Когда встречают новый год древние римляне шарарам. Новый год в древнем Риме

Этот яркий и веселый праздник отмечается в разных странах по-разному, однако, везде он любим и ожидаем. Это самый популярный из всех существующих праздников. Складывался он на протяжении долгого времени и у него есть своя невероятно любопытная история. Новый год отмечали еще древние египтяне. Этот факт подтверждают археологи, которые, раскопав египетские пирамиды, нашли сосуд с надписью: “Начало Нового года”.


Древние обычаи или, как и почему встречали Новый год в старину


Первобытные люди не считали лет и не задумывались, какой год у них на дворе: просто тёплое лето сменялось дождливой осенью, за ней приходила снежная зима, а после долгих холодов звенели ручьи. Одни народы считали, сколько они встретили вёсен, другие — сколько смогли пережить суровых зим.
В Древней Армении, например, как и в Древней Индии, Новый год начинался 21 марта, в день весеннего равноденствия. Страна просыпалась от зимнего сна вместе с новым Солнцем. Дни становились длиннее, а люди начинали новую жизнь. В первый день весны они загадывали желания и закрепляли их, привязав к ветви дерева ленточку, или повесив на него своё украшение.
А пришла традиция праздновать Новый год в день весеннего равноденствия из Древней Месопотамии. Здесь каждый год вслед за 21-м днём месяца нисану (в день весеннего равноденствия) начинала прибывать вода в реке Тигр, а через две недели — в Евфрате. Именно поэтому все земледельческие работы начинались в этом месяце. Жители Месопотамии встречали этот день красочными шествиями, карнавалами, маскарадами, песнями и плясками.

В Древней Греции Новый год наступал в день летнего солнцестояния— 22 июня. Празднование открывалось шествием в честь бога виноделия Диониса. Свиту Диониса составляли сатиры— дети земных женщин и Пана— козлоподобного бога стад, лесов и полей. Сатиры пели гимны в честь Диониса. Позднее, во времена Перикла и Сократа, сатиров заменили жрецы. Каждый раз под Новый год они собирались в окрестностях Афин, обряжались в козлиные шкуры и блеющими голосами воспевали Диониса.

В Древнем Египте Новый год праздновался в июле во время разлива Нила. В ночь с 19 на 20 июля жрецы в парадных одеждах под слаженное пение направлялись в заранее определённое место, поднимали лица к чёрному южному небу, стараясь первыми заметить, когда взойдёт над горизонтом самая яркая звезда— Сириус. Её появление на небосклоне означало наступление Нового года.
В Древнем Риме Новый год также праздновали в начале марта до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввёл новый календарь (28 февраля 46 г. до н. э.). После этого первым днём Нового года стали считать первый день января. Своё название январь получил в честь римского бога— двуликого Януса. Одно лицо Януса было обращено назад к прошлому году, другое— вперёд к новому. В новогодний праздник римляне украшали свои дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением этого бога. Празднования продолжались несколько дней. В Древнем Риме первыми подарками были ветви лавра — символы счастья и удачи. Одаривали друг друга также и плодами, оклеенными позолотой, финиками и винными ягодами, затем медными монетами и даже ценными подарками.

У кельтов, жителей Галлии (территории современной Франции и части Англии) Новый год начинался в конце октября. Праздник назывался Samhain (конец лета). В этот праздник кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что именно в Новый год духи мертвых являются живым. Кроме того, кельты унаследовали и много римских традиций, в том числе и требование новогодних подарков от подданных.

В Средние века в праздновании нового года был полный разброд. В зависимости от стран, время начало года было различным: так 25 марта, праздник Благовещения - отмечали начало года в Италии, а в Южной Италии и Византии, и на Руси началом года принято считать 1 сентября, так же во многих странах год начинался в праздники Рождества или Пасхи, а на пиренейском полуострове время отсчета нового года было, как и сейчас - 1 января. Церковь же была категорически против последней даты, так как она разрывала цикл Рождественских праздников. И только к 18 веку в Европе пришли к единой дате (так например Новый год в средневековой Англии начинался в марте, и лишь в 1752 года было принято решение парламента перенести Новый год на 1 января) К этому же времени начинают складываться современные европейские традиции празднования Нового года
История праздника на Руси

Наши предки, восточные славяне, отмечали приход Нового года точно так же, как и другие народы, весной. Год делили на две половины: летнюю и зимнюю. Начинался он с первого весеннего месяца — марта, потому что именно с этой поры природа пробуждается ото сна к жизни.

На Руси существовало долгое время пролетье, т.е. первые три месяца, и с марта начинался пролетний месяц. В честь его праздновали авсень, овсень или тусень, который в последствии перешел на новый год. Самое же лето в древности заключалось в нынешних трех весенних и трех летних месяцах, - последние шесть месяцев заключали зимнее время. Переход от осени к зиме тушевался подобно переходу от лета к осени. Предположительно, первоначально на Руси Новый год отмечался в день весеннего равноденствия 22 марта. Масленицу и Новый год отмечали в один день. Зиму прогнали - значит, наступил новый год. Это был праздник Весны и новой жизни.
Но и зимой, в то время что мы празднуем сейчас у древних славян был праздник - Коляды празднуются с 25 декабря по 6 января (Велесов день). Таким образом, 25 декабря - это начало целых 10 дней праздника. Это время рождения нового Солнца, а также «перевал» года через самые короткие и темные дни исстари отмечалось как время колдовства и разгула нечистой силы. Гадание на святки - это один из отголосков старого славянского праздника Коляды.25 декабря, как день «на воробьиный носок» прибавился, собирался народ колядовать. Делать это полагалось в страшных масках, изготовленных из натуральных материалов - меха, кожи, мочала, бересты. Надев маски, ряженый народ отправлялся по домам, колядовать. При этом пелись так называемые колядки, прославлявшие хозяев и обещавшие богатство, счастливое замужество и т.д. После колядования принимались за пир-горой. В избе, в красном углу, обязательно стояли сноп (дидух) с воткнутой в него деревянной ложкой или соломенная кукла, изображающие Коляду.
Пили мед, квас, узвар (отвар сушеных фруктов, компот, по-нашему), ели кутью, баранки и караваи, после пира с песнями и плясками отправлялись на улицу, чтобы обязательно вкатить на горку горящее колесо, олицетворяющее солнце, со словами «В гору катись, с весной воротись». Самые стойкие встречали и настоящее солнце - холодным зимним утром.

В 988 г. Русь приняла христианство, и вместе с новой религией к нам пришёл Византийский календарь. Это был юлианский календарь с римскими наименованиями месяцев; семидневной неделей и продолжительностью года в 365,25 суток. Так же вошла в употребление и византийское летосчисление, где сотворение мира относилось к 5508 г. до Рождества Христова.
По новому для Руси календарю год должен был начинаться в сентябре. Как известно, с традициями бороться очень непросто. Даже окрестившись, русский народ упорно продолжал встречать Новый год по старинке 1 марта — с началом весны. Отголоски обычаев того далёкого праздника сохранились до сих пор в некоторых обрядах Масленицы.
Время шло, и примерно к XII в. народ совершенно освоился в новой обстановке и стал встречать сначала свой традиционный Новый год в марте, а через несколько месяцев — в сентябре.
Сентябрьский Новый год русские люди встречали с удовольствием, торжественно и по чину. Многие стремились приехать на праздник в Москву, где устраивались пышные торжества. Из всех городов и селений к Белокаменной тянулись подводы и телеги крестьян, спешили кибитки дворян и гремели колёсами по бревенчатым настилам мостовых рыдваны важных бояр. Всем хотелось побывать в Кремле и посмотреть стольный град.
Встречали Новый год так же, как делаем мы сегодня, ночью. В последний вечер старого года дорогие гости и почтительные родственники обязательно сходились в дом главы семейства или старшего в роду. Гостей приветливо встречали, усаживали за накрытые столы, угощали мёдом, малиновой бражкой или заморским вином — смотря по достатку хозяев. За неспешной беседой ждали полуночи. Ровно в двенадцать в тишине гремел выстрел вестовой пушки, возвещавшей о наступлении Нового года, и сразу же бил большой колокол на Иване Великом. Все обнимались, троекратно целовали друг друга, поздравляли с Новым годом и желали добра и мира.
И начинался пир! Кто гулял всю ночь до рассвета, а кто, памятуя о завтрашних делах, выпивал чарочку, да и на боковую. Приехавшие праздновать Новый год в Москву утром непременно шли в Кремль, на Соборную площадь. Там происходило действо, потрясавшее воображение наших предков. В соборах горели мириады свечей, басами пели дьяки, сияло золото богатых иконостасов, толпился пёстро и празднично одетый народ. С хоругвями в руках стояли наряженные в парадные кафтаны, вооружённые бердышами стрельцы.
Всего чуть более двухсот лет россияне пользовались такой системой счёта лет.
Последний раз осенний Новый год был отпразднован 1 сентября 1698 г…
Накануне 1700 года Петр І издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю - 1 января. Петр повелел всем москвичам украсить свои дома и большие проезжие улицы сосновыми, еловыми, можжевеловыми ветвями. Все должны были поздравить родных и знакомых с праздником. В 12 часов ночи Петр І вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Началось празднование Нового года «по всей Белокаменной»: палили из пушек, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка, полыхала иллюминация. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки. Именно с 1 января 1700 года народные новогодние забавы и веселья получили свое признание, а празднование Нового года стало носить светский (нецерковный) характер. С тех пор этот праздник прочно закрепился в российском календаре.
Столицей тогда была Москва, Петербург еще не был построен, поэтому все празднования проходили на Красной площади. Однако с нового 1704 года торжества были перенесены в северную столицу. Правда, главным на новогоднем празднике в те времена было не застолье, а массовые гуляния. Петербургские маскарады устраивались на площади близ Петропавловской крепости, и Петр не только сам принимал в участие в народных гуляниях, но и обязывал к этому вельмож. Тех, кто не являлся на празднества под предлогом болезни, осматривали медики. Если причина оказывалась неубедительной, на провинившегося накладывали штраф: он на глазах у всех должен был выпить огромную чару водки.
После маскарада неумолимый царь зазывал к себе в императорский дворец узкий круг особо приближенных (человек 80 - 100). Двери обеденной залы по традиции запирали на ключ, чтобы никто раньше чем через 3 дня не пытался покинуть помещение. Такое соглашение действовало по настоянию Петра. Бражничали в эти дни безмерно: большинство гостей к третьему дню тихо сползали под лавку, не тревожа остальных. Выдерживали такое новогоднее застолье только самые крепкие.
Зимний Новый год в России прижился не сразу. Однако Петр был настойчив и безжалостно карал тех, кто пытался по старой традиции отмечать новый год 1 сентября. Он также строго следил, чтобы к 1 января дома вельмож и простолюдинов украшались еловыми, можжевельниковыми или сосновыми ветками. Ветви эти полагалось наряжать не игрушками, как сейчас, а фруктами, орехами, овощами и даже яйцами. Причем, все эти продукты служили не просто украшением, но и символами: яблоки - символом плодородия, орехи - непостижимости божественного промысла, яйца - символом развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия. Со временем россияне привыкли к новому зимнему празднику. Вечер накануне нового года стали называть «щедрым». Обильный праздничный стол, по народному поверью, как бы обеспечивал благополучие на весь предстоящий год и считался залогом богатства семьи. Поэтому его стремились украсить всем тем, что хотели бы иметь в достатке в своём хозяйстве.
Императрица Елизавета I продолжила традицию празднования Нового года, начатую ее отцом. Предновогодние и новогодние торжества стали неотъемлемой частью дворцовых празднеств. Елизавета, большая любительница балов и увеселений, устраивала во дворце роскошные маскарады, на которые сама любила являться в мужском костюме. Но в отличие от разгульной петровской эпохи, в елизаветинские времена придворным торжествам и застольям была придана чинность.

При Екатерине II Новый год тоже отмечали с размахом, и получила широкое распространение традиция дарить новогодние подарки. Под Новый год в императорский дворец свозилось огромное количество различных подношений

В начале XIX века в России стало популярно шампанское - напиток, без которого сегодня не обходится ни одно новогоднее застолье. Правда, сначала россияне восприняли игристые вина с подозрением: их называли «напитком дьявола» из-за вылетающей пробки и пенной струи из бутылки. По легенде, широкую популярность шампанское завоевало после победы над Наполеоном. В 1813 году, войдя в Реймс, русские войска на правах победителей опустошили винные погреба знаменитого дома «Мадам Клико». Однако госпожа Клико даже не пыталась остановить грабеж, мудро решив, что «убытки покроет Россия». Проницательная мадам, как в воду глядела: слава о качестве ее продукции разнеслась по всей России. Уже через три года, предприимчивая вдова получала из Российской империи больше заказов, чем у себя на родине.

К царствованию императора Николая I относится появление первой в России и Петербурге публичной новогодней елки. До этого, как уже было сказано, россияне украшали дом лишь хвойными ветками. Впрочем, для украшения годилось любое дерево: вишня, яблоня, береза. В середине 19 века наряжать стали уже только елки. Первая наряженная красавица засветилась огоньками в помещении в 1852 году. А к концу ХIХ века этот красивый обычай стал уже привычным не только в русских городах, но и в деревнях.


С Рождества в Петербурге начала ХХ века начинался сезон балов и праздничных гуляний. Для детей устраивались многочисленные елки с обязательными подарками, для народных развлечений строились ледяные дворца и горы, давались бесплатные спектакли. Самым торжественным моментом встречи Нового года был выход Высочайших особ в Зимнем.

По традиции Рождество и Сочельник петербуржцы встречали дома, в кругу семьи. А вот в новогоднюю ночь заказывали столики в ресторанах или увеселительных заведениях. Ресторанов в то время в Петербурге было великое множество - на любой вкус и кошелек. Были ресторации аристократические: "Кюба" на Большой Морской улице, или "Медведь" на Большой Конюшенной. Более демократичный «Донон» собирал за своими столиками писателей, художников, ученых, выпускников Училища правоведения.
Столичный бомонд - люди искусства и литературы - устраивали свои вечера в фешенебельном «Контане», на Мойке. В программе вечера - лирический дивертисмент с участием лучших русских и иностранных артистов, виртуозный румынский оркестр; дамам бесплатно подносились цветы. Литературная молодежь обычным ресторанам предпочитала артистические кабаре. Самым колоритным из них была «Бродячая собака» на Михайловской площади.

Но наряду с такими ресторанами для интеллигентной публики существовали заведения совсем иного рода. Зимний кафешантан «Вилла Родэ», появился в Петербурге в 1908 году. На сцене выступали танцовщицы, хор цыган. Барышням и дамам из приличных семей посещать это заведение не рекомендовалось. Новый год при советской власти. Смена календаря

После Октябрьской революции 1917 года правительством страны был поставлен вопрос о реформе календаря, так как большинство европейских стран давно перешло на григорианский календарь, принятый Папой Григорием XIII еще в 1582 году, а Россия все еще жила по юлианскому.
24 января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял "Декрет о введении в Российской республике западно-европейского календаря". Подписанный В.И. Лениным документ был опубликован на следующий день и вступил в силу с 1 февраля 1918 г. В нем, в частности, говорилось: "…Первый день после 31 января сего года считать не 1-м февралем, а 14 февраля, второй день - считать 15-м и т. д." Таким образом, русское Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, сместился и новогодний праздник.
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю. Теперь Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало новую власть. Даже напротив было выгодно разрушение основ христианской культуры. Новая власть вводила свои, новые, социалистические праздники.
В первые послереволюционные годы традиция ещё сохранялась в неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и «старорежимный» Дед Мороз, и нарядные ёлки. Но всё же постепенно и неуклонно новая власть уходила от старых традиций. Праздник Рождества Христова было решено преобразовать в «комсомольское Рождество», где ёлке места уже не было. А вскоре, после 1923г., и вовсе началось изгнание Рождества из России. В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от ёлки; пьяные крики гостей…». Ёлке была объявлена беспощадная война.

В 1929 году произошла отмена Рождества. С ней отменялась и елка, которая называлась «поповским» обычаем. Был отменен Новый год. Был прекращён выпуск новогодних открыток, остались в прошлом весёлые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Новогодний праздник вместе с ёлочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушёл в подполье. Запрет
Однако, в конце 1935 года в газете "Правда" появилась статья Павла Петровича Постышева "Давайте организуем к новому году детям хорошую елку!". Общество, еще не забывшее красивый и светлый праздник, отреагировало достаточно быстро, - в продаже появились елки и елочные украшения. Пионеры и комсомольцы взяли на себя организацию и проведение новогодних елок в школах, детских домах и клубах. 31 декабря 1935 года елка вновь вошла в дома наших соотечественников и стала праздником "радостного и счастливого детства в нашей стране", - прекрасным новогодним праздником, который продолжает радовать нас и сегодня.
В 1936 году состоялась первая Кремлевская елка, для самых главных отличников страны.

Уже на следующий год формировались отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые отдалённые уголки страны. В населённые пункты в канун 1938 г. выехали агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели самолёты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках. Праздник не должен был оставить в стороне никого.
В 1949 году 1 января стал нерабочим днем.
Совсем не случайно новогодние праздники возродились так быстро— слишком уж они пришлись ко двору в нашем суровом климате, напоминая нам в разгар холодной зимы о том, что никогда не следует забывать: жизнь прекрасна, бесконечна, впереди нас ждут новые встречи, свершения, весна.

Танцы и маскарады были практически полностью исключены из новогодней программы: в тесных квартирах приходилось выбирать: либо стол, либо пляски. С появлением в советских семьях телевизоров стол победил окончательно. Главным действом в Новый год стало открытие бутылки «Советского шампанского» под бой кремлевских курантов.

На Новый год телевидение всегда готовило обширную развлекательную программу: особенно популярны были ежегодные «Голубые огоньки».

Позже стали появляться специальные «новогодние» фильмы.


В 1991 году, с началом ельцинской эпохи, после почти 75 летнего перерыва, в России вновь стали праздновать Рождество Христово. 7 января было объявлено нерабочим днем: по телевизору показывали рождественские службы и объясняли россиянам, как следует проводить святой праздник.

Старый Новый год


Хотелось бы еще раз вернуться к смене календарей и объяснить феномен Старого Нового года в нашей стране.
Само название этого праздника указывает на его связь со старым стилем календаря, по которому Россия жила до 1918 года, и перешла на новый стиль указом В.И. Ленина. Так называемый Старый стиль - это календарь, введенный в действие еще римским императором Юлием Цезарем (юлианский календарь). Новый стиль - это реформа юлианского календаря, предпринятая по инициативе Папы Римского Григория XIII (григорианский, или новый стиль). Юлианский календарь с точки зрения астрономии был не точным и допускал ошибку, которая с годами накапливалась, что в результате выливалось в серьезные отклонения календаря от истинного движения Солнца. Поэтому григорианская реформа в какой-то степени была необходима.
Разница между старым и новым стилем в XX веке составляла уже плюс 13 дней! Соответственно, день, бывший по старому стилю 1 января, в новом календаре стал 14 января. И современная ночь с 13 на 14 января в дореволюционные времена была новогодней ночью. Таким образом, отмечая Старый Новый год, мы как бы приобщаемся к истории и совершаем дань времени. Символ Нового года — Дед Мороз
В разных странах доброго старика называют по-разному: в Испании ─ папа Ноэль, в Румынии ─ Мош Джарилэ, в Голландии ─ Синте-Клаас, в Англии и Америке ─ Санта-Клаус, а в России ─ Дед Мороз. Образ Деда Мороза складывался веками, и каждый народ вносил в его историю что-то свое. В одних странах предками Деда Мороза считают "местных" гномов, в других ─ средневековых странствующих жонглеров, которые распевали рождественские песни, или бродячих продавцов детских игрушек. Среди предков старца есть и вполне реальный человек - архиепископ Николай, живший в IV веке в турецком городе Мира. По преданию, это был очень добрый человек. Так, однажды он спас трех дочерей бедствующего семейства, подбросив в окно их дома узелки с золотом. После смерти Николая объявили святым. В средние века твердо установился обычай в Николин день, 19 декабря, дарить детям подарки, ведь так поступал сам святой. После введения нового календаря Св. Николай стал приходить к детям на Рождество, а потом и в Новый год.

Что же касается русского Дедушки, то существует мнение, что среди его родственников значится восточнославянский дух холода Трескун, он же Студенец, Мороз.

В русском фольклоре можно найти много разных сказок и легенд о Морозе - хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее. Когда же на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем нашего праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь.

Рождество в Риме, безусловно, является самым любимым праздником. Римляне, как и все итальянцы, любят встречать Рождество в кругу семьи. В Италии есть поговорка: "Встречай Рождество с семьей, а Пасху - с кем хочешь". Рождественские праздники начинаются с кануна Рождества 24 декабря и продолжаются до 6 января следующего года, когда здесь отмечают Епифанию (Богоявление).

Однако традиция отмечать этот праздник уходит своими корнями далеко а прошлое. В Древнем Риме в конце декабря отмечали праздник Сатурналии — время, когда приходили к концу земледельческие работы и все стремились к отдыху и веселью в связи с окончанием жатвы. Во время сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать. В семьях день начинался с жертвоприношения (закалывали свинью) и проходил в веселье, причём друзья и родственники обменивались подарками. Среди праздничных подарков фигурировали, в числе прочего, cerei (восковые свечи) и sigillaria (сделанные из терракоты или теста фигурки). Первые служили символом того, что праздник сатурналий приходился на время зимнего солнцестояния (bruma); вторые являлись пережитком обряда жертвоприношения Сатурну.

Улицы были запружены народными толпами; всюду раздавались восклицания Jo Saturnalia (это называлось clamare Saturnalia).

Но самая известная особенность Сатурналий - роль, играемая в этом действии рабами. На время Сатурналии различие между господами и рабами как бы упразднялось – раб получал возможность поносить своего господина, напиваться, подобно свободным, сидеть с ними за одним столом. Причем его нельзя было даже словесно упрекнуть за проступки, за которые он в любое другое время был бы наказан побоями, тюрьмой или казнен. Более того, господа менялись местами со своими рабами и прислуживали им за столом; с хозяйского стола убирали не раньше, чем окончил свою трапезу раб.

В IV веке праздник переродился в известное нам Рождество, соединившись с праздником Sol invicta («Солнца побеждающего»). Роль Сатурна исполняет Дед Мороз. Люди той эпохи были тесно связаны с сельским хозяйством: Иисус родился в яслях, в его Учении люди повсеместно сравниваются со стадом (лат."паства"), а сам он с агнцем, ряженые в сатиров похожи на зверюшек присутствующих при рождении Иисуса. Звезда ёлки — это Вифлеемская звезда. Волхвы, пришедшие с дарами при рождении Иисуса — одни из прообразов Деда Мороза. Интересно, что святой Николай, прототип Деда Мороза, тоже жил именно в IV веке. Таким образом в Риме синкретизировались все соседствующие национальные мифологии того времени, и впоследствии мифологии всей Европы.

Современные рождественские традиции связаны с почитанием Девы Марии и младенца Иисуса. 8 декабря в праздник непорочного зачатия девы Марии по улицам г. Рима проходит праздничная процессия, в которой участвует сам Папа Римский. Он приезжает на своём папамобиле на площадь Испании, где торжественно возлагают венок на колонну непорочного зачатия, которую венчает статуя богоматери.



Именно в этот день в каждой церкви и в каждом доме обязательно устанавливается рождественский вертеп, иллюстрирующий сцену Рождения Христа и поклонения волхвов.

Эта традиция для итальянцев — столь же священна и нерушима, как для нас — поставить и украсить на Новый год ёлку, которую тоже наряжают в римских семьях в этот день.

На главной Рождественской ярмарке города на площади Навона среди палаток с традиционными для нас новогодними атрибутами вы увидите также огромный выбор материала,при помощи которого каждый сможет воссоздать у себя дома (на столике или на подоконнике, например) свой собственный вертеп, изображающий приход волхвов, желающих поклониться младенцу Иисусу — вот ясли, вот фигурки волхвов, вот Мария и Иосиф, а вот и сам Иисус. Ну и всякие второстепенные персонажи, дополняющие картину — животные, кустики, трава и т.д. Фигурку самого Иисуса добавляют лишь 25 декабря, после того, как он и родится!

А вот традиция красочно украшать улицы пришла в Рим совсем недавно. Говорят, что даже ёлку на площади св. Петра стали ставить только при Папе Римском — Иоанне Павле II.

Главный цвет Рождества - красный , поэтому во многих семьях ёлка декорирована алыми шарами, праздничный стол накрыт красной скатертью, а дом украшают растения с ярко-бордовыми цветами, которые здесь принято называть « Stella di Natale » -«Рождественская звезда». Это не что иное, как Пуансетия или Молочай Прекраснейший, родом из Мексики. Цветок действительно очень красивый и праздничный, который принято дарить друг другу с пожеланиями хороших праздников.


И ещё один непременный атрибут предрождественского Рима — это жареные каштаны, которые приготавливают на огромных металлических противнях прямо на улице и насыпают в конусообразные кулёчки из грубой бумаги.

В сочельник24 декабря принято идти всей семьёй на службу в церковь, а позже все вместе собираются за праздничным столом.

В канун принято устраивать постный стол, а значит, в меню бывает только рыба, но какая! По традиции во многих семьях готовят capitone или anguilla (угря, жареного или маринованного), и вяленую треску baccalà, чаще всего жаренную во фритюре.


Из первых же блюд часто готовят спагетти с соусом из тунца или с моллюсками vongole . Впрочем, это вовсе не значит, что другие моллюски, морепродукты или любая другая рыба «не имеют права быть».

На десерт подают обычно пандоро или панеттоне, торроне, сухофруктыв шоколаде и орехи.

В Италии подарки обычно принято открывать после праздничного ужина, причём рождественские подарки - это самые важные и дорогие, и зачастую их покупают заранее, чуть ли не за несколько месяцев.

Если в семье есть маленькие дети, то тогда втайне от них красочные пакеты и коробки кладут под ёлку, где утром 25 декабря их и находит счастливая детвора, веря, что ночью их принёс не кто иной, как итальянский Санта, Babbo Natale.


На следующий день 25 декабря торжественный обед начинается обычно с большого колбасно-мясного ассорти, затем подают тортеллини в бульоне, лазанью или пасту с рагу, после чего на столе появляется фаршированный каплун или запечённая индейка, ягнятина или мясное ассорти в бульоне.


На сладкое едят рождественские пироги Панеттоне и Пандоро, но на этот раз с английским кремом или с тёплым сабайоном, а в качестве приятного дополнения всегда можно погрызть кусочек торроне, горсть орехов или полакомиться сочным мандарином. Любопытно, что на Рождество не принято подавать и есть яблоки, поскольку они являются как бы напоминанием о первородном грехе.

И ещё одна традиция - во время рождественских праздников итальянцы зачастую собираются за столом с родственниками или друзьями, чтобы поиграть в лото (giocare a Tombola). Это довольно весёлое занятие берет свои корни с давних времён. Игра в лото очень популярна именно во время новогодних праздников в Италии.

Новый год в Риме – это ещё один повод для веселья. «Capodanno » (а именно так называется Новый год в Италии) отмечается здесь весьма активно и чаще всего в ресторане или в гостях, а в последнее время молодёжь встречает новый год прямо на площадях, где организовывают праздничные концерты.


Перед наступлением Нового года настоящий итальянец обязан сделать две вещи: во-первых, рассчитаться с долгами, а во-вторых, выбросить старые вещи, символически простившись со всеми неприятностями и освободив место для нового счастья. Вот только расставание с хламом непременно должно осуществляться посредством окна. Поэтому, хотя в последние годы многие итальянцы отказываются от этой традиции, в предновогодний период ходить по итальянским улицам – не слишком безопасное занятие.

После выполнения вышеизложенных ритуальных действий, в девять вечера накрывается праздничный стол. Обязательными блюдами новогодней программы являются жирная свиная колбаса и чечевица. Чечевица считается символом удачи и богатства – её круглая форма и золотистый цвет олицетворяют монеты. Поэтому, съесть хоть немного чечевицы (даже если человек её терпеть не может) должен каждый итальянец, ведь чем больше съешь, тем богаче станешь.

Интересная традиция пришла сюда из Испании, нужно взять веточку винограда и считать виноградинки на ней, а в конце, когда начинается отсчет нового года, нужно съесть 12 виноградинок в 12 последних секунд уходящего года (они символизируют 12 месяцев). Если всё получилось, можно считать, что удача в ближайшие двенадцать месяцев уже в кармане

Если в новогоднюю ночь обмакнуть палец в бокал с шампанским и дотронуться им до своего уха, удача обязательно улыбнётся тебе в следующем году (или же дотронуться до уха того, кому ты желаешь удачи).

Кроме того в новогоднюю ночь принято одевать новое красное белье, которое символизирует не только любовь и удачу, но и плодородие. Поэтому в Италии так популярно на новый год дарить красное нижнее белье. Но внимание: согласно традиции, это белье нужно выкинуть на следующий день!

Кульминация праздника происходит на центральной площади Пьяцца дель Пополо, куда стекается множество людей наблюдать грандиозный фейерверк и веселиться до утра с выступающими на сцене артистами. А в первый день нового года проходит традиционное шествие при свечах в катакомбах святой Присциллы.

В ночь с 5 на 6 января жители Италии встречают праздник Святой Епифании или Богоявления, завершающий череду новогодних и рождественских праздников.

Богоявление, католический праздник, следующий за Рождеством, праздник трёх волхвов, восточных царей Каспара, Мельхиора и Балтасара, пришедших с дарами поклониться новорождённому младенцу Иисусу. Именно в этот день Христос впервые предстал перед людьми,

В день Богоявления на улицах и площадях городов Италии устраиваются ярмарки и весёлые представления с угощениями.

Непременным участником праздника Епифании является Бефана, сказочное существо, похожее на известную нам Бабу Ягу – нос крючком, остроконечная шляпа, длинный плащ и дырявые шерстяные чулки. Перемещается она на метле.

По легенде, к ней в дом постучались волхвы, чтобы спросить путь до Вифлеема, Бефана указала его, но с ними почему-то не пошла. А когда опомнилась, не смогла их догнать. С тех пор Бефана приходит ко всем детям в надежде найти Младенца Христа и попросить у него прощения. Она проникает в дома через дымоход и одаривает тех детей, которые хорошо себя вели в течение года сладостями, тем же, кто был непослушен, она приносит уголь. Подарки они обнаруживают утром в заранее приготовленных чулках.

Так, итальянским детишкам везет дважды: в канун Рождества они получают подарки от Babbo Natale (итальянского Деда Мороза), а в день Святой Епифании - сладости от Бефаны.

В Древнем Египте Новый Год праздновался во время разлива реки Нил (примерно в конце сентября). В Новый Год статуи бога Амона, его жены и сына ставили в лодку. Лодка плавала по Нилу месяц, что сопровождалось пением, танцами и весельем. Затем статуи вносили в обратно в храм.

В Древнем Вавилоне Новый год встречали весной. Во время праздника царь на несколько дней покидал город. Народ этим пользовался, веселился и делал, что вздумается. Через несколько дней царь и его свита в праздничных одеждах торжественно возвращались в город, а народ возвращался в работе.

В древнем Риме долгое время Новый Год праздновали в начале марта, до тех пор, пока Юлий Цезарь не ввел новый календарь (в настоящее время он называется юлианским). Таким образом, датой встречи Нового года стал первый день января. Месяц январь был назван в честь римского бога Януса (двуликого). Один лик Януса был якобы обращен назад к прошлому году, другой - вперед к новому. Праздник встречи нового года назывался "календы". Во время праздника люди украшали дома и дарили друг другу подарки и монеты с изображением двуликого Януса; рабы и их владельцы ели и веселились вместе. Римляне делали подарки императору. Сначала это происходило добровольно, но со временем императоры стали требовать подарки на Новый год. Празднования продолжались несколько дней.
Говорят, одному из своих рабов Юлий Цезарь дал в новогодний вечер свободу за то, что тот пожелал ему пожить в новом году дольше, чем в старом.
Римский император Калигула в первый день Нового года выходил на площадь перед дворцом и принимал подарки от подданных, записывая, кто, сколько и что дал...

Во Франции новолетие считали до 755 года с 25 декабря, а затем с 1 марта. В XII и XIII столетиях - со дня св. Пасхи, пока наконец не установлено было в 1654 году указом короля Карла IX, считать за начало года 1 января. В Германии то же произошло во второй половине 16 века, а в Англии в 18 веке.
Новый год в средневековой Англии начинался в марте. Решение парламента перенести Новый год на 1 января 1752 года натолкнулось на женскую оппозицию. Делегация возмущенных англичанок заявила спикеру, что парламент не имеет права сделать женщин на много дней старше, на что спикер якобы ответил: «Вот классический образец женской логики

Кельты, жители Галлии (территория современной Франции и части Англии) встречали новый год в конце октября. Праздник назывался Samhain от "summer""""s end" (конец лета). В Новый год кельты украшали жилище омелой, чтобы изгнать призраков. Они полагали, что на Новый год духи мертвых являются живым. От римлян кельты переняли требование новогодних подарков от подданных. Обычно дарили украшения и золото. Несколько веков спустя благодаря этой традиции королева Елизавета I накопила огромную коллекцию вышитых и отделанных драгоценностями перчаток.

На Руси до XV века год начинался 1 марта. В XV веке Новый год был перенесен на 1 сентября, а в 1699 году Петр I издал указ, которым приказал считать началом года 1 января: "Поелику в России считают Новый год по-разному, с сего числа перестать дурить головы людям и считать Новый год повсеместно с первого января. А в знак доброго начинания и веселия поздравить друг друга с Новым годом, желая в делах благополучия и в семье благоденствия. В честь Нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор. А взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять - на то других дней хватает". Девушки, убираясь 31 декабря, мели тщательно под столом, если попадалось хлебное зерно - к замужеству; а чтобы весь год были обновы, 1 января надевали все самое лучшее и в продолжение для несколько раз переодевались. Второго января крестьяне совершали обряд - оберег дома

В предыдущей публикации я подробно рассказал вам о том, как он стал прототипом Сына Божьего, и как так вышло, что дата его рождения (Рождества) была "передвинута" на конец декабря.

Сегодня вы узнаете, почему мы празднуем Рождество именно так - едим-пьем, не просыхая несколько дней подряд, наряжаемся как чудики в костюмы, колпаки и маски, дарим друг другу чаще всего бесполезные подарки. Вы узнаете, что общего между Рождеством и поклонением древних римлян Сатурну; что объединяет Деда Мороза, Николая Чудотворца и Смерть с косой; почему на рождественской / новогодней ёлке - пятиконечная звезда; что символизируют новогодние свечи; и кое о чем другом, о чем вы не прочтете в школьных учебниках и дежурных журнальных статейках, посвященных новогодним праздникам.

Короче говоря, как обычно в моем блоге, вы узнаете
об истинной природе вещей - на этот раз в связи с традицией отмечать т.н. Рождество.

Итак, как вы уже знаете, есть очень веские основания считать, что на самом деле Иисус Христос родился не в разгар зимы, а Именно эти месяцы, как возможное время рождения Христа, логично следуют из анализа Евангелия от Луки и других христианских хроник.

Сам фундаментальный первоисточник - Библия, - сведений о дне рождения Сына Божьего не сохранил. Тем не менее, эта дата вдруг становится известна с абсолютной точностью - 25 декабря (по Григорианскому стилю). Откуда же она взялась и как такое вообще может быть?

А вот как.

В IV веке нашей эры, когда стараниями императора Константина I христианство стало официальной религией Рима, для того чтобы переход от язычества к христианству для римских граждан прошёл менее болезненно, было решено сохранить наиболее популярные языческие праздники, плавно трансформировав их в христианские. Так произошло и с Рождеством.

Аналогично многие языческие традиции перекочевали и в Православную церковь. В частности, многочисленные обряды, связанные с возжиганием свечей в христианских храмах, берут свои корни из языческого огнепоклонства, христианская Масленица - видоизмененный языческий праздник, посвященный Дажьбогу - солнечному божеству, которое по языческим верованиям, "замыкает зиму и отмыкает весну" (блин и символизирует Солнце), поминальные тризны на могилах предков на христианские праздники Пасху и Родительскую субботу - чисто языческая традиция, которую христианская церковь победить так и не смогла.

В последние числа декабря - в дни зимнего солнцестояния, - древние римляне обычно отмечали праздник Сатурналий - в эти дни солнце находится в зодиакальном знаке Козерога, управителем которого в астрологии является Сатурн.

Именно с причиной нахождения солнца в Козероге связан обычай рядиться на Рождество в сатиров и чертей, и именно с Сатурном связана фигура "смерти с косой" - символ жатвы, хронологии (подведение итогов года и пожеланий на будущее), и зимнего голодного / холодного времени, смертельного в случае дефицита урожая. Так что Дед Мороз и Смерть с косой по своей мифологической сути - один и тот же образ, две стороны одной медали: может щедро одарить в случае хорошего урожая и стать причиной неотвратимой погибели многих людей в неурожайные годы.

В наше время, когда неурожайные годы перестали быть бичом человечества и причиной повального мора населения, страшная ипостась "Деда Мороза" - Смерть с косой, - подзабылась, и он стал восприниматься народом исключительно как добрый и щедрый старичок из Лапландии, хотя был дедуля таким добрячком далеко не всегда и было время, когда он приходил к людям не с мешком, полным подарков, а с пустым мешком и острой косой, собирая свою страшную жатву...

Сам праздник приходился на вторую половину декабря - время, когда приходили к концу земледельческие работы, и люди получали право заслуженного отдыха. С этого момента начиналось столь желанное удлинение светового дня.

Празднества продолжались несколько дней подряд, поэтому и назывались во множественном числе. Во время Сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать, рабы освобождались от обычного труда. Устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники (чиновники, назначенные на высокие общественно значимые должности), одетые в особые костюмы, улицы были запружены нарядными народными толпами. В семьях день начинался с жертвоприношения Сатурну (обычно закалывали свинью, которую дружно поедали в последующие дни), и проходил в веселье и питие, друзья и родственники обменивались подарками. ...Так что современная традиция устраивать многодневное новогоднее (рождественское) пиршество и дарить друг другу подарки берет свое начало именно оттуда - от римских Сатурналий.

Среди праздничных атрибутов древних римлян фигурировали, в числе прочего, восковые свечи, возжигание которых символизировало увеличение продолжительности светового дня, а также вылепленные из терракоты (цветной глины) или теста фигурки как часть обряда жертвоприношения Сатурну. В христианской интерпретации эта традиция была объединена в виде различных по виду свечей, часто исполняемых в виде зверушек, звезд, домиков, елочек и т.п., сжигаемых на праздничных столах, и их современных технологических вариациях - бенгальских огнях, елочных гирляндах, хлопушках, фейерверках.

Итак, с одной стороны традиционные римские Сатурналии - один из самых популярных языческих праздников, который отмечался на протяжении многих веков, - и отменить который никак было нельзя без провоцирования массовых народных волнений, с другой было необходимо ввести в религиозный обиход Рождество Христово и не просто, а так, чтобы он стал одним из самых главных христианских праздников; что и было сделано смещением даты рождения Христа на ближайшие традиционные народные праздники, которыми оказались Сатурналии.

Как и рассчитывалась, народ постепенно забыл истинные мотивы тех или иных обычаев, хотя под новой формой сохранил прежнее их традиционное содержание.

Вот так в IV веке в связи с переходом от язычества к христианству праздник языческих римских Сатурналий переродился в известное нам Рождество (день рождения Иисуса Христа), но остался неизменным по своей сути. Под маской Рождества - все то же поклонение Сатурну со всеми необходимыми для этого атрибутами: жертвоприношениями, возжиганиями свечей, ряжением, обменом подарками. Роль Сатурна теперь исполняет Дед Мороз (у финнов Дед Мороз до сих пор называется "Йоулупукки", что переводится как "козел солнцестояния" - непрозрачный намек на Козерога; Йоль / Йоул - средневековый языческий праздник зимнего солнцестояния у древних германских народов).

Но праздник был дополнен и более современными обычаями, связанными с христианской мифологией. Традиционная елочная звезда - это вовсе не один из символов бывшего СССР, как некоторые считают, а Вифлеемская звезда, вспышка которой, по преданию, сопровождала рождение Иисуса. Волхвы, пришедшие с дарами к Богородице - одни из прообразов современного Деда Мороза у христиан, Санта Клауса у католиков, Рождественского Отца / Father Christmas у норманнов. К слову, кто не знает, православный христианский святой Николай Чудотворец, который жил в IV веке, также стал прототипом Деда Мороза, наделяющего людей чудесными подарками по их просьбе.

Вот почему в современной церковной мифологии христианский Сын Божий "родился" именно в конце декабря - с позиции "продвижения" христианского мировоззрения и замещения им языческих традиций, оказалось необходимым "передвинуть" дату рождения Иисуса Христа на более "удобное" время. Хотя его прототип Иешуа Назаретянин, как мы убедились вероятнее всего, фактически появился на свет в сентябре или октябре.

С позиции здравомыслия и уважения к истории народов и личности самого Иисуса Христа такая вольность выглядит кощунством над религиозной верой миллионов людей и тем, кого принято считать Сыном Божьим, но Церковь никогда не чуралась подобных мистификаций - для нее цель всегда оправдывала любые средства для ее достижения, оставляя моральные аспекты далеко за кадром, и церковная история имеет тому огромное число примеров.

Что же касается самой даты 25 декабря, то её первое упоминание встречается в работах Секста Юлия Африкана, раннехристианского грекоязычного писателя, одного из первых христианских историков - в его летописи, написанной в 221 году и дошедшей до нас в фрагментах, где в числе прочего говорится и о родословии Иисуса Христа. Откуда он её взял - осталось неведомо.

К слову, Юлий был очень образованным по своим временам человеком, что не мешало ему быть убежденным в том, что мир был создан в 5500 году до рождения Христа и должен просуществовать в течение 6000 лет до Апокалипсиса... Подобно тому, как многие мои собеседники, приводя мне в доказательство своей образованности наличие у них двух или трех высших образований и научные степени, проявляют агрессивную средневековую нетерпимость к любому мнению, которое не совпадает с их собственным мировоззрением, незамедлительно записывая его в "ошибочное и поверхностное". ...Вам это не знакомо?..


Новый год в древние времена

Древние кельты встречали Новый год также, когда заканчивались работы в поле. Но только не после посева, а после сбора урожая, осенью. Самайн или «Самхейн» (Samhain) праздновали в ночь с 31 октября на 1 ноября. Это был один из четырех главнейших кельтских праздников. В современном мире его заменил знаменитый Хеллоуин – канун Дня всех Святых.
Самайн считался временем, когда исчезала граница между обычным миром Смертных и Потусторонним миром, поэтому духи в этот момент могут прийти в наш мир, а люди попасть в иной мир. «В канун Самайна на каждой ступеньке сидит по привидению», – как говорится в старинной пословице. Например, был даже специальный гоблин Самханах, появляющийся только в ночь Самайна. Это представляло большую опасность, поэтому в эту ночь никому нельзя быть одному. И кельты предпочитали собираться все вместе, пировать (накануне забивался скот для праздника), петь, танцевать и веселиться, пытаясь отогнать призраков. Проводились массовые гуляния в Таре – священной столице древних кельтов – народ состязался в различных играх и скачках.
Древние скандинавы также праздновали Новый год в день зимнего солнцестояния, 22 декабря. Назывался этот праздник Йоль (от скандинавского слова «колесо», «крутиться», возможно, это означало как бы поворот года на весну, а может тут присутствует солярная символика колеса). Это был очень магический праздник. Самая длинная ночь должна была закончиться победой Солнца и Новым годом, для этого применялись различные магические ритуалы. Так же как и кельты на Самайне, скандинавы считали, что в ночь Йоля – самую длинную в году – граница между миром явным и иным стирается, и духи проникают к людям. Поэтому нужно находиться всем кланом вместе, пировать и веселиться.
Длился праздник Йоля целых 13 ночей – возможно, традиция рождественских каникул идет оттуда. Следующий день назывался «днем судьбы», так как являлись самые правдивые знамения именно на «двенадцатую ночь». Кроме того, все действия и поступки, совершенные до захода солнца определяли все события последующего года, вот отсюда и пословица «как Новый год встретишь, так его и проведешь».




В Древнем Египте Новый год отмечали во время разлива Нила, когда восходила священная звезда Сириус (точную дату указать сложно – разброс где-то с июля по сентябрь), и начинался первый сезон древнеегипетского года – «ахет». Разлив Нила назывался приходом Хапи — бога Верхнего и Нижнего Нила, дарующего изобилие. Это было священное время для Египта, ведь засуха поставила бы под угрозу само существование этого земледельческого государства. Поэтому с восходом Сириуса начинался новый период жизни древних египтян, которые к тому времени оканчивали посев.
4000 лет назад в Древнем Вавилоне отмечали Новый год. Здесь он наступал с первым новолунием (как только появится первый тоненький месяц) после весеннего равноденствия, которое считалось первым днем весны. Действительно, приход весны – очень логичное время начинать новый год. Это же пора возрождения, высадки семян и цветения.
Во время праздника правителя раздевали и отсылали из города, и в течение 11 дней каждый делал все, что ему вздумается. Причем каждый день отмечался как-то по-своему. Потом царь возвращался во главе большой процессии, облаченный в прекрасные одежды. Все возвращались к работе и вели себя чинно. Таким образом, люди каждый год начинали новую жизнь. Как видим, новогодняя традиция принимать решение что-то изменить в своей жизни в наступающем году уходит корнями в Древний Вавилон. Кстати, в ту пору самым популярным решением было вернуть одолженное сельскохозяйственное оборудование…




Долгое время Новый год наступал для римлян 1 марта. В 46 г. днэ. император Юлий Цезарь ввел новый календарь – тот, который используется по сей день, и Новый год переместился на 1 января. А чтобы календарь совпадал с движением солнца, Цезарь «продлил» предыдущий год с 365 до 445 дней.
Январь – символичный месяц для начала нового года, ведь он получил свое имя в честь двуликого римского бога Януса. Бог смотрит назад – на прошлый год и вперед – на будущий.
Римские празднества в честь наступления Нового года назывались Календы. Люди украшали свои дома, дарили друг другу подарки. Рабы пили вместе с хозяевами, и в течение нескольких дней народ творил все, что ему вздумается.