Мини-музей в доу как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста. «Использование материалов мини-музея для патриотического воспитания детей Патриотические занятия для дошкольников в музеях

"Патриотизм, несомненно, актуален. Это чувство, которое делает народ и каждого человека ответственным за жизнь страны. Без патриотизма нет такой ответственности. Если я не думаю о своём народе, то у меня нет дома, нет корней. Потому что дом - это не только комфорт, это ещё и ответственность за порядок в нем, это ответственность за детей, которые живут в этом доме. Человек без патриотизма, по сути, не имеет своей страны. А "человек мира" это то же самое, что бездомный человек".

Патриарх Алексий II

Патриотизм - это моральная позиция, выражающаяся в любви к Родине, гордости за ее успехи и достижения, в уважении к ее историческому прошлому, культурным традициям, в готовности прийти на помощь в трудные времена, отстоять ее независимость перед лицом завоевателей, пожертвовать жизнью за ее независимость и свободу.

Как правило, экскурсии в военно-патриотические музеи Москвы организуют для школьников в мае - ко Дню Победы. Это самый важный праздник в истории Москвы военной, сами музеи готовятся к нему заранее. Для учащихся начальной школы в военно-патриотических музеях проходят интерактивные занятия, для старшеклассников - обзорные и исторические экскурсии. Военно-патриотические экскурсии учат прививать любовь к Родине, формируют у школьников высокое патриотическое сознание, отражают мужество и героизм защитников Отечества.

Военно-патриотические экскурсии для школьников

Военно-патриотические экскурсии – одно и важнейших направлений в сфере детского туризма. Они ориентированы на изучение истории Отечества, культурных ценностей и устоев народа, а также духовного и патриотического воспитания молодого поколения. Каждый день история нашего государства наполняется огромным количеством событий, которые в дальнейшем будут передаваться от родителей к детям. К сожалению, со временем память о великих героях и значимых явлениях стирается.

Именно поэтому компания "Марина Тревел" и музеи Москвы выделяют особую роль военной тематике, ведь на экскурсиях от прошлого к настоящему ребята приобщаются к подвигам народа, развивают любовь и уважение к государству, учатся на героических примерах из жизни своих предков, готовых в любой момент встать на защиту своей Родины!

Актуальность темы. Проблема патриотического воспитания детей - одна из наиболее актуальных. Большую роль в её решении могут сыграть образовательные учреждения, в рамках, деятельности которых обеспечивается духовно- нравственное становление подрастающего поколения.

Именно в детском саду наши дети получают первые сведения о различных явлениях жизни, впитывают уважение к своему народу, к Родине. Узнают много нового и интересного об их прошлом и настоящем, знакомятся с мастерами, создающими красоту. Они учатся видеть не только красоту, но и понимать её ценность. В детском саду дети узнают много интересного о мастерах, художниках, скульпторах, создающих подлинные произведения искусства.

Поэтому чрезвычайно важно в этот период сформировать вокруг ребёнка одухотворённую среду, развивать эстетическое к ней отношение, подготовить его - не столько информационно, сколько эмоционально - к восприятию произведения искусства.

Понятие «музейная педагогика», появившееся в начале 1980-х гг., заимствовано из немецкой терминологии. Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена на решение задач нравственно-патриотического воспитания и активизации творческих способностей личности. Активное использование музейной технологии в образовательном процессе помогает приобщить детей к истокам народной и национальной культуры, способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности.

Знакомство с музеем позволяет развить у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, формировать уважение к другим культурам, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.

Большое значение имеют поиск и разработка инновационных подходов к решению задач патриотического воспитания дошкольников. Так, одним из них в нашем детском саду стала работа по созданию мини-музеев.

Артеменко Александра Александровна
Должность: воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ детский сад№12
Населённый пункт: город Ярцево, Смоленской области
Наименование материала: доклад из опыта работы
Тема: "Мини музей как средство патриотического воспитания".
Дата публикации: 24.05.2016
Раздел: дошкольное образование

СЛАЙД 2 Воспитание патриотических чувств у дошкольников - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитания любви к близким людям, детскому саду, к родному городу, родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа. Одним из средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста является мини-музей. Мини-музей ДОУ особое, специально организованное пространство детского сада, способствующее расширению кругозора и ребенка и взрослого, социализации, приобщению к вечным ценностям, воспитанию чувства патриотизма. Главная задача при организации мини-музея в ДОУ – построение диалогического взаимодействия взрослого и воспитанника в музейной среде, способствующей развитию у детей исследовательской и познавательной деятельности. Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиций, и определенную ограниченность тематики. СЛАЙД 3 ПАСПОРТ ПРОЕКТА. СЛАЙД 4 В этом году мы отмечаем 55-летие первого полёта человека в космос.
Подвиги наших соотечественников являются примером мужества и героизма. Именно на их примере мы раскрываем перед детьми три грани самовоспитания: познавательные, духовные, волевые. Опыт показал, что космос – это обширная тема для исследовательской деятельности, вызывает интерес у детей и дает возможность многосторонне развивать личность дошкольников. Видя заинтересованность, которую проявляют дети к космосу, мы решили продолжить и расширить космическую тему. Так «родился» проект «Загадочный космос». СЛАЙД 5 Цель: Углубить и расширить знания детей о космосе, формировать нравственно – патриотические чувства посредством проекта «Загадочный космос». СЛАЙД 6 Задачи:  воспитывать у детей патриотизм, уважение к покорителям космоса и чувство гордости за своё Отечество;  расширить представления детей о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках);  совершенствовать стиль партнерских отношений, обогащать детско- родительское взаимодействие опытом совместной исследовательско- творческой деятельности;  создать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для проведения исследовательско-творческой деятельности детей в детском саду и семье. СЛАЙД 7 Этапы реализации проекта: организационный, основной, заключительный.
СЛАЙД 8
Первый этап - организационный
. На этом этапе мной были установлены цели и задачи, подготовлен и собран материал для НОД и бесед, подобраны игры и материал для них, созданы информационные листы и папки- передвижки для родителей, проведена педагогическая диагностика в форме беседы с детьми по заданной теме. СЛАЙД 9
Второй этап - основной
. Мы апробировали содержание проекта «Космос». Провели экскурсию, беседы, приступили к оформлению экспозиции мини-музея «Космос». Организовали работу с родителями, направленную на знакомство с проектной деятельностью. СЛАЙД 10 – 16 Комментирует А.А. СЛАЙД 17 Была проведена повторный диагностика, которая показала, что почти все дети усвоили материал, были устранены пробелы в знаниях детей о космосе, которые выявил первый этап диагностики. Был организован мини- музей космонавтики, посетителями которого стали дети и родители нашей и других групп, грамотой была отмечена самая активная семья. СЛАЙД 18 Комментирует А.А. СЛАЙД 19 Практическая значимость Разработано и реализовано тематическое планирование по каждому блоку проекта в рамках интеграции образовательных областей.
Данный проект может использовать в своей работе любой педагог, адаптировав его содержание к индивидуальным возможностям воспитанников и условиям ДОУ. Знания, полученные детьми в ходе реализации проекта, способствуют формированию нравственно – патриотические чувств детей старшего дошкольного возраста.

Ожидаемый результат
: заинтересовать детей и родителей темой космоса, создать интересный материал для бесед и НОД. Расширить представления детей о космосе и о планете Земле, развивать творческую активность детей и родителей, воспитывать патриотические чувства у ребенка, желание быть смелым, сильным и выносливым, продолжать воспитывать у детей экологическую культуру, обогатить словарный запас детей словами на космическую тематику. Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Расширить тематику сюжетных игр. Создание мини-музея космонавтики и фильма «Моё фантастическое путешествие». Положительные результаты реализации этого проекта заключается в следующем: 1. Заинтересованность детей в данной работе. 2. В полном объеме решены задачи проекта. 3. С помощью детско-родительских работ пополнена экспозиция мини-музея «Космос».

В последнее время во многих дошкольных учреждениях появилось новое направление работы – музейная педагогика, основанная на создании в ДОУ мини-музеев. Что такое музей, это понятно. Но что такое мини-музей? Во-первых, слово “мини” напоминает о том, что музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Это может быть часть группового помещения, холла, спальни, раздевалки, коридора. Во-вторых, он создается для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. В-третьих, мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям.

Это направление заинтересовало педагогов нашего детского сада, так как у детей поселка нет возможности посещать настоящие музеи. Также создание мини-музеев в детском саду расширяло возможности не только воспитательно-образовательной работы с детьми, но и всей работы с родителями и педагогами. Поэтому музейная педагогика стала одним из направлений нашей работы с детьми.

Основными задачами приобщения ребенка к музейной педагогике стали:
– воспитание у детей ценностного отношения к искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства;
– развитие художественного восприятия, словаря ребенка;
– формирование этнографической культуры дошкольников, изучение русских национальных традиций, устного народного творчества, предметов национальной культуры.
– воспитание в детях чувства патриотизма, любви к Родине и родному краю.

Чтобы выполнить эти задачи, воспитать в детях эстетические чувства, необходимо:
– организовать предметно-пространственную среду (мини-музеи);
– подобрать специальные художественно-дидактические пособия (репродукции, видеоматериалы, слайды и т.д.);
– профессионально и грамотно преподносить нужный материал детям.

Педагогический коллектив нашего детского сада с большим интересом включился в экспериментальную работу по проблеме личностного развития детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики.

Обсуждалась методика работы и влияние интегрированных занятий (в которые включаются занятия по музеям) на развитие детей, а также циклы этих занятий по каждой возрастной группе, разрабатывались конспекты занятий, досугов, тематических праздников по разным направлениям.

В первой младшей группе сначала был создан мини-музей на основе конкурса “Кукла своими руками”, затем – “Герои любимых мультфильмов” (рис. 1–3).


Рис. 2


Рис. 3

В старшей группе организовали мини-музей “Волшебный клубочек”, благодаря которому в группе организуется развивающая среда. Через этот музей дети более подробно знакомятся с домашними животными – овцой, бараном, их ролью в жизни человека, из разделов: “Овечкина семья”; “Дикие родственники овцы”; “Где пасется овечка”; “Что дает овечка людям?”; “Как прядут пряжу”; “Волшебный клубок” и т.д.


Рис. 4


Рис. 5


Рис. 6.


Рис. 7


Рис. 8

Многие из вязаных игрушек используются детьми в играх-драматизациях, их разместили в театральном уголке, а на стене расположили развивающее панно из “вязаных” рисунков, которые снимаются и свободно могут быть перенесены в другое место (Рис. 4–10).


Рис. 9


Рис. 10

Некоторые мини-музеи в детском саду носят интерактивный характер: они содержат экспонаты, которые можно трогать, рассматривать и с которыми можно играть. А, при большом желании, даже взять на время домой. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. У детей развиваются познавательные процессы, чувство цвета, эстетическое восприятие, пополняется словарный запас. А “Волшебный клубочек” стал для детей чем-то своим, родным, так как они принимают участие в его создании.

В изостудии был создан мини-музей, посвященный декоративно-прикладному искусству (дымковская, богородская игрушки, скульптуры, статуэтки и т.д), а также “Мини-музей малых форм” (рис. 11–13).


Рис. 11


Рис. 12


Рис. 13

В экологической комнате – “Уголок русского быта”, который оформлен в виде русской избы, там представлены предметы русского обихода (прялка, лавка, ухват, чугунки, утюги, коромысло, рубень, русские народные костюмы, куклы, глиняная посуда (горшки), туески из бересты.


Рис. 14


Рис. 15

На занятиях дети погружаются в “старину”: учат присказки и сказки, поют, водят хороводы, отгадывают старинные загадки и с большим желанием сочиняют сами.

Принимая непосредственное участие в познавательно-развлекательных занятиях в “Уголке русской избы”, дети учатся работать и общаться со сверстниками и педагогами.


Рис. 16


Рис. 17

Атмосфера игры позволяет дошкольникам без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость. Воспитание доброты, отзывчивости, справедливости, любви к Родине, честности, традициям народу, гордости за его достижения (рис. 14–17).

Краеведческий музей “Мой край родной” дополняет знания детей о родном крае, Тунгокоченском районе, в котором дружно проживают и русские, и эвенки, и буряты. Здесь же дети продолжают знакомство с трудом шахтеров-металлургов нашего золотодобывающего рудника, основного из предприятий нашего поселка (рис. 18–21).


Рис. 18


Рис. 19


Рис. 20


Рис. 21

В подготовительной группе создан мини-музей “Чудесная вышивка” (рис. 22–24)


Рис. 22


Рис. 23


Рис. 24

и мини-музей русской избы. Он представляет макет деревянного дома с обстановкой, скотным двором и огородом. Здесь дети продолжают знакомство с бытом, традициям, песнями, художественной литературой.


Рис. 25


Рис. 26

С каким интересом они играют “коняшкой”, у которого настоящая деревянная телега на колесах, колодец во дворе, где можно набрать воды, мельница. А в доме затопить русскую печь, покачать зыбку, расстелить самотканые дорожки (рис. 25–26).

Большое внимание уделялось совместной деятельности детей и взрослых (игры, эстетические композиции, создание выставок, оформление спектаклей и др.). Опытно-экспериментальная работа сопровождалась повышением квалификации педагогов в методических объединениях, консультациях, круглых столах.

Подобная работа активизировала потребность воспитателей в приобщении новых знаний и умений, она привела к положительным сдвигам в целом ряде областей:
– интеграции детской деятельности;
– расширение их кругозора,
– овладение детьми общественно-патриотическим опытом предыдущих поколений через знакомство с историей вещей, предметов быта.
– активизации деятельности детей.

В работе с детьми широко использовались такие формы, как экскурсии, занятия в мини-музеях, созданных педагогами и родителями. Дети и педагоги любят в них работать. Вместе они обсуждают тематику предстоящих экспозиций, активно их создают, придумывают сюрпризы.

Важно, что в создании наших музеев принимают участие не только сами дети, но и их папы, мамы, бабушки, дедушки, братья и сестры. Ведь именно они приносят многие экспонаты, помогают в оформлении экспозиции, выполняют с детьми разные поделки, собирают коллекции.

Чувство любви к Родине надо прививать с раннего детства и важно это делать на народных традициях, правилах, обрядах, по которым жили веками наши предки.

Примерное занятие в краеведческом мини-музее “Мой край родной” (составила воспитатель МДОУ ЦРР детский сад № 4 “Теремок” Ерофеева Е.В.).

Тема: Труд шахтеров-металлургов

Программное содержание:

Уточнить и расширить представление детей о труде своих родителей, подчеркивая зримые факты труда. Ознакомить детей с конкретным видом труда – трудом шахтера, распространенном в нашем поселке: рассказать детям о нелегком, но почетном труде шахтера, о его значении. Обратить внимание на использование современной технике шахтерами. Добиваться от детей полных ответов. Воспитывать уважение к людям труда.

Активизация словаря: клеть, резиновая спецодежда, шахтовый фонарь, отбойный молоток.

Ход занятия

– Дети, давайте подумаем, что самое главное в жизни?

Шофер сказал: “Самое главное, работа шофера. Он на машине быстро довезет куда надо”

Почтальон сказал: “Самое главное – работа почтальона. Не было б почтальонов– письма, газеты, журналы лежали бы на почте”

Врач говорит: “Самое главное – работа врача. Не было б врача, люди болели бы”

Все они говорят о своей работе.

– Дети, а знаете ли вы, где и кем работают ваши родители? (Ответы 5–6 детей.)
– Вы правильно назвали профессию и место работы родителей, их труд важен и нужен людям.
– Мы с вами поговорим подробнее о людях, которые работают на шахте.
– Как называют этих людей?
– Правильно, их называют шахтерами.
– А где работают шахтеры?
– Да, они работают в шахте, глубоко под землей. По клети шахтера спускают под землю.
– На чем спускают шахтера под землю?
– Правильно, по клети.
– А как вы думаете, в какой одежде работают шахтеры? У них есть специальная одежда из резины: сапоги, куртка и брюки, чтобы не вымокнуть.

Показываю иллюстрацию шахтера и спрашиваю:

– А что еще нужно шахтеру, ведь под землей темно?
– Да, шахтовый фонарь (рассматриваем фонарь).
– Дети, а как вы думаете, что одевают на голову шахтеры?
– Правильно, каску. Для чего нужна каска? (Дю возможность рассмотреть каску.)
– Труд шахтера нелегкий и опасный. Шахтер добывает руду, из которой добывают драгоценный металл – золото. Главное орудие труда шахтера – отбойный молоток (рассматриваем иллюстрацию, уточняю название – отбойный молоток).
– Людей, которые работают на шахте, уважают у нас в поселке. Особо отличившихся людей, которые хорошо трудятся, чествуют у нас: вручают награды в торжественной обстановке за трудовую доблесть. Очень много людей трудится хорошо.
– Дети, а знаете ли вы лучших шахтеров в нашем поселке (если дети затрудняются, называю фамилии лучших шахтеров: Фахрутдинов, Карелин, Золотухин.).

Заканчиваю занятие четверостишием:

Нынче труд у нас в почете
Где, какой ни есть.
Человеку по работе
Воздается честь.

Организация: МБДОУ «Теремок»

Населенный пункт: Республика Хакасия, г. Черногорск

Тема педагогического опыта

«Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания»

Актуальность: В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, а в разрушении личности, потере нравственных традиций и основ общества. Сегодня материальные ценности доминируют над нравственными, поэтому у детей с малых лет искажены представления ο доброте, гражданственности и патриотизме. Продолжается разрушение института семьи.

В современных семьях воспитание патриотизма, гражданственности не считается важным и заслуживающим должного внимания. День Защитника Отечества уже не ассоциируется с вооруженными силами. Этот праздник постепенно превратился в гендерный, равносильный международному женскому дню.

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является одной из первостепенных для современного общества. Мы живём в очень сложное время, когда считается нормой любой ценой уклониться от службы в армии, наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины - священным долгом.

В последние годы в системе дошкольного образования произошли определенные перемены: обновляется содержание образования и воспитания детей, появилось множество инновационных программ, и тем очевиднее стал вакуум, возникший в результате того, что из поля зрения как бы сам собой выпал раздел «нравственное воспитание». Между тем актуальность проблем, связанных с нравственным воспитанием на современном этапе общества, приобретает чрезвычайную значимость.

Поэтому, на наш взгляд, нравственно-патриотическое воспитания является важнейшим направлением воспитательной работы, что и отражено в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музеев, их значимость в становлении умственного, нравственно-патриотического, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения.
В мире насчитывается не один десяток тысяч музеев, наш город не исключение. Но часто ли дети бывают в них? Проведя опрос, мы выяснили, что не все дети были в музее, некоторые не знают, что это такое, а родители не считают нужным водить детей дошкольного возраста в музеи.

Проблему решает создание мини музеев в ДОУ т.к. они являются наиболее оптимальным средством передачи информации, и происходит внедрение в воспитательно-образовательный процесс средств музейной педагогики.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому музеи в детском саду называют «мини-музеями». Часть слова «мини-» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.

Важная особенность мини-музеев - участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они участвуют в обсуждении его тематики, приносят из дома экспонаты, ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют их своими рисунками.

В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Каждый мини-музей – познавательный центр, результат общения и совместной работы воспитателей, детей и родителей, а также - это эффективное средство интеллектуального, социального и патриотического воспитания детей.

В любом детском саду существует проблема свободных помещений. Для расположения мини-музеев мы использовали часть групповой комнаты и «приемной».

Вся эта работа не простая и трудоемкая, но все окупается, когда видишь наших детей – их развитость, но без зазнайства; их умение ладить в коллективе и, по большому счету, проявление их любви к своей родине.

Работа по созданию мини-музеев сплотила педагогов, родителей, детей. Родители начали интересоваться педагогическим процессом, задавали вопросы, предлагали помощь. Мы убедились в том, что в результате улучшения партнёрских отношений с родителями наблюдается рост духовно-нравственного воспитания детей.

Цель создания мини-музея: Приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям через создание мини-музея.

Создание благоприятных условий для самореализации детей, их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения

Для реализации данной цели определены следующие задачи:

· Формирование у дошкольников представления о музее.

· Обогащение предметно-развивающей среды ДОУ.

· Формирование проектно - исследовательских умений и навыков.

· Развитие познавательных интересов и познавательной деятельности.

· Воспитание положительного отношения к культурно-историческим ценностям русского народа и чувство сопричастности нему.

· Формирование самостоятельно анализировать и систематизировать полученные знания.

· Развитие воспитательного потенциала семьи в патриотическом воспитании своих детей, активное привлечение к созданию мини-музеев.

Наша работа осуществлялась поэтапно.

1 этап. Определение темы и названия мини-музея, разработка его модели, выбор места для размещения.

2 этап. Вовлечение родителей в воспитательный процесс.

3 этап. Создание разнообразных экспозиций.

4 этап. Организация детской деятельности в мини-музее.

В ходе работы использовались как традиционные технологии, так и современные:

  • педагогика сотрудничества , позволившая осуществлять педагогический процесс в соответствии с интересами каждого ребенка, ненавязчиво, не давя, а быть всегда рядом с ребенком, помогать ему;
  • игровые технологии , которые способствовали повышению интереса к разным видам деятельности, созданию благоприятной эмоциональной обстановки, активности каждого ребенка;
  • метод проектов при создании мини-музеев разной направленности;
  • здоровьесберегающие технологии, использование которых позволило вовремя чередовать спокойную и двигательную деятельность, снизить порог утомляемости, повысить внимание и пр.;

Дети старшего дошкольного возраста уже готовы к знакомству с миром музея. Задача воспитателя не только познакомить детей с правилами поведения в музее, но и учить их «общаться» с музейными экспонатами, внимательно слушать рассказ экскурсовода, задавать вопросы, обращать внимание на мельчайшие детали, уметь выделять главное, анализировать и сравнивать. А также бережно относится к музейным экспонатам, видеть их уникальность и красоту, уважительно относится к историческому и культурному наследию страны.

На данном этапе необходимо подчеркнуть для детей разницу между музеями в ДОУ и «взрослыми» музеями. Если в детском саду посетители могут взять в руки отдельные экспонаты, рассмотреть их, исследовать, то в музеях города это чаще всего сделать невозможно.

Большое значение имеет активное включение детей в формулировании основных правил для посетителей музея в детском саду. Только при условии личной заинтересованности каждого ребёнка эти правила будут естественно принятыми, а не навязанными.

Варианты формулировок могут быть разные, как составленные в устной форме, так и те, которые являются совместным творчеством взрослых и детей.

Результативность опыта :

1. Высокий уровень (начало года - 17%, конец года – 59%).

С помощью наблюдений, бесед с детьми было выявлено, что 59% детей знают, что такое музей, имеют представления о его назначении, им знакомы правила поведения в музее, а также они вполне осознанно выбирают предметы для рассмотрения; отображают в игре события общественной жизни; знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности

2. Средний уровень (начало года -28%, конец года - 40%).

40% детей имеют представление о музее, о правилах поведения в нем, могут назвать некоторые из них, чаще всего внимание привлекают предметы яркие, необычные; частично знают историю формирования и становления Российской армии от Древней Руси до современности –

3. Низкий уровень (начало года - 55%. конец года – 1%).

Один ребенок не знает, что такое музей, частично смог рассказать о правилах поведения в музее, к музейным предметам равнодушен; не знает историю формирования и становления Российской армии.

Выводы.

Анализируя положительную динамику результатов нашего опыта работы по организации мини-музеев, мы пришли к выводу: экспозиция музея позволяет вести разноплановую работу с детьми, применять различные методики, использовать материалы для всех видов занятий.

Привлечение родителей к проблемам гражданско-патриотического воспитания и развития детей способствовало установлению благоприятного микроклимата в отношениях между воспитателями, детьми и родителями и создало благоприятные условия для гражданско-патриотического воспитания дошкольников.

Литература

  1. Малюшова, Н. Здравствуй, музей [Текст] / Н. Малюшова // Дошкольное воспитание. -2009. - N11.
  2. Маханева, М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. [Текст]: Методическое пособие. / М.Д. Маханева. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  3. Патриотическое воспитание [Текст]: Нормативные правовые документы. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  4. Писарева, А.Е. Живем в «Ладу»: Патриотическое воспитание в ДОУ. [Текст]: Методическое пособие / А.Е Писарева, В.В. Уткина. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. Трунова, М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 4.
  6. Чумалова, Т. Музейная педагогика для дошкольников [Текст] / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2007. - N 10.
  7. Чумалова, Т. Основные принципы музейной педагогики: путешествие на машине времени / Т. Чумалова // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 3.