Развитие математических способностей дошкольников в различных видах деятельности. Математическое развитие детей старшего дошкольного возраста Что такое математическое развитие дошкольника

Соколова Таисия
Математическое развитие дошкольников в ДОУ

Соколова Т. К.

Одна из годовых задач, поставленных, перед коллективом ДОУ является «Создание максимально благоприятных условий для развития умственных способностей и посредством использования современных форм организации работы по ФЭМП в соответствии с ФГОС»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие . Математика обладает уникальным развивающим эффектом . Ее изучение способствует развитию памяти , речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков , а в приобщении детей к материалу , дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте .

Для осуществления грамотного обучения дошкольников , их математического развития воспитатель сам должен знать предмет науки математики , психологические особенности развития математических представлений детей и методику работы. Воспитатели средних групп : Шубина Нина Александровна и Поддубная Екатерина Николаевна провели для педагогов открытые занятия по ФЭМП с использованием дидактического материала . Для сравнения методики проведения занятий в старших подготовительных группах были проведены открытые занятия воспитателями Семещенко Ириной Петровной и Орловой Мариной Ивановной. Воспитатели увидели разницу в методике проведении занятий, если в младших средних группах занятия проходят в игровой форме, то в старших подготовительных группах больше за столами, работая с раздаточным материалом , вырабатываются навыки учебной деятельности.

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала . Задачи на смекалку, головоломки, занимательные игры вызывают у ребят большой интерес. Дети могут, не отвлекаясь, подолгу упражняться в преобразовании фигур, перекладывая палочки или другие предметы по заданному образцу, по собственному замыслу. В таких занятиях формируются важные качества личности ребёнка : самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения.

В детском саду прошел конкурс «Лучший математический уголок » , где принимали участие все группы. Воспитатели вместе с родителями пополнили уголки разными дидактическими играми с математическим содержанием .

Для развития умственных способностей и математических представлений у дошкольников в детском саду созданы все условия. Работает кружок «Логика» , где занимаются дети старших и подготовительных групп. Руководитель кружка «Логика» Орлова Марина Ивановна. Занятия на кружке проходят все в игровой форме с использованием занимательного материала . Это и «Блоки Дьенеша» , «Палочки Кюзенера» , «Танграмм» , «Математический планшет » и многое другое.

Упорядоченные представления, правильно сформированные первые понятия, вовремя развитые мыслительные способности, служат залогом дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Наш коллектив пришел к такому выводу :

Продолжить работу по ФЭМП учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, но при этом ориентироваться на «зону ближайшего развития » .

Добиваться эффективного результата в математическом развитии ребенка и возникновении у него потребности в получении знаний можно только в тесном сотрудничестве с семьей.

Публикации по теме:

Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» для старших дошкольников в ОО «Математическое развитие» Что? Где? Когда? (математическая викторина) Интеллектуальная игра: "Что? Где? Когда?" по познавательному развитию (математика) для детей.

Консультация «Физическое развитие дошкольников по ФГОС в ДОУ» «Физическое развитие дошкольников по ФГОС» консультация для педагогов ДОУ Важнейшим этапом в формировании здоровья ребенка, развития у.

Логико-математическое развитие детей 5–6 лет Возрастные психологические особенности детей: Проявляют интерес к знаковым системам, моделированию, самостоятельному решению творческих.

Математическое образование в современном ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС ДО Одной из важнейших задач воспитания ребенка дошкольного возраста является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей,.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой.

Согласно ФГОС ДО одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

1. Сущность методики математического развития младших дошкольников

2. Понятие о математическом развитии младших дошкольников

3. Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий.

Детские сады и подготовительные классы учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области (25,26,39). Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично, и зачастую, хочется желать лучшего.

Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию младших дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить математическое развитие детей 4-5 лет, отвечающее современным требованиям.

Цель работы: выявление особенностей математического развития детей 4-5 лет в свете современных требований.

Задачи исследования: выявить уровень математического развития детей 4-5 лет; определить систему работы с детьми 4-5 лет по математическому развитию в свете современных требований.

Объект - учебно-воспитательный процесс в ДОУ.

Предмет - формирование элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста.

1. Понятие о математическ ом развити и младших дошкольников

И.Г.Песталоцци в книге "Как Гертруда учит своих детей" (35), говорит о том, что арифметика - это искусство, целиком, возникающее из простого соединения и разъединения нескольких единиц. Его первоначальная форма, по существу, следующая: один да один- два, от двух отнять один - остаётся один. Таким образом, первоначальная форма всякого счёта глубоко запечатлевается детьми, и для них становятся привычными с полным сознанием их внутренней правды средства, служащие для сохранения счёта, то есть числа. В истории педагогики достаточно широкое применение получила система математического развития детей М. Монтессори. Суть её в том, что когда трёхлетние дети приходят в школу, они уже умеют считать до двух или трёх. Потом они легко научаются нумерации. Одним из способов обучения нумерации М. Монтессори использовала монеты. "...Размен денег представляет первую форму нумерации, довольно интересную для возбуждения живого внимания ребёнка..."(26). Далее она обучает с помощью методических упражнений, применяя, как дидактический материал одну из систем, уже использованную в воспитании чувств, то есть серию из десяти брусков различной длины. Когда дети разложат бруски один за другим по их длине, им предлагают считать красные и синие отметки. Теперь к упражнениям чувств для распознавания более длинных и более коротких брусков присоединяются упражнения в счёте.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи.

Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике - одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Счёт необходим как один из процессов изучения чисел. Это видно из того, что его не отвергают и сторонники непосредственного восприятия чисел.

Сказанное даёт нам основание полагать, что оба метода должны целесообразно дополнять друг друга. В пользу нашего мнения говорит и то психическое явление, что непосредственное восприятие числа опирается преимущественно на пространственные элементы, а счёт - на временные элементы числа и действий над числами.

Что касается взгляда на число как результат измерения, то это тоже правильный взгляд, но он не исключает собою понятия о числе, как результате счёта, а лишь расширяет и углубляет понятие числа. Но как более трудный вид для понимания детей, чем предыдущий, он должен не предшествовать ему, а следовать за ним.

Вопрос о числовых фигурах считается одним из спорных вопросов в методике арифметики.

Больше всего этот вопрос, как большинство методических вопросов, обсуждался в немецкой литературе - родине числовых фигур. По их мнению, числовые фигуры могут иметь четыре различных назначения. Одно из них то, что числовые фигуры способствуют возникновению у детей числовых представлений. Второе по важности назначение числовых фигур - это облегчение производства действий над однозначными числами. Третье назначение числовых фигур заключается в том, что они могут служить предметом для счёта. Четвёртое назначение - они могут облегчать переход от числа к цифре, ибо числовая фигура, подобно цифре, является знаком для числа, явно показывающим число единиц в данном числе.

Картинки должны быть одним из наглядных пособий, хотя и важным, но не главным при обучении арифметике. Главным наглядным пособием должны быть действительные, вещественные предметы, ибо они, как подлежащие осязанию, а не указыванию только как картинки, могут быть действительно отнимаемы и прибавляемы по одному и по группам, чего нельзя сказать про картинки, где подобные действия можно производить только мысленно, в воображении (5).

Почему необходимо знакомить детей с сравнением величины предметов? Существует мнение, что дети приходят в школу с готовыми понятиями о величине предметов. На практике получается совсем другая картина. Прежде чем научить детей сравнивать величину предметов, их надо научить эти предметы видеть и рассматривать(10).

Ф.Н. Блехер предложила общие пути работы по формированию математических представлений (4, 6, 15). Она выделила два основных пути в работе с детьми:

1. Использование всех многочисленных поводов, которые в изобилии доставляет повседневная жизнь детей в коллективе и различные виды детской деятельности.

2. Путь, тесно связанный с первым - игры и занятия со специальным заданием по счёту.

Если в первом случае усвоение счёта происходит попутно, то во втором - работа по счёту носит самостоятельный характер. В работе с детьми указанные пути перекрещиваются и применяются в каждой возрастной группе детского сада.

Так же Ф.Н. Блехер разработала основной дидактический материал, необходимый на занятиях по формированию элементарных математических представлений для всех возрастных групп.

2 . Сущность методики математического развития младших дошкольников

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач, решаемых методикой, достаточно обширен:

Научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

Определение содержания материала для подготовки ребёнка в детском саду к усвоению математики в школе;

Совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм и организация процесса развития элементарных математических представлений;

Реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;

Разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;

Разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию, и свои источники. К последним относятся:

Научные исследования и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);

Программно-инструктивные документы ("Программа воспитания и обучения в детском саду", методические указания и т.д.);

Методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);

Передовой коллективный и индивидуальный педагогический опыт по формированию элементарных математических представлений у детей в детском саду и семье, опыт и идеи педагогов-новаторов.

Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.

Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт к выполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно.

Упор в методике работы с детьми данного возраста делается на образном начале, а также сделан шаг в направлении" реабилитации" в глазах педагогов ассоциативного мышления, которое, как известно, является одним из механизмов творческого процесса. Однако, увлеченные идеалами научности, строгости, логичности, мы нередко забываем, что мышлению для того, чтобы быть по-настоящему продуктивным, необходимы такие качества, как подвижность и гибкость, способность устанавливать неожиданные связи, находить неожиданные аналогии и таким путём двигаться по пути познания нового.

Говоря о развитии творческого мышления, мы часто забываем о таком важном его факторе, как умение образовывать ассоциации. Эта способность (в разумных пределах) развивается у детей данного возраста в процессе занятий по программе "Радуга". Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко (7) предлагают осуществлять математическое развитие на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности, в том числе, в игре.

В процессе игр закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени.

Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер).

Игры должны быть направлены на развитие логического мышления, а именно на умение устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры. Должное внимание уделено развитию речи. В ходе игры воспитатель не только задаёт заранее подготовленные вопросы, но и непринуждённо разговаривает с детьми по теме и сюжету игры, содействует вхождению ребёнка в игровую ситуацию. Педагог использует потешки, загадки, считалки, фрагменты сказок. Игровые познавательные задачи решаются с помощью наглядных пособий. Необходимым условием, обеспечивающим успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм: варьирование игровых действий и вопросов, индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или с усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Воспитатель должен знать не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование специальных обучающих игр так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Методика формирования элементарных математических представлений в системе педагогических наук призвана оказать помощь в математике- одного из важнейших учебных предметов в школе, способствовать воспитанию всесторонне развитой личности.

Обучение ведёт за собой развитие. В условиях рационально построенного обучения, учитывая возрастные возможности дошкольников, можно сформировать у них полноценные представления об отдельных математических понятиях. Обучение при этом рассматривается как непременное условие развития, которое в свою очередь становится управляемым процессом, связанным с активным формированием математических представлений и логических операций. При таком подходе не игнорируется стихийный опыт и его влияние на развитие ребёнка, но ведущая роль отводится целенаправленному обучению.

3. Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста

Современное состояние математического развития дошкольников предусматривается в разных программах. Одна из них - программа "Детство" заключается в следующем:

1. Цель- развитие познавательных и творческих способностей детей (личностное развитие).

Сравнение - счёт

Уравнивание - измерение

Комплектование - вычисление плюс элементы логики и математики.

3. Методы и приёмы:

Практические (игровые);

Экспериментирование;

Моделирование;

Воссоздание;

Преобразование;

Конструирование.

4. Дидактические средства:

Наглядный материал (книги, компьютер):

Блоки Дьенеша,

Палочки Кюизенера,

5. Форма организации детской деятельности:

Индивидуально-творческая деятельность,

Творческая деятельность в малой подгруппе(3-6 детей),

Учебно-игровая деятельность (познавательные игры, занятия),

Игровой тренинг.

Всё это опирается на развивающую среду, которую можно построить следующим образом:

1. Математические развлечения:

Игры на плоскостное моделирование (Пифагор, Танграм и т.д.),

Игры головоломки,

Задачи-шутки,

Кроссворды,

2. Дидактические игры:

Сенсорные,

Моделирующего характера,

Специально придуманные педагогами для обучения детей.

3. Развивающие игры - это игры, способствующие решению умственных способностей. Игры основываются на моделировании, процессе поиска решений. Никитин, Минскин «От игры к знаниям».

Таким образом, наука математического развития в свете современных требований изменилась, стала более ориентированной на развитие личности ребёнка, развитие познавательных знаний, охране его физического и психического здоровья. Если при учебно-дисциплинарном подходе воспитания она сводится к исправлению поведения или предупреждению возможных отклонений от правил посредством «внушений», то личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребёнком исходит из кардинально иной трактовки процессов воспитания: воспитывать - значит приобщать ребёнка к миру человеческих ценностей.

Заключение

Познание свойств детьми 4-5 лет происходит наиболее успешно в активных действиях по сравнению, группировке, видоизменению и воссозданию геометрических фигур, силуэтов, предметов разной формы, величины. Уместны игры типа "Цвет и форма", "Форма и размер" и другие, в которые непосредственно включены разнообразные обследовательские действия. Использование логических блоков Дьенеша или набора логических геометрических фигур даёт возможность приобщить детей к выполнению простых игровых действий на классификацию по совместным свойствам, причём как по наличию, так и по отсутствию свойства. Игры и упражнения с цветными счетными палочками Кюизенера наиболее успешно способствуют познанию величинных и числовых отношений. Практическая деятельность взрослых совместно с детьми по изготовлению печенья, салата, уборке помещения, посадке и уходу за растениями, уходу за животными, сопровождаемая познавательными разговорами успешно способствует освоению элементарных математических отношений. Игры на освоение счёта очень разнообразны: подвижные, конструктивные, настольно-печатные и другие. Для освоения сравнения, обобщения групп предметов по числу следует специально, с учётом уровня развития детей, подбирать игры и варьировать их.

Для закрепления представлений детей о сохранении количества, его независимости от формы расположения, хорошо использовать игру "Точечки". Дети любят общаться, их радует одобрение старших, это поощряет их к освоению новых действий. Для эффективного повышения уровня математических знаний предлагается методика использования различных видов детской деятельности преимущественно игрового характера.

Целенаправленное развитие элементарных математических представлений должно осуществляться на протяжении всего дошкольного периода.

Список литературы

1. Асмолов А.Г. "Психология личности".- М.: Просвещение 1990г.

2. Альтхауз Д. , Дум Э. "Цвет, форма, количество". - М.: Просвещение

3. 1984 г. стр. 11 -16, 40.

4. Волковский Д Л."Руководство к "Детскому миру" в числах". -

5. М.: 1916г. стр.7-11,13,24.

6. Венгер Л.А. , Дьяченко О.М. "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста". - М.: Просвещение 1989 г.

7. Гальперин П.Я. " О методе формирования умственных действий".

8. Глаголева Л.В. "Сравнение величин предметов в нулевых группах школ" Л-М. : Работник просвещения 1930г. стр. 4-6, 12-13.

9. Дошкольное воспитание, 1969г. № 9 стр. 57-65.

10. Ерофеева Т.И. и другие. "Математика дня дошкольников",- М.: Просвещение 1992г.

11. 3вонкин А. "Малыш и математика, непохожая на математику". Знание и сила, 1985г. стр. 41-44.

12. Логинова В.И. "Формирование у детей дошкольного возраста (3-6 лет) знаний о материалах и признаках, свойствах и качествах". - Л.: 1964г

13. Логинова В.И. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.

14. Леушина А.М. "Обучение счёту в детском саду". - М.: Учпедиз. 1961г. стр. 17-20.

15. Менчинская Н.А. "Психология обучения арифметике". АПН РСФСР 1955г. -М. стр. 164-182.

16. Метлина Л.С. "Математика в детском саду". - М.: Просвещение 1984г. стр. 11-22, 52-57, 97-110, 165-168.

17. Использование игровых методов при формировании у дошкольников математических представлений". - Л.: 1990г. стр.47-62.

18. Носова Е.А. "Формирование умения решать логические задачи в дошкольном возрасте. Совершенствование процесса формирования элементарных математических представлений в детском саду". - Л.: 1990г. стр.24-37.

19. Непомнящая Н.Н. "Психологический анализ обучения детей 3-7 лет (на материале математики)".- М.: Педагогика 1983г. стр.7-15.

20. Смоленцева А.А. "Сюжетно- дидактические игры с математическим содержанием ".- М.: Просвещение 1987г. стр. 9-19.

21. Тарунтаева Т.В. "Развитие элементарных математических представлений дошкольников", - М.6 Просвещение 1980г. стр.37-40.

22. Федлер М. "Математика уже в детском саду". - М.: Просвещение 1981г. стр. 28-32,97-99.

Подобные документы

    Особенности формирования и выявление уровня сформированности операций логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. Эффективность условий использования дидактической игры при развитии операций логического мышления у старших дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 29.06.2011

    Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников. Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни. Игры и упражнения по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста (6 - 7 лет).

    курсовая работа , добавлен 13.09.2003

    Особенности формирования мышления у детей с нарушениями зрения. Диагностика элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Влияние режиссерской игры на развитие образного мышления у детей дошкольного возраста.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2017

    Роль организованной образовательной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста. Методические рекомендации для воспитателей по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством аппликации.

    дипломная работа , добавлен 05.12.2013

    Понятие внимания в психолого-педагогической литературе. Развитие внимания у детей дошкольного возраста. Содержание работы по развитию внимания с помощью дидактической игры у детей старшего дошкольного возраста. Структура, функции и виды дидактических игр.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2014

    Подбор методик для изучения логического мышления у детей старшего дошкольного возраста, описание этапов эксперимента. Методические рекомендации для родителей и педагогов по развитию логического мышления у дошкольников; использование игр на его развитие.

    дипломная работа , добавлен 24.12.2017

    Возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста. Дидактические игры: структура и виды. Методика проведения дидактических игр, способствующих развитию внимания, любознательности, наблюдательности, познавательных и умственных способностей детей.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2016

    Понятие связной речи и ее значение для развития детей дошкольного возраста. Роль словесных игр в ее развитии. Содержание и основные методики изучения развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Методические рекомендации по ее развитию.

    аттестационная работа , добавлен 15.03.2015

    Понятие о познавательных процессах в психолого-педагогической литературе. Развитие психики у детей дошкольного возраста. Дидактические игры и их роль в развитии детей дошкольного возраста. Развитие познавательной активности посредством дидактической игры.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2014

    Современные проблемы использования дидактических игр в познавательном развитии детей дошкольного возраста. Разработка рекомендаций по организации и методике использования дидактических игр, способствующих развитию внимания детей дошкольного возраста.

Елена Чупина
Особенности математического развития детей в ДОО

Математическое развитие детей дошкольного возраста по прежнему остаётся одной из актуальных проблем дошкольного образования. В соответствии с ФГОС дошкольного образования данное направление работы осуществляется в рамках решения задач образовательной области «познавательное развитие » . Формирование дошкольного возраста должно осуществляться в разных видах детской деятельности и связано с познанием окружающих предметов. Сам процесс обучения должен способствовать не только приобретению и закреплению математических представлений , но и развитию мыслительных операций (анализ, синтез, обобщение, группировка, сериация и др., мелкой моторики рук.

В соответствии ФГОС в рамках образовательной области Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей , любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале , звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы , многообразии стран и народов мира.

В процессе формирования элементарных математических представлений у дошкольников педагог использует разнообразные методы обучения и умственного воспитания : практические, наглядные, словесные, игровые.

Таб. 2 Методы ФЭМП.

Виды методов Описание

Наглядные методы демонстрация, иллюстрация, рассматривание и др.

Практические методы предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.

Словесные методы объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.

Игровые методы Дидактические игры, словесные игры, игры с предметами и настольно-печатные игры.

Таб. 3 Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности

Особенности практического метода

Выполнение разнообразных предметно-практических и умственных действий;

широкое использование дидактического материала ;

возникновение математических представлений в результате действия с дидактическим материалом ;

выработка специальных математических навыков (счета, измерения, вычислений и др.) ;

использование математических представлений в быту, игре, труде и др.

Особенности наглядного метода

Виды наглядного материала :

демонстрационный и раздаточный;

сюжетный и бессюжетный;

объемный и плоскостной;

специально-счетный (счетные палочки, абак, счеты и др.) ; фабричный и самодельный.

Методические требования к применению наглядного материала :

Новую программную задачу лучше начинать с сюжетного объемного материала ;

по мере усвоения учебного материала переходить к сюжетно-плоскостной и бессюжетной наглядности;

одна программная задача объясняется на большом разнообразии наглядного материала ;

новый наглядный материал лучше показать детям заранее.

Особенности словесного метода

Вся работа построена на диалоге воспитатель - ребенок.

Требования к речи воспитателя :

эмоциональная; грамотная; доступная; четкая;

достаточно громкая; приветливая;

в младших группах тон загадочный, сказочный, таинственный, темп небыстрый, многократные повторения;

в старших группах тон заинтересовывающий, с использованием проблемных ситуаций, темп достаточно быстрый, приближающийся к ведению урока в школе…

Особенности игрового метода В играх используется специфический дидактический материал , подобранный по определённым признакам. Моделируя математические понятия , он позволяет выполнять логические операции.

Занятия по математике проводятся в игровой форме, понятной и интересной детям. С каждым занятием дети всё больше втягиваются в обучающий процесс, но при этом занятия остаются игрой, сохраняя свою притягательность. Помимо обучения и развития , математика для дошкольников позволяет ребенку легче адаптироваться к занятиям в школе, и родителям не придется переживать, когда он пойдёт в первый класс. Математика для дошкольников позволит в полной мере раскрыть потенциал ребенка и развить математические способности . Присутствие игровых персонажей на занятии побуждает детей к математической деятельности , преодолению интеллектуальных трудностей.

Таб. 4 Виды детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования формирование математических представлений у детей дошкольного возраста.

Деятельность Виды деятельности

Игровая деятельность - форма активности ребенка, направленная не на результат, а на процесс действия и способы осуществления и характеризующаяся принятием ребенком условной (в отличие от его реальной жизненной) позиции -игры со строительным материалом (со специально созданным материалом : напольным и настольным строительным материалом , строительными наборами, конструкторами и т. п. ; с природным материалом ; с бросовым материалом )

Игры с правилами :

-дидактические по содержанию : математические , по дидактическому материалу : игры с предметами, настольно-печатные.

-развивающие ;

Компьютерные (основанные на сюжетах художественных произведений; стратегии; обучающие)

Познавательно-исследовательская деятельность - форма активности ребенка, направленная на познание свойств и связей объектов и явлений, освоение способов познания , способствующая формированию целостной картины мира Экспериментирование, исследование; моделирование :

Замещение;

Составление моделей;

Деятельность с использованием моделей; -по характеру моделей (предметное, знаковое, мысленное)

Продуктивная деятельность

Конструирование из различных материалов - форма активности ребенка, которая развивает у него пространственное мышление, формирует способность предвидеть будущий результат, дает возможность для развития творчества , обогащает речь Конструирование :

Из строительных материалов ;

Из коробок, катушек и другого бросового материала ;

Из природного материала .

Художественный труд :

Аппликация;

Конструирование из бумаги

Рис. 1 Формы обучения ФЭМП.

№ Форма обучения Организация обучения

1. Индивидуальная форма. Организация обучения позволяет индивидуализировать обучение (содержание, методы, средства, однако требует от ребенка больших нервных затрат;

создает эмоциональный дискомфорт; неэкономичность обучения;

ограничение сотрудничества с другими детьми.

2. Групповая форма. (Индивидуально-коллективная) .

Группа делится на подгруппы. Основания для комплектации : личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития . При этом педагогу, в первую очередь, важно обеспечить взаимодействие детей в процессе обучения .

3. Фронтальная форма. Работа со всей группой, четкое расписание, единое содержание. При этом содержанием обучения на фронтальных занятиях может быть деятельность художественного характера. Достоинствами формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей , экономичность обучения; недостатком - трудности в индивидуализации обучения.

Таб. 5 Формы и организация обучения математического развития детей дошкольного возраста.

Таб. 6 Формы работы по математическому развитию дошкольников

Форма Задачи время Охват детей Ведущая роль

Занятие Дать, повторить, закрепить и систематизировать знания, умения и навыки Планомерно, регулярно, систематично (длительность и регулярность в соответствии с программой) Группа или подгруппа (в зависимости от возраста и проблем в развитии ) Воспитатель

Дидактическая игра Закрепить, применить, расширить ЗУН На занятии или вне занятий Группа, подгруппа, один ребенок Воспитатель и дети

Индивидуальная работа Уточнить ЗУН и устранить пробелы На занятии и вне занятий Один ребенок Воспитатель

Досуг (математический утренник , праздник, викторина и т. п.) Увлечь математикой , подвести итоги 1-2 раза в году Группа или несколько групп Воспитатель и другие специалисты

Самостоятельная деятельность Повторить, применить, отработать ЗУН Во время режимных процессов, бытовых ситуаций, повседневной деятельности Группа, подгруппа, один ребенок Дети и воспитатель

Средства ФЭМП.

Оборудование для игр и занятий (наборное полотно, счетная лесенка, фланелеграф, магнитная доска, доска для письма, ТСО и др.).

Комплекты дидактического наглядного материала (игрушки, конструкторы, строительный материал , демонстрационный и раздаточный материал , наборы «Учись считать» и др.).

Литература (методические пособия для воспитателей , сборники игр и упражнений, книги для детей , рабочие тетради и др.).

Одной из главных форм в процессе образования и воспитания детей в детском саду является самостоятельная деятельность детей . Самостоятельная деятельность детей – свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – пространственной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

ФЭМП у детей дошкольного возраста осуществляется в разных видах детской деятельности. Одним из таких видов деятельности является конструирование. Известно, что конструирование занимает значимое место в дошкольном образовании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей : ребёнок овладевает практическими знаниями, учится выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами. Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки, другими словами, конструирование – продуктивный вид деятельности дошкольника, предполагающий создание конструкций по образцу, по условиям и по собственному замыслу.

На занятиях конструированием у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению. Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями.

Среда развивает ребенка только в том случае, если она представляет для него интерес, подвигает его к действиям, исследованию. Среда организовывается таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься своим любимым делом.

Предметно - пространственная развивающая среда должна отвечать индивидуальным и возрастным особенностям детей , их ведущему виду деятельности – игре. Игра способствует развитию творческих способностей , будит фантазию, активность действий, учит общению, яркому выражению своих чувств. В своей группе выделяю два варианта организации самостоятельной познавательной деятельности : самостоятельные дидактические игры и конструирование.

Дидактические игры, разработанные авторами : Л. Л. Венгером, игры В. В. Воскобовича, Б. Н. Никитина и других или созданы самостоятельно, учитывая уровень познавательного развития детей и требования к самостоятельным дидактическим играм :

Правила игры должны представлять детям возможность выбрать нужные для данной ситуации знания и умения, которыми они уже овладели в процессе обучения;

Необходима вариативность каждой игры, усложняющая игровую ситуацию, что позволяет детям применять разнообразные действия и вновь полученные знания, сохраняет длительный интерес детей к выполнению заданий;

Большинство игр должны предполагать взаимный контроль и оценку действий, решений детьми, что подводит их к сотрудничеству, совместным действиям, обсуждению, обмену опытом, а также активизирует имеющиеся у них знания и способы их применения к каждой конкретной ситуации.

Так же на занятии по математике хорошо использовать игры и упражнения с блоками Дьенеша. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с формой , цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение, логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение) . Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.) . Блоки Дьенеша предназначены для детей от трех лет .

Более активно и творчески дошкольники играют в самостоятельные дидактические игры тогда, когда в совместной деятельности они предварительно получили знания, необходимые для выполнения игровых заданий, а также усвоили основные правила игры. В группе имеются такие игры В. В. Воскобовича : «Геоконт» , «Прозрачный квадрат» , «Квадрат Воскобовича» , «Фонарики» , «Восьмерка» , «Чудо-конструкторы» ; игры Б. Н. Никитина : «Сложи узор» , «Сложи квадрат» , «Уникуб» , «Палочки Кюизенера» . Такие игры развивают конструкторские способности , пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. В зоне математического развития представлены игры «Магнитная мозаика» со схемами, «Части и целое» , «Изучаем время» , «Считаем до …» , «Сложение и вычитание с Карлсоном» , «Разноцветные фигуры» , «Все о времени» , «Домино с цифрами» , «Маленький дизайнер» . Где дети могут закреплять свои знания о геометрических фигурах, пространственно- временные представления, познают числа и осваивают действия с числами. Конструкторы.

Создание условий для организации совместной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС из опыта работы.

Для организации совместной самостоятельной деятельности детей в группе должны быть созданы соответствующие условия.

Во-первых, у детей должен быть сформирован определённый уровень умений и навыков. Ребёнок приступает к новой для себя деятельности сначала под руководством педагога, по показу и объяснению взрослого и только получив определённый опыт выполнения этой деятельности совместно, может выполнять её самостоятельно.

Создавая развивающую среду в группе используем большое количество пооперационных карт, они напоминают детям последовательность выполнения действий во время изобразительной деятельности, в опытно-экспериментальной, игровой, трудовой деятельности. Методические основы организации занятий по ФЭМП в процессе конструирования :

Построение занятий по математике базируется на основных современных подходах к процессу образования :

Деятельностном;

- развивающем ;

Личностно-ориентированном.

Наиболее эффективному проведению занятий по математике способствует соблюдение следующих условий :

1. учёт индивидуальных, возрастных психологических особенностей детей ;

2. создание благоприятной психологической атмосферы и эмоционального настроя (доброжелательный спокойный тон речи воспитателя, создание ситуаций успешности для каждого воспитанника);

3. широкое использование игровой мотивации;

4. интеграция математической деятельности в другие виды : игровую, музыкальную, двигательную, изобразительную;

5. смена и чередование видов деятельности в связи с быстрой утомляемостью и отвлекаемостью детей ;

6. развивающий характер заданий .

На занятиях можно применить : игровые методы, проблемно-поисковые методы, частично-поисковые методы, проблемно-практические игровые ситуации, практические методы.

"Значение математического развития детей дошкольного возраста"

Введение

Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения в познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций. Математическое развитие - значимый компонент в формировании «картины мира» ребенка.

Формированию у ребенка математических представлений способствует использование разнообразных дидактических игр. В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

В начальной школе курс математики вовсе не прост. Зачастую дети испытывают разного рода затруднения при освоении школьной программы по математике. Возможно, одной из основных причин подобных трудностей является потеря интереса к математике как предмету.

Следовательно, одной из наиболее важных задач воспитателя и родителей - развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

1. Психолого-педагогические основы развития математических представлений у детей 4-5 лет.

Большая ошибка думать, что ребёнок приобретает понятие числа и другие математические понятия непосредственно в обучении. Наоборот, в значительной степени он развивает их самостоятельно, независимо и спонтанно. Когда взрослые пытаются навязать ребёнку математические понятия преждевременно, он выучивает их только словесно. Ребёнок ещё не различает, что можно считать само собой разумеющимся, а что нет.

Таким образом, можно сказать, что ребёнок-дошкольник не обладает достаточными способностями для того, чтобы связывать друг с другом временные, пространственные и причинные последовательности и включать их в более широкую систему отношений. Он отражает действительность на уровне представлений, а эти связи усваиваются им в результате непосредственного восприятия вещей и деятельности с ними. При классификации объекты или явления объединяются на основе общих признаков в класс или группу, например: все люди, которые умеют водить машину и т.д. Классификация вынуждает детей подумать о том, что лежит в основе сходства и различия разнообразных вещей, поскольку ему необходимо сделать заключение о них.

Основные представления о постоянстве, операциях классификации образуют более общую схему у всех детей примерно между 4 и 7 годами жизни. Они создают фундамент для выработки логического последовательного мышления

2. Современные требования к математическому развитию детей дошкольного возраста.

Дети четырёх лет активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Объём представлений следует рассматривать в качестве основы познавательного развития. Познавательные и речевые умения составляют как бы технологию процесса познания, минимум умений, без освоения которых дальнейшее познание мира и развитие ребёнка будет затруднительно. Активность ребёнка, направленная на познание, реализуется в содержательной самостоятельной игровой и практической деятельности, в организуемых воспитателем познавательных развивающих играх.

Взрослый создаёт условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребёнка в деятельность сравнения, сосчитывания, воссоздания, группировки, перегруппировки и т.д. При этом инициатива в развёртывании игры, действия принадлежит ребёнку. Воспитатель вычленяет, анализирует ситуацию, направляет процесс её развития, способствует получению результата.

Ребёнка окружают игры, развивающие его мысль и приобщающие его к умственному труду. Например, игры из серии: «Логические кубики», «Уголки», «Составь куб» и другие; из серии: «Кубики и цвет», «Сложи узор», «Куб-хамелеон» и другие.

Нельзя обойтись и без дидактических пособий. Они помогают ребёнку вычленить анализируемый объект, увидеть его во всём многообразии свойств, установить связи и зависимости, определить элементарные отношения, сходства и отличия. К дидактическим пособиям, выполняющим аналогичные функции, относятся логические блоки Дьенеша, цветные счётные палочки (палочки Кюизенера), модели и другие.

Играя и занимаясь с детьми, воспитатель способствует развитию у них умений и способностей:

Оперировать свойствами, отношениями объектов, числами;

Выявлять простейшие изменения и зависимости объектов по форме, величине;

Сравнивать, обобщать группы предметов, соотносить, вычленять закономерности чередования и следования, оперировать в плане представлений, стремиться к творчеству;

Проявлять инициативу в деятельности, самостоятельность в уточнении или выдвижении цели, в ходе рассуждений, в выполнении и достижении результата;

Рассказывать о выполняемом или выполненном действии, разговаривать со взрослыми, сверстниками по поводу содержания игрового (практического) действия.

3. Формирование математических способностей детей

дошкольного возраста.

Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе - это познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В. Занкова, система В. В. Давыдова и др.) эти умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас заученных знаний кончается очень быстро (через месяц-два), и несформированность собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять указанные выше мыслительные действия на математическом содержании) очень быстро приводит к появлению «проблем с математикой».

В то же время ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам школьной программы (счету, вычислениям и т. п.). Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического, характера. Закономерен ли такой подход к отбору детей для обучения? Да, закономерен, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности.

Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться. Существует большое количество исследований, подтверждающих, что развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны). Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление. Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в литературе также называют логическими приемами мышления. При организации специальной развивающей работы над формированием и развитием логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Для выработки определенных математических умений и навыков необходимо развивать логическое мышление дошкольников. В школе им понадобятся умения сравнивать, анализировать, конкретизировать, обобщать. Поэтому необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у детей.

Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения. Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая занимательная задачка содержит в себе некий „подвох“ и для ее решения необходимо понять, в чем тут хитрость.

Логическое развитие ребенка предполагает также формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в дальнейшем.

Заключение

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к школе важно познакомить ребенка с основами счета.

И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Самое главное - это привить ребенку интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области математики, развитие памяти, мышления, творческих способностей способствуют общему математическому развитию детей дошкольного возраста. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать, а в развитии этих навыков ребенку помогают близкие люди - его родители и педагог.

Целостное развитие ребенка-дошкольника -- многогранный процесс. Особую значимость в нем приобретают личностный, умственный, речевой, эмоциональный и другие аспекты развития. В умственном развитии немаловажную роль играет математическое развитие, которое в то же время не может осуществляться вне личностного, речевого и эмоционального.

Понятие «математическое развитие дошкольников» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий . В процессе усвоения элементарных математических представлений дошкольник вступает в специфические социально-психологические отношения со временем и пространством (как физическим, так и социальным); у него формируются представления об относительности, транзитивности, дискретности и непрерывности величины и т. п. Эти представления могут рассматриваться в качестве особого «ключа» не только к овладению свойственными возрасту видами деятельности, к проникновению в смысл окружающей действительности, но и к формированию целостной «картины мира».

Основа трактовки понятия «математическое развитие» дошкольников была заложена и в работах Венгера Л.А. и на сегодня является наиболее распространенной в теории и практике обучения математике дошкольников. «Целью обучения на занятиях в детском саду является усвоение ребенком определенного заданного программой круга знаний и умений. Развитие умственных способностей при этом достигается косвенным путем: в процессе усвоения знаний. Именно в этом и заключается смысл широко распространенного понятия «развивающее обучение». Развивающий эффект обучения зависит от того, какие знания сообщаются детям и какие методы обучения применяются».. Здесь хорошо заметна предполагаемая иерархия категорий: знания - первичны, метод обучения - вторичен, т.е. подразумевается, что метод обучения «подбирается» в зависимости от характера знаний, сообщаемых ребенку (при этом употребление слова «сообщаемых» очевидно сводит «на нет» саму вторую половину высказывания, поскольку раз «сообщаемых», значит метод «объяснительно-иллюстративный», и, наконец, полагается, что само умственное развитие - это самопроизвольное следствие этого обучения.

Такое понимание математического развития устойчиво сохраняется в работах специалистов дошкольного образования. В исследовании Абашиной В.В. дается определение понятию «математическое развитие»: «математическое развитие дошкольника - это процесс качественного изменения в интеллектуальной сфере личности, который происходит в результате формирования у ребенка математических представлений и понятий».

Из исследования Е.И.Щербаковой под математическим развитием дошкольников нужно понимать сдвиги и изменения в познавательной деятельности личности, которые происходят в результате формирования элементарных математических представлений и связанных с ними логических операций . Иными словами, математическое развитие дошкольников -- это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями.

Выделившись из дошкольной педагогики, методика формирования элементарных математических представлений стала самостоятельной научной и учебной областью. Предметом её исследования является изучение основных закономерностей процесса формирования элементарных математических представлений у дошкольников в условиях общественного воспитания. Круг задач математического развития, решаемых методикой, достаточно обширен:

Научное обоснование программных требований к уровню развития количественных, пространственных, временных и других математических представлений детей в каждой возрастной группе;

Определение содержания материала для подготовки ребёнка в детском саду к усвоению математики в школе;

Совершенствование материала по формированию математических представлений в программе детского сада;

Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических средств, методов и разнообразных форм и организация процесса развития элементарных математических представлений;

Реализация преемственности в формировании основных математических представлений в детском саду и соответствующих понятий в школе;

Разработка содержания подготовки высококвалифицированных кадров, способных осуществлять педагогическую и методическую работу по формированию и развитию математических представлений у детей во всех звеньях системы дошкольного воспитания;

Разработка на научной основе методических рекомендаций родителям по развитию математических представлений у детей в условиях семьи.

Щербакова Е.И. среди задач по формированию элементарных математических знаний и последующего математического развития детей выделяет главные, а именно:

приобретение знаний о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени как основах математического развития;

формирование широкой начальной ориентации в количественных, пространственных и временных отношениях окружающей действительности;

формирование навыков и умений в счете, вычислениях, измерении, моделировании, общеучебных умений;

овладение математической терминологией;

развитие познавательных интересов и способностей, логического мышления, общее интеллектуальное развитие ребенка.

Эти задачи чаще всего решаются воспитателем одновременно на каждом занятии по математике, а также в процессе организации разных видов самостоятельной детской деятельности. Многочисленные психолого-педагогические исследования и передовой педагогический опыт работы в дошкольных учреждениях показывают, что только правильно организованная детская деятельность и систематическое обучение обеспечивают своевременное математическое развитие дошкольника .

Теоретическую базу методики формирования элементарных математических представлений у дошкольников составляют не только общие, принципиальные, исходные положения философии, педагогики, психологии, математики и других наук. Как система педагогических знаний она имеет и свою собственную теорию, и свои источники. К последним относятся:

Научные исследования и публикации, в которых отражены основные результаты научных поисков (статьи, монографии, сборники научных трудов и т.д.);

Программно-инструктивные документы ("Программа воспитания и обучения в детском саду", методические указания и т.д.);

Методическая литература (статьи в специализированных журналах, например, в "Дошкольном воспитании", пособия для воспитателей детского сада и родителей, сборники игр и упражнения, методические рекомендации и т.д.);

Передовой коллективный и индивидуальный педагогический опыт по формированию элементарных математических представлений у детей в детском саду и семье, опыт и идеи педагогов-новаторов .

Методика формирования элементарных математических представлений у детей постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передового педагогического опыта.

В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно-обоснованная методическая система по развитию математических представлений у детей. Её основные элементы - цель, содержание, методы, средства и формы организации работы - теснейшим образом связаны между собой и взаимообуславливают друг друга.

Ведущим и определяющим среди них является цель, так как она ведёт к выполнению социального заказа общества детским садом, подготавливая детей к изучению основ наук (в том числе и математики) в школе.

Дошкольники активно осваивают счёт, пользуются числами, осуществляют элементарные вычисления по наглядной основе и устно, осваивают простейшие временные и пространственные отношения, преобразуют предметы различных форм и величин. Ребёнок, не осознавая того, практически включается в простую математическую деятельность, осваивая при этом свойства, отношения, связи и зависимости на предметах и числовом уровне.

Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.

Математическая подготовка детей к школе предполагает не только усвоение детьми определённых знаний, формирование у них количественных пространственных и временных представлений. Наиболее важным является развитие у дошкольников мыслительных способностей, умение решать различные задачи. Воспитатель должен знать, не только как обучать дошкольников, но и то, чему он их обучает, то есть ему должна быть ясна математическая сущность тех представлений, которые он формирует у детей. Широкое использование устного народного творчества так же важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития.

Таким образом, математическое развитие рассматривается как следствие обучения математическим знаниям. В какой-то мере это, безусловно, наблюдается в некоторых случаях, но происходит далеко не всегда. Если бы данный подход к математическому развитию ребенка был верным, то достаточно было бы отобрать круг знаний, сообщаемых ребенку, и подобрать «под них» соответствующий метод обучения, чтобы сделать этот процесс реально продуктивным, т.е. получать в результате «поголовное» высокое математическое развитие у всех детей.