Характеристика компонентов композиции костюма. Форма, силуэт и линии в костюме Вопросы и задания

Существует много чувств восприятия окружающего, одно их них зрительное, оно обладает большой объяснительной силой.
Первое зрительное впечатление от костюма, надетого на человека, складывается из степени объемности этого костюма и его силуэта. В направлении моды силуэт это обобщенное выражение плоскостного графического изображения основных особенностей его формы.
Силуэт это как бы рамка, в пределах которой, ограничиваясь ее контурами, разрабатывают объемную форму изделия в целом и отдельные ее конструктивно-декоративные линии. При этом силуэт в какой-то мере определяет форму изделия, но не отражает ее конструкции.
Конструкция изделия определяется ее покроем и разрабатывается на чертеже основы. На сетку чертежа основы наносятся контурные линии основных деталей изделия (линии проймы, горловины, плечевых и боковых срезов, низа изделия), а также линии талии, вытачек или рельефные линии. Отдельно разрабатываются чертежи основы рукава и юбки.
Покрой изделия определяется особым покроем рукава, членением основных деталей, расположением вытачек, швов и т. п. К основным покроям рукава можно отнести:
классический втачной рукав с окатом разной высоты; рукав покроя реглан и его разновидности; цельнокроеные рукава с различным наклоном от плечевого среза; комбинированные; рукава рубашечного покроя (прямой народный крой). Юбки одной и той же силуэтной формы могут также иметь самый разнообразный покрой в зависимости от наличия и расположения продольных и поперечных швов.
Выбор покроя изделия зависит от свойств применяемой ткани, ее ширины, пластичности, масштаба и направления рисунка, от назначения модели, а главное, от рекомендаций моды и конкретной фигуры.
В современной одежде форма рукавов очень разнообразна. Так, цельнокроеные рукава могут быть любого объема, с ластовицей и без нее, покроя «летучая мышь».

Разнообразна и сложна форма рукавов покроя реглан и полуреглан: от мягкого объемной формы до реглан-погона. Втачные рукава могут быть классического покроя, с наполненной головкой, функциональные (с незначительно пониженным окатом), окорокообразные (со сборками по окату и узкие у запястья); рубашечного покроя, а также прямокроеные в традициях русской народной одежды с ластовицами, клиньями и без них, внизу узкие и на манжетах.
Силуэт является основным фактором в выборе модной формы изделия. В основе силуэтной формы одежды лежит простейшая геометрическая фигура прямоугольник, треугольник, цилиндр, трапеция, овал и др. Построение этих фигур отнюдь не предусматривается с помощью циркуля, но именно из них исходят художник и конструктор при моделировании одежды.
Конструкция любого изделия обусловлена силуэтной формой и строится на чертеже основы.
На каждом этапе развития современной моды один и тот же силуэт одежды может быть представлен несколькими вариантами, различающимися объемом по линии груди, формой линии плеч, шириной низа. Этот важный фактор следует иметь в виду при создании строго индивидуальной одежды. Изменение объемов силуэтных форм способствует разнообразию стилевых решений и видов одежды различного назначения на фигуры разных возрастных групп. Следовательно, перед построением чертежа конструкции или разработкой выкройки необходимо прежде всего уточнить силуэтную форму, определить все ее нюансы и затем воплотить их в чертеже конструкции будущего изделия.
Существуют следующие силуэты одежды: прямой, прилегающий, полуприлегающий и трапециевидный . В разные периоды моды предпочтение отдается тому или иному силуэту.

Прямой силуэт

предлагается в нескольких вариантах.
Основой прямого силуэта является вытянутый четырехугольник, с естественной линией плеча, такой силуэт подойдет для женщин разных возрастов.
Модой диктуется расширенный прямоугольник,силуэт приобретает эту форму при расширении выкройки по линии плеча.
Узкий прямоугольник, что характерно для изделий со спрямленной линией плеча,такая форма приобретается при поднятии линии плеча, плечевыми накладками.
Квадрат с усеченными верхними углами. Изделия этого силуэта, объемные в области плечевого и грудного пояса, имеют округлую, значительно удлиненную линию плеча выразительной является прямая форма с четким расширенным плечевым поясом и зауженным низом.

Полуприлегающий силуэт

различается незначительным прилеганием по линии груди, бедер. Линия талии выражена незначительно, она может, варьировать от оригинальной в верх или вниз, в зависимости от фасона. Низ изделия, юбки брюк расширен к низу. Полуприлегающий силуэт, еле заметно выделяет очертания фигуры. Для женщин в возрасте и небольшим избытком веса, является отличной находкой.

Прилегающий силуэт

предназначен в основном для изделий отрезных по линии талии, с моделями включающими в себя пояс, ремни. Свободное прилегание по линии бедер,возможно, каскадные, пышные юбки. По линии груди от плечевых швов идут рельефы или облегающие фигуру вытачки. Прилегающий силуэт предназначен для женщин с отлично сложенной фигурой.

Силуэт трапеция

входит в моду и варьируется от умеренных до активных форм, умеренная или сильное прилегание по линии груди и плеча, и широкой юбкой книзу,возможен клеш, воланы складки, увеличивающий объем в низу.
В изделиях для молодых девушек, возможно использование поясов и активное расширение в низу изделия, для женщин постарше, предпочитаются формы более сдержанные и приближенные к традиционным.


Силуэт – плоскостное однотонное изображение предмета, одежды.
Форма костюма – объемно-пространственная характеристика предметов.
Классификация силуэтов по степени прилегания изделия к фигуре: полуприлегающий, прилегающий, приталенный, свободный.
В одежде различают четыре основные группы линий: силуэтные, конструктивные, конструктивно-декоративные, декоративные.
Существуют также другие виды линий: вертикальные и горизонтальные, главные и второстепенные.

Силуэт можно классифицировать по степени прилегания изделия к фигуре:
Полуприлегающий силуэт – силуэт одежды, которая, повторяя формы тела, как бы удалена от него на небольшое расстояние.
Прилегающий – силуэт одежды, плотно прилегающий к телу и точно повто-ряющий его форму.
Приталенный имеет несколько разновидностей, которые отличаются друг от друга характером прилегания к телу лифа и юбки, их формой. Для всех решений ха-рактерно плотное прилегание по линии талии, которая может акцентироваться поясом.
Свободный – это силуэт одежды, которая держась на опорных конструктивных поясах (плечевом, линии талии) может совсем не соприкасаться с телом.

Силуэт может быть фронтальным и профильным. Иногда силуэт по форме сравнивают с буквами: А-образный, Х-образный.

Виды силуэтных форм костюма: 1 – полуприлегающий; 2 – прилегающий; 3 – приталенный; 4 – свободный:

Человек прежде всего воспринимает общую форму предмета, затем - цвет и составные элементы формы и лишь в последнюю очередь - детали и подробности. Форма костюма влияет на то, какое впечатление мы производим на окружающих. Наиболее высоким статусом обладает силуэт-прямоугольник с подчеркнутыми углами, а самым низким - круглые формы.

Квадрат.
Человек с "квадратной" фигурой воспринимается коренастым, крепким, тяжелым, твёрдо стоящим на ногах, уверенным в себе. Одежда квадратного силуэта (еще и подчеркнутого клеткой) говорит о деловитости, стабильности, рациональном уме, близости к земле, материальности, отсутствии иллюзии. В области цвета этой форме соответствует красный .

Прямоугольник.
Как и квадрат, эта форма редко встречается в природе. Прямоугольные коробки домов, мебель, листы бумаги, упаковка - всё это создание человеческих рук и связано с разумностью, логическим мышлением, организованностью. Прямоугольный силуэт костюма чаще всего используется в бизнес-стиле, где требуется подчеркнуть деловые качества, ум, ответственность, серьёзность и сдержанность.

Круг.
Круг ассоциируется с солнечным диском, полной луной. Это правильная форма, замкнутая и стабильная. Но если квадрат олицетворяет статику, то круг - это постоянное движение. Воздействие его спокойно и ненапряженно - так движутся стрелки по циферблату или вращается колесо обозрения. Совершенно круглый силуэт в одежде не используется, только в деталях. Зато его производные - овал, эллипс, волнообразные формы и параболы - вносят в костюм мягкость, подвижность, легкость. С кругом соотносится синий цвет .

Треугольник.
Треугольник - это движение, динамика. Его острые углы кажутся боевыми и агрессивными. Треугольник, излучающий себя во все стороны, - символ мысли; его сравнивают с желтым цветом .
Треугольник основанием вниз или трапеция - более женственный вариант:узкие плечи, широкие бедра. Расклешённые платья-сарафаны, летящие юбки производят впечатление подвижности, легкомыслия, романтики.
Треугольник основанием вверх подчеркивает ширину плеч, это главным образом мужской силуэт.Он передает ощущение силы, уверенности. Поэтому расширение плечевого пояса жесткими подплечниками, острыми лацканами, двубортной застежкой используется для придания фигуре более внушительного, авторитетного вида.

Овал.
Форма достаточно обтекаемая, мягкая. Люди, имеющие овальный тип фигуры, обычно склонны к полноте, у них небольшие покатые плечи, широкие бедра, маленькая стопа. Они кажется спокойными, миролюбивыми, флегматичными. Овальная форма в костюме располагает к отдыху, расслаблению, неформальному общению. Ассоциируется с фиолетовым цветом .

К огда речь идет о том, чтобы хорошо выглядеть, определяющими факторами являются не размер и форма, а силуэт и покрой одежды. Одежда может быть выполнена по прямым линиям, и тогда она обретает более жесткую и четкую форму, либо по изогнутым линиям, повторяя естественные изгибы тела.

В этой статье:

Формула стиля: 10 лайфхаков от Ксении Штиль

Что такое силуэт в одежде?

Силуэт - это плоскостное изображение, очертание предмета. В одежде силуэт определяется положением плеч (их высотой и шириной), степенью приталивания, а также прилегания по линии груди, талии и бедер. Очень важными факторами являются общая длина изделия и его отдельных элементов (к примеру, рукавов), а также степень расширения книзу.

Силуэтные решения меняются с развитием моды. Поэтому все наиболее существенные видоизменения в одежде можно проследить по изменению контуров силуэтов и формы.

Но какие бы необычные варианты ни предлагали нам дизайнеры, существует несколько основных силуэтов:

  • » приталенный
  • » прилегающий
  • » полуприлегающий
  • » прямой
  • » Трапеция (А-силуэт)

Давайте их рассмотрим.

Приталенный силуэт

Одежда плотно прилегает к талии. При этом объемы верхней и нижней частей изделия могут быть различными – от плотно облегающих, повторяющих формы тела (так называемый силуэт «песочные часы»), до очень свободных (так называемый Х-силуэт).

Приталенный силуэт подходит всем типам фигур, но важно выбрать правильные объемы верхней и нижней части в зависимости от особенностей телосложения.

Прилегающий силуэт

Одежда максимально прилегает в области груди, талии и бедер. Линия талии акцентируется вытачками, рельефными швами или поясом.

Этот силуэт не является корректирующим, он подчеркивает все достоинства и недостатки фигуры и может быть рекомендован только женщинам с идеальным телосложением.

Полуприлегающий силуэт

Полуприлегающий силуэт следует очертаниям фигуры, не выделяя ее. Характеризуется небольшим объемом по линии груди, прилеганием к фигуре, с незначительным прилеганием по линии талии.

Степень прилегания зависит от фигуры женщины. Положение линии талии на изделии не всегда соответствует ее положению на фигуре, т. е. линия талии на изделии может быть расположена выше или ниже ее естественного положения.

Юбка книзу расширена; степень ее расширения внизу также зависит от фигуры, а особенно от полноты по линии бедер.

Прямой силуэт

Прямой силэут представляет собой прямоугольную или квадратную геометрическую форму изделия. Ширина линии плеч и бедер одинаковая. Степень объемности может быть разная. Часто одежда прямого силуэта имеет только нагрудные вытачки или же шьется совсем без них.

Иногда выделяют Овальный силуэт, который по сути является разновидность прямого силуэта. Для него характерны более округлые плечи, легкое заужение книзу. Самая широкая часть приходится на область талии или бедра.

Прямой силуэт подходит многим типам фигур, но украшает далеко не всех. Если знать некоторые тонкости, то можно с его помощью удачно оформить проблемную фигуру.

Силуэт "Трапеция"

Силуэт, в котором форма расширяется от линии плеча, проймы или линии под грудью. Степень расширения может быть разной: от умеренной до очень большой. Изделия такого силуэта могут быть свободными по всей длине и не подчеркивать линию талии. При желании талию можно зафиксировать поясом.

Силуэт привлекает внимание к верхней части фигуры и подходит большинству типов фигур в зависимости от степени клешения книзу.

Несмотря на то, что фигура типа «овал» считается наиболее проблемной, при таком телосложении вполне можно выглядеть привлекательно. Но для этого нужно будет научиться правильно подбирать одежду и не покупать вещи бездумно.

Особенности телосложения

Каждая фигура имеет свои достоинства и их нужно всячески подчеркивать, и свои недостатки, которые следует тщательно скрывать. Так, у обладательниц фигуры типа «овал», как правило, роскошная грудь, мягкие очертания плеч и бедер, стройные ножки. Это весомые достоинства, которые с легкостью позволят отвлечь внимание от проблемной средней части фигуры.

Основные черты телосложения:

  • округлые очертания тела, отсутствие угловатости;
  • широкая талия, практически не отличающаяся по объему от бедер;
  • обхват плеч и бедер практически одинаков;
  • стройные ноги.

Женщины с фигурой типа «овал» склонны к полноте, они легко набирают лишние килограммы. Причем даже три-четыре избыточных кило, откладываются на талии, поэтому у полных женщин с таким телосложением линия талии является самым широким местом фигуры. При наборе веса практически всегда появления заметный живот.

Женщинам с телосложение овал нужно стараться контролировать свой вес, потому что похудеть им бывает непросто. Но даже похудение не сможет существенно изменить пропорции фигуры. Поэтому, чтобы придать фигуре изящество, следует научиться правильно одеваться.

Тип фигуры «овал» требует тщательного подбора гардероба. Неподходящие вещи не только не скроют недостатков, но визуально добавят еще несколько килограммов.

Многие девушки, старясь скрыть отсутствие талии, выбирают одежду, напоминающую балахон. Но этим они добиваются противоположного эффекта, тело выглядит еще более массивным. Но и слишком обтягивающая одежда не подходит, так как она подчеркнет недостатки. Таким образом, лучшим вариантом являются модели полуприлегающего силуэта.

Чтобы визуально добавить стройности, используйте вертикальные линии. Это могут быть:

  • вертикальная полоска или вертикально расположенный орнамент на ткани;
  • канты или декоративные швы;
  • вертикальные вырезы;
  • расстегнутые жакеты, создающие своими полочками две вертикальные линии;
  • вертикальные ряды пуговиц;
  • длинные бусы и цепи.

Теперь разберемся, чего следует избегать:

  • ремней или поясов на талии, а также двухцветной одежды, в которой линия разделения цветов приходится на середину фигуры;
  • мини-юбки могут позволить себе носить только стройные «овалы»;
  • жакетов и курток, нижний край которых доходит до линии талии. Такой выбор нарушит гармоничные пропорции.

Как выбирать одежду?

Какие же фасоны одежды смогут скрыть широкую талию и подчеркнуть выигрышные места фигуры? Попробуем разобраться.

Платья

Главное при выборе платьев – следить за расположением линии талии. Она не должна приходиться на самую широкую часть фигуры. Поэтому выбираем модели с завышенной талией, расположенной прямо под грудью. Этот покрой подойдет и к полной, и худощавой фигуре. Стройные девушки с подобным телосложением могут шить себе платья с заниженной линии талии. При наличии выступающего животика, такого фасона нужно избегать.

Удачными фасонами являются платья в форме трапеции, то есть, расширяющиеся к низу.

Можно смело выбирать платья с необычными, асимметричными вырезами горловины, вертикальными элементами, декором на груди или по линии низа. Вечерние платья могут иметь откровенное декольте, лучше всего V-образной формы.

Стройные девушки с фигурой, напоминающей овал, могут шить себе и приталенные платья, если юбка будет иметь фасон «тюльпан».

Юбки

Без этого предмета гардероба вряд ли может обойтись женщина. Для девушек с фигурой «овал» прекрасно подойдут прямые модели без пояса. Можно выбирать модели со слегка заниженной линией талии.

Отлично смотрятся и юбки в форме трапеции, сшитые из хорошо драпирующихся тканей. Можно выбирать юбки с запахом или модели из четырех или шести клиньев. Для лета стоит подобрать юбку фасона саронг.

Оптимальная длина юбок – до середины колена и немного выше. Стройные девушки могут позволить себе умеренное мини.

Чтобы отвлечь внимание от проблемной части фигуры, стоит предпочесть модели с декором по нижней части юбки.

Брюки

Не нужно отказываться от такой удобной детали гардероба, как брюки. Лучший фасон – классическая прямая модель со стрелками. К ним стоит выбирать обувь на каблуке. Причем, нижняя часть брюк должна прикрывать каблук до середины.

Можно покупать и зауженные брюки, но при выборе такой модели нужно учитывать объем бедер. Чем он шире, тем меньше должна быть степень сужения. Расклешенные от бедра брюки тоже подходят к стройным овальным фигурам, но клеш должен быть умеренным.

Если бедра достаточно узкие, то вполне можно носить и узкие джинсы или леггинсы, только с правильно подобранным к ним «верхом», который скроет проблемную часть фигуры.

При любом фасоне брюк стоит отдавать предпочтение моделям без пояса, желательно с застежкой в боковом шве. Стройным девушкам можно носить и шорты. Полным дамам лучше предпочесть бермуды длиной до колена.

Блузы и топы

Хорошим выбором для фигур типа «овал» могут стать рубашки прямого покроя , блузы из тонких тканей с подрезами под грудью, блузки с запахом. Декоративные детали должны располагаться выше уровня груди. Важно избегать укороченных моделей, блузы должны доходить до середины бедра.

Очень хороши топы с четкой линией плеч , но свободные в груди и талии. Палочкой-выручалочкой для фигур типа «овал» смогут стать туники в форме трапеции простого кроя.

Вырез на блузах должен иметь вертикальную форму, можно использовать декольте в виде букв V или U. Подчеркнуть вырез можно контрастной отделкой.

Рукава не должны быть широкими, хорошо смотрятся укороченные рукава, например, три четверти. Но можно выбирать блузы и с длинными узкими рукавами.

Свитера выбираем свободные, удлиненные с рукавом реглан. Отлично подходят разнообразные свитшоты. А вот от покупки обтягивающих водолазок и моделей с большим воротом стоит отказаться.

Жакеты

Жакеты для фигуры «овал» подходят самые разнообразные. На них отлично смотрятся и однобортные модели в стиле «Шанель», и блейзеры мужского покроя с застежкой на одну пуговицу. Носить жакеты рекомендуется расстегнутыми с блузой на выпуск.

Верхняя одежда

Чтобы выглядеть элегантно в любое время года, нужно правильно выбирать верхнюю одежду. Обладательницы фигуры «овал» должны отказаться от подчеркивания талии, использование поясов и ремней не сформирует красивый силуэт, а лишь подчеркнет отсутствии красивых изгибов фигуры.

При покупке шубы рассматривайте модели из меха с коротким ворсом, крой следует выбирать прямой или расклешенный. Длина – до середины бедра. Это позволит открыть самую красивую часть фигуры – ноги. К шубе подберите изящные сапожки на каблуках.

Избегайте крупных декоративных деталей – массивных пряжек, больших капюшонов и воротников.

Пальто также лучше приобрести классическое. Лаконично и просто смотрится модель прямого силуэта или свободное двубортное пальто. Следует отложить в сторону модели с поясом и пальто, плотно облегающее фигуру.

Тренч классического покроя не слишком хорошо подходит дамам с фигурой «овал». Намного гармоничнее смотрятся модели в стиле 60-х трапециевидного силуэта. Можно приобрести и прямой плащ, но носить его нужно будет без пояса.

Купальники

Выбрать купальный костюм для фигуры «овал», особенно при наличии лишних килограммов, бывает непросто.

Предпочтение лучше отдать слитным костюмам, а если фигура стройная, то можно подобрать модель с вырезами на талии, благодаря которым, визуально создается силуэт, напоминающий песочные часы.

Цвет купальника может быть темным или насыщенным, хорошо, если посередине проходит светлая вертикальная полоса.

Аксессуары

Выбирая обувь , следует отдавать предпочтение моделям на каблуках. Не обязательно покупать туфли на двенадцатисантиметровых шпильках, можно ограничиться каблуком высотой 4-5 см.

Летом можно носить и обувь на плоской подошве – балетки или сандалии. Но такие модели обуви подойдут только для дам со стройными ножками, и носить их стоит с юбками и платьями, но не с брюками.

Не стоит примерять туфли с удлиненными носками или с ремешками вокруг щиколотки, эти модели укорачивают ноги и делают их массивными.

Пояса и ремни нужны, только носить их рекомендуется не на талии, а на линии бедер. Шарфы и палантины украсят фигуры, если шея длинная, а линия плеч изящная. Если шея коротковата, то лучше не подчеркивать эту часть тела.

Украшения выбирайте изящные и тонкие. Длинные бусы и цепочки – это хороший выбор для одежды с воротником-стойкой.

Сумки выбирайте среднего размера, а носить их нужно так, чтобы основная часть не приходилась на уровень пояса. Поэтому стоит выбирать модели с длинными ремешками или ручками, позволяющими носить сумку у линии бедер.

Ткани и расцветки

Для пошива одежды девушкам с фигурой типа «овал» стилисты рекомендуют выбирать пластичные ткани с гладкой поверхностью. Подходящие материалы: трикотажные полотна, шелк, легкие хлопковые ткани, мягкая шерсть.

Предпочтение отдавайте однотонным материалам, узоры могут присутствовать, но они должны быть деликатными. Можно выбирать ткани в тонкую полоску, с абстрактными размытыми узорами, окраску с эффектом омбре.

Не стоит выбирать одежду из текстурных, жестких и плотных тканей, они сделают силуэт массивнее.

Дамам, являющимся обладательницами фигуры «овал», нужно шить одноцветные платья, если планируется комбинировать ткани, то цветные вставки должны быть вертикальными. Граница разделения цвета может проходить и по горизонтальной линии бедер, такое решение при условии того, что верх будет темнее низа, поможет скрыть выступающий живот. Контрастную отделку можно использовать для выделения линии вертикального выреза или нижнего края одежды.

Модные образы

Используя правильно подобранные предметы гардероба, можно создавать разнообразные модные образы.

Для стройных

Стройная фигура типа «овал» позволяет носить узкие брюки и короткие юбки. Например, можно скомбинировать черные узкие брюки с трикотажным свитшотом цвета бордо с белой окантовкой по вороту и нижней части модели. Дополнит образ прямой жакет коричнево-рыжего цвета и бежевыми туфлями на каблуке.

Прямые джинсы можно скомбинировать с туникой, с подрезом по линии груди и свободно ниспадающими полами. К такому наряду можно подобрать удлиненный кардиган с двумя рядами пуговиц и туфли на небольшом каблуке.

Для полных

Прямую юбку фиалкового цвета с заниженной линией талии можно скомбинировать со свободным блузоном с вертикальными полосками. В комплект к костюму подбираем черный прямой жакет с рукавами три четверти, черные туфли с белыми носами и фиолетовую сумку прямоугольной формы с короткими ручками.

Юбку трапециевидной формы с диагональной клеткой бежевого цвета комбинируем с черным жакетом с запахом. Дополняем комплект матовыми чулками, туфлями на каблуке и скромными бусами.

Звезды с фигурой «овал»

Множество знаменитых женщин являются обладательницами фигуры типа «овал». Так, подобное телосложение у Бритни Спирс, Рене Зеллвегер. Эти девушки при выборе туалетов, стараются сделать акцент на груди и ногах. А также используют модели, которые визуально формируют талию, например, с темными вставками по бокам.

Грамотный выбор одежды, как по конструкции, так и по цвету, позволит визуально скорректировать недостатки фигуры типа «овал». Несмотря на то, что с природой бороться трудно, не нужно отчаиваться, её вполне можно «перехитрить», используя советы стилиста.

Форма одежды - это объемное восприятие её на фигуре человека.

Форму одежды условно можно связать с геометрическими телами. Геометрический вид формы определяется степенью объемности, контурами формы и поверхностью. По степени облегания различают три основные формы одежды: прилегающую (рисунок 2.1.1), полуприлегающую (рисунок 2.1.2), свободную (рисунок 2.1.3).

Рисунок 2.1.1 - Прилегающая форма одежды

Рисунок 2.1.2 - Полуприлегающая форма одежды

Рисунок 2.1.3 - Свободная форма одежды

Силуэт - это изображение формы на плоскости.

Форма и силуэт взаимосвязаны. Силуэт дает четкое представление об объемности формы одежды.

Выделяют следующие виды силуэтов одежде:

Прямой силуэт - по геометрическому виду он близок к прямоугольнику или квадрату, в зависимости от соотношения вертикальных и горизонтальных размеров. Одежда прямого силуэта прекрасно подходит ко всем типам фигур, так как она успешно маскирует их возможные недостатки. В такой одежде линия талии не акцентируется и горизонтальные размеры примерно одинаковы на всех уровнях фигуры. Одежда прямого силуэта может иметь жесткий, скругленную форму, что определяется пластическими свойствами материалов, из которых изготовлен костюм.

Трапециевидный силуэт - характерен для расклешенной одежды. По геометрическому виду этот силуэт соответствует трапеции, у которой верхнее основание - это линия плеча, а нижнее - линия низа изделия. Чем больше разница между размерами этих оснований, тем больше степень расклешения. В этой силуэтной форме линия талии также не подчеркивается. Одежда трапециевидного силуэта с незначительным расклешением книзу визуально делает фигуру более стройной, поэтому такая форма может рекомендоваться людям полным и невысокого роста. Такой вариант трапециевидного силуэта называется еще «силуэтом-А»

Полуприлегающий силуэт - характеризуется умеренными пропорциями, приближенными к естественным пропорциям фигуры человека. Полуприлегающая одежда повторяет форму тела, но не обтягивает его, обладая достаточной объемностью. Линия талии здесь четко выражена и располагается на естественном месте. Композиция полуприлегающего костюма не предполагает использования контраста - соотношение размеров и масс ее отдельных частей и элементов строится по принципу нюанса. Такая силуэтная форма может быть рекомендована людям с различными фигурами и типами сложения. Особенно характерен полуприлегающий силуэт для верхней одежды.

Прилегающий силуэт - подчеркивает достоинства их фигуры. Под понятием «прилегающий силуэт» подразумевается две формы, которые принято называть «силуэт-Х» и «песочные часы». Обе эти разновидности имеют общие черты: плотно облегающий фигуру лиф, акцент на тонкий талии, подчеркнутой конструкцией изделия или поясом. Однако по своему геометрическому виду они значительно отличаются.

«Силуэт-Х» - напоминает две трапеции соединенные между собой малыми основаниями по линии талии. Такая одежда имеет заметный контраст между расширенными линиями плечевого пояса и низа расклешенной юбки и тонкой талии. Одежда «силуэта-Х» хорошо подходит высоким стройным женщинам.

Изделия с силуэтом «песочные часы» имеют маленький облегающий лиф и узкую нерасклешенную юбку. Здесь маленький объем лифа сочетается с маленьким же объемом юбки, разделяясь линией талии. Этот силуэт не столь активен, как «силуэт-Х», и лучше всего подходит стройным женщинам невысокого роста, подчеркивая их миниатюрность и превращая ее в достоинство.

«Овал»: по сути дела он представляет собой модификацию прямого силуэта, но в отличие от последнего имеет округлую форму плеча и зауженную линию низа изделия. Таким образом, самая широкая часть одежды овального силуэта - это область талии и бедер.

Скругление плечевой линии может быть достигнуто различными способами - благодаря конструкции изделия (например, покрой реглан или полуреглан), использованием деталей определенной формы (например, крупный, высокий воротник или широкий воротник - стойка). В одежде такого силуэта плечевые подкладки либо вовсе не применяются, либо последние имеют круглую форму.

Сужение книзу можно получить за счет конструктивных деталей, например, вытачек или притачного пояса, или же стянув низ изделия шнуром или резинкой. Одежда силуэта «овал» не рекомендуется для женщин невысокого роста, так как визуально она «приземляет» фигуру.

В пределах этих силуэтов возможны их различные модификации. Например, одежда может сужаться и удлиняться, образуя, таким образом, более динамичную активную форму. Или, наоборот, при укорочении длины изделия и расширения его горизонтальных пропорций, одежда приобретает статичность, устойчивость. Вариации моделей на основе базовой силуэтной формы всегда зависят от эстетических и стилевых требований текущей моды.

Рисунок 2.1.4 - Виды силуэтов в одежде

Разработанные модели в курсовой работе имеют различные силуэты: прямой силуэт приводится в модели, изображенной на рисунках 1.2.1, где вся форма вписывается в прямоугольник: линия плеча, талии, бедер и низ на одном уровне; на рисунке 1.2.2 модель А-образного силуэта, она характерна узким облегающим верхом и свободным низом, что позволяет вписать ее в контур буквы «А»; модель на рисунке 1.2.3 - трапециевидного силуэта - узкая верхняя линия модели и широкая нижняя, которые при зрительном восприятии напоминают нам трапецию; на рисунке 1.2.4 модель овального силуэта - форма юбки платья напоминает эту геометрическую фигуру, силуэтные линии плавные и спокойные; модель на рисунке 1.2.5 напоминает нам букву «Х» и позволяет говорить, что эта модель Х-образного силуэта, т.е., при зрительном восприятии мы можем различить две трапеции, расположенные узкими основаниями друг к другу.