку-Бурку, а на третьей – про Василису Прекрасную. Заморский король как увидел занавески, так и закричал:

Мои! Покупаю! – И бросил купцу кошелёк с золотом. А царь Пётр молчит, будто его это не касается. Двинулись дальше.


  • Добрый человек, не скажешь ли ты нам, где семь Катерин живут?
  • Купец отвечает:
  • Знаю, как не знать! Вот за тем леском… Я вот покрывало у них купил. Не взглянете ли? – Развернул купец покрывало – чудо да и только! На одной стороне – весна лето догоняет, на другой – зима с осенью в обнимку идёт.
  • Покупаю! Покупаю! – кричит. – Казначей, дай ему шапку золота. – А сам покрывало в охапку – и в сани. Боится, чтобы купец, чего доброго, не передумал или царь Пётр покупку не перехватил.

Ещё немного проехали – и до села добрались. Подкатили к дому, где кружевницы живут. Вышли на крыльцо семь Катерин. Все статные, русые, ясноглазые. Поклонились они гостям в пояс, в дом к себе пригласили.

У каждой на подушечки свой узор заплетён: у одной будто волны под рукой струятся, у другой над небывалыми цветами птицы порхают, у третьей по кружеву звёзды рассыпаны…

Дух захватило у заморского короля от такой невиданной красоты. Спрашивает:

- А кто вам узоры делает? Кто их придумывает?

Отвечают кружевницы:

Нет у нас никаких узоров. Сказки нам народные помогают. Захотел заморский король сказки купить, но они не продаются.


  • Сказки не продажные. У нас, что не кружево – то сказка.
  • Попросил царь Пётр рассказать им их. И рассказала старшая Катерина ему сказку, которая называется…