Оо познавательное развитие в условиях реализации фгос до консультация на тему. Познавательное развитие дошкольников в условиях фгос Познавательное развитие детей в доу по фгос

Познавательное развитие является важнейшим компонентом общего развития дошкольника. Этому процессу отводится огромная роль, однако не все педагоги понимают, как выстроить его грамотно с учётом возрастных особенностей детей, как индивидуализировать этот процесс для каждого ребёнка.

Актуальность познавательного развития дошкольников

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) определены 5 основных видов образовательной деятельности на занятиях в детском саду:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;
  • физическое развитие.

Любой ребёнок с рождения любознателен и стремится к познанию окружающего мира. Именно познавательное развитие должно главным образом обеспечить удовлетворение потребности малыша в освоении нового. Однако ребёнок учится не только получать информацию, но и пользоваться приобретёнными знаниями. В соответствии с ФГОС познавательное развитие включает следующие цели и задачи:

  • формирование познавательных действий, становление сознания;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

На занятиях в детском саду дошкольники приобретают знания и учатся применять их на практике

Цели и задачи познавательного развития в разных возрастных группах

Цели познавательного развития определены стандартом и примерно одинаковы для всех дошкольников, однако практические задачи сильно различаются в зависимости от возраста и группы воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

В первой и второй младших группах (2–4 года) особенно важно поддержать (а в некоторых случаях заложить) в ребёнке такие качества, как любознательность, интерес к исследованию. Окружающий мир постепенно открывается малышу через предметы, которые для него имеют субъективное значение, т. е. привлекают его внимание, эмоционально окрашены. Поэтому для воспитанника 2–4 лет задачи познавательного развития будут следующими:

  • создать условия, способствующие развитию познавательной сферы ребёнка;
  • поощрять у детей любопытство и заинтересованность ко всему наблюдаемому в их окружении;
  • развивать умение называть вещи и типичные действия с предметами;
  • учить замечать целесообразность и целенаправленность действий, видеть простейшие причины и следствия собственных действий;
  • развивать осознание времени и пространства, цвета и формы предметов через сенсорное и зрительное взаимодействие с ними;
  • развивать умение воспринимать звучание родной речи, музыкальных инструментов, звуки природы;
  • формировать бережное, созидательное отношение к предметам окружающего мира.

Ребёнок 3–4 лет познаёт мир посредством приклекательных, эмоционально окрашенных предметов

В средней группе (4–5 лет) дети продолжают расширять свои представления о мире, обогащать словарный запас. Целью воспитателя является создание условий для самостоятельного исследования детьми. Для этого возраста основные задачи таковы:

  • обогащать знания дошкольников новыми понятиями и систематизировать полученную информацию;
  • формировать умение находить причинно-следственные связи в процессе экспериментирования с предметами окружающего мира;
  • формировать и расширять представления о себе, своей семье, гендерной принадлежности;
  • поддерживать свободный разговор ребёнка со взрослыми, сверстниками по поводу результатов собственных наблюдений, впечатлений;
  • способствовать активному освоению несложных способов ухода за растениями и животными, живущими рядом с детьми.

В старшей группе (5–6 лет) ребята не менее любознательны, чем на предшествующих этапах дошкольного образования, однако с возрастом у них совершенствуется усидчивость, способность на более длительное время концентрироваться на интересующем предмете, стремление к самостоятельному опытному поиску ответов на вопросы, возрастает чувство ответственности. Актуальны следующие задачи:

  • расширение представлений о свойствах объектов окружающей среды (материале, ритме, количестве, части и целом, динамике и покое и т. д.) и их причинно-следственных взаимосвязях;
  • пополнение знаний о планете Земля, о родном городе и своём Отечестве, обычаях и традициях народа;
  • освоение умений и навыков, требующихся будущему школьнику: находить нужную информацию в справочных источниках, пользоваться детскими энциклопедиями, пытаться выделять основную мысль в материале;
  • вовлечение ребят в проектную деятельность - как индивидуальную, так и групповую с распределением ролей;
  • расширение спектра интересующих детей тем, развитие навыка приводить аргументы в беседе.

В подготовительной к школе группе (6–7 лет) подводятся итоги воспитательной работы всех предыдущих лет пребывания ребёнка в детском саду. К этому времени у воспитанников должна сформироваться привычка следовать определённому режиму дня, а также развиться навык самостоятельно наблюдать и анализировать информацию. Ставятся следующие задачи познавательного развития дошкольников:

  • приумножать знания детей об окружающей среде;
  • обучить ребят рационально распределять время, составлять план и действовать по нему, делать выводы;
  • научить воспитанников пользоваться детскими приборами для опытов;
  • устно комментировать процесс познания в целях развития речевой культуры;
  • создавать подходящие условия для самостоятельного исследования дошкольниками окружающей среды.

Виды деятельности для познавательного развития в ДОУ

Задачи познавательного развития можно включать в любую деятельность в ДОУ, однако основным видом познавательной деятельности для дошкольников является игра. Чем старше становится ребёнок, тем сложнее и многообразнее могут быть игры. Так, для малыша 3–4 лет познавательное развитие возможно через совершенствование конструктивных умений: играя с кубиками, ребёнок учится расставлять их в нужном порядке, сооружать из них разные башни и другие предметы, называть правильно конструкторские материалы (кубики, кирпичики, пластинки и др.). С конструктором дошкольник учится объединять объекты по сюжету, например, из кубиков он может построить дом, а из пластин - скамейку и подъездную дорожку. Все окружающие малыша предметы должны быть яркими и привлекательными, иметь понятную форму, цвет и назначение. Младшие дошкольники охотно играют с предметами, напоминающими бытовое окружение взрослых: пластиковая посуда, кукольная одежда, миниатюрные приспособления для уборки и т. п. Таким образом дети пытаются подражать взрослым, в первую очередь родителям, и постепенно познают мир повседневного быта.

На занятиях с младшими дошкольниками игрушки могут способствовать повышению мотивации детей: давать детям задание, выслушивать ответы ребят, оценивать их поступки.

Дошкольники с увлечением знакомятся со свойствами различных материалов

В средней группе необходимо разделение пространства на познавательные зоны: музыкальная, живой уголок, математический уголок, зона для совместных игр, зона с книгами и др. Это обеспечивает дошкольникам возможность самостоятельно исследовать окружающую обстановку, по возможности кооперироваться вместе, но при этом не мешать друг другу. А во время режимных моментов можно увлечь детей экспериментами: на прогулке, выливая ведёрко воды в песок, легко объяснить детям, как получается грязь. Можно сравнивать с воспитанниками виды дождя: «грибной» дождь, который идёт в ясную солнечную погоду, и ливень на фоне большого скопления туч. Это делает досуг детей не только интересным, но и полезным. Дошкольники очень впечатлительны, им нужна пища для размышления. Чем старше они становятся, тем с более сложными свойствами предметов, а затем и с устройством мира они могут знакомиться.

Для познавательного развития детей 5–6 лет важной становится сюжетно-ролевая игра с правилами. Для ребят из подготовительной группы этот вид активности также актуален. Именно через такую игру дети учатся командной работе, соблюдению правил, следованию своей ролевой модели. Например, игра в магазин позволяет ребятам решать следующие познавательные задачи: учиться взаимодействию друг с другом в рамках своих ролей, совершенствовать навыки счёта, развивать воображение (когда дети придумывают заместители платёжных средств из подручных материалов - листиков, пуговиц и т. п.). Воспитателю старших групп стоит обратить особое внимание на дидактические игры. В них перед детьми ставятся задачи, требующие сосредоточенности, усидчивости, умственных усилий, умения действовать последовательно. Они развивают у детей умение играть в команде, быть уступчивым или, наоборот, настойчивым, самостоятельно регулировать своё поведение, стимулируют познавательную активность и инициативу.

По своему опыту считаю подходящими следующие игры:

  • «Продолжи орнамент», в которой ребёнок учится выстраивать аналогии, видеть закономерности, развивает мелкую моторику и абстрактное мышление.
  • «Четвёртый лишний», в которой нужно учиться находить закономерности, мыслить логически.
  • Подбор парных картинок, где ребятам старшего дошкольного возраста нужно находить картинки с одинаковым количеством предметов, независимо от их формы и цвета. Для малышей 4–5 лет эту игру можно упростить до подбора картинок с одинаковыми изображениями.
  • Складывание пазлов, картинок из мозаики помогает дошкольникам развивать образное мышление, проявлять творческую активность, учиться видеть закономерности.

Важно, чтобы во время дидактической игры воспитатель создавал максимально непринуждённую атмосферу, в которой дети бы не чувствовали, что их специально чему-то обучают. В конце любой игры важно подведение итогов и устная похвала воспитателя. В младшей и средней группах требуется больший контроль со стороны воспитателя в процессе игры, нежели в старших. Если первые нуждаются в подробном объяснении правил и контроле за их соблюдением, то для детей 5–7 лет важна возможность проявления самостоятельности.

Индивидуализация познавательного развития

Современным образовательным стандартом признана необходимость построения индивидуального образовательного маршрута ребёнка. Это связано с тем, что рабочие программы рассчитаны на среднего дошкольника, однако часто в группах есть как отстающие, так и одарённые дети. Первым тяжело осваивать программу наравне с группой, а вторые могут потерять мотивацию в обучении из-за слишком простых и скучных заданий. Развитие познавательных способностей дошкольника является главной задачей создания индивидуального образовательного маршрута. Для успешного планирования такого маршрута требуется регулярный мониторинг, чтобы отследить, насколько успешно дети справляются с образовательной программой. При построении и реализации образовательного маршрута должны учитываться следующие компоненты:

  • постановка цели в соответствии со стандартом;
  • система обучения, в которой каждому учебному предмету отводится своё место и роль;
  • определённая методика преподавания, конкретные приёмы и педагогические технологии;
  • инструменты для комплексных диагностик;
  • создание условий для достижения поставленных целей;
  • планирование результатов, которых ребёнок должен достичь к моменту перехода на школьное обучение.

В младших группах индивидуальные занятия часто направлены на развитие чувства формы и цвета, а также мелкой моторики

Также необходимо принимать во внимание, является ли ребёнок отстающим или одарённым, учитывать его особенности и потребности, а также возможности и ресурсы ДОУ для удовлетворения этих потребностей.

Таблица: пример индивидуального образовательного маршрута для ребёнка 4 лет, вторая младшая группа (фрагмент)

Промежуток времени Режимные моменты, цели и задачи образовательной деятельности Совместная с педагогом деятельность Взаимодействие с родителями
Ноябрь, 1-я неделя Совершенствовать восприятие окружающего мира посредством органов чувств. Дидактическая игра «Что лежит в мешочке». Цель: развивать внимание и наблюдательность, угадывая предметы по силуэту мешочка. Эту игру можно использовать как на занятиях, так и в свободное время детей. Дидактическая игра «Мыши и сыр». Педагог приносит игрушки: сыр с дырочками, мышки и кошка, объясняет правила игры, показывает, как прятать мышек в сыр. Как только воспитатель вынимает из-за спины кошку, малыш должен спрятать мышек сам, а когда кошка уходит, помочь мышкам выбраться из сыра. Игрушки могут быть сделаны из разных материалов (сшиты из ткани и наполнены разными по размеру и жёсткости шариками), что развивает у ребёнка моторику, тактильные ощущения, восприятие цвета. Консультация о роли дидактических игр в развитии познавательной сферы ребёнка, а также о возможностях применения таких игр дома.
2-я неделя Поощрение попыток самостоятельно исследовать предметы знакомыми способами, а также сравнивать и группировать их. Дидактическая игра «Составь такую же фигуру». Ребёнку даётся нарезка геометрических фигур из цветной бумаги и даётся задание: составь из них домик, автомобиль, котика и др. Игра развивает воображение, образное мышление, восприятие цвета и формы. Дидактическая игра «Найди и назови». В познавательном уголке детского сада воспитатель может разложить разные предметы, в зависимости от темы (например, пластиковые овощи). Затем педагог называет ребёнку, какой овощ и какого цвета он должен принести, малыш ищет и показывает свою находку. Важно устно проговорить, что это действительно тот овощ и он нужного цвета (например, красные яблоки будут отличаться от зелёных и не будут засчитываться, если ребёнок принёс их по ошибке).
3-я неделя Расширение сенсорного опыта с широким кругом предметов и новыми способами их исследовать. Закрепление ранее полученных навыков исследования. Дидактическая игра «Развивающие шары», цель которой в развитии наблюдательности, сравнения (размер, количество, цвет), запоминания и счёта. Воспитатель вырезает из цветной бумаги воздушные шарики разного цвета, размера и формы (круглые и овальные). Возможные задания: подбери шарики по цвету ниток, к которым их можно привязать, подбери для игрушки синие и зелёные овальные шарики маленького размера, а красные - круглые и большие. Дидактическая игра «Разноцветные обручи». На полу разложены разноцветные обручи, ребёнок бегает вокруг них, ему дано задание встать в красный обруч, как только музыка прекратится. Таким образом малыш развивает координацию, чувство ритма, внимательность. Затем ему даётся задание нарисовать такие же обручи для своих игрушек, при этом воспитатель показывает, как правильно держать карандаш, проговаривает с ребёнком названия цвета, формы обруча, объясняя соотношение «большой-маленький» (настоящий обруч относительно нарисованного). Консультация по играм на развитие внимания дома.
4-я неделя Развитие умения ориентироваться на эталоны, обозначающие свойства и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); ребёнок учится подбирать из множества предметы по 1–2 качествам. Дидактическая игра «Картинки-половинки». Воспитатель раскладывает на столе половинки карточек с изображениями предметов, симметричных и асимметричных (воздушный шар, ёлочка, чайник, дом, зонт и др.), а ребёнку нужно соединить половинки в единое целое, называя предметы. Игра способствует развитию памяти и внимания, мышления и воображения. Дидактическая игра «Свойства». Педагог раскладывает на столе предметы с разными свойствами: мягкая игрушка, пластиковый кубик, стеклянный стакан, жёлтый лист клёна и др. Он называет свойства предмета: маленький, жёсткий, квадратный, и ребёнок должен выбрать предмет, который подходит под описание. Можно также задействовать в игре двоих детей, чтобы они называли свойства предметов друг другу, а воспитатель лишь регулировал процесс и помогал исправлять ошибки.

Данный фрагмент индивидуального образовательного маршрута актуален для ребёнка, имеющего высокие результаты по итогам диагностик познавательного развития. Для отстающего от группы малыша предложенные задания могут быть сложными в освоении. Элементы маршрута можно использовать как на совместных групповых занятиях, так и индивидуально с ребёнком на прогулках и в рамках свободного времени.

Фотогалерея: примеры дидактических игр на познавательное развитие

Ребёнок развивает воображение, работая с цветными геометрическими фигурами Дети учатся анализировать контуры мешочка и предполагают, какие предметы в нём могут лежать Игрушки можно сделать из разных материалов для лучшего развития сенсорных способностей дошкольника Ребёнок учится сравнивать предметы по цвету, форме и размеру на примере разноцветных шариков Ребёнок учится сопоставлять контуры предмета и его наполнение

Приёмы познавательного развития в детском саду

Любой вид деятельности, направленной на познавательное развитие дошкольника, важно сопровождать наглядными приёмами обучения. Таковыми являются картинки, схемы, видеоролики, презентации и др. При этом назначение наглядного материала можно разделить на 2 группы: для демонстрации и для иллюстрации. Первая помогает направить внимание дошкольников на конкретные свойства и внешние характеристики объектов. Например, в живом уголке воспитатель показывает детям ежа, объясняя, что спина и бока у него колючие, т. к. на них есть иголки, а живот гладкий, поскольку на нём их нет. На плакатах по физическому воспитанию может демонстрироваться, как правильно детям выполнять те или иные упражнения: наклоняться, прыгать, потягиваться. Иллюстрация же полезна при объяснении детям нового материала и помогает воспитанникам лучше представить, о чём идёт речь. Со старшими дошкольниками можно мастерить лэпбуки - раскладные книжки с картинками и схемами о результатах исследований детьми определённой темы.

Фотогалерея: примеры наглядных средств для познавательного развития дошкольников

Дошкольники могут вести дневники собственных наблюдений, а по прошествии времени и накоплении материала использовать их как наглядное средство После изучения темы «Познаём себя» дети создали лэпбук с основной информацией о функциях глаз и зрения По итогам математической недели в группе дети коллективно оформляют лэпбук с результатами своих исследований Для обучения дошкольников характерным особенностям времён года можно использовать тематические стенды Макеты помогают ребёнку комплексно представить информацию об определённых природных зонах

Другим важным приёмом в обучении детей в ДОУ является наблюдение. Перед ребёнком ставятся познавательные задачи, для решения которых ему нужно понаблюдать за объектами внешнего мира, проанализировать их, сравнить, поразмышлять об их свойствах, сделать выводы. Элементы наблюдения можно вводить на отдельных занятиях (например, на занятии по естествознанию ребята могут наблюдать за поведением кошки с котятами, рыбок в аквариуме), во время прогулок (наблюдение за действием ветра на деревья и листья), в ходе экскурсий (в зоопарк, океанариум и другие места, где дети могут всматриваться в процессы, происходящие в живой природе, наблюдать за животными, людьми, объектами внешней среды).

Для детей в средней группе зимой можно создать уголок, в котором будут размещены предметы, относящиеся к холодному времени года. Они должны быть понятными и легкодоступными, чтобы ребёнок мог самостоятельно их рассматривать, играть с ними и составлять своё представление о зиме. Хорошо, если там также будут поделки, сделанные самими детьми. В течение года этот материал необходимо обновлять и актуализировать, чтобы ребята постоянно получали новую пищу для размышлений и самостоятельного исследования. Подобные стенды хороши для оформления разных тематических уголков.

Такой тематический стенд привлекает внимание дошкольников и приглашает с ним поиграть

Ещё одним незаменимым приёмом в развитии познавательной сферы является экспериментирование, которое даёт детям возможность не только наблюдать за теми процессами, происходящими в природе, но и пытаться их смоделировать или изучить опытным путём. В наибольшей степени этот приём актуален для старших дошкольников, т. к. требует от детей определённого уровня концентрации внимания, усидчивости и самостоятельности. Всякий опыт - это система целенаправленных действий, активный процесс деятельности и наблюдения, благодаря которой ребёнок получает ответы на поставленные вопросы. Например, для старшей группы в ДОУ может быть оборудован уголок экспериментирования, в котором могут быть приборы (весы, лупа, магнит и др.), природный материал (глина, камешки, песок, вода), красители, разные виды бумаги и картона, сосуды из различных материалов и т. д.

Таблица: картотека опытов для старшей группы

Автор Крутикова Т. В., старший воспитатель ГБДОУ Д/с №19 Красногвардейского района, г. Санкт-Петербург.
Опыт Цель Материалы Процесс Итоги
Росток Закрепить и обобщить знания о воде, воздухе, понять их значение для всего живого.
  • Лоток любой формы,
  • песок,
  • глина,
  • перегнившие листья.
Приготовьте почву из песка, глины и перегнивших листьев; заполните лоток. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в тёплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, и через некоторое время у вас появится росток. Обсудите с детьми, что требуется растению, чтобы жить.
Песок Рассмотреть форму песчинок.
  • Чистый песок,
  • лоток,
  • лупа.
Возьмите чистый песок и насыпьте его в лоток. Вместе с детьми через лупу рассмотрите форму песчинок. Она может быть разной. Расскажите детям, что в пустыне песчинка имеет форму ромба. Пусть каждый ребёнок возьмёт в руки песок и почувствует, какой он сыпучий. Песок сыпучий и его песчинки бывают разной формы.
Рассеянный песок Установить свойство рассеянного песка.
  • Сито,
  • карандаш,
  • ключ,
  • песок,
  • лоток.
Разровняйте площадку из сухого песка. Равномерно по всей поверхности сыпьте песок через сито. Погрузите без надавливания в песок карандаш. Положите на поверхность песка какой-нибудь тяжёлый предмет (например, ключ). Обратите внимание на глубину следа, оставшегося от предмета на песке. А теперь встряхните лоток. Проделайте с ключом и карандашом аналогичные действия. В набросанный песок карандаш погрузится примерно вдвое глубже, чем в рассеянный. Отпечаток тяжёлого предмета будет заметно более отчётливым на набросанном песке, чем на рассеянном. Рассеянный песок заметно плотнее. Это свойство хорошо известно строителям.
Источник: Картотека опытов в старшей группе ДОУ

Практические приёмы обучения помогают детям глубже окунуться в познание окружающей действительности. Эти методы часто эффективнее дидактических игр. Например, достаточно один раз попробовать на вкус лимон, чтобы понять, что он кислый, и это будет эффективнее, чем рассматривать этот фрукт на картинках и слушать о его свойствах. Экспериментирование - лишь один из практических приёмов обучения. Другой приём, который можно отнести к этой категории, - это упражнения. Именно в результате упражнений у детей формируются и закрепляются практические навыки и умения. Упражнения должны выстраиваться по принципу «от простого к сложному» и соответствовать способностям и возрастным особенностям ребёнка.

Из словесных приёмов обучения наиболее эффективны для познавательного развития детей беседа и развитие связной монологической речи. В обоих вариантах ребёнок учится формулировать свои мысли, наблюдать реакцию собеседника на свои слова, находить аргументы. В ходе беседы дошкольник значительно пополняет свой багаж знаний. Ниже приведены примеры упражнений по разным темам, которые показали себя эффективными и интересными для детей на занятиях.

Таблица: картотека тем по познавательному развитию дошкольников

Тема Приёмы обучения и задания Группа
Овощи и фрукты Воспитатель достаёт из корзинки овощи и фрукты и начинает беседу с детьми о том, что из этого подходит для салата, а что для компота. Для повышения мотивации воспитатель просит помочь, разобраться в ситуации, от лица куклы Машеньки. Дети смотрят на овощи и фрукты, стараются их правильно называть и описать их свойства (цвет, вкус, форма, растёт на земле или на дереве) и делать предположения, для чего же они больше подходят: для компота или салата. Также ребята стараются группировать предметы по внешним признакам и самостоятельно классифицировать их как овощи или фрукты. При этом дети опираются также на свой жизненный опыт. Вторая младшая
На мебельной фабрике В ДОУ воспитатель оформляет уголок в стиле русской избы. В начале занятия показывает детям иллюстрации того, как выглядело жилище первобытных людей, а затем предлагает сравнить их с русской избой, задавая наводящие вопросы: как изменился материал (вместо пещер и булыжников дерево, вместо шкур животных ткань, вместо костра печь и т. п.). После обсуждения назначения разных видов мебели воспитатель раздаёт детям конструктор и предлагает поиграть в мебельную фабрику. Воспитанники делятся на группы, в которых должны смастерить предметы для хранения вещей, для отдыха людей, для обеда. В конце занятия представляют друг другу свои результаты, объясняют, как можно использовать сконструированную мебель. Подготовительная
Познай себя Цель занятия - пробудить и поддержать у детей интерес к познанию самих себя. Воспитатель начинает занятие с демонстрации машинки, ведёт с детьми беседу о том, почему машины ездят (ребята должны прийти к выводу, что машине нужен бензин и мотор). Затем воспитатель приводит аналогию с человеческим телом: у человека вместо мотора сердце, а вместо бензина кровь. Это упражнение способствует развитию аналитического мышления, способности устанавливать причинно-следственную связь и проводить аналогии. Вторая младшая
Строим дом Цель занятия - обобщение и систематизация знаний детей о разных видах человеческого жилища, познакомить с особенностями конструкции домов. Педагог ведёт с детьми беседу:
  • Кто строит дома? (Строители).
  • Кто придумывает/планирует дома? (Архитекторы).
  • Какие ещё профессии нужны для постройки дома? (Каменщики, сантехники, электрики и др.).
  • Из каких частей состоит дом? (Фундамент, крыльцо, стены, крыша, окна, лестницы).
  • Как называется место, где дома выстраиваются в линию? (Улица).
  • Из каких материалов строят дома? (Кирпич, камень, дерево).

Далее детям предлагается разделиться на команды и стать архитекторами: с помощью бумажного конструктора (или Лего) одной команде нужно придумать проект многоквартирного дома, а другой - частного дома (или проект отдельной квартиры), предусмотрев там все необходимые помещения. В конце занятия команды представляют друг другу свои проекты.

Подготовительная
Давайте познакомимся Занятие актуально для воспитателя в новой группе или группе, где дети ещё не знакомы друг с другом. Педагог предлагает игру с мячом: дети садятся на пол в круг, воспитатель катит мяч к ребёнку, а тот должен назвать своё имя и толкнуть мяч к другому ребёнку, и так пока все не представятся. Далее воспитатель говорит, что в группе есть дети с одинаковыми именами, но ведь они отличаются друг от друга. Упражнение «Я люблю»: воспитатель называет блюдо, цвет, растение, животное и т. п. Если ребёнок это любит, он хлопает в ладоши. В конце упражнения тест на наблюдательность: педагог спрашивает выборочно у детей, кто из групы любит мороженое/синий цвет/собак/ромашки и другое из названного. Дети должны называть имена тех своих товарищей, которые во время упражнения хлопали в ладоши. Игра также помогает ребятам почувствовать свою общность, сблизиться друг с другом. Средняя и старшая
Грибы На занятии дети должны научиться классифицировать грибы как съедобные и несъедобные, узнать их названия, описывать грибы. Дети могут рассматривать карточки с изображениями грибов, чтобы определить, какие из них им знакомы, какие они ели или собирали с родителями. Могут собирать пазлы или подбирать ножки грибов к шляпкам. Средняя
Бумага в нашей жизни Цель занятия - познакомить с основными свойствами бумаги опытным путём. Первый опыт - сравнить разные виды бумаги по характеристикам (плотность, цвет, гладкость/шершавость). Дети делают выводы, что бумага бывает разная. Воспитатель предлагает провести опыт взаимодействия бумаги с водой: на столе у детей лежат 2 кубика, бумажный и пластмассовый, но оба они загрязнились, их нужно помыть. Дети должны проделать опыт и описать словами, что же произошло с бумажным кубиком (размок). Далее ребята знакомятся с видами бумаги и её разным назначением (дизайнерская, рисовая, для оригами, газетная и книжная, упаковочная и др.), описывают различия. Подготовительная
Аквариумные рыбки Для занятия потребуется аквариум в живом уголке садика. Дети должны задать рыбкам вопросы и сделать вывод, что рыбы не издают звуков. Затем воспитатель зачитывает ребятам письмо от имени рыбки, написанное в загадках. Отгадывая загадки, дети знакомятся с особенностями рыбьего тела: жабры, чешуя, плавники. Если по какой-то причине в живом уголке нет аквариума, можно использовать ёмкость с плавающими пластиковыми рыбами. Средняя

Занятие по познавательному развитию в детском саду

Познавательное развитие реализуется во всех видах непрерывной образовательной деятельности (НОД), т. е. занятий в детском саду. Установленная продолжительность одного занятия в ДОУ не должна превышать 30 минут.

Общая схема занятия примерно одинакова для всех видов НОД и состоит из 4 основных блоков:

  1. Введение (до 3 минут). Педагог приветствует детей, настраивает на рабочий лад, мотивирует на начало занятия, актуализирует знания по теме.
  2. Основной блок (до 15 минут). Изложение нового материала, физкультминутки (пальчиковая разминка, дыхательная гимнастика), связь нового материала с изученным ранее и личным опытом детей.
  3. Закрепление (до 10 минут). Ребята с помощью разнообразных форм работы отрабатывают изученное на занятии.
  4. Заключение (до 2 минут). Важно подвести итоги занятия, похвалить детей за хорошую работу, получить от них обратную связь о том, что им понравилось на занятии, что было интересно.

Материал, изученный на занятии, дошкольники отрабатывают в практической деятельности

Составление конспекта НОД с элементами познавательной деятельности

При планировании любого занятия важно отталкиваться от его целей и ожидаемых результатов: чему должны научиться дети, что должны вынести для себя с занятия, над чем задуматься. Стоит учесть следующие моменты:

  • Тема занятия должна перекликаться с жизненным опытом, переживаниями детей. Процесс познания окружающего мира детьми не ограничивается стенами ДОУ, и крайне важно, чтобы на занятии ребята могли обменяться внешним опытом.
  • Виды активности и формы работы должны постоянно чередоваться: рассказ воспитателя, беседа, конструирование, опыты, - всё это помогает детям рассмотреть изучаемую тему с разных сторон и при этом не слишком утомляться.
  • Планирование урока должно строиться на имеющемся материально-техническом оснащении ДОУ, однако многие дидактические игры, поделки и игрушки воспитатель с детьми может придумать и сконструировать сам и использовать их на дальнейших занятиях в качестве наглядного материала.

Таблица: пример конспекта занятия «Семья» в первой младшей группе (фрагмент)

Автор Лазарева Т. С., воспитатель ГБОУ СОШ №1 Д/с «Теремок», с. Приволжье, Самарская обл.
Задачи
  • Продолжать учить детей называть имена членов своей семьи;
  • воспитывать добрые, нежные чувства к своим родителям;
  • вызывать у ребёнка радость и гордость за свою семью;
  • дать детям представление, что у всех есть мамы, даже у животных и птиц.
Методы и приёмы
  • Практические (игра);
  • наглядные (показ картинок);
  • словесные (беседа, вопросы).
Материалы и оборудование Картинки животных и их детёнышей.
Планируемые результаты
  • Закрепили умение вставать в круг.
  • Знают и называют имена своих родителей.
  • Называют ласковые слова.
  • Закрепили название животных и их детёнышей.
  • Принимают активное участие в игре.
Ход занятия
  1. Организационный момент. Воспитатель предлагает детям встать в круг:
    • Собрались все дети в круг,
      Я твой друг и ты мой друг.
      Крепко за руки возьмёмся
      И друг другу улыбнёмся.
  2. Основная часть. Воспитатель беседует с детьми о маме и папе: «Ребята, кто вас сегодня привёл в детский сад? Как зовут ваших мам и пап? Вы любите своих родителей? Давайте подберём для них самые нежные слова. Какая у вас мама? Молодцы. А папа? Молодцы, ребята. А вы знаете, что у ваших мам и пап тоже есть мамы и папы? Это ваши бабушки и дедушки.
    Ребята маму, папу и малыша можно назвать одним словом «Семья».
    Предлагает детям повторить это слово и поиграть в пальчиковую игру «Семья». <…>
    Воспитатель спрашивает: «Ребята мамы есть не только у людей, но и у птиц и животных, они такие же заботливые, нежные и ласковые, как и ваши мамы. И их дети также похожи на своих родителей». Показывает картинки животных, проводит игру «Найди маму».
  3. Заключительная часть. Воспитатель: «Ребята, какие вы молодцы! Вы очень любите своих родителей, знаете как их зовут». Предлагает пойти и поиграть в с/р игру «Семья».

Анастасия Максименко
Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС

Здравствуйте, меня зовут Максименко Анастасия Владимировна.

Я работаю старшим воспитателем в «Звездненской СОШ» дошкольных группах

Предоставляю вашему вниманию презентацию образовательной области «Познавательное развитие » .

Василий Александрович Сухомлинский писал :

«Прежде чем давать знания, надо научить думать, воспринимать, наблюдать»

Развитие познавательной деятельности является одним из важнейших разделов дошкольной педагогики и направлено на умственное развитие ребенка . Чем лучше будет организована познавательная деятельность детей , тем выше гарантии успешности школьного обучения.

Целью данной области является :

Формирование личности дошкольника, владеющего навыками познавательной

деятельности, умеющего понимать целостную картину мира и использовать

информацию для решения жизненно важных проблем.

Задачи :

Формировать сенсорных способностей

Развивать познавательно -исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Формировать элементарных математических представлений

Формировать целостной картины мира, расширение кругозора детей

Вся работа строится на следующих принципах :

Принцип интеграции

Принцип деятельности и интерактивности

Принцип научности

Принцип природосообразности

Принцип партнерства

В нашем учебном плане с учетом ФГОС познавательное развитие реализуется в обязательной и вариативной части.

В обязательной части входят такие виды деятельности как :

Формирование элементарных математических представлений;

Приобщение к социокультурным ценностям;

Ознакомление с миром природы;

В вариативной части виды деятельности :

Кружок «Познавай-ка » - (опытно - экспериментальная деятельность) ;

Кружок «В мире форм и цвета» (сенсорика, конструирование)

Данные задачи мы реализуем через разные виды деятельности

Для успешной реализации ФГОС развивающая - предметно пространственная среда должна быть насыщена, трансформируемой, полифункциональной, вариативной доступной и безопасной, что мы и пытаемся соблюдать. Пространство групп организованно в виде разграниченных центров оснащенных развивающим материалом . Все предметы доступны детям. Оснащение центров меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса .

На занятиях мы у наших детей развиваем кругозор , любознательность, интерес, умение взаимодействовать друг другом. Педагоги проводят как комплексные, так и интегрированные занятия. В комплексных занятиях воспитатели ставят основную цель - объединенную одной темой и рассматривают в разных видах деятельности, а в интегрированных занятиях - направлено на раскрытие целостной сущности определенной темы средствами разных видов деятельности, которые объединяются в широком информационном поле занятия через взаимное проникновение и обогащение.

Вашему вниманию мы предоставляем схему взаимосвязи «Познавательного развития » с другими образовательными областями .

Благодаря разнообразным игровым упражнениям у детей развивается восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов : их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. В своей работе мы используем такие игровые упражнения как : «Шнуровки» , «Подбери по цвету» , «Где овощи, где фрукты» и т. п.

В нашем детском саду, в каждой возрастной группе, имеются разнообразные дидактические игры по познавательному развитию не только фабричного изготовления, но и руками наших педагогов. С помощью дидактических игр у детей воспитывается сообразительность , находчивость, инициатива, логическое мышление. В своей работе педагоги используют следующие игры : «Сосчитай-ка» , «Лото» , «Волшебный мешочек» , «Мир вокруг нас» , «Математическое лото» и другие.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. В течение года наши дети наблюдают за природными явлениями, за изменениями в живой природе, за окружающим миром, в своей работе мы используем кратковременные и длительные наблюдения, такие как например : при тематическом планирование «Транспорт» с детьми проводится кратковременное наблюдение за транспортом нашего поселка, а длительное наблюдение это «Распускание почек на ветке дерева»

В нашем детском саду большое внимание уделяем экпериментально – исследовательской деятельности. Нами разработан проект, который включает в себя опыты и эксперименты с живой и не живой природой, мы его реализуем в кружковой работе «Познавай-ка » . Педагоги создают все необходимые условия для практической деятельности в которой ребенок может подтвердить свои предположения, внести свой вклад в решения проблемы, увидеть новые возможности в уже в знакомом и найти новый вариант применение имеющихся знаний.

Экскурсия – особая форма познавательной деятельности детей и взрослых в системе экологического, социального образования и воспитания . Педагоги ставят задачи при организации экскурсии, определяют места и маршруты, подготавливают детей к экскурсии, подбирают оборудования для сбора природного материала, используют разнообразные методы и приёмы на экскурсии, организовывают разнообразную деятельность детей .

17,18,19 слайд

Все планируемые виды деятельности отображены в календарно – тематическом плане. Мы вашему вниманию представляем план группы раннего возраста, в котором поставленные задачи выполняются в течение недели и закрепляются на итоговом интегрированном мероприятии и выставке детских работ.

20,21,22,23 слайд

В течение года нами проводилась диагностика, нами были подобранны дидактические игры , упражнения, вопросы с учетом возрастных особенностей детей. Оценочную таблицу и критерии мы взяли по методике Натальи Валентиновны Верещагиной. На основании этих оценочных листов, делаем общую сводную таблицу по саду и результат которых мы можем видеть в диаграмме. На основании этой диагностики, можно сделать выводы, что работа по познавательному развитию в детском саду проводится, на должном уровне. Но это не значит, что мы остановимся на достигнутом, мы будем продолжать искать новые интересные формы работы и технологии по познавательному развитию .

24 слайд Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Опыт внедрения ФГОС в рамках образовательной области «Познавательное развитие» Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания. Главное из них - дошкольное.

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» (подготовительная к школе группа) Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы "Телемост с профессором Почемучкиным".

«Осень». Конспект НОД в образовательной области «Познавательное развитие» в средней группе Цель: продолжать учить детей замечать и назвать сезонные изменения в природе, устанавливая взаимосвязи; развивать умение детей узнавать.

«Моря Краснодарского края». Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» Конспект ООД Тема:"Моря Краснодарского края" (подготовительная к школе группа)ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: дать представление о море,.

Модифицированная игра для педагогов ДОУ «Реализуем задачи образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС Цель: выявление уровня когнитивной компетентности педагогов по вопросу организации развивающей предметно – пространственной среды по образовательной.

ОД по познавательному развитию в первой младшей группе с соответствии с ФГОС «Лесные жители» (ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ: ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО Цель: Формировать у детей представления.

Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» /Лепка/ Вторая младшая группа Неделя.

Перспективно-тематической планирование ОО «Познавательное развитие» в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Перспективно-тематическое планирование образовательной области «Познавательное развитие» /Познание природного мира/ Неделя Тема, литература.

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС в старшей группе Сентябрь 3 неделя Занятие 1. Мы – воспитанники старшей группы. Цель. Дать детям возможность испытать гордость от того, что они теперь старшие.

Перспективный план по осуществлению образовательной области «Познавательное развитие» (часть 2) карточка № 18 Тема: "Стайка снегирей на ветках рябины". Интеграция образовательных областей. «Познавательное развитие», «Речевое развитие»,.

Библиотека изображений:

Самая незабываемая и познавательная пора - это детство. Время поисков, исследований, вопросов, экспериментов. Каждый, кто столкнулся с маленькими любознательными малышами знают, что это время «почемучек»: очаровательных детей, жадно ищущих ответы на мучащие их вопросы. Маленький ребёнок-исследователь окружающего мира природы. Он познаёт этот мир с помощью личных ощущений, действий, переживаний, посредством его хотя и маленького, но жизненного опыта.

Сегодня развитие познавательных способностей дошкольников - это злободневная проблема современного мира. Важным этапом является развитие у малыша мышления, внимания, речи, пробуждение интереса к окружающему миру, формирование умения открывать новое и удивляться ему.

Развитие дошкольника

Если на свет появился здоровый малыш, то он имеет врождённый познавательный интерес, благодаря которому он адаптируется к новым условиям жизни. Со временем интерес превращается в познавательную активность, которая и отвечает за путь познания ранее неизведанного. Дальнейший рост и развитие приводят к становлению познавательной деятельности у ребёнка, которая присуща взрослым людям.

В течение детского возраста до наступления школьного периода познавательная активность позволяет сформировать первый образ окружающего мира. Формирование очертаний мира происходит благодаря развитию следующих компонентов:

  • познавательные процессы;
  • информация;
  • отношение к миру.

Все составляющие области познания имеют сильную взаимосвязь. Нельзя забывать, что познания малыша и взрослого человека не имеют практически ничего общего. Взрослый человек окружающее воспринимает умом, а маленький - эмоциями. Если взрослые люди изучают сначала информацию, затем отношение, то дети абсолютно иначе: на первом месте стоит отношение, а уже потом информация . Соответственно, приступая к работе по развитию познавательного аспекта, следует не забывать о возрастных особенностях детей.

Познавательное развитие дошкольников раннего возраста

Познавательный процесс начинается с самого рождения и условно может быть разделён на следующие этапы:

  • Первый год жизни - в это время малыш, заручившись поддержкой мамы или того, кто её заменяет, знакомится с окружающим миром. И её задача состоит в обеспечении как ухода, так и положительных эмоций для крохи. С этой задачей помогут справиться хорошая музыка, яркие игрушки, ласковый голос, приятный аромат в квартире.
  • Один год-два года - в этом возрасте дети умеют делать различия между тем, что им нравится, а что нет. В это время стоит закрепить ранее изученное и обучить новым навыкам.
  • До трёх лет - в этом возрасте, когда у малыша отмечается начало формирования мышления и интеллектуальных способностей, ребёнок целиком погрузится в познавательный процесс. Познавательное развитие этой возрастной категории, как правило, протекает с помощью игры.

Познавательное развитие дошкольников - вторая младшая группа

Восприятие мира ребёнком трёхлетнего возраста базируется на предметном содержании реальности . Мир состоит из разрозненных конкретных предметов, объектов, явлений. Познание малыша работает по принципу: что вижу и с чем соприкасаюсь, то исследую. Предметы рассматриваются им с двух ракурсов: ему интересен как их внешний облик, так и внутренние параметры. Но понять самостоятельно скрытые параметры предметов дошкольник трёх лет неспособен.

Дети, возраст которых соответствует второй младшей группе, начинают формировать первые связи и зависимости - взаимосвязь между внешними и внутренними параметрами объекта. Они начинают осознавать роль и значение различных объектов в их жизнедеятельности.

Детям этой возрастной группы хотя бы один раз в течение месяца проводят экскурсию по территории детского сада, на которой они знакомятся с аквариумом и его жильцами, предметами интерьера, птицами и прочим. Поскольку дошкольники любят подарки, то в этот период им интересны дары природы - красивые осенние листочки, ягоды рябины, снежинки, морозные узоры на стекле, первые весенние цветы, пробивающиеся из-под снега и прочие.

Формируется схема «исправляем - помогаем» кто-то огорчился, то его следует утешить, а когда что-то стало неисправно, то стоит отремонтировать. Очень важно понимать, что познавательное развитие заключается не только в занятиях, существенную роль в развитии познавательной активности дошкольника играют верно запланированные и осуществлённые мероприятия обычной жизни: индивидуальные разговоры и в группах, наблюдения, изучения строения собственного тела, уход за комнатными цветами.

Средняя группа

Когда малышу исполняется четыре года, его развитие претерпевает существенных изменений. Это обусловлено рядом факторов: изменения в строении мозга, совершенствование процессов психики, высокий уровень речевого овладения, формирование какого-то запаса образов о непосредственном окружении. Соответственно, происходит переход познавательного развития на следующую и более высокую ступень, которая качественно отличается от предыдущей.

Для четырёхлетнего малыша становится возможным верно воспринимать и усваивать информацию, которую он получил с помощью слов . Такого рода перемены в познавательном развитии дают возможность ребёнку переходить границы близкого окружения. Впереди него ждут множество знаний и открытий, перед которыми должна пройти подготовительная работа, чтобы облегчить восприятие информации на вербальном уровне. Процесс делится на два этапа:

  1. дошкольнику предоставляется информация в словесной форме о каком-то предмете или явлении;
  2. предмет или явление демонстрируется малышу, при этом показ сопровождается повторным рассказом.

Этот новый познавательный приём даёт возможность детям как узнавать, так и осознавать разнообразную информацию о мире. Каждый воспитатель, родитель имеет право самостоятельно выбирать содержание, предлагаемое детям для познания. Вместе с тем следует принимать во внимание ряд условий относительно предлагаемого содержимого:

  • оно должно базироваться на опыте и тех образах об окружающем мире, которые у детей уже имеются;
  • информация должна подаваться только вызывающая интерес и позитивные эмоции у самого взрослого человека, и в которой он очень хорошо разбирается;
  • приоритетность должна отдаваться объектам и явлениям, живущим в непосредственной близости.

Детям дошкольного возраста, находящимся в средней группе, вводят и закрепляют понятие «последовательность». Демонстрируется, насколько важно соблюдать последовательность в жизни. Это период идеален для знакомства с разными видами трудовой деятельности и встречами с интересными людьми. Проходит знакомство как с внешним видом предметов, так и с качественными параметрами рукотворных материалов - бумага, ткань, стекло и прочие. С этой целью ведётся работа по созданию коллажей и макетов, включающая 3 этапа:

  1. повторение таких общих черт определённого места, как грунт, горы, вода, снег и лёд, в сочетании с некоторыми значимыми зависимостями - низкая температура, лёд;
  2. заселение повторённого ландшафта типичными для этой среды обитателями с учётом значимых связей;
  3. включение в эту схему человека и определение его взаимоотношений с окружающим миром.

Для этого возраста характерно формирование избирательных интересов у детей. Поэтому важным моментом является участие ребёнка в выставке «Моя коллекция», где представлены работы детей в соответствии с их личными интересами - вкладыши, календари и прочие.

Старшая группа

Мир ребёнка дошкольного возраста, состоящий из ближайшего окружения, прочен и понятен. В его сознании накопилось довольно большое количество информации, требующей постоянного пополнения. Этим объясняется тяга детей этой возрастной группы к расширению познавательных горизонтов реальности, постижению существующих в мире связей и взаимоотношений, утверждению в собственном отношении к миру вокруг них . Им интересны новые информационные источники.

Следует выделить следующие средства и способы познания мира, которые присущи этому возрасту:

  • посредством действий и собственного практического опыта;
  • через слова - рассказы взрослых;
  • с помощью книг и телепередач с содержанием познавательного характера.

Родители и педагоги в этот период должны обратить внимание на одну из главных задач, заключающуюся в организации предметно-развивающей среды для познавательного развития. Часть предметов ждёт малышей с начала учебного года, другая появляется с течением процесса знакомства с ними.

Дети в пятилетнем возрасте имеют психический и интеллектуальный уровень, позволяющий приступить к первичному элементарному усваиванию таких понятий, как «знак», «символ», «знаковые системы», «время» . Познание таких терминов начинается с ознакомления дошкольников с картой, глобусом, разнообразными символами и знаками . А также осуществляется дальнейшая отработка уже постигнутых понятий: климатические зоны, ландшафтный рельеф и прочие.

Среди серьёзных тем стоит выделить «время», являющееся сложным понятием, которое и сейчас не имеет определения. Детей этого возраста необходимо учить фиксировать время по часам и различным календарям, делать собственный календарь дневного распорядка, знакомить с прошлым на примере динозавров.

Для углубления и расширения представлений детей о живой и неживой природе, следует классифицировать информационный запас по блокам . Например, к живой природе относятся царства растений и животных, которые, в свою очередь, также имеют свои разделы: дикие растения и культурные растения, дикие и домашние животные. Информация из области знаний о неживой природе подаётся также систематизировано - атмосферные явления, солнечная система, времена года и прочие.

Взрослые, развивая познание детей этого возраста, должны пользоваться следующими приёмами:

  • разговоры с малышами на познавательные темы;
  • детальное рассмотрение проблемных ситуаций и загадок;
  • демонстрация, обсуждение картин, телевизионных передач видеороликов, фильмов;
  • детальные, грамотные ответы на вопросы детей, связанные с познавательными темами.

Подготовительная группа

Когда дети преодолевают шестилетний рубеж, у них имеется большой запас сведений о нашем мире. Задача взрослых состоит в том, чтобы направить познавательный процесс на налаживание порядка информации по содержанию, формирование осмысленных причинно-следственных связей, становление отношения к миру с положительной стороны. При этом стоит понимать, что упорядочивание по содержанию представляет собой разделение накопленной и получаемой информации о мире по сферам познания, ориентированным на конкретный блок знаний - историческая, географическая, культурная и прочие сферы.

Итак, познавательное развитие детей дошкольного возраста является процессом не только очень увлекательным, но и непрерывным . Познание мира малышом начинается сразу после его рождения. Само строение головного мозга человека предполагает постоянное принятие каких-либо сведений, их обработку, в результате которой происходят сложные процессы накопления, игнорирования и удаления информации. Но для правильности формирования родители должны постоянно находиться рядом, чтобы направлять в нужном русле.

Познавательное развитие дошкольников основано на познавательной деятельности в результате которой формируется личностный опыт ребёнка, его ценностное отношение к миру, формируются потребности в знании и познании. Через познавательные процессы ребёнок получает и осмысливает информацию. Ощущение, восприятие, мышление, воображение, речь являются неразрывными частями единого процесса отражения действительности. Чувственное наглядное познание предметов и явлений окружающего мира создаёт исходное для формирования личности ребёнка дошкольного возраста. Ощущая, воспринимая, наглядно представляя себе любой предмет, любое явление, ребёнок учится анализировать, обобщать, конкретизировать, т.е. мыслить и самостоятельно развиваться.

Детский дошкольный возраст – самое благоприятное время для формирования образа мира. Взрослые познают мир умом, а маленькие дети через эмоциональное отношение к объекту.

Закономерности возрастных особенностей дошкольников являются основными для планирования работы с детьми по развитию познавательных способностей, которые в свою очередь являются условием для успешного овладения и выполнении деятельности, постепенного прохождения всех стадий познавательного развития.

К первой стадии, обусловленной чисто внешними обстоятельствами, относится любопытство. Занимательность предмета, яркость объекта, обнаружение его могут являться фактором для проявления любопытства, при этом, не уделяя особого внимания его сущности. Эти особенности свойственны детям 2-3 лет. Самостоятельно постигать скрытые характеристики трёхлетний ребёнок не может, ему необходима помощь взрослых.

Воспитатель в первой младшей группе организует работу так, чтобы учитывая непроизвольность внимания, развивать познавательные способности детей. Игровая ситуация является основой для получения знаний. В игре дети знакомятся с явлениями природы, получают первоначальные навыки общения со сверстниками, учат правила общения в коллективе.

На помощь педагогу приходят различные игрушки животных, куклы, герои мультфильмов и сказок, с которыми через обыгранные ситуации дети познают мир.

Сюжетно-ролевые игры позволяют расширить возможности для развития познавательных способностей. Так, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

позволяет получить детям знания о росте волос, о необходимости стричь волосы, вырабатывается модель поведения в парикмахерской.

Ролевые игры «Пора кушать», «Баюшки – баю» вызывает положительные эмоции у детей, т. К. для них это хорошо знакомые ситуации, которые педагог может использовать для расширения знаний детей о предметах быта.

В игре «Купание куклы Кати» дети узнают предметы личной гигиены, учатся последовательности действий при уходе за своим телом.

Игра «Доктор Айболит» учит поведению детей в больнице. Через игру дети овладевают моделью поведения врача и пациента, перестают бояться докторов.

Через ролевые игры дети опробируют модели поведения в той или иной ситуации, что в дальнейшем способствует их ровному эмоциональному состоянию.

Любопытство – первый этап познания, дети проявляют любопытство к предметам, их функциональности, яркости красок, действиям с различными предметами. Познавательное развитие получает благоприятную почву в предметной деятельности, организованной в первой младшей группе на основе парциальной программы Е.О. Смирновой «Первые шаги».

Дети в предметной деятельности знакомятся с действиями предметов в организованных играх: «Игры с кнопками», «Игры с застёжками», «Замочками».

Внимание детей 2-3 лет привлекают игры «Секреты с сюрпризом», «Волшебная коробочка», «Волшебный мешочек». Формируют познавательные способности игры на развитие восприятия и мышления: «Спрячь кубик», «Башня из мисочек», «Найди окошко для фигурки».

Целенаправленность и самостоятельность в предметной деятельности развивают игры «Гараж для машинки», «Собери цветочек»

Уже в первой младшей группе через игровую деятельность у ребёнка формируются элементарные математические представления о форме предметов (шарик - кубик- кирпичик); величине (большой – маленький); количестве предметов (один – много); однородности предметов. В процессе познавательной деятельности дети учатся группировать предметы по определённому признаку, материалам.

Сформированность познавательной деятельности, на первом этапе – любопытство, позволяет ребёнку перейти к следующему этапу познавательного развития, учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, в которых игры и другие виды деятельности будут строиться с учётом развития познавательных способностей.

Второй стадией познавательного развития детей дошкольного возраста определяется любознательность, которая характеризуется стремлением ребёнка проникнуть за пределы первоначально увиденного и воспринятого. Это ценное состояние личности, активное видение мира. На этой стадии проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, удовлетворённости деятельностью. Физиологические изменения в коре головного мозга, совершенствование психических процессов, высокая степень овладения речью, накопление определённого словарного запаса, представлений о ближайшем окружении позволяют перейти на более высокую ступень. Ребёнок получает возможность правильно воспринимать и понимать информацию, переданную ему посредством слова.

Развитие любознательности у детей 3-4 лет можно реализовать через организацию игр «Определи на ощупь», «Назови предмет по описанию», «Объедини», «Куда что положить?», «Что в коробке?», где у ребёнка формируется необходимость мыслить, использовать свой незначительный, но собственный опыт. Активно в игровую деятельность включаются речевые игры: «Назови близких», «Доскажи словечко», «Какая игрушка», игры ситуации «Короб со сказками», «Валя у парикмахера» и др., позволяющие реализовывать стремление к познанию.

Дети воспринимают сведения на уровне слов, постигая и усваивая разнообразные знания о нашем мире. При этом новая информация должна основываться на прошлом опыте детей, на их уже имеющихся представлениях об окружающем мире. Чтобы передать детям новую информацию, педагогу важно владеть глубокими разносторонними знаниями. Прежде всего, предоставлять детям информацию о непосредственно близких детям проблемах, рассказывать о природе и её представителях, живущих в непосредственной близости от нас, вызывать у детей положительные эмоции.

Следующей стадией познавательного развития дошкольников является познавательный интерес, который характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, познавательными мотивами. Ребёнок – дошкольник способен проникнуть в сущность отношений, установить связи и закономерности освоения действительности. Проявлением познавательного интереса считается стремление ребёнка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы в ходе исследования окружающего мира, например, экспериментирования. В результате экспериментирования ребёнок активно и самостоятельно познаёт мир, играя роль исследователя свойств, качеств, предметов и материалов, взаимосвязей явлений.

Федеральный государственный стандарт ДО определяет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности одним из принципов дошкольного образования.

Высоким уровнем познавательного развития детей дошкольного возраста является познавательная активность, основой которой служит целостный акт познавательной деятельности – учебно-познавательная задача. В возрасте шести лет у детей накоплено много сведений об окружающем мире. Ребёнку в старшем дошкольном возрасте требуется дифференцировать знания, упорядочить информацию, установить причинно - следственные взаимосвязи. С ростом и развитием ребёнка познавательная активность перерастает в познавательную деятельность, свойственную взрослым людям. Благодаря познавательной активности ребёнка происходит зарождение первичного образа мира, и его образа «Я» в этом мире.

Организацию и решение познавательных задач;

Применение экспериментирования в работе ДОО;

Использование проектирования;

в процессе которых ребёнок приобретает навыки исследователя, познаёт свойства, качества предметов и материалов, устанавливает связи и зависимости явлений. При выполнении познавательных задач под руководством воспитателя получает опыт анализа, предположений, выбора правильного из ошибочного и противоречивого. В ходе проектной деятельности ребёнок учится самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;

Формирование познавательных действий, становление сознания;

Развитие воображения и творческой активности;

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира.

Формирование представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях).

Формирование представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.

Формирование представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Образовательная область «Познавательное развитие» включает:

Формирование элементарных математических представлений.

Развитие познавательно – исследовательской деятельности.

Ознакомление с предметным окружением.

Ознакомление с социальным миром.

Ознакомление с миром природы.

Значительную роль в развитии познавательных интересов дошкольников выполняет предметно - пространственная среда. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Развивающая предметно – пространственная среда должна быть трансформируемой, содержательно - насыщенной, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Познавательное развитие предполагает решение самим ребёнком значимых для него задач, что возможно при Поддержке детской инициативы и Возможности выбора материалов, видов активности.

Ребёнок прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания, если чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, он уверен в себе. В процессе познавательной деятельности ребёнок не боится ошибиться, задаёт вопросы.

Целевые ориентиры ФГОС позволяют оценить эффективность познавательного развития детей дошкольников.

К концу пребывания в детском саду ребёнок должен овладеть начальными представлениями в области естествознания, математики, истории, научиться принимать самостоятельно решения в разных видах деятельности, опираясь на собственные знания.

При условии правильно организованного педагогического процесса с применением методик, учитывающих особенности детского развития, с правильно организованной предметно-развивающей средой ребёнок, заканчивая обучение в дошкольном учреждении, успешно овладевает знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного начала школьного периода детства.

Используемая литература:

1. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт.

2. Программа Н.Е. Веракса «От рождения до школы».

3. «Основы психологии» Л.Д. Столяренко 4-е изд., Ростов н/Д: «Феникс, 2001.-672с.

4. Выготский Л.С. «Психология развития человека». – М.: Смысл, 2010.-360с.

5. Эльконин Д.Б. «Детская психология».- М.: Педагогика, 2010. – 304с.