Как учить детей делать моральный выбор. Воспитание нравственности у ребенка

На чтение 7 мин. Просмотров 1.5k.

За последнее столетие взгляды на нравственное воспитание личности (в том числе дошкольников) претерпели значительные изменения: от восприятия ребенка как объекта получения и усвоения знаний о нормах морали до обязательности их соблюдения, что имеет осознанную потребность быть нравственным.

В традиционной психологии (отечественной и российской) нравственное воспитание молодого поколения изучался в различных аспектах.

Было проведено исследование нравственной сферы личности; полученные результаты классифицированы и систематизированы, определены категории нравственного сознания и нравственного поведения, нравственных чувств и переживаний, нравственных отношений.

Весомый вклад в разработку проблемы нравственного воспитания дошкольника оказали Л. Божович, Л. Выготский, П. Гальперин, Д. Эльконин, А. Запорожец, А.Леонтьев, С. Рубинштейн и многие другие.

Сейчас проблемы нравственного воспитания дошкольников отражено во многих действующих программах для детсадов.

Определенные в них задачи должны решаться на основе непрерывного психолого-педагогического сопровождения процесса морального становления воспитанника на протяжении всего дошкольного детства интегрированно (поскольку невозможно отделить это образовательное направление от других), систематически (эпизодическая работа не даст желаемых результатов) и базироваться на сотрудничестве и межличностном взаимодействии всех взрослых и детей.

Как организовать работу по воспитанию нравственности ребенка?

Образовательная работа должна быть спланирована и организована таким образом, чтобы нравственное воспитание доминировало ненавязчиво, без лишнего «морализирования», чтобы оно было доходчивым и убедительным, с соблюдением меры, и пронизывало все моменты детской жизни, поскольку только так можно сформировать действительно нравственную личность.

Период дошкольного детства является особенно важным для освоения норм и правил морального поведения как сензитивний для развития многих сфер личности и формирования ее основ.

Элементарные нравственные представления и чувства, навыки поведения, что их ребенок приобретает отчасти стихийный моральный опыт, должны стать, по определению Л. Выготского, «натуральными» «культурными», то есть превратиться в высшие психологические функции и стать основой развития новых форм, правил и норм поведения.

Специфика нравственного воспитания предопределяется возрастными и индивидуальными особенностями детей, нормами общественной морали и тому подобное.

В период дошкольного детства чрезвычайно важно развивать эмоции и нравственные чувства малышей, что способствует формированию нравственных качеств личности, побуждает к усвоению определенных норм и правил, развивает соответствующие мотивы поведения и привычки.

Взрослым следует учитывать, что малыши осваивают нравственные явления постепенно. Сначала воспринимают их на эмоциональном уровне («хорошо»-«плохо»), потом медленно осознают причины тех или иных поступков.

Одни дети быстрее постигают глубину моральных ситуаций, обсуждаются, другие — медленнее. Это естественно. То есть моральное развитие предопределяется спецификой психического развития дошкольников.

Должны постоянно заботиться о развитии у воспитанников системы нравственных понятий и представлений о нормах, которые впоследствии они отображают в собственном поведении и отношении к другим.

Важно не злоупотреблять запретами.Установлено: если ребенка воспитывать с помощью многочисленных «нельзя», он растет неспособным к собственной моральной саморегуляции, не способным делать ответственный нравственный выбор, не осознает моральных ценностей и оставаясь без внешнего контроля, не придерживается норм.

Главными принципами, обеспечивающими успех воспитания, является систематичность и последовательность.Эпизодические воздействия результата не дают. В нравственном воспитании также необходим положительный пример, которому дети могут подражать.

Если же поведение взрослых противоречит правилам, в сознании детей утверждаются двойные стандарты: зная, как надо вести себя в определенной ситуации, они нарушают правила, потому что так поступают значимые для них люди. В результате формируется искаженное видение нравственности как таковой.

Только у тех детей, которые находятся в пространстве единых требований, а не двойных стандартов, можно сформировать осознанное отношение к моральным нормам и правилам. Именно нравственность является сложным новообразованием, характеризующим личность как социальное существо, способное жить в обществе и действовать по его нормам. Дошкольникам (особенно младшим) свойственно не признавать собственных нарушений норм морали, а замечать только огрехи других.

Среди позитивных качеств личности они почти не называют морального. Говорят, что добрый человек — красивый, умный, послушный, при этом не упоминают такие черты, как честность, справедливость, ответственность, чуткость, общительность и тому подобное. Моральный портрет остается без внимания, потому что взрослые концентрируются не на том подходе в воспитании.

Педагоги часто чувствуют себя беспомощными, когда их вроде бы воспитанный ребенок не соответствует их ожиданиям, демонстрируя грубость, наглость, неуважение — выполняя требования взрослых, он не присвоил моральные нормы, не почувствовал потребность соблюдать их.

Как видим, у наших дошкольников по разным причинам возникают пробелы в освоении нравственного опыта.

Родители и педагоги задумываются: как воспитать нравственную личность; как научить детей придерживаться нравственных норм; как объяснять им значение этих норм; когда именно стоит начинать воспитание?

Всех волнует вопрос: в чем заключается искусство воспитания современного ребенка без крика, подзатыльников и наказаний?

Фактически речь идет о проблеме культивирования у малышей нравственных суждений, развития саморегуляции поведения согласно установленным нормам и правилам, которые должны стать их внутренними ориентирами, формирование эмпатийного отношение к окружающим, становление морального сознания и самосознания, нравственных чувств и тому подобное.

Главные цели нравственного воспитания современных дошкольников

  1. Развитие эмоций и нравственных чувств ребенка (от переживаний до высоких чувств) как основы нравственного воспитания.
  2. Формирование положительного отношения к соблюдению моральных норм и негативного — к их нарушениям на основе анализа ситуаций, которые дети наблюдают в жизни, с которыми ежедневно сталкиваются в межличностном общении.
  3. Культивирование у дошкольника стремления к становлению позитивного образа собственного «Я» с присущими ему моральными качествами.
  4. Содействие формированию у ребенка убеждения, что в случае негативного поступка он потеряет статус «доброго»; поддержания правильного морального выбора детей.
  5. Выработка у воспитанников привычки к нравственному поведению, уважению к нормам, которые регулируют их повседневные отношения, — воспитание культуры общения, совместной деятельности.

Специфика нравственного воспитания заключается в том, что его невозможно отделить от других процессов, поскольку это должна быть постоянная и непрерывная работа, вплетенная в общую канву воспитательного взаимодействия взрослых и детей.

В нравственном воспитании важно учитывать возрастные, индивидуальные и специфические особенности развития нынешних дошкольников, связанные с повышенной эмоциональностью, обидчивостью, наблюдательностью, отличающие их от предыдущих поколений. Современные требования личностно ориентированного подхода в воспитании предусматривают формирование «Я-концепции» ребенка.

Актуальным в этом процессе является развитие у дошкольника сознания, эмпатии, саморегуляции поведения, что непосредственно влияет на становление его нравственной сферы.

В нравственном воспитании как целенаправленном двустороннем процессе взаимодействия взрослых и ребенка важным является не знание о нормах и правилах морали и послушное их соблюдения, а сформирована личностная потребность действовать в соответствии с ними, самосовершенствоваться на протяжении всей жизни.

Методы и приемы реализации задач нравственного воспитания

  • Наглядные: наблюдения; рассматривание тематических иллюстраций, просмотр репродукций картин (дидактических и живописных), слайд-фильмов, мультипликационных фильмов с последующим обсуждением их содержания; демонстрация позитивных образцов поведения; театрализации.
  • Словесные: этические беседы, рассказы, моральные диалоги, чтение произведений детской художественной литературы взрослыми, разучивание стихов; обсуждение жизненных нравственных ситуаций; ознакомление с народными нравственными обычаями и традициями; прослушивание аудиозаписей; отгадывание загадок; составление детьми рассказов моральной тематики по схемам, иллюстрациям; убеждение в форме разъяснения; внушение; поощрение; наказание.
  • Практически-игровые: дидактические игры нравственной направленности; сюжетно-ролевые и режиссерские игры, игры-соревнования; моделирование сказок; постановка пьес на нравственные темы, решение нравственных задач, проигрывание ситуаций нравственного содержания; приучение, упражнения.

Воспитывать по-новому

Итак, речь идет о новом подходе к использованию методов, давно существующих в практике дошкольного образования, что должно обеспечить принятие детьми моральных норм на эмоционально-личностном и внутренне осознанном уровнях.

Результативность нравственного воспитания определяются соблюдением детьми норм морали вопреки собственной выгоде и интересам без внешнего контроля или принуждения со стороны взрослых, особенно в условиях свободного морального выбора, когда возникает соблазн нарушить их.

Важно, придерживается ли ребенок моральных норм постоянно, потому что это его собственная потребность, или эпизодически, ради одобрения — именно в этом заключается «новая-старая» проблема нравственного воспитания современных дошкольников, которые много времени проводят за компьютерами, смартфонами, планшетами, не усваивая при этом норм человеческих взаимоотношений.

Моральную личность нынешних малышей должны формировать по-новому.

План действий относительно нравственного воспитания: создание целостной психологической модели этого процесса, выявление его психологических закономерностей и специфических особенностей.

Остро возникла также необходимость разработки технологии психолого-педагогического сопровождения нравственного воспитания дошкольников.

Предвыборная кампания

Наверняка многим родителям знакома ситуация, когда для принятия решения вашему отпрыску требуется целая вечность. Особенно часто муки выбора застают чадо врасплох в магазине игрушек. Выпросить у утомленного покупками родителя робота – это еще полдела. А вот определиться, какими опциями будет обладать столь ценный «трофей», – сверкающем взором и звуковыми эффектами или лазерным бластером инопланетного происхождения – порой непосильная задача для большинства дошколят. По мнению психологов для детей 5-6-летнего возраста проблема выбора является абсолютной нормой и связана она, в первую очередь, с недостатком жизненного опыта. До определенного момента в жизни ребенка все важные (а иногда и абсолютно все) решения за него принимают взрослые. Но когда дети идут в школу, у них появляется гораздо больше возможностей (и потребностей) высказывать свои предпочтения и отстаивать собственную точку зрения. Делая выбор, малыш становится более независимым и уверенным в себе. Правда, это не происходит в одночасье. Задача родителей – всячески развивать навык принятия решений – постоянно поддерживать, направлять и обучать детей решать за себя. Вот несколько способов, которые помогут нам сделать это постепенно,безболезненно и максимально эффективно.

Совет №1: Объясняйте «на пальцах»

Начните с самого простого и действенного метода – на личном примере покажите, как нужно принимать то или иное решение. Поэтапно вслух проговорите и проанализируйте все свои мысли, чтобы у ребенка выстроилась четкая логическая цепочка ваших действий. Далее опишите все плюсы и минусы каждого из вариантов развития событий и сравните их друг с другом. Так будет проще найти верное решение. Например, столкнувшись с задачей – что подарить на юбилей дедушке – сфокусируйте внимание на увлечениях именинника, определите стоимость презента и его практическое применение. Таким образом вы наглядно продемонстрируете ребенку, как пришли к конкретному выбору.

СОВЕТ №2: Сократите варианты

Исследования подтверждают: чем больше выбор, тем сложнее нам его сделать. А детям вдвойне. Во-первых, их мозг еще не способен обрабатывать слишком большое количество информации. Во-вторых, особенно тяжело им дается отказ от много сразу. Проведите эксперимент: предложите маленькой сластене из дюжины потенциальных именинных тортов выбрать один единственный. Будьте уверены, для нее эта миссия невыполнима.А вот если сократить ассортимент до двух-трех вариантов, дело пойдет куда быстрее. И опять же: чем больше практики, тем лучше результат.Для повышения продуктивности и скорости принятия решений старайтесь как можно чаще ставить малыша перед выбором в быту: «Куда пойдем гулять с собакой – в парк или на площадку? На ужин приготовим мясо или рыбу? Ты помоешь посуду или вытрешь пыль?» Осознание того, что ему не просто предоставляют выбор, но и учитывают его мнение, добавит ребенку уверенности в себе.

СОВЕТ №3: Расставьте приоритеты

Порой дети впадают в ступор, находясь перед выбором. Дело в том, что каждое свое решение они воспринимают как нечто крайне важное. Объясните ребенку, что в жизни ему придется постоянно что-то решать. Есть вещи, на обдумывание которых не стоит тратить много времени (например: что взять с собой на перекус в школу). Над задачами посложнее – какую книжку прочитать следующей – стоит поразмыслить. А вопрос – каким спортом заняться – требует довольно серьезного рассмотрения. Каждый раз, когда ребенок будет стоять перед выбором, напоминайте ему о существовании простых и сложных решений. И в один прекрасный день вы заметите, что ему не составляет труда самостоятельно определиться, какой сок заказать в кафе.

СОВЕТ №4: Предложите пофантазировать

Психологи утверждают: когда дети сами задают себе вопросы и отвечают на них, а также дают оценки происходящему, их мыслительный процесс замедляется, и они могут лучше все обдумать. Помочь ребенку соблюдать этот «скоростной режим» вы можете посредством игры. По дороге домой из школы или по пути на дополнительные занятия попробуйте разыграть гипотетические ситуации, ставящие его перед выбором. Чтобы пробудить интерес к происходящему для начала предложите пофантазировать. Спросите у сына, кем из супергероев он хотел бы стать? Уточните у дочки, какими волшебными талантами феи она не отказалась бы обладать? Затем переходите к более жизненным сценариям. Поинтересуйтесь, что сделает ваш сын, если два одноклассника пригласят его на свои дни рождения в одно и то же время? Или на что дочка потратила бы деньги, если вдруг выиграет в телевикторине? Проводя время от времени такую нехитрую «зарядку» для мозгов, вы формируете у своих детей навыки критического мышления и развиваете способности принятия решений.

СОВЕТ №5: Позволяйте учиться на ошибках

Безусловно, вы прекрасно представляете, что может произойти, если ваше чадо возьмет все свои карманные деньги с собой в школу. Но если он продолжает стоять на своем, даже после ваших предостережений потерять все, «что нажито непосильным трудом», не теряйте время и перестаньте сопротивляться. В вопросах, не касающихся его здоровья и безопасности, дайте ребенку право на ошибку. Как ни прискорбно, именно негативный опыт оказывается наиболее поучительным. Дети должны четко осознавать, что любое решение имеет свои последствия. Можете быть уверены, вернувшись домой с пустыми карманами сегодня, завтра ваш упрямец непременно оставит большую часть своих сбережений дома в копилке. Главное, в любом случае, малыш должен чувствовать вашу поддержку. Не страшно, если он ошибся. Ведь на ошибках учатся! Гораздо страшнее, если вы начнете его этим попрекать. Когда ребенок не доволен результатом своего выбора, обязательно обсудите, почему так произошло и как не допустить просчета в будущем. Со временем малыш поймет, что не только несет ответственность за свои решения, но и убедится, что может влиять на события – так он победит растерянность и почувствует уверенность в своих силах.

Когда дети сталкиваются с проблемами и трудностями, их поведение становится либо частью проблемы, либо частью ее решения. Умение делать правильный выбор - даже при отсутствии желания - требует руководства, инструктажа и практики. Помогайте ребенку развивать психологическую устойчивость , необходимую для управления своим поведением даже в тех случаях, когда он расстроен или сталкивается с тяжелыми обстоятельствами.

Поведение ребенка, а также его мысли и эмоции часто полностью зависят от обстоятельств. Ребенок, который хорошо справился с контрольной работой по математике, думает: «Я умный парень» и весь день гордится собой. Вечером того же дня он с радостью выполняет просьбу матери сделать домашнюю работу, потому что чувствует себя превосходно.

Но если тот же ребенок на следующий день получает неудовлетворительную оценку, он может подумать: «Какой же я глупый», и целый день дуться и жалеть себя. Когда вечером его мать напоминает ему о том, что пришло время делать домашнюю работу, он может спорить или жаловаться, потому что чувствует себя отвратительно.

Очень важно учить детей тому, что даже когда им плохо или у них неприятности, даже когда обстоятельства, казалось бы, не в их пользу или не дают возможности спокойно подумать, они все равно могут сделать правильный выбор. Изначально для овладения этим навыком потребуются большая поддержка и обучения воспитывающих взрослых. Но конечная цель ребенка должна заключаться в умении управлять своим поведением так, чтобы делать здоровый выбор, даже тогда, когда родителей нет рядом.

Сосредоточьтесь на причинах и следствиях

Дети должны знать, что их поведение приводит к последствиям определенного рода. Важно показать, что выбор, который они делают, влияет на их чувства и чувства других людей.

Учите ребенка эмпатии , сочувствию и состраданию, поощряйте обращать внимание на то, как его поведение влияет на других людей. Например, если он хочет уйти из футбольной команды, его выбор повлияет на всех членов и команду в целом. Или же, если он не хочет приглашать кого-то на свой день рожденья, это может ранить чувства этого человека.

Кроме того, обсуждайте, как поведение ребенка влияет на его собственное настроение. Например, если он выбирает вариант сидеть и смотреть телевизор целый день, то может почувствовать скуку. Но если он выходит на улицу, чтобы поиграть с другом, то может почувствовать воодушевление, радость и прилив энергии. Или если он бьет своего друга в момент обиды или возмущения, то через какое-то время может почувствовать себя плохо, потому что сделал больно другому человеку. Поговорите с ребенком о том, как важно находить здоровые способы управления собственными эмоциями.

Вселяйте уверенность, которая побуждает решать проблемы

То, как дети выбирают способ реагирования на повседневные проблемы, чрезвычайно влияет на их жизненный опыт в целом. Даже когда детям демонстрируют потенциально удачные решения, многие из них считают, что эти решения не помогут, не сработают. Их негативные мысли мешают им даже попробовать.

Слишком часто дети избегают решения проблем, убеждая себя в том, что они не способны сделать что-либо или же что это будет слишком неудобно. Шестилетний ребенок не решается спросить группу детей, можно ли поиграть с ними, и просто отходит в сторону. Тринадцатилетний подросток отказывается делать домашнюю работу, потому что не знает, как к ней подступиться, и боится обратиться за помощью.

Способствуйте тому, чтобы ребенок задумывался над тем, решит ли его поведение проблему, поможет ли ее избежать или только усугубит ее. Детей необходимо обучать специальным навыкам решения проблем , чтобы у них были инструменты, необходимые для эффективного подхода. С каждой проблемой, которую они успешно решают, они обретают уверенность в себе и своих способностях.

Поощряйте настойчивость

Обычно дети быстро отказываются прилагать усилия, в случае если их первая попытка не увенчалась успехом. Идет ли речь о непопадании в баскетбольную команду или о не пройденном с первого раза тесте, дети зачастую сдаются преждевременно. Они склонны делать скоропалительные выводы и называть себя «плохими» или «глупыми».

К тому же дети пытаются скрывать свои ошибки или прятать их, потому что боятся, ведь «ошибки это плохо». Объясните ребенку, что совершать ошибки - это нормально. Ошибки могут стать одним из лучших инструментов обучения, но только если дети готовы брать на себя

В жизни всегда есть выбор. Возможность принимать решения нужно давать ребенку постоянно. Ситуаций для выбора множество.

. Принимайте общее решение, выбирая подарки близким, покупая продукты, одежду и обувь. Спрашивайте мнение своего чада с просьбой объяснить мотивы его выбора. Если ребенок что-то просит купить, обязательно спросите, почему он хочет именно это. Если покупка вызывает у вас сомнение, то ведите конструктивный диалог, объясняя свое решение.

Учите ребенка делать собственные покупки. При этом давайте задания, в которых есть выбор. Например, попросите купить что-нибудь к чаю для всей семьи.

. Конечно, никто не заставляет родителей ежедневно накрывать стол из множества блюд, но спросить о том, какой хлеб ребенок предпочитает, или сколько брокколи ему положить, вполне можно.

. Обсудите с ребенком, куда бы он хотел пойти на прогулку или какие пожелания у него есть относительно планов на выходные. Спросите о книжке для чтения перед сном или игрушке. Все эти мелочи не изменят вашей жизни, но научат ребенка выбирать.

. Не следует самостоятельно подготавливать одежду для ребенка на следующий день. Спросите, в чем бы он хотел пойти. Конечно, не нужно всегда соглашаться с ребенком. Но при несогласии обязательно мотивируйте свое решение, объясняя, почему именно ваш выбор предпочтительнее в данный момент.

Важно также, чтобы ребенок участвовал в покупке своей одежды. При примерке обязательно спрашивайте его мнение, озвучивайте свое, предлагайте выбор. В этом случае родители должны обладать большой мудростью, чтобы предложить ребенку выбор из двух и более вещей, идентичных по цене и качеству. Оставьте ребенку выбор деталей.

Предлагая ребенку выбор, помните о том, что его решение должно быть принято. Некоторые родители начинают критиковать ребенка, заставляя отказаться от собственного решения. Подобное поведение родителей имеет негативные последствия. Во-первых, ребенок уясняет, что от своих слов и решений всегда можно отказаться. А во-вторых, что от его выбора ничего не зависит. Стоит ли говорить, насколько это опасно для формирующейся личности.

Если ребенок ошибается в выборе, не спешите его исправлять. Его обоснования выбора очень ценны, даже если кажутся наивными и глупыми.

Несколько простых советов помогут вам включить выбор в повседневную жизнь.

    Учите своих детей отказываться от чего-то одного ради чего-то другого. Иметь все невозможно. Оговаривайте количество покупок сразу и учите выбирать одну вещь между двумя понравившимися.

    «Мы договаривались, что купим только одно платье. Это платье более нарядное – его можно надеть на праздник. А это платье удобное – его можно надеть в детский сад, оно имеет карманчик, куда можно положить носовой платочек. Второе платье можно надеть уже завтра».

    Читайте ребенку сказки, где главные герои всегда стоят перед выбором, а правильное решение является судьбоносным для главного героя. Обращайте на это внимание, попробуйте предположить последствия неправильного выбора. Книги для детей помогут вам формировать у ребенка мысли, что выбор очень важен в жизни.

    Русские богатыри всегда стоят перед камнем с вариантами выбора. И даже в сказке «Три поросенка» каждый персонаж сделал свой выбор материала для строительства домика, что привело к разным последствиям.

    Показывайте личный пример решительного поведения. Пусть вас иногда одолевают сомнения, анализируйте последствия и принимайте решения. Ребенок должен это видеть.

Умение делать выбор – важное качество человека. Формируется оно в детстве, а оказывает влияние на всю жизнь. Хотите воспитать счастливого решительного человека, знающего, что он хочет в жизни, умеющего отвечать за свои поступки, – научите ребенка делать выбор.

Светлана Садова

Умение выбирать – одно из важнейших человеческих качеств, а право выбора неотъемлемо для каждого человека.

Поэтому родителям, желающим вырастить из своего ребенка полноценную и самостоятельную личность, так важно вовремя научить малыша выбирать.

КАК И КОГДА ЭТО ДЕЛАТЬ?

Учить ребенка выбирать лучше всего с самого младенчества. И именно с этого момента родителям нужно учиться уважать выбор ребенка.

Пускай кроха выбирает одну из погремушек лишь на несколько минут, а затем потеряет к ней интерес и потянется за другой, так как пока еще не умеет сосредотачиваться и концентрировать свое внимание на чем-то одном.

Однако таким образом ребенок все равно делает свой выбор – возможно, первый, еще не очень осознанный и не обоснованный, но очень важный.

И когда мама или папа дают младенцу возможность выбирать игрушки, а те, которые он не выбрал, на время прячут или отодвигают, они учат ребенка выбирать.

Даже если при этом малыш выберет обе погремушки или не возьмет ни одной, это все равно будет его решением, его выбором.

СОВМЕСТНЫЕ ПОКУПКИ

Когда же сын или дочь подрастут немного, нужно продолжать тренировать их умение выбирать – одежду, еду, игрушки, подарки и многое другое.

Например, отправляясь за покупками с ребенком, позвольте ему выбрать себе что-нибудь на заранее предложенную сумму.

Для того, чтобы научить малыша выбирать разумно, взвешенно и обоснованно, лучше всего с раннего возраста просить его рассказывать вам, почему он сделал именно такой выбор.

Конечно, это не значит, что как только дети будут способны вести нормальный диалог с родителями, они уже смогут объяснить свои желания и предпочтения. Однако тренировать такое умение очень полезно – как для общего развития ребенка, так и для его умения делать выбор.

УВАЖАЙТЕ ЕГО ВЫБОР

Кстати, предоставляя малышу право выбора и задавая ему вопросы, будьте готовы уважать не только выбор ребенка, но и его объяснения, какими бы глупыми или странными они вам ни казались.

К сожалению, многие родители никак не могут признать за детьми право выбора, постоянно отодвигая «возрастную планку зрелости». То есть, одни считают, что их ребенок не способен на самостоятельный выбор, пока не пойдет в школу, другие говорят – пока не окончит школу.

А находятся и такие, что даже вполне взрослым и семейным детям своим отказывают в праве выбора, предпочитая все выбирать за ребенка.

ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО?

В результате такого «воспитательного подхода» вырастают зависимые, несамостоятельные, неуверенные в себе люди, совершенно не способные выбрать ни друзей, ни работу, ни жену или мужа. Такие люди предпочитают ничего не решать и ждать, пока кто-то за них не выберет и не определит их собственную жизнь.

Существуют, к сожалению, и такие родители, которым подсознательно вообще не хочется выпускать ребенка из сферы своего стопроцентного влияния.

Причем подобные взрослые просто уверены, что поступают из лучших побуждений, что решая все за ребенка, приносят ему пользу. Однако это не так, и не научившийся выбирать в детстве не сможет потом найти своего места в жизни.

Конечно, пока ребенок маленький, и еще не способен сделать осознанный выбор, родители определяют, из чего малышу выбирать.

Но по мере взросления попробуйте чаще предоставлять ребенку шанс выбирать самому, рассказывая ему о каждой из стоящих перед ним опций выбора, и вы увидите, что даже в продуктовом магазине ребенок 4-5 лет уже будет выбирать не одни только сладости.

ПСЕВДОВЫБОР

Есть в науке выбирать и одно «но» - многие психологи советуют родителям манипулировать своими детьми, предоставляя им «псевдовыбор».

Например, малыш не хочет одеваться, а мама предлагает ему выбрать, зеленую футболку надеть или синюю. То есть, ребенка вынуждают выбирать из нескольких одинаково не устраивающих его вариантов.

Однако такой подход годится лишь в случае, если совершенно ясно, что малыш просто капризничает. Если же у него есть какое-то осознанное и четкое желание, имеющее причину, то нельзя отмахиваться от него и предлагать ребенку «псевдовыбор».

К тому же, будьте готовы, что на каком-то этапе сын или дочь уже не «поймаются» на вашу уловку и открыто скажут, что не хотят ни того, ни другого.

Поэтому если ребенок настаивает на своем не из-за капризов, и если есть такая возможность, старайтесь прислушиваться к его мнениям и желаниям.

Кроме того, если он упорно отказывается спать, есть, гулять или играться, обратите внимание, все ли с ребенком в порядке, - иначе вы рискуете просто навредить малышу.

Итак, учите ребенка выбирать и обосновывать свой выбор с раннего возраста, прислушивайтесь к нему, уважайте его мнение и его решения, и со временем он сам сможет объяснить вам причины своих поступков. Из научившихся выбирать детей чаще вырастают самостоятельные, ответственные люди.