Физические упражнения при деформации грудной клетки. Лфк при деформации грудной клетки

При пороках развития (т.н. мальформациях), которым является воронкообразная деформация грудной клетки, единственным средством коррекции дефекта является хирургическое вмешательство.

Лечебная физкультура, массаж и занятия спортом помогают лишь при деформациях, полученных в результате внешнего механического воздействия.

Витаминные и гормональные препараты могут помочь, если деформация вызвана нарушением обмена веществ или общего гормонального развития

Однако это не означает , что занятия спортом исключаются , как неэффективный метод. Более того, спорт, массаж, гимнастика являются необходимым (но не достаточным!) атрибутом лечения, они необходимы для полного восстановления пациента.

Применение метода Насса в коррекции воронкообразной деформации грудной клетки позволило пациенту заниматься спортом во время восстановительного периода, что сделало коррекцию деформаций еще более эффективной. Лечебная физкультура и массаж показаны в тот период, когда пациенту установлена пластина : это способствует развитию мышц, а также формированию правильной осанки. Достаточное внимание к физическим упражнениям позволяет достичь отличных результатов в коррекции воронкообразной деформации грудной клетки.

Упражнения при деформациях грудной клетки

По статистике, на каждую 1000 детей 6-8 имеет врожденные деформации грудной клетки. Причиной деформаций грудной клетки принято считать аномальное разрастание хряща между ребрами и грудиной, которое выгибает грудину внутрь или наружу. В первом случае аномалия называется воронкообразной деформацией (Pectus Excavatum), во втором - килевидной деформацией (Pectus Carinatum). В некоторых случаях эти деформации эффективно поддаются лечению с помощью неинвазивных методов, в том числе лечебной физкультуры.

По мере тренировки мышц, деформация грудной клетки может быть уменьшена, или по крайней мере не усугубляться. Кроме того, интенсивная закачка, особенно в области торса, позволяет увеличить мышечную массу и создать хороший косметический эффект - искривление становится менее заметным.

Все физические упражнения направлены на решение следующих задач:

  1. Увеличить подвижность и гибкость позвоночника и грудной клетки.
  2. Растянуть все укороченные структуры.
  3. Укрепить мышцы для более амплитудного хода грудной клетки.
  4. Восстановить нормальную осанку.

Упражнения мобилизуют подвижность суставов, растягивают мягкие ткани вокруг грудины, чтобы они не препятствовали перемещению грудной клетки. Помимо мобильности суставно-связочного аппарата, улучшается тонус мышц.

Предлагаемая программа упражнений

Упражнения на растяжку и мобилизацию


Пациент располагается в позе на согнутых коленях, руки вытянуты вперед. Придерживаясь за шведскую стенку на высоте 50-80 см, медленно опускайте верхнюю часть тела, а лопатки ведите в направлении к полу. Должно чувствоваться, как происходит растяжка в передней подмышечной впадине и плече. Держать 8 секунд (можно глубоко дышать, увеличивая растяжку грудной клетки), затем расслабиться. Повторить 20 раз. Такие подходы нужно делать по 4 раза в день.

Цель упражнения - растянуть все передние мышцы грудной клетки, особенно большую грудную мышцу.

Пациент становится боком к стене. Ближайшую к стене руку положить на стену на уровне немного выше плеча. Вращаем тазом в противоположную сторону, при этом не отрывая руку от стены. Растяжение должно чувствоваться в передней части плеча и верхней части грудной клетки. Держите 8 секунд. Затем можете расслабиться и вернуться в исходное положение. Отдохните и продолжайте с другой руки. В день нужно делать 4 подхода по 20 повторений.

Это упражнение дает наибольший диапазон движения грудных позвонков, позволяя потянуть в разные стороны связки, мышцы и суставы в области грудины.

Пациент в положении сидя. Выполняются наклоны вбок. При наклоне в каждую сторону противоположная рука тянется над головой в сторону наклона. Должно чувствоваться растяжение противоположной части туловища. Фиксируйте положение 8 секунд (в это время можно глубоко дышать), вернитесь в исходное положение. Упражнения повторять по 20 раз 4 раза в день. Цель упражнения — такая же, как и во втором упражнении.

Силовые упражнения

4, 5. Упражнение с отягощением в положении лежа.

Пациент располагается в положении лежа на спине. Под спину надо подложить валик из пенополиуретана около 10 см в диаметре. Если использование валика слишком болезненно - просто лечь плашмя. Руки вытянуть назад за голову и ухватиться ими за перекладину шведской стенки или за какой-либо тяжелый груз на расстоянии 10 см от земли. После этого, глубоко вдохнуть и постараться приложить максимальное усилие, как бы поднимая перекладину стенки или груз. Зафиксируйте положение на 8 секунд, затем расслабьтесь. 10 таких повторений составляют одну серию. Нужно делать по 3 серии 4 раза в день.

Цель упражнения:

При таком положении, когда руки зафиксированы, передняя грудная стенка поднимается, в основном, за счет грудной мышцы. Максимальное напряжение при приложении усилия на подъем, заставляет мобилизоваться окружающие мышцы, участвующие в процессе дыхания. Валик, подложенный под спину, помогает развернуть и расправить грудной отдел позвоночника, корректируя грудной кифоз.

6. Растяжка верхней части корпуса, лежа на животе.

Пациент ложится на живот. Под живот можно подложить 1-2 подушки. Руки за головой. Ноги можно зафиксировать на шведской стенке. Глубоко вдохнуть и поднять верхнюю часть корпуса, сохраняя руки за головой. Прогнуться. Удерживайте такое положение 8 секунд, затем расслабьтесь. 10 таких повторений составляют одну серию. Нужно делать по 3 серии 4 раза в день.

Цель упражнения — усилить верхние мышцы спины, сбалансировать мышечную силу. Это позволяет предотвратить грудной кифоз и сохранить красивую осанку.

Пациент располагается на животе и начинает делать отжимания. Самый простой вариант — поднимать только туловище, более трудный - поднимать все тело целиком, и самый продвинутый вариант — в верхней фазе отжимания делать хлопок в ладоши, отрывая руки от пола. Начните с первого варианта. Если он будет получаться легко — переходите к следующему. Одна серия составляет 10 повторений. После каждой серии — отдых. В общей сложности надо делать по 30 повторений 4 раза в день.

Цель упражнения — общее укрепление мышц грудной клетки. При интенсивных нагрузках улучшается также минерализация костей, силовая закачка стимулирует формирование красивого силуэта.

8. Движения руками вверх-вниз вдоль разных сторон тела.

Пациент находится в положении сидя или стоя. Руки вытянуты. В руках нужно зажать концы эластичной ленты или любого другого эластичного шнура, по своей упругости позволяющего вам сделать максимум 10 повторений упражнения, не более. Медленно отводить руки назад, опуская их до уровня ягодиц. Зафиксировать на 3 секунды. Затем также медленно вернуть руки через верх в исходное положение. Повторить 10 раз (1 серию). После этого отдохнуть и сделать еще 2 серии. В итоге нужно делать по 30 повторений 4 раза в день.

Упражнение служит для укрепления шеи, плеч, верхней части спины, грудных мышц. Его можно рассматривать, как стабилизирующее упражнение для верхней части грудной клетки.

Деформацией грудной клетки называют изменение формы костно-мышечного каркаса верхней части туловища. Существуют два основных типа деформации грудной клетки у детей: воронкообразная и килевидная.

С чем связана деформация грудной клетки у детей, и что нужно предпринимать родителям в случае такого диагноза?

Последствия для здоровья, связанные с деформацией грудной клетки у детей, зависят от вида деформации и ее степени.

Воронкообразная деформация грудной клетки у детей проявляется в западании реберных хрящей, вследствие чего образуется воронка, или впадина, в центре грудной клетки.

Различают 4 степени воронкообразной деформации грудной клетки у детей, в зависимости от глубины воронки. При I степени деформации (углубление не больше 2 см) ребенок может вообще не чувствовать никаких симптомов заболевания. При более высоких степенях деформации у ребенка может отмечаться затруднение дыхание, одышка, и некоторые нарушения работы внутренних органов из-за их сдавливания.

При килевидной деформации грудной клетки у детей грудина выдается вперед в виде киля, к которому под прямым углом присоединяются ребра. Эта деформация часто является только косметическим дефектом. Если же килевидная деформация имеет выраженный характер, это может привести к проблемам в работе легких, сердца и других внутренних органов из-за нарушения их взаимного расположения. В этом случае необходимо провести обследование и выяснить особенности расположения и функционирования внутренних органов ребенка.

Чем может быть вызвана деформация грудной клетки у детей?

Деформация грудной клетки у детей чаще всего является врожденным заболеванием и формируется еще в пренатальный период, когда ребенок находится в материнской утробе. Точного ответа, почему грудная клетка младенца деформируется, ученые пока не нашли. Известно лишь, что вероятность проявление данного дефекта повышается при:

Негативной наследственности (наличие данного заболевания в анамнезе мамы или папы ребенка или их ближайших родственников);
воздействии тератогенных факторов (негативных факторов, влияющих на беременную женщину и плод и вызывающих нарушения его развития, не затрагивая наследственные структуры). К таким факторам относят перенесение будущей мамой инфекционных заболеваний, прием антибиотиков и других химических препаратов, контакт с радиационным излучением, и т.д.

То есть, будущих мамам нужно следовать стандартным рекомендациям: беречь себя, не контактировать с больными, с осторожностью применять лекарственные препараты, и т.д.

Что касается приобретенной деформации грудной клетки у детей, она может быть вызвана перенесенными ребенком тяжелыми заболеваниями (рахит, сколиоз, легочные заболевания, и т.д.) и травмами верней части туловища.

Как исправляют деформацию грудной клетки у детей?

При деформации грудной клетки у детей в легкой степени проводят консервативное лечение, без хирургического вмешательства. Оно состоит в проведении физиотерапевтических процедур, массажа, лечебной гимнастики и, при необходимости, в ношении ребенком специального сдавливающих устройств ортезов и динамических компрессионных систем.

В более серьезных случаях детям назначается оперативное вмешательство для исправления формы грудной клетки. Раньше считалось, что чем младше оперируемый ребенок, тем лучше, так как способность детских тканей к регенерации гораздо выше, чем тканей подростка или взрослого человека. Поэтому операции по исправлению формы грудной клетки проводили малышам еще в дошкольном возрасте. Однако сейчас большинство врачей сходятся во мнении, что раннее исправление формы грудной клетки хирургическим путем может привести к неправильному росту ребер, рецидиву заболевания и необходимости повторной операции. Поэтому хирурги рекомендуют проводить операцию не ранее 10-12 лет для мальчиков и 12-13 лет для девочек.

Дыхательная гимнастика и лечебная физкультура при деформации грудной клетки у детей
Первое, что необходимо сделать при обнаружении у ребенка деформации грудной клетки обратиться к врачу (хирургу-ортопеду или более узкому специалисту). Если специалист подтвердит, что риска для здоровья ребенка дефект не несет, родители могут бороться с деформацией грудной клетки ребенка своими силами, а именно, заниматься с ребенком дыхательной гимнастикой и лечебной физкультурой. Эти методы не могут полностью исправить дефект, но способны затормозить его развитие.

Дыхательная гимнастика при деформации грудной клетки у детей способствует исправлению формы костно-мышечного каркаса, кроме того, нормализует работу сердца и легких. Перед занятиями с ребенком дыхательной гимнастикой следует уточнить у врача нет ли каких-либо противопоказаний к данным упражнениям?

Упражнения дыхательной гимнастики

1. Задержка дыхания. Встать прямо, ноги на ширине плеч. Сделать глубокий вдох и задержать дыхание на максимально долгое время. Затем резко выдохнуть воздух через рот. Повторить 5-10 раз.

2. Верхнее дыхание. Можно выполнять как стоя, так и сидя. Медленно и глубоко вдохнуть, контролируя, чтобы живот оставался неподвижным, а грудная клетка поднималась. Резко выдохнуть через рот, повторить 5-10 раз.

3. Расширение грудной клетки. Встать прямо, сделать глубокий вдох, сжать кулаки и вытянуть руки перед собой на уровне плеч. Быстрым движением отвести руки назад и плавно вернуть в исходное положение. Повторить несколько раз и резко выдохнуть через рот. Во время выполнения упражнения мышцы рук должны быть сильно напряжены.

Кроме дыхательной гимнастики, детям с деформацией грудной клетки очень полезно выполнять упражнения для развития грудных мышц: отжимания, подтягивания, упражнения с гантелями и эластичной гимнастической лентой. Сильные мышцы грудной клетки помогут замедлить деформацию и даже остановить ее, кроме того, развитый мышечный каркас зрительно исправит косметический дефект, закроет деформированную грудную клетку.

Детям с деформированной грудной клеткой очень полезны занятия плаванием этот вид спорта помогает развитию грудных мышц и легких и при этом имеет очень мало противопоказаний. Занятия волейболом, баскетболом и греблей также часто рекомендуют при данном заболевании, особенно, если ребенок проявляет к ним интерес.

Слабо выраженная деформация грудной клетки у детей обычно не влияет на их здоровье, особенно если родители принимают меры по исправлению дефекта: занимаются с ребенком дыхательной гимнастикой, приучают его к занятиям спортом. И даже если степень деформации высока медицина предлагает эффективные способы полного устранения дефекта, начиная от высокотехничных компрессионных устройств и заканчивая современными операциями с минимальным вмешательством.

Растите здоровыми!

ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
ПРИ ВОРОНКООБРАЗНОЙ ГРУДНОЙ КЛЕТКЕ.

Врожденная воронкообразная деформация грудной клетки у детей является одним из тяжелых ортопедических заболеваний.

Среди детских хирургов нет единого мнения о причинах возникновения этого заболевания.

Мнения ряда исследователей о рахите как причине развития воронкообразной деформации грудной клетки в настоящее время не подтверждаются.

Н. И. Кондрашин (1973) считает, что деформация груди является следствием дисхондроплазии реберных хрящей и грудины. Подобного мнения придерживаются многие исследователи.

У детей грудная клетка с воронкообразной деформацией имеет характерную форму. Она уплощена, грудинопозвоночное расстояние уменьшено, ребра принимают неправильное наклонное или косое положение, зпигастральный угол заострен.

Различают три степени деформации грудной клетки.

При I степени глубина «воронки» не превышает 2 см, сердце не смещено. При II степени «воронка» более глубокая-3- 4 см. При III степени глубина «воронки» более 4 см, сердце смещено более чем на 3 см.

Дети с подобным заболеванием, как правило, значительна отстают в физическом развитии. У них заметен дефицит массы тела. Нарушается осанка, искривляется позвоночник. Отчетливо снижается физическая работоспособность.

Деформированная грудная клетка создает неблагоприятные условия для работы органов грудной полости. В первую очередь нарушается функция внешнего дыхания. У больных затрудняется дренажная функция бронхов, снижается легочная вентиляция» показатели окружности и экскурсии грудной клетки снижены по сравнению с возрастной нормой.

Отчетливо изменяются окислительно-восстановительные процессы, нарушается кислотно-основное состояние крови главным образом в сторону развития дыхательного алкалоза, метаболического ацидоза. В этих условиях развивается кислородная недостаточность, что заметно отражается на работе основных жизненно важных органов. Сердечно-сосудистая система функционирует в условиях механического сдавления и смещения сердца. Все это приводит к значительному снижению резервных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Развивается синусовая тахиаритмия. При тяжелых деформациях может измениться артериальное давление, повыситься венозное давление. Наблюдается определенная склонность к вегетативно-сосудистой дистонии.

Дети с таким заболеванием вялые, раздражительные, быстро устают, плохо оправляются с физической нагрузкой, нередко жалуются на боли в области сердца, тяжесть в груди.

Хирургическому лечению подлежат воронкообразные деформации грудной клетки с тенденцией к лрогрессированию, сопровождающиеся значительным снижением резервных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Немаловажным показанием к торакопластике служит наличие косметического дефекта.

В подготовке больного к операции важное значение имеет лечебная физическая культура, основными задачами которой являются общетонизирующее воздействие, укрепление ослабленной мускулатуры, особенно большой и малой грудной мышц и мышц спины, исправление осанки, улучшение функции дыхания и кровообращения, обучение физическим упражнениям раннего послеоперационного периода.

Лечебная физическая культура дооперационного периода проводится в форме гигиенической и лечебной гимнастики. Общая нагрузка при проведении занятий определяется в зависимости от возраста детей, степени деформации и функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Занятия лечебной гимнастикой проводят из исходного положения стоя и лежа с применением снарядов (булавы, обручи, гимнастические палки, мячи, медицинболы, резиновые бинты и т. д.). В построении занятия придерживаются общепринятых форм, соблюдая принципы последовательности и постепенности. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста включаются физические упражнения имитационного характера, используется игровой метод.

Приводим примерный комплекс лечебной гимнастики у детей школьного возраста до операции по поводу (воронкообразной грудной клетки (II степень).

1. Построение, выравнивание осанки перед зеркалом.

2. Ходьба в разном темпе и с разной степенью сложности 1 1/2-2 мин.

3. Основная стойка - касаясь спиной, ягодицами и пятками плоскости. Скользя по плоскости, поднять руки, повернутые ладонями вперед, через стороны вверх, потянуться, поднимаясь на носки. Повторить 4-5 раз.

4. Стоя, руки сзади в замке. Прогнуться, сближая лопатки. Повторить 4-5 раз.

5. Стоя, ноги на ширине плеч. Вращение прямых рук вперед и назад, сохраняя правильную осанку. Повторить в каждую сторону 5-6 раз.

6. Основная стойка. Поднять руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох. Дыхание через нос. Повторить 4-5 раз.

7. Стоя, ноги врозь, гимнастическая палка на лопатках. Приседания (сохранять правильную осанку). Повторить 10 раз.

8. Стоя, ноги врозь, палка на лопатках. Поворот корпуса вправо и влево. Повторить 5-6 раз в каждую сторону.

9. Стоя, ноги врозь, в руках гимнастическая палка. Поднять палку вверх - вдох, опустить палку вниз - выдох. Повторить 4-5 раз.

10. Ходьба с палкой на лопатках. Высоко поднимать колени и следить за осанкой. Продолжительность 1-2 мин.

11. Стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклоны корпуса в стороны с подниманием рук вверх. Повторить 4-5 раз в каждую сторону.

12. Стоя, ноги врозь, в руках медицинбол. Поднять медицинбол вверх и бросить назад. Повторить 4-5 раз.

13. Основная стойка. Поднять руки вверх-вдох, расслабить руки и поочередно опустить вниз кисти, предплечья и плечи-выдох. Повторить 3 4 раза.

14. Стоя спиной к гимнастической стенке, резиновый бинт фиксирован к перекладине на уровне головы. Концы бинта в вытянутых руках в сторону. Растягивать резиновый бинт, приводя через стороны прямые руки к туловищу. Повторить 3-4 раза.

15. Лежа на спине. Упражнение «велосипед». Повторить 11-12 раз.

16. Лежа на спине. Статическое полное дыхание. Повторить 4-5 раз.

17. Лежа на спине. Сгибание и разгибание пальцев рук и ног одновременно и попеременно. Повторить 10-12 раз.

18. Лежа на спине. Вращение в лучезапястных и голеностопных суставах. Выполнять одновременно и попеременно. Повторить 10-12 раз.

19. Лежа на животе. Руки к плечам. Поднять пояс верхних конечностей» сближая лопатки. Повторить 6 раз.

20. Стоя на четвереньках. Поднимать поочередно правую и левую руку. Не сгибать спину. Повторить 2-3 раза каждой рукой.

21. Ходьба с переменным темпом, 1-2 мин.

22. Стоя на середине резинового бинта. Концы бинта в опущенных руках. Растягивать резиновый бинт, поднимая прямые руки вперед. Повторить 3- 4 раза.

23. Игра с мячом (волейбол, броски в корзину двумя руками), 2-3 мин.

24. Ходьба в спокойном, замедляющем темпе, 1-2 мин.

Учитывая сниженные резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, повышенную утомляемость детей, следует строго регулировать физическую нагрузку.

Лечебную физическую культуру b послеоперационный период начинают сразу на следующий день после операции. На первом-раннем этапе она имеет своей целью профилактику послеоперационных осложнений, в первую очередь пневмоний, адаптацию сердечно-сосудистой и дыхательной систем к новым условиям деятельности, борьбу с мышечной гипотрофией и другими отрицательными последствиями длительной гипокинезии.

Методика лечебной физической культуры зависит от техники оперативного вмешательства. На кафедре детской хирургии 2-го МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова в течение ряда лет применяется техника торакопластики, разработанная Н. И. Кондрашиным (1968). Эта радикальная операция исключает применение трак-ционных швов и фиксаторов. Для достижения прочной консолидации ребер и грудины в положении достигнутой оперативным путем коррекции ребенок должен находиться 30-45 сут в положении на спине без подушки на ровном, жестком щите. Детям не разрешается вставать, садиться, поворачиваться.

В соответствии с предложенным оперативным лечением нами разработана следующая методика лечебной гимнастики.

Послеоперационный период подразделяют на ранний и поздний. Ранний послеоперационный период в свою очередь подразделяется на периоды «А» и «Б». Ранний период «А» назначают больному в первые 5 дней после операции. Ранний период «Б» обычно продолжается 10-15 дней после операции. Лечебная гимнастика проводится 3 раза в день.

Примерный комплекс лечебной гимнастики, применяемый на 2-й день после торакопластики по поводу врожденной воронкообразной деформации грудной клетки у детей дошкольного возраста (рис. 59,1-12).

Вся гимнастика проводится из исходного положения лежа на спине.

1. Массаж ног-поглаживание. Повторить 6-8 раз (рис. 59,1).

2. Сжимание и разжима*ние пальцев рук («павлин распустил хвост»). Повторить 4-5 раз (рис. 59,2).

3. Сжимание и разжимание пальцев ног. Повторить 4-6 раз (рис. 59,3).

4. Вращение кистей в лучезапястных суставах. Повторить 4-6 раз в каж» дую сторону («завинтили винтики») (рис. 59,4).

5. Тыльное и подошвенное сгибание в голеностопных суставах («здравствуйте, до свидания»). Повторить 3-4 раза (рис. 59,5).

6. Статическое дыхательное упражнение. Повторить 3-4 раза (рис. 59,6).

7. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, не отрывая локти и плечи от плоскости щита («застучали молоточки»). Повторить 3-4 раза (рис. 59,7).

8. Произвести несколько выдохов в резиновую игрушку (отдых) (рис. 59,8).

9. Статическое напряжение четырехглавых мышц бедра. Повторить 3- 4 раза («подвигаем коленной чашечкой») (рис. 59,9).

10. Повороты головы в стороны. Повторить 2-3 раза («переходим улицу-посмотрим налево, посмотрим направо») (рис. 59,10).

11. Развернуть руки ладонями вверх-вдох. Вернуться в исходное поло-J жение-выдох. Повторить 3-4 раза («показать ладони, спрятать ладони»)! (рис. 59,11).

12. Сжимание и разжимание пальцев ног («ежик вышел на охоту, ежик| сжался в комочек»). Повторить 5-6 раз (рис. 59,12).

Через 5 дней после операции занятия можно проводить по методике раннего периода «Б». В этот период, так же как и в первые дни после операции, занятия проводятся из исходного положения лежа на спине. Общая нагрузка постепенно увеличивается. В занятия следует вводить физические упражнения! для крупных мышечных групп-сгибание и разгибание ног в ко-| ленных.и тазобедренных суставах, приподнимание таза.

Поздний послеоперационный период подразделяется на периоды поздний «А» и поздний «Б».

Поздний период «А» обычно начинается с 15-го дня и продолжается до 30-40-го дня после операции,

Лечебная физическая культура позднего периода «А» проводится в форме гигиенической и лечебной гимнастики.

Гигиеническую гимнастику проводят ежедневно, сразу послед пробуждения детей. Задачей гигиенической гимнастики является общетонизирующее воздействие, облегчающее переход от сна к бодрствованию.

Лечебную гимнастику назначают 2 раза в день. Основная ее задача-подготовка ребенка к постепенно возрастающей нагрузке, постепенная тренировка кровообращения, дыхания, укрепление скелетной мускулатуры.

Примерный комплекс лечебной гимнастики детей школьного возраста (на 20-й день после торакопластики) (рис. 60,1-6)

Занятия проводятся из исходного положена лежа на спине.

1. Массаж ног-поглаживание. Повторить 8-10 раз (рис. 60,1).

2. Одновременное сжимание пальцев рук и ног. Повторить 8-10 раз.

3. Вращение рук в лучезапястных и голеностопных суставах. Повторит 6-8 раз (рис. 60,2).

4. Статические дыхательные упражнения. Повторить 3-4 раза.


5. Сгибание и разгибание рук в локтевых суставах, не отрывая локти от плоскости щита. Повторить 4-6 раз.

6. Статическое напряжение четырехглавых мышц бедра. Повторить 8-10 раз.

7. Разведение рук в стороны - вдох, возвращение в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза, не отрывая рук от плоскости щита.

8. Статическое напряжение ягодичных мышц и мышц спины. Повторить 4-6 раз.

9. Статические дыхательные упражнения. Повторить 3 -4 раза.

10. Приподнимание таза с опорой на согнутые в локтях руки и пятки. Повторить 2 раза. Пауза отдыха 15 с (рис. 60,3).

11. Поднимание рук вверх-вдох, опускание через стороны рук вниз- выдох. Повторить 3-4 раза.

12. Отведение ноги в сторону, не отрывая пятки от плоскости щита. Повторить 2-3 раза каждой ногой (рис. 60,4).

13. Статические дыхательные упражнения. Повторить 3-4 раза.

14. Ноги согнуты в коленных и тазобедренных суставах-ходьба лежа. Повторить 10-12 раз (рис. 60,5).

15. Надувание резинового мяча до его наполнения. Отдых 15 с.

16. Попеременное сгибание и разгибание ног в голеностопных суставах. Повторить 8-10 раз.

17. Повороты головы вправо и влево (рис. 60,6).

18. Энергичное сжимание и разжимание пальцев рук. Повторить 8-10 раз.

19. Поставить ноги на ширине ступни. Развернуть носки в стороны и вернуться в исходное положение. Повторить 3-4 раза.

20. Повернуть руки ладонями вверх - вдох, вернуться в исходное положение - выдох. Повторить 3-4 раза.

Через 5-6 нед (после операции при благополучном течении послеоперационного периода больным разрешают садиться, а затем вставать. Лечебная физическая культура в этом периоде проводится по методике позднего послеоперациониого периода «Б») b форме утренней гигиенической и лечебной гимнастики. Основной задачей этого периода является тренировка больного ж возрастающим нагрузкам, подготовка к выписке из стационара.


Лечебная гимнастика проводится из исходного (положения лежа, сидя и стоя. Общая нагрузка постепенно увеличи-1 вается и достигает 20-25 мин. | Занятия по описанной методи-Ц ке должны проводиться еже-| дневно до выписки домой.

За последние годы на ка-федпе детской хирургии 2-го МОЛГМИ им. Н. И. Пирогова Ю. Ф. Исаковым, В. И. Гераськиным, Г. С. Васильевым, C.C.Py-j даковым (1979) разработан новый способ оперативного лечения! воронкообразной деформации грудной клетки. В загрудинное! пространство имплантируется магнитная пластина, что позволя|^ ст при помощи постоянного мощного магнита, укрепленного н| поверхности груди, производить (постепенное вытяжение груди! ны до положения нужной коррекции (рис. 61). 1я

Такой новый метод оперативного вмешательства дал воз-| можность расширить двигательный режим в послеоперационном периоде. При отсутствии осложнений больным разрешается садиться уже "на 3-5-е сутки, вставать и ходить на 7-10-е сутки. Корсет снимают примерно через месяц.

Лечебную гимнастику в послеоперационном периоде начинают на следующий день после операции.

Основной задачей раннего послеоперационного периода является профилактика послеоперационных пневмоний, приспособление сердечно-сосудистой и дыхательной систем к новым условиям деятельности, борьба с мышечной атрофией и другими отрицательными последствиями гиподинамии.

Послеоперационный период подразделяется на ранние «А» и «Б» периоды. Период «А» назначается в первые 5-7 сут после операции. С больными занимаются лечебной гимнастикой из исходного положения лежа. Включают динамические и статические дыхательные упражнения, что помогает откашливать содержимое бронхов, упражнения для мелких, средних и крупных мышечных групп. Обязательным упражнением является воздействие на мышцы таза и пояса нижних конечностей. Темп выполнения физических упражнений средний и медленный. Включаются паузы отдыха. Общая продолжительность занятия 7-10 мин. Рекомендуется проводить занятия не менее 3 раз на протяжении дня.

На 7-10-е сутки после операции, когда больному разрешается садиться, лечебную гимнастику назначают по раннему послеоперационному периоду «Б». В этот период занятия проводятся из исходных положений лежа и сидя на стуле.

В положении лежа рекомендуются физические упражнения для верхних и нижних конечностей (в (среднем темпе. Ряд упражнений проделывают с усилием. Применяются статические и динамические дыхательные упражнения. Переход в положение сидя на стуле проводится осторожно, без резких движений. Из этого положения применяется осторожное прогибание в грудном отделе позвоночника до сближения лопаток, поочередное приподнимание плеч, небольшой наклон корпуса в стороны, поочередное и одновременное поднимание рук вверх (первые дни это упражнение проводится с помощью). Все упражнения из положения сидя больной проделывает плавно, без рывков и резких движений до появления болезненных ощущений. Продолжительность занятия в этот период увеличивается до 10-15 мин.

После 10-14 суток, когда больному разрешают вставать на ноги, лечебную гимнастику проводят по методике позднего послеоперационного периода. В этот период комплекс физических упражнений назначается из исходного положения лежа, сидя и стоя. Физические упражнения применяют с большей (по сравнению с предыдущим периодом) амплитудой. Используют гимнастические палки, мячи, обручи и другие гимнастические снаряды. Подбирают различные физические упражнения для верхних конечностей, прогибание в грудном отделе позвоночника до сближения лопаток, ходьбу с гимнастической палкой на лопатках, ходьбу со сближением лопаток, повороты, наклоны в стороны, приседания. Лежа на спине-упражнение «велосипед». В этом периоде занятия можно уже проводить малогрупповым методом.

При построении занятий лечебной гимнастикой сохраняются общепринятые принципы периодизации.

Задачами лечебной гимнастики являются расширение функциональных возможностей кардиореспираторной системы, адаптация к изменившимся условиям функции системы дыхания и" кровообращения, общая тренировка к возрастающим физическим нагрузкам, укрепление скелетной мускулатуры. Продолжительность занятия увеличивается до 15-20 мин.

После снятия корсета используется возможность более активной коррекции осанки и укрепления скелетной мускулатуры, особенно малой и большой грудных мышц и мышц спины. Применяют упражнения из исходного положения лежа на животе- «ласточка», упражнения с сопротивлением и с усилием.

Целесообразно продолжить занятия лечебной гимнастикой в кабинетах лечебной физкультуры детских поликлиник.

Через 6- 10 мес после операции при благоприятном течении послеоперационного периода дети могут посещать уроки физической культуры в школе в специальной группе.

В дальнейшем по показаниям возможен перевод детей в подготовительную и основную группы.

Отдаленные результаты комплексного лечения, прослеженные за несколько лет, указывают на большую эффективность предложенного метода: исправление осанки, существенная коррекция деформации грудной клетки, заметное повышение физической работоспособности, выраженная компенсация кардиореспираторной недостаточности, что можно объяснить также тренирующим влиянием лечебной физической культуры.

Рубрика:

При нормальном развитии грудная клетка в первые годы жизни ребенка несколько сжата с боков; ее передне-задний размер в это время больше поперечного, ребра отходят от позвоночника почти горизонтально. С момента, когда ребенок начинает принимать вертикальное положение - сидеть, отношения меняются: ребра спереди принимают наклонное положение, грудная клетка опускается вследствие своей тяжести, тяжести органов, расположенных в грудной полости, и тяги брюшных мышц. С ростом ребенка передне-задний диаметр грудной клетки начинает отставать и с двух лет уступает постепенно росту поперечного. В дальнейшем, в пределах нормального развития, грудная клетка у взрослого дает два типа: длинный узкий и короткий широкий. Наряду с этим наблюдаются патологические формы; одни из них вторичные, как, например, изменения грудной клетки при различных искривлениях позвоночника, другие - самостоятельные. К числу последних относятся следующие.

Плоская грудь характеризуется слабостью мышц спинных и грудных; слабость первых ведет к наклону туловища вперед в верхней его части, а слабость вторых - к опущению грудной клетки вниз. В общем плоская грудная клетка удлинена и уплощена; плечи резко выступают вперед, лопатки приподняты, расстояние между ними увеличено. Вследствие такого изменения груд-нон клетки дыхательные движения затруднены и ребенку требуются особые усилия, чтобы сделать глубокий вдох; обычно он ограничивается поверхностным дыханием, что обусловливает недостаточность легочной вентиляции, уменьшение окисляемости крови и в результате ведет к малокровию и ослаблению общего развития ребенка.

Плоская узкая грудь ввиду ограниченной способности расширяться задерживает развитие легких, поэтому емкость их уменьшена; глубокое дыхание вследствие слабости грудных мышц, как уже указано, затруднено; сердце при такой грудной клетке уменьшено, условия его работы неблагоприятны, так как присасывающая деятельность грудной клетки ослаблена. Отрицательное влияние оказывает плоская грудная клетка также на развитие и функции брюшных органов. Причины образования плоской грудной клетки: рахит, сужение первого реберного кольца вследствие окостенения реберного хряща, мышечная слабость, особенно спинных мышц, длительное сидение в школе при неблагоприятных для развития условиях, плохая бытовая обстановка и пр.

Профилактика - правильное физическое воспитание.

Лечение: корригирующие упражнения для расширения грудной клетки и развитие слабых мышц спины и плечевого пояса. Упражнения на снарядах (перекладине, лестнице), способствующие пассивному растяжению грудной клетки, поднятию ребер и увеличению их подвижности; активные упражнения для укрепления и развития мышц грудной клетки. Дыхательная гимнастика. Упражнения общего характера для развития сердца, легких и всей мускулатуры. Широко рекомендуются игры с мячом и другие подвижные игры на открытом воздухе. Улучшение бытовых условий и условий занятий в школе.

Воронкообразная грудь бывает врожденной и приобретенной. Причиной возникновения последней может быть рахит или давление на грудь различных приборов при той или иной профессии. Характеризуется воронкообразная грудь тем, что в области основания грудной кости и мечевидного отростка имеется углубление, которое может быть различной величины. При средней степени вдавлепия каких-либо расстройств со стороны органов грудной и брюшной полостей не бывает; при сильной степени развития могут быть затруднения дыхания и нарушения сердечной деятельности.

Воронкообразная грудь представляет деформацию более стойкую и трудную для лечения, чем плоская грудь. Результаты лечения тем лучше, чем раньше его начать. Рекомендуется действовать на углубление в грудной кости изнутри давлением воздуха - делать глубокий вдох и напряженный выдох (при закрытой или суженной голосовой щели), причем одновременно руками производится сдавление грудной клетки с боков, так как она обычно в поперечном размере шире нормы. Кроме общеукрепляющих физических упражнений, дают дополнительные для развития грудной клетки в сагиттальном направлении. Например, разведение поднятых рук в стороны и назад при глубоком вдохе; круговое движение рук, вытянутых вперед, вверх, в стороны, назад и вниз с глубоким дыханием; смешанные висы на кольцах с круговым вращением и др. При очень глубоком вдавлении, сопровождающемся затруднением деятельности органов грудной полости, показана операция.

Килеобразная грудь (куриная) встречается чаще, чем воронкообразная. Форма грудной клетки похожа на форму киля корабля или форму птичьей груди. Развивается куриная грудь на почве рахита, когда размягченные реберные стенки находятся под влиянием присасывания со стороны грудной полости и тяги со стороны диафрагмы; вторично она может развиться при рахитическом и туберкулезном кифозах. Передне-задний диаметр грудной клетки увеличен, поперечный уменьшен, грудина значительно выступает вперед; на боковой поверхности грудной клетки ребра от четвертого до восьмого вогнуты, а нижние выпуклы и образуют с вышележащими поясообразные выпячивания, еще рельефнее определяющие боковые уплощения; ребра к грудине подходят под прямым углом. Ключицы направлены косо спереди назад; нередко имеют угловые изгибы. На ребрах заметны следы рахита в виде четок. Деформация эта отрицательно влияет на деятельность сердца и легких; она задерживает развитие последних, особенно в верхушках легких, уменьшая в них газообмен. Но, в общем, прогноз при куриной груди благоприятный, так как с течением времени деформация постепенно сглаживается, а легкие формы почти полностью излечиваются.

В начальной стадии болезни назначают противорахитические средства. У детей старшего возраста применяются корригирующие упражнения: в положении сидя, разведение поднятых рук в стороны и назад, с одновременным сжатием грудной клетки по направлению назад, при этом делается глубокий вдох и выдох; аналогичное упражнение выполняется лежа на груди. Попутно делаются осторожно упражнения общего характера для укрепления костно-мышечного аппарата и внутренних органов и упражнения дыхательные.

  • 1. Ходьба по залу. Выполнять в течении 1-2 минут.
  • 2. Продолжая ходьбу поднять руки вверх, сделать вдох, вернуться в и.п. – выдох. Продолжительность упражнения 1-2 минуты.
  • 3. И.п. — основная стойка (ноги вместе, руки опущены). Левую ногу назад, руки вверх – вдох. Вернуться в и.п.- выдох. То же правой ногой. Темп медленный. При выполнении упражнения смотреть вперед. Выполнить 6-8 раз каждой ногой.
  • 4 И.п.- то же. Наклон вперед, руки в стороны – вдох, и.п. – выдох. Повторить упражнение 6-8 раз
  • 5. И.п. — сидя на полу, ноги в стороны, упор руками сзади. Приподнять таз от пола, слегка прогнутся, запрокинув голову назад — вдох. Вернутся в и.п.- выдох. Выполнить 4-6 раз.
  • 6. И.п. — лежа на спине, руки вдоль туловища. Грудной тип дыхания. Повторить 3-4 раза.
  • 7. И.п. — то же. Поочередное сгибание стоп. Выполнит 8-10 раз.
  • 8. И.п. — то же. Руки в стороны, согнуть правую ногу, колено прижать к животу, выпрямить ногу вверх, снова согнуть и опустить. То же — другой ногой. Повторить 8-10 раз каждой ногой.
  • 9. И.п. — то же. Руки согнуть к плечам, ноги в стороны – вдох, вернуться в и.п.- выдох. Выполнить упражнение 8-10 раз.
  • 10. И.п. — то же. Выполняем упражнение «Велосипед» (крутим виртуальные педали велосипеда в воздухе). Повторить 8-10 раз
  • 11. И.п. — то же. Руки вверх, одновременно согнув ноги, в коленях прижав их к животу – вдох, вернутся в и.п. – выдох. Выполнить 6-8 раз.
  • 12. И.п. — лежа на животе, руки вдоль туловища. Руки через стороны вперед, ноги в стороны – вдох, вернутся в и.п. — выдох. Повторить 8-10 раз.
  • 13. И.п. — лежа на животе, руки в стороны. Круговые вращения руками назад. Повторить упражнение 8-10 раз
  • 14. И.п. — лежа на животе, руки с гимнастической палкой выставить вперед.Завести палку за спину на лопатки – вдох. Вернуться в и.п. – выдох. Амплитуда максимальная. Выполнять от 2 до 10 раз.
  • 15. И.п. — то же, руки в стороны, согнуть под 90 гр. Согнуть ноги в коленях, руки выставить вперед, слегка приподнявшись. Темп медленный. Повторить 8-10 раз.
  • 16. И.п. — лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, локти в стороны. Приподнять руки за голову – вдох, вернутся в и.п. – выдох. Темп медленный. Выполнить 4-6 раз.
  • 17. И.п. — лежа на животе, руками взяться голеностоп, вернуться к и.п. Темп медленный. Количество повторов 4-6 раз.
  • 18. Закончить все ходьбой по залу в течение 1-2 минут. Темп медленный.



ЛФК при хроническом холецистите. Режим полупостельный

ЛФК при колитах, сопровождающихся спастическими запорами

Комплекс упражнений лечебной гимнастики в адаптационном периоде при туберкулезе (средняя группа)

ЛФК на второй день после грыжесечения по поводу паховых и бедренных грыж

ЛФК при хроническом гепатите. Режим свободный

Комплекс лечебной гимнастики при туберкулезе применяемый в адаптационный период (сильная группа)